Загадки с лексическими явлениями

Загадки с ответами

Загадки с ответами

  • Высоких деревьев длинней, Травиночки маленькой ниже, С ней дали становятся ближе И мир открывается с ней.

Ответ:      ДорогаОт дома начинается,У дома и кончается.Ответ:      ДорогаХоть я не молоток —По дереву стучу:В нем каждый уголокОбследовать хочу.Хожу я в шапке краснойИ акробат прекрасный.Ответ:      ДятелЧерный жилет, красный берет.Нос, как топор, хвост, как упор.Ответ:      ДятелЧто за кузнецы в лесу куют?Ответ:      ДятелВ синем небе голосокБудто крохотный звонок.Ответ:      ЖаворонокГнездо свое он в поле вьет,Где тянутся растения.Его и песни и полетВошли в стихотворения!Хочет — прямо полетит,Хочет — в воздухе висит,Камнем падает с высотИ в полях поет, поет.Ответ:      ЖаворонокВстали братья на ходули,Ищут корма по пути.На бегу ли, на ходу ли,Им с ходулей не сойти.Ответ:      ЖуравлиНа красных холмахТридцать белых конейДруг другу навстречуПомчатся скорей.Ряды их сойдутся,Потом разойдутся,И смирными станутДо новых затей.Ответ:      ЗубыУ тридцати двух воинов один командир.Ответ:      Зубы И ЯзыкИз какой посуды нельзя ничего поесть?Ответ:      Из ПустойТебе дано,А люди им пользуются.Ответ:      ИмяВажно по двору ходилс острым клювом крокодил,Гголовой весь день мотал,что—то громко бормотал.Только это, верно, былникакой не крокодил,а индюшек лучший друг.Угадайте — кто?..Ответ:      ИндюкРаспускает хвост павлином,Ходит важным господином,По земле ногами — стук,Как зовут его — …Ответ:      ИндюкДля дождевой воды,Что течёт из водосточной трубы,Что течёт по крыше до земли,У глиняной хатки Стояла … Ответ:      КадкаЕсть слово «пушка».Есть — «лягушка»,А есть посудина … Ответ:      КадушкаЕсть дымковская игрушка —«Водоноска» название,На плечах еёДуга деревянная.Ответ:      КоромыслоДлинное, невысокое,Кем — то оцинковано,Надо для стирки,Может и для купания.Посудина странноеИмеет название.Не знаю, кем этоНазванье открытоНо эта посудинаПросто …. Ответ:      КорытоВ театре работает,Одежду бережёт,Он гладит и штопает,Блёстки крепит, шьёт.Актёру примеряетПиджак, например,Его профессия … Ответ:      КостюмерБез работы — холодная она,А после работы — красна от огня.Ответ:      КочергаЖелезная нога — это … Ответ:      КочергаПомогает управитсяУ печи красавица:Снять колечки с плиты,Чтоб чугунок поставил ты.Ответ:      КочергаПоправить топкуПоможет ловкоПомощница огняТрудягя … Ответ:      КочергаУ неё одна нога,Ох, горячая она.Ответ:      КочергаВы в деревне не кричите,Холодильник не ищите,Потому что молокоНе на ферме далекоИ не в ведре в коровнике,А здесь, на подоконнике.Не в кружке, не в ковше,А просто в … Ответ:      КувшинеКвохчет, квохчет, детей созывает,Всех под крыло собирает.Ответ:      Курица С ЦыплятамиСидит птах на белых горах, дожидается из мертвого живого Ответ:      Курица—НаседкаЕсли люди за столом не зевают,Этой штукой пищу ловко хватают,Этой штукой борщ умело хлебают,Тех на работу всегда нанимают.Ответ:      ЛожкаПо городу дождик осенний гулял,Зеркальце дождик свое потерял.Зеркальце то на асфальте лежит,Ветер подует — оно задрожит

Ответ:      ЛужаЗагадки — оглавление

Загадки про весну сложные

Загадки про весну сложные подойдут детям среднего школьного возраста. Они помогут ребятам тренировать память и развивать активность мышления.

Загадка №90

Кто, ребята прогоняетВсе печали зимнее,Дни холодные и унылые?Кто зовет работатьПод солнышком –Засевать поляСпелым зернышком;Грядки правильно копатьШтык-лопатою,Огурцы-горох сажать,Тыкву сладкую?Красна девица она…Догадались, кто?

(Ответ: Весна)

***

Загадка №91

Один льет, другой пьет,Третий зеленеет и растет.

(Ответ: Дождь, земля, растения)

***

Загадка №92

Золотые лепестки, хрупкий стебелек,Распустился у реки солнечный цветок.Только тучка набежала, сжались лепесточки.На зеленых стебельках – круглые комочки.

(Ответ: Мать-и мачеха)

***

Загадка №93

Тонкий, высокий,Упал в осоку,Сам не вышел,А деток вывел.

(Ответ: Дождь)

***

Загадка №94

Ночью рев с реки раздался.Я, конечно, испугалсяИ наутро побежалНа реку, как на пожар.Будто стаи белых рыбГромоздились груды глыб.Кто кусками резал лед?Кто устроил ледоход?

(Ответ: Весна)

***

Загадка №95

Небо в луже отразилось,У грачей веселый пир!Что-то все-таки случилось,Раз безумно счастлив мир.Посмотри, будить со сна,Мир пришла сама…

(Ответ: Весна)

***

Загадка №96

Парк как будто весь покрытОблаком зеленым.Тополь в зелени стоит,И дубы, и клены.Что на веточках раскрылось.И в апреле распустилось?

(Ответ: Листва, почки)

***

Загадка №97

На окне она в горшочках,Есть томаты и цветочки.Только началась весна,А она уж зелена!

(Ответ: Рассада)

***

Загадка №98

Мы с побегами, ребятки,Из одной семейки.Мы для них всегда — зачатки,А у липы — клейки.

(Ответ: Почки)

***

Загадка №99

Пробиваемся из почвыИ растем и днем, и ночью.С каждым днем всё крепче, выше,Скоро дорастем до крыши!

(Ответ: Побеги, ростки)

***

Загадка №100

На реках он весной бывает:Под солнцем лёд темнеет, тает,Потом трещит, ломаетсяИ в льдинки превращается,А льдинки по реке плывут.Скажите, как его зовут!

(Ответ: Ледоход)

***

Загадки про весну помогут ребенку лучше узнать это удивительное время, когда природа пробуждается. Такие загадки весну для дошкольников и школьников хорошо загадывать детям именно весной, когда все весенние явления и процессы проходят прямо перед глазами детей.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Жук

На лужайке, на ромашке  
Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу,Я с ромашками дружу.Тихо по ветру качаюсь,Низко-низко наклоняюсь.

Я нашла себе жука
На большой ромашке.Не хочу держать в руках —Пусть лежит в кармашке (дети показывают).Ой, упал, упал мой жук (нагибаются).Нос испачкал пылью.Улетел, улетел зеленый жук.Улетел на крыльях (дети машут руками).

Пчелки

Эту игровую физкультминутку можно использовать для отработки детьми звука .Учитель спрашивает детей: «Вы, ребята, наверное, все видели пчелок, как они жужжат на клумбе с цветами, над маминым вареньем. Пчелки собирают с цветов нектар, который потом перерабатывают в мед. А кто из животных очень любит мед? Правильно, медведь. Он подходит к домику-улью, где живут пчелки, а пчелки его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). Медведь хочет забрать оттуда мед, но пчелки не дают.Выбираем считалочкой медведя: «Раз-два-три, медведем будешь ты». (Можно надеть на медведя шапочку-маску.) Медведь становится в стороне.

Слова пчелки-мамы (учителя):

Полетели пчелки
Собирать мед с цветочков.
Мишка-медведь идет,
Мед у пчелок унесет.
Пчелки, домой!

Слова пчелок (детей):

Этот улей — домик наш,
Уходи, медведь, от нас:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Пчелки летают (дети бегают по классу, размахивая руками) и жужжат. Пчелки летят в улей (угол комнаты). Медведь направляется туда же.
Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него. Медведь старается их поймать.

Загадки о птицах

Осенью летели к югу
Переждать там злую вьюгу.
Дождались, и вот весной,
Возвращаются домой.  (Перелетные птицы)
Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Огороду, полю — врач,
Кто по пашне скачет?  (Грач)
Желанный гость с далекого края
Вернулся домой о весне распевая.
Очень ловкий молодец,
А зовут его… (Скворец)
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
Кто над окном, под нашей крышей
Маленький слепил домишко.
На лету хватает мошек,
Предсказать погоду может. (Ласточка)
С ледоходом прилетает,
Черным хвостиком мотает.
Черный с белым хвостик узкий
У изящной… (Трясогузки)
Клин летит, курлыча к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
Облетая полземли,

Весной вернуться… (Журавли)
Кто без нот и без свирели,
Лучше всех выводит трели
Голосистей и нежней?
Ну конечно… (Соловей)

Загадки про жаворонка для детей

Я над полем, над болотом Начинаю рано петь. И люблю я вертолётом В синем воздухе висеть.

Жаворонок

ОТВЕТ

Утром звонко распевает, Всех он в поле приглашает.

Жаворонок

ОТВЕТ

В полёте длительно поёт, В степях, пустынях он живёт, Встречает первым он рассвет, Певца чудесней его нет. – Чьи трели в воздухе плывут И как певца того зовут?

Жаворонок

ОТВЕТ

Высоко под облаками, Над полями и лугами, Словно выпорхнув спросонок, Песнь заводит…

Жаворонок

ОТВЕТ

Раньше всех из птиц встает, Солнцу песенку поет, Все живое поднимает, Как ту птичку называют?

Жаворонок

ОТВЕТ

Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни, и полет Вошли в стихотворения!

Жаворонок

ОТВЕТ

В синем небе голосок Будто крохотный звонок.

Жаворонок

ОТВЕТ

Хочет — прямо полетит, Хочет — в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет.

Жаворонок

ОТВЕТ

В синем небе голосок — Будто крохотный звонок.

Жаворонок

ОТВЕТ

Когда солнце сияет Высоко в небесах, Он витает, летает И поёт в облаках. Можно трели услышать Высоко-далеко… Всё вокруг замирает – Так прекрасно оно.

Жаворонок

ОТВЕТ

В небе синем песню ткал Голос чист и звонок. С неба камешком упал В траву…

Жаворонок

ОТВЕТ

Что за птичка-невеличка Звонкой песней залилась? Среди утренней прохлады Новый день приветствует.

Жаворонок

ОТВЕТ

На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны. Здесь так легко мне, так радушно, Так беспредельно, так воздушно; Весь божий мир здесь вижу я. И славит бога песнь моя!

Жаворонок

ОТВЕТ

Так беззаботно, на лету Он щедро сыплет трели, Взвиваясь круто в высоту С земли — своей постели. Среди колосьев он живет. Его домишко тесен, Но нужен весь небесный свод Ему для звонких песен.

Жаворонок

ОТВЕТ

Днём ли или вечером, Ранней ли зарёй — Только бы невидимо Пел ты надо мной. На́долго заслушаюсь Звуком с высоты, Будто эту песенку Мне поёшь не ты.

Жаворонок

ОТВЕТ

С … ранним Я привык вставать: Вместе с ним проснёмся, Вместе ляжем спать.

Жаворонком

ОТВЕТ

Хохолком тряхнув спросонок, Пробудился …, В … – песенка, В песенке – чудесенка С перламутровой росинкой, С невесомой паутинкой, С озерком, с берёзой тонкой И со всей родной сторонкой!

Жаворонок

ОТВЕТ

На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури … звонкий.

Жаворонок

ОТВЕТ

Среди колосьев он живет. Его домишко тесен, Но нужен весь небесный свод Ему для звонких песен.

Жаворонок

ОТВЕТ

… полевой! Нет певца чудесней! В чистом поле – домик твой, В ясном небе – песня!

Жаворонок

ОТВЕТ

Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны.

Жаворонок

ОТВЕТ

Над полем … вьется, Во ржи синеют васильки, И солнце весело смеется В прозрачном зеркале реки. Всех заглушил. На весь лесок Звенит задорный голосок.

Жаворонок

ОТВЕТ

Песни … снова Зазвенели в вышине. «Гостья милая, здорово!» — Говорят они весне.

Жаворонков

ОТВЕТ

Журчанье струек ручейка Артист несёт под облака. Весной, когда сойдут снега, Он с высоты апреля Роняет звонко на луга Отзывчивые трели. Не зря к любимцу высоты Открыто тянутся цветы, Как чутким сердцем я и ты!

Жаворонок

ОТВЕТ

Вернуться в раздел Загадки про птиц.

Тематические загадки на тему: Птицы для детей младшего школьного возраста

Детские загадки про птиц с ответами

Бел, как снег, надут, как мех, на лопатках ходит. (Гусь)

Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют:

Не боится он простуды — с первым снегом тут как тут! (Снегирь)

Без команды в строй встают,

Отправляются на пруд.

Кто идет цепочкой длинной,

Кто так любит дисциплину? (Утята)

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь — и был таков. (Пеликан)

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда живое выбежало чудо. (Яйцо)

В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик)

У каких птиц нет языка? (Пеликан и альбатрос)

В воде искупался, а сух остался. (Гусь)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)

Не часы, а время сказывает. (Петух)

Еще на свет не появился, в чужом гнезде он очутился. (Кукушонок)

В деревне есть часы такие, не мертвые, а живые.

Ходят без завода. Они птичьего рода. (Петух)

Всю ночь летает — мышей добывает.

А станет светло — спать летит в дупло. (Сова)

Гребень имею — не пользуюсь им,

Шпоры имею — не езжу верхом. (Петух)

Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый, дпинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками в болото. (Аист)

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Филин)

На шесте дворец, во дворце певец. (Скворечник)

Проживает в странах жарких, а в нежарких — в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив, потому что хвост красив.

Им любуется он сам и показывает нам. (Павлин)

Избушка нова — жильца нет,

Жилец появится — изба развалится. (Яйцо)

Длиннохвостая она, со спины черным черна.

Брюхо белое да плечи. Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит — вмиг поднимает стрекот-крик. (Сорока)

Вроде птица — не летает, ходит, зерна собирает. (Курица)

Избушка новая, для всех столовая,

Зовет обедать, крошек отведать. (Кормушка)

Желтые комочки, легкие, как вата!

Бегают за квочкой. Это кто? … (Цыплята)

У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин)

И петь не поет, и летать не летает…

За что же тогда его птицей считают? (Страус)

Красные лапки, длинная шея,

Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)

Кто без нот и без свирели лучше всех наводит трели,

Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей)

Между веток новый дом, нету двери в доме том,

Только круглое окошко, не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Днем молчит — ночью кричит. (Филин)

Крепкий деревянный дом

С круглым маленьким окном.

Он стоит на длинной ножке,

Чтобы не залезли кошки. (Скворечник)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения.

Его и песни, и полет вошли в стихотворения!

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит.

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад — ищет в речке лягушат. (Цапля)

Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крылья подбирает. (Наседка)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев — черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!» (Ворона)

Он в своей лесной палате носит пестренький халатик,

Он деревья лечит: постучит — и им легче. (Дятел)

Хочет — прямо полетит, хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот и в полях поет, поет. (Жаворонок)

Окраской — сероватая, повадкой — вороватая,

Крикунья хрипловатая — известная персона.

Кто она? … (Ворона)

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом — и закричит.

Кричит он даже сонный, крикун неугомонный. (Петух)

Может и разбиться, может и свариться,

Если хочешь — в птицу может превратиться. (Яйцо)

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь)

Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.

Лепит домик под окном из травы и глины. (Ласточка)

Удивительный ребенок: только вышел из пеленок —

Может плавать и нырять, как его родная мать. (Утенок)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

Птица сверху налетает и цыплят внизу хватает. (Ястреб)

Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.

Хочет сделать шажок — получается прыжок. (Воробей)

Скажи ты мне, какой чудак

И днем, и ночью носит фрак? (Пингвин)

Не ворона, не синица — как зовется эта птица?

Примостилась на суку — раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)

Всех я за день навещу,

Все, что знаю, растрещу! (Сорока)

Съем червя, попью водицы, хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко, ребятишек угощу. (Курица)

Он по-рабочему одет — удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел)

Загадки о весне для дошкольников

С помощью загадок о весне родители и учителя могут в игровой форме познакомить детей с весной, с ее особенностями и характерными признаками. Если у ребенка не получается сразу отгадать загадку, то не следует торопить его — это нормально, но и отгадку называть за него тоже не стоит. Лучше задать несколько наводящих вопросов.

Прилетела ласточка,
Распустила перья.
Солнце греет ласково,
Что это за время?   (Весна)

Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает?  (В марте)

Посмотрите, на проталинке,
Показался цветик маленький.
Он замерз и чуть живой,
Торчит из шапки снеговой.  (Подснежник)

В голубой рубашке
Бежит по дну овражка.  (Ручеек)

Новоселье у скворца,
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерим ему…  (Скворечник)

Пробивается в апреле,
Все поля позеленели!
Покрывает как ковром
Поле, луг и даже двор! (Трава)

Не пешеход, а идет,
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку,
Назовите-ка отгадку? (Дождь)
В самый разгар весенней поры,
Капает сок с белоснежной коры.  (Береза)
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.  (Сосулька)

Загадки про весну с ответами

Загадки про весну с ответами — занимательные загадки, которые помогут познакомить и закрепить знания ребят о временах года.

Загадка №1

Кленам, липам и дубочкамНовые дарю листочки,Милых пташек приглашаюВозвратиться с югаИ на север провожаюЗимушку-подругу.

(Ответ: Весна)

***

Загадка №2

Он растет красивый, нежный,Голубой иль белоснежный.Даже раньше расцветает,Чем на речке лед растает.Распустился точно в срокПервый мартовский цветок.

(Ответ: Подснежник)

***

Загадка №3

За окном звенит онаИ поет: «Пришла весна!И холодные сосулькиПревратила в эти струйки!»Слышно с крыши:«Шлеп-шлеп-шлеп!»Это маленький потоп.

(Ответ: Капель)

***

Загадка №4

Шагает красавица,Дыханием земли касается,Придёт и на поле, и на речку,Оденет в платьице цветочек.

(Ответ: Весна)

***

Загадка №5

Снежок растаял и с полейБежит проворливый….

(Ответ: Ручей)

***

Загадка №6

Пробивается в апреле,Все поля позеленели!Покрывает как ковромПоле, луг и даже двор!

(Ответ: Трава)

***

Загадка №7

Не пешеход, а идет,Мокнут люди у ворот.Ловит дворник его в кадку,Назовите-ка отгадку?

(Ответ: Дождь)

***

Загадка №8

Висит за окошкомКулек ледяной.Он полон капелиИ пахнет весной.

(Ответ: Сосулька)

***

Загадка №9

Солнце печёт,Липа цветёт.Рожь поспевает,Когда это бывает?

(Ответ: Весной)

***

Загадка №10

Бегу я как по лесенке,По камушкам звеня.Издалека по песенкеУзнаете меня.

(Ответ: Ручей)

***

Загадка №11

Новоселье у скворцаОн ликует без конца.Чтоб у нас жил пересмешник,Смастерили мы …

(Ответ: Скворечник)

***

Загадка №12

Рыхлый снегНа солнце тает,Ветерок в ветвях играет,Звонче птичьи голосаЗначит, к нам пришла …

(Ответ: Весна)

***

Загадка №13

Я выступаю перед вами,Как молодой весны гонец,Я рад увидеться с друзьямиНу, а зовут меня…

(Ответ: Скворец)

***

Загадка №14

Весной прилетает птица.Поле вспашут — там любит кормиться.

(Ответ: Грач)

***

Загадка №15

Из-под снега расцветает,Раньше всехВесну встречает.

(Ответ: Подснежник)

***

Загадки про весну короткие

Загадки про весну короткие расскажут малышам о изменениях в природе, которые происходят с наступлением этого времени года.

Загадка №16

Из-под снега вышел друг –И весной запахло вдруг.

(Ответ: Подснежник)

***

Загадка №17

Тает снежок, ожил лужок.День прибывает. Когда это бывает?

(Ответ: Весна)

***

Загадка №18

В голубенькой рубашкеБежит по дну овражка.

(Ответ: Ручеек)

***

Загадка №19

Шагает красавица,Легко земли касается,Идёт на поле, на реку,И по снежку, и по цветку.

(Ответ: Весна)

***

Загадка №20

Только снег в лесу сошёл,Я голубенький расцвёл.

(Ответ: Подснежник)

***

Загадка №21

Белые горошкиНа зелёной ножке.

(Ответ: Ландыш)

***

Загадка №22

Дом построен для певцаБез окошек, без крыльца.

(Ответ: Скворечник)

***

Загадка №23

В ночь — морозС утра — капель,Значит, на дворе

(Ответ: Апрель)

***

Загадка №24

Была белая да седая,Пришла зелёная, молодая.

(Ответ: Зима и Весна)

***

Загадка №25

Белые горошкиНа зелёной ножке.

(Ответ: Ландыш)

***

Загадка №26

Самый зелёный в году.Трудятся все, не жалея спины:На пашне, на грядке, в саду.

(Ответ: Май)

***

Загадка №27

Вдоль дорожек без трудаМчится талая вода.Снег от солнечных лучейПревращается в…

(Ответ: Ручей)

***

Загадка №28

Ой, беда! Ой, беда!Тает снег, кругом вода.Не обуешь валенки –На снегу…

(Ответ: Проталинки)

***

Загадка №29

Старый снег на солнце тает,Ветерок в ветвях играет,Звонче птичьи голоса —Вот и к нам пришла…

(Ответ: Весна)

***

Загадка №30

Ручейки бегут быстрее,Светит солнышко теплее.Воробей погоде рад— Заглянул к нам месяц …

(Ответ: Март)

***

Ко Дню праздника загадки на МAAM «Загадки на лексические темы»

Мелихова Ирина Валерьевна

ЗАГАДКА — жанр народно-поэтического творчества; краткое замысловатое иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания.

В ходе работы с детьми я пришла к выводу, что воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. С помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышление детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы, чтобы отгадать загадку ребенку нужно внимательно наблюдать, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять найденное. Помимо этого с помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству.

Кроме развития мышления детей загадка играет важную роль в развитии речи детей.

Использование загадок в работе с детьми способствует формированию образности речи детей, загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. В своей работе использую загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, применяю их во время детской деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности.

СЛОВАРЬ

(Крылатые слова и выражения, происхождение слов)

Ни жарко ни холодно. Безразлично, все равно. О равнодушном отношении к кому-либо или к чему-либо.Жевать жвачку. Нудно, надоедливо повторять одно и то же. Ждать у моря погоды. Рассчитывать, надеяться па что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.Желторотый птенец. Очень молодой, неопытный человек.Жечь (свои) корабли. Решительно порывать с прошлым, делать невозможным возврат к прежнему. (Ср.: сжигать мосты.)Живое слово. Речь, содержащая интересные мысли, трогающая и волнующая слушателя.Не на жизнь (живот), а на смерть, Нe щадя своей жизни, вести борьбу, сражаться. Очень сильно враждовать, ругать, ругаться.На живую нитку. Лишь слегка закрепив, так, чтобы только держалось, сметать. Небрежно, непрочно, кое-как сделать что-либо.Вопрос жизни или смерти

То, от чего зависит самое важное.Путевка в жизнь. То, что открывает дорогу кому-либо или чему-либо, предоставляет право, возможность полезного существования, свидетельствует о пригодности к использованию.Жить чужим умом

Придерживаться чужих взглядов, убеждений; не быть самостоятельным в своих действиях, поступках.Играть в жмурки (в прятки). Обманывать кого-либо, скрывать, утаивать что-либо от кого-либо.Живая вода. В русских народных сказках — волшебная вода, оживляющая мертвых, дающая богатырскую силу.

Лексические загадки для детей с ответами

Особенности развития лексики дошкольника посредством загадок

Проблема развития речи ребенка существовала всегда. Этому моменту в детском воспитании всегда уделяется достаточно много внимания, ведь речь – основа для умения понимать окружающих, общаться с ними. Умение выражать свои мысли словесно – возможность показать себя, как индивидуальность, средство коммуникации и форма самовыражения. Речь помогает регулировать поведение ребенка, при помощи слов малыш познает предметное и природное окружение.

У дошкольников словарный запас должен быть таким, чтобы он смог общаться со сверстниками и взрослыми, мог понимать литературу, телевизионные передачи, успешно обучался в ДОУ. Именно поэтому педагогика рассматривает лексическое развитие ребенка, как одну из важных задач общего его развития.

Что представляет собой лексика?

Давайте сначала определим что такое лексика, а потом перейдем к загадкам (внизу статьи)

Понятие лексики определяют, как словарный состав какого-нибудь языка. Этим словарным составом, то есть словарем, пользуется каждый человек. Однако его делят на активный и пассивный: первый вид словаря – это набор слов, которые используются в общении, второй – слова, которые человек знает, но либо не использует их, либо использует крайне редко. Интересно то, что объем активного словаря у человека в разы меньше объема пассивного.

При нормальном развитии ребенка его словарный запас должен быть следующим:

  • 1-1,5 года – 100 слов;
  • 2 года – порядка 400 слов;
  • 3 года – в среднем 1100 слов;
  • 4 года – порядка 1600 слов;
  • 5 лет – порядка 2200 слов.

Из приведенных данных можно увидеть, что словарный запас старших дошкольников развивается гораздо быстрее, нежели у младших дошкольников.

Чтобы лексическое развитие проходило успешней, взрослые обязаны постоянно общаться с ребенком. Однако это общение не должно заканчиваться на уровне «привет-пока», «как дела» и т.п. Родители должны знакомить ребенка с названиями предметов, животных, явлений или действий, задавать вопросы, беседовать с малышом, создавать ситуации, которые помогут обнаружить неправильное употребление слов ребенком. Не стоит пренебрегать походами в зоопарк, театр, цирк или на природу – это отличный материал для расширения лексики малыша.

По степени развития речи ребенка происходит систематизация и упорядочивание его словаря, постепенно приходит понимание того, как нужно объединять слова по смыслу и семантике. Формирование лексики принято производить по таким направлениям:

  • обогащение словаря, при котором происходит расширение представлений об окружающем и формирование познавательной деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.д.);
  • конкретизация значений слов;
  • разбор слова, как структурной речевой единицы языка;
  • образование семантических полей по разным признакам, лексической системности;
  • активизация словаря, развитие умения поиска слов.

Наиболее эффективными считаются занятия на лексическое развитие в форме игры

Таким образом дети запоминают и усваивают новый материал лучше и быстрее, у них развивается слуховое внимание, устанавливается правильное восприятие и воспроизведение речи. На лексических занятиях используют следующие методики:

  • рассматривание и обследование предметов, их сравнение, различение, обобщение;
  • рассматривание картин, обсуждение изображенных сюжетов;
  • чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
  • разгадывание загадок;
  • беседа по игрушкам с описанием их характеристик;
  • дидактические игры и пр.

Сегодня определяют 4 задачи, которые преследует лексическое развитие детей:

  1. Обогащение словаря ребенка новыми словами и их усвоение, понимание.
  2. Закрепление и уточнение словарного запаса.
  3. Активизация словаря.
  4. Устранение из детской речи слов, что не относятся к литературным (диалекты, жаргоны, просторечные слова).

Запомнить новые слова помогают загадки по лексическим темам для дошкольников.

Загадки о весне для школьников

Загадки о весне учат ребенка не только слушать, но также думать, сравнивать, представлять, ассоциировать, воображать и, в итоге, находить правильный ответ. Поэтому использование загадок про весну для детей не только в школе, но и в домашних условиях вполне оправдано и полезно.

Теплу и солнцу каждый рад
Ведь наступает месяц… (Март)
Звенит веселая капель,
Значит, пришел уже… (Апрель)
Не спи, поля все засевай,
Ведь наступает месяц… (Май)
Очнулась природа от долгого сна,
Красавица радует всех нас… (Весна)
За окном звенит она
И поет: «Пришла весна»!
А холодные сосульки
Превратила она в струйки.
Слышно с крыши «Шлеп, шлеп, шлеп!»
Это маленький потоп. (Весенняя капель)

Строим мы для птичек дом,
Чтобы жили они в нем.
Вот скворец сел на орешник,
Для него готов… (Скворечник)

Гнездышко из веток,
Для любимых деток.
Кто те детки — сорванцы?
Дружно просят есть… (Птенцы)
Вот снег растаял и с полей
Бежит проворливый… (Ручей)
Зимой лежал,
Весной побежал.  (Снег)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.  (Дерево)

Весной зеленела,
Летом загорела.
Осень в сад пришла,
Красный факел зажгла.  (Рябина)
Наконец река проснулась,
С боку на бок повернулась.
Затрещал, ломаясь, лед,
Значит скоро…  (Ледоход)

Вот и тает белый снег,
Смотри, не зевай!
Ведь вода из полных рек
Льется через край.
И затопит понемногу
Деревеньку и дорогу.  (Паводок, половодье)

Загадки о марте, апреле и мае не только учат детей распознавать месяца по характерным признакам, но и помогают запомнить их последовательность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: