Как отвадить родителей от телевизора? 9 проверенных способов

Телевизор однозначно вреден для детей

По мнению специалистов телевизор крайне негативно воздействует на детей любого возраста, поэтому нельзя позволять, чтобы дети сидели перед экраном слишком долго и приучались проводить всё свое свободное время перед зомбоящиком. Обычно, говорят об ограничении времени перед телевизором до 15-20 минут в день для детей от трёх лет, до 40-60 минут для детей от двенадцати лет. В 14 и старше можно говорить о 80-120 минут для конкретных передач, но к этому времени, если в раннем возрасте всё было сделано правильно, такой проблемы попросту нет — телевизор уже неинтересен и есть куча других забот и увлечений.

Следует назвать еще некоторые негативные последствия чрезмерного просмотра телевизора детьми:

  1. Ребенок становится пассивным, приучается отстранённо наблюдать происходящее вокруг, а не участвовать.
  2. Нарушаются зрительные функции, может развиться близорукость и накопиться усталость глаз.
  3. Деятельность головного мозга ухудшается. Отмечается понижение умственных способностей и усиление внушаемости.
  4. В речевом развитии также происходит отставание. Детишки, регулярно находящиеся перед телевизором, большую часть времени молчат, слушая остальных.
  5. Из-за большого количества передач, в которых присутствует много насилия, ребенок начинает вести себя враждебно. Он постоянно видит действия героев в фильмах и мультфильмах, запоминает их, а потом демонстрирует такую модель поведения в реальности.
  6. С успеваемостью возникают проблемы, поскольку обучение с участием становится скучным и утомительным.

Риски

Компьютерная зависимость опасна следующими проявлениями:

  • нарушенное чувство реальности;
  • нарушенное восприятие и ощущения времени, вплоть до полной утраты этого понимания (на последних стадиях зависимости люди могут на несколько дней забывать про еду, сон и другие нужды);
  • потеря самоконтроля и саморегуляции, возможности руководить своими поступками;
  • потеря критического мышления;
  • снижение активности и работоспособности;
  • проблемы со сном и циклом сна и бодрствования.

Некоторые ученые отмечают, что компьютер проникает во внутренний мир человека, чем нередко провоцирует экзистенциональный кризис, когнитивные и эмоциональные нарушения. Виртуальный мир имеет свои особенности, что нередко влияет на мировоззрение и систему ценностей личности, пересмотр взглядов на себя и мир.

Признаки зависимости

Не стоит впадать в панику, если поведение ребенка не изменилось, успеваемость в школе не страдает, настроение стабильное и свойственное ему. Вероятно, он вынужден проводить много времени за компьютером, но зависимостью не страдает.

Стоит начать волноваться при следующих условиях:

  • Ребенок или подросток проводит за компьютером больше времени, чем раньше, и больше 6 часов в неделю.
  • Ребенок предпочитает реальному общению виртуальное, а прогулкам – игру на компьютере, пропускает школу, чтобы остаться дома и посидеть за компьютером.
  • Изменились привычки ребенка, отмечаются нарушения сна и изменение или потеря аппетита.
  • Наблюдаются перепады настроения (от уныния до эйфории), неадекватные и агрессивные реакции на просьбы, особенно на все, что связано с компьютером.
  • Нарастает эмоциональная отстраненность и реакция оппозиции в отношении не только родителей, но и друзей.
  • Вне компьютера и виртуального общения ребенок не может расслабиться, чувствует тревогу, думает о том, что его ждет в сети, норовит проверить страницу.
  • Ребенок не делится тем, чем занимается в интернете или во что играет. Ставит множественные пароли, скрывает свою активность, чистит историю.
  • Наблюдается феномен персонификации или одушевления компьютера, вплоть до разговоров с ним.

Кроме того, отмечается ухудшение внимания и памяти, резкая смена круга общения, отказ от прежних увлечений и занятий, необоснованные страхи и тревоги, перепады состояний от вялости до возбуждения.

Отучаем по правилам

Мамы, которые однажды решили отучить своих детей от увлечения мультфильмами, отмечают, что попытка отобрать пульт от телевизора заканчивалась истерикой. Если сил хватало выстоять “здесь и сейчас”, то последствия ещё долго давали о себе знать в виде ночных кошмаров, беспричинных слёз и агрессии.

Как же быть?

  1. Попробуйте сами провести несколько дней без телевизора. Оцените, сколько времени проводите перед телевизором вы сами. Нельзя говорить “иди поиграй”, а самим включать очередное ток-шоу и укладываться на диван. Это несправедливо как минимум, как максимум – непрактично! Малыш тут же свалится на пол и начнёт требовать “переключить”. Посмотреть фильм можно и тогда, когда ваше чадо будет спать. А включённый фоном телевизор, пока вы моете посуду, и вовсе ни к чему – это лишний звуковой хаос.
  2. Разрешайте смотреть мультфильмы, но делайте это в особом режиме. Скажем, не «посмотри, но только час», а «ты можешь посмотреть одну серию». Закончилась серия – выключаем телевизор. Главное, устоять и не дрогнуть перед воплями сына или дочки.
  3. Перед сном смотреть телевизор нельзя! Перенесите время просмотра на первую половину дня. Мультфильмы на ночь – прямой путь к кошмарам, даже если ребёнок смотрел невинного “Карлсона”. Переизбыток эмоций и впечатлений не даст малышу спокойно уснуть.
  4. Выбирайте мультфильмы сами. Запомните главное правило: малыш в возрасте до 4 лет ассоциирует себя с главным героем, поэтому отдавайте предпочтением тем сказкам, где герой не будет вызывать отрицательных эмоций, не будет слишком агрессивным.
  5. Переориентируйте интерес ребёнка. Да, банально, но другого выхода нет. Увлеките другими занятиями: лепка, рисование, книги, ролевые игры. Дети любят, когда с ними играют по-настоящему искренне, увлечённо, тогда и виртуальный мир отходит даже не на второй, на десятый план.
  6. Побольше гуляйте! Особенно это актуально в первые дни “без телевизора”. Ребёнок закатил истерику? Быстренько выходим на улицу. Смена обстановки и ваша невозмутимость отвлекут маленького человека, жаждущего продолжения истории о супермене.
  7. Если своими силами справиться не удалось, обратитесь к детскому психологу. Поверьте, это не тот случай, когда можно ждать, что “всё само рассосётся”. Мультзависимость может аукнуться в школьном возрасте, когда ребёнок не сумеет сконцентрироваться на учебе и будет числиться в отстающих. Грамотный специалист способен решить проблему. Для этого в его арсенале есть специальные приёмы и техники от арт-терапии до семейных консультаций.

Фото: pixabay.com.

Как отвлечь ребенка-дошкольника от компьютера – 5 родительских хитростей.

Для дошкольника время, допустимое для игры за компьютером, ограничено 15 минутами (без перерыва). «Время монитора» (как и ТВ) – только в строго дозированных «порциях». С заменой реального мира на виртуальный, происходит и замена ценностей: отмирает необходимость в живом общении, в получении удовольствия от жизни естественным путем. Теряется способность размышлять, портится здоровье, портится характер.

Что делать, и как отвлечь своего дошкольника от монитора?

  • Убрать компьютер и доставать только в строго определенное мамой время. Поставить ограничения на доступ к «взрослым» сайтам, а игры контролировать на предмет их пользы для ребенка.
  • Общайтесь с ребенком. Никакой компьютер не заменит общения с мамой и папой. Несмотря на работу, занятость, проблемы и недоваренный борщ – будьте рядом с ребенком. Конечно, это здорово, когда можно отдохнуть и заняться собой, вручив ребенку ноутбук – «на, только не мешай», но со временем у ребенка просто отпадет необходимость в родителях, потому что виртуальный мир затянет его всей своей глубиной и «яркостью» впечатлений.
  • Играйте вместе с ребенком. Конечно, в строго отведенное время, но вместе. Заранее подыщите игру, которая будет полезна для развития чада, и проведите время с пользой.
  • Спрячьте компьютер на пару дней и займите это время пикниками на природе с поисками заранее спрятанного «клада», интересными развлечениями в городе и домашними вечерами с «лего», просмотром добрых фильмов, созданием бумажных змеев и пр. Покажите ребенку, что мир без компьютера гораздо интереснее.
  • Отведите малыша в «кружок». Выбирайте такой кружок, в который малыш будет бежать каждый день, забыв не только о ПК, но и о вас. Ежедневное общение со сверстниками и преподавателем, новые знания и положительные эмоции постепенно вытеснят компьютер из жизни малыша.

Не говорите малышу – «эта игра – плохая, закрой ноутбук!». Говорите – «зайка, давай я тебе покажу более интересную игру». Или «малыш, а не слепить ли нам зайца к папиному приходу?».Будьте хитрее. Запрет всегда вызовет протест. Оттаскивать ребенка от компьютера за уши не нужно – просто замените компьютер собой.

Причины возникновения компьютерной зависимости

Очень легко упустить тот момент, когда ребенок, еще вчера проводивший за монитором не более часа, вдруг начинает срываться на родственниках при попытке «оторвать» его от компьютера. Однако сам по себе компьютер не наносит никакого вреда юному пользователю, естественно при соблюдении должного режима работы.

Причины возникновения компьютерной зависимости у подростков могут быть различны, однако это всегда попытка сбежать от каких-то проблем, преследующих ребенка в реальном мире. Например:

Конфликты в семье.

Общеизвестно, что если у ребенка появляются психологические проблемы, то, скорее всего, что-то не так в его семье.

Масштабы семейных конфликтов могут быть различны: это и обычная для нашего времени загруженность взрослых работой, и действительно стрессовые ситуации для ребенка, такие как постоянные ссоры родителей или даже развод. В любом случае у ребенка возникает желание хоть каким-либо образом сбежать от проблем. Когда компьютеров еще не существовало, дети сбегали в выдуманный мир книг или связывались с плохими компаниями на улице. Сейчас же пристанищем для таких детей служит виртуальный мир.

Низкая самооценка.

Для того чтобы быть популярным в школе, ребенку во все времена необходимо было много общаться, быть «душой компании», обладать лидерскими качествами и уметь постоять за себя. И для каждого поколения характерны свои атрибуты успешности. Сегодня это современные гаджеты, такие как IPhone последней модели, смарт часы или дорогой планшет. Однако, не у всех родителей есть финансовая возможность обеспечивать своих детей подобными устройствами. В итоге, ребенок, не нашедший своей компании среди сверстников, замыкается в себе и пытается восполнить недостаток общения с помощью компьютера.

Тем не менее, нарушение режима работы за компьютером даже для успешного и общительного ребенка может обернуться возникновением компьютерной зависимости. Особенно опасны многопользовательские ролевые игры, в которые нередко играют целыми компаниями, полностью исключая общение в реальном мире. Для таких игр необходим более жесткий контроль за временем, которое дети проводят в игровом мире.

Дефицит общения.

Бывает так, что у родителей нет возможности полноценно проводить время с детьми. Ребенок в этом случае обычно пытается компенсировать недостаток общения с родителями либо общением с другими родственниками, со сверстниками, с учителями, если он достаточно коммуникабелен, либо постоянным «сидением» за компьютером. В отношении подростков эта проблема обычно преобразуется в недостаток общения с друзьями. Здесь помощь родителей должна быть ненавязчива, чтобы не обидеть вашего ребенка.

Ребёнок смотрит телевизор. Нормы

К пассивному досугу (когда ничего не нужно делать, только смотреть) дети привыкают очень быстро. Ведь даже для игры нужно прикладывать какие-то усилия, напрягать воображение (подробнее о том, как «работает» память ребенка в этом возрасте, читайте в другой нашей статье). А тут всё преподносится в готовом виде, картинки постоянно сменяют друг друга сами. Чем младше ребёнок, тем быстрее у него развивается привычка к таким развлечениям.

Рекомендуемый возраст приобщения ребенка к телевизору – не раньше 3-х лет. А продолжительность просмотра ТВ – не более 30 минут в день.

Для компьютера время приходит еще позже, в идеале – в школе. И лучше, если он будет средством обучения, а не заменой общению или эмоциям.

Насколько опасна для детей зависимость от телефона

Прежде чем говорить о вредном воздействии гаджетов на детей, следует заметить, что для разных возрастных групп показатели будут отличаться. Так педиатры и детские психологи сходятся во мнении, что для детей младше полутора лет использование гаджетов категорически противопоказано. Ведущие педиатры считают, что родителям не стоит давать детям гаджеты как минимум до 2-х летнего возраста. На самом деле проблем при неконтролируемом использовании детьми девайсов немало.

  1. Задержка физического развития. Сам о себе смартфон или планшет не несёт опасности, но неправильная поза при просмотре мультиков ведёт к нарушению осанки и проблемам с опорно-двигательным аппаратом. Помимо этого может сильно испортиться зрение и появиться задержка в развитии ребёнка. Лечение всех этих последствий – это очень длительный и дорогостоящий процесс.
  2. Нарушение сна. Многие родители не следят за режимом сна ребёнка, особенно если речь идёт о подростках. Большей части детей можно пользоваться планшетами и смартфонами в спальне. Стоит ли говорит, что активное использование девайса приводит к хроническому недосыпу, ребёнок просыпается раздражённым, что сказывается на успеваемости в школе.
  3. Проблемы с психикой. Как нарушению психики может привести как просматриваемый контент, часто не соответствующий возрасту, так и само взаимодействие с гаджетом. Дети, не зависимо от возраста, не могут самостоятельно определить правдивость и точность получаемой информации. Это приводит к жестокости, психозам, тревожности и агрессии.

Как отучить ребенка от телевизора

Многие мамы жалуются на то, что ребенок, даже едва умеющий выговаривать три слова, часами сидит у экрана телевизора и на любые попытки отвлечь его отвечает истерикой. Как правильно отучить ребенка от телевизора и привить интерес к другим занятиям? Конечно, сразу полностью запрещать смотреть телевизор не нужно. Как лечение зависимости, проводим отучение постепенно, час за часом убирая время, проведенное перед телевизором за неделю.

Важно, чтобы взрослые сами не смотрели телевизор, подавайте ребенку правильный пример и не старались добиться того, чего сами не в состоянии выполнить. Особенно плохо, когда телевизор работает в доме источником фонового звука, отучить ребенка не пялиться в экран в таком случае крайне сложно

Некоторые правила ребёнка лучше научить соблюдать с самого раннего возраста:

Во-первых, малыш должен знать, что именно ему разрешено смотреть по телевизору: мультики (не мультсериалы!), обучающие и познавательные передачи
Во-вторых, без надобности телевизор включаться не должен

Можно посмотреть конкретный мультик или полезную передачу, но не работать фоном и отвлекать внимание
В-третьих, желательно, чтобы дети научились проводить большую часть свободного времени без телевизора, займите их чем-нибудь другим. Желательно, чтобы в детской комнате не было электроники: так вам будет проще контролировать время просмотра

Вечерний просмотр вреден для сна ребенка, так как специфическое сияние монитора или экрана ведет к нарушению выработки мелатонина

Желательно, чтобы в детской комнате не было электроники: так вам будет проще контролировать время просмотра. Вечерний просмотр вреден для сна ребенка, так как специфическое сияние монитора или экрана ведет к нарушению выработки мелатонина.

Приучаем ребенка к умеренности

Зарубежные педиатры рекомендуют снизить время, проведенное у телевизора, до двух часов в день максимум. При этом, телепрограммы должны нести определенную информацию, то есть выполнять познавательную и образовательную функции. Мнение российских врачей иное: строго до трех лет ребенок не должен смотреть телевизор ни при каких условиях. Для дошкольников допустимо проводить у телевизора только 20 минут, а детям до семнадцати лет — два часа, еще час можно отвести для компьютера. Переключая детей с телевизора на компьютер будьте внимательны: вынужденное близкое расположение глаз от монитора сказывается не лучшим образом на зрении, а компьютерные игры и интернет для детей привлекательнее, чем просмотр телепрограмм, так что не переусердствуйте.

Активно участвуем в жизни ребенка

Уделяйте ребенку больше времени, так как основная причина проблем детей с телевизором — недостаточное внимание со стороны взрослых. Многие родители оставляют ребенка на попечение телевизора и компьютера, а потом недоумевают, почему ребенок капризничает, если лишать его привычных радостей

Ребенка всегда можно занять чем-то другим, кроме телевизора, если родители заняты или устали. Плохое оправдание это и для тех родителей, которые предпочитают, чтобы дети сидели дома под их «контролем», что на деле сводится к тому же просмотру развлекательных программ по телеку, чем нахождение «неизвестно где и неизвестно с кем».

Причины зависимости

Компьютерная зависимость значительно помолодела – она встречается среди современных дошкольников. Потворствуют этому родители, сами того не подозревая. Ведь так просто отвлечь ребенка планшетом или развлечь мультиком.

У подростков компьютерная зависимость, как правило, свидетельствует о проблемах с социализацией и самореализацией. Подросток уходит в интернет:

  • из-за проблем во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудностей в семье;
  • сложностей в обучении;
  • при непринятии себя.

Игры позволяют просто отключиться от всего мира, попав в другую реальность, а интернет-общение компенсирует проблемы в реальной коммуникации. Кроме того, и в играх, и в интернете можно самому создать желаемый образ: сильного и смелого или даже жестокого героя, популярного, умного и начитанного, эрудированного и креативного и т. д.

Таким образом, зависимость от виртуальных миров возникает тогда, когда не устраивает реальный мир. Когда в нем не интересно или больно находиться. Однако существует и другая причина – невозможность совладать с желанием получать новую информацию, открывать новые горизонты. Интернет действительно устраняет все границы и создает иллюзию того, что весь мир находится в наших руках; показывает большую площадку возможностей и интересов. Хотя эта причина больше свойственна взрослому населению (о компьютерной зависимости у взрослых читайте здесь).

Профилактика зависимости

Всегда лучше предотвращать проблему, нежели устранять, потому с ранних лет ребенка родители обязаны заниматься профилактикой компьютерной зависимости. Что это предполагает:

  1. Знакомство ребенка с компьютером и интернетом, беседы о рисках и особенностях пользования, повышение медиаграмотности. Подробную памятку для ребенка вы можете найти в статье «Безопасность в сети интернет: как уберечь себя и психику детей. Правила пользования».
  2. Избегание запретов на пользование компьютером и интернетом. Лучше заключать с ребенком своеобразный договор на пользование, установить систему поощрений и санкций.
  3. Создание привлекательной, здоровой и интересной реальной среды для ребенка. Прислушивайтесь к его интересам, выявляйте способности, организуйте совместную активную деятельность.
  4. Взаимодействие. Не игнорируйте обращения ребенка, обсуждайте его проблемы, помогайте находить выход из трудных ситуаций. Донесите ценность и значимость решения проблем, а не ухода от них. Демонстрируйте это личным примером. Дарите понимание, любовь и поддержку. Нередко именно за этим дети отправляются на форумы и чаты.
  5. Всестороннее развитие. Организуйте внешкольные занятия ребенка в тех кружках и секциях, которые ему интересны и к которым есть склонности.

Важно помнить, что чем приятнее ребенку реальный мир, чем больше среда соответствует его потребностям и индивидуально-личностным особенностям, тем меньше риск развития компьютерной зависимости. Но нет смысла совсем игнорировать технический прогресс, нужно учиться разумно совмещать реальную жизнь и виртуальную

Что делать, если ребенок зависим от телефона

Главное, что сейчас нужно сделать – это взять ситуацию под контроль.

То есть родители обязательно должны понять, что проблема есть и признать её.
Далее следует установить рамки использования смартфона, планшета или компьютера, для этого вводят временные ограничения и помогают ребёнку соблюдать их.
Но нужно помнить, что все предпринятые шаги будут эффективными только в том случае, если родители сами не будут постоянно сидеть в гаджетах.
Также важно сохранить контакт с детьми, то есть ругать их в этом случае бесполезно, так может быть отдаление.

Покажите пример

Если вы сами часто сидите в интернете, пусть даже это связано с работой, то вас ожидает педагогическое фиаско. Надо показать ребёнку, что жить можно и без гаджетов, есть много интересных занятий. Ведь заниматься домашними делами, читать и отдыхать вполне можно без телефона в руках.

Займитесь общим делом

Ребёнка любого возраста можно отвлечь от гаджетов, если предложить ему поиграть вместе или почитать книгу. Игры могут быть любые – настольные, ролевые, словесные или творческие. Главное увлечь ребёнка

Любые игры развивают креативность и логическое мышление, они помогают тренировать память и внимание

Ограничьте время использования телефона

Надо чётко определить время, когда ребёнок может пользоваться смартфоном, планшетом или компьютером. Для этой цели можно использовать специальные программы с функцией «родительского контроля», которые ограничивают нахождение в сети. Также нужно определить список ресурсов, которые ребёнок может просматривать.

Сделайте гаджет полезным

Планшеты и компьютеры могут стать как опасной игрушкой, если ребенок слишком увлечён ими, так и инструментом для развития, и источником получения новых знаний. Родители должны следить, какими сайтами пользуется чадо и при необходимости корректировать это.

Если речь идёт о дошкольниках и школьниках младших классов, то им следует периодически включать такие мультфильмы как Фиксики и Смешарики пин-код. Именно эти мультфильмы в понятной малышу форме дают много информации.

Придумайте альтернативное занятие

Чтобы отвлечь ребёнка от планшета или смартфона, необходимо придумать альтернативное занятие. Как вариант, купить своему чаду велосипед, ролики или самокат и чаще выходить на улицу. Большинство детей очень любят кататься на велосипеде и роликах, напрочь забывая о гаджетах.

Если погода плохая, то можно вместе с школьником сделать пиццу, спечь печенье или торт. Совместное приготовление пищи занимает не только девочек, но и мальчиков разных возрастов.

Заведите домашнее животное

Если у вас ещё нет никакого домашнего питомца, то сейчас самое время завести его. Не секрет, что все дети мечтают о собаке, но альтернативой может стать котёнок, хомячок, морская свинка или попугайчик. Некоторые детки с удовольствием наблюдают за жизнью аквариумных обитателей. В таком случае можно купить аквариум, завести рыбок и даже небольшую черепашку.

Если речь идёт о щенке или котёнке, то у ребёнка в ближайшее время вообще не останется времени на гаджеты, так как он будет постоянно возиться с питомцем. Да и остальные животные требуют ухода и внимания, поэтому логично, что дитё меньше времени будет проводить в интернете.

Запишите ребенка в секцию

Чтобы отвлечь ребёнка от гаджетов, рекомендуется записать его в какую-то секцию. Тут всё просто, дети сами выбирают заятие по душе, на которое им не жалко тратить время. Родителям нужно только прислушаться к тому, что говорит ребёнок. Даже если вам выбранное хобби не нравится и вы считаете, что собирание кубика Рубика или пазлов – это бесполезное занятие, надо дать детям возможность заниматься тем, чем они хотят. Главное, чтобы хобби доставляло удовольствие.

Если ребёнок не хочет ходить на танцы или на карате, не стоит заставлять его. Возможно, его больше интересует рисование или моделирование кораблей.

Научите правилам безопасности в интернете

Родители должны быть вовлечены в жизнь своих детей, в том числе держать под контролем их интернет-деятельность

Очень важно, чтобы дети соблюдали правила безопасности при пользовании всемирной сетью

Кроме того, родители всегда должны напоминать своим детям, что люди, которых они встречают в интернете, могут быть совершенно не теми, за кого они пытаются себя выдать.

Как появляется интернет зависимость: симптомы, лечение

Доступность компьютера и интернета приводит к тому, что люди проводят в виртуальном мире каждый день. Сейчас проблема не только в играх — развиваются социальные сети, киносайты, развлекательные и обучающие ресурсы. Оптимальным считается 1-2 часа ежедневно, проведенных в сети. Какие же признаки компьютерной зависимости бывают:

  • Психологическая потребность в интернет-серфинге;
  • Плохое настроение при невозможности сесть за компьютер;
  • Редкие прогулки, походы в гости, отсутствие реального общения;
  • Потеря во времени — вместо 10-20 минут проходит несколько часов;
  • Игнорирование учебы или работы ради интернета;
  • Физические изменения — бессонница, боли в спине, головокружения;
  • Использование интернет-соединения от любых гаджетов.

Наличие хотя бы трех симптомов из списка говорит о том, что лечение компьютерной зависимости нельзя откладывать надолго.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: