Как выявить и развить талант ребенка

1. Лингвистический или вербальный интеллект

Ребенок с таким типом интеллекта легко запоминает странные слова и выражения, может огорошить бабушку раз услышанной неприличной частушкой. Придумывает странные тексты, сочиняет сказки или ловко придумывает рифмованные обзывательства.

Умеет хорошо объяснять предметы или явления, у него острый язык, отчего родители часто грустят и советуют его придержать. Может испытывать страсть к рэп-баттлам. Вступает в словесные перепалки в интернете. Может любить много и хаотично читать.

Что предложить: кружок риторики, журналистики, читательский клуб, поэтические вечера. Или даже вести блог.

Ошибки родителей в подготовке ребенка к будущей профессии

Одна из главных и распространенных ошибок — проецирование родителями на ребенка своих желаний и нереализованных в детстве мечтаний. Например, мама хотела стать пловчихой, но что-то не сложилось, и теперь она подсознательно или осознанно намерена вырастить пловца из сына. Хорошо, если он тоже увлечен этим, готов заниматься. Но бывает и так, что ребенку не хочется, а иногда и способностей нет совершенно. В подростковом возрасте часто случается так, что родители решили сделать сына физиком, не спросив, чего он сам хочет. Возможно ребенок даже отучится положенные четыре года, получит диплом, но в результате по специальности работать не пойдет или продержится на ней недолго.

Несоответствие ожиданий от будущей профессии у детей и родителей видно и из опросов: так, холдинг «Ромир» в 2019 году выяснил, что 24% россиян хотели бы, чтобы ребенок стал врачом, 18% — юристом. Вот только среди школьников в медицину хотели пойти лишь 12%, а в юриспруденцию — 6%.

Другая ошибка — пытаться готовить ребенка с пяти лет в условные хирурги. Мир меняется стремительно и порой неожиданно, что подтвердила пандемия. Никто не знает, что будет востребовано спустя 12-13 лет, когда он закончит школу, и тем более спустя 16-17, когда выпустится из университета.

Развивать определенные способности и навыки ребенка с детства можно и нужно, но в попытках угадать перспективное направление для сегодняшнего дошкольника и даже младшего школьника нет никакого смысла.

Еще одна причина, по которой не стоит активно заниматься профориентацией ребенка в шесть-семь и даже десять лет — риск лишить его детства. Родители, пытающиеся с пеленок вырастить будущего великого пианиста или второго Билла Гейтса, заставляют ребенка заниматься ежедневно, отправляют в секции и следят, чтобы нагрузки были максимальными, а то и пытаются параллельно развивать все навыки сразу. Например, кроме хоккея заставляют заниматься баскетболом — словно если в одном виде спорта не получится, можно пойти во второй. Ребенок перегружается: у него нет времени на прогулки с друзьями, походы в кино и разные важные «детские дела».

Интеллект.

Мозг человека является главным органом с помощью которого мы осознаем окружающую нас обстановку и взаимодействуем с этим миром. Все наше поведение обуславливается процессами происходящими именно в нашей голове. Вся информация получаемая через органы чувств, так же обрабатывается и запоминается мозгом, и откладывается в дальние уголки нашей памяти

На протяжении всей истории человечества, людям всегда было важно знать насколько высок интеллект того или иного человека. Но методы оценки интеллектуальных способностей начали появляться только в середине 20-го века

Интеллект — это способности личности

В попытках измерить уровень развития мозга немецко-британский учёный-психолог Ганс Айзенк в 50-е годы прошлого столетия придумал концепцию IQ тестирования и начал применять ее на практике. И, надо отдать должное, этот метод популярен и по сей день. Однако суть тестирования Айзенка сводится к выявлению у человека логического мышления и аналитических способностей. И многие ученые были не согласны с таким однобоким подходом к выявлению интеллектуальных возможностей человека. Одним из таких ученых стал Говард Гарднер — профессор Гарвадского университета, который предложил не сводить всех людей под один стандарт, а считать что все люди умны по своему, и на основе этого постулата разработал теорию «множественного интеллекта».

Он выделил девять типов интеллекта, которые влияют на то, как мы работаем с информацией. Его теория объясняет, почему все по-разному справляются с одинаковыми задачами.

Так или иначе, споры в мировом научном сообществе в части исследования функциональной асимметрии полушарий мозга человека не утихают и по сей день, и консенсусом в этом вопросе даже и не пахнет) Тем не менее, теория Гарднера выглядит очень внушительно, и она заняла достойное место в умах любознательных людей, не вытеснив при этом и теорию Айзенка, про которую сказано и написано горы статей, поэтому речь в нашей статье пойдет именно о «теории множественного интеллекта»

Телесно-кинетический

Для детей с таким типом интеллекта главным способом выражать свои чувства становится собственное тело. Они любят танцевать, заниматься спортом, мастерить разные предметы, выступать перед другими людьми. Такие увлечения позволяют получить максимально крепкое здоровье и добиться успеха во многих сферах. У детей также может существовать особенность характера, выражающаяся в ярком желании соперничать.

Любимое дело они могут найти в следующих профессиях:

  • Танцор;
  • Киноактер;
  • Артист;
  • Спортсмен;
  • Автомеханик;
  • Врач-хирург;
  • Скульптор.

Главной формой обучения для таких школьников должны стать спортивные секции. Именно они принесут самые лучшие результаты. Также можно отправить ребенка в другие кружки, где он сможет задействовать свои навыки.

Экзистенциональный

Такие дети с детства отличаются высокой степенью осознанности, понимают свои чувства и могут управлять ими. Они здраво рассуждают, делают весомые умозаключения. Как правило, эмоционально сдержанны, застенчивы. Когда они вырастают, их начинают заботить вопросы жизни и смерти и прочие экзистенциальные вещи. Они способны выдвигать новые теории о происхождении мира и гипотезы о появлении разных национальностей. Интересуются духовными учениями и трудами философов. Они трезво стоят на ногах, способны прогнозировать и надолго планировать, умело управляют своими эмоциями, следуют инструкциям.

В какой профессии ребенок может реализоваться: психолог, психиатр, профессор и преподаватель философии, агитатор, священник, политик.

Как понять, какие способности есть у вашего ребёнка?

Для развития способностей очень важно своевременно заметить и определить способности ребёнка. Для выявления способностей ребёнка родителям нужно просто наблюдать за ним в период от рождения до 6-7 лет. В этом возрасте важно подмечать предпочитаемые виды занятий и способствовать разнообразию доступных видов деятельности

Если родители замечают, что из всего многообразия занятий ребёнок предпочитает или с большим желанием, увлечённостью и удовольствием занимается определёнными — это сигнал, что у ребёнка именно в этом направлении есть склонности. Поддержите их — расширьте это направление, сделайте его более разнообразным, запишите в кружок или секцию

В этом возрасте важно подмечать предпочитаемые виды занятий и способствовать разнообразию доступных видов деятельности. Если родители замечают, что из всего многообразия занятий ребёнок предпочитает или с большим желанием, увлечённостью и удовольствием занимается определёнными — это сигнал, что у ребёнка именно в этом направлении есть склонности

Поддержите их — расширьте это направление, сделайте его более разнообразным, запишите в кружок или секцию.

Какие способности есть у вашего ребёнка?

Внимательно наблюдайте за играми ребёнка, в них могут раскрываться артистические и лингвистические способности. Ребёнок любит конструкторы- присмотритесь внимательнее — он любит просто строить или конструировать, или это целый план застройки города?  Ребёнок копается в песке, земле, часами может сидеть и созерцать цветы, небо, пустоту.. возможно, это растёт маленький мыслитель или гениальный биолог

Посмотрите внимательно, что именно он делает — ищет сокровища, древние клады, останки динозавров и цивилизаций, или сажает семена и смотрит, как они растут, разглядывает, как червяк копает свой ход в земле? В каждом занятии может мыть несколько уклонов, поэтому важно внимательно наблюдать и обеспечить многообразие. При сопоставлении всех типов интересующих занятий и выявляются способности ребенка. В диагностике способностей ребенка могут помочь также психологи

Первоначально проявления склонностей могут замечать не только родители, но и сотрудники детских дошкольных учреждений

В диагностике способностей ребенка могут помочь также психологи. Первоначально проявления склонностей могут замечать не только родители, но и сотрудники детских дошкольных учреждений.

Многие родители задаются вопросом: как распознать талант у ребёнка?  Талант — это вовремя замеченные и достаточно развитые способности. Способностей у каждого ребёнка может быть несколько

Будьте внимательны, настойчивы, замечайте склонности, развивайте способности своего ребёнка, и все его таланты раскроются в полном объёме! Важно помнить, что одна способность по мере раскрытия помогает раскрыться другим. Например, хорошие слуховые способности могут развиться в музыкальный или лингвистический талант. Музыкальный талант, в свою очередь, помогает в развитии логики и математических способностей и т.д

Музыкальный талант, в свою очередь, помогает в развитии логики и математических способностей и т.д.

Логико-математический

Довольно распространенным типом интеллекта можно назвать логико-математический. Дети, им обладающие, не испытывают каких-либо трудностей с математикой и всем, что с ней связано. Они легко запоминают номера мобильных, даты или иные числовые значения, а также быстро решают примеры и задачи. Главной характеристикой таких людей становится способность к структурированному анализу, простой установке причинно-следственных связей, а также систематизации всех составляющих жизни.

Для людей с этим типом интеллекта отлично подойдут следующие профессии:

  • Аналитик;
  • Логист;
  • Математик;
  • Программист;
  • Бухгалтер;
  • Детектив;
  • Врач.

Развивать и поддерживать логико-математический интеллект можно с помощью регулярных тренировок. Отлично подойдут решения различных задачек, головоломок или математических примеров. Не лишним будет дать школьнику возможность применять навыки в повседневной жизни. Например, считать стоимость корзины с едой или определять, сколько и чего нужно приобрести в магазине.

Это интересно: Самые дорогие продукты

Ищем скрытые таланты ребенка

Абсолютно у каждого ребенка есть к чему-то талант, но иногда его сложно разглядеть. Одни малыши сразу начинают танцевать, услышав музыку, другие не представляют свою жизнь без альбома с красками, третьи уже с самых ранних лет стараются демонстрировать другим детям свою физическую подготовку и выносливость. Список можно продолжать бесконечно. Но что делать, если родителям так и не удается разглядеть талант своего ребенка?

Для начала нужно присмотреться. Наличие у малыша склонности к каким-либо видам деятельности обязательно проявится со временем. Можно попробовать записать его в какой-либо творческий кружок или спортивную секцию, но тогда нужно учитывать мнение самого ребенка. Если ему скучно или не интересно на занятиях, то не нужно его заставлять. Возможно, перепробовав несколько секций, ребенок найдет себе дело по душе. Главное – не мешать ему пробовать и выбирать.

Случается, что проблема выбора таланта, который нужно развивать, скрывается даже не в его поиске, ведь многие дети с ранних лет показывают склонность сразу к нескольким видам деятельности. Родителям таких малышей бывает непросто определиться с кружком или секцией. Поговорим о том, какой талант ребенка выбрать, если их несколько.

Одаренность у малышей и дошколят (3–5 лет)

В 1–2 года вряд ли есть смысл говорить, а тем более выявлять, яркие склонности. Маленький вокалист попутно интересуется всем, что есть вокруг, и прекрасно справляется с любыми задачками по возрасту. Примите это как норму развития современного ребенка, проверять чадо на гениальность еще рано.

Вокруг всегда очень насыщенная информацией среда, интереснейшие игрушки, техника и внимание начитанной мамы. Поэтому кроха так активно переступает возрастные нормы психологического и интеллектуального развития, разработанные в глубине семидесятых. Гениальный малыш (младенец) — это скорее фигура речи, поскольку гениальность сама по себе считается высшим уровнем развития того или иного задатка

Иными словами, годовалый вундеркинд вряд ли разложит по полочкам таблицу Менделеева или докажет теорему Пифагора. Для этого у него элементарно еще нет ни физических возможностей, ни необходимого уровня знаний

Гениальный малыш (младенец) — это скорее фигура речи, поскольку гениальность сама по себе считается высшим уровнем развития того или иного задатка. Иными словами, годовалый вундеркинд вряд ли разложит по полочкам таблицу Менделеева или докажет теорему Пифагора. Для этого у него элементарно еще нет ни физических возможностей, ни необходимого уровня знаний.

А вот говорить о задатках и склонностях в возрасте 3–5 лет очень даже уместно.

Основной критерий, а точнее, форма проявления высоких способностей в раннем возрасте — фантазия малыша. Поддержка этого качества со стороны родителей и педагогов — фактор развития одаренности, который помогает малышам вырастать активными и творческими.

Например, такими многогранными бывают таланты младших дошкольников, по мнению исследователей:

  • группа талантов в области практики: ремесло, спорт, управление;
  • интеллектуальные устремления в разных областях знаний, или академическая одаренность;
  • тяга к творчеству и эстетике и высокие результаты в этом направлении;
  • аттрактивная одаренность — стремление к лидерству, незаурядные коммуникативные способности;
  • альтруистические устремления (духовно-ценностная деятельность, создание нематериальных объектов, стремление к служению людям).

Индиго или гений

Зачастую бытовое понимание сглаживает границы такого явления, как индиго. Первоначально детьми-индиго называли малышей, которые проявляют высокую интуицию, творческую активность, отличаются особенно складной речью и рассудительностью. Но индиго — это не гений, это талантливый ребенок, способности которого можно развивать дальше или навсегда блокировать.

Гениями рождаются или становятся

Гениальность – приобретенное свойство личности. Однако биологические факторы тоже вносят свою лепту. Таким образом, гениальность – это симбиоз врожденного и приобретенного. Но в отличие от таланта, в этом случае врожденные особенности играют большую роль, нежели социальные. Без труда гениальность не проявит себя во всей красе, задатки останутся на уровне склонностей. Но чтобы стать лучшим в каком-то деле человеку нужно много работать над собой, раскрывать свой потенциал. Гениями рождаются, но без соответствующих условий развития, работы над собой, гениальность будет подавлена.

Вообще, в психологии до сих пор нет единой теории о том, что такое гениальность. Согласно психоаналитической теории, гениальность – это результат сублимации. То есть направления сексуальной энергии в творческое русло. Или компенсация своих недостатков за счет развития других качеств. Согласно теории качественного превосходства, гениями рождаются. Теория количественно превосходства раскрывает мысль о том, что гениями становятся под влиянием благоприятных социально-экономических факторов.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Телесно-кинестетический интеллект

theredlist.com

Вы от природы — атлет. Наибольшее удовольствие от жизни вам доставляет работа над собственным телом. Вы не принимаете никаких физических ограничений! 

Говард Гарднер говорит, что люди с таким интеллектом, как у вас, лучше всего умеют контролировать собственные движения и обрабатывать сигналы собственного тела. Вы можете, например, едва ли не с рождения уметь управляться с баскетбольным или футбольным мячом, иметь безупречную координацию движений или растягивать свое тело так, будто оно резиновое! 

Гарднер также указывает, что у людей вроде вас есть также отличное врожденное чувство времени, что могло бы сделать вас очень хорошим специалистом в игровых видах спорта. 

Вы сильны и неотразимы. Не забывайте об этом!

Что мешает раскрытию таланта?

Практически у каждого человека есть какие-то таланты, однако большинство об этом даже не догадывается и не пытается найти своё призвание. Объясняется это несколькими причинами, такими как:

  1. Лень. Можно много рассуждать о том, существует ли лень и какова её природа, но факт есть факт: большинство людей просто ленится искать своё призвание. Они мечтают, строят планы на будущее и всё сильнее погружаются в прокрастинацию, стараясь не думать об оставшихся позади годах.
  2. Подчинение внешним условиям. Не каждый человек может похвастаться тем, что сам выбрал свою профессию. Часто этот выбор делают родители, объясняя ребёнку, что он должен думать о своём будущем благополучии. И с этой установкой многие люди живут всю жизнь, выбирая не то, чего им хочется, а то, что в перспективе принесёт большие дивиденды.
  3. Отсутствие разнообразия. Часто люди не находят своего призвания только потому, что даже не знают о существовании профессии, в которой их врождённые способности могли бы максимально проявить себя.
  4. Нехватка смелости. Иногда человек осознаёт, что его призвание никак не связано с текущей профессией. Но он боится всё бросать и начинать строить новую карьеру с нуля. Между тем многие известные люди добились успеха лишь благодаря тому, что однажды рискнули и полностью сменили сферу деятельности. К примеру, Антон Чехов считается одним из величайших драматургов в мировой литературе. Но знали бы мы сегодня эту фамилию, если бы он не решился в своё время бросить карьеру врача?
  5. Привычка. Мы устроены так, что привыкаем ко всему: к своей профессии, к окружающим людям, к условиям своей жизни, к посредственности, повседневной рутине и отсутствию разнообразия. И привычка мешает нам выйти из зоны комфорта, поскольку мы неосознанно боимся, что меняя одну незначительную деталь придётся менять и всё остальное.

Конечно же, существуют и другие причины, но эти наиболее очевидны и встречаются чаще всего. Даже если вы не ставите перед собой задачи найти своё призвание, пройтись по этому списку и разобраться с перечисленными помехами всё равно стоит – жизнь от этого станет только лучше.

Почему важно выявлять таланты детей?

У каждой семьи есть мечта иметь талантливых детей, а природа щедра на определенные способности каждого малыша. Тем не менее, некоторые из них проявляют свои таланты с детства и достигают успеха, а другие, даже обладая комплексом уникальных возможностей, теряются в обществе, так и не найдя своего пути.

Все дело в том, что не все родители знают, как развивать способности у детей, найти одаренность, как правильно себя вести и что делать для помощи ребенку. Часто проявление способностей происходит не в раннем возрасте, поэтому при отсутствии внимания со стороны взрослых талант так и останется скрытым.

Как раскрыть талант:

  1. Наблюдения за малышом – его интересы, действия, что получается быстрее и лучше всего.
  2. Участие в групповых занятиям творчеством и спортивных секциях – под контролем специалистов проявление и развитие способностей происходит гораздо интенсивнее.
  3. Самостоятельный выбор – малыш должен сам определить, чем ему хочется заниматься, а родители обязаны поддержать его выбор.
  4. Не перекладывать на малыша собственные неудавшиеся надежды юности – взрослые часто имеют за плечами нереализованные мечты о разных занятиях и достижениях, в том числе, и в профессиональном плане. Чтобы раскрыть талант своего чада не стоит возлагать на него ожидания об успехах в «достойных», по мнению родителей, профессиях.

7. Внутриличностный интеллект

Ребенок отличается особенной осознанностью, здорово может объяснять свои чувства и мотивы. Любит размышлять в одиночестве, отчего ему все время достается: родные видят в этом лень. Может увлекаться книгой, как художественной, так и психологическим научпопом. Пишет эссе, интересные с точки зрения философии, однако учительница почему-то упорно ставит тройки.

Увлекается интересными теориями о человеке, радостно рассказывает религиозной тетушке, почему между ней и обезьяной не такая уж большая дистанция. Примеряет на себя теорию пассионарности. Может вести себя странно и непредсказуемо, испытывая теории о человеке прямо на себе.

Что предложить: клуб творческого письма, писательские курсы, киноклуб, на котором обсуждают классику, студию философии. Устраивайте дома дебаты о природе человека и истории человечества. Харари вам в помощь.

Где вы, таланты?

Итак, что поможет родителям увидеть в сыночке или дочке актёрский, писательский, художественный, спортивный или музыкальный талант?

С песней по жизни

Будущего Моцарта можно разглядеть в раннем детстве, когда малыш «торчит» от музыкальных игрушек, начинает проявлять непомерный интерес к мелодиям, на лету их запоминает, воспроизводит при каждом удобном случае и узнает по первым аккордам.

Ему присуще природное чувство ритма и тонкий музыкальный слух. Он не только слышит музыкальные произведения, он пытается сам их сочинять, получая от этого процесса удовольствие. Итак, если детские ушки всегда настроены на нужную мелодичную волну – это повод, чтобы пойти в музыкальном направлении.

Ценитель прекрасного

Почти все дети любят рисовать, но вот если ваш ребёнок умеет не только «палку, палку, огуречик», а создаёт художественные образы, вместо активных игр предпочитает поелозить карандашом по бумаге, во время задумчивого безделья вечно что-то чертит на любом свободном кусочке тетрадного листа, то стоит задуматься, а не пойти ли в художники.

Выбор вместо «Кататься на горке!» — «Пойдём, там выставка открылась!», полный дом аппликаций, рисунков и ручных поделок — вот ещё пунктики в доказательство того, что стоит попробовать раскрыть талант.

Будущий Пушкин или Толстой

Для новоиспечённого писателя и поэта совсем не обязательно фантазировать на каждом шагу. Но бесспорно одно – он очень любит рассказывать, причём в подробностях, выстраивая историю в сюжетную линию. Для него важны детали. Ну а стихи – это привычная форма общения, рифмы так и складываются из простых слов.

Если это всё про вашего ребёнка, то пора записаться в драматический кружок.

Артист да и только!

Любит кривляться, стоя перед зеркалом и всё время корчит рожицы? Да все они так делают!

А вот если стихи на одном выдохе да с жестами, с эмоциями и с выражением до мурашек – это оно, актёрское мастерство!

Умеет спародировать вашего друга или рассказать историю так, что как будто сам там был?

Выступает перед большой аудиторией и «тащится» от восторженных взглядов слушателей и аплодисментов?

Побежали в театральную студию!

Никуда без спорта!

Ваш ребёнок готов ежедневно вставать в пять утра, мчаться на тренировку, отдаваться там по полной, а потом бежать на уроки, да и синяки-то не пугают, и разбитый нос не останавливает?! Ему с первого раза поддаётся велосипед, ноги сами закручиваются буквой «зю» вокруг тела, на коньках он уверенно стоит с первой вылазки на лёд или направленный мяч точно летит в ворота? Точно стоит задуматься: а вдруг?!

Причём, совсем не значит, что выбранная вначале секция – то, что требуется. Обычно, как у поварихи: первый блин комом, но, как правило, дети сами находят, где бы они хотели состояться как великие спортсмены.

3. Логико-математический интеллект

Ребенок критически настроен относительно ваших рассуждений: нет, не обязательно заболеешь без шапки, и не все, кто получил двойки, становятся дворниками. Обладает хорошим чувством юмора, видит противоречия и нестыковки: спорить с ним невозможно. То и дело обнаруживает неочевидные закономерности.

Обладают отличным навыком решения проблем: каждый раз находит новый способ разобрать самокат и достать из верхнего ящика конфеты. Часто витает в облаках, обдумывая какую-то дикую абстрактную задачу. Например, может ли летать плоский дирижабль.

Что предложить: кружок олимпиадной математики, философию для школьников, клуб любителей научных экспериментов. Играйте дома в настольные абстрактно-логические игры.

Логико-математический интеллект

Люди с преобладающим логико-математическим типом интеллекта склонны решать абстрактные проблемы, делать расчеты и с легкостью считать количество предметов.

Например, когда нужно разделить сумму чека за обед, в компании всегда находится человек, способный безошибочно это сделать в уме. Очень вероятно, что это обладатель именно такого типа интеллекта.

Чтобы развиваться, логико-математический тип интеллекта может решать судоку, играть в игры, шахматы и справляться с повседневными математическими задачами в уме.

Карьера: бухгалтер, инженер, детектив, аналитик, финансист, программист.

За что критикуют теорию множественного интеллекта

Несмотря на всю привлекательность теории и её влияние на педагогику, она так и не получила широкого признания в научной среде. Гарднера обвиняют как в отсутствии экспериментов, так и в пристрастном отношении к собственным идеям. Также под сомнением остаётся вопрос об эмпирических данных, которые использовались при создании теории. Сам психолог писал об этом честно:

«Хотя теория множественного интеллекта прошла проверку огромным количеством эмпирических данных, она не подвергалась серьёзным экспериментальным проверкам».

Говард Гарднер, «Структура разума: теория множественного интеллекта»

По мнению критиков, Гарднер просто смешал интеллект, таланты, черты характера и приобретённые навыки и назвал это всё «интеллектами». Не раз доказывалось, что виды интеллекта, которые Гарднер чётко разделяет, на самом деле тесно связаны — а это подтверждает теорию общего интеллекта. Например, люди, которые обладают развитым межличностным интеллектом, как правило, показывают и высокие результаты в тестах на логику — ведь, например, хорошим адвокатам и дипломатам необходимо уметь как логично аргументировать, так и успешно коммуницировать.

Некоторые исследователи и вовсе называют эту концепцию псевдонаукой. В частности, нидерландский психолог Пит ван дер Плуг, проанализировав ряд научных работ, якобы подтверждающих достоверность теории множественного интеллекта, отметил нарушения в проведении экспериментов.

Дело в том, что во время сравнительных экспериментов подход к обучению в контрольной группе нередко искусственно «сушили» — превращали весь образовательный процесс в сплошную зубрёжку. Также группам испытуемых, на которых тестировали идеи Гарднера, иногда давали больше времени на учёбу, чем контрольным группам. А положительные результаты применения концепции, которые укладывались в рамки погрешности и не имели статистической значимости, часто интерпретировали в пользу теории множественного интеллекта.

Противником теории выступает и психолог Линда Готтфредсон — она убеждена, что IQ предопределяет не только академические результаты, но и карьерный успех. Эта связь, хоть и оспаривается отдельными критиками, подтверждается множеством исследований и метаанализов. Теория Гарднера этим пока похвастаться не может.

Итак, существует высокая вероятность того, что теория множественного интеллекта — не более чем красивый миф. Большинство учёных так и не признали идеи Гарднера, а сам психолог соглашается, что теория практически никак не доказана экспериментально. Но несмотря на возможную псевдонаучность концепции, в одном Гарднер однозначно прав — не существует универсального подхода к обучению. Даже если человеческий интеллект — цельная единица, точно не лишним будет учитывать особенности каждого учащегося и преподносить информацию разными способами. Это поможет ученикам усвоить материал и повысит эффективность обучения — и наука с этим согласна.

Для чего нужно искать талант

Когда человек занимается нелюбимым делом, результат получается посредственным, без души. Если нанять повара, который ненавидит готовку, то блюда получатся невкусными. Учитель, который терпеть не может детей, не в состоянии их ничему научить.

Более того, занятие нелюбимым делом в конце концов приведет к разочарованию. Примерно в 28 лет наступает возрастной кризис. Человек оглядывается назад и анализирует, что он достиг.

Если заниматься любимым делом, которое стимулирует раскрытие ваших талантов, то результаты будут радовать. А человек, который так и не понял, в чем его потенциал, вынужден постоянно корить себя за даром прожитые годы.

Талант нужно искать для того, чтобы:

  • самореализоваться;
  • принести пользу и обществу, и себе;
  • получать подлинное удовольствие от жизни.

Как раскрыть свой талант и найти любимое дело? Воспользуйтесь следующими рекомендациями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: