Что мы узнали?
С 1817 года А. С. Пушкин живет и весело проводит время в Петербурге, где работает над многими произведениями: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Руслан и Людмила» (1819). Свободолюбивые произведения стали причиной того, что А. С. Пушкин вынужденно покидает Петербург в 1820 году. Образ Петербурга отражается в произведениях А. С. Пушкина: это и величественный, и низкий Петербург. С Петербургом связан и 1827 год, когда А. С. Пушкин вернулся из ссылок в Петербург и почувствовал себя там несвободным, и период 1831-1837 гг, когда А. С. Пушкин жил в Царском Селе. Под Петербургом писатель и поэт был убит в дуэли с Дантесом.
Медный всадник
В этой поэме много строк, которые посвящены описанию города. Приведем самые яркие.
На берегу пустынных волнСтоял он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоРека неслася; бедный чёлнПо ней стремился одиноко.По мшистым, топким берегамЧернели избы здесь и там,Приют убогого чухонца;И лес, неведомый лучамВ тумане спрятанного солнца,Кругом шумел. И думал он:Отсель грозить мы будем шведу,Здесь будет город заложенНа зло надменному соседу.Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно,Ногою твердой стать при море.Сюда по новым им волнамВсе флаги в гости будут к нам,И запируем на просторе.Прошло сто лет, и юный град,Полнощных стран краса и диво,Из тьмы лесов, из топи блатВознесся пышно, горделиво;Где прежде финский рыболов,Печальный пасынок природы,Один у низких береговБросал в неведомые водыСвой ветхой невод, ныне тамПо оживленным берегамГромады стройные теснятсяДворцов и башен; кораблиТолпой со всех концов землиК богатым пристаням стремятся;В гранит оделася Нева;Мосты повисли над водами;Темно-зелеными садамиЕе покрылись острова,И перед младшею столицейПомеркла старая Москва,Как перед новою царицейПорфироносная вдова.Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный,Когда я в комнате моейПишу, читаю без лампады,И ясны спящие громадыПустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла,И, не пуская тьму ночнуюНа золотые небеса,Одна заря сменить другуюСпешит, дав ночи полчаса.Люблю зимы твоей жестокойНедвижный воздух и мороз,Бег санок вдоль Невы широкой,Девичьи лица ярче роз,И блеск, и шум, и говор балов,А в час пирушки холостойШипенье пенистых бокаловИ пунша пламень голубой.Люблю воинственную живостьПотешных Марсовых полей,Пехотных ратей и конейОднообразную красивость,В их стройно зыблемом строюЛоскутья сих знамен победных,Сиянье шапок этих медных,На сквозь простреленных в бою.Люблю, военная столица,Твоей твердыни дым и гром,Когда полнощная царицаДарует сына в царской дом,Или победу над врагомРоссия снова торжествует,Или, взломав свой синий лед,Нева к морям его несетИ, чуя вешни дни, ликует.Красуйся, град Петров, и стойНеколебимо как Россия,Да умирится же с тобойИ побежденная стихия;Вражду и плен старинный свойПусть волны финские забудутИ тщетной злобою не будутТревожить вечный сон Петра!
Евгений Онегин
***
Онегин, добрый мой приятель,Родился на брегах Невы,Где, может быть, родились выИли блистали, мой читатель;Там некогда гулял и я:Но вреден север для меня
***
А Петербург неугомонныйУж барабаном пробужден.Встает купец, идет разносчик,На биржу тянется извозчик,С кувшином охтенка спешит,Под ней снег утренний хрустит.Проснулся утра шум приятный.Открыты ставни; трубный дымСтолбом восходит голубым,И хлебник, немец аккуратный,В бумажном колпаке, не разУж отворял свой васисдас.
***
Как часто летнею порою,Когда прозрачно и светлоНочное небо над НевоюИ вод веселое стеклоНе отражает лик Дианы,Воспомня прежних лет романы,Воспомня прежнюю любовь,Чувствительны, беспечны вновь,Дыханьем ночи благосклоннойБезмолвно упивались мы!Как в лес зеленый из тюрьмыПеренесен колодник сонный,Так уносились мы мечтойК началу жизни молодой.
***
С душою, полной сожалений,И опершися на гранит,Стоял задумчиво Евгений,Как описал себя пиит.Все было тихо; лишь ночныеПерекликались часовые,Да дрожек отдаленный стукС Мильонной раздавался вдруг;Лишь лодка, веслами махая,Плыла по дремлющей реке:И нас пленяли вдалекеРожок и песня удалая…Но слаще, средь ночных забав,Напев Торкватовых октав!
***
Я думал уж о форме планаИ как героя назову;Покамест моего романаЯ кончил первую главу;Пересмотрел все это строго:Противоречий очень много,Но их исправить не хочу.Цензуре долг свой заплачуИ журналистам на съеденьеПлоды трудов моих отдам:Иди же к невским берегам,Новорожденное творенье,И заслужи мне славы дань:Кривые толки, шум и брань!
***
Я знал красавиц недоступных,Холодных, чистых, как зима,Неумолимых, неподкупных,Непостижимых для ума;Дивился я их спеси модной,Их добродетели природной,И, признаюсь, от них бежал,И, мнится, с ужасом читалНад их бровями надпись ада:Оставь надежду навсегда.Внушать любовь для них беда,Пугать людей для них отрада.Быть может, на брегах НевыПодобных дам видали вы.
***
Весна живит его: впервыеСвои покои запертые,Где зимовал он, как сурок,Двойные окны, камелекОн ясным утром оставляет,Несется вдоль Невы в санях.На синих, иссеченных льдахИграет солнце; грязно таетНа улицах разрытый снег.Куда по нем свой быстрый бег
Двойственность образа
Вместе с тем Петербург в поэме «Медный всадник» раскрывается не только в зловещем, но и в положительном ореоле. Это красивый, величественный город, полный изящных форм, поражающий великолепием. Он полон грациозных очертаний: «громады стройные дворцов и башен», «богатые пристани», в которые стремятся «корабли со всех концов земли»… Среди всех неповторимых особенностей Петербурга нельзя не отметить удивительные описания Пушкиным белых ночей. Для этого автор находит неповторимые сравнения, использует в совершенстве отточенные слова: «Твоих задумчивых ночейпрозрачный сумрак, блеск безлунный…» Надо сказать, что пушкинским современникам повезло, ведь в те времена архитектурный облик города был намного совершеннее. Можно только позавидовать людям, которые собственными глазами видели тот прекрасный и таинственный Петербург, да еще и могли узнать его в только что вышедших из-под пера Александра Пушкина стихах.
Для нас же образ Петербурга, в поэме «Медный всадник» описанный поэтом, утонул в «преданьях старины», и путеводителем по городу времен жизни Пушкина теперь служат лишь его творения. Современники Александра Сергеевича утверждали, что ему намного ярче, чем другим литераторам, удалось воссоздать облик удивительного города на Неве. Нам остается только согласиться с этим.
Город оживших статуй
Пушкин при создании поэмы использовал разные легенды, связанные с Петербургом. К примеру, существовал миф о том, что в Михайловском замке бродит привидение Павла Первого. Вот и в затуманенном мозге Евгения тоже возникает призрак царя, но только уже Петра Великого. А памятник «Медный всадник» в Петербурге являет собой будто бы ожившую статую и становится воплощением беспощадной воли и беспредельной власти государя. Царь Петр предстает недосягаемым и непостижимым божеством, могучим и грозным, а сам Петербург – городом таинственным и загадочным, губящим людей и подавляющим их волю.
Михайловское
Возвращение в отчий дом для поэта обернулось очередной ссылкой. Собственный отец надзирал за родным сыном, и такая жизнь для свободолюбивого Александра Сергеевича была просто невыносима. В результате серьезного конфликта с отцом вся семья, включая мать, брата и сестру, покинула Михайловское и перебралась в столицу. Пушкин остался один в компании Арины Родионовны.
Несмотря на подавленное состояние и уныние, на протяжении двух лет, проведенных в Михайловском, поэт много и плодотворно работал. Пушкину были чужды обычные «помещичьи» забавы. Он много читал, восполняя пробелы в домашнем и лицейском образовании. Поэт постоянно выписывал книги из столицы, которые досматривались полицией, его письма также вскрывались и прочитывались.
Восстание 14 декабря 1825 года
В этих условиях были написаны «Кавказский пленник», «Борис Годунов», «Граф Нулин», множество стихотворений (в том числе «Зимнее утро», «Наполеон», «Песнь о вещем Олеге»), ряд статей, несколько глав «Евгения Онегина».
Известно, что во время ссылки в Михайловском к Пушкину приезжал его давний и лучший лицейский друг – Пущин. Также поэт общался с семейством Осиповых — помещиками, которым принадлежало соседнее село Тригорское.
Известие о восстании 14 декабря 1825 года, в организации которого участвовали многие из друзей и знакомых поэта, застало Александра Сергеевича врасплох. Вероятность того, что опальный Пушкин принял бы участие в восстании, была настолько велика, что друзья обманули его, назвав неверную дату готовящегося переворота и сохранив для Родины великого поэта. Многие участники мятежа были сосланы в Сибирь, а главные зачинщики — повешены.
«Современник»
В этих условиях он находит выход, разом решающий многие проблемы. Он основывает журнал, названный «Современником». В нём печатались произведения Николая Гоголя, Александра Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского. Тем не менее читательского успеха журнал не имел: к новому типу серьёзного периодического издания, посвящённого актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намёками, русской публике предстояло ещё привыкнуть. У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части, анонимными. В четвёртом томе «Современника» был, наконец, напечатан роман «Капитанская дочка». Тем же устремлением к будущим поколениям вдохновлено и итоговое стихотворение Пушкина, восходящее к Горацию, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (август 1836).
Москва… Как много в этом звуке
Александр Пушкин родился и жил в Москве до 12 лет — до поступления в Царскосельский лицей. В московском «Вестнике Европы» он впервые опубликовал свое стихотворение — «К другу-стихотворцу», обращенное к Кюхельбекеру.
Здесь Александр Пушкин встречался с Николаем I после его коронации. После аудиенции высланный из Петербурга поэт смог вернуться в столицу. В письме к Прасковье Осиповой он писал: «пошлость и глупость обеих наших столиц равны, хотя и различны». Однако Пушкин-поэт посвятил родному городу теплые строки в «Евгении Онегине»:
В 1828 году во время визита в Москву Александр Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой. Они обвенчались и некоторое время жили на Арбате — сейчас в этом доме работает мемориальный музей.
Лучшие стихи Пушкина об осени
Уж небо осенью дышало
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Отрывок из поэмы Евгений Онегин.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Унылая пора, очей очарованье
Отрывок из Осени Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Осеннее утро
Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено мое уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день —
А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет ее… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашел чуть видимых следов,
Оставленных ногой ее прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал ее — и глас уединенный
Пустых долин позвал ее в дали.
К ручью пришел, мечтами привлеченный;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет ее!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны!
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
В тот год осенняя погода
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
__________Отрывок из романа в стихах Евгений Онегин.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Октябрь уж наступил, уж роща отряхает
Отрывок из стихотворения «Осень» Пушкина.
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Ода «Вольность»
Это произведение поэт задумал еще в лицее, а закончил в Петербурге в конце 1817 года.
В ней содержатся строки, призывающие народ к восстанию:
Кроме того, Пушкин говорит о силе закона, перед которым все равны:
В произведении поэт заключает, что восстания и бунты не являются благом для великого государства. Основой для всего должны стать умеренное сочетание справедливого закона и свободы:
«… И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.»
Нужно ли говорить, что ода стала особенно популярной среди декабристов. А Пушкина окрестили первым поэтом-декабристом, хотя он никогда не состоял даже в их закрытых обществах, и не посещал их секретных собраний.
Стихи про Питер красивые
Санкт-Петербург, я хочу тебе признаться Заснеженные витрины, Скрип инея, вой ветров. И черные, как пучины, Колодцы пустых дворов. Залп пушки и гул трамвая, Развод мостов над Невой. Твои я улочки знаю, Мой город, такой родной. Я хочу тебе признаться- Влюблена в тебя давно я, Город сизого тумана, Город сказочных ночей. Во дворцов твоих богатство, В славу города – героя, И в Исаакий Монферрана В блеске солнечных лучей. Бурлящий, как улей, Невский, Казанского гордая стать. Здесь Пушкин и Достоевский Любили порой гулять. На набережной Петровской Прохладный блестит гранит. Со стрелки Василеостровской На крепость чудесный вид. Петром воздвигнутый город, Три века сияешь ты. Ты зелен, прекрасен, молод, Ты — город моей мечты. Я хочу тебе признаться- Влюблена в тебя давно я, Город сизого тумана, Город сказочных ночей. Во дворцов твоих богатство, В славу города – героя, И в Исаакий Монферрана В блеске солнечных лучей. Мария Шадрина
Сероглазый Питер Город камня — жизнь моя. Кепка, зонтик, свитер Не любить тебя нельзя. Сероглазый Питер Всюду здешняя тоска дышит пониманием Скука длится без конца. Нет пустых желаний Все вокруг радушно спят, нехотя блуждая И таинственно сопя молча рассуждают — Не о том, что впереди. Не о том, что было А о том, что льют дожди — долго и уныло Я, такой же, как они. Добрый, без обманки Петербуржцы — старики. Дети — коммуналки Кухня, чай, соседский вой, медный крест под свитер Твой бессменный часовой. Сероглазый Питер Михаил Шитов
Любимый Питер Санкт-Петербург и Петроград, Любимый Питер, Ленинград,. Моё признание в любви. К тебе навечное. Лови! Великолепный, Нереальный, волшебный, в небеса портальный! В нём, в монолитных изваяньях, любуясь музыка застыла. И вместе с песней заблудила… Их след в оградах витьеватых и двориках замысловатых,. И в изумительно-прекрасных, роскошных парках и садах,. В пустых кварталах,в новостройках. В метро,на людных площадях. А в театральном свете рампы , в вечернем свете фонарей,. и в светлости его ночей-. Мелодия слышна сильней…. Великий.Стать его свободна. Не сгорблена.Не сломлена. Сияет в крестном блеске храмов. И Невском блеске без изъяна,. как зеркале отражена. Глубоко,честно, на века. Пропитан мастерским искусством. И всё,что свято в нём-Не пусто! И гениальностью идей своих родителей, детей. Там даже барабанит дождь, с таким особым тактом, чувством! Что прямо с неба проникает. к душе восторженной моей!!! Тата Сергеева
Ангел-хранитель Синевой взирает небо на Петровский град, И такому любопытству град безмерно рад. Купола церквей и храмов золотом горят. Катера на невской глади вышли на парад. Скутера у невской Стрелки приглушают звук. Петропавловский хранитель смотрит на Неву. Силу пристального взгляда знает Петербург. Этот взгляд его спасает от житейских бурь. Он хранит налет столетий в парках и дворцах. Он навечно поселился в питерских сердцах. Георгий Скрипкин
Петергоф С подачи мудрого Петра на бреге Финского залива под звук победного прилива заложен город был с утра. С единой целью – восхищать, подобно знатному Версалю. И вот строенья заблистали, фонтаны стали восторгать. Встречал с дороги Верхний сад гостей сиятельных, вельможных
С залива плыли осторожно и прибывали в Нижний сад. Везде цветная благодать и симметричное барокко
Смотрели гости ясным оком и не стеснялись воспевать. …И по прошествии веков дворцов величье воспевают. Петра Великим величают и прославляют Петергоф. Коснись и ты прекрасных вех, пройдись по парковым аллеям. От чудных видов сердце млеет, умом добреет человек. Георгий Скрипкин
Уже не лето, ещё не осень Уже не лето, ещё не осень Зевают лужи, дрожит листва Колючий ветер всем на зло газоны косит Сопит и морщится красавица Нева Ни день, ни утро, ни ночь, ни вечер Не разобрать: ни явь, ни полусон И город мой в который раз взвалив на плечи Несёт, вздыхая неразборчивый сезон Так что же это — лето или осень? Никто не скажет. Никто не спросит Скрипят зонты в толпе прохожих Раздутые, как в море паруса В такое время петербуржцы, так похожи Когда унылый взгляд бросают в небеса На Невском солнце, на «Ваське» дождик Под градом оказались Озерки А на Бассейной ругается сапожник К нему на будку приземлились снегири Так что же это — лето или осень? Никто не скажет. Никто не спросит Ребята, Питер только с виду хмур и мрачен Не размышляя, приезжайте наконец На Петроградке дружно хлопнув за удачу Мы отогреем вас теплом своих сердец Так что же это — лето или осень? Никто не скажет. Никто не спросит Михаил Шитов
Петр Первый
Тема города неразрывно связана с его создателем. Во вступлении Александр Пушкин не называет по имени царя, а пользуется местоимением «он»: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…» Петербург был построен по единоличной воле Петра трудом множества безымянных работников. Поэтому образ царя присутствует все время на страницах поэмы «Медный всадник». Описание Петербурга тесно переплетается с фигурой правителя. Вот он, отлитый из бронзы, во время наводнения наблюдает за вытворяемыми Невой бесчинствами, даже словно одобряя их: «Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне». Даже в названии памятника Пушкин нарочно опускает имя царя и называет его то «медным всадником», «то мощным властелином судьбы». Так, образ Петра Первого вырисовывается зловещим, мрачным.
«К Чаадаеву»
«К Чаадаеву» (1818) написано в форме обращения к другу. Композиция трехчастная: первая часть — воспоминание о «юных забавах» и обманутых александровской действительностью надеждах, во второй говорится о стремлении героя к «вольности светлой», в третьей в перспективе возникают образы тех, чьи имена войдут в историю освободительной борьбы России. Основная мысль стихотворения — призыв к современникам посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Стихотворение призывало к подвигу, который воспринимался как революционное действие. Социально-публицистическое, гражданское сочетается в стихотворении с интимно-лирическим, Пушкин использует слова высокого стиля, общественно-политические термины, употребляемые в речи дворянских революционеров, для синтаксиса характерны стройность, простота, энергичность в изложении мыслей.
Общество, Пушкин и творчество
Разумеется, поэт со всей горячностью юности и страстностью натуры воспринимал новаторские идеи. Многие из них разделял и поддерживал.
Формирование литературных и политических взглядов
Но не только в беседах с лицеистами кристаллизовалось мировоззрение молодого человека. На Александра повлияло его личное знакомство с выдающимися личностями того времени:
- Поэтом и прозаиком эпохи сентиментализма в русской литературе, историографом Николаем Карамзиным. Реформатор языка тогда уже был известным и весьма ценил независимость, в первую очередь, собственного мнения. Мэтр был старше лицеиста Пушкина на целых 33 года и к началу учёбы Александра успел переменить политические взгляды и из либерала превратиться в убеждённого консерватора.
- Графом Вяземским, с которым разница в возрасте была не такой большой — всего семь лет. Но его уже знали в обществе как талантливого поэта и литературного критика, историка и переводчика, публициста, мемуариста и молодого государственного деятеля. Когда состоялось знакомство, Пушкину было 16 лет. Свободомыслие и либерализм старшего товарища произвели сильное впечатление (правда, к концу жизни граф всё же стал консерватором). Литераторы подружились, всю жизнь переписывались и поддерживали связь.
- Великолепным публицистом и философом, одним из образованнейших людей своего времени Петром Чаадаевым, который был дружен со многими будущими декабристами, впоследствии стал членом «Союза благоденствия», а с 1821 года вошёл в состав «Северного тайного общества». Его деятельность повлияла на развитие полемики между «западниками» и «славянофилами». Он заложил основные идеи российской философии — стремиться реализовать Царство Божие на земле и поддерживать самобытность России, чьё высокое предназначение — стать уроком для всего мира. Полагал, что католицизм более способствовал прогрессу стран, чем православие, но всё-таки оставался до конца жизни верен православной вере. Беседы с блистательным философом-гусаром, который был старше на пять лет, о политике и нравственности серьёзно повлияли на формирование взглядов юного лицеиста.
- С талантливым поэтом, переводчиком и педагогом Василием Жуковским, одним из основателей романтизма в российской поэзии, Пушкин был знаком ещё с детских лет. Они стали хорошими друзьями, несмотря на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте. В 1817-м, когда Александр только закончил учёбу в лицее, Василий Андреевич уже преподавал русский будущей императрице, а потом стал воспитателем цесаревича. Царский отпрыск впоследствии правил Россией как Александр II.
Лучшие стихи Пушкина о дружбе
Пора, мой друг, пора!..
Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Товарищам
Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул —
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде,
А греться едет в караул;
Другой, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом зрит себя;
Лишь я, судьбе во всем послушный,
Счастливой лени верный сын,
Душой беспечный, равнодушный,
Я тихо задремал один…
Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера,
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора;
Друзья! немного снисхожденья —
Оставьте красный мне колпак,
Пока его за прегрешенья
Не променял я на шишак,
Пока ленивому возможно,
Не опасаясь грозных бед,
Еще рукой неосторожной
В июле распахнуть жилет. ≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Друзьям (Богами вам еще даны…)
Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Дружба
Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Друзьям (Нет, я не льстец, когда царю)
Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.
О нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный:
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.
Текла в изгнаньe жизнь моя,
Влачил я с милыми разлуку,
Но он мне царственную руку
Простер — и с вами снова я.
Во мне почтил он вдохновенье,
Освободил он мысль мою,
И я ль, в сердечном умиленье,
Ему хвалы не воспою?
Я льстец! Нет, братья, льстец лукав:
Он горе на царя накличет,
Он из его державных прав
Одну лишь милость ограничит.
Он скажет: презирай народ,
Глуши природы голос нежный,
Он скажет: просвещенья плод —
Разврат и некий дух мятежный!
Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу.