Сказка щелкунчик

Чайковский и «Щелкунчик»

Заказ на двухактный балет Чайковский получил в 1890 году от дирекции Императорских театров. Примерный сценарий постановки набросал балетмейстер Мариус Петипа — и в процессе работы этот сценарий неоднократно менялся. Премьера балета была запланирована на декабрь 1891 года, его хотели представить в один вечер с оперой, заказ на которую также был отдан Чайковскому.

Забегая вперёд, отметим: премьера балета состоялась 18 декабря 1892 года, на год позже запланированной даты. Балет «Щелкунчик» был представлен в один вечер с оперой П. И. Чайковского «Иоланта».

Изначально в либретто Мариуса Петипа был вложен несколько другой смысл, отличный от хорошо знакомого нам «Щелкунчика». Балетмейстер вдохновлялся Великой французской революцией, столетие которой отметили в 1889 году. Но в театр царской России конца XIX века революционная тематика не вписывалась, так что большинство идей Мариуса так и остались идеями. Впрочем, мотив французской революционной песенки «Добрый путь, милый дю Молле!» Чайковский сохранил в итоговой партитуре.

Пётр Ильич Чайковский

Работа над «Щелкунчиком» давалась композитору нелегко. Настолько, что даже пришлось перенести премьеру на год. Чайковский, по его же собственному выражению, всё никак не мог «отделаться от балета». Композитор мучительно искал решение, пытаясь соединить сложную симфоническую музыку и довольно банальный сюжет, лишённый серьёзной драматургии.

С точки зрения музыки, результатом работы Петра Ильича Чайковского стало настоящее разнообразие мотивов и отсылок: помимо отголосков французских мелодий в балете исполняется арабский танец, основанный на грузинских колыбельных, звучит немецкий «Grossvater Tanz» — традиционная свадебная музыка (по одной версии, народная, по другой — написанная Карлом Готлибом Герингом).

В партитуре «Щелкунчика» композитор прибегает и к совершенно новым для русской музыки тех лет инструментам. Так «Танец феи Драже» Мариус Петипа описал как «звук падающих капель». Для музыкального сопровождения этого танца Чайковский выбрал французскую челесту. Его сказочное звучание Пётр Ильич услышал в Париже во время премьеры «Бури» Эрнеста Шоссона. Клавишный металлофон издавал звуки совершенно божественные, чудные, лёгкие — и смог идеально, с точки зрения Чайковского, изобразить «звук падающих капель».

Нотный автограф П. И. Чайковского: набросок партитуры балета «Щелкунчик» Фото из фондов Президентской библиотеки

Партитуру двухактного балета «Щелкунчик» Чайковский закончил в 1892 году. Постановка задумывалась в трёх картинах:

  • первая — рождественский праздничный вечер в доме родителей Мари;
  • вторая — сон Мари, в котором Щелкунчик сражается с крысиным войском и превращается в прекрасного принца;
  • третья — волшебный город, в который попадают Мари и Щелкунчик.

Одна из главных загадок балета: как мыши превратились в крыс. В сказке Гофмана и последующем переложении Дюма-отца фигурирует именно мышиная свита. Но в своих черновых набросках Мариус Петипа пишет: «Появляются крысы с мышиным царём» — без других пояснений. Так в либретто появились крысы.

Главные герои

Щелкунчик, это сын мастера Кристофа Захариуса, превращенный в щипцы для колки орехов, в форме некрасивой, даже немного страшной игрушки, с огромной квадратной головой, с маленькими и тонкими конечностями. Одетый нелепо, он вызывает насмешку у детей, и только Мари отнеслась к нему с сочувствием. Заколдованный мальчик должен одержать победу над мышиной королевой Мышильдой, чтобы снова превратиться в человека

Щелкунчик, услышав рассказ о том, что девочке приходится платить своими рождественскими подарками за его безопасность, добыв меч, отважно борется с мышами, убивает мышиного короля и приносит семь золотых корон, в доказательство совершенного

Главная героиня сказки, добрая и отзывчивая девочка Марихен Штальбаум. Она ждет Рождества и праздничных подарков, особенно от крестного Дроссельмейера, мастера волшебных превращений. И вот, под елкой находит такие долгожданные подарки, кукольный домик, новые куклы, детскую посуду, шелковое платье. Находит Щелкунчика, которого все бросили, а Мари он очень понравился. Ценой собственной туфельки и порезанного локтя, спасает любимца от Мышиного короля. Она уговаривает новую куклу Хельгу, уступить место в кровати для больного Щелкунчика, чтобы дать возможность ему подлечиться. Совершенно доверившись Щелкунчику, отправилась с ним в сказочную страну.

Крестный Дроссельмейер, человек добрый, любит сказки и делает интересные игрушки. Внешне не совсем красивый, он может творить чудеса, рассказывает Мари сказку про Щелкунчика, королеву Мышильду и мышиного короля, о том, что Щелкунчик, это заколдованный юноша, и сможет принять человеческий облик, только после победы мышиного короля. Все, о чем говорил крестный девочке, сбывается, но, немного позже.

Отрицательный персонаж, это мышиный король, невоспитанный, прожорливый грубиян о семи головах. Он пугает Мари, отбирает все вкусное, заставляет отдавать все полученные книги, игрушки, требует даже шелковое платье, шантажирует девочку здоровьем Щелкунчика.

Мучения Мари

Мари считает, что эта история произошла на самом деле. Теперь она понимает, почему Щелкунчик и Мышиный король должны были сразиться. К девочке приходит Мышиный король и начинает ее шантажировать, требуя сахарных куколок и марципаны. Тогда Фриц предлагает сестре одолжить на время кота у булочника, а отец просит просто расставить мышеловки.

Мышиный король снова мучает Мари. Он просит, чтобы она отдала ему красивое рождественское платье и книжку с картинками. Тогда девочка жалуется Щелкунчику – скоро ничего у нее не останется, и тогда ей придется отдать себя саму. После этого игрушка оживает и просит ни о чем не волноваться и достать для него саблю. Следующей ночью Щелкунчик вызывает Мышиного короля на бой, одерживает победу и приносит Мари его семь корон.

Очень краткий пересказ сказки «Щелкунчик и Мышиный Король»

Детвора Мари и Фриц празднуют с семьёй Рождество. Среди подарков девочка находит игрушку, страшненького Щелкунчика. Брат большим орехом ломает кукле челюсть, и Мари до поздней ночи нянчится с любимцем.

Ночью подарки оживают и вступают в битву с полчищем крыс. Мари защищает Щелкунчика, ранит руку осколком стекла и падает в обморок.

Девочка неделю болеет. Крёстный Дроссельмейер три вечера рассказывает детям сказку о принцессе Пирлипат. В истории король и королева ссорятся с царицей крыс Мышильдой. После казни сородичей крысиная ведьма мстит монархам, её проклятие обращает принцессу в уродливую куклу.

Придворный мастер и звездочёт находят лечение. Долгих 15 лет друзья ищут волшебный орех Кракатук и юношу для исполнения обряда. Мальчик по правилам преподносит Пирлипат расколотый орешек. Принцесса становится собой, но Мышильда нарушает церемонию. Юноша сам превращается в страшную куклу. Щелкунчик, мастер и звездочёт навечно изгоняются из королевства.

Мари пытается помочь игрушкам. Три ночи к ней подкрадывается мышиный король и требует лакомства. Девочка жертвует дорогими ей вещами ради безопасности милого Щелкунчика.

Братец Фриц поверил в историю сестры и крёстного. Мальчик отдал кукле любимую саблю. После трех ночей ожесточенной борьбы смелая игрушка побеждает мышь.

Через рукав шубы Щелкунчик отправляется с Мари в волшебное царство. Пара попадает в столицу. Гостей встречают четыре сестры Щелкунчика, с девочкой они готовят волшебные сладости.

Был это сон или явь? Мари просыпается в своей постели. Родители не верят в сказки дочери, героине запрещают говорить о ожившем Щелкунчике.

Юная леди признаётся в симпатии любимой игрушке. На пороге дома появляется племянник крёстного. Наедине с Мари юноша признаётся, что он и есть расколдованный Щелкунчик. Принц сладкого королевства делает предложение героине. Через год пара венчается и уезжает в волшебную страну.

Развязка

Подходит к концу сказка «Щелкунчик». Главный герой в обличии куклы ведет Мари к платяному шкафу, откуда они попадают в волшебную страну. Щелкунчик приводит девочку к Розовому озеру и знакомит со своими прекрасными сестрами, которым она помогает толочь золотые орехи в ступке.

Мари просыпается, родители смеются над ее причудливыми снами. Как-то раз, разговаривая с крестным, девочка признается, что никогда бы не бросила Щелкунчика из-за уродства. После этих слов раздается треск. В испуге девочка падает со своего стула. Проклятие разрушается. Перед Мари появляется прекрасный юноша, который делает ей предложение, а через год они уезжают в Кукольное королевство.

Влияние и адаптации

Несмотря на то что критиков сперва оттолкнула некоторая мрачность и психологизм оригинальной сказки, со временем это произведение стало очень популярно. Начало этому положил Александр Дюма, который в 1844 адаптировал историю, изменив некоторые особенности и придав ей более светлые тона. В версии французского писателя (которая, впрочем, была написана на английском языке) действующей героиней стала девочка Клара, чьи родители относились к ней куда более благосклонно, чем к Мари.

Некоторые другие детали также были изменены:

  • Фамилия семьи «Штальбаум» («стальное дерево») сменилась на «Сильберхаус» («серебряный дом»).
  • Отец Мари работал медицинским советником, но отец Клары — судья.
  • Из сюжета полностью убрана Луиза.
  • История происходит в Нюрнберге (Гофман не указывал место действия).
  • Дюма указал, что Фрицу восемь лет, хотя в оригинале не говорилось о его возрасте.

Именно этот вариант лёг в основу русского балета 1892 года, музыку к которому написал Пётр Ильич Чайковский. При анализе сказки «Щелкунчик и Мышиный Король» многие критики считают, что в постановке сильно пострадала характеристика Щелкунчика — был вырезан сюжет о проклятии Мышильды. Тем не менее многие, хотя и не все, последующие адаптации этой истории были основаны скорее на балете, чем на оригинальном романе Гофмана. Среди них множество экранизаций, в том числе анимационные и короткометражные фильмы, повести и пьесы.

Появление Мышиного короля

Продолжаем описывать краткое содержание «Щелкунчика». Однажды вечером Мари слишком долго играет в куклы. Ее брат уходит спать, девочка остается в комнате одна. Когда часы бьют полночь, в гостиной начинается приглушенное шуршание, отовсюду появляются мыши. Из-под пола выбирается огромная семиглавая мышь в коронах – Мышиный король. Мари в испуге прижимается к стене. На нее начинает наступать мышиное войско.

Мари разбивает дверцу шкафа, чем пугает грызунов. Но разбитый шкаф тут же начинает светиться. Игрушки оживают. Щелкунчик собирает войско и ведет его в бой с мышами.

Начинается сражение. Поначалу армия игрушек продвигается успешно вперед. Но постепенно мыши начинают одерживать победу. Игрушки несут большие потери, а их генералы отступают. Щелкунчик оказывается в лапах противника. Мышиный король бросается на него, но Мари, желая спасти любимую игрушку, кидает туфлей прямо в предводителя грызунов.

После этого девочка теряет сознание.

Загадки к сказке «12 месяцев» Маршака

Загадки к сказке «12 месяцев» Маршака

Загадки к сказке «12 месяцев» Маршака:

Приказала их принцесса Принести зимой из леса. Принести зимой цветы! А какие? Помнишь ты? (Подснежники)

Красу свою под снегом прячут Полянки белоснежных звезд… Весной за них лишь «медью платят» … И золотом – под Новый Год! (Подснежники)

Их подарил сиротке милой Апрель в порыве чувств… Столь нежных! Так сделал девушку счастливой Простой цветок весны … (Подснежник)

Он в ночь под Новый Год сиротке Подснежников не пожалел… Ей подарил на миг короткий Луч солнца, вешнюю капель… (Апрель)

Он обручальное колечко Вручить сиротке захотел… Он – месяц с любящим сердечком! Ну, как зовут его? … (Апрель)

Королеве юной, дерзкой Захотелось в Новый Год Праздник сделать королевский В ауре подснежных звезд! В гости к ней пришли все братцы – Кто с цветами, кто с дождем… Их в году всего – двенадцать! Как тех братьев мы зовем? (Двенадцать месяцев)

Мила, добра, трудолюбива Та бедная сиротка… Ей суждено свой путь счастливый Найти на зимней тропке! Двенадцать месяцев ей дарят Подснежников корзинку… Апрель – кольцо свое вручает… И кто же та блондинка? (Падчерица)

Она капризна и упряма… Учиться ей не любо… Но повзрослеть без папы с мамой Дано ей Книгой Судеб! Да, начертать «казнить» ей проще… И «травка зеНЕЛЕет»… Но в Новый Год, в еловой роще Придется стать добрее! (Королева)

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду-упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? Ответ: Январь

Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? Ответ: Февраль

Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? Ответ: Март

Яростно река ревет И раскалывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? Ответ: Апрель

Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят, Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? Ответ: Май

Теплый длинный-длинный день. В полдень -крохотная тень. Зацветает в поле колос, Подает кузнечик голос, Дозревает земляника. Что за месяц? Подскажи-ка. Ответ: Июнь

Жаркий, знойный, Душный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, Время ягод и грибов. Дни его — вершина лета. Что, скажи, за месяц это? Ответ: Июль

Листья клена пожелтели В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи. Что за месяц? Подскажи? Ответ: Август

Опустел красивый сад, Паутинки в даль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? Ответ: Сентябрь

Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился… Что за месяц к нам явился? Ответ: Октябрь

Поле черно-бело стало: Падает то дождь, то снег. А еще похолодало- Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц? Подскажи. Ответ: Ноябрь

Назовите-ка ребятки, Месяц — в этой вот загадке: Дни его — всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. Ответ: Декабрь 

Сочинение 2

В данном замечательном произведении, написанном Гофманом, содержится повествование о рождественском вечере, в который все дети должны получать различные подарки и сладости. Одним из центральных его персонажей является существо по имени Щелкунчик, который разгрызает орешки. Когда-то этот герой был представлен в образе прекрасного и красивого молодого человека, однако со временем, из-за заклятья мышиной королевы, он превратился в уродливое создание со злым выражением лица. Стоит отметить, что автор использовал имена некоторых героев, которые он взял из своей настоящей жизни, из примеров своего общения с товарищами детства. Также, хочется сказать и о том, что данная работа обрела всемирную известность и популярность, она активно используется в качестве постановок в театрах и балете.

Образ Щелкунчика

Данный герой был изображен уродливой игрушкой, у которого были непропорциональные части тела. Он выполнял особую задачу – колол орехи. Его подарили маленькому ребенку. Будучи одетым в нелепое одеяние – маленькую шапку при своей большой голове, а также маленьких ножках. Когда-то давно он был обычным человеком, но из-за того, что он был заколдован королевой, обрел текущую внешность. Для того, чтобы вернуть себе былое обличие, он должен был победить короля мышей. Сделать он это может только в том случае, если Мари поможет ему. Тогда он решает попросить девочку о помощи, и она соглашается. При помощи своего меча, он одолевает врагов, и возвращает былое обличие.

Мари

Девочка показана маленькой, смелой и доброй. Ей всего семь лет, однако это не мешает ей идти в отчаянные приключения для того, чтобы восстановить справедливость, и помочь своему другу в нелегком деле. У нее есть много забавных игрушек, однако особую привязанность она испытывает только к Щелкунчику. Стоит отметить, что когда она обрезалась стеклом, то успокоить боль помогла сказка крестного о таком персонаже, как Щелкунчик, и ей снился замечательный сон.

Образ Мышиного Короля

Данный персонаж показан как отрицательный герой, который являлся главой мышей, и у него было целых семь голов. Он постоянно просит у Мари всяческие сладости и прочие вещи. Причем делает он это весьма неправильным путем, так как шантажирует девочку. Тогда она рассказывает об этом Щелкунчику, который просит ее добыть меч, которым он будет готов сразиться с Королем мышей. После этого, он вызвал этого героя на бой, где и сумел расправиться с ним.

Образ Дроссельмейера

Будучи крестным девочки, он рассказал ей сказку про Щелкунчика. Он представлен в образе доброго и хорошего волшебника, который мог делать замечательные и красивые игрушки.

Загадки по произведениям Маршака

Загадки по произведениям Маршака

Загадки по произведениям Маршака:

 Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? («Почта»)

Только мать сошла с крылечка, Лена села перед печкой, В щелку красную глядит, А в печи огонь гудит. («Пожар»)

Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки — Оказалось, это брюки. («Вот какой рассеянный»)

 Я учиться не хочу, Сам любого научу. Я известный мастер По столярной части! («Мастер-ломастер»)

У Скворцова Гришки Жили-были Книжки — грязные,Лохматые, рваные,Горбатые, без конца И без начала!.. («Книжка про книжки»)

Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы В нашей столице, Ищут давно, Но не могут найти Парня какого-то Лет 20-ти. («Рассказ о неизвестном герои»)

На весеннее крылечко, В летние сени, В теремок осенний Да по зимнему ковру К новогоднему костру! («Двенадцать месяцев»)

Вот живут они – лягушка,Еж, петух и мышь-норушка. Мышь-норушка Толокно толчет, А лягушка Пироги печет. А петух на подоконнике Им играет на гармонике. (“Теремок”)

Против дома у ворот Жил в сторожке старый кот. Век он в дворниках служил, Дом хозяйский сторожил, Подметал дорожки Перед домом кошки. (“Кошкин дом”.)

Детские загадки Маршака про животных

Детские загадки Маршака про животных

Детские загадки Маршака про животных:

Бел, как снег, Надут, как мех, На лопатах ходит. (Гусь)

Хоть я не молоток — По дереву стучу: В нем каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. (Дятел)

Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавли)

По земле ходит, Неба не видит, Ничего не болит, А все стонет. (Свинья)

Меня слепым зовут всегда, Но это вовсе не беда. Я под землей построил дом, Все кладовые полны в нем. (Крот)

Стоит копна: Впереди вилы, Сзади метла. (Корова)

Боится зверь ветвей моих, Гнезд не построят птицы в них. В ветвях краса и мощь моя, Скажите быстро, кто же я? (Олень)

Крылья есть, да не летает, Ног нет, а не догонишь. (Рыба)

В тесной избушке Ткут холст старушки. (Пчелы)

Кто в лесу без топоров Строит избу без углов? (Муравьи)

Летит — воет, Сядет — землю роет. (Жук)

Кто может выйти в открытое поле, Не покидая своего дома? (Улитка)

В болоте плачет, А из болота не идет. (Кулик)

Два раза родится, Один умирает. (Птица)

Спереди шильце, Сзади вильце, Снизу полотенце. (Ласточка)

С бородой родится, Никто не дивится. (Козел)

Шерстка мягонька, Да коготок остер. (Кошка)

На сене лежит, Сама не ест И другим не дает. (Собака)

Страх тепло волочит, А тепло «караул» кричит. (Волк и баран)

Не елка, а колка. Не кот, а мыши боятся. (Еж)

Летом гуляет, А зимой отдыхает. (Медведь)

Драчун и забияка, Живет в воде. Когти на спине — И щука не проглотит. (Ерш)

Кто на себе лес носит? (Олень)

Огромная кошка мелькнет за стволами, Глаза золотые и уши с кистями, Но это не кошка, смотри, берегись, Идет на охоту коварная… (Рысь)

Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят… (Черепахи)

И в лесу мы, и в болоте, Нас всегда везде найдете: На поляне, на опушке, Мы — зеленые… (Лягушки)

Нору день и ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю, Кто найдет мой длинный ход, Сразу скажет — это… (Крот)

Вместо носа — пятачок, Вместо хвостика — крючок, Голос мой визглив и звонок, Я веселый… (Поросенок)

Через океан плывет великан, А ус во рту скрывает. (Кит)

Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь, под крышей, обитаю, Чик-чирик! Не робей! Я бывалый… (Воробей)

Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь, Чистоплотный серый… (Гусь)

Летом много их бывает, А зимой все вымирают, Прыгают, жужжат над ухом. Как они зовутся? (Мухи)

Под корой сосны и ели Точит сложные тоннели. Только к дятлу на обед Попадает… (Короед)

Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-бронзовый… (Скворец)

Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь, А зовется птица… (Грач)

Снизу камень, Сверху камень, Четыре ноги да одна голова. (Черепаха)

Есть голова, да нет волос, Есть глаза, да нет бровей, Есть крылья, да не летает. (Рыба)

Что за зверь: Белый, как снег, Надутый, как мех, Лопатами ходит, А рогом ест? (Гусь)

Целый день летает, Всем надоедает, Ночь настает, Тогда перестает. (Муха)

Под большим камнем Много камешков поют. (Цыплята под курицей)

Стучу – голова болит, А не стучу – голодный. (Дятел)

В нарядной одежде, А ходит босой. (Павлин)

В безлюдной тайге Котелок кипит. (Муравейник)

Загадки Маршака для детей про времена года

  • Загадки Маршака для детей про времена года

Загадки Маршака для детей про времена года:

Стоит дерево райское, На одном боку цветы расцветают, На другом — листы опадают, На третьем — плоды созревают, На четвертом — сучья подсыхают. (Времена года)

Была белая да седая, Пришла зеленая да молодая. (Зима и весна)

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима)

Одна седая, Другая молодая, Третья скачет, А четвертая плачет. (Зима, весна, лето, осень)

Прилетела пава, Села на лаву, Распустила перья Для всякого зелья. (Весна)

Она приходит с ласкою И со своею сказкой. Волшебной палочкой взмахнет – В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. (Осень)

Снег на полях, лед на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

Дел у меня немало — я белым одеялом Всю землю укрываю, в лед реки убираю, Белю поля, дома, а зовут меня … (Зима)

Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнула перинки — над миром пушинки. (Зима)

Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)

Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я — … (Осень)

Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят… (Осень)

Я раскрываю почки, в зеленые листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня … (Весна)

Шагает красавица, Легко земли касается, Идет на поле, на речку, И по снежку, и по цветку. (Весна)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою, Я реки согреваю, «купайтесь!» — приглашаю. И любите за это вы все меня, я … (Лето)

Солнце печет, Липа цветет. Рожь колосится, Золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Летом)

У мужа — три жены И все три живы; Рожденье и смерть им неизвестны, Две мужу помогают, А третья разоряет. (Лето)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В улей пчела первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весна)

Кто, скажи мне милый друг, Красит белым все вокруг, И деревья, и дома? Это — зимушка-…. (Зима)

С неба падали дождинки, А теперь летят снежинки. Назови нам время года, Где морозная погода. (Зима)

Солнце стало вдруг теплей, Зажурчал в лесу ручей. Время года называй — В нем цветущий месяц май! (Весна)

Стало солнышко теплей, Зажурчал в лесу ручей, Вся природа расцветает, Время года кто узнает? (Весна)

Хорошо лежать на травке, Слушать пенье в тишине: Соловья, дрозда и славки. Время года скажи мне! (Лето)

В лес сегодня я пойду, Ягод спелых наберу. Время года мне скажи — Там являются ужи! (Лето)

Листья быстро пожелтели И на землю полетели. Так бывает раз в году, А когда? Я не пойму! (Осень)

Все листочки пожелтели У березки, а у ели Почему-то не хотят И на землю не летят. Время года угадали? Если да, то по медали Попросите вы у мам. Вы умны не по годам! (Осень)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: