Особенности лечения стресса
Известные ученые доказали, что стресс может появляться не только из-за психологических показателей подростка. Но и из-за того, насколько он активен в физическом плане. Занимается ли спортом. Посещает ли какие-либо специальные тренировки. Или вообще не проявляет физическую активность.
Также, ученые доказали, что, в зависимости от физического состояния, меняется и психологическое. А также наоборот. Этот научный вывод нужно учитывать в обязательном порядке. Для того, чтобы иметь возможность в дальнейшем избавляться от стресса.
Также, ученые заявляют, что различные ситуации могут провоцировать всплеск определенных типов веществ в организме. Например, гормона счастья окситоцина.
Как справляться с тревожностью самостоятельно
«Звонок другу»
Когда вы тревожитесь, то не можете адекватно оценить ситуацию, в голову лезут только всякие ужасы. Например, ребёнок опаздывает домой с занятий на 20 минут, а его телефон недоступен. Если в этот момент позвонить подруге, она наверняка скажет: «Не волнуйся, наверняка у него просто сел телефон!»
Другой человек, который не охвачен этой тревогой, помогает запустить процесс мышления. Вы начинаете обдумывать ситуацию, и тревожность снижается.
«Худший вариант»
В момент, когда вы охвачены тревогой, представьте худший вариант развития событий и обдумайте стратегию ваших действий. Например, вы беспокоитесь, что ребёнок не сдаст ЕГЭ. Что тогда случится? Как вы и он будете выходить из этой ситуации? Какой план Б можно придумать? Размышляя над стратегией, вы успокоитесь.
«Кто критикует»
Если вы переживаете из-за возможной негативной оценки себя как родителя, подумайте, кто даёт вам эту негативную оценку. Какой образ возникает в вашем сознании, когда вы думаете о подобной критике? Поговорите с этим образом, вспомните, на кого он похож из вашего детства. Спросите себя, всегда ли критические оценки этого человека были адекватны? Быть может, в других вещах вы давно их переросли, а в родительстве ещё нет.
Разделение ответственности
С партнёром. Тревожной матери помогает разделение ответственности с отцом ребёнка — и наоборот. Не исключайте второго родителя из процесса воспитания. Пусть он тоже принимает решения, куда можно отпускать подростка, а куда нет, как планировать его будущее и так далее.
С тренером, педагогом, преподавателем. Если ребёнок идёт в поход или на экскурсию, разделите ответственность с сопровождающим: будьте с ним в контакте, обсуждайте ситуацию и возможные меры на случай форс-мажора.
С врачом. Этот способ подойдёт, если вас беспокоит здоровье ребёнка. Консультация врача и соблюдение его рекомендаций уменьшит тревожность.
Группа поддержки. Если вы беспокоитесь, достаточно ли вы хороший родитель и правильно ли растите ребёнка, найдите группу поддержки для родителей подростков. Сейчас таких групп очень много, иногда их ведёт психолог, иногда это просто коллектив родителей, собравшихся для взаимной поддержки. Вы можете сами создать такую группу, если у вас есть подруги с детьми того же возраста.
«Самостоятельный ребенок, или Как стать ленивой мамой»
Анна Быкова
Анна Быкова — педагог и практикующий психолог. Книга написана для родителей, которые хотят сделать детей самостоятельными, но им некогда разбираться в процессах, которые происходят в мозге ребенка. Простой язык и вставки-комиксы делают эту полезную книгу легким чтением.
Каждый родитель, по мнению Быковой, в процессе воспитания делает выбор: либо быстро сделать всё самому, либо дать ребенку научиться. Как правило, родители выбирают сиюминутную выгоду вместо долгосрочной перспективы — но воспитание ребенка должно начинаться с работы родителя над собой. Дети остаются несамостоятельными, если это выгодно взрослым, ведь зависимый от тебя человек — это отличное подтверждение собственной ценности.
В некоторых семьях создается замкнутый круг: родители зависят от детей, поэтому дети зависят от родителей. Жертвенность, свойственную гиперопекающим родителям, Быкова считает перекладыванием ответственности на детей за свое неумение жить.
Реальная помощь в неравной борьбе
Подростковая депрессия считается тяжелым недугом, который возникает в юном возрасте (11-16 лет).
Если сказать в общем, болезнь характеризуется:
- резкими перепадами настроения;
- суицидными желаниями;
- отчужденностью.
Психологи с тревогой фиксируют рост подростковых преступлений, суицидов и всевозможных зависимостей (алкоголь, наркотики, электронные игры, социальные сети). Ежегодно немало молодых людей уходит из дома. Большинство из них живут в благополучных семьях, где родители стараются заботиться о них. Это говорит о том, что болезнь «не смотрит» на социальный статус, а беспощадно поражает всех подряд.
Рассмотрим, как помочь подростку выйти из депрессии, чтобы он вернулся к нормальной жизни. Легкую форму заболевания обычно лечат с помощью психотерапии, в которой участвует опытный специалист и близкие родственники. Главная цель — помочь ребенку откровенно рассказать о своих переживаниях и самостоятельно решить проблемы.
От родителей ожидается постоянная эмоциональная поддержка. Поэтому врач их обучает:
- как правильно себя вести с подростком;
- что, когда и как говорить;
- проявлять искренний интерес;
- внимательно выслушивать ребенка;
- выражать подлинную любовь.
Кроме того, родителям следует позаботиться о полноценном питании больного, здоровом сне и совместном времяпровождении. Благодаря этому жизнь ребенка наполнится новыми событиями, которые помогут посмотреть на мир с другой стороны.
Если заболевание приняло тяжелую форму, врачи назначают антидепрессанты. Поскольку такие лекарства очень опасны для организма, их подбирают индивидуально.
Такой подход лишь усугубляет проблему. Сотрудничество с опытным специалистом — это верный путь к освобождению от подростковой депрессии.
Формы неприятия ребенка
Границы неприятия недостаточно четкие, однако можно определить некоторые виды неприятия.
-
Безусловное непринятие ребенка. Обычно оно возникает у людей с несформированным родительским инстинктом. Ребенок может быть помехой для достижения целей или для получения удовольствия от жизни. Нередко такие родители «пристраивают» малыша к бабушкам, рано отдают в детский сад (ясли), направляют в школы с полным пансионом или круглосуточным содержанием. После родов мать не кормит ребенка грудью не в силу физиологических причин, а из-за нежелания. Детские капризы могут вызвать приступы агрессии по причине отсутствия жалости и любви к малышу.
Часто родители хорошо понимают, что ведут себя неправильно, но не могут изменить свое отношение к ребенку.
-
Условное принятие. Может возникнуть из-за того, что ребенок был нежеланным, или, возможно, с появлением малыша связаны негативные или даже трагические события в семье (например, смерть или болезнь мамы, уход из семьи папы, потеря жилья или работы), или ввиду других причин. Окружающие, а особенно мать, на подсознательном уровне связывают с ребенком жизненные проблемы и проецируют на него свое отношение к жизни. Родители отказываются принимать и любить ребенка, как отказываются принимать свою несчастливую жизнь. При этом они удовлетворяют потребности ребенка, играя роль мамы или папы, так как это поощряется социумом. Нередко такие родители укоряют себя в том, что не могут полюбить ребенка. Страдают от своего неприятия, обращаются к психологам и нуждаются в помощи и поддержке не меньше, чем сами дети.
-
Эмоциональное отвержение. В этом случае родители выполняют родительские функции в полном объеме: ухаживают, проявляют заботу, переживают во время болезни, интересуются жизнью своих детей. Эмоциональное отвержение может проявляться лишь в некоторых формах:
-
Постоянные нравоучения. Родителям кажется, что дети ведут себя не так, как надо. По этой причине они постоянно воспитывают детей, наказывают за малейшие провинности, оставаясь в эти моменты, как правило, хладнокровными. В таких семьях могут быть обычным делом моральные унижения.
-
«Ледяное» молчание. Проступки ребенка наказываются «ледяным» молчанием. А так как у «непринятого ребенка» родители замечают очень много проступков, в семье прочно устанавливаются холодные отношения.
-
Полная бесконтрольность. Дети часто предоставлены сами себе. В семье не установлены рамки поведения, родители не интересуются душевным состоянием ребенка. Нередко это возникает после развода, когда родители заняты устройством своей личной жизни. Иногда бесконтрольность объясняется высоким уровнем занятости современных родителей, но ведь душевный контакт не требует большого количества времени, не правда ли?
-
Подмена духовной близости материальными ценностями. Родители оправдывают себя недостатком времени и необходимостью работать на благо общего семейного счастья. Но ведь ни за какие деньги нельзя купить нежность и любовь близких. А время, которое могло бы быть им посвящено, бесследно утекает.
-
Депрессия у ребенка (подростка) 10-17 лет: советы экспертов
Депрессия у ребенка в возрасте 10-17 лет выражается немного иначе, чем у взрослых. Родителю необходимо знать, как заподозрить этот недуг. Самостоятельно подростки редко говорят о своей депрессии, обычно они не способны распознать ее или не уверены, что встретят понимание родителей. Тем не менее состояние подавленности, апатии, агрессии может свидетельствовать именно о наличии депрессии. Задача родителей вовремя отследить тревожный симптом и обратиться к специалисту.
В этой статье мы поговорим о причинах депрессии у ребенка, способах ее определения и методах лечения. Своевременная работа с проблемой способна предотвратить ее развитие и найти эффективные пути решения
Чем «страшны» страхи
Как отмечает наставник-психолог Александра Зёлко, если страхам не противостоять, они могут нанести вред не только психологическому, но и физическому благополучию ребенка. Здоровье неразрывно связано с эмоциональной сферой, и стресс от постоянной тревоги будет его истощать. Кроме того, страхи часто являются причиной низкой самооценки, которая проявляется в нежелании быть инициативным, стремлении уклониться от трудностей и ответственности. От самоощущения и уверенности ребенка зависит его будущее. Если он не уверен в себе, опасается людей и стремится их избегать, это отрицательно скажется на его дальнейшей жизни
Поэтому важно работать не с проявлениями низкой самооценки, а с ее причинами: изучать техники управления страхом или обратиться к психологу
Как отмечают наставники, один из самых важных моментов в жизни любого человека — самореализация. В ней есть такие составляющие, как мечта, осознанность и действие. При полном раскрытии потенциала личности человек ощущает гармонию и счастье, он находится в состоянии баланса. Если подросток не умеет мечтать, он рискует повторить чужой путь и не пройти свой. Помочь ребенку избавиться от страхов, поверить в свои силы и не бояться ответственных решений — задача наставников, которыми могут выступать его собственные родители.
Переходный возраст
Что такое переходный возраст? К 13–16 годам наши врожденные свойства уже получают максимальное развитие, и человек готов вступить во взрослую жизнь. Что значит — быть взрослым? Это значит вносить свой вклад в жизнь общества, реализовывать свои таланты на благо других.
Дети созревают и выталкиваются из системы безопасности родительской семьи. Есть отличия в переживании подросткового возраста мальчиками и девочками. Именно на этом этапе психосексуального развития гендерные роли разделяются. Мальчики, повторяя многотысячелетний опыт наших предков, группируются в стайки — модели древней человеческой стаи, которая обеспечивала коллективную систему защищенности и безопасности для всех особей. Девочки-подростки, как и наши прародительницы, стремятся понравиться мальчикам. Древняя самка получала необходимые для выживания защищенность, безопасность и алиментацию от самца, и это по сей день является корнем женской психики.
Переходный возраст — период пробы реализации наработанных свойств. Не всегда он проходит легко
Важно отличать связанные с этим периодом смены состояний, через которые проходим мы все, от симптомов депрессии у подростков
Предотвратить непоправимое
Ответственность за жизнь детей лежит на нас. Чтобы не случилось самое страшное, мы обязаны детей защищать. Самоубийцами не рождаются. Каждый детский суицид — это следствие наших неправильных действий, недосмотра или незнания.
Эти трагедии можно предотвратить, если понимать не только детей, но и самих себя. Находясь в реализованном, сбалансированном состоянии, осознавая психику — свою и ребенка, — мы можем передать детям чувство защищенности и безопасности. Мы знаем, как вести себя, чтобы не вызвать затаенную обиду или не усилить чувство одиночества и беззащитности у тех, чья защита — наш природный долг.
Мы можем приобщить детей к пониманию себя и других, и они не впадут в депрессию и не будут чувствовать себя жертвами, неосознанно вызывая в свою сторону агрессию.
Идеальный психоанализ через устное слово мы получаем на тренинге «Системно-векторная психология». Юрий Бурлан точнейшим образом раскрывает наши свойства и состояния в их причинно-следственных связях. Мы начинаем осознавать то, из чего состоим, то, что нами живет. Изучая строение коллективной человеческой души, мы понимаем свои особенности, их смысл и смысл отличий между нами. Возникает внутренний ответ на главный вопрос: «Кто я?» Системное мышление открывает возможности максимальной реализации врожденных свойств для любого человека. Для звуковика же это может стать настоящим спасением: с одной стороны, раскрытие скрытого и есть его видовая роль, с другой — навык системного мышления приводит к привычке сосредотачиваться наружу, а это самый прямой путь из депрессии и первое средство ее профилактики.
Авторы Светлана Рычина, Оксана Агаджанова Реактор Тамара Ткаченко Корректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Преимущества подхода
Основные правила грудного вскармливания, озвученные Серзами, а также их психологическая поддержка убедили многих матерей в том, что кормить грудью может любая женщина, причём столько, сколько захочет.
Стиль сближения вводит в моду ношение ребёнка в слинге — длинном лоскуте ткани. Постоянное пребывание с мамой делает малыша более спокойным и психологически устойчивым. Мама не страдает от чувства вины, но и не чувствует себя обременённой материнством. Благодаря слингу она может одновременно быть с малышом и заниматься своими делами.
Воспитанные «по Серзам» малыши в целом меньше плачут. Воспитание детей уже не кажется непосильной ношей. Родители охотнее соглашаются родить второго-третьего-четвёртого ребёнка.
Диагностика депрессии у детей
Если у вас появились подозрения, что ваш ребенок болен депрессией, стоит внимательно отнестись к этому. Нужно внимательно и чутко относиться к душевному состоянию ребенка, спокойно говорить с ним о том, что его беспокоит, разговаривать откровенно, не кричать и не давить на него. Если ребенка беспокоит чувство вины, объясните ему, что он не несет ответственности за происходящее. Если подавленное состояние затягивается дольше, чем на 3 недели, стоит обратиться к детскому психиатру.
Многие родители пытаются справиться с симптомами болезни самостоятельно – лечат боль таблетками, изолируют ребенка от сверстников, разрешают не ходить в школу. Однако это неверно, детская психология очень сложная вещь, несформированная психика ребенка еще хрупкая и лучше доверить лечение специалисту. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем легче ребенку будет выйти из болезненного состояния. Для школьников и подростков, страдающих депрессией, возможна ранняя диагностика депрессии у детей. Диагноз ставится на основании физического осмотра, психологических тестов, лабораторных исследований.
«Тайная опора: привязанность в жизни ребенка»
Людмила Петрановская
Людмила Петрановская — семейный психолог, педагог, публицистка. В своей книге она показывает эволюцию привязанности: от первых дней жизни, когда она обеспечивает выживание, до уже зрелого возраста, когда душевная связь становится источником поддержки.
От рождения до года привязанность — жизненно важная потребность младенца, гарантия его выживания. Этот период называют донашиванием, так как ребенок совсем не готов к самостоятельной жизни и по-прежнему тесно связан с матерью. При прочной привязанности у ребенка формируется базовое доверие к миру, закладывается фундамент личности — «Я существую, и это хорошо», появляются основы самооценки. В этом возрасте благополучие ребенка зависит от отношений со значимыми взрослыми.
От 1 года до 3 лет привязанность — ориентир в мире ребенка, установка следовать за своим взрослым. Этот этап называют «у юбки», так как ребенок, постепенно обретая способность к передвижению, чувствует себя в безопасности, находясь под чуткой опекой родителя. Это период следования за своим взрослым в прямом и переносном смысле. У ребенка появляется способность понимать слова и слушаться, в его жизни начинает формироваться зона ответственности за свое благополучие и безопасность.
С 4 до 7 лет привязанность — основа потребности заботиться о других
В этот период у детей формируется эмпатия и рефлексия, поэтому важно давать ребенку как можно больше живого общения и игр с членами семьи и другими детьми. В этом возрасте дети начинают осознавать свои чувства к другим людям, признаются родителям в любви, хотят брата, собаку или хомячка. С другой стороны, в эти годы психика человека особенно уязвима — большинство неврозов начинаются именно тогда
С другой стороны, в эти годы психика человека особенно уязвима — большинство неврозов начинаются именно тогда.
С 7 до 12 лет привязанность к родителям — надежный тыл, но уже не главный интерес в жизни ребенка. В этом возрасте он ищет себе нового наставника — учителя или тренера. Это будет новая привязанность в его жизни, но помимо заботы в таких отношениях появляется оценка, а вместе с ней мотивация. Если в психологически здоровом варианте развития событий родительская любовь будет с ребенком всегда, независимо от его стараний и успехов, то любовь наставника надо заслужить.
От 12 до 15 лет привязанность — сдерживающий механизм. У подростков начинается период сепарации.
Реальные «гремлины»
В топе подростковых страхов оказались отсутствие поддержки, осуждение со стороны близких и знакомых, страх ошибки, выбора, ЕГЭ и неопределенности.
Для подобных опасений канадский бизнес-тренер и писатель Мэрилин Венди Аткинсон придумала специальный термин — «гремлины». Это особая форма осознанного или бессознательного внутреннего диалога, которая не дает человеку предпринять действие, и зацикливает мозг на воспроизведение одних и тех же мыслей.
Всего Аткинсон выделяет четыре вида «гремлинов», которых можно встретить и у подростков:
- Страх провала — опасения, что поступок не будет оценен;
- Страх расстроить других людей;
- Страх завершения: опасение неизвестного исхода тех или иных действий;
- Страх неосуществимости большой мечты. Эта боязнь приводит подростка к инертности, он начинает, например, повторять поступки родителей или сверстников и безоговорочно следовать их советам.
Как бороться с эмоциональным выгоранием у подростков
Лучшее, что можно сделать с эмоциональным выгоранием, — предупредить его на ранних стадиях. Но если уже поздно, то для восстановления понадобится время и комплексные меры.
1. Уменьшение нагрузки
Учёба важна, но здоровье важнее. Прежде всего необходимо восстановить нормальный режим, в котором будет достаточно времени на отдых.
Навыки планирования и тайм-менеджмента помогут адекватно распределить нагрузку.
<<Перелинковка>>
2. Здоровый отдых
Зависание в соцсетях и запойный просмотр сериалов едва ли помогут психике восстановиться
Важно, чтобы досуг приносил удовольствие и при этом позволял разгрузить голову. Встречи с друзьями, творчество и любимые хобби — вот что отлично восстанавливает душевные силы.
3. Забота о здоровье
Выгорание вредит телу не меньше, чем психике
Для восстановления нормального самочувствия очень важно, чтобы подросток правильно питался, регулярно бывал на свежем воздухе и достаточно много спал.
4. Помощь психолога
Выгорание — серьёзная проблема, и чтобы помочь подростку справится с ней, полезно обратиться к специалисту.
<<Форма бесплатного курса>>
5. Поддержка
Любовь и поддержка значимых взрослых помогут подростку скорее выйти из тяжёлого эмоционального состояния. Для этого нужно показать ему, что вы на его стороне: похвалить его за старания, обсудить тревоги и предложить помощь
Важно, чтобы подросток понимал, что его принимают и ценят вне зависимости от учебных достижений.
6. Смена обстановки
Восстановить силы и на время забыть об учебных тревогах помогут небольшие путешествия. Это не должно быть приключение, полное эмоций. Важнее, чтобы поездка позволила подростку отдохнуть и отвлечься от тревожных мыслей.
Если учёба в школе доводит подростка до нервного истощения, возможно, стоит сменить форму обучения. В «Домашней онлайн-школе Фоксфорда» ученики получают на 50% меньше нагрузки без потери качества знаний. Чтобы убедиться в этом, воспользуйтесь демодоступом и попробуйте позаниматься у нас бесплатно в течение недели.
Как помочь ребёнку справиться со стрессом?
Способ 1: игра
Первый и самый простой и одновременно действенный способ — помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, это очень хорошо. Проиграйте с ним травмирующую ситуацию. Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо. При помощи игрушек подскажите малышу, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.
Способ 2: искусство
Используйте лечебную силу искусства: слушайте с ребёнком красивую музыку, танцуйте под неё (только обязательно вместе), рисуйте, пойте, читайте книги. Всё это — прекрасная антистрессовая терапия.
Способ 3: шалости
Расслабьтесь и похулиганьте:
- Устройте весёлую возню, в ходе которой обнимайте и целуйте ребёнка.
- Подушечный бой – тоже действенный способ выплеснуть негативную энергию и снять стресс. В качестве замены громоздким и тяжёлым подушкам отлично подойдут лёгкие и безопасные мягкие кубики, которые продаются в отделах игрушек для самых маленьких.
- Наполните водой ванну и пускайте вместе кораблики.
- Просто полежите, обнявшись и болтая обо всём на свете, не отвлекаясь на дела, телевизор или телефонные звонки.
- Отправьтесь в лес и там покричите во всё горло.
Если ничего из вышеперечисленного не помогает, и ребёнок по-прежнему не пришёл в себя, то не тяните и обратитесь к врачу. Для начала можно сходить к педиатру. Он назначит обследование, которое поможет определить, в чём проблема. Пусть вас не смущает, что придётся проверить работу сердечно-сосудистой системы ребёнка, органов пищеварения и оценить гормональный фон. Малейшие отклонения в них тоже могут влиять на самочувствие и настроение малыша или школьника.
В случае, когда обследование не выявило никаких проблем, доктор направит вас к неврологу, психологу или психиатру. Не пугайтесь и ни в коем случае не пренебрегайте советом педиатра. Психиатр — это не страшный врач, один визит к которому ставит крест на светлом будущем ребёнка и ломает ему всю жизнь. Современная психиатрия — это не карательная система, врачи-психиатры способны помочь в самых разных случаях. И вовсе не обязательно малышу пропишут ударные дозы тяжёлых препаратов.
Имейте в виду, что даже если специалисты назначат медикаментозное лечение, лекарства не смогут выступить в роли волшебной палочки. Снять симптомы — не главное
Важно научиться жить так, чтобы ребёнок больше не страдал от стрессов. Поэтому желательно обратиться к психологам, которые научат самого «пострадавшего» и его родителей действовать так, чтобы больше поводов обращаться к врачам не было. Если ситуацию не запускать, то прогнозы специалистов весьма обнадёживающие: детский стресс обязательно сдаст свои позиции и перестанет отравлять жизнь ребёнку и его родным
Если ситуацию не запускать, то прогнозы специалистов весьма обнадёживающие: детский стресс обязательно сдаст свои позиции и перестанет отравлять жизнь ребёнку и его родным.
Типичные ошибки любящих родителей, способствующие формированию низкого уровня стрессоустойчивости
Фразы: «Убери!», «Замолчи!», установки: «Всегда слушайся старших!», «В любой ситуации нужно быть вежливым!», «Уважай взрослых!» приводят к тому, что ребенок не учится оценивать ситуацию самостоятельно. Пока ребенок является дошкольником или младшим школьником, это качество невероятно удобно для родителя.
Будет это положительная или деструктивная компания, родитель уже не сможет повлиять на ситуацию.
Ложные угрозы
Например, «Если не перестанешь плакать, тебя заберет дядя-милиционер», «Мне не нужен такой капризный ребенок». Обманывать детей категорически нельзя в любом возрасте. Как только ребенок понимает, что вы его обманываете, он перестает реагировать на бессмысленные угрозы.
Нравоучения
«В нашей семье не может быть такого невоспитанного ребенка!», «Тебе должно быть стыдно!», «Когда я был маленьким, я себе такого не позволял». Ничего, кроме скуки, подобные беседы не вызывают. Необходимо помнить, что все нравственные качества формируются не нравоучениями, а атмосферой семьи.
Обидные прозвища
«Рева-корова», «Плакса-вакса» не только отталкивают ребенка, они еще и сообщают ему информацию, что его чувства и эмоции не важны, проявлять их стыдно, неуместно. Зажатые, невыраженные эмоции всегда находят выход в виде хронического страха, фобии. Подробнее о вреде невыраженных эмоций можно почитать в моей книге «Как разрешить себе сильные переживания, эмоции и чувства, не разрушая себя и окружающих»
Необоснованная похвала и критика
В разрез с гуманистическими тенденциями, принятыми в сегодняшней образовательной системе, могу со всей ответственностью заявить: незаслуженная похвала и необоснованная критика приносят серьезный вред развитию эмоционально-волевой сферы взрослеющего человека. Став старше, он будет зависеть от одобрения окружающих, делать все, чтобы получить это одобрение. Оценка любых событий, поступков будет им производиться через призму окружения.
Это не означает, что хвалить нельзя. Но ребенок, и, особенно подросток, должен самостоятельно уметь понимать, когда хороший поступок действительно является таковым.
Занятия спортом и творчеством
Еще один способ избавиться от стресса — начать заниматься творчеством. Художественным искусством. Лепкой. И так далее.
Также, подросток может записаться в спортивную секцию. Начать развиваться в этом направлении. Подросток может выбрать для себя:
- Секцию по танцам.
- Кружок по рисованию.
- Занятия в фитнес-клубе
- Занятия боевыми искусствами. Которые будут позволять тинейджеру повышать свои навыки. И сделают так, что он будет лучше себя чувствовать.
Прогулки по улице и встречи с друзьями
Общение с другими людьми тоже значительно поднимает настроение. Предложите подростку погулять со своими друзьями. Или со своей девушкой. После прогулки (и даже во время нее) состояние тинейджера улучшится. Он перестанет испытывать стресс.
Терапия
Если подросток не может справиться со стрессом самостоятельно, то запишите его к психотерапевту. Он выяснит, в чем заключается проблема у тинейджера. Назначит лечение. В рамках которого избавит подростка от проблем.
Сборка конструкторов
Предложите тинейджеру пособирать конструктор. Это самый лучший антистресс. Поскольку, благодаря ему, подросток сможет собрать интересную конструкцию. Сложить ее из нескольких сотен деталей. А затем сделать так, что больше не будет себя плохо чувствовать. Поскольку сборка деталей быстро снимет стресс.
Чем опасен стресс у детей
К сожалению, многие из нас считают стресс неизбежным спутником современной жизни и относятся к нему, как чему-то неприятному, но в целом безопасному. А это не так.
Стресс — состояние крайне вредное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям. Длительная выработка «гормонов стресса» грозит недостаточностью надпочечников и сахарным диабетом. Да и гипертоническая болезнь, истерия, астма и даже эпилепсия — всё это возможные последствия продолжительного стресса.
И если бы речь шла только о взрослых! Увы, стрессы бывают даже у младенцев.