Анализ стихотворения «На смерть Жукова» Бродского
Иосиф Александрович Бродский уже в эмиграции в стихотворении «На смерть Жукова» изложил свой взгляд на личность полководца и его вклад в историю.
Стихотворение написано в 1974 году. Его автору 34 года и он уже пару лет как выдворен из СССР как элемент нежелательный и антисоветский. Это не помешало ему из Голландии откликнуться на смерть маршала Г. Жукова. По жанру – подражание классическим одам на смерть, по размеру – дольник со сложной рифмовкой, 5 строф. Лирический герой – автор. Сам поэт давал высокую оценку классицистам XVIII века, эти стихи написаны в манере оды «Снигирь» Г. Державина на кончину А. Суворова. Сходство формы и образов, однако, не порождает сходства смыслов. И. Бродский хотел объективно отразить свое субъективное отношение к покойному, стране и политическому строю, которым он служил. Поэт видел кадры с телетрансляции церемонии. Начало 1 строфы похоже на репортаж с места событий. Однако поэт умышленно вводит несуществующие детали: вижу труп. Помимо сомнительного по эмоциональной окраске (в данном контексте) слова «труп», следует сказать, что «в смерть» уезжала уже урна с прахом. Во 2 строфе на стыке первых двух строк игра смыслов: многие пали (затем возникает пояснение «стены»). «О Ганнибале»: сравнение с древними из арсенала Г. Державина. Третья строфа обличительна. По воспоминаниям самого полководца, ряд согласованных в верхах операций были спорными и повлекли за собой гибель множества солдат. Поэт называет «полным провалом» его смерть в «штатской кровати». «В адской области»: эту строку принято трактовать двояко. Впрямую, и тогда автор отводит место маршалу и его армии в аду (например, потому что они служили коммунистическому государству, были его силой), и нейтрально, если считать «ад» за «аид», то есть, просто загробный подземный мир времен античности, образы которой повсеместны в поэзии классицизма. И все же автор не стал отправлять его в Элизиум. «Что он ответит» там солдатам? В 4 строфе – обращение к мертвому: спи! Он иронизирует: смело в чужие столицы, в страхе в свою. В финале еще одно почти властное обращение: маршал! Поэт утверждает, что и его неоднозначную эпитафию, и «прахоря» самого покойного («сапоги» на криминальном арго) «поглотит Лета» (то есть, забвение). «Все же, прими их»: здесь уже дрогнувшая интонация. «Родину спасшему»: автор вполне искренен. Он благодарен за оборону Ленинграда (поэт сам с родителями был в городе), за низвержение Л. Берии. «Вслух говоря»: есть что сказать и не вслух, а про себя. Заключительные строки – очередная отсылка к Г. Державину. Эпитеты: замерших, пламенный, жалкая. Олицетворение: плачущих труб. Инверсия: уезжает Жуков.
В лирике И. Бродского, в ее форме и содержании, нередки аллюзии на творчество поэтов времен классицизма.
О жизни и творчестве
- Гладунюк, А. Ю. Русский Гулливер Игорь Жуков / Андрей Гладунюк // Ивановская газета. — 2008. — 20 авг. — С. 17.
- Гладунюк, А. Ю. Что такое «Тюбюля беля» / Андрей Гладунюк // Ивановская газета. — 2017. — 22 авг. — С. 28.
- Губайловский, В. А. // Книжная полка Владимира Губайловского / В. А. Губайловский. — Новый мир. — 2009. — № 7. — С. 192–199. — (дата обращения: 15.11.2019).
- Корф, О. Б. «Чудо в воздухе кружится…» / Ольга Корф // Библиополе: журнал для муниципальных библиотек. — Москва, 2006. — № 3. — С.25–31.
- Костаки, Е. Лучший способ выживания / Елизавета Костаки // НГ-Exlibris. — 2017. — 5 окт. — (дата обращения: 15.11.2019).
- / Д. Л. Лакербай // Вестник Ивановского государственного университета. — Серия «Гуманитарные науки». — Выпуск № 1. — «Филология». —2008. — С. 29–43. — (дата обращения: 15.11.2019).
- Семенова, Е. Верлибаба пошла на охоту! / Елена Семенова // НГ-Exlibris. — 2019. — 14 февр. — (дата обращения: 15.11.2019).
- Скидан А. В. Монтаж аттракционов Игоря Жукова / Александр Скидан. — НЛО. — 2008. — № 3 (91). — С. 333–338. — (дата обращения: 15.11.2019).
- Смульская, Л. Вперед, в Бронсонию! : / Л. Смульская // Ивановская газета. — 2005. — 8 дек. — Приложение «Культурный формат» № 23. — С. 3.
- Смульская, Л. Любви не страшны крокодилы : / Л. Смульская // Ивановская газета. — 2005. — 22 янв. — Приложение «Культурный формат» № 2. — С. 3.
- Шубина, Л. «Это в некотором роде волшебство…» : / Л. Шубина // Рабочий край. — 2004. — 26 мая. — С. 3.
- Яснов, М. Д. Толстое солнце // Путешествие в ЧУдетство : книга о детях, детской поэзии и детских поэтах / Михаил Яснов. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская общественная организация «Союз писателей Санкт-Петербурга» : Фонд содействия развитию детской литературы и культуры чтения «Дом детской книги», 2014. — С. 279–281.
- Жуков, И. А. Детство — это способ бессмертия / Игорь Жуков ; беседовала О. Молькова // Ивановская газета. — 2011. — 19 апр. — С. 24. — (дата обращения: 15.11.2019).
- Жуков, И. А. Дядя Степа круче Гарри Поттера! / Игорь Жуков ; беседовала Т. Баланцева // Ивановская газета. — 2003. — 19 мар. — С. 14.
- Жуков, И. А. Чему учат взрослых детские сказки / Игорь Жуков ; беседовала Ольга Молькова. — Текст : электронный // Городской информационный портал 37.Ру. — (дата обращения: 15.11.2019).
- Жуков, И. А. Чтение — это самый простой способ приобщиться к роскоши / Игорь Жуков ; беседовала Дарья Крылова. — Текст : электронный // Папмамбук. — Дата публикации : 09.10.2012.
- сайт Игоря Жукова. — Текст : электронный. — (дата обращения: 15.11.2019).
- Список публикаций Игоря Жукова в «Журнальном зале». — Текст : электронный // Журнальный зал. — (дата обращения: 15.11.2019).
- Страница Игоря Жукова на сайте Библиотеки им. Ю. Н. Синицына. — Текст : электронный // Краеведческая страничка. — (дата обращения: 15.11.2019).
- Страница Игоря Жукова на сайте «Вавилон». — Текст : электронный // Вавилон. — (дата обращения: 15.11.2019).
- Страница Игоря Жукова на сайте журнала «Кукумбер». — Текст : электронный // Кукумбер. — Дата публикации : 01.02.2012.
- Страница Игоря Жукова на сайте Ивановской областной библиотеки для детей и юношества. — Текст : электронный // Читаем вместе : Игорь Жуков. — (дата обращения: 15.11.2019).
- Страница Игоря Жукова на сайте «Новая карта русской литературы». — Текст : электронный // Новая карта русской литературы. — (дата обращения: 15.11.2019).
Ход ООД
Организационный момент.
Воспитатель. Какой праздник приближается скоро? (Приближается праздник День Победы)
1. На столе выставлено несколько видов флагов разных стран.
Вопросы к детям:
Какие из этих флагов вам знакомы? (Московский, российский.)
Что и кто изображёно на флагах? (На российском изображены трё хцветные полосы: белая, синяя, красная, а на московском изображён Георгий Победоносец.)
Воспитатель. Флаг имеет свою историю. Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли.
На московском флаге не просто изображён Георгий Победоносец.
Отгадайте загадку:
И у тебя, и у меня,
И у кота, и у щуки в море,
и у цветка в поле, и у дуба в лесу. (Имя)
Воспитатель читает стихотворение:
Имена, имена, имена
В нашей речи звучат не случайно:
Как загадочна эта страна,
Так и имя — загадка и тайна.
(А. Бобров)
А что обозначает имя Георгий?
У каждого имени есть своё значение. Имя Георгий означает – земледелец, в народе называют Егор. Человек, названный таким именем стремиться быть ближе к земле, уметь и хотеть её защищать.
2. Игра «Скажи по — другому»
Защитник Отечества — воин, солдат, боец.
Отечество — Родина, Отчизна.
Храбрый солдат — мужественный, смелый, бесстрашный, отважный, доблестный.
3. Рассказ логопеда о маршале Г. К. Жукове.
Великий полководец А. В. Суворов говорил:
«Какой солдат не хочет быть генералом?».
Сегодня я хочу рассказать вам о человеке, имя которого Георгий и был он маршалом, четырежды героем Советского Союза. Он сыграл важную роль в одержании победы над фашистами в Великой Отечественной войне. (показ фотографии Жукова)
Маленького Егора мать отправила в Москву учиться меховому искусству.
Ему ещё только исполнилось 15 лет, но его стали называть Георгий Константинович потому, что он скорняжное дело изучал с усердием и аккуратностью, много читал, учился немецкому языку.
Когда началась война 1914 года, он принял решение идти в армию добровольцем, защищать Родину от врагов. Там он получил ранение и был эвакуирован в госпиталь.
После поправки Жуков решил вступить в ряды Красной Армии. Судьба его была связана с армией. Через 15 лет службы Жуков стал командиром полка.
Георгий Константинович много учился и на всех постах, которые он занимал, работал с полной отдачей. Ум, прилежное и настойчивое отношение к учёбе, помогли Жукову стать выдающимся полководцем.
Требовательный к себе и другим, он тщательно планировал все военные операции. Благодаря Жукову были одержаны многие решающие победы в Великой Отечественной войне.
Руководство страны направляло Жукова туда, где было трудно. Он всегда возглавлял самые трудные сражения. Именно под его командованием наши войска остановили врага сначала под Ленинградом (Санкт- Петербург, а затем и под Москвой.
Война была выиграна, и, как уже случалось не раз в истории, русские не только освободили свою землю от врага, но и города других стран.
После войны Георгий Константинович был главнокомандующим Советскими вооружёнными силами. Впоследствии занимал пост Министра обороны. За смелость и отвагу был удостоен звания Героя Советского Союза четырежды. Обладая знаниями военного дела, продолжал учить молодых солдат военному мастерству. Этого человека помнят в нашей стране, поэтому для особо отличившихся военных учреждены награды: орден Г. К. Жукова и медаль Г. К. Жукова.
Вопросы к детям
Сначала кем был Жуков (Сначала солдатом.)
Затем кем? (Затем офицером.)
Кем стал? (Стал маршалом)
4. Упражнение «Подбери признаки»
Кем бы он ни был, он всегда оставался солдатом.
Солдатом (каким)— смелым, бесстрашным, отважным, храбрым, умным, доблестным, исполнительным, трудолюбивым.
5. Игра «У кого, какие погоны?»
У сержанта — сержантские, у лейтенанта — лейтенантские, у капитана- капитанские, у майора- майорские, у полковника- полковничьи, у генерала- генеральские, у маршала- маршальские.
Воспитатель. Имя Георгий определяет характер человека. Вы уже слышали, что Жуков ответственно относился к делу, привлекает своим умением и готовностью внимательно и терпеливо выслушать собеседника. Он никогда не выдаёт чужие тайны, не терпит лжи.
Есть высказывания об именах:
«По имени – и житиё»
«Имя человека — слава его или знаменитость, — достоинство,»— писал автор знаменитого «Словаря» И. В. Даль.
6. Упражнение «Собери портрет»
Давайте ещё раз посмотрим на портрет этого выдающегося маршала.
— Соберите из частей портрет маршала Г. К. Жукова.
Дети собирают портрет и оставляют его на столе.
7. Итог занятия.
Дети украшают портрет Жукова праздничной военной символикой.