Согласные буквы стихи

Всегда твёрдые согласные

Учтем, что в фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка не все соглас­ные обра­зу­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Существуют соглас­ные как все­гда твёр­дые, так и мягкие.

В рус­ском язы­ке все­гда твёр­дые соглас­ные — это зву­ки , , .

Эти соглас­ные про­из­но­сят­ся толь­ко твёр­до, хотя после них пишут­ся бук­вы «е», «ё», «и»  или мяг­кий знак. В зву­ко­вой запи­си сло­ва (тран­скрип­ции) после этих соглас­ных нико­гда не ста­вит­ся апо­строф.

Сравним, как зву­чат непар­ные твёр­дые согласные.

Всегда твёр­дый соглас­ный :

  • жаба
  • жираф
  • жёл­тый
  • за́лежь

Всегда твёр­дый соглас­ный :

  • шаги
  • шор­ты
  • шёлк
  • шипов­ник
  • плешь

Всегда твёр­дый соглас­ный :

  • цара­пи­на
  • цокот
  • цех
  • циф­ра

При напи­са­нии слов с все­гда твёр­ды­ми соглас­ны­ми поль­зу­ем­ся пра­ви­ла­ми орфо­гра­фии, а не их звучанием.

Твердые соглас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «ж» и «ш», пишут­ся толь­ко с бук­вой «и».

В напи­са­нии букв «и» и «ы»  после «ц» обра­тим­ся к пра­ви­лу.

После этих непар­ных соглас­ных не пишут­ся бук­вы «ю», «я», а толь­ко в неко­то­рых ино­стран­ных сло­вах (пара­шют, жюри, бро­шю­ра, Цюрих).

Мягкий знак после твёр­дых шипя­щих слу­жит не для выра­же­ния их мяг­ко­сти, а для обо­зна­че­ния форм слов:

  • суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода (ложь,  ветошь);
  • форм 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов (ты рису­ешь, отдашь, спра­вишь­ся);
  • форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов (вырежь, утешь­те).

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой. При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки

Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий

Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков

Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Стихи для запоминания алфавита

* * *

А, б, в, г, д, е, ё – Постираем мы бельё. Ж, з, и, й, к, л, м – Апельсинку быстро съем. Н, о, п, р, с, т, у – Погуляем на мосту. Ф, х, ц, ч, ш, щ – Ах, какая чаща! ъ, ы, ь – Не запомнятся никак. Э, ю, я – Вот и все, мои друзья.

* * *

Здравствуй, чтение моё: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё

! Прочитаю громко всем:Ж, З, И, Й, К, Л, М ! Ну-ка, снова перечту:Н, О, П, Р, С, Т, У ! Прочитай со мной и ты:Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы !Ъ и Ь – Не прочесть нам их никак!

Но читаю дважды я: Э, Ю, Я

!Э, Ю, Я !(М. Яснов)

Алфавит

А Б В Г Д Е Ё Знайте место все своё! Ж З И Й К Л М Вспоминайте, кто за кем! Н О П Р С Т У Стойте дружно все в ряду! Ф Х Ц Ч Ш и Щ Размещайтесь не спеша! Ъ Ы Ь Стойте рядышком, вот так! Торопитесь, Э Ю Я! Вот и в сборе букв семья!

С.Ф.Жуйков, М.М.Зеленина, Е.Г.Карлсон

Любимый русский алфавит

Любимый русский алфавит Из букв и звуков состоит. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж… Дальше знаете уже. Звуки с вами говорим, Произносим и кричим, Шепчем, воем, слышим… Буковки мы — пишем, Можем их нарисовать, Напечатать и прислать! То есть звуки только слышим, Ну а буквы только пишем! Теперь поговорим о звуках — Ведь звуки — целая наука! Гласные, согласные… Трудные, ужасные…

Что такое гласные? Ох, пока не ясно мне! Объясните поскорей, Чтобы стал я поумней! «Голос» называли «глас» — Вот и гласные у нас: А, О, И, Е, У, Я, Ы — Голосом протянем мы. Иль, к примеру, буква Ё — Тянем голосом её.

Гласные зачем нужны? Для чего они важны? Нету гласных — нет слогов, Без слогов не будет слов. Вместе повторим, друзья: Десять гласных знаю я: А, Я, У, Ю, О, Ё, И, Е, Э и, конечно, Ы !

А кто согласен с гласными? Конечно же, согласные! Мы с громким шумом их произнесём, Мы голосу поможем языком, А иногда зубами, И нёбом, и губами. Звуки те согласные Все такие разные: Они бывают Звонкие — (М, Л, З, Ж, Р, Н,) Бывают и глухие — (С, Ш, П, К, Ф, Х,)

Есть твердые и мягкие, Бывают и другие… Вот, давайте, например Приведем такой пример: Ш и Щ — мы шипим, С — как будто свистим, М — мычим, Р — рычим… Ж — жужжим, З — зудим,

Стало легче понимать? Будем верно отвечать? Гласные, согласные… Милые, прекрасные!

Мария Лэнг

Вот такие увлекательные и веселые стихи про алфавит. Пусть детям будет учиться весело и интересно!!!

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Сколько звуков в русском языке

Все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Русский язык имеет 33 буквы, но 42 звука. Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что есть звуки гласные и согласные. Одна буква может представлять два звука. Ниже приведен список букв, а также количество звуков, которое представляет каждая из них.

Всего 33 буквы:

  • 10 гласных: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е;
  • 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • знаки ь и ъ — это буквы, которые не имеют звуков.

Всего звуков — 42:

  • 6 гласных: , , , , , ;
  • 36 согласных: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

Твердый и мягкий знаки

Ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

Ъ Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый.
Ь Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему.

Логопедические стихи на согласные звуки: Ж, З, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ

Ж

*****
Майского поймал жука,
Спрячу я его пока.
В коробочек положу,
Жук жужжит в нем: «Жу-жу-жу».

*****
Жутко жалко Жучку нашу –
Жалобно скулит она.
Съесть хотела мясо с кашей,
Но ужалила оса.

*****
Жадный Жорик не жалел,
Что весь блок желе сам съел.
И поэтому наш Жора
Жадный очень и обжора.

*****З

*****
Зубик зубику сказал:
«Зубик, ты уж очень мал.
Ты грызи творог зернистый,
Он полезен, хоть и кислый».

*****
Зебры с зеркалом играли,
Зебры зеркало сломали.
Зебры без него забыли,
Что у них полоски были.

*****
«З-з-з» – сердилась вновь пчела –
«Я сегодня очень зла.
Кто-то в улей мой залез,
И весь мёд мой вдруг исчез.

*****Ч

*****
Чудо чудное случилось!
Чуча с мылом вдруг умылась.
Не было черней чертенка
И чумАзее ребенка.

*****
Черепашки у воды,
Чудную вели беседу:
«Вместе стали часто мы
Пить чаёк в четверг и среду».

*****
Чертик с чашки пил чаёк,
Вдруг отвлекся он чуток.
Чашку с чаем уронил,
Чашку чайную разбил.

*****Ш

*****
Ш-ш-ш. Тихонько притаитесь.
Ш-ш-ш. Ни чуть не шевелитесь.
В прятки в тишине играют –
Лишь тогда вас не поймают.

*****
Шершень шустрый прилетел,
Шершень на цветочек сел.
Шершень посидит немножко
И отправится в дорожку.

*****
Маша любит кушать кашу,
Маша говорит Наташе:
«Кашу кушать все должны,
Каши детям всем нужны».

*****Щ

*****
Щавель очень-очень кислый,
Соберу его я в миску.
Борщ из щавеля зеленый
Любят очень Маша с Вовой.

*****
Без плаща не выходи,
Если за окном дожди.
Щуке плащ в реке не нужен,
Ей бы ершика на ужин!

*****
Мой щенок стащил игрушку,
Разорвал вчера подушку,
Щуку из ухи украл,
Щётку для зубов сломал.

*****Ц

*****
Из яиц цыплята вышли,
Все пищат и маму ищут.
«Цыпа-цыпа, детвора,
Подходите все сюда!»

*****
Целый день на цыпочках
Я балет танцую.
А еще я чуточку
Красками рисую.

*****
Зацветут цветы в саду,
Я в букет их соберу.
Все цвета среди них есть,
Всех цветов не перечесть.

*****Ф

*****
Фокусник конфету Феде
Подарил на представленье.
Федя, в фокусы не веря,
Всё же принял угощенье.

*****
Папе – фартук, маме – фрак –
Нет, не правильно, не так!
Папе – фрак, а маме фартук –
Не запутаться б до завтра!

*****
Фёкла с Филей в огороде,
Свёклу плохо пропололи.
Свёклу в сорняках не видно –
Фёкле с Филей так обидно!

*****

Наталья Мажирина
Центр “Азбука для родителей”

Еще нет комментариев.

Разбираем пары

Чтобы легче запомнить парные и непарные глухие и звонкие звуки, подключаем зрение. Визуализируем пары согласных в форме таблицы.

Для этой цели можно сочинить фонематическую сказку о том, как в русском языке жили гласные и согласные звуки, у одних согласных были братики, а у других – нет. Рисуем в левой части листа два значка, которые будут обозначать звонкость и глухость (например, колокольчик и наушники). Напротив колокольчика вписываем звонкие, напротив наушников – их глухих братишек. Посчитайте вместе, сколько пар братьев в нашем языке? Правильно, 6. Пусть ребенок визуально увидит, какие буквы имеют пару.

Иногда братики в словах меняются местами. Например, парный звонкий на конце слова становится глухим (зуб, берег, поезд), а парные глухие перед другими звонкими становятся звонкими (рюкзак, просьба).

Но есть такие согласные, у которых братиков нет. Они ни в кого не превращаются и потому дружат только со «своими». Теперь в таблице над звонкими дописываем непарные звонкие, а под глухими – непарные глухие. При таком зрительном восприятии ребенку будет легче запомнить правило: М, Л, Н, Р, Й – только звонкие, Х, Ц, Ч, Щ – только глухие.

Стихи про буквы с картинками для детей

Стихи про буквы с картинками для детей:


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей


Стихи про буквы с картинками для детей

Стихи про букву П

Изучаем следующую букву русского алфавита — букву П.

Буква П — семнадцатая буква русского алфавита. Буква П обозначает согласный глухой звук: твердый и мягкий .

Слова, начинающиеся на букву П: пингвин, пельмень, пугало, почта, паста …

Буква П в середине слов: шапка, топор, штопор, рупор …

Буква П в конце слов: стоп, клоп …

Несколько букв П в одном слове: потоп, перепад, перепелка …

Здесь вы найдете интересные стихотворения для изучения буквы П, загадки и стихи про букву П.

Стихи на букву П для детей

Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
— Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
(А. Шибаев)

На хоккее, на футболе
Буква П — ворота в поле.
(В. Степанов)

Дома букву П найдем,
Заглянув в дверной проем.
(Г. Ванюхина)

Буква П прямо ворота,
Проходи, кому охота.

Стишки про букву П, четверостишья

С ПАУКОМ такой был случай:
Как то плел он сеть паучью.
Нет истории смешней —
Сам запутался он в ней!

***
Панцирь носит черепаха,
прячет голову от страха.

***
Пингвин, поплавав в море,
Сидел на пляже снежном
И думал: «Как прекрасно
На южном побережье!»

***
Петя, Петя, Петушок,
С буквой П знакомится,
Чтобы Папа прочитать,
Букву П всем надо знать.

***Петушок на забор взлетел,
Всех птиц к себе позвать велел,
Знаете, мои друзья,
На букву П все птицы, и конечно Я.

Пете папа говорит,
Учи Петя алфавит,
Букву П ты будешь знать,
Сможешь путешествовать.

***
Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.

***
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле

Стихотворения о букве П для 1 класса

Семейка буквы «П»

Палка, палка, сверху крыша —
Буква П на строчку вышла.

Крыша с буквы П упала,
Но застряла на пути.
Перекладинкою стала —
В букве Н её найди.

Перекладинка прыг-скок
И легла наискосок.
Изменилась Н внутри,
Получилась буква И.

Если вдруг над буквой И
Птичка пролетела,
Стать И краткой буква И
Сразу захотела.
(Т. Бокова)

Помидор и патиссон —
Эта пища для персон.
А петрушка какова?
Это — пряная трава.

Перец, персик, и папайя,
На вопрос ваш отвечаю,
Из еды на букву «П»,
Больше всех люблю пюре.

А похожа буква «П»
Вон на арку во дворе.

***
Почитать и порешать,
Поучить и повторить,
Поместить, порисовать,
Попечатать, подобрать.

Будешь знать тогда всецело:
«Сделал дело –
Гуляй смело!»

Автор стихов: Ирис Ревю

Загадки на букву П

Пианино Прошино
Новое хорошее.
Пальчик клавишу нажмет,
Пианино запоет:
До-ре-ми! До-ре-ми!
Лучше пой, а не шуми!
Пляшут птички на тропе,
Напиши им букву… (П)
***

Попугайчик, попугай,
Папу с мамой не пугай.
Не ищи жучка в крупе,
А найди нам букву…

В этой загадке нужно сначала отгадать слова, о которых идет речь, а затем — букву, на которую начинаются эти слова.

Буква в море ловит ветер,
Будит солнце на рассвете,
Держит юбки и штаны
Там, где быть они должны.

Ответ: буква П (парус, петух, пояс)

Скороговорки с буквой П

Петя пилил пилой пень.

За гиппопотамом по пятамТопает гиппопотам.

Пара птиц порхала, порхала —
Да и выпорхнула.

Поле-то не полото, поле-то не полито,
Просит полюшко попить —
Нужно полюшко полить.

Петр Петру пек пироги.

Парад Победы порадовал после Победы.
После победы рады Параду победы.

Пишет Пушкин о пушках и пышках,
А о пышках из пушек не Пушкин пишет.

VN:F

please wait…

Rating: 5.0/5 (3 votes cast)

VN:F

Rating: +1 (from 3 votes)

Стихи про букву П, 5.0 out of 5 based on 3 ratings

Как научить ребенка различать звуки

Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.

Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.

Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.

Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.

Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.

Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.

Стихи про букву А для детей дошкольников

Вот мраморная арка
Ведет в аллею парка.
Идет аллея до ворот,
А у ворот автобус ждет.
Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва.
Какие вкусные слова –
И все на букву А.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Аист крылья расправляет,
Аист книгу раскрывает.
В книге – буквы и слова.
Аист видит букву А.
И, надев, очки на нос,
Он читает:
— АБ-РИ-КОС.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Учу  слова на букву  «А»: 
АНАНАС, АРБУЗ, АЙВА,  
АЛЫЧА и АВОКАДО, 
Все попробовать я рада. 
АБРИКОСЫ, АПЕЛЬСИНЫ — 
АХ, как  много витаминов!
Из-за стола встаю едва, 
Вкусны’ слова на букву «А».
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
«А» — похожА нА шАлАш,
есть тАм и второй этАж
или, может быть, чердАк,
букву «А» узнАет всяк.
«А» — похожА на вигвАм.
Это дом индейский, тАм
ПереклАдинА-турник…
НА него мы утром – прыг!
Подтянулись – крАсотА!!!
С буквой дружим мы всегдА!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква «А», смотрите, дети,
Вот она, красавица.
Апельсину и Арбузу
Эта буква нравится.
Кто пожадничал у нас?
Взял три буквы АнАнАс!
Раз-два-три-четыре-пять,
Букву «А» нам надо знать!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Открывая алфавит,
Первой буква «А» стоит,
Словно лестница-стремянка.
— Рот откройте, обезьянка,
А-а скажите, — говорит
Добрый доктор Айболит.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Акула по морю плывёт,
Нам букву А, она не отдаёт,
Акула, эта буква для нас важна,
Буква А нам всем нужна.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква «А» жила в Арбузе,
В полосатом толстом пузе.
Раз пришел к ней Абрикос,
Сладкий Ананас принес.
Мимо Аист пролетал,
Букву «А» он увидал,
И решил себе забрать.
Абрикос давай кричать:
— А-а-а, украли, помогите,
Букву «А» в букварь верните!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Возьми три палочки для  «А».
Наклонились две сперва.
Ну, а третья, посмотри,
Третья спряталась внутри.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Обожают эту букву
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.

Короткие стишки про букву А

Всем известна буква А – Буква очень славная. Да к тому же буква А В алфавите главная.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Буква «А» всему глава, У нее солидный вид, Потому что буква «А» Начинает Алфавит! Астры, аисты, аптеки С буквой «А» дружны навеки!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

— Что везешь, автомашина? — Все, что есть на букву А. Вот арбузы, апельсины, Абрикосы и айва.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Абрикосы для Антошки, Апельсины для Алёшки. Для кого же ананас? Ну, конечно же, для нас! Ай да Аист молодчага! Утомился, чай, бедняга.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

АнАнАс, АвокАдо, АйвА, Апельсин, Абрикос и Арбуз… Почему-то словА с буквой «А» ЧрезвычАйно приятны нА вкус. Просто слюнки текут – тАк хочу!.. КстАти, вспомнил ещё Алычу.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Аист нам достАвил груз: Аппетитнейший арбуз, АннАнасы, мандарины, Абрикосы, Апельсины!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Абрикос растет в саду А Арбуз на грядке. Алфавит я соберу, Чтобы был понятный.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Аист пробует припасы Аппетитные на вкус: Апельсины, ананасы, Абрикосы и арбуз.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

В море плавала акула Ела все, что в нем тонуло. К нам акула приплыла – Превратилась в букву… «А»

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Аист прилетел ко мне на крышу, Он в клюве букву А держал, Ах! Шептал он еле слышно, Как же эта буква хороша!

Литература:

1. Программы дошкольных об­ разовательных учреждений ком­пенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филиче­ва Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. — М., 2010. 2. Программа воспитания и об­учения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г. и др.; Под ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.:, 2009. 3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронталь­ные логопедические заня­тия в подготовительной груп­пе для детей с фонетикофонематическим недоразвитием. Пособие для логопе­дов. — М., 1998. 4. Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. — СПб., 1998. 5. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Ме­тодическое пособие. — СПб., 1999. 6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недо­развития речи у детей дошкольного возраста: практическое по­собие. — М., 2008.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, январь 2015.

Стихи про буквы алфавита от А до Я — С. Я. Маршак

Аист жил у нас на крыше, А в подполье жили мыши. Бегемот разинул рот — Булку просит бегемот. Воробей влетел в окно, В кладовой клюет пшено. Гриб растет среди дорожки, Голова на тонкой ножке. Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом. Ель на ежика похожа: Еж в иголках, елка тоже. Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет. Звезды видели мы днем За рекою над Кремлем. Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели. Кот ловил мышей и крыс, Кролик лист капустный грыз. Лодки по морю плывут, Люди веслами гребут. Мед в лесу медведь нашел: Мало меда, много пчел. Носорог бодает рогом — Не шутите с носорогом. Ослик был сегодня зол: Он узнал, что он — осел. Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха. Роет землю серый крот — Разоряет огород. Спит спокойно старый слон, Стоя спать умеет он. Таракан живет за печкой, То-то теплое местечко. Ученик учил уроки — У него в чернилах щеки. Флот плывет к родной земле, Флаг на каждом корабле. Ходит по лесу хорек — Хищный маленький зверек. Цапля важная, носатая Целый день стоит, как статуя. Часовщик прищурил глаз: Чинит часики для нас. Школьник, школьник, ты — силач: Шар земной несешь, как мяч. Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. Эта кнопка и шнурок — Электрический звонок. Юнга, будущий матрос, Южных рыбок нам привез. Ягод нет кислее клюквы, Я на память знаю буквы.

С.Я. Маршак

Все обучающие материалы по изучению букв в рубрике — Алфавит русский для детей. Стихи про буквы алфавита от А до Я — стихи и изображения принадлежат их законным авторам.

Ассоциативные стишки для изучения букв – запись пользователя Светлана (id835023) в дневнике

В интернете очень много представлено стихов для изучения букв алфавита.

Здесь я напишу те стишки, благодаря которым мы выучили буквы меньше, чем за два месяца:

А: А – начало алфавита,

Тем она и знаменита,

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

Б: Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком

В: В – буква очень важная

Воображала страшная,

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

Г: Гриб растет среди дорожки

Голова на тонкой ножке

Д: Д – словно домик аккуратный

С высокой крышею двускатной

Е: В слове ель мы Е услышим,

Букву Е мы так напишем:

Ствол и у ствола три ветки

Букву Е запоминаем детки.

Ё: Е и Ё – родные сестры,Различать сестер непросто.Но у буквы Ё две точки,Словно к лесенке гвоздочки.

Ж: Ж имеет столько ножек,

Будто буква ползать может,

Буква Ж наверняка на бумаге тень жука.

З: На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра 3,

З не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

И: И похожа на гармошку

И на испуганную кошку.

И – меж двух прямых дорог

Одна легла наискосок.

Й: Над буквой И крючок поставить

Мы сможем слово йод читать,

Кто лапку из зверей поранит,

Мы будем йодом ранку прижигать.

К: К одною лапкой пляшет,

А другою лапкой машет,

И при этом буква К

Будто усики жука.

Л: Л на крышу так похожа,

Да и на стремянку тоже,

Я скажу вам по секрету,

Очень любит буква лето.

М: Палочка и палочка

Между ними – галочка,

И понятно сразу всем –

Получилась буква М.

Н: Н – натянутая сетка,

Сетку держат очень крепко,

Приходите к нам во двор

Поиграем в волейбол

О: Загляни-ка в колесо

И увидишь букву О.

П: На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

Говорил недавно кто-то

П похожа на ворота

Возражать мне было лень

Я то знал, что П – как пень

Р: Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывёт, небес касаясь.

С: Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Т: На антенну Т похожа

И на зонт как будто тоже.

У: Буква У напоминает ушки

У зайчонка на макушке,

У улитки рожки тоже

Так на букву У похожи.

Ф: Ф надула свои щеки

Или встала руки в боки.

Х: Х – забавная игрушка,Деревянная вертушка.Деревянная вертушка –Ветру вольному подружка.

Ц: Буква Ц стоит бочкомИ цепляет всех крючком.

Ч: Да, вы правильно решили:Ч мы пишем как четыре.Только с цифрами, друзья,Буквы путать нам нельзя

Ш: Буква Ш в таких словах:Школа, шест, шарада, шах.Букву Ш я написала:Три шеста и снизу шпала.

Щ: Эта буква Щ как будто…Все сомненья бросьте.Украшает эту буквуПоросячий хвостик.

Ъ: Твердый знак – пишут так:

Колесо и спичка,

Позади косичка.

Ы: Ы какая-то толстушка,

Твой животик как подушка,

Чтобы легче ей ходить,

Палочку пришлось добыть.

Э: Это Э – с открытым ртом

И большущим языком

Ю: Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью,

Ой, смотри – ка, что случилось:

Получилась буква Ю.

Я: Куча яблок на прилавке

И заметил я друзья,

Если б яблоку две лапки

Сразу б вышла буква Я.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: