Что представляет собой лексика?
Давайте сначала определим что такое лексика, а потом перейдем к загадкам (внизу статьи)
Понятие лексики определяют, как словарный состав какого-нибудь языка. Этим словарным составом, то есть словарем, пользуется каждый человек. Однако его делят на активный и пассивный: первый вид словаря – это набор слов, которые используются в общении, второй – слова, которые человек знает, но либо не использует их, либо использует крайне редко. Интересно то, что объем активного словаря у человека в разы меньше объема пассивного.
При нормальном развитии ребенка его словарный запас должен быть следующим:
- 1-1,5 года – 100 слов;
- 2 года – порядка 400 слов;
- 3 года – в среднем 1100 слов;
- 4 года – порядка 1600 слов;
- 5 лет – порядка 2200 слов.
Из приведенных данных можно увидеть, что словарный запас старших дошкольников развивается гораздо быстрее, нежели у младших дошкольников.
Чтобы лексическое развитие проходило успешней, взрослые обязаны постоянно общаться с ребенком. Однако это общение не должно заканчиваться на уровне «привет-пока», «как дела» и т.п. Родители должны знакомить ребенка с названиями предметов, животных, явлений или действий, задавать вопросы, беседовать с малышом, создавать ситуации, которые помогут обнаружить неправильное употребление слов ребенком. Не стоит пренебрегать походами в зоопарк, театр, цирк или на природу – это отличный материал для расширения лексики малыша.
По степени развития речи ребенка происходит систематизация и упорядочивание его словаря, постепенно приходит понимание того, как нужно объединять слова по смыслу и семантике. Формирование лексики принято производить по таким направлениям:
- обогащение словаря, при котором происходит расширение представлений об окружающем и формирование познавательной деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.д.);
- конкретизация значений слов;
- разбор слова, как структурной речевой единицы языка;
- образование семантических полей по разным признакам, лексической системности;
- активизация словаря, развитие умения поиска слов.
Наиболее эффективными считаются занятия на лексическое развитие в форме игры
Таким образом дети запоминают и усваивают новый материал лучше и быстрее, у них развивается слуховое внимание, устанавливается правильное восприятие и воспроизведение речи. На лексических занятиях используют следующие методики:
- рассматривание и обследование предметов, их сравнение, различение, обобщение;
- рассматривание картин, обсуждение изображенных сюжетов;
- чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
- разгадывание загадок;
- беседа по игрушкам с описанием их характеристик;
- дидактические игры и пр.
Сегодня определяют 4 задачи, которые преследует лексическое развитие детей:
- Обогащение словаря ребенка новыми словами и их усвоение, понимание.
- Закрепление и уточнение словарного запаса.
- Активизация словаря.
- Устранение из детской речи слов, что не относятся к литературным (диалекты, жаргоны, просторечные слова).
Запомнить новые слова помогают загадки по лексическим темам для дошкольников.