Виды смысловой связи предложений в тексте
Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически
Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:
Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.
Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.
Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.
Анализ басни Квартет
Естественно, басня имеет скрытый смысл и она вовсе не про животных – музыкантов, которые не имеют слуха.
Есть версия, что таким образом Крылов высмеивал царскую власть, в которой также было много болтунов.
Также она обращена и к обычным людям, которые на словах могут многое, а на деле – ничего. Самоуверенные люди считают, что любое дело, за которое они возьмутся им по зубам. Но это не так. Если нет таланта или навыком в чем – либо, то каким бы самоуверенным ни был человек – это не даст ему право владеть наравне с профессионалами какой – то деятельностью.
Считают, что он высмеивал царскую власть, потому – что среди политиков также много болтунов. Они говорят много всего и устраивают дебаты, в свою очередь они не способны отвечать за слова и доказать эти слова поступками. Крылов дает понять, что для правления не достаточно просто занимать какой – то высший чин. Для этого нужно хотя бы что – то понимать в том деле, которым занимаешься.
Яркий пример можно увидеть в басне «Осел и соловей». Там также осел не разбирался в пении и считал, что петух поет лучше соловья.
Такие басни хорошо подходят детям, так как в детском возрасте они любят хвастаться. Прочитав басню, они поймут, что прежде чем говорить что – то нужно подумать, а сможешь ли ты это сделать на самом деле.
https://www.youtube.com/watch?v=HyqXCG_8HJ0
Крылатое выражение из басни две бочки.
Иллюстрация к басне «Две бочки» — художник И.А.Петелина
Басни Крылова – это особое явление в мировой литературе. По стилю изложения, безукоризненности подачи, живости слога эти произведения — верх совершенства. Басня – это удивительный жанр литературы. Он понятен и любим разными слоями населения.
Басня «Две бочки» Крылова впервые увидела свет в «Издании басен 1819 г., часть VI, стр. 66». ( Полный текст басни «Две бочки» приведён в конце статьи
).
Дата её написания — начало марта 1819 года. Речь в басне идёт о двух бочках, катившихся «по своим делам
». При этом первая, нагруженная бочка – само смирение. Она тихо движется в нужную точку
Эта бочка не привлекает к себе внимание. А зачем? Она просто выполняет своё дело
Вторая катящаяся бочка пуста. Её роль не так велика, как первой. Но разве ж может она двигаться тихо, спокойно, не привлекая к себе внимания? Как бы не так! «От ней по мостовой и стукотня, и гром, и пыль столбом
Есть такие замечательные слова: « О том, что сделал – не кричи, что будешь делать – умолчи ». Нескромно (да и нет никакой необходимости) «трубить всему миру» о выполнении своих обязанностей, о своих делах, пусть и добрых, претендовать на славу, добиваясь известности посредством шума.
«Она от скромности не умрёт» — так можно сказать про пустую бочку. Всяк проходящий мимо этой бочки «прохожий к стороне скорей от страху жмётся, её заслышавши издалека
«Слово – серебро, а молчание – золото
» — ещё одна истина, о которой уместно сказать в данном случае.
Николай Васильевич Гоголь, подчеркивая точность басни «Две бочки», восхищаясь мастерством Крылова, писал: «Его речь покорна и послушна мысли и летает, как муха, то являясь вдруг в длинном, шестистопном стихе, то в быстром, одностопном; рассчитанным числом слогов выдает она ощутительно самую невыразимую ее духовность».
Проводя анализ басни И.А.Крылова «Две бочки», мы понимаем, что некоторые строчки в басне состоят лишь из одного слова. Это сделано автором намеренно
Для того, чтобы читатель обратил на них особое внимание
Важно вспомнить достойное заключение басни «Две бочки»:
«Великий человек лишь громок на делах,И думает свою он крепко думуБез шуму». В приведённых выше стихотворных строчках заключается и мораль басни «Две бочки». Можно сказать и по другому — судите о человеке не по словам (выкрикам, шумам), а по делам.
Значение басни «Две бочки», как и других басен Крылова, в литературном и воспитательном отношении давно признано и не подвергаются никакому сомнению.
ДВЕ БОЧКИ
Две Бочки ехали; одна с вином, Другая Пустая. Вот первая — себе без шуму и шажком Плетется, Другая вскачь несется; От ней по мостовой и стукотня, и гром, И пыль столбом; Прохожий к стороне скорей от страху жмется, Ее заслышавши издалека. Но как та Бочка ни громка, А польза в ней не так, как в первой, велика. *** Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку, Кто делов истинно,- тих часто на словах. Великий человек лишь громок на делах, И думает свою он крепку думу Без шуму.
(Не позднее начала марта 1819)
О том, как пустая бочка громыхала на всю округу, а вторая, наполненная вином, ехала тихо, рассказывает басня «Две бочки» Крылова.
Басня Крылова Листы и корни
Басня Крылова «Листы и Корни» — глубокое произведение о проблемах общества, государства, несоответствии интересов и представлений о своей значимости для общего дела тех, кто является его движущей силой и тех, кто это общество представляет.
Басня Листы и корни читать
В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,- Не станет дерева, ни вас».
Мораль басни Листы и корни
Мораль басни Крылова «Листы и корни» — в последних строках. В разговор вступают Корни, о которых несправедливо забыли. Они напоминают заносчивым листьям, что именно из корней всему дереву поступает питание, а каждой «новою весной лист новый народится» — то есть, власть меняется, а народ – всегда остается на своем месте. Пока живы корни – будет живо и общество, государство.
Басня Листы и корни — анализ
Анализ басни Крылова «Листы и корни» начинается с разбора персонажей. Листы, которые перешептываются с Зефирами («зефир» — это теплый весенний ветер) олицетворяют верхушку общества. Во времена Крылова это, прежде всего – дворянство, купечество, духовенство. А Корни – это простой народ, крестьяне и рабочие, производящие пищу и всевозможные блага.
«Высший класс», оторванный от народа, поверхностный, высокомерный, занимается самолюбованием, похвальбой. Листья считают, что именно они – основа жизни Дерева. Но на самом деле они – лишь часть системы, которая бы не смогла существовать без других ее элементов.
deti-online.com
Вариант 2
Крылов написал много басен, которые в простой форме описывают разные вариации человеческой глупости. Как реагируют многие люди, когда у них нечто не выходит, когда какая-то затея становится провальной? Зачастую причину ищут где-то вовне, но не в себе и в этом заключается основная проблема.
В басне Квартет Крылов рассказывает о том как животные собрались для того чтобы создать оркестр. Они не умеют пользоваться музыкальными инструментами и поэтому выходит полнейшая какофония. При этом животные не хотят понять собственного неумения, а пытаются рассаживаться разными способами для того чтобы получить какой-то дельный эффект.
Понятное дело ничего из таких перестановок не выйдет, ведь причина гармоничности оркестра заключается в том как умеют пользоваться инструментами музыканты, в том как чувствуют друг друга. Решение просто пересаживаться разными способами – наиболее простое, но и наиболее глупое.
Нередко люди совершенно не хотят прилагать старания к собственным делам, они думают будто положительные результаты могут быть достигнуты только выполнением каких-то внешних условий, но ведь дело не в этом. На самом деле смысл всегда заключается в том чтобы прикладывать определенные усилия и старания. Понятное дело, как бы ни сели музыканты, которые умеют пользоваться инструментами, практически всегда оркестр будет звучать гармонично.
Намерение зверей из басни сесть определенным образом для того чтобы стать музыкантом, является в корне нелепым. Крылов говорит о значимости содержания, так как форма совершенно не имеет значения, если есть определенное содержание. Также этот механизм действует и наоборот – только форма не может создать содержание.
Если люди, которые не являются оркестром, сядут как оркестр и начнут изображать оркестр, они оркестром не станут. Хотя, конечно, этот вопрос может быть немного дискуссионным.
Например, иногда для того чтобы стать лучше, людям которые привыкли плохо себя вести, советуют хотя бы внешне подражать хорошим людям. Пускай внутренние намерения отличаются, но внешнее положительное поведение может настраивать на определенный лад. Такой совет нередко дают психологи, например, неуверенным в себе людям.
Каждому неуверенному в себе советуют проявлять внешние признаки уверенности: расправить плечи, говорить ясно и четко. Как ни странно, но тут иногда форма может давать некоторые преобразования, поэтому не следует бездумно читать басни Крылова.
Мораль басни Обоз и ее анализ
«Обоз», как известно, — выступление в защиту стратегии и тактики Кутузова в ведении войны. Тактики, кроме всего прочего, гуманной. Фельдмаршал берег солдат, русских людей. Он не пускал их тысячами в распыл и в расход. Не пользовался старым, «досюльным» приемом стратегии — чем больше жертв, тем больше славы. Великая победа при наименьших потерях.
Победа (имея в виду масштабы войны), одержанная «малой кровью», — такова победа Кутузова.
Это потом стало официальной доктриной нашей армии, но уже в советское время.
Но «Обоз» как басня, как художественное произведение замечателен и тем, что он почти не басня. Рассказ, «применение», доведен до такой степени естественности и совершенства, что самого «применения» уже не чувствуешь. Перед нами простая, истинная, ни на что не претендующая история.
С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Только и всего. И далее — без единого отклонения от извозчичьей практики. И с таким подкупающим знанием обозного дела, что диву даешься. Тургенев однажды спросил Толстого: «Лев Николаевич, а вы были когда-нибудь лошадью?». Видимо, был. Но это надо еще проверить. А что Крылов «был» и лошадью и извозчиком — в этом сомнений быть не может.
Читая финал рассказа мы уже забыли (да и не помнили), что это — басня, аллегория, и не прямой рассказ, а некое применение. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Совсем забыли. Мы восхищаемся старым «добрым» конем, который первый воз «на крестце почти его понес, катиться возу не давая»; нас невольно беспокоит прыть молодой лошадки, которая, вероятно, разбилась. Но более всего нас восхищает бесподобное описание скачки под гору, заставившей забыть Мы забыли, что читали басню. Лишь в самом конце ее Крылов решил намекнуть на это. Намекнуть на то, что необходимо подумать над разбитыми горшками. Он включил аналитику нашего сознания, указал на нашу причастность к произошедшему. Он приглашает нас подумать вместе с ним. И подумать про себя. Лошадь-то лошадью. А вот как у людей-то? И он говорит:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Очень расширительное толкование, настолько широкое, что в нем стирается конкретная определенность рассказа. А слово «напроказишь» уводит куда-то в сторону от большой темы. Но Крылова надо брать таким, каков он есть. Надо привыкнуть к нему, всмотреться и вдуматься в его словарь, а не торопиться «поправлять» поэта.
И в этой связи не следует ли вновь сказать о замечательном суждении декабриста Александра Бестужева об «осязательности нравоучения» басен Крылова. Вероятно, нравоучение тем осязательнее и нравоучительнее, чем меньше мы о нем думаем, читая басню. Тогда-то басня и воздействует на читателя как подлинность рассказа первого плана. Как целое. И тогда-то аналитическая работа сознания, расширяя радиус действия рассказа и перенося и сопоставляя данное с подобным и аналогичным, через уверование в подлинность первого плана рассказа, и приходит к осязательности. То есть к той же подлинности нравоучения. В басне «Обоз» в конкретности ее исторического содержания, в конкретности восприятия современниками Крылов выступает как военный стратег в защиту плана Кутузова, направляя свои стрелы против бойкой и норовистой лошаденки, о которой спустя несколько лет Пушкин скажет:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал !
Полезный материал по теме:
- Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни
- Мораль басни Соловьи и ее анализ
- Мораль басни Осел и ее анализ
- Мораль басни Чиж и Еж и ее анализ
- Мораль басни Охотник и ее анализ