Агния барто

Посторонняя кошка

Мы до сих пор не поняли:
О чём же вышел спор?
К нам кошка посторонняя
Вчера пришла во двор.
А мамы из окошек
Бранят нас из-за кошек:
– Не подходи к ней близко,
Тебя царапнет киска!
– Тут ходят кошки разные…
А вдруг они заразные?

И пошло, как говорится,
Расшумелся весь подъезд,
А у мам такие лица,
Будто к нам пришла тигрица
И вот-вот кого-то съест!

Кричит с балкона бабушка,
Старушка в темной шали:
– Ну чем, скажи, пожалуйста,
Вам кошки помешали?

– Но мы её не гоним прочь! —
Тут все затараторили. —
Пускай сидит хоть день и ночь
На нашей территории.
Вы нас неверно поняли,
Ей не желаем зла…
Но кошка посторонняя
Обиделась, ушла.

Анализ сборника «Вовка — добрая душа» Барто

Сборник стихотворений Агнии Барто «Вовка — добрая душа» до сих пор читают с удовольствием и взрослые, и дети. Дело в том, что цикл поднимает вечные темы доброты, отзывчивости и дружбы.

Первое стихотворение рассказывает о мальчике, который из окон желал торопящимся на работу взрослым и на учёбу детям доброе утро. Всего лишь вежливая фраза, произнесенная с улыбкой способна на многое, даже ранним утром поднять настроение невыспавшимся людям. Именно с урока вежливости начинается наше знакомство с главным героем — «белоголовым пареньком» Вовкой.

Во втором стихотворении Вовка помогает бабушкам успокоить раскапризничавшихся внучат. Бабушки не могли справиться с малышами, а герой развеселил их, станцевав и спев песню. Здесь герой преподаёт нам урок уважения и помощи старшим. Пожилые женщины уже не могли танцевать, Вова понял это и помог им.

В следующем стихотворении «Как Вовка стал старшим братом», мальчик жалеет маленькую Катеньку. Дети хвастались старшими братьями, которые защищают их и не дают в обиду. А девочка одна в семье и ее безнаказанно обижает даже кот. Паренек обещает, что с понедельника он станет её старшим братом и будет заступаться за нее. Ребёнок понимает, что значит быть справедливым, защищать тех, кто младше и слабее.

Настоящий человек с добрым сердцем всегда готов помочь, и не только другому человеку, но и братьям наших меньшим. Об этом мы прочитаем в следующем стихотворении: «Про Вовку, черепаху и кошку». Малыш заметил, что похудела черепаха в живом уголке. Девочки смеялись над ним, потому что не замечали изменений в бессловесном животном. Но Вовка решил проследить, как черепаха ест и понял, что ее молоко выпивает кошка. Ещё одна черта доброго человека — это чуткость и внимательность к живой природе. Мальчик беспокоится о зверях, действительно стремится о них заботиться, а не относится как к обычной игрушке. Доброта к животным – обязательная черта характера хорошего человека.

Есть еще несколько историй о Вовке в сборнике. Летом, когда все жители родного беловолосому пареньку города – Загорска, очень хотели пить и изнывали от жары, он сначала бегал и носил всем воду, а потом смастерил веера, чтобы пожилые и молодые люди обмахивались ими и легче переносили зной. Помог он и птенцу, который после грозы остался в покосившемся скворечнике и мог выпасть. Вовка просил взрослых помочь, беспокоился, болел душой за птенца, что еще раз характеризует его как чуткого человека.

В последнем стихотворении Барто рассказывает, как в 12 лет мальчик начал стесняться своей доброты и хотел стать злым – обижать кошек и воробьев. Но он не смог перебороть свою добрую натуру и в итоге закопал рогатку, а у кошек просил прощения.

Анализ сборника «Вовка — добрая душа» Барто

Сборник стихотворений Агнии Барто «Вовка — добрая душа» до сих пор читают с удовольствием и взрослые, и дети. Дело в том, что цикл поднимает вечные темы доброты, отзывчивости и дружбы.

Первое стихотворение рассказывает о мальчике, который из окон желал торопящимся на работу взрослым и на учёбу детям доброе утро. Всего лишь вежливая фраза, произнесенная с улыбкой способна на многое, даже ранним утром поднять настроение невыспавшимся людям. Именно с урока вежливости начинается наше знакомство с главным героем — «белоголовым пареньком» Вовкой.

Во втором стихотворении Вовка помогает бабушкам успокоить раскапризничавшихся внучат. Бабушки не могли справиться с малышами, а герой развеселил их, станцевав и спев песню. Здесь герой преподаёт нам урок уважения и помощи старшим. Пожилые женщины уже не могли танцевать, Вова понял это и помог им.

В следующем стихотворении «Как Вовка стал старшим братом», мальчик жалеет маленькую Катеньку. Дети хвастались старшими братьями, которые защищают их и не дают в обиду. А девочка одна в семье и ее безнаказанно обижает даже кот. Паренек обещает, что с понедельника он станет её старшим братом и будет заступаться за нее. Ребёнок понимает, что значит быть справедливым, защищать тех, кто младше и слабее.

Настоящий человек с добрым сердцем всегда готов помочь, и не только другому человеку, но и братьям наших меньшим. Об этом мы прочитаем в следующем стихотворении: «Про Вовку, черепаху и кошку». Малыш заметил, что похудела черепаха в живом уголке. Девочки смеялись над ним, потому что не замечали изменений в бессловесном животном. Но Вовка решил проследить, как черепаха ест и понял, что ее молоко выпивает кошка. Ещё одна черта доброго человека — это чуткость и внимательность к живой природе. Мальчик беспокоится о зверях, действительно стремится о них заботиться, а не относится как к обычной игрушке. Доброта к животным – обязательная черта характера хорошего человека.

Есть еще несколько историй о Вовке в сборнике. Летом, когда все жители родного беловолосому пареньку города – Загорска, очень хотели пить и изнывали от жары, он сначала бегал и носил всем воду, а потом смастерил веера, чтобы пожилые и молодые люди обмахивались ими и легче переносили зной. Помог он и птенцу, который после грозы остался в покосившемся скворечнике и мог выпасть. Вовка просил взрослых помочь, беспокоился, болел душой за птенца, что еще раз характеризует его как чуткого человека.

В последнем стихотворении Барто рассказывает, как в 12 лет мальчик начал стесняться своей доброты и хотел стать злым – обижать кошек и воробьев. Но он не смог перебороть свою добрую натуру и в итоге закопал рогатку, а у кошек просил прощения.

Агния Барто показывает нам главные качества настоящего человека, показывает, что такое зло и добро и учит делать добрые дела.

КОШКА — НЕВИДИМКА

1

Ура, сегодня хороша Погодка для снежков!

Зима, зима в Загорске.

Зима явилась в гости.

От белизны блестят дома,

Старинные часовенки.

Зима, зима! Пришла зима!

Загорск стоит как новенький.

Прошла по улицам, дворам

Зима, зима-красавица.

Нет, самым лучшим малярам

С побелкой так не справиться!

И Вовка — добрая душа

Зовёт своих дружков.

Летят снежки, летят снежки,

Вопят приятели-дружки.

У Пети левая рука желает быть главней

Один в снегу, другой в снегу,

Никто не хочет быть в долгу.

Так разогреются зимой,

Как будто месяц май.

А паренёк придёт домой —

Его хоть выжимай!

У Вовки меткая рука,

У Вовки верный глаз.

Метнул снежок издалека

И по макушке — раз!

А Петя, увалень такой,

Нагнулся не спеша,

Швырнул снежок не той рукой.

Смеются все: левша.

У Пети левая рука

Желает быть главней,

Он с ней не справится никак,

Никак не сладит с ней.

И вот — насмешки да смешки,

Хоть не ходи играть в снежки.

Пареньки домой идут не спеша в обнимку

А что, страна такая есть,

Город есть такой,

Где спокойно можно есть

Левою рукой?

Где за обедом не твердят:

«Смирнов, какой рукой едят?»

Летят снежки, летят снежки…

— Левша! — хохочут пареньки.

Стемнело. В окнах свет горит.

— А хочешь, — Вовка говорит,—

Хочешь, завтра приведу

Кошку-невидимку?

Пареньки домой идут

Не спеша, в обнимку.

— Хочешь, кошку приведу?

Только ты имей в виду…

И Вовка, выдумщик большой,

О чём-то шепчется с левшой.

2

Есть в Загорске детский сад. (Ленинская, 30)

Есть в Загорске детский сад

(Ленинская, 30),

Там недавно чудеса

Начали твориться.

Петя рельсы рисовал,

Белый лист разлиновал,

А девчонки, пять подруг,

Одевали кукол.

Говорит Маруся вдруг:

В полдень случай был такой- Петя по привычке дернул левою рукой Катю за косички

— Кто-то замяукал?!

Где же кошка? Не видна.

Ну-ка поглядим-ка.

Где же кошка? Где она,

Кошка-невидимка?

Как услышал Петька наш —

Кто-то замяукал,

Петька сразу карандаш

Раз — в другую руку.

Утром случай был такой:

Дали Пете чая,

Ложку он не той рукой

Взял, не замечая.

Снова рядом, близко

Как мяукнет киска!

Где же кошка? Не видна.

Ну-ка поглядим-ка,

Где же кошка? Где она,

Кошка-невидимка?

В полдень случай был такой-

Петя по привычке

Дернул левою рукой

Катю за косички.

Стоит кошке замяукать,

Как, услышав кошку,

Паренёк в другую руку

Переносит ложку.

Нет, у этой кошки не четыре ножки. Вовка-добрая душа — вот кто эта кошка!

Ох, упрёки да попрёки

Надоели Петьке,

Надоели Петьке

Хуже горькой редьки.

Но совсем другое дело,

Если кошка захотела

Вам помочь немножко.

Но куда же кошка делась?

Где же эта кошка?

Нет, у этой кошки

Не четыре ножки.

Вовка — добрая душа —

Вот кто эта кошка.

Не одна

Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную лепили.
Снег февральский, слабый-слабый,
Мялся под рукой,
Но как раз для снежной бабы
Нужен нам такой.
Нам работать было жарко,
Будто нет зимы,
Будто взял февраль у марта
Тёплый день взаймы.
Улыбаясь, как живая,
В парке, в тишине,
Встала баба снеговая
В белом зипуне.
Но темнеет — вот досада! —
Гаснет свет зари,
По домам ребятам надо,
Что ни говори!
Вдруг нахмурилась Наталка,
Ей всего лет пять,
Говорит: — Мне бабу жалко,
Что ж ей тут стоять? —
Скоро стихнет звон трамвая
И взойдёт луна,
Будет баба снеговая
Под луной одна?!
Мы столпились возле бабы,
Думали — как быть?
Нам подружку ей хотя бы
Нужно раздобыть.
Мы не ели, мы не пили,
Бабу новую слепили.
Скоро стихнет звон трамвая
И взойдёт луна,
Наша баба снеговая
Будет не одна.

КАК ВОВКА ВЗРОСЛЫМ СТАЛ

     На глазах растут ребята!

Жил в стихах моих когда-то Вовка добрая душа

     Жил в стихах моих когда-то

     Вовка — добрая душа.

     (Так прозвали малыша!)

     А теперь он взрослый малый,

     Лет двенадцати на вид,

     И читателей, пожалуй,

     Взрослый Вовка удивит.

     С добротой покончил Вовка,

     Он решил — ему неловко

     В зрелом возрасте таком

     Быть каким-то добряком!

     Он краснел при этом слове,

     Стал стесняться доброты,

     Он, чтоб выглядеть суровей,

     Дергал кошек за хвосты.

     Дергал кошек за хвосты,

     А дождавшись темноты,

     Он просил у них прощенья

     За плохое обращенье.

     Знайте все, что он недобрый,

     Злее волка! Злее кобры!

     — Берегись, не то убью! —

     Пригрозил он воробью.

     Целый час ходил с рогаткой,

     Но расстроился потом,

     Закопал ее украдкой

     В огороде под кустом.

     Он теперь сидит на крыше,

     Затаившись, не дыша,

     Лишь бы только не услышать:

     «Вовка — добрая душа!»

Уехали

Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком –
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пес,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увез.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костер?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовет на сбор.
И лаял он до хрипоты
На темные кусты.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лег.
Он целый час лежал пластом,
Он даже не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нем –
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

ЕСТЬ ТАКИЕ МАЛЬЧИКИ

Мы на мальчика глядим —

Не берет он мячика, Он вот-вот расплачется

Он какой-то нелюдим!
Хмурится он, куксится,
Будто выпил уксуса.

В сад выходит Вовочка,

Хмурый, словно заспанный.
— Не хочу здороваться,—
Прячет руку за спину.

Мы на лавочке сидим,
Сел в сторонку нелюдим,
Не берет он мячика,
Он вот-вот расплачется.

Думали мы, думали,
Думали, придумали:
Будем мы, как Вовочка,
Хмурыми, угрюмыми.

Вышли мы на улицу —
Тоже стали хмуриться.

Даже маленькая Люба —
Ей всего-то года два —
Тоже выпятила губы
И надулась, как сова.

— Погляди!— кричим мы Вове.
Хорошо мы хмурим брови?

Он взглянул на наши лица,

он нахмуриться захочет, вспомнит нас — и захохочет

Собирался рассердиться,
Вдруг как расхохочется.
Он не хочет, а хохочет
Звонче колокольчика.

Замахал на нас рукой:
— Неужели я такой?

— Ты такой!— кричим мы Вове,
Все сильнее хмурим брови.

Он пощады запросил:
— Ой, смеяться нету сил!

Он теперь неузнаваем.
С ним на лавочке сидим,
И его мы называем:
Вова — бывший нелюдим.

Он нахмуриться захочет,
Вспомнит нас и захохочет.

ВОЛОДЯ… ВОВКА… ВОВА…

Есть паренёк молоденький,

Его зовут Володенькой

И называют Вовой.

Мальчишка он бедовый,
Он мяч гоняет дотемна,
А из открытого окна
Раздаются имена:

— Володя, Вовка, Вова! –
А он в ответ ни слова.

— Куда он делся, наконец!
Иди обедать, сорванец! –
Кричит сердито тётка.
А мать вздыхает кротко.
И раздается снова:
— Володя, Вовка, Вова! –

Его зовут со всех сторон,
Ему кричат в окно.
У Вовки несколько имён,
Но отвечать не хочет он
Пока ни на одно!

— Володя, Вовка, Вова! –
А он не слышит зова!

Наконец с большим трудом
Зазывают Вовку в дом.

Не успел он выпить чай,
Кто-то крикнул: — Выручай!
Вовка, — крикнул кто-то, —
Защищай ворота! –

Если в дом его зовут,
Он не слышит зова,
А во двор – он тут как тут:
Не прошло и двух минут,
Мяч гоняет снова.

А из открытого окна
Раздаются имена:
— Володя! Вовка! Вова!
Володя! Вовка! Вова! –

А он в ответ ни слова.

Как Вовка бабушек выручил

На бульваре бабушки
Баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки,
А малыши кричат.
Расплакались две Оленьки,
Им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске голенький,
Вопит как заводной.
— Ладушки, ладушки…—
Ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку
Нелегко унять.
Что ж, опять на выручку
Вовку нужно звать.
— Вовка — добрая душа,
Позабавь-ка малыша!
Подошел он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел:
— Ладушки, ладушки!
Замолчали крикуны,
Так они удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки!
Засмеялись сразу обе
Маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик,
А хохочет, голенький.
Вовка пляшет на дорожке:
— Ладушки, ладушки!
— Вот какой у нас помощник!
Радуются бабушки.
Говорят ему:
— Спасибо!
Так плясать
Мы не смогли бы!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: