Все басни льва николаевича толстого для детей и взрослых

Особенность басен Толстого

В чём состоит своеобразный подход в написании басен Толстого? В первую очередь, в том, что великий классик считал, что не стоит изменять стройность и лаконичность языка древних басен. Он не одобрял переводы в стихах. Автор старался передавать точное содержание поучений, сохраняя образность языка. Толстой писал для детей, поэтому вставлял элементы русского устного народного творчества в виде пословиц и сказок. Это было просто и доступно для детского возраста. Иногда басни Эзопа просто пересказывались Толстым дословно. Но это не было лишено оригинальности и самобытности. Образы в его баснях приближены к русской действительности и легко узнаваемы.

Русская сказка

Отзыв к рассказу сказке Льва Толстого «Пчёлы и трутни»

В сказке у Льва Николаевича Толстого рассказывается об интересном мире пчёл. В ульях живут пчёлы, которые привыкли своим трудом нектар добывать. Тут же проживают трутни. Эти пчёлы – тунеядцы, они не знают, что такое труд, а поесть любят. Вот как-то летом маленькие полосатые труженицы и трутни перессорились друг с другом. Вопрос решали очень важный: кто имеет право мёд кушать. В качестве судьи выступила оса. Оса решила провести эксперимент и выяснить, кто же мёд делает: пчёлы или трутни. Сроку оса отвела им неделю, за которую в отдельно взятом улье трутни попробуют собрать свой мёд, а в другом пустом улье будут трудиться пчёлы. Трутни почувствовали, что спор они проиграют, потому что трудиться не могут, попросили рассудить их сейчас же. Оса сразу поняла, что трутни не могут делать мёд, только жить умеют за чужой счёт. Предложила она пчёлам прогнать трутней вон из ульев. Поэтому всех трутней пчёлы и убили.

Поучительная сказка

Сказку «Пчёлы и трутни» полезно прочитать детям. Ведь так происходит и в жизни у людей: лодыри и лентяи живут за счёт чужого труда, сами при этом нисколько не зарабатывают. Писатель высмеивает лень. Работа и честный труд всегда ценятся в обществе. Таких произведений у Толстого в книге для детей много. В сказке трутни не только ленивые, но и наглые

На этот факт взрослые, помогающие малышам при чтении, должны обратить особое внимание. Оса выступила в сказке мудрой и справедливой, она поняла, что тот, кто трудится, достоин есть продукт своего труда

Ложь издалека видна

Хороший конец в сказке: пчёлы выгнали трутней вон. Благодаря осе, пчёлы поняли, что трутни всё время пользовались их трудом. Хорошо, когда у людей есть такой мудрый судья, который укажет, кого нужно наказать за наглую ложь и тунеядство. Содержание в сказке полностью похоже на то, как разворачиваются события в реальной жизни. Бывает очень обидно, если справедливый судья указывает на лодырей, а те, кто трудится, не успевают отдохнуть и посмотреть другими глазами на тех, кто находится рядом и обкрадывает и присваивает себе чужой труд. Такие люди, как и трутни из сказки, ведут себя нагло, бесцеремонно, их трудно распознать, отличить от настоящих друзей. Вот для чего и нужен тот, кто сможет рассудить и разобраться в существующей ситуации.

Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Пчёлы и трутни» онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.

Пчела и Мухи, басня Крылова

Басня «Пчела и Мухи»

Иван Андреевич Крылов – замечательный русский поэт, публицист, общественный деятель, известный благодаря своим басням. Герои его произведений обычно животные, насекомые, растения и прочее, а вот пороки сплошь людские. Писатель раскрывает и обличает отрицательные стороны человека и общества, заставляя улыбнуться, посмеяться и, конечно, задуматься, порыться в себе. Грустно, но крыловские басни до сих пор не теряют актуальности, из чего можно сделать вывод: времена меняются, а вот люди и их сущность — нет.

Басня «Пчела и Мухи» была написана в 1817 году. Произведение явилось своеобразным продолжением другой басни, изданной в 1808 году — «Муха и дорожные». Спустя 10 лет, в 1827 году, Крылов напишет продолжение с теми же героями – «Муха и Пчела». Весь этот триптих фактически высмеивает одни пороки (лень, бесполезность, бездумность, хвастовство), только в несколько разном преломлении.

Герои и сюжет басни

Басня сказка рассказывает нам о двух мухах, которые собрались улететь в дальние страны за хорошей жизнью, прельстившись рассказами попугаев. На родине мухам живётся несладко – нигде им не рады, повсюду выгоняют, сладости и вкусности закрывают на столе стеклянными колпаками, да ещё и пауки повсюду охотятся.

Стали звать наши героини с собой Пчелу. Однако пчёлка-труженица не поддалась уговорам, а резонно заметила, что нигде мухи не обретут счастье, так как праздных и бесполезных никто не любит. Вот сама пчёлка давно сыскала почёт, уважение и любовь за то, что добывает мёд, которому рады и вельможи, и простые люди.

Мораль и анализ басни

«Хорошо там, где нас нет» — первое, что приходит на ум после знакомства с данным стихотворным произведением. Порою тем, кто ничем не отметился на своей стезе (будь родина, работа, семья и т.д.), кажется, что в другом месте будет обязательно лучше. Но часто всё зависит от самого человека – не воспитав в себе добродетели, вряд ли получится, где бы то ни было заслужить почёт, уважение и признание.

Анализ басни Крылова «Орел и Пчела»

Басня «Орел и Пчела» была написана Иваном Андреевичем Крыловым не позднее 1811 года. В этой басне с оригинальным сюжетом Орел, презрительно снизойдя до разговора с Пчелой, пытается понять, какие мотивы подвигают Пчелу на ее тяжелый труд, который никто не увидит и не оценит в общей массе многотысячного улья.

При этом Орел хвастливо рассказывает о том, как он умеет посеять страх среди животных и среди людей одним только своим появлением в небе.

Пчела же отвечает Орлу, что она не ищет какого-либо публичного признания своих трудов. Ей достаточно знать, что ее незаметный, скромный труд является частью единого большого дела.

Обратите внимание

Всякому в жизни выпадает свой путь, своя доля, свой черед («Счастлив, кто на чреде трудится знаменитой»). Пути, доли у людей разные: один пашет землю, другой учит детей, третий – воин. Кто-то поучает людей своими сочинениями или ведет научную работу. И труд каждого необходим, полезен.

Естественно, тот, кто стоит у большого дела, находится у всех на виду. Его доля, его череда – видна всем. Все присматриваются к тому, что делает такой человек: «Подвигов его свидетель целый свет».

Если хороши эти подвиги – его хвалят, нехороши – добром не помянут. Иного человека на малом месте и не увидят, а на большом обязательно заметят. Такая известность придает человеку силы, уверенности.

С другой стороны, любая полезная работа чрезвычайно почтенна, она и составляет основу всеобщего благополучия. Да, конечно, хвала тому, кто хорошо управляет, распоряжается доходами, войсками. Но, чтобы распоряжаться доходами, надо вначале добыть их.

А добываются доходы трудами людей, скромно работающих на своих местах. В труде рядового труженика заключен не только источник его собственного пропитания, но и великий «труд на пользу общую». О трудах простого работника мало говорят.

Но всякий смышленый человек не может не понимать, «сколько этот труд почтен».

В этой басне в качестве жизненного идеала показан труд на пользу людей и общества.

Крылов развивает мысль о том, что скромный труд на общую пользу должен каждому внушать уважение и оставлять в душе труженика отрадное сознание и чувство собственного достоинства.

Басня «Орел и Пчела» примечательна еще и тем, что одна строка из этой басни, где пчела с гордостью говорит о своем скромном вкладе в общее дело пчелиной семьи, стала пословицей: «…Что в них и моего хоть капля меду есть».

Важно

В чем главный смысл басни Крылова «Орел и Пчела»?
Хоть труд одной пчелы и не велик, но малое складывается в большое, каждая пчелка вносит толику своего труда в общее, большое, полезное дело. И тем она счастлива. О славе и почестях она не думает. У неё другой удел.

Что они делают и зачем нужны?

Значение трутней состоит в совокуплении с пчелиной маткой. Во время проигры (брачный вылет) трутни поднимаются с маткой довольно высоко в воздухе, залетая часто далеко от улья; 5—8 из них копулируют с маткой; при этом совокупительный орган трутня отрывается и остаётся в половом отверстии матки, а сам трутень мгновенно умирает и падает вместе с маткой на землю.

После этого матка может возвратиться в улей со «шлейфом» белого цвета — фрагментами половых органов трутня, так пчеловод может зрительно определить, что матка уже «облетелась». Для успешного оплодотворения неплодных маток необходима определённая плотность трутней на объём воздуха у пасеки.

Спаривание пчел

Поэтому птицы, питающиеся пчёлами, например щурки, в дни вылета маток хватают в основном трутней, но никогда — маток (при условии, что поблизости есть другие ульи), т. к. не могут пробиться сквозь тесный строй ухажёров. Матка улетает очень далеко от родного улья.

Сопровождающие её трутни отстают по дороге. Матка же спаривается с выходцами из других ульев. Вдали от пасеки ей почти не грозит опасность быть съеденной щуркой — эта птица охотится на пчёл вблизи от ульев, где пищи много. Кроме того, матку очень скоро окружают трутни из «чужих» семей.

Трутни и матка

Если же поблизости нет других пасек, матки улетают значительно дальше трутней. Не встречая трутней с других пасек, они возвращаются домой без «свиты»; при этом до 60 % их съедается птицами во время насиживания яиц и почти всех сьедают птенцы, когда их (птенцов) кормят родители.

По окончании взятка, перед началом зимовки пчёлы выгоняют из гнезда всех трутней, а также убивают трутнёвый расплод. Исключением является оставление трутней в пчелиной семье на зимовку, когда матка не успевает облететься поздней осенью.

Например: резко ударил мороз и началась зима. Для этого пчелы оставляют некоторое количество трутней, чтобы во время весеннего облета матка смогла спариться и продолжить существование пчелиной семьи.

Самостоятельно трутни не выживают. Так как большое количество трутней вредно для ульев в том отношении, что они съедают много мёда (втрое больше, чем рабочие пчелы), к тому же рабочие пчелы тратят много пищи и времени для вскармливания трутневой червы, то пчеловоды стараются так или иначе избавиться от трутней.

Для того чтобы они выводились в меньшем количестве, удаляют соты с трутневыми ячейками и подставляют готовые пустые пчелиные соты («сушь»); таким образом заставляют матку откладывать только оплодотворённые яйца.

Считается также, что старые матки откладывают больше неоплодотворённых яиц, в частности поэтому маток стараются регулярно (каждые два года или чаще) обновлять.

Мышь, петух и кот

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

— Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

Мать сказала:

— Скажи, какие это звери?

Мышка сказала:

— Один страшный, ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти.

— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну а другой зверь?

— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

— Дура ты, дура. Ведь это сам кот.

Мораль басни Пчела и Мухи и ее анализ

«Пчела и Мухи» — басня 1817 года. К этому времени образ Пчелы у Крылова уже сложился. Кстати, в 1827 году он напишет басню «Муха и Пчела», где характер «трудолюбивой» хвастуньи 1808 года («Муха и дорожные») будет раскрыт несколько в ином преломлении, но, вообще-то говоря, в том же качестве.

В басне «Пчела и Мухи» поэт рассматривает один вид паразитизма и тунеядства: две Мухи решили улететь в чужие края.

Это естественно: попугаи им рассказали

О дальних сторонах большую похвалу.

Но в басне знаменательно и другое. Послушав попугаев, Мухи не только сами решили лететь «в чужие край» (об этом бы никто не пожалел и не должен жалеть), но они «стали подзывать с собой туда Пчелу». Пчелу-труженицу, работницу Пчелу. Каков был здесь тайный умысел? Крылов молчит. И мы не будем говорить за него. Но полагаем, что у Мух был умысел. Злой умысел. Он заключается уже в самом факте: сманить полезного человека «в чужие край» — прямая выгода для Мух, ибо они не радеют об общем благе, о благе родины. Скорее, наоборот. Но в этой, поразительно мудрой и цельной в мудрости своей басне все достойно пристального внимания и изучения. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Замысел Мух сорвался.

«Путь добрый вам, — Пчела на это отвечала»

А далее следует всегда сбывающееся пророчество:

«А рады пауки лишь будут вам

И там».

Мухи полетели «в чужие край» паукам на съеденье! Не перестаешь изумляться Крылову. Басня эта как художественное произведение замечательна обнаженностью своей идеи и отсутствием усложняющей детализации. Видимо, Крылов не хотел допустить никакой возможности расплывчатого толкования. Все идет на пределе прямого смысла слов, без покрова иносказания. К тому же герои басни нам давно известны. Они выступают в твердой определенности своего характера. Поэтому гвоздь морали вбит резко и остро самим рассказом. Такая басня обособленной морали не требует. И все же Крылов, дорожа своей идеей, прибегает к морали. Он поясняет и без того ясную басню. И его пояснение, по сути — повторение, стоит басни.

Кто с пользою отечеству трудится,

Тот с ним легко не разлучится…

Такова основа патриотического чувства и патриотического сознания. Как это не похоже на часто встречавшееся в истории: «Мы отсюда никуда не поедем. Нам и здесь хорошо. Мы здорово устроились и здорово устроены…» В таком патриотизме, по Крылову, нет ни грамма патриотизма. Патриотизм, по Крылову, начинается с сознания своих обязанностей перед родиной, в основе которого лежит активное трудовое начало. Оно скрепляет тебя с землей. Мера твоей активности есть объективная мера твоего патриотического чувства. Вне этой меры патриотическое чувство изменчиво, потому что бесформенно. Только труд формирует истинное патриотическое сознание.

Полезный материал по теме:

  1. Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни
  2. Мораль басни Соловьи и ее анализ
  3. Мораль басни Лев и ее анализ
  4. Мораль басни Осел и ее анализ
  5. Мораль басни Синица и ее анализ

Подход Толстого к переводу басен

Эзоп, если и существовал, то не был поэтом, его басни написаны в прозе. Они лаконичны, ясны, и доносят понятную детям мораль через естественные образы. Это гениальный образец чистоты слова и мысли. Традиционно же все басни переводили стихами. По мнению Толстого, читать басни после этого становилось сложнее, появлялись ненужные излишества, и пропадала та стройность, которая являлась их неотъемлемой частью.

Переводы и басни Толстого, читать которые мы все можем сейчас, делятся на несколько видов:

  • Буквальные. Он сам их так называл. Основная идея – максимально точно передать оригинал, слово в слово.
  • Вольные переложения в прозе. Так Толстой переводил басни для детей. Он тщательно, аккуратно передавал сюжет, при этом приближая его к современной реальности. Где-то это достигалось вплетением пословиц, где-то – народных сказок. Некоторые басни Эзопа Толстой пересказывал в виде короткой зарисовки, рассказа (например, так появился рассказ «Два товарища»).

Где именно спали?

Спать на печах начали не сразу. Поначалу, в VIII—XIII веках печи топили «по-черному», в их конструкции не было дымоотвода, так что дым выходил в двери и небольшие окна в стенах под потолком. Но на рубеже XV и XVI веков с появлением огнеупорного кирпича у печей появились трубы — а с ней и новая функция.

Кунсткамера / Russia in photo

Вся конструкция русской печи работает на одну общую цель — максимально эффективно расходовать тепло всеми возможными способами.

Поэтому долгие и холодные зимы, которыми так печально известна Россия, пережить можно было во многом благодаря этому сооружению: даже в самый лютый мороз она может поддерживать тепло в избе с одной растопки на протяжении суток. Печные стенки имеют толщину 25 — 40 сантиметров, за счет чего создается хорошая теплоаккумуляция, а жар распределяется равномерно. Затопленная днем, ближе к ночи такая печь еще остается теплой.

Россия, Нижегородская область, 1996 г. — Мошков Николай/TASS

Место, где устраивали лежанку, называется «перекрышка». Это самый верхний слой кирпича, под потолком, куда уходило все тепло. «Перекрышку» застилали грубым толстым сукном и одеялами, сооружая спальное место. Чаще всего, человек мог на такой лежанке даже сидеть, расстояние до потолка позволяло. Зимой при регулярной топке наверху стабильно поддерживалась температура + 25-27 °С.

Анализ басни «Муха и Пчела»

В басне «Муха и Пчела» автор нам рассказывает историю ленивой Мухи, которая летает от одного «тепленького» местечка к другому в поисках легкой пищи. И вот однажды встречает она трудолюбивую Пчелу, которая по своему обыкновению проводит день в поисках и сборах цветочного сока. Мухе становится непонятно, зачем убивать свое время на столь кропотливый труд, если можно просто поживиться уже готовым, оставленным людьми. Она решает позвать с собой «бедную» труженицу, но та в соответствии со своими моральными принципами отказывается. Оставшись наедине со своим желанием, Муха улетает в поисках вкуснейших капель варенья и свежих крошек. Заканчивается такая история весьма плачевно: за вкуснейшей трапезой Муху ждала липкая лента, в капкан которой ленивое насекомое и попадает.

Жизнь, как известно, не сахар, и для того, чтобы пройти по ее пути достойно не стоит рассчитывать на чьи-либо силы и труды, полагайся лишь на себя и свои силы, тогда не придется беспокоиться о том, чем придется расплачиваться за все, чем обладаешь.

Читать все басни Михалкова

Роль в пчелиной семье

Пчелиное семейство трудится исключительно во благо своего рода. Сложноорганизованный механизм требует четкого распределения ролей. Матка занимается воспроизведением будущих поколений, рабочие пчелы собирают мед или ухаживают за потомством. А на плечах самцов лежит другая функция – оплодотворение главной самки.

Период спаривания пчел носит название «проигры». В момент брачного вылета из гнезда вместе с самкой в путешествие отправляется 6-8 мужчин, которые способны улететь от родного дома на значительное расстояние. Контакт с самкой при помощи органов для совокупления заканчивается отрыванием половых желез от тельца мужской особи. Затем «раненый» самец неминуемо гибнет.

При этом половой орган трутня остается в соответствующем отверстии самки, а итогом смертельной игры является успешное оплодотворение матки. После окончания спаривания матка возвращается обратно с характерным белым следом, сигнализирующем пчеловоду о том, что королева «облетелась».

Зачем нужны трутни в пчелином улье? Единственная их полезная функция – совокупление с маткой. После совершенных процедур пчелы и матка избавляются от ненужного «балласта», который поедает часть корма. Взрослых самцов изгоняют из жилища, где они появились на свет, а зародышей уничтожают.

«Изгои» обречены погибнуть из-за неприспособленности к ведению самостоятельной жизни.

Пчеловоды также удаляют бесполезных «нахлебников», которые причиняют огромный ущерб царству насекомых. Поэтому пустые соты искусственно извлекают, как и трутневые ячейки с личинками внутри.

Считается, что с возрастом матки процент рождения трутней в пчелиной семье увеличивается. Для безопасности опытные пчеловоды стараются «возводить на престол» новую королеву один раз за несколько лет.

Летучая мышь

В давнишние времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая мышь не пристала ни к тем, ни к другим и всё выжидала, чья возьмёт.

Сначала птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать, летучая мышь передалась зверям. Она показала им свои зубы, и лапы, и соски и уверяла, что она зверь и зверей любит. Под конец всё- таки птицы победили, и тогда летучая мышь опять передалась птицам, но птицы прогнали её.

И к зверям ей уже пристать нельзя было, и с тех пор летучая мышь живёт по погребам, по дуплам, и летает только сумерками, и не пристаёт ни к зверям, ни к птицам.

Бережливая басня: пчелы и соты

Неделю назад меня попросили рассказать лин-басню. Не “побасенку”, а именно басню, описать реальные события так, чтобы “ни один замешанный в истории человек” не был уверен, что это про него.

Вот что из этого получилось.

В одном улье жили пчелы. Как и у всех пчел у них было разделение обязанностей – одни соты строили, другие мед собирали.

И вот как-то оказалось, что те пчелы, которые собирали мед, стали приносить его столько много, что пчелы-строители не успевали делать для них соты.

Пчелы-строители работали по 24 часа в сутки, часто не спали, недоедали, курили не больше 10 минут в смену, но едва-едва успевали сделать столько сот, сколько нужно было для того, чтобы разместить весь мед.

И вот как-то дошли слухи об этой проблеме до пчелиной королевы и она послала несколько пчел-трутней посмотреть, можно ли помочь пчелам-строителям.

Но пчелы-трутни никогда сами не строили соты. Зато они отлично знали, как сделать так, чтобы поменьше работать и побольше ничего не делать.

Они заметили, что пчелы-строители тратят кучу времени на то, чтобы собирать по всему улью строительный материал: на одном складе воск возьмут, на другом, на третьем, и все время его брали помалу, т.к. воск тоже делали “в последний момент”, и тратили на это кучу своего времени.

И тогда одна пчела-трутень сказала: а давайте мы сделаем так, чтобы пчелы-строители не летали сами за воском, а чтобы у нас были отдельные пчелы-носильщики, которые бы этот воск приносили куда надо когда надо.

Другая пчела-трутень ей на это и говорит: А зачем нам новые пчелы-носильщики. Видишь, вон там толпа тусуется под песенку из мультфильма “пчела Майя”? Это и есть носильщики. Они обычно только построенные соты в кучку складывают, так у них времени свободного много – пусть еще и воск таскают!

Полетели к пчелиной королеве, рассказали, та издала указ, чтобы пчелы-носильщики сами воск таскали для пчел-строителей.

Ну так и сделали – пчелы носильщики стали воск таскать, а пчелы-строители – только соты строить.

Поставили одну пчелу-технолога понаблюдать за процессом, и оказалось, что пока пчелы-строители не летают за воском, они могут вдвое больше сот построить. Но королеве побоялась это сказать, иначе бы оказалось, что все пчелы-строители были раздолбаями, а они ведь совсем не трутни. Ну и в отчете пчела-технолог написала: “рост производительности пчел-строителей сот после передачи ответственности за доставку воска пчелам-носильщикам составил 1,8 раза. Дополнительных пчел-носильщиков не требуется”.

Пчелиная королева повелела “так тому и быть!”, но так как пчелы-собиратели меда не собирали столько меда, чтобы в два раза больше сот нужно было строить, то строители по-прежнему сами таскали воск, но иногда, как прижмет, они вспоминали про пчел-носильщиков, и тогда те начинали быстро-быстро летать взад-вперед, чтобы принести пчелам-строителям как можно больше воска со складов.

Отсюда мораль – не всю бесполезную работу можно ликвидировать, если полезной остается слишком мало.

Ни одна пчела при написании басни не пострадала.

Оригинал басни можно прочитать на LinkedIn: https://www.linkedin.com/groups/4369962/4369962-184500114.

Рисунок пчелы взят здесь.

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • Неправильные консультанты и их рекомендации
  • Как подготовка может повлиять на выполнение работы
  • KPI нужны для плохо настроенных процессов? А в…
  • Основы бережливого производства. Создание ценности
  • Как я планирую свою работу в среднесрочном периоде
  • Что вы делаете, чтобы быть на пределе производительности?
  • Поток создания ценности
  • Резервное копирование и скорость восстановления

Шмели-трутни

Тунеядцы среди насекомых встречаются и в других сообществах. Шмели также имеют особую категорию особей, которые не несут никакой пользы в шмелиной семье. Как зовут отличившихся товарищей? Иначе их именуют шмелями-кукушками. Они превосходят собратьев длиной жала и усиленным панцирем, но не способны собирать нектар.

Тактика поведения шмеля походит на деятельность печально известной птицы. Чем таким особенным отличается трутень? Сначала шмель проникает в чужую семью и внимательно наблюдает за реакцией на «инородного агента».

Если непрошеного гостя атакуют, он мгновенно убивает нападавших. Постепенно чужеземец впитывает местные ароматы и становится «своим». Главная цель проникновения – уничтожение хозяйки семейства, разорение улья. Хотя в редких случаях шмель-кукушка спаривается с маткой с целью создания нового потомства.

Хозяин и работник

Собралось много народа на свадьбу. Сосед позвал работника и говорит:

— Поди посмотри, сколько людей там на свадьбе.

Работник пошёл, положил у порога чурбан и сел на завалинку, стал дожидаться, пока народ будет выходить из избы.

Стали расходиться. Кто ни выйдет, спотыкнётся на чурбан, обругается и пойдёт дальше. Только одна старуха вышла, спотыкнулась, вернулась и отвалила чурбан.

Работник вернулся к хозяину. Хозяин и говорит:

— Много там было людей?

Работник говорит:

— Всего один был, и та старуха.

— Отчего так?

— А оттого, что я привалил чурбан к крыльцу, все на него падали, а не отвалили, так и овцы делают, а одна старуха отвалила, чтобы другие не падали. Так только люди делают. Она одна человек.

Басня «Муха и Пчела»

Перелетев с помойки на цветок, Лентяйка Муха Пчелку повстречала – Та хоботком своим цветочный сок По малым долькам собирала… “Летим со мной! – так, обратясь к Пчеле, Сказала Муха, глазками вращая. – Я угощу тебя! Там – в доме, на столе – Такие сладости остались после чая! На скатерти – варенье, в блюдцах – мед. И все – за так! Все даром лезет в рот!” – “Нет! Это не по мне!” – ответила Пчела. “Тогда валяй трудись!” – лентяйка прожужжала И полетела в дом, где уж не раз была, Но там на липкую бумагу вдруг попала…

Не так ли папенькины дочки и сынки, Бездумно проводя беспечные деньки, Безделье выдают за некую отвагу И в лености своей, от жизни далеки, Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: