Потерянный год или найденные возможности?
Нужно ли опасаться потери года, если выпускник не сможет после школы поступить в вуз? Потерянный год или Gap year, как его называют в англоязычных странах – это, по словам Роксаны Боровик, распространенная практика среди американских и европейских подростков. Его ни в коем случае не нужно бояться. Ничего страшного не случится, если подросток пропустит год обучения. Даже наоборот: у него появится возможность точнее определиться со своими желаниями и жизненными приоритетами. Подросток, который выходит из школы, обычно плохо представляет, как на самом деле устроена взрослая жизнь и что из себя представляет мир. Gap year покажет ему то, чему не учат за школьной партой. В этот период ребенок может попробовать себя в различных сферах. Например, поработать или походить с поступившими друзьями по университетам: послушать открытые лекции различных направлений, чтобы понять, что его действительно цепляет. Или может пройти онлайн-обучение каким-нибудь специальностям: так будет проще понять, нравится ли ему направление, которое он выбрал, или оно хорошо смотрится только в теории.
«Я бы сказала, что опасаться потери года не стоит, – говорит советник образовательных программ Благотворительного фонда «Система» Юлия Селюкова. –Я понимаю родителей мальчиков, которые боятся, что их дети попадут в армию, но иногда лучше сразу отслужить в армии, чем попасть туда после четырех лет условного колледжа».
«Кроме того, лишний год дает возможность подготовиться к экзаменам и пересдать их самостоятельно. С другой стороны, это время можно наполнить и чем-то более содержательным: поработать на полставки, заняться волонтерством – это очень хороший опыт взросления, который даст ребенку импульс в учебе. Я сама не поступила в университет в первый год, и это очень повлияло на мой профессиональный путь: я передумала поступать на дневное отделение, продолжила работать, и у меня была очень скоростная карьера по сравнению со многими моими одноклассниками», – говорит специалист.
«Когда школьники не поступают, то получают очень ценный опыт», – говорит Анастасия Панкина.
- Это дает понимание, что они неэффективно готовились к экзаменам. Выпускники начинают готовиться к пересдаче другими способами.
- Начинают работать на низкооплачиваемой неквалифицированной работе и осознают, зачем нужен диплом. Это в разы повышает мотивацию для поступления.
- Перестают бояться ЕГЭ, потому что даже если сдать плохо, то конец света не наступает, а продолжается жизнь.
- Многие пересматривают свои планы на будущее, осознают, что сделали неправильный выбор.
Чем эффективно занять этот год? «Если по итогам приема в вуз вы не поступили, то стоит дать себе время на отдых и передышку, – говорит эксперт. – Не надо устраивать из своей жизни бесконечный марафон, тут же устраиваться на любую работу и бежать хоть в каком-то направлении, лишь бы не стоять на месте. Я рекомендую в течение месяца полноценно отдохнуть, ведь, несмотря на непоступление, вы целый год готовились к нему и заслужили право сделать передышку. После этого стоит спокойно проанализировать, что же помешало поступить: недостаточный уровень подготовки к экзаменам? Выбор одного вуза вместо пяти возможных? Отсутствие системы подготовки? Волнение на экзамене? Неправильная стратегия поступления? После анализа нужно приступить к созданию плана по поступлению, чтобы избежать предыдущих ошибок. А также по возможности устроиться на стажировку по специальности, на которую вы планируете поступать, чтобы представлять себе будущую деятельность. Стажировка может быть неоплачиваемой, но лучше выбрать ее ради получения опыта и понимания будущей специальности, чем зарабатывать деньги на том, чем вы не собираетесь заниматься в дальнейшем».
Что же в итоге делать родителям? «Поверить в ребенка и в то, что он справится с собственной жизнью так же, как справляются родители. Однажды он совсем вырастет и будет сам выбирать себе пару, машину и место жительства, – говорит психолог-конфликтолог Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарья Кузнецова. – А еще вместо контроля подарить своему ребенку поддержку. Представьте себе, как здорово иметь в окружении людей, которые верят в тебя, в твой выбор и поддерживают в трудную минуту. Это счастье! А ведь каждый из нас желает своему ребенку счастья».
Ошибка 5. Чрезмерная опека
Существуют такие мамы, которые чересчур опекают своего ребенка, своеобразные мамы-наседки, которые могут нанести вред его развитию.
Каждый определенный возраст подразумевает какое-либо самостоятельное действие. Существуют примерные возрастные границы для каждого этапа развития. Например, ученик первого класса уже сам может одеваться или надевать обувь, даже если он не сможет с первого раза правильно сделать это, по крайней мере, он сделает это самостоятельно.
Излишняя опека может плохо сказаться в разных областях жизни ребенка. Например, он длительное время не сможет с кем-то подружиться или говорить и защищать свое мнение. Хуже, если он приобретет невроз.
В своих детях нужно развивать самостоятельность, а любую инициативу с их стороны поощрять. Разрешайте им помогать взрослым, хоть и не очень умело. Не игнорируйте их желания и не контролируйте чересчур их общительность с друзьями. Всегда давайте им личное пространство и позволяйте испытывать чувство риска.
Старайтесь не бежать на помощь сразу, позволяйте для начала решить вопрос самому. Лучший вариант, когда вы слушаете его мнение и высказываете свое, а он в итоге сам делает выбор.
Что делать родителям и учителям?
Обучение — это процесс. Каждый, кто чему-то учится, обязательно ошибается. Во-первых, родители должны научиться слышать своих детей и давать здоровую обратную связь на ошибки и неправильные ответы своих детей. Фразы из серии «Да что ты можешь знать, маленький еще!» стоит вообще исключить. Умение выслушать любую позицию ребенка, понять его аргументы и подискутировать не в формате «я сказал — ты сделал», а в формате «Почему ты так думаешь? Почему это для тебя может быть полезно?» будет самым эффективным
Также в школе важно, чтобы родитель смотрел на выполнение домашней работы не просто как на результат «сделал/не сделал», а прислушивался к рассуждениям ребенка и не критиковал за ошибки
Все зависит от семьи и окружения
Бесспорно, главным духовным ориентиром и нравственной основой для ребенка является семья, ее ценности, устои и отношения. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младенческом возрасте» — говорится в законе Российской Федерации «Об образовании».
Конечно, все семьи абсолютно разные. И свой подход к воспитанию потомства каждая семья считает единственно верным. Кто-то занимается образованием ребенка едва ли не с младенчества, расписывая поминутно его ежедневное разностороннее обучение. Другие считают, что у детей «должно быть детство», и отдают предпочтение физическому, нравственному и эмоциональному развитию детей. Есть, конечно, и те, кто не вникает в тонкости педагогики и заботится лишь о самом необходимом — главное, чтобы ребенок «был обут, одет и понимал, что его любят». Воспитание в неблагополучных семьях — отдельная тема.
Отличается в разных семьях и подход к дальнейшему образованию отпрысков — к выбору школы. Есть семьи, которые могут позволить себе дорогую частную школу с особенными методиками воспитания и образования. Большинство родителей из таких семей внимательно следят за процессом. Едва ли не с первого дня, прочитав гору литературы и проштудировав просторы интернета, они активно участвуют в школьной жизни ребенка, держат под контролем педагогов и воспитателей, дают советы и обсуждают каждую оценку.
Чей голос самый весомый
«Выбор направления обучения в нынешние времена является предметом острых споров. Зачастую родители подталкивают детей к выбору, который, по их мнению, может помочь им в жизни, – говорит историк, аспирант РАНХИГС Сыдып Бальдруев. – Однако жизнь вносит в наши планы коррективы: может сложиться ситуация, когда выпускник, окончив вуз, попадает на перегретый рынок, где специалистов слишком много. Так было, например, в 2000-х, когда поддавшись веянию моды, родители массово направляли детей учиться на юристов и экономистов».
По словамэксперта онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ «Вебиум» Роксаны Боровик, при планировании будущего образования подростка право голоса имеют обе стороны: как сам ребенок, так и родители. «Но родители выступают скорее как советчики, которые направляют подросшего ребенка и помогают ему определиться со своим будущим, – говорит специалист. – У взрослых людей больше жизненного опыта, они могут лучше представлять, как может строиться карьера, какие шаги стоит предпринимать и как не упустить возможность на самом старте. Они могут рассказать подростку те вещи, с которыми в силу возраста и отсутствия опыта он может быть не знаком. Например, что не все работодатели серьезно относятся к соискателям, которые окончили девять классов, и что без высшего образования устроиться на работу мечты будет сложнее. Родитель может составить список университетов, которые могли бы подойти школьнику, и расписать плюсы и минусы каждой учебной программы», – говорит эксперт.
Ошибка 1. Угрозы и обвинения
Такая методика воспитания, при которой присутствуют угрозы, запугивание и пристыжение – это большая ошибка, которая пустила свои корни еще в прошлом. Все прекрасно знают такую фразу «Как же тебе не стыдно!» и применяют ее в разговоре со своими детьми. Опускание глаз, вызванное чувством стыда, всегда отрезает желание проявлять свою инициативу и приостанавливает любую активность. Небольшая промашка совершенно этого не стоит! Ведь эти незначительные ошибки детей не смогут привести к каким-либо крупным проблемам.
Вместе с этим неприятным чувством большинство родителей часто применяют другое чувство – вину. Называя детей виноватыми, эти родители словно пытаются дать некий стимул для достижения целей. Однако, такое благостное намерение никогда не оправдывается и дети при этом замыкаются в себе. Применения чувства вины родителями приводит лишь к тому, что у ребенка совершенно пропадает заинтересованность в чем-либо, и он чувствует себя совершенно бесполезным и ни на что не годным, не способным.
Применение запугиваний и угроз не приведет также ни к чему положительному. Лишь немногие люди способны потом спокойно перебороть в себе чувство страха. В большинстве случаев, применение таких методов не дает толчок к действиям, а наоборот, парализует все ощущения и делает человека несамостоятельным.
Не нужно растить морального калеку и перестаньте запугивать своих детей. Многие родители говорят самую ошибочную фразу своему чаду о том, что больше не будут его любить. Для маленького ребенка это настоящий шок, вызывающий душевную истерику, а для более взрослого – психологическое давление, которое пробуждает делать что-то назло. Все равно вы не сможете выполнить эту угрозу, с возрастом малыш это поймет. Такая пустая и неоправданная угроза будет воспринята им как ложь и перестанет работать. Это грозит потерей доверия к вам, и ребенок просто начнет видеть во всех словах неправду.
Признаки того, что ребенка обижают в школе
40% жертв школьного буллинга не рассказывают родителям о своих проблемах с одноклассниками
Еще одна тревожная цифра из официальной статистики МОН — 40% детей, подвергавшихся травле со стороны сверстников, не рассказывают об этом родителям. То есть, тысячи семей даже не подозревают о страданиях своих детей. Если ваш ребенок не жалуется, что его обижают в школе, это не значит, что у него все в порядке.
Как же понять, что дочь или сына обижают в школе? Вы легко распознаете это, если понаблюдаете за его поведением и эмоциональным состоянием. Вот несколько явных признаков, что ребенка гнобят в классе:
- Ребенок не хочет идти в школу, ищет любой повод, чтобы остаться дома. Часто жалуется на плохое самочувствие.
- Любые разговоры на около школьную тему портят сыну или дочке настроение. Когда речь заходит о том, что мама или папа хотят сходить в школу, ребенок реагирует агрессивно, всячески отговаривает от этой идеи.
- Замкнутость, подавленное состояние. Если прежде веселый, общительный ребенок становится угрюмым, к нему перестали приходить в гости друзья, а когда кто-то из них звонит, он просит сказать, что его нет дома — это должно насторожить родителей.
- Любые признаки стресса: отказ от еды, нежелание выходить из своей комнаты, ночные кошмары.
- Травмы, синяки, царапины, которые ребенок не может объяснить, либо на вопрос «Откуда?», отвечает откровенно глупо — «Не помню», «Так получилось»…
- Систематическая порча вещей: порванный рюкзак, испорченная одежда, обувь, школьные книги, тетради.
- Ребенок просит деньги и не может объяснит, на что они ему нужны. Дети, подвергающиеся травле, часто пытаются подкупить обидчиков, платят «дань» за то, чтобы их не обижали.
- Несвойственное поведение — грубость, сарказмы, недоверие, неуважение к близким.
Родители, как никто другой, знают своего ребенка. Если между ними близкие, доверительные отношения, они обязательно почувствуют, что что-то не так. И здесь решающим становится их выбор — вмешаться или проигнорировать, дать ребёнку «возможность разобраться с проблемой самостоятельно».
Что такое «врожденные способности»
Не существует единого определения «таланта»: обычно его объясняют в виде совокупности способностей, причем реализованных. А в Большом психологическом словаре авторства Бориса Мещерякова и Владимира Зинченко «талант» и вовсе назван не научным понятием, а житейским, поскольку для него нет методов диагностики. Он также соотносится с понятием «одаренность» и может определяться как высокий уровень развития способностей. В книге «Структура разума: теория множественного интеллекта» американского психолога Говарда Гарднера описано семь видов таланта или типа интеллекта:
- вербально-лингвистический;
- музыкальный;
- логико-математический;
- пространственный;
- телесно-кинестетический;
- внутриличностный;
- межличностный.
Согласно ним человек получает склонности к определенной профессии. Например, вербально-лингвистический тип интеллекта отвечает за способность писать и читать, соответственно, с ним легче стать журналистом или юристом.
Нидерландский нейробиолог Дик Свааб в свою очередь говорил, что талант закладывается в мозге (фактически, зависит от его структуры), а в книге приводил в пример скрипачей, у которых увеличена часть мозга, контролирующая пальцы левой руки. А в исследовании Института генетики и цитологии НАН Республики Беларусь удалось выявить отличия детей-спортсменов (с заложенными склонностями) от «обычных» — повышенная способность к утилизации глюкозы в печени и мышечных волокнах и устойчивость к гипоксии в генах. У музыкантов и художников превалировала аллель G, которая отвечает за способность долго выполнять работу на одинаковой интенсивности, что формирует психологическую выносливость.
Экономика инноваций
Почему в Китае популярны детские ДНК-тесты для определения вундеркиндов
Талант подразумевает способности человека к определенному делу: например, он потрясающе рисует, при этом не зная досконально теорию, или в два-три раза быстрее сверстников обучается языкам. Однако талант — это только предрасположенность, которая без должного развития никак не способствует освоению какой-либо профессии. В разных источниках таланту отводится от 5% до 10% от всех факторов успеха — остальное зависит от упорства и трудолюбия. Так, существует «правило 10 тыс. часов», озвученное канадским журналистом Малкольмом Гладуэллом, которое гласит, что для достижения экспертности в каком-либо деле нужно посвятить ему 10 тыс. часов. Оно сформировалось после исследования роста мастерства скрипачей и пианистов, проведенного в 1993 году. Его авторы опровергали значимость таланта и указывали на то, что различия в результатах музыкантов сводились только к объему их практики. Величина в 10 тыс. часов условна, но сама идея верна: намного важнее иметь интерес к конкретной сфере, чем способности.
Например, если человек от природы великолепно поет, но ему это неинтересно, он не будет учиться и развиваться, и прекрасным певцом не станет. То же касается и других профессий. При этом даже самый яркий талант еще нужно обнаружить. И это не всегда происходит, когда родители умиленно наблюдают за двухлетней дочерью, садящейся в шпагат и встающей на мостик без подготовки, подражая гимнасткам на экране телевизора. Чтобы условный талант получил развитие, человек должен уделять этому все свободное время, а значит, быть заинтересованным в конкретной деятельности. Никакой талант бы не помог Биллу Гейтсу стать фигурой мировой величины в ИТ, если бы он не имел страсти к программированию с подросткового возраста.
Последствия школьного буллинга
Издевательства сверстников психологически травмируют ребенка сильнее, чем потеря близких родственников
По официальной статистике фонда ЮНИСЕФ травле со стороны сверстников подвергается 24% школьников. Как отразится буллинг на жизни ребенка, зависит от его реакции, устойчивости психики, от действий родителей и других сопричастных взрослых — педагогов, психологов. Печально, но не многим жертвам травли удается избежать психологической травмы, которая оставляет след на всю жизнь. Последствия издевательств могут быть самыми разными:
- Ребенок теряет веру в себя, перестает сопротивляться. У него появляется установка: я плохой, никчемный и заслуживаю такого отношения. Став взрослым, он вряд ли станет успешным, найдет высокооплачиваемую работу, построит карьеру.
- Теряет способность доверять окружающим, строить близкие отношения. Страх быть осмеянным, униженным заставляет ребенка, а затем взрослого мужчину или женщину держаться на расстоянии от других.
- Перестает верить взрослым, рассчитывать на поддержку родных. Как и Светлана, большинство подростков, подвергающихся травле одноклассников, не могут представить, чем родители способны помочь им. Ребёнку кажется, что обратившись к родителям, он сделает только хуже. Мама или папа устроят разборки с агрессорами, а те в ответ начнут еще сильнее над ним издеваться.
- Потеряв веру в родителей, ребенок ищет поддержку в ком-то другом. Хорошо, если это будет тренер по футболу, художественной гимнастике или рукопашному бою. Но «защитником», а потом и наставником, может оказаться отморозок, торгующий наркотиками.
- Подвергавшиеся издевательствам сверстников дети часто впоследствии сами становятся агрессорами, от которых страдают супруги, дети, слабые, не способные защитить себя люди.
- Самый страшный сценарий — суицид. Статистика детских самоубийств катастрофична: в 2019 году в Украине 111 детей покончили с собой. Причиной большей части из них стала травля в школе.
Слышу ваши вопросы — «Неужели все так мрачно?», «А как же истории известных людей, которым нападки сверстников помогли закалить характер, стать сильнее, добиться успеха?». Действительно, в Сети гуляют десятки таких историй. Да, некоторым жертвам буллинга удается стать внешне успешными людьми. Подчеркиваю — ВНЕШНЕ. Ведь за видимым окружающим лоском обязательно скрывается глубокая душевная травма.
Возможно, многие известные спортсмены, актеры, изобретатели, бизнесмены, политики и не добились бы мировой славы, успехов в карьере, если бы агрессия окружающих не заставила их стать сильными, научиться рассчитывать только на себя. Но все эти достижения несоразмерны с тем, что они потеряли — счастливое детство, трогательные переживания юности, доверие к миру.
И главное — обратить жестокость сверстников в стимул для саморазвития и достижения успеха способен лишь один ребенок из тысячи жертв травли. Остальные 999 страдают и ломаются.
Что говорит законодательство
По российскому законодательству у родителей есть право довольно пристально контролировать школу. Но в силах ли они реально влиять на учебный и воспитательный процесс? В любой школе, частной или государственной, родители имеют возможность следить за процессом и результатами обучения развития и воспитания. Чтобы не смущать учителя своим присутствием, в классах некоторых школ даже установлены видеорегистраторы. При желании родители могут посещать уроки, интересоваться ассортиментом и качеством питания в буфете и быть гостями на любом школьном мероприятии.
Закон «Об образовании», принятый в июле 1992 года, претерпел немало изменений и дополнений за последние 25 лет. Сегодня он дает родителям широкие права вмешиваться не только в учебный процесс, но даже контролировать зарплату учителей. Наиболее эффективно воздействие на учителя через управляющий совет школы, который имеет полномочия распределять так называемые стимулирующие фонды оплаты труда. Если учесть, что в состав совета обязательно должны входить родители, то можно утверждать, что появился реальный рычаг воздействия — реальная возможность влиять на учителя рублем.
Пункт 3 статьи 45 узаконивает «комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». В ее состав входят «в равном числе» родители, «несовершеннолетние обучающиеся» и «работники организации, осуществляющей образовательную деятельность». Понятное дело, большинство в комиссии остается за родителями и учениками, и их решения обязательны к исполнению. То есть учителя можно наказать не только материально, но и морально.
Зарубежный опыт
Если обратиться к зарубежному опыту, то можно констатировать, что традиция сотрудничества школы и родителей давняя и прочная. В некоторых школах мнение родительских комитетов играет доминирующую роль в организации учебного процесса. Родители участвуют в утверждении программ и методов обучения. В Нью-Йорке, например, поощряется присутствие родителей на уроках. Иногда желающих посидеть в классе так много, что приходится устанавливать график. Родители приходят погулять с детьми, помочь раздать ланч, возят школьников на экскурсии, проводят занятия по домоводству, устраивают благотворительные мероприятия, организовывают ярмарки, обеды, лекции.
Французские родители считают, что воспитание детей настолько серьезный процесс, что было бы ошибкой доверять его исключительно педагогам. В некоторых школах родители руководят детскими кружками, клубами, заведуют библиотекой, ведут факультативные занятия по иностранному языку, спортивные занятия, организуют учебные экскурсии.
В Японии бывают случаи, когда мама регулярно переписывается с преподавателями, чтобы быть в курсе школьных успехов и проблем своих детей. Если ребенок болеет, она занимает его школьную парту, тщательно записывает учебные задания
Несмотря на такое пристальное внимание к учебному процессу, японские родители в присутствии ребенка никогда не подвергнут сомнению суждения педагога
Есть и негативный опыт. Активное вмешательство в процесс обучения родителей вызывает особую озабоченность у шведских учителей. Родители забрасывают педагогов смс-сообщениями, в которых дают детальные указания как именно нужно заниматься их ребенком и даже рекомендации как именно организовывать для него учебный процесс. Опрос, который провел национальный совет, констатировал, что 70% педагогов Швеции озабочены такой активностью мам и пап. Это, считают они, отрицательно сказывается на рабочем климате и конечном результате.
Как распознать конфликт
► К конфликтам между учителями и родителями может привести следующее поведение родителей:
- проявление агрессии к учителям и другим родителям;
- истеричные и недовольные высказывания в сторону учителей и руководства школы;
- постоянные придирки к учителю и отрицательная оценка его работы;
- навязывание своей точки зрения, втягивание других родителей и учеников в конфликт, создание группировок, противостоящих школе;
- завышенное мнение о способностях своего ребенка;
- отсутствие внимания к ребенку;
- перекладывание ответственности за воспитание ребенка на школу.
► Со стороны учителя конфликтную ситуацию создают:
- игнорирование мнения и просьб родителей, их интересов при управлении классом;
- использование конфиденциальной информации во вред отдельным ученикам и их родителям;
- отсутствие интереса к личностям учеников и родителей;
- некомпетентность учителя в преподавании своего предмета;
- пренебрежительное отношение к ученикам и умышленное занижение оценок — из-за поведения или несогласия с точкой зрения учителя;
- попадание под влияние отдельных родителей в ущерб интересам остальных.
Если какой-то из перечисленных пунктов касается вас, возможно, претензии родителей имеют под собой основания.
Программа по теме:
Технологии оценивания образовательных результатов школьников в условиях реализации ФГОС
144 часа (1 мес.)
4100 руб. 2660 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Школьные персонажи
Если педагогов много
Ребенку проще привыкнуть к одному педагогу, который ведет несколько предметов. Если преподаватели разные, нужно помочь ребенку сориентироваться, «как зовут какую тетю». Тети разные, у них есть отчества, а первоклашки с отчеством разбираются с трудом — его сложно запомнить, нелегко произнести.
Тут может быть нужен своего рода домашний тренинг: вырезаем фигурку тети такой-то — она ведет математику, зовут ее так-то.
Стоит также помочь ребенку выучить имена и фамилии одноклассников. Пока ребенок не знает, как зовут одноклассников и педагогов, он чувствует себя некомфортно.
Ориентируясь на способности ребенка, помочь запомнить «школьных персонажей» — детей и взрослых, — это важная родительская задача.
Ошибка №5 «Позиция жертвы»
Со стороны родителей, разумеется. Это когда они днями и ночами заламывают руки и говорят: «Мой дорогой сыночек/дочка, я все делаю ради тебя, зарабатываю для тебя, вот тебе самый лучший кусок и т.д.». Как вы думаете, что чувствует ребенок? Он считает, что все ему должны. При этом сам он ни к чему не стремится, поскольку все сделают за него.
Вынужден вас огорчить, но из таких детей чаще всего вырастают тираны. Они не способны сопереживать, заботиться о других. Вся их жизнь сводится к тому, чтобы показать свое превосходство. А оно, как известно скрывается за колоссальной неуверенностью в себе.
Совет. Правильно расставляйте приоритеты, мои хорошие. Обязательно думайте о себе, заботьтесь о себе. Безусловно, ваш ребенок — это частичка вас. Но вы не должны пренебрегать своими потребностями.
Как ошибки влияют на самооценку?
Если ребенок боится ошибаться, то ему сложнее проявлять себя и выражать свою точку зрения — то есть его личная составляющая «я» угнетается. Часто у отличников высокая самооценка потому, что они правильно отвечают, а у ребенка, который, может быть, знает неправильный вариант решения задачи, но боится его высказать, самооценка снижается. В результате вырастают неуверенные дети, которым в будущем очень сложно двигаться по карьерной лестнице, так как у них не развито умение гибко подходить к решению задач.
Умение ошибаться влияет на гибкость нейронной системы. Когда ребенок не боится говорить то, что он думает, даже если это неправильно, у него развивается креативный, новаторский подход: он предлагает разные решения, не боясь, что они окажутся неверными. И как раз навыки XXI века, про которые в последнее время много говорят и которые связаны с креативностью и гибкостью, отчасти развиваются за счет этого умения — ошибаться и смело высказывать свою точку зрения.
Очень яркий пример — ЕГЭ
Дети упорно и монотонно тренируются просто правильно отвечать на вопросы, и неважно, как они при этом думают и рассуждают. То есть ребенка просто натаскивают на правильные ответы, а если он ошибается, получает плохие результаты и не поступает в вуз, то у него происходит крах системы
Среди первых потоков выпускников, сдававших ЕГЭ, было случаи самоубийств после неудачного экзамена. Одна из причин — у детей напрочь убивали самооценку: «Если я не сдам ЕГЭ, то у меня нет будущего» и так далее. Это тоже про страх ошибаться.