Загадки про русский язык с ответами

Ход занятия:

— Ребята, я знаю, что все вы вежливые, воспитанные дети и, наверное, никому из вас не нужен совет Агнии Барто:

Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
— Спасибо! Извините!
Позвольте! Разрешите!
Я вас благодарю!

— Теперь вы не только знаете и употребляете вежливые слова, но можете научить этому и всех своих друзей. Вот как одна девочка учила вежливости свою куклу.

«Слушай хорошенько»

С.Капутикян.

Слушай хорошенько,
Кукле я сказала. 
Полно наряжаться!
Это баловство.
Ты уже большою
Девочкою стала.
А еще не знаешь
Ровно ничего.
«Здравствуйте» при встрече
Взрослым говорят.
За подарки, помощь
Всех благодарят.
Старикам в автобусе
Место уступают.
Вежливые дети
Все так поступают.

— Вы согласны с девочкой? Только ли с взрослыми надо здороваться? (ответы детей) Какими еще вежливыми словами приветствия можно пользоваться при встрече? (ответы детей, обобщение воспитателем) — Ребята, сегодня к нам в гости прилетели Аист и Соловей. Послушайте одну очень мудрую сказку и рассудите их.

«Аист и Соловей» (узбекская сказка)

Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это. Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом. Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

— Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке! Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел Аиста за порог, постучал в дверь и сказал:

— Надо делать вот так.

— Всё ясно! — обрадовался Аист. — Это и есть музыка? — и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством. Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке. Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам. С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом. А чудак Аист умеет только стучать клювом. —

Почему Соловей стал лучшим в мире певцом?
А почему Аист научился только стучать? 

Выслушать ответы-рассуждения детей, обобщить и подвести итог.

— А еще к нам в гости пришел очень вежливый Индюк. Послушайте стихотворение «Индюк».

Стихотворение «Индюк»

Появился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по тридцать в день, не реже,
Он кричал: — Иль вы, невежи,
Заходите, что ли, в гости
Поучиться вежливости.
— Я и сам, — кричал индюк, —
Доктор вежливых наук,
И жена моя — пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся ты, осел,
Заходи, садись за стол.
Что же ты молчишь, как рыба,
Говори: «Приду, спасибо».
Ты не будь свиньей свинья,
Ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло!
Как ни бился он, однако
К индюку никто не шел.
Ни корова, ни собака,
Ни хавронья, ни осел.
Посинел индюк от злости.
— Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды,
Все они балды-балды.
И добавил с высоты
Своего величия:
— Не усвоили, скоты
Правила приличия!

— Скажите, всегда ли можно называть вежливым и воспитанным того, кто знает и употребляет вежливые слова? (ответы детей) А теперь послушайте стихотворение про одного мальчика.

Стихотворение «Вежливый Костя»

Костя в молочном толкал всех подряд.
— Так не культурно! — ему говорят —
Вежливый мальчик не должен толкаться!
А Костя в ответ: — Перестаньте трепаться!
Костя играет, отец что-то пишет,
Он просит чернила, а Костя не слышит.
— Костя, ты что, не расслышал меня?
—Мне надоела твоя болтовня!
Да, Костя культурой похвастать не мог.
Отец подозвал его: — Вот что сынок,
С этого дня говорить привыкай:
«Спасибо, пожалуйста, здравствуй, прощай!»
Если виновен, — проси извиненья,
Словом, мой милый, ищи выражения…
Костя со всем согласился с отцом —
Он же не хочет прослыть дикарем!
Сегодня соседке пришлось удивиться:
У Кости она попросила напиться,
Стакан он подал и «спасибо» сказал.
Косте подружка видна из окна.
Костя кричит ей: «Приятного сна!».
Мама ему хлеб и брынзу дает
«Здравствуй» — сказал он и взял бутерброд.
Костя задел на базаре коня
И произнес: «Извините меня!»
Вот с ним какая теперь перемена —
Он даже с лошадью вежлив отменно!

— Скажите, считал ли себя Костя вежливым человеком?

— А вы когда-нибудь бывали в городе Спасибограде, где на Вежливом бульваре вежливо благодарят?

— Вы поняли, почему город так называется? А что случилось бы с вами, если бы вы попали в этот волшебный город? Ответы и рассуждения детей. Подведение итогов занятия воспитателем вместе с детьми.

Загадки по русскому языку для 1 класса — веселые ребусы-загадки с подвохом

Загадки по русскому языку для 1 класса — веселые с подвохом

Загадки по русскому языку для 1 класса — веселые ребусы-загадки с подвохом:

Мой дружок, Умельцев Леха, Сделал порох… из гороха! А рецепт совсем простой. Догадайся, дорогой! (Заменить Г на П: горох — порох.)

Хоть малым-мала кастрюля, Но сидит в ней наша Юля! Помещается в ней просто, А ведь Юлька с папу ростом. Дайте мне скорей ответ: Быть так может или нет? (Может: кастр-Юля.)

Как же это? Как же это? Размяукалась… котлета. Есть ее теперь боюсь, Прежде в этом разберусь. Кто из вас подскажет, дети, Кто там спрятался в котлете? (Кот: кот-лета.)

Бусы женщин украшают, Все об этом твердо знают. Чтоб мужчинам их носить, Нужно что-то отцепить. Что? Скорее говори! Я считаю: раз, два, три… (Нужно отцепить букву Б: бусы — усы.)

Что добавить нужно к шине, Чтоб помчаться на машине? (Слог МА: ма-шина.)

Серый вол, голодный, злой, Бродит по лесу зимой. (Вол — волк.)

Стол высокий, метра три, Крепко держит фонари. (Стол — столб.)

Землю роет старый кот, Под землею он живет. (Кот — крот.)

Кран зажегся голубой — Фильм посмотрим мы с тобой. (Кран — экран) Шар на шею повязал И ангину не поймал. (Шар — шарф.)

Лень с ветвистыми рогами Мчит на встречу мне и маме. (Лень — олень.)

От веселой острой утки Хохотали мы все сутки. (Утки — шутки.)

Рыбки в лодочке сидят,
К поплавку прикован взгляд.(Рыбки — рыбаки.)

Город наш нам каждый год Урожай большой дает. (Город — огород.)

Час уже томится в печке Каша вкусная из речки. (Речка — гречка.)

Бобы — речные плотники, Зубастые работники. (Бобы — бобры.)

С длинным вором лисья шуба, В ней зимой не мерзнет Люба. (Вором — ворсом.)

Челка рядом покружилась, А потом мне в лоб вонзилась. (Челка — пчелка.)

В сало автобуса с братом вошли, Мест там свободных, увы, не нашли. (Сало — салон.)

Поработал славно рот — Под землей прорыл он ход. (Рот — крот.)

Лечит дятел стол больной, Дятел — лучший врач лесной. (Стол — ствол.)

Острый луг вспахал поля, Ждет семян теперь земля. (Луг — плуг.)

Сильная роза в саду бушевала, Ливнем и ветром аж ветки ломала. (Роза — гроза.)

Нежную рассаду теплый спас парик, Ведь мороз к росточкам нашим не проник. (Парик — парник.)

На Иване папа спит И тихонечко храпит. (Иван — диван.)

Нарисую все вам сказки, Были б только кисть и каски. (Каски — краски.)

Белочка в дуло орешки таскает, Отдыха даже минутки не знает. (Дуло — дупло.)

После дождика ужи во дворе — Много радости босой детворе. (Ужи — лужи.)

На солнечной пушке лесной Цветы расцветают весной. (Пушка — опушка.)

Гол измеряла Ира В тетрадке транспортиром. (Гол — угол.)

Ролики в норах семейством живут, Лисы и волки их там не найдут. (Ролики — кролики.)

В теннис играют ракетой — Знают и дети все это. (Ракетой — ракеткой.)

Чтоб с болезнями не знаться, Нужно спором заниматься. (Спором — спортом.)

Дар боксера сильным был — С ног соперника он сбил. (Дар — удар.)

Очередь к зубному приближается — У трусишек рожь вдруг появляется. (Рожь — дрожь.)

На улице ром раздаётся, — То значит, что дождик начнётся. (Ром — гром.)

Путник в космосе летает, Всю погоду в мире знает. (Путник — спутник.)

Кожаная кобра на ремне висит, Пистолет служебный в ней всегда лежит. (Кобра — кобура.)

Пастух на удочке играет, Буренок в стадо собирает. (Удочке — дудочке.)

Птичкам дайте вкусных кошек, Червячков, зерна и мошек. (Кошек — крошек.)

Кричит от счастья рыбачок: «Попался пекарь на крючок!» (Пекарь — пескарь.)

Светофора красный газ Всех стоять заставит нас. (Газ — глаз.)

Безвылазно дома сидеть очень вредно: Без солнца и воздуха станешь ты бедным! (Бедным — бледным.)

Стоит у штурвала спокойно моряк, Коль светит в ночи ему дружески мак. (Мак — маяк.)

Кто тщательно рук своих мыть не умеет, Того обязательно хорь одолеет. (Хорь — хворь.)

Весло на концерте бывает, Когда Винокур выступает. (Весло — весело.)

Бор густой и ароматный С чесночком мне есть приятно. (Бор — борщ.)

Что такое риторика и зачем она детям?

Под риторикой, или ораторским искусством, понимается умение четко и правильно излагать свои мысли, высказываться таким образом, чтобы у собеседников не возникало вопросов. Такое умение очень пригодится в дальнейшей жизни – в учебном процессе, на работе.

Кроме того, возможность четко излагать свои мысли сделает любого ребенка приятным собеседником, у него появится много новых друзей и знакомых, что благоприятным образом скажется на самооценке. Некоторые приемы риторики помогают овладеть наукой убеждения, что в современной жизни просто бесценно.

Многие родители могут сомневаться в целесообразности занятий по риторике, полагая, что дошкольники и младшие школьники еще не должны постигать основ красноречия, что это умение придет само с возрастом, а небольшой словарный запас все равно не позволит превзойти Цицерона.

Однако такая позиция считается неверной. И причин тому несколько:

  • Чем раньше начнется знакомство крохи с богатствами родного языка, тем более грамотной и гармоничной личностью он вырастет.
  • Овладение приемами риторики поможет ребенку в процессе обучения, избавит от стрессов и волнений, станет помощником в получении отличных оценок. Нередки ситуации, когда ребенок знает ответ на вопрос, но не может его сформулировать. Учитель недоволен, обвиняет ученика в том, что тот не готов, а такая несправедливость вдвойне обидна. В результате из-за неспособности управлять своей речью ребенок может утратить интерес к учебе.
  • Из-за неумения разговаривать ребенок может стесняться общаться с ровесниками, заслужит репутацию нелюдимого буки, у него не будет друзей.

Не стоит думать, что занятия не подходят по возрасту. Есть множество упражнений, которые вполне по силам дошкольникам и младшим школьникам, их можно смело использовать.

Польза

Какие же коммуникативные навыки способны развить упражнения по риторике?

  • Задавать вопросы и четко формулировать ответы на них.
  • Использовать интонацию, мимику, жесты для того, чтобы более четко донести свою идею до слушателя.
  • Проработать дикцию.
  • Обрести уверенность в себе.
  • Улучшить навык выразительного чтения.
  • Делать публичные выступления более яркими и интересными.
  • Научиться общаться.

Таким образом, занятия по ораторскому мастерству не только ценны сами по себе, но и помогут формированию самодостаточной и духовно развитой личности. Тренировки речи вполне способны раскрыть творческий потенциал.

Занятия по развитию речи

Основные задания по риторике предназначены для обучения искусству красноречия и наполнения словарного запаса. Занятия необходимо проводить регулярно, чтобы результаты обучения ораторскому искусству не заставили себя долго ждать.

Мастерство чтения вслух

Для этого упражнения выбирают стихотворение, интересное и понятное для ребёнка. Взрослый выразительно читает фразу, ребёнок вслух повторяет её. Следует добиваться максимально точного повторения слов, смысловых ударений в предложениях. Со временем размер стихотворения увеличивают, выбирают произведения разной сложности.

Определения

Составляется определение какого-либо предмета или явления. Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает. Сначала приводится пример.

Яблоко – это фрукт, который растёт на дереве, полезный и вкусный, бывает зелёным. Морковь – это овощ, который …

Детям трудно отнести слово к общему классу, поэтому начало определения формирует взрослый.

Не стоит останавливать разговорившегося ребёнка, пусть расскажет о предмете как можно больше, это полезно для развития красноречия.

Упражнения можно проводить в игровой форме, например, придумывать «загадки» для папы, а потом разгадывать вместе с ним.

Другой вариант – попросить ребёнка рассказать о предмете, задавая вопросы. Какой он? Что он делает? Что с ним можно делать? Затем из названных слов, разных частей речи, собрать небольшой рассказ.

Рифмы

Не стоит сочинять целые стихотворения, для начала подойдут простые рифмовки слов, пусть это будут разные части речи, имена.

Медведь – запеть – гореть или Мечта – не та – проста.

Искусство этикета

Для этого упражнения подойдёт воображаемая или реальная жизненная ситуация. Например, предстоящий приезд любимой бабушки. Ребёнку предлагается пофантазировать, как можно поприветствовать гостя.

Привет, мы тебе очень рады! Здравствуй, проходи скорее!

Очень хорошо, если в ближайшее время он опробует несколько фраз на практике. Можно сочинять приветствия, прощания, извинения, приглашения к столу, поздравления с праздником.

Загадки про падежи

Творите — КЕМ? Творите — ЧЕМ?
Я подскажу вам — нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.
Коль ты сообразительный,
Узнай падеж …
(Творительный.)
Предлогов с детства не люблю,
С собой их рядом не терплю.
Мои вопросы — ЧТО? и КТО? —
Не перепутает никто.
(Именительный падеж.)
КОГО же нет?
Я очень беспокоюсь.
ЧЕГО же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
Какой падеж, скорее подскажите!
(Родительный падеж)
КОМУ всё дать? К ЧЕМУ призвать? —
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу,
С предлогом «по» гулять хожу.
Запомни обязательно,
Дружок, падеж ты …
(Дательный.)
КОГО винить, спросите у меня,
Без обвинений не проходит дня.
Но я могу не только обвинять,
ЧТО вижу, тоже вам могу сказать.
Предлоги «в», и «на», и «под»
Со мной найдёте без хлопот.
Предлоги «через», «про» и «за»
Вам тоже бросятся в глаза.
Так кто же умный самый тут,
Кто скажет, как меня зовут?
(Винительный падеж.)
О КОМ все думают, О ЧЁМ мечтают, —
Свои секреты мне лишь открывают.
Мне без предлогов белый свет не мил,
Без них, родных, и дня б я не прожил.
Моё вам имя отгадать не сложно,
Коль я с предлогами, то я — …
(Предложный.)

Какие особенности загадок для детей можно выделить:

загадки тренируют память,
загадки позволяют развить усидчивость и концентрацию внимания,
загадки пополняют словарный запас,
загадки тренируют умение переключать внимание,
загадки способствуют развитию образного мышления.

Загадка — скромный жанр фольклора, который не только обучает, но и позволяет в краткой форме познакомиться с красочностью и богатством художественного языка и игрой мысли.

Как много особенностей, и все исключительно положительные! 

Загадки могут в лёгкой игровой форме рассказать детям о самых разнообразных проявлениях окружающего мира. Кроме этого, разгадывание загадок позволит взрослым и детям весело провести время вместе и поговорить в непринуждённой обстановке. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: