Викторина по басням И.А. Крылова
Его басни переживут века. К.H. Батюшков
Цель: обобщение знаний учащихся о баснях И.А
Крылова, развивать память, внимание, воспитывать интерес к чиению. I конкурс
• Назовите басни Крылова о: Лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Волки Лисица», «Добрая Лисица», «Лиса», «Лисица и Осёл») Волке («Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи», «Волки и Овцы»). Медведе («Квартет», «Медведь у пчёл», «Пустынник и Медведь», «Трудолюбивый Медведь», «Крестьянин и Работник») Обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет») Людях («Крестьянин и Работник», «Кот и Повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и Змея», «Два мальчика»)
II конкурс. • Кому принадлежат слова? «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисице из басни «Ворона и Лисица») «Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них». (Мартышке из басни «Мартышка и Очки») «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум. » (Волку из басни «Волк на псарне») «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой. » (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей») «Погодите! Как музыке идти? Ведь ВЫ не так сидите» (Мартышке из басни «Квартет»)
III конкурс. Вспомните пропущенное слово
- «Две. (бочки)».
- «Мальчик и. (Змея)».
- «Лисица и. (виноград)».
- «Трудолюбивый. (Медведь)».
- «Тришкин. (кафтан)».
- «Стрекоза и. (Муравей)».
- «Осел и. (Соловей)».
- «Кот и. (Повар)».
- «Свинья под. (дубом)».
- 10. «Волки и. (Овцы)».
IV конкурс «Мораль сей басни такова» — В какой басне была такая мораль?
1. «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица».)
2. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник: И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот».)
3. «Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться». («Ларчик».)
4. «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь».)
5. «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»,)
V конкурс. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА Многие фразы из басен И.А. Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим «Ларчик просто открывался» или «А Васька слушает, да ест», даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова. Таких фраз, ставших крылатыми словами, у Крылова очень много. Вот некоторые из них:
- «Да только воз и ныне там»
- «У сильного всегда бессильный виноват»
- «Сильнее кошки зверя нет!»
Вспомните, из каких басен эти строки? (Соответственно: «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и Ягнёнок», «Мышь и Крыса»). Не только строки из басен Ивана Андре-кича, но даже и сами названия басен стали крылатыми словами. Кто назовёт их? «Тришкин кафтан», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Демьянова уха», «Кукушкам Петух» и др.) Величайший знаток русского слова, И. А. Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками. Их используют в спорах, так как подтвердить ими свою мысль лучше, чем длинными рассуждениями:
- «Видит око, да зуб неймёт»
- «Борона в павлиньих перьях»
- «Попрыгунья стрекоза»
- «Тришкин кафтан»
- «Мартышкин труд»
- «Медвежья услуга»
- «А ларчик просто открывался»
- «А Васька слушает, да ест»
VI конкурсды. 1 Кроссворд
«Иван Крылов» По вертикали:
- Писатель, сочиняющий басни (баснописец).
- Город, с которым связано детство Крылова (Тверь)
- Должность, в которой начал Крылов свою трудовую деятельность (подканцелярист)
- Французский поэт-баснописец, его басни Крылов переводил на русский язык (Лафонтен)
- Музыкальный инструмент, на котором играл Крылов (скрипка)
- Важная часть в басне, вывод-поучение (мораль)
- Произведения для театра, которые писал Крылов (пьесы)
- Профессия, в которой Крылов проработал 30 лет (библиотекарь)
- и 10. Герои одной из самых известных басен Крылова (Стрекоза и Муравей)
«И.А Крылов» По вертикали: 1. «На ту беду … близёхонько бежала» (лиса). 2. «Проказница-Мартышка, Осёл» Козёл, да косолапый Мишка затеяли сыграть . » (квартет). 3. «Знать она сильна» что лает на слона». Кто это? (Моська). 4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона). 5. «Вороне где-то Бог послал кусочек. » (сыру). 6. «По улицам . водили, как видно, напоказ» (Слона). 7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали* Что это? (Очки). 8. «Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал . » Кто? (Волк).
Гуси
Предлинной хворостинойМужик Гусей гнал в город продавать;И, правду истинну сказать,Не очень вежливо честил свой гурт гусиной:На барыши спешил к базарному он дню(А где до прибыли коснется,Не только там гусям, и людям достается).Я мужика и не виню;Но Гуси иначе об этом толковалиИ, встретяся с прохожим на пути,Вот как на мужика пеняли:«Где можно нас, Гусей, несчастнее найти?Мужик так нами помыкает,И нас, как будто бы простых Гусей, гоняет;А этого не смыслит неуч сей,Что он обязан нам почтеньем;Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,Которым некогда был должен Рим спасеньем:Там даже праздники им в честь учреждены!» —«А вы хотите быть за что отличены?»Спросил прохожий их.— «Да наши предки…» — «Знаю,И всё читал: но ведать я желаю,Вы сколько пользы принесли?» —«Да наши предки Рим спасли!» —«Всё так, да вы что сделали такое?» —«Мы? Ничего!» — «Так что́ ж и доброго в вас есть?Оставьте предков вы в покое:Им по-делом была и честь;А вы, друзья, лишь годны на жаркое».
Баснь эту можно бы и боле пояснить —Да чтоб гусей не раздразнить.
Вместо заключения
Подводя итог, нужно отметить, что целью уроков-викторин для школьников в целом является обобщение и систематизация знаний учащихся по определенным темам. Викторина по басням Крылова для 5 класса позволяет проверить усвоение знаний детьми как о произведениях великого баснописца, так и о басне, как о литературном жанре в целом. С помощью подобных видов уроков формируется развитие речи учащихся, творческое мышление, коммуникативные компетентности, т.е. умение работать в коллективе. Работа в командах позволяет детям учиться отстаивать собственное мнение, строить устное высказывание и воспитывать интерес школьников к классической литературе.
Волк и ягненок
У сильного всегда бессильный виноват:Тому в Истории мы тьму примеров слышим,Но мы Истории не пишем;А вот о том как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;И надобно ж беде случиться,Что около тех мест голодный рыскал Волк.Ягненка видит он, на добычу стремится;Но, делу дать хотя законный вид и толк,Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рыломЗдесь чистое мутить питьеМоеС песком и с илом?За дерзость таковуЯ голову с тебя сорву». —«Когда светлейший Волк позволит,Осмелюсь я донесть, что ниже по ручьюОт Светлости его шагов я на сто пью;И гневаться напрасно он изволит:Питья мутить ему никак я не могу». —«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!Да помнится, что ты еще в запрошлом летеМне здесь же как-то нагрубил:Я этого, приятель, не забыл!» —«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —«Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сватИ, словом, кто-нибудь из вашего же роду.Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,Вы все мне зла хотитеИ, если можете, то мне всегда вредите,Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,Досуг мне разбирать вины твои, щенок!Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
Слон и Моська
П¾ ÃÂûøÃÂðü áûþýð òþôøûø,ÃÂðú òøôýþ, ýðÿþúð÷ âÂÂÃÂ÷òõÃÂÃÂýþ, ÃÂÃÂþ áûþýàò ôøúþòøýúààýðÃÂ,âðú ÷ð áûþýþü ÃÂþûÿà÷õòðú ÃÂþôøûø.ÃÂÃÂúþûõ ýø òþ÷ÃÂüøÃÂÃÂ, ýðòÃÂÃÂÃÂõÃÂàÃÂþÃÂÃÂúð øü.ãòøôõòÃÂø áûþýð, ýàýð ýõóþ üõÃÂðÃÂÃÂÃÂÃÂ,àûðÃÂÃÂÃÂ, ø òø÷öðÃÂÃÂ, ø ÃÂòðÃÂÃÂÃÂÃÂ,ÃÂÃÂ, ÃÂðú ø ûõ÷õàò ôÃÂðúààýøü.ëáþÃÂõôúð, ÿõÃÂõÃÂÃÂðýàÃÂÃÂðüøÃÂÃÂÃÂÃÂ, âÂÂÃÂù ÃÂðòúð óþòþÃÂøÃÂ, â ÃÂõñõ ûààáûþýþü òþ÷øÃÂÃÂÃÂÃÂ?áüþÃÂÃÂø, ÃÂö ÃÂàÃÂÃÂøÿøÃÂÃÂ, ð þý ÃÂõñõ øôÃÂàòÿõÃÂÃÂôàûðàÃÂòþõóþ ÃÂþòÃÂõü ýõ ÿÃÂøüõÃÂðõÃÂû. âÂÂëÃÂÃÂ, ÃÂÃÂ! â õù ÃÂþÃÂÃÂúð þÃÂòõÃÂðõÃÂ, âÂÂÃÂþàÃÂþ-ÃÂþ üýõ ø ôÃÂÃÂàÿÃÂøôðÃÂÃÂ,çÃÂþ ÃÂ, ÃÂþòÃÂõü ñõ÷ ôÃÂðúø,ÃÂþóàÿþÿðÃÂÃÂàò ñþûÃÂÃÂøõ ÷ðñøÃÂúø.ÃÂÃÂÃÂúðù öõ óþòþÃÂÃÂàÃÂþñðúø:ëÃÂù, ÃÂþÃÂÃÂúð! ÷ýðÃÂÃÂ, þýð ÃÂøûÃÂýð,çÃÂþ ûðõàýð áûþýð!û
Тришкин кафтан
У Тришки на локтях кафтан продрался.Что долго думать тут? Он за иглу принялся:По четверти обрезал рукавов —И локти заплатил. Кафтан опять готов;Лишь на четверть голее руки стали.Да что до этого печали?Однако же смеется Тришке всяк,А Тришка говорит: «Так я же не дуракИ ту беду поправлю:Длиннее прежнего я рукава наставлю».О, Тришка малый не простой!Обрезал фалды он и полы,Наставил рукава, и весел Тришка мой,Хоть носит он кафтан такой,Которого длиннее и камзолы._____
Таким же образом, видал я, иногдаИные господа,Запутавши дела, их поправляют,Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.
короткая басня, которая легко учится
Предварительный просмотр:
Викторина по басням Крылова.
1. В какой басне есть такие слова: «Воз и ныне там»
А) Мартышка и очки
Б) Волк на псарне
В) Лебедь, рак и щука
Г) Демьянова уха
2. На кого лаяла Моська?
3. В чем виноват Ягненок в басне «Волк и Ягненок»?
А) В том, что намутил воду волку
Б) В том, что волку хочется есть
В) В том, что разбудил волка
Г) В том, что напугал волка
4. Продолжите предложение из басни: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать….»
5. Куда села ворона с кусочком сыра?
6. Куда пустился хитрый волк ил басни «Волк на псарне»?
7. «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?»
А) За то, что он красивый
Б) За то, что он хвалит Кукушку
В) За то, что он является ее другом
Г) За то, что он помог ей
8. Чем занималась Стрекоза летом?
Б) Помогала Муравью
Г) Летала к сестре
9. «Я тебя знаю».Из какой басни эта мораль? (соедини стрелкой басню и мораль)
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок». «Ларчик»
«Вперед чужой беде
не смейся, Голубок!» «Ворона и лисица»
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». «Чиж и голубь»
«Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться». «Лебедь, щука и Рак»
10.Из какой басни это предложение: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу».
А) Слон и Моська
Б) Лебедь, Рак и Щука
В) Мартышка и очки
11. Из какой басни следующие слова: «Голубушка, как хороша!»
А) Слон и Моська
Б) Ворон и Лисица
В) Лягушка и Вол
Г) Волк и Ягненок
12.Из какой басни эти слова: «Куда оно? Какая вещь пустая!Не глупо ль, что его высоко так ценят?»
А) Ворона и Лисица
Б) Свинья под Дубом
В) Петух и жемчужное зерно
Г) Волк и ягненок
– В ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат.
14. «Ребусы. Угадай название басни».
15. «Доска объявлений»
– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать?
16. «Кто сказал такие слова?»
Ну что за шейка, что за глазки!»
«Все про очки мне лишь налгали;
А проку на волос нет в них».
«Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум…»
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой…»
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите».
Щука
На Щуку подан в суд донос,Что от нее житья в пруде не стало;Улик представлен целый воз,И виноватую, как надлежало,На суд в большой лохани принесли.Судьи невдалеке сбирались;На ближнем их лугу пасли;Однако ж имена в архиве их остались:То были два Осла,Две Клячи старые, да два иль три Козла;Для должного ж в порядке дел надзораИм придана была Лиса за Прокурора.И слух между народа шел,Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол;Со всем тем, не было в судьях лицеприязни,И то сказать, что Щукиных проказУдобства не было закрыть на этот раз.Так делать нечего: пришло писать указ,Чтоб виноватую предать позорной казниИ, в страх другим, повесить на суку.«Почтенные судьи!- Лиса тут приступила,-Повесить мало, я б ей казнь определила,Какой не видано у нас здесь на веку:Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —Так утопить ее в реке».- «Прекрасно!» —Кричат судьи. На том решили все согласно,И Щуку бросили — в реку!
Ларчик
Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадатьсяЗа дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.Вот входит в комнату механики мудрец.Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,Так; он и без замка;А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;Не смейтесь так исподтишка!Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:В механике и я чего-нибудь да стою».Вот за Ларец принялся он:Вертит его со всех сторонИ голову свою ломает;То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.Тут, глядя на него, инойКачает головой;Те шепчутся, а те смеются меж собой.В ушах лишь только отдается:«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.Потел, потел; но, наконец, устал,От Ларчика отсталИ, как открыть его, никак не догадался:А Ларчик просто открывался.
Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадатьсяЗа дело просто взяться.
Викторина по басням Ивана Андреевича Крылова
Басни Крылова называют кладезью народной мудрости. Викторины помогут глубже понять мудрые басни автора. За правильный ответ викторины команды получают 1 балл. (Вопросы для викторины для детей с ответами)
1. Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300?
2. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов?
3. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр?
4. На какое парнокопытное животное хотела быть похожа лягушка, когда пыталась надуться?
5. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе?
7. Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона?
8. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак?
9. Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение?
10. Какую любезность оказал Волку Журавль?
11. Какая третья птица упоминается в басне «Кукушка и Петух»?
12.Что в конце басни Мартышка сделала с очками?
13. В какой басне бессильный всегда виноват у сильного?
14. Как случилось, что волк попал на псарню, хотя ему нужна была овчарня?
15. Как советует И. Крылов поступать с завистниками в басне «Прохожие и собаки»?
16. Чем похожи сказка «Лисичка-сестричка и волк» и басня «Волк и лисица»?
17. Какая басня учит не смеяться над чужим горем?
18. Кого Крыса из басни «Мышь и Крыса» считала самым сильным зверем: льва или кошку?
19. Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час?
20. Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья под дубом»: жадность, трусость, невежество или лень?
Ответы:
Петух и Жемчужное Зерно
lass=»Lyrics-ContentExpanded»>
Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно».
Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» —«А ты, Кукушечка, мой свет,Как тянешь плавно и протяжно:Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».—«А ты, красавица, божусь,Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,Чтоб начала ты снова…Отколь такой берется голосок?И чист, и нежен, и высок!..Да вы уж родом так: собою не велички,А песни, что твой соловей!» —«Спасибо, кум; зато, по совести моей,Поешь ты лучше райской птички.На всех ссылаюсь в этом я».Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—Всё ваша музыка плоха!..»За что же, не боясь греха,Кукушка хвалит Петуха?За то, что хвалит он Кукушку
Слон и Моська
По улицам Слона водили,Как видно, напоказ –Известно, что Слоны в диковинку у нас,Так за Слоном толпы зевак ходили.Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.Увидевши Слона, ну на него метаться,И лаять, и визжать, и рваться,Ну, так и лезет в драку с ним.«Соседка, перестань срамиться, –Ей шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт вперёдИ лаю твоего совсем не примечает». –«Эх, эх! – ей Моська отвечает, –Вот то-то мне и духу придаёт,Что я, совсем без драки,Могу попасть в большие забияки.Пускай же говорят собаки:«Ай, Моська! знать, она сильна,Что лает на Слона!»
Проказница-Мартышка,Осел,Козел,Да косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет.Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липки,—Пленять своим искусством свет.Ударили в смычки, дерут, а толку нет.«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!Как музыке итти? Ведь вы не так сидите.Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы;Тогда пойдет уж музыка не та:У нас запляшут лес и горы!»Расселись, начали Квартет;Он всё-таки на лад нейдет.«Постойте ж, я сыскал секрет»,Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,Коль рядом сядем».Послушались Осла: уселись чинно в ряд;А всё-таки Квартет нейдет на лад.Вот, пуще прежнего, пошли у них разборыИ споры,Кому и как сидеть.Случилось Соловью на шум их прилететь.Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,Чтобы Квартет в порядок наш привесть:И ноты есть у нас, и инструменты есть:Скажи лишь, как нам сесть!» —«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней»,Им отвечает Соловей:«А вы, друзья, как ни садитесь,Всё в музыканты не годитесь».
Свинья под дубом
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».-
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Кошка и Соловей
Поймала кошка Соловья,В бедняжку когти запустилаИ, ласково его сжимая, говорила:«Соловушка, душа моя!Я слышу, что тебя везде за песни славятИ с лучшими певцами рядом ставят.Мне говорит лиса-кума,Что голос у тебя так звонок и чудесен,Что от твоих прелестных песенВсе пастухи, пастушки — без ума.Хотела б очень я, сама,Тебя послушать.Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дамИ отпущу гулять по рощам и лесам.В любви я к музыке тебе не уступаюИ часто, про себя мурлыча, засыпаю».Меж тем мой бедный СоловейЕдва-едва дышал в когтях у ней.«Ну, что же?» продолжает Кошка:«Пропой, дружок, хотя немножко».Но наш певец не пел, а только-что пищал.«Так этим-то леса ты восхищал!»С насмешкою она спросила:«Где ж эта чистота и сила,О коих все без-умолку твердят?Мне скучен писк такой и от моих котят.Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:Всё без начала, без конца,Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»И съела бедного певца —До крошки.Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?Худые песни СоловьюВ когтях у Кошки.
Демьянова уха
«Соседушка, мой свет!Пожалуйста, покушай». —«Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет,Еще тарелочку; послушай:Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —«Я три тарелки съел». — «И полно, что за счеты:Лишь стало бы охоты, —А то во здравье: ешь до дна!Что за уха! Да как жирна;Как будто янтарем подернулась она.Потешь же, миленький дружочек!Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»Так потчевал сосед Демьян соседа ФокуИ не давал ему ни отдыху, ни сроку;А с Фоки уж давно катился градом пот.Однако же еще тарелку он берет,Сбирается с последней силойИ — очищает всю.«Вот друга я люблю! —Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»Тут бедный Фока мой,Как ни любил уху, но от беды такой,Схватя в охапкуКушак и шапку,Скорей без памяти домой —И с той поры к Демьяну ни ногой.________________Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:Но если помолчать во время не умеешь30 И ближнего ушей ты не жалеешь:То ведай, что твои и проза и стихиТошнее будут всем Демьяновой ухи.
Задание «Что в черном ящике?»
При ответах на задания второго блока для участников должны предоставляться наглядные пособия. Из коробки, именуемой черным ящиком поочередно достаются карточки с изображением определенных предметов или сами предметы, имеющие отношение к содержанию тех или иных басен. Задача школьников отгадать, какая басня зашифрована.
- Зеркало, очки, камень. (правильный ответ – «Мартышка и очки»)
- Зеркало (правильный ответ – «Зеркало и обезьяна»)
- Дубовый лист или желудь (правильный ответ – «Свинья под дубом»)
- Виноград (для того, чтобы запутать детей, можно положить виноградную косточку) (правильный ответ – «Лиса и виноград»)
- Ноты, тетрадь с печатным нотным станом, можно изображение музыкальных инструментов, но тогда обязательно четырех (правильный ответ – «Квартет»)
- Изображение кастрюли или котелка, в котором варится рыбный суп (правильный ответ – «Демьянова уха»)
- Изображение слона (правильный ответ – «Слон и Моська»)
- Изображение мышей, крыс (правильный ответ – «Мышь и Крыса»)
- Изображение жемчужины или она сама (правильный ответ – «Жемчужина»)
- Изображение сыра или кусочек этого лакомства (правильный ответ – «Ворона и лисица»)
Внимание! Чтобы самостоятельно составить вопросы для этого блока викторины по басням, можно открывать текст любого произведения Крылова, и выбирая главный элемент (то, о чем идет речь в басне), зашифровывать его картинкой или подходящим предметом
Любопытный (Басня)
«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;Все видел, высмотрел; от удивленья,Поверишь ли, не станет ни уменьяПересказать тебе, ни сил.Уж подлинно, что там чудес палата!Куда на выдумки природа таровата!Каких зверей, каких там птиц я не видал!Какие бабочки, букашки,Козявки, мушки, таракашки!Одни, как изумруд, другие, как коралл!Какие крохотны коровки!Есть, право, менее булавочной головки!»«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —«Да разве там он?» — «Там».- «Ну, братец, виноват:Слона-то я и не приметил».
лучшие басни Крылова
Кот и повар
Какой-то Повар, грамотей,С поварни побежал своейВ кабак (он набожных был правилИ в этот день по куме тризну правил),А дома стеречи съестное от мышейКота оставил.Но что́ же, возвратясь, он видит? На полуОбъедки пирога; а Васька-Кот в углу,Припав за уксусным бочёнком,Мурлыча и ворча, трудится над курчёнком.«Ах, ты, обжора! ах, злодей!»Тут Ваську Повар укоряет:«Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?(А Васька всё-таки курченка убирает.)Как! Быв честным Котом до этих пор,Бывало, за пример тебя смиренства кажут,—А ты… ахти, какой позор!Теперя все соседи скажут:«Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!И Ваську-де, не только что в поварню,Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:Он порча, он чума, он язва здешних мест!»(А Васька слушает, да ест.)Тут ритор мой, дав волю слов теченью,Не находил конца нравоученью.Но что ж? Пока его он пел,Кот-Васька всё жаркое съел.________
А я бы повару иномуВелел на стенке зарубить:Чтоб там речей не тратить попустому,Где нужно власть употребить.
Волк и Кот
Волк из лесу в деревню забежал,Не в гости, но живот спасая;За шкуру он свою дрожал:Охотники за ним гнались и гончих стая.Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,Да то лишь горе,Что все ворота на запоре.Вот видит Волк мой на забореКотаИ молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,Кто здесь из мужичков добрее,Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!Всё это ведь за мной». — «Проси скорей Степана;Мужик предобрый он», Кот-Васька говорит.«То так; да у него я ободрал барана».—«Ну, попытайся ж у Демьяна».—«Боюсь, что на меня и он сердит:Я у него унес козленка».—«Беги ж, вон там живет Трофим».—«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:Он на меня с весны грозится за ягненка!» —«Ну, плохо ж! — Но авось тебя укроет Клим!» —«Ох, Вася, у него зарезал я теленка!» —«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил»,Сказал тут Васька Волку:«Какую ж ты себе защиту здесь сулил?Нет, в наших мужичках не столько мало толку,Чтоб на свою беду тебя спасли они.И правы, — сам себя вини:Что ты посеял — то и жни».
Белка
В деревне, в праздник, под окномПомещичьих хором,Народ толпился.На Белку в колесе зевал он и дивился.Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:Так бегала она, что лапки лишь мелькалиИ раздувался пышный хвост.«Землячка старая,— спросил тут Дрозд,— нельзя лиСказать, что делаешь ты здесь?» —«Ох, милый друг! тружусь день весь:Я по делам гонцом у барина большого;Ну, некогда ни пить, ни есть,Ни даже духу перевесть».—И Белка в колесе бежать пустилась снова.«Да,— улетая, Дрозд сказал, — то ясно мне,Что ты бежишь, а всё на том же ты окне»._______
Посмотришь на дельца иного:Хлопочет, мечется, ему дивятся все:Он, кажется, из кожи рвется,Да только все вперед не подается,Как Белка в колесе.
белка в колесе
Синица
Синица на море пустилась:Она хвалилась,Что хочет море сжечь.Расславилась тотчас о том по свету речь.Страх обнял жителей Нептуновой столицы;Летят стадами птицы;А звери из лесов сбегаются смотреть,Как будет Океан, и жарко ли гореть.И даже, говорят, на слух молвы крылатой,Охотники таскаться по пирамИз первых с ложками явились к берегам,Чтоб похлебать ухи такой богатой,Какой-де откупщик и самый тароватыйНе давывал секретарям.Толпятся: чуду всяк заранее дивится,Молчит и, на море глаза уставя, ждет;Лишь изредка иной шепнет:«Вот закипит, вот тотчас загорится!»Не тут-то: море не горит.Кипит ли хоть? — и не кипит.И чем же кончились затеи величавы?Синица со стыдом всвояси уплыла;Наделала Синица славы,А море не зажгла.________
Примолвить к речи здесь годится,Но ничьего не трогая лица:Что делом, не сведя конца,Не надобно хвалиться.
Ворона и лисица
Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.Вороне где-то бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсем уж собралась,Да позадумалась, а сыр во рту держала.На ту беду, Лиса близёхонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.Плутовка к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводитИ говорит так сладко, чуть дыша:«Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какие пёрышки! какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,При красоте такой и петь ты мастерица,Ведь ты б у нас была царь-птица!»Вещуньина с похвал вскружилась голова,От радости в зобу дыханье спёрло, –И на приветливы Лисицыны словаВорона каркнула во всё воронье горло:Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Ход викторины
I. Орг.момент. Вводная часть.
— У нас сегодня гости, поздоровайтесь! Здравствуйте!
— Проверим работу слуховых аппаратов. Валерия, как ты меня слышишь? (работа за экраном)
— Какой сегодня день недели?
— Какой день недели был вчера?
— Какой день недели было 2 дня назад?
— А сейчас будет речевая зарядка на звук «Г», «К»
Дежурный звук «Г», «К»
— Га-Го- Гы-Гу
— Ка-Ко-Кы, Ку.
Квар-тет
Мось-ка
Го-луб-ка
II. Основная часть
— Лида, спроси меня что мы будем делать?
— Акнур Бейбитовна, что мы будем делать?
— Мы будем слушать, думать, говорить, отвечать на вопросы, отгадывать загадки.
— Прочитаем тему занятия (хором).
— Тема занятия называется «Волшебный мир басен Крылова».
— Ребята , скажите кто это? (Иван Андреевич Крылов).
— Иван Андреевич Крылов известный русский поэт, писатель, автор более 200 басен.
— Давайте вспомним что же такое басня? (Басня — это короткие рассказы в стихах, где главными героями являются животные, птицы, растения, предметы.
— А что такое мораль басни? (Мораль басни — это нравоучéние, выраженное в крáткой форме).
— Какие басни Крылова вы знаете? (Лебедь, Щука и Рак, Слон и Моська, Квартет, Ворона и Лисица, Стрекоза и Муравей).
— Какие виды басен вы знаете? (волшебные, бытовые, про животных).
— Как ведут себя животные в баснях? (Животные ведут себя, как люди).
— Что они делают? (Они разговаривают, помогают друг другу, обманывают, ленятся, трудятся).
— Да, ребята, животные в баснях совершают хорошие и плохие поступки.
В своих баснях Крылов всегда высмеивал пороки. Простой народ придумал много пословиц и поговорок о глупости, жадности, лени, труда, а также о добре и зле.
— А сейчас будет викторина.
III. Конкурс
1 задание «Назовите басню»
— Посмотрите и скажите название басен. Давайте все вместе хором прочитаем.
Ответы: «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Ворона и лисица».
2 задание «Назовите героев басни. Кто это? Напиши.
Ответ: Осёл, Козёл, Мартышка, Мишка.
— А скажите, как эта басня называется?
— Верно, ребята, квартет.
— А что же такое квартет? (Квартет — это музыкальное произведение для четырех исполнителей.)
3 задание «Найди пару»
— Вам нужно найти строчки к этим басням
1. СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ 2. ВОРÓНА И ЛИСЍЦА 3. СЛÓН И МÓСЬКА 4. ЧИЖ И ГÓЛУБЬ 5. КВАРТÉТ 6. ЛÉБЕДЬ, ЩУКА и РАК 7. МАРТЫШКА и ОЧКИ 8. ЛИСА И ВИНОГРАД |
1.А прóку на вóлос в них нет 2. Вперёд чужóй бедé. 3. С ним была плутóвка таковá. 4.Сосéдка, перестáнь срáмиться 5.Чтоб музыкáнтом быть, так надобно уменье. 6. Авóсь и ныне там. 7. У кумушки глаза и зубы разгорелись 8. Лето красное пропела. |
4 задание «Разрезные картинки»
— Разделимся на две команды: первая, вторая.
— Садитесь поближе. Вам нужно собрать картинку и назвать басню.
IV. Физминутка для глаз
— А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.
— Посмотрели направо, налево, поморгали.
— Посмотрели вниз, вверх, поморгали.
— Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.
— Открыли глаза, улыбнулись.
5 задание «Отгадайте загадки»
1) Леснáя рыжая плутóвка-
Извéстна всем её снорóвка.
С ней аккурáтней, не зевáй
А двéрь в курятник запирáй! (Лиса)
— А скажи ответ по — казахски: «Түлкі»
2) Хóчет с дéтства эта птица
Стáть извéстною певицей.
Дéнь и нóчь неугомóнно
«Кар- кар — кар!» — поёт (Ворона)
— А скажи ответ по-казахски: «Қарға»
3) Нос как хвóст, под ним рогá,
Кáждая столбом ногá,
Сам огрóмный, слóвно дом!
Кто это? Конéчно….! (Слон)
— Скажи ответ по казахски: «Піл»
4) Нет еды вкуснéй банана
Утверждáет… (Обезьяна)
— Скажи ответ по казахски: «Маймыл»
5) Виляет рáдостно хвостом
Но чужака не впустит в дом. (Собака)
— Скажи ответ по-казахски: «Ит»
6) В стáе я живу в лесу,
Всем зверушкам стрáх несу.
Грóзно вдруг зубáми щёлк!
Я свирéпый сéрый….(Волк)
— Скажи ответ по-казахски: «Қасқыр»
7) Тащит он солóминку
К мáленкому дóмику.
Всех букáшек он сильнéй
Наш трудяга…(Муравей)
— Скажи ответ по-казахски: «Құмырсқа»
На ромáшку у ворóт
Опустился вертолёт-
Золотистые глазá
Кто же это?…(Стрекоза)
— Скажи ответ по —казахски: «Инелік»
6 задание «Продолжи предложение»
1. Лето красное пропела, оглянулся не успела, как…. (зима катит в глаза)
2. Чтоб музыкантом быть…( так надобно уменье)
3. Ай, Моська! Знать она сильна, что… (лает на Слона)
4. Из кожи лезут вон,…(а возу все нет ходу!)
V. Заключительная часть
1. Вам понравилась викторина? (Да / Нет)
2. Какие виды басен вы знаете? (волшебные, бытовые, про животных)
3. Что мы делали на занятии? (Слушали, говорили,…..)
— Хорошо, молодцы! Спасибо за занятие!
Квартет
Проказница-Мартышка,Осёл,КозёлДа косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет.Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липки,-Пленять своим искусством свет.Ударили в смычки, дерут, а толку нет.«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —Погодите!Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы;Тогда пойдет уж музыка не та:У нас запляшут лес и горы!»Расселись, начали Квартет;Он все-таки на лад нейдет.«Постойте ж, я сыскал секрет?-Кричит Осел,- мы, верно, уж поладим,Коль рядом сядем».Послушались Осла: уселись чинно в ряд;А все-таки Квартет нейдет на лад.Вот пуще прежнего пошли у них разборыИ споры,Кому и как сидеть.Случилось Соловью на шум их прилететь.Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.«Пожалуй,- говорят,- возьми на час терпенье,Чтобы Квартет в порядок наш привесть:И ноты есть у нас, и инструменты есть,Скажи лишь, как нам сесть!» —«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней,-Им отвечает Соловей,-А вы, друзья, как ни садитесь;Всё в музыканты не годитесь»._____________
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней,-Им отвечает Соловей,-А вы, друзья, как ни садитесь;Всё в музыканты не годитесь».
читать текст басни Квартет
Стрекоза и Муравей
Попрыгунья СтрекозаЛето красное пропела;Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.Помертвело чисто поле;Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол, и дом.Все прошло: с зимой холоднойНужда, голод настает;Стрекоза уж не поет:И кому же в ум придетНа желудок петь голодный!Злой тоской удручена,К Муравью ползет она:«Не оставь меня, кум милый!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только днейПрокорми и обогрей!» —«Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?» —Говорит ей Муравей.«До того ль, голубчик, было?В мягких муравах у насПесни, резвость всякий час,Так, что голову вскружило». —«А, так ты…» — «Я без душиЛето целое все пела». —«Ты все пела? Это дело:Так поди же, попляши!»
Волк и журавль
Что волки жадны, всякий знает:Волк, евши, никогдаКостей не разбирает.Зато на одного из них пришла беда!Он костью чуть не подавился.Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;Пришло хоть ноги протянуть!По счастью, близко тут Журавль случился.Вот кой-как знаками стал Волк его манитьИ просит горю пособить.
Журавль свой нос по шеюЗасунул к Волку в пасть и с трудностью большеюКость вытащил и стал за труд просить.«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!А это ничего, что свой ты долгий носИ с глупой головой из горла цел унес!Поди ж, приятель, убирайся,Да берегись: вперед ты мне не попадайся».