Считалочки для подвижных игркартотека по физкультуре на тему

Как правильно читать считалку

Считалка произносится, как правило, в быстром темпе

При этом основное внимание уделяется точному ритму, которого нужно придерживаться. При произнесении очередной ритмической единицы (определённый ударный слог) тот, кто читает текст, показывает на следующего игрока

Иногда в считалке могут присутствовать разные виды стихотворного размера или же подряд могут идти несколько односложных слов. Примером служит такой известный текст:

Сидел / петух / на лаво/чке, Считал / свои / булаво/чки. Раз, / два, / три / — Коро/левой / будешь / ты!

Здесь в первых двух строках ритмически выделяются нечётные слоги — стихотворный размер ямб. Третья строка — просто три односложных слова, каждое из которых ритмически выделяется. И в последней строке ударение падает на каждый третий слог — стихотворный размер анапест.

В указанном примере, который полностью состоит из квазислов, при произношении чётко соблюдается ритм — ударение везде падает на нечётные слоги (стихотворный размер хорей).

Заумные считалки

Данный вид считалки – это полностью или частично состоящий из зауми. Здесь имеют место звукосочетания, которые абсолютно не имеют никакого смысла. Малышата с огромным удовольствием учат сложнейший текст. Причем происходит сей процесс играючи, легко и просто. Более того, они сами могут придумать нечто подобное, и даже лучше. Стиль смело можно отнести к детскому фольклору. Одни говорят, что данные стишки являются обрывками заклинаний. Другие думают — это оставшиеся осколки молитвенных текстов на языке незапамятных времен. Детскую заумь относят к совершенно другой речи, в ней проглядывается какая-то мистика и загадка. Один из таких примеров зауми:

Чарбер-фарбер, жарбер- фук,

Ам дам эки–беки тук,

Бьюносеки арин- уф

Эбит-дебит, биткен-буф.

Двигаемся дальше, следующий вид считалочек напрямую связан с цифрами. Польза от таких стишков просто колоссальная.

Считалки для детей 5 лет

Дошкольное развитие, Стишки для детей

Считалочки – прямое доказательство того, что наряду со взрослым, существует и детский фольклор. Авторами этих незамысловатых стишков часто являются сами дети. Отсюда и непонятные для взрослых слова, скорее, наборы звуков, невероятные темы и ситуации.

Считалки дают неограниченный простор детской фантазии и изобретательности.

К пяти годам в ребенке проявляется живой интерес к считалкам, потому что именно в этом возрасте дети начинают осознанно играть в подвижные групповые игры. Скоро они начинают понимать, что с помощью считалки возможно разрешать все спорные вопросы – кому бежать за мячом, кому первому играть с машинкой, которая нравится всем.

Увлечение считалками, порой, так велико, что дети с легкостью запоминают десятки коротеньких наивных стишков, иногда игнорируя «серьезную» поэзию для детей. Это пройдет, как пройдет и мода на считалочки. А пока пусть малыши разучивают считалки.

Они развивают память подрастающего человечка.

Считалки для детей 5 лет

— Зайка белый, что ты делал?

— Собирал грибы в лесу!

Материал razvitiedetei.info

? Популярное ?

  • Пословицы о сказкахНа мой взгляд, нашла уникальные редкие русские народные…33 comments | 1 167 views | under Пословицы и поговорки
  • Колядки русские народныеКолядки русские народные (тексты) . Новый год пришел, …13 comments | 1 408 views | under Песни, припевки, стихи
  • Колядки (текст) Колядки (текст) . Во бору, бору Сосенка стояла Зеле…9 comments | 448 views | under Песни, припевки, стихи
  • Пословицы и поговорки о словеВот такие пословицы и поговорки о слове я нашла в сборн…6 comments | 70 views | under Пословицы и поговорки
  • НебылицыНебылицы для 2 класса. Русские народные небылицы, котор…6 comments | 27 828 views | under Русские народные сказки и небылицы

Материал folklor.igraemsdetmy.ru

От тетушки Совы

Сегодня интернет-источники наполнены предложениями различных детских считалочек. Однако для ребят 5 лет лучше использовать старинные русские народные считалочки.

Зачем это нужно?

Почему это так важно? Неужели в современных считалочках как-то иначе считают?

Конечно, нет. Но не следует забывать, что для детей 4-5 лет важна и моральная сторона игры. То, о чем они рассказывают или слышат, должно учить положительному: морали, уважению к старшим, любви к природе и т.д.

Считалки, появившиеся в последние годы, примерным «моральным обликом» отличаются не всегда. Так что для детей 5 лет лучше всего брать фольклорные произведения, или тщательно выбирать что-либо из современного материала. На нашем сайте вы можете подобрать и фольклорные считалки, и смешные, и современные, посмотреть варианты их исполнения на видео.

Как помогают ребятам 5 лет считалки при изучении счета?

Для запоминания цифр и их порядка опять-таки важен момент игры. Если посадить дошкольника за парту и заставить выучить наизусть порядок цифр от одного до десяти, вряд ли у вас что-нибудь получится, особенно в короткое время.

Считалки же вводят изучение счета в увлекательную игру – и процесс идет намного быстрее. Дети используют их, когда бегают в догонялки, играют в прятки и другие подвижные игры. В этом случае появляется эффект соревнования.

Не знать считалки, не уметь быстро посчитать вдруг становится для детей 5 лет чем-то несовместимым с игрой, да и перед сверстниками стыдно. Считалочки хороши еще и тем, что в процесс изучения счета в игре в любой момент может включиться взрослый: исправить, предложить новое стихотворение, выучить его с детьми, и при этом давление взрослого на детей не чувствуется, поскольку в игре все равны.

Считалки можно активно применять в детском саду, когда ребята идут на прогулку, в подвижных играх, где задействуется и воспитатель. Также они вполне приемлемы, если нужно выбрать ведущего для какой-либо тихой игры.

Как же взрослому правильно использовать считалочки, чтобы научить детей счету? На видео на нашем сайте вы можете познакомиться с вариантами считалочек и игр с ними.

Видео может быть также полезно психологам, педагогам, чтобы понаблюдать реакцию ребят на то или иное стихотворение. После того как взрослый выучил считалочку, ему следует найти подходящий момент, когда дети заняты игрой.

Предложите им ввести в игровой процесс новый элемент. Например, девочки прыгают на скакалке или через резиночки. Количество прыжков можно посчитать с помощью народной считалочки.

Будет чудесно, если взрослый сам покажет, как действует считалочка, или весело и подробно расскажет само стихотворение, чтобы детям захотелось его повторить.

Таким образом, обычная считалочка может превратиться в мощное педагогическое орудие обучения счету, если использовать ее в нужный момент и в нужной ситуации.

Подробней steshka.ru

Игровое развлечение в средней группе. Конспект

Игровой речевой тренинг для детей 4-6 лет «Считалки-заменки»

Цели: показать разнообразие видов считалок, познакомить со считалками, в которых нет счетных слов, их назначением.

Ход тренинга

I. Рассказ воспитателя.

Хочу вас познакомить еще с одним видом считалок — это считалки-заменки. В них нет счетных слов. Обычно они заканчиваются «выходом»: «вышел вон», «вон пошел», «выйди вон». «Выход» заканчивает считалку, что указывает на выбранного участника игры.

В некоторых считалках говорится: «Вон из хоровода!», «С хороводу выйди!». Это произносилось во время движения хоровода. Эти слова заменяли слово «крест» (десять) и означали, что должна произойти замена водящего или движения.

В этих считалках, впрочем, как и в других, можно и не уловить какого-либо смысла, а лишь обнаружить простой набор рифмованных слов. Но это обстоятельство не нарушает назначений считалок-заменок — на конечном слове найти водящего.

II. Послушай и повтори.

• Никерики-мекирики,

Шураги-ураги,

По мосту, по мосту,

По липовому мосту,

Митёнь-плетень,

Млад соколика свистёнь.

• Сени-вени,

Летели голубени.

Под над той стороной,

Сторонушкой-то родной.

Несли в чашках медок,

Орешки, сахарок.

• Соломина-ромина,

Прела, горела,

Стук, гром –

Стекла вон.

• Тень, тень, потетень,

Выше города плетень,

На плетне звезда –

Калачи пекла.

А калач-то — медок!

Выйдет нынче королек.

• Тани-бани, что под нами,

Под железными столбами?

Стульчик-бульчик да корольчик,

На тележке колокольчик.

• Шишел-вышел, сам пошел,

На боярский двор зашел,

Там бояре шапки шьют,

На окошко их кладут.

• Тили-тели,

На лавочке сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной,

А ты кто такой?

• Катилось яблоко круг горы.

Кто поднимет, тот уйди!

• Ходит свинка по бору, по бору,

А рвет травку лебеду, лебеду.

Акулинка да малинка,

Выходи из круга, свинка.

• Бегал заяц по болоту,

Они искал себе работу.

Да работу не нашел,

Сам заплакал и пошел.

• Бах, бах, бах,

Стоит месяц на горах.

Шишел-бышел,

Вон ты вышел.

• — Кукла-мукла, где была?

— Я в сторонке чай пила.

Сахар-махар, кислый чай,

Выходи от нас, лентяй.

• Тара-бара, домой пора

Коров доить, а тебе водить.

• Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, сто рублей.

Вот и вышел муравей.

• Цынзы-брынзы, балалайка,

Цынзы-брынзы, заиграй-ка,

Цынзы-брынзы, дай-ка лучше мне дуду,

Цынзы-брынзы, вон пойду.

• Ани-бани, ани-фани,

Блинчики пеку для Тани.

Блины пек, пек, пек,

Недопек — рассердился и утек.

• Ехала машина лесом

За каким-то интересом.

Стук и звон со всех сторон.

Выйди вон!

Выбрать две-три считалки, которые понравились детям, выучить их для игр на участке, остальные заменки предложить родителям разучить с детьми для игры дома, на даче (по выбору).

III. Игра с прыгалкой (скакалкой).

На земле рисуют круг. По очереди каждый участник входит в него, прыгает через прыгалку, одновременно проговаривая или напевая считалку:

Шел крокодил, трубку курил.

Трубка упала и написала:

— Эни-бэни, рики-факи,

Турба-урба, синти-бряки,

Дэус-дэу, краснадэу,

Прыг, скок — пац-пац!

Кидай прыгалку — бац, бац!

На последнем слове бросают прыгалку за круг и глядят, сколько получилось петель. Затем от самого края круга прыгают в петлю, стараясь не задеть прыгалку. За каждый удачный прыжок игрок получает очко. Участник, который, прыгая, заденет ногой прыгалку, уступает место следующему игроку. В конце игры подсчитывают очки. У кого их больше, тот объявляется победителем.

Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы «Разучивание считалки «Шёл котик…»»

Конспект НОД по развитию речи

для детей средней группы

«Разучивание считалки «Шёл котик…»»

Интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности игровая, коммуникативная, музыкальная

Цель:

учить слушать и запоминать малые фольклорные произведения, развивать внимание, память, слуховое восприятие; формировать речевые навыки, развивать интонационную выразительность речи ; воспитывать интерес и любовь к художественному слову. Материалы и оборудование:

Материалы и оборудование:

волшебная палочка, бубен, сундучок, маска или ободок «кот».

Ход занятия:Воспитатель: — Я вижу, ребята, что у вас у всех сегодня хорошее настроение. — Предлагаю вам поиграть. Для игры нам нужно выбрать ведущего. Вижу, что всем хочется быть ведущим. Как же нам выбрать ведущего? Думаю, что выбрать ведущего нам поможет считалка. — Вы знаете считалки? Кто хочет рассказать свою считалку? Все хотят? У меня есть волшебная палочка. Будете палочку передавать друг другу. Пока играет бубен, палочка гуляет. К кому она попадет, тот считалку прочтет.

— Молодцы, какие интересные считалки вы знаете. — Я тоже знаю считалку. Хотите послушать?

Шёл коток по лавочке, Раздавал булавочки. Шел по скамеечки, Раздавал копеечки: Кому десять, кому пять. Выходи тебе искать.

— Про кого считалка? (про кота) — Как его ласково мы называем? (коток) — Где он шел? (шёл коток по лавочке) — Что он раздавал? (раздавал булавочки) — Где еще он шел? (шёл он по скамеечки) — Что раздавал? (раздавал копеечки) — Сколько копеечек? (кому десять, кому пять) — Что коток сказал? (выходи тебе искать) — Веселая считалка? Хотите ее выучить?

Я еще раз расскажу, а вы старайтесь запомнить.

Шел коток по лавочке, Раздавал булавочки. Шел по скамеечки, Раздавал копеечки: Кому десять, кому пять. Выходи тебе искать.

А сейчас давайте немного поиграем со считалкой. Игра называется «Оркестр». Инструменты наши с собой? Что мы сначала будем делать? Хорошо, будем повторять первые строчки и хлопать.

— Шел коток по лавочки, (хлопаем в ладоши) Раздавал булавочки. — Что дальше будем делать? Молодцы, придумали. Шел по скамеечки, (хлопаем по коленям). Раздавал копеечки: — Что теперь будем делать? Давайте потопаем. Кому десять, кому пять. Выходи, тебе искать (топаем). Молодцы.

Теперь давайте сядем на ковер и поиграем в игру «Тихо — громко». Когда ладошки будут раскрыты, вы будете говорить считалку громко — громко ; а когда сожму ладошку в кулачок, вы будете говорить тихо-тихо .

— Молодцы, давайте похлопаем себе (игра проводится 2 раза). Устали сидеть? Хотите побегать? Сейчас мальчики встанут вокруг девочек, когда я ударю в бубен, мальчики будут бегать, а девочки громко рассказывать считалку: когда ударю опять, побегут девочки вокруг мальчиков, а мальчики громко будут продолжать считать в кругу . Начали! (задание выполняется 2 раза).

— А теперь встанем в 2 круга: мальчики и девочки. Мальчики будут рассказывать считалку низким голосом ,

как медведи, а девочки — тоненьким голоском , как зайчишки и мишки.

— Раз, два, три, четыре, пять. Все в большом кругу опять. Запомнили считалочку? Давайте проверим. Сейчас считать мы будем по фразам .

Начну я: Шел коток по лавочке, Раздавал булавочки (дети) Шел по скамеечки, Раздавал копеечки (дети). Кому десять, кому пять, Выходи, тебе искать (дети).

История появления считалки как литературного жанра

Считалка — это жанр детского фольклора, представляющий собой рифмованные строки или белые стихи, которые играют роль прелюдии к игре. Чаще всего это маленький законченный рассказ с шутливым содержанием.

История считалки уходит в далёкое прошлое. И у учёных-литературоведов есть свои версии их появления (в том числе разных видов этого произведения):

  1. В древние времена для выполнения тяжёлой работы не было специальной техники: всё делали вручную, примитивными орудиями труда. Некоторые действия даже представляли опасность для жизни и здоровья, и добровольцев, конечно же, не находилось. Поэтому и придумали считалку — способ распределить функции честно, без обид. В этом плане этот фольклорный жанр можно назвать прикладным, изначально имеющим конкретную цель — распределить работу.
  2. В прочих ситуациях, когда нужно было сделать выбор (сражение, какой-то ритуал, спортивное состязание), люди стремились снять с себя ответственность и переложить её на кого-нибудь ещё (судьбу или божество). Опять-таки здесь могла прийти на помощь считалка (наряду со жребием и гаданием).
  3. Неотъемлемой частью жизни древнего человека была охота. Люди верили, что животные способны понимать их речь. Пытаясь уберечь себя от несчастий и напастей, в считалке появились непонятные, тайные слова. Таким образом, некоторые из них стали похожи на настоящие заклинания.
  4. Считалки впитывали в себя верования стародавних времён. Люди, вообще, раньше были очень суеверными. Например, существовало мнение, что некоторые вещи нельзя считать вслух: например, пересчитывать добычу на охоте или улов рыбы, чтобы не привести в негодование духов леса или водоёма. Так в считалке появились закодированные цифры.

По мнению исследователей, изначально считалки появились как способ распределить трудовые функции

С течением веков законы природы стали для людей понятными, усовершенствовались орудия труда. Чем менее в жизни оставалось места для сверхъестественного, тем быстрее старые формы поведения превращались в забаву. И современные считалки используются главным образом в детских играх и носят весёлый и безобидный характер.

Считалки

Цели:
вспомнить на примере считалки малый
фольклорный жанр; познакомить учащихся с принципом использования
непонятных
слов в тексте считалки
; развивать речь учащихся.

Оборудование:
выставка книг «Считалки».

Ход
урока

I.
Организационный момент.

II.
Проверка домашнего задания.


Какие считалки
вы знаете? Расскажите их.

Учитель
может
прочитать свою считалку, например

Раз,
два, три, четыре, пять,

Вышел месяц погулять.

А за месяцем Луна,

Оставайся ты одна.

III.
Подготовка к восприятию.

1.
Беседа.


Вспомните,
пожалуйста, отличительные признаки считалки. (Считалка
– это небольшой
стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов.
Его
цель – определить водящих в игре.

Признаки
считалки: краткость, стихотворная форма, цель – упорядочить
игру.)

2.
Чтение комментария
в учебнике (с. 59).

Помощь
консультанта Кентавра Хирона (с. 169–170, раздел
«Музей»).

IV.
Работа с учебником (с. 59–60).


Напомните,
пожалуйста, законы волшебной сказки. (В сказке герой
– сирота или бедняк, он
должен обязательно выйти из дома и отправиться в путь, встретиться с
волшебным
миром, выполнить трудные задания с помощью волшебного помощника или
предмета
(их должно быть ровно три), должен победить волшебный мир и вернуться
домой уже
счастливым.)


Можете
сочинить свою сказку, соблюдая эти законы?


Значит, героев
вы придумаете сами, сюжет придумаете сами, волшебных помощников
– тоже. Таким
образом, слова будут ваши,
сегодняшние, а законы жанра
сказки – древние. А сможете сочинить загадку? Дразнилку?
Считалку? Закличку?
Опять-таки слова будут ваши, но
вот законы жанра
древние, поскольку все имеют свои особенности текста.


Познакомимся с
образцами народных считалок на страницах 59–60 учебника.


Прочитайте
считалку «Чирики, микирики».


Посчитайте
количество существительных в тексте считалки. Помните, количество
существительных будет условно, поскольку в тексте много выдуманных
слов,
происхождение которых непонятно. (Всего 10.)


Догадайтесь,
почему в конце речь идет о зубе? (Речь идет в шуточной форме
о том зубе,
который может быть вынут вон, недаром он назван конкретно –
Иванов зуб.)


Прочитайте
следующую считалку «Тани, Вани, трикадоры». Какая
строчка точно указывает нам
на то, что это считалка? («И выходит
кислый квас».)


Какое слово в
ней на это указывает? (Слово «выходит».)


А какие два
слова сохранили связь с числами? (Трикадоры
и трибабас.)


Посчитайте,
сколько в этом тексте считалки существительных. (Снова 10!)


И еще одну
считалку сейчас прочитаем на странице 60 – самую тайную и
зашифрованную.


Посчитайте,
сколько в считалке слов. (Снова 10!)


Я думаю, что
вы поняли, что слово «пята» – это число
пять, а слово «крест» – десять.

V.
Итог урока.


Кто же
догадался, почему в каждой прочитанной нами считалке было по 10
существительных?


Для нас это
верный знак переходить к следующей, десятой главе!

Домашнее
задание.

Подготовить
читательские дневники к проверке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: