Штиль
Саша Чёрный
Из Гейне
Море дремлет… Солнце стрелы
С высоты свергает в воду.
И корабль в дрожащих искрах
Гонит хвост зелёных борозд.
У руля на брюхе боцман
Спит и всхрапывает тихо.
Весь в смоле, у мачты юнга,
Скорчась, чинит старый парус.
Сквозь запачканные щёки
Краска вспыхнула, гримаса
Рот свела, и полон скорби
Взгляд очей — больших и нежных.
Капитан над ним склонился,
Рвёт и мечет, и бушует:
«Вор и жулик! Из бочонка
Ты, злодей, стянул селёдку!»
Море дремлет… Из пучины
Рыбка-умница всплывает,
Греет голову на солнце
И хвостом игриво плещет.
Но из воздуха, как камень,
Чайка падает на рыбку —
И с добычей лёгкой в клюве
Вновь в лазурь взмывает чайка.
1911
Мордва – мокша и эрзя
Мордовский народ – хранитель богатой истории и культурного наследия. Если прежде разделение между мокша и эрзя было весьма заметным, то сегодня оно часто выражается лишь по внешним признакам. Темноглазых и темноволосых причисляют к эрзянам, а светлокожих – к мокшанам.
В старину значительную роль в жизни каждого из племён играл и национальный костюм. У мокшанок было принято носить широкие шаровары и рубаху, которую перевязывали на талии поясом.
А вот эрзянские женщины предпочитали длинные рубашки, напоминающие платья. Головные уборы женщин эрзя украшают узоры, некоторые отдаленно напоминают русские кокошники, а вот мокша более тяготели к подобию восточных тюрбанов.
Эрзяне на фестивале мордовской национальной культуры «Эрзянь Лисьмапря» / mordovochka.blogspot.com
Праздники мордвы
В мордовском календаре много самых разных праздников, но большинство из них связаны с сезонами и почитанием природы. В зимнюю пору начинали готовиться к празднику “роштовань кудо”. У него нет аналогов в наше время, однако у молодёжи мордвы этот праздник пользовался большой популярностью. Он сопровождался песнями, танцами, играми, а также проведением “магических” ритуалов, некоторые из которых носили весьма фривольный характер.
Также в традиции мордовских эрзя почитаем праздник Раськень Озкс, во времена крестьянской экспансии почти преданный забвению, а сегодня превратившийся в этнический фестиваль. Приход христианства принёс целомудренные обычаи, но от этого веселья меньше не стало. Одним из самых любимых праздников был “калядань-чи”, что проводился в рождественский Сочельник и был аналогом русского Дня Коляды.
Мордовский народ верил, что в этот день происходит рождение нового солнца, что постепенно набирает силу и появляется на небосводе. Вечером накануне праздника дети собирались в группы и отправлялись по дворам. Они исполняли соседям торжественные песни, а те угощали исполнителей конфетами и другими сладостями.
Праздники у мордвы веселые и массовые. На фото представлен праздник Раськень Озкс / mordovochka.blogspot.com
Языческие корни культуры мордвы
Несмотря на то, что большинство представителей мордвы сегодня являются христианами, в их обычаях ярко выражены и языческие отголоски верований далёких предков. Например, весной на праздник Пасхи мокша и эрзяне приносят дары умершим, а также просят у духов представителей своего рода послать хороший урожай и благополучие семьям.
По осени на полях Мордовии можно увидеть несколько несжатых полос ржи. Это также связано с языческими культами. В старину мордовский народ поклонялся богу плодородия Нороваве. Ему приносили хлеб и соль, что раскладывали в меже на поле, а также оставляли несколько полос пшеницы или ржи, что считалось даром божеству.
Традиции и обряды у мордвы разнообразны / portal.do.mrsu.ru
Мордва – яркий и самобытный народ, что гордится своими богатыми культурой и историей. Традиции мордвы отражают влияние русского и других соседних народов, причём некоторые эрзянские и мокшанские культурные особенности значительно отличаются.
Народы Мордовии – это люди, что с давних времён уважительно относятся к родному краю, природе, старинным обрядам и традициям. Несмотря на это, мы очень мало знаем о культуре мордвы, а потому стоит продолжать её изучение, ведь каждый раз происходит новое открытие.
Этнокомплекс «Масторава» — резиденция Якшамо Атя
На окраине села Кивать расположен Мордовский этнокомплекс «Масторава». Здесь ежегодно проводятся фестивали и праздники. Особенно массовым и популярным является фестиваль «Масторовань Молот». В нем принимают участие тысячи людей, причастных к мордовской культуре и традициям.
Зимой этнокомплекс становится резиденцией эрзянского зимнего волшебника. В одной из изб гостей принимает Якшамо Атя вместе со своей доброй помощницей. В избе воссоздан традиционный интерьер мордовского жилища: лавочки, печка, прялка, самовар.
Этнокомплекс занял почетное 2-е место в региональном конкурсе Национальной премии Russian Event Awards в 2019 году по Приволжскому Федеральному округу. Номинация была посвящена лучшему месту для проведения туристического события.
Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова
В позднем периоде творчества Лермонтова появляются глубокие философские темы. Присущее ему в юности бунтарство и открытый протест сменяются более зрелым взглядом на жизнь. Если раньше при описании России Лермонтов руководствовался высокими гражданскими идеями, связанными с мученической смертью на благо Отчизны, то теперь его любовь к Родине выражается в более умеренных тонах и напоминает патриотические стихотворения Пушкина. Примером такого отношения стало произведение «Родина» (1841 г.).
Лермонтов уже в первых строках признается, что его любовь к России – «странная». В то время ее было принято выражать в высокопарных словах и громких заявлениях. Это в полной мере проявилось во взглядах славянофилов. Россия объявлялась самой великой и самой счастливой страной, имеющей совершенно особый путь развития. Все недостатки и беды игнорировались. Самодержавная власть и православная вера объявлялись залогом вечного благополучия русского народа.
Поэт же заявляет, что его любовь не имеет каких-либо разумных оснований, она является его врожденным чувством. Великое прошлое и героические деяния предков не вызывают в его душе никакого отклика. Автору самому непонятно, за что ему так невероятно близка и понятна Россия. Лермонтов прекрасно понимал отсталость своей страны от Запада, бедность народа и его рабское положение. Но не любить собственную мать невозможно, поэтому он восхищен картинами необъятного русского пейзажа. Используя яркие эпитеты («безбрежных», «белеющих»), Лермонтов изображает величественную панораму родной природы.
Автор не говорит прямо о своем презрении к жизни высшего общества. Оно угадывается в любовном описании простого деревенского пейзажа. Лермонтову намного ближе поездка на обычной крестьянской телеге, чем прогулка в блестящем экипаже. Это позволяет почувствовать на себе жизнь простого народа, ощутить свою неразрывную связь с ним.
В то время господствовало мнение, что дворяне отличаются от крестьян не только образованием, но физическим и нравственным устройством организма. Лермонтов же заявляет об общих корнях всего народа. Иначе чем еще можно объяснить неосознанное восхищение деревенской жизнью. Поэт с радостью готов променять фальшивые столичные балы и маскарады на «пляску с топаньем и свистом».
Стихотворение «Родина» относится к числу лучших патриотических произведений. Его главное достоинство заключается в отсутствии пафоса и огромной искренности автора.
Статьи по теме
-
Московская усадьба Деда Мороза
В столице у главного волшебника есть своя усадьба, в которой он принимает гостей.
8541
-
Дед Мороз из Великого Устюга
Главный зимний волшебник России, лидер сказочного сообщества.
16212
-
Кузбасский Дед Мороз
Его резиденция находится в музее-усадьбе «Томская писаница».
1401
-
Хель Мучи – чувашский Дед Мороз
Самый музыкальный в сообществе Дедов Морозов.
6354
-
Сагаан Убген — бурятский Дед Мороз
По свой сущности волшебником-дарителем не является.
3762
-
Ямал Ири — ямальский Дед Мороз
Северный волшебник-повелитель легендарного Лукоморья.
3763
Все статьи рубрики
Фольклорная и историческая основа образа мордовского Деда Мороза
В мордовском фольклоре живут лесные жители-отшельники. Сказочные персонажи имеют реальных прототипов. Некоторая часть мордовских жителей не приняла христианство и ушла в леса, ведя отшельнический образ жизни, сохраняя языческие традиции.
В сказках они фигурируют под именем Гирь Атя, что означает «лесной дедушка». Зимой их называли Якшамо Атя – «холодный дед».
Люди эти особенные, они обладают необычной, сверхъестественной силой. Однажды, как повествует старинная мордовская сказка, один из таких персонажей оказал помощь мужчине. Стояла морозная ветреная погода. Поднялась пурга, все лесные тропинки занесла метель. Мужчина заблудился и не мог найти дорогу домой. Добрый отшельник помог выбраться из лесу и спас ему жизнь.
Легенду и заблудившемся путнике рассказывает жительница села Кивать Наталья Кузьмина.
По другой версии, в период принятия Христианства в конце XVII века часть мужчин, желая сохранить языческие верования отцов, ушла в леса. Никто их не искал в непроходимых лесах. А жены и дети продолжали жить в селах. На заимках, вдали от семей, отшельники вели нехитрое хозяйство.
А когда наступала зима, истосковавшиеся по домашнему уюту мужики возвращались и устраивали для близких зимний праздник: пели, играли на гармошке, танцевали. Так возник праздник зимних отцов, по-эрзянски Якшамо Атя.