Хохлома

Глиняная игрушка

Для работы с этим материалом надо разобраться, какая глина бывает, а её два вида: горная и полимерная.

Горная или натуральна глина, имеет несколько цветов в зависимости от наличия железа, минералов и солей:

  • Красная. Отлично держит температуру. В природе имеет коричневый цвет с зеленоватым отливом.
  • Голубая. В её составе много минералов и солей. Очень хорошее косметическое средство.
  • Белая. Самая доступная из натуральных глин. В природе имеет грязный темно-серый цвет. Приобретает белый цвет после обжига.

Искусственный материал для лепки — полимерный. Он имеет очень важный для себя свойства: термостойкость и пластичность.

Для работы с этим интересным продуктом могут понадобиться следующие аксессуары:

  • Устойчивый и ровный стол.
  • Тряпка для вытирания рук.
  • Перчатки, если вдруг придётся самостоятельно замешивать глину.
  • Фартук.
  • Небольшой нож: канцелярский или перочинный.
  • Формочки для нанесения узоров. Они могут быть не только фабричного производства, но и быть изготовлены из подручных средств.
  • «Наждачка» от нулёвки до пятёрки.
  • Скалка для раскатки глины. Она найдётся у любой хозяйки.
  • Декорирующие средства.

Символика русских народных поделок

Наша игрушка не только красочна, а её образы радуют, и детвору и взрослых, но и несет символичность. В изготовленных из глины или дерева поделки живых существ или предметов заложен смысл. Каждая фигурка несёт свою информацию из прошлого:

  • Петух – символизирует солнечный свет. Видимо потому, что эта птица раньше всех просыпается и сообщает миру о приходе нового дня.
  • Коза – символ плодородия и неприхотливости.
  • Коромысло – символ баланса в семье. А так как коромыслом носили воду в основном представители женского пола (девочки, девушки, женщины, бабушки) то за семейным балансом или ладом должна была отвечать хозяйка дома.
  • Топор – это символ защиты от болезней и других неприятностей.

Тряпичные куклы народной тематики

Для появления такой куклы на свет нам потребуется:

  • Ткань размером: сорок на пятнадцать сантиметров (белая, пёстрая и однотонная).
  • Небольшая «тряпочка» под фартук десять на восемь сантиметров.
  • Пряжа из неё будем делать волосы.

Этапы изготовления куклы:

  1. Изготовляем тело. На отрез белой ткани укладываем синтепон и сворачиваем ткань пополам.
  2. Голову. На конце делаем скрутку и закрепляем её нитью.
  3. Руки. Ткань складываем пополам, завязываем края.
  4. Скрепляем тело и руки ниткой. Нитью выполняем крестообразный рисунок на груди. Это будет соединять руки и тело. Обматываем ей пояс. Затягиваем нитку.
  5. Создаём нижнюю юбку. На однотонной ткани формируются складки. Нитками закрепляем юбку. Надеваем юбку на куклу
  6. Приделываем фартук и пояс. Ткань для фартука привязываем ниткой к лицевой (передней) части куклы.
  7. Делаем волосы. Пряжу наматываем на плотный картон в несколько слоёв, затем разрезаем пряжу с одного края. Выравниваем пучок и закрепляем его на голове.

Вышеперечисленные примеры это не всё, что есть в традиции изготовления «Русской народной игрушки». Этой статьёй хотелось привлечь как можно больше людей к изучению родных традиций, обрядов и истории России в целом.

Из серебра – в золото

Итак будущее творение покрыто всё узорами мастера, на нём красуются лесные ягоды, среди ярких цветов ожили птицы, в осочке спрятались зверюшки. Но это ещё не та настоящая, знаменитая на весь мир хохлома! Только сейчас можно приступать к волшебству, чтобы мерцающее холодным серебром изделие засверкало благородным теплом золота.

Этой тайной владеют лачила и печник. Первый покрывает расписанный предмет нескольким слоями синтетического жёлтого лака, а второй отвечает за закаливание в печке при температуре до 180 градусов на протяжении трёх-четырёх часов.

И вуаля! Поставленное на «приготовление» в печь хохломское серебряное изделие достаётся на белый свет сверкающее золотом! Ох уж эти фокусники, лачила да печник!

Сегодня хохлома постепенно возвращается в наши дома в виде предметов быта и сувениров. Кроме того, хохломской узор становится визитной карточкой русского стиля в мировой моде. Орнаменты с хохломой модельеры начали вводить в свои новые коллекции при пошиве блузок и юбок, топов и брюк, даже в вечерних нарядах и спортивной моде есть это волшебство.

А хотите посмотреть, как можно расписать обычную деревянную разделочную дощечку? Это очень красиво и интересно)

А вы любите хохлому? Может, у вас детская мебель разукрашена золотом и на ней живут сказочные жар-птицы или в гардеробе поселилась брендовая одежда с хохломской росписью? В ожидании историй прощаюсь с вами до новых встреч.

Жду вас с нетрпением в нашей группе «Вконтакте», присоединяйтесь, там весело)

Ваша Евгения.

Матрёшка

Эта русская кукла не менее популярна, чем Барби. И сделать ее самостоятельно не составит особого труда.

Из картона

Для изготовления матрёшки из картона потребуется:

  • Картон красного цвета.
  • Набор разноцветной бумаги.
  • Фломастеры.
  • Ножницы.
  • Клей ПВА или клей-карандаш.
  • Простой карандаш.

Делаем заготовку:

  1. Рисуем заготовку на изнаночной стороне картона и вырезаем её.
  2. Делаем платок из бумаги жёлтого цвета (или любого другого, какой больше нравится). Для этого заготовку кладём на цветной лист и обводим только верхнюю часть.
  3. Вырезаем платок, наклеиваем на верхнюю часть матрёшки.
  4. Вырезаем круг из белой бумаги, накаливаем это круг на верхнюю часть будущей матрёшки. Далее рисуем лицо.

Украшаем матрешку цветочком:

  1. Вырезаем квадрат из цветной бумаги.
  2. Складываем его по диагонали несколько раз.
  3. С помощью ножниц закругляем концы.
  4. Разворачиваем цветочек и накаливаем на матрёшку.

Какой бывает хохлома?

Для своей работы хохломские художники используют масляные краски и только тоненькие кисточки, которые часто делают для себя сами из хвостиков белки или из кусочка шерсти от овечки (называются они нежно «ляпушки»).

Среди традиционных хохломских элементов – лесные ягоды рябины и земляники, разные цветочки и веточки. Есть в хохломских рисунках птицы, рыбки и зверюшки.

В росписи используется только придающий теплоту красный, усиливающий сияние чёрный, оживляющий зелёный и добавляющее благородства золото. Лишь в редких случаях узор оживляют добавлением белой краски. У закруглённых предметов под хохломскую роспись нет резких контуров, все узоры рассеивают свет.

Хохлома бывает «верховая» и «под фон». Это две разные технологии росписи изделия.

Первая предполагает, что на покрытое серебром лужёное «бельё» наносятся красным и чёрным узоры. В верховом стиле росписи применяют разные орнаменты:

  • травка – это классика жанра, которая нам с детства знакома из луговых трав в виде тонких завитков, в которые художники вписывают ягодки, горошки и колоски,
  • узоры «под листок» или «под ягодку» — делается мастером широкими мазками кисти, среди популярных элементов встречаются ягоды и листья смородины, земляники, крыжовника, цветки колокольчика,
  • «пряник» — он может быть в виде круга, квадрата или ромба, в серёдку которого вписывается рисунок по подобию солнышка с лучиками, и кажется, что оно всё время движется, обычно такой орнамент рисуют внутри чашки или блюда.

Второй метод «под фон» заключается в том, что первоначально намечают контуры орнамента, а весь свободный от узоров фон заполняется чёрной краской. Получается, что рисуют не рисунок, а фон. Чаще всего в таком стиле росписи применятся элемент под названием «кудрИна» — это пышная роспись с круглыми и затейливыми завиточками, которые внешне похожи на кудряшки. Такой метод хохломы более трудоёмкий, ему ещё надо поучиться.

Русская печь

Русскую печку можно сделать из многих подручных материалов. Но мы рассмотрим самые популярные варианты.

Из картона

Этапы выполнения:

  1. Делаем разметку. Длина 15 см, высота с трубой 15 см, высота с другой стороны трубы 10 см, общая ширина 8 см, ширина с трубой 6 см, труба 5 см.
  2. Делаем припуски на швы.
  3. Вырезаем и склеиваем клеем ПВА.
  4. Труба выполняется отдельно из тонкого картона.
  5. Грунтуем акриловой краской белого цвета.
  6. Вырезаем кирпичики, красим их и наклеиваем на печь.

Аналогично можно сделать и из плотной бумаги.

Вязанная

Поделка вяжется крючком из тонких и жестких нитей для вязания крючком, названием таким нитям «Ирис».

Для вязки печи потребуется пряжа «Ирис» разных цветов и крючок нужного размера:

  • Белая. Основная часть печи.
  • Коричневая. Нижняя часть печи.
  • Чёрная. Заслонка, горшок на трубе и ухват.
  • Серая. Ручка на заслонке.
  • Бежевая. Выступ для горшка.
  • Оранжевая. Огонь в печи.
  • Наполнитель из ваты или синтепона.
  • Проволока для каркаса ухвата.
  • Картон для каркаса выступа печи.

Технология вязки:

  1. Вязать печку следует столбиком.
  2. Накид делать не надо.
  3. При вязании убирать петли по краю полотна.

Русская изба из коробки и пластилина

Для изготовления поделки «Русская изба» потребуется:

  • Коробка.
  • Клейка лента имитирующая дерево.
  • Канцелярский нож.
  • Клей ПВА, клей «Момент» или суперклей.
  • Ножницы, веревочка, скотч.
  • Пластилин.
  • Коричневый картон.
  • Стеновые панели.
  • Краски и кисть.

Этапы изготовления:

  1. Обрезаем коробку, но две стороны оставляем высокими.
  2. Вырезаем окна.
  3. Обклеиваем изнутри стены.
  4. Делаем бревнышки из коричневого картона.

Пластилин пригодится для изготовления домашней утвари.

Анна Ахматова — Тайны ремесла

1. Творчество
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,—
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
2.
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
3. Муза
Как и жить мне с этой обузой,
А еще называют Музой,
Говорят: «Ты с ней на лугу…»
Говорят: «Божественный лепет…»
Жестче, чем лихорадка, оттреплет,
И опять весь год ни гу-гу.
4. Поэт
Подумаешь, тоже работа,—
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.
И чье-то веселое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.
А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.
Налево беру и направо,
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И все — у ночной тишины.
5. Читатель
Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет!—
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.
И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта позорное пламя
Его заклеймило чело.
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то беспомощно плачет
В какой-то назначенный час.
И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад,
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят,
За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной…
Так исповедь льется немая,
Беседы блаженнейший зной.
Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен —
Поэта неведомый друг.
6. Последнее стихотворение
Одно, словно кем-то встревоженный гром,
С дыханием жизни врывается в дом,
Смеется, у горла трепещет,
И кружится, и рукоплещет.
Другое, в полночной родясь тишине,
Не знаю, откуда крадется ко мне,
Из зеркала смотрит пустого
И что-то бормочет сурово.
А есть и такие: средь белого дня,
Как будто почти что не видя меня,
Струятся по белой бумаге,
Как чистый источник в овраге.
А вот еще: тайное бродит вокруг —
Не звук и не цвет, не цвет и не звук,—
Гранится, меняется, вьется,
А в руки живым не дается.
Но это!.. по капельке выпило кровь,
Как в юности злая дечонка — любовь,
И, мне не сказавши ни слова,
Безмолвием сделалось снова.
И я не знавала жесточе беды.
Ушло, и его протянулись следы
К какому-то крайнему краю,
А я без него… умираю.
7. Эпиграмма
Могла ли Биче, словно Дант, творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…
Но, боже, как их замолчать заставить!
8. Про стихи
Владимиру Нарбуту
Это — выжимки бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар…
Это — теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это — пчелы, это — донник,
Это — пыль, и мрак, и зной.
9. Осипу Мандельштаму
Я над ними склонюсь, как над чашей,
В них заветных заметок не счесть —
Окровавленной юности нашей
Это черная нежная весть.
Тем же воздухом, так же над бездной
Я дышала когда-то в ночи,
В той ночи и пустой и железной,
Где напрасно зови и кричи.
О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там,—
Это кружатся Эвридики,
Бык Европу везет по волнам.
Это наши проносятся тени
Над Невой, над Невой, над Невой,
Это плещет Нева о ступени,
Это пропуск в бессмертие твой.
Это ключики от квартиры,
О которой теперь ни гугу…
Это голос таинственной лиры,
На загробном гостящей лугу.
10.
Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой…
Оттого-то мне мои дремоты
Вдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.

Игрушки из дерева

Игрушки выпиленные, выстроганные или собранные из разных элементов лучше всего из твёрдых пород деревьев:

  • яблоня,
  • груша,
  • дуб,
  • берёза,
  • сосна (любые хвойные).

Кроме измерительных инструментов и карандаша потребуются:

  • ножовка,
  • рубанок,
  • молоток,
  • отвёртки,
  • клеевой пистолет.

Для соединения элементов конструкции потребуются:

  • гвозди,
  • шурупы,
  • столярный клей,
  • силиконовый клей.

Если поделки изготовляются с помощью резки, то здесь потребуются мягкие сорта деревьев. Липа — это прекрасное дерево для резки. Для такой работы будут необходимы инструменты для резьбы по дереву:

  • нож,
  • стамески прямые и полукруглые,
  • штихели (узкая полукруглая стамеска).

Михаил Лермонтов — Не верь себе

Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы, бойся вдохновенья…
Оно – тяжелый бред души твоей больной
Иль пленной мысли раздраженье.
В нем признака небес напрасно не ищи –
То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!
Случится ли тебе в заветный, чудный миг
Отрыть в душе давно безмолвной
Еще неведомый и девственный родник,
Простых и сладких звуков полный, –
Не вслушивайся в них, не предавайся им,
Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным
Не передашь ты их значенья.
Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой,
Не выходи тогда на шумный пир людей
С своею бешеной подругой;
Не унижай себя. Стыдися торговать
То гневом, то тоской послушной
И гной душевных ран надменно выставлять
На диво черни простодушной.
Какое дело нам, страдал ты или нет?
На что нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет,
Рассудка злые сожаленья?
Взгляни: перед тобой играючи идет
Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.
А между тем из них едва ли есть один,
Тяжелой пыткой не измятый,
До преждевременных добравшийся морщин
Без преступленья иль утраты!..
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным…

Идеи глиняных фигурок

Кукла – закрутка, что может быть проще для изготовления такой игрушки потребуется ткань и определённые навыки. Но можно сделать и красивую глиняную фигурку.

Животные

Начинать лепить из глины надо с самого простого. Допустим фигуру животного, рассмотрим этап лепки сказочного зверя поэтапно:

  1. Взять кусок глины такого размера, какой по размеру должна получиться фигурка.
  2. Размять вещество.
  3. Раскатать по поверхности.
  4. От раскатанной заготовки оторвать небольшой кусочек. Это будет голова.
  5. Скатать шарик из маленького кусочка (будущей головы) из остальной глины скатать «колбаску».
  6. На обоих концах кусочка «колбаски» сделать надрезы. Это будущее ноги животного.
  7. Изогнуть заготовку «колбаска» в фигуру желаемого животного. Получится туловище.
  8. Соединить туловище и голову.
  9. Сформировать мордочку.

Если планируется дальнейший обжиг не надо делать животное слишком большим. Это может затруднить погружения игрушки в печь для обжига.

«Барыня»

Кукла в народном костюме на примере Дымковской игрушки.

Рассмотри поэтапно, как выполняется изделие:

  1. Лепим юбку. Делаем широкое основание полое внутри. Скатываем жгутики и выкладываем их по кругу. По принципу: чем выше, тем уже.
  2. Выложенные жгутики разгладить, чтобы юбка смотрелась как цельный элемент. Должна получиться своеобразная ступа.
  3. Начинаем делать торс куклы. Скуриваем овал, на конце фигуры делаем овал уже, это будет шея. Насаживаем голову. В эту юбку-ступу вставляем торс с головой будущей куклы.
  4. Делаем руки. Опять скручиваем жгутики, это руки. На руках делаем рукава. С обратной стороны жгутик сплющиваем. Руки прилепляем к туловищу и складываем их на талию куклы.
  5. Делаем кокошник. Делаем жгутик, аккуратно его сплющиваем, сгибаем в полукруг, надеваем кокошник на голову.
  6. Лепим косу. Из двух жгутиков делаем спираль, изгибаем, закрепляем на затылке. Укладываем косу на плечо кукле.
  7. Делаем рюши для юбки. Жгутик волнообразно укрепляем на подоле.

Фигура Барыни готова, осталось её расписать:

  1. Кукла полностью покрывается белилами.
  2. Сушим.
  3. Красим туловище и косу. Юбку и кокошник не красим, оставляем для нанесения орнамента.
  4. Наносим узоры в стиле Дымковской игрушки. Основой узора такой игрушки являются точки, круги, волнистые линии и прямые линии.
  5. Рисуем лицо Барыне.

Аппликации на тему русских народных сказок

Аппликация – это изображения чего-либо с помощью наклеивания, вырезания из любого материалы или вышивания любым способом.

Аппликацию можно сделать в любом стиле по любому направлению, но рассмотрим тему русских народных сказок.

Для работы могут потребоваться:

  • Белый картон формата А-4.
  • Бумага для акварели формата А-3.
  • Бумага с нанесённым на неё уже готовым рисунком.
  • Белая и цветная бумага.
  • Ножницы.
  • Клей ПВА или клей-карандаш.
  • Чёрный маркер.

Создаём основной фон:

  1. На бумагу для акварели приклеиваем картон.
  2. Из бумаги с нанесённым рисунком вырезаем разные фигуры, это будут полянки.
  3. Приклеиваем их на фон, который сделан из картона.

Делаем композицию: «Домик на цветущей полянке»:

  1. Для будущего окошка вырезаем из белой бумаги два элемента в виде цифры «9», но хвостик цифры делаем не закруглённый, а прямой.
  2. Соединяем элементы между собой.
  3. Наклеиваем окно на бумагу жёлтого цвета. Получилось светящееся окно.
  4. Вырезаем полоски из коричневой бумаги, это будет стена домика.
  5. Вырезаем треугольник, это крыша домика.
  6. Соединяем элементы на основном фоне.
  7. Из жёлтой бумаги вырезаем полукруг, это будет солнышко
  8. Вырезаем волнистыми линиями широкие неровные фигуры, это будут кусты и деревья.
  9. Всё это наклеиваем на основу.
  10. Вырезаем ровный круг, наклеиваем его около домика, рисуем на круге мордочку. Получилась сказка о колобке.

Эризн — Не запрещай себе мечтать

Не запрещай себе мечтать –
Пусть не в цветном, пусть в чёрно-белом;
Пусть ты открыт ветрам и стрелам –
Сними замок, сорви печать!
Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво –
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
Не обрывай свои цветы,
Пускай растут в приволье диком
Молчаньем, песней или криком
Среди безбрежной пустоты.
Не запрещай себе летать,
Не вспоминай, что ты не птица:
Ты не из тех, кому разбиться
Гораздо легче, чем восстать.
Не запрещай себе любить,
Не нужно чувств своих бояться:
Любовь не может ошибаться
И всё способна искупить.
Не береги лучей звезды –
Бросай направо и налево,
И эти странные посевы
Дадут чудесные плоды.
Не бойся жить, не бойся петь,
Не говори, что не умеешь:
Ты ни о чём не пожалеешь –
Да будет не о чем жалеть!
И не стесняйся побеждать:
Твоих врагов судьба излечит,
И может быть, другие встречи
Ещё вас будут ожидать.
Не бойся в камне прорастать,
Под небосвод подставив плечи.
Пусть без мечты порой и легче –
Не запрещай себе мечтать!

Секрет появления хохломы

Хохломская декоративная роспись посуды и предметов мебели в золотом и красном стиле по чёрному фону родилась в 17 веке в городке Семёнов, расположенном в северной стороне от Нижнего Новгорода. Потому её некоторые ещё зовут семёновской росписью. Символ хохломского искусства – сказочная огненная украшенная цветами жар-птица.

Вокруг народного промысла ходит много легенд.

Историки говорят, что хохломская роспись получила своё название от торговой деревушки, куда местные мастера носили на продажу свои великолепные изделия. Россия тогда только-только освободилась от татаро-монгол, стали обновляться церкви и широкое распространение получила иконопись. Вот она-то и стала прародительницей золотой хохломы.

Нижегородские земли постепенно заселялись, сюда пришли и старообрядцы, которые знали особый секрет золочения иконных досок с серебряным металлом и льняным маслом – олифой. Дерево икон покрывали серебряным порошком, затем сверху мазали олифой и ставили в печку. Из печки деревянная красота уже выходила золотая.

Появившееся дешёвое олово позволило обычным деревенским мастерам делать предметы быта. Расписная праздничная посуда  начала изготавливаться по заказу и дарилась иноземным гостям. Помимо посуды, делали шкатулки и шкафчики, столы и стульчики. Попав на международную выставку в Париж, хохлома прославила нижегородских мастеров на весь мир.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: