Сочинение-описание картины мона лиза (джоконда) леонардо да винчи

Изучение работы да Винчи в школе

В рамках школьной программы сочинение «Чему улыбается Джоконда» (тема может быть и другой, но похожей) учащиеся пишут в 4 или 5 классе. В такой работе будет уместно передать краткое или подробное смысловое содержание произведения.

О чём думает улыбающаяся женщина, доподлинно неизвестно, поэтому ученикам можно пользоваться подсказками воображения.

По сути, каждый способен увидеть в полотне что-то своё.

Варианты письменных работ могут быть разными, например:

  • сообщение;
  • доклад;
  • реферат;
  • рассказ;
  • мини-эссе.

От выбранной формы зависит содержание. Например, в реферате будет уместна характеристика изображённых предметов. В эссе можно кратко изложить свои впечатления от картины, донести до читателя настроение, которое она создаёт.

«Руки противятся ему» – страшилка современности

Картину Билла Стоунхэма «The Hands Resist Him», написанную в 1972 году, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но она имеет довольно интересную историю. Художник уверяет, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, дверь – представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла – проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки – это альтернативные жизни или возможности. Возможно, о полотне бы так никто и не узнал, если бы в 2000 году его не выставили на продажу на eBay. Продавцами оказалась женатая пара, которая обнаружила картину в заброшенной пивоварне и забрала ее с собой. Они не придумали ничего лучше, как повесить ее в комнату своей дочери. Постепенно в их жизни стали происходить ужасные события.

«The Hands Resist Him» Билл Стоунхэм

«Однажды утром наша дочь, которой было 4,5 года, принялась нас убеждать, что ночью дети на картине дрались и вышли прямо в комнату», – утверждала семья.

После чего родители решили установить в комнату камеру с датчиком движения и заметили, что девочка-кукла на картине меняет свое местоположение, вынимает пистолет и направляет его на мальчика. Впрочем, семья все равно уверяла, что ничего сверхъестественного в этом нет и, скорее всего, это просто игра освещения. Картина была выставлена на аукцион, на странице которого побывало большое количество людей. Особо впечатлительные писали, что при одном взгляде на картину с ними происходили странные вещи: кто-то терял сознание, а кого-то бросало в жар.

Сам автор картины, Стоунхэм, только посмеивается над чересчур мнительными людьми.

Эксплуатация образа Моны Лизы

Про копии мы уже говорили. Есть еще Донна Нуда – обнаженная версия Джоконды. Автор картины не известен, но считается, что она была написана в одно время с героиней нашего рассказа.

Сумасшедшую популярность Джоконда получила после того, как ее украли. Что началось! Все газеты сообщали об этом происшествии.

И это познакомило широкую аудиторию масс, не посещающих музеи, с Моной.

Картину нашли, ее украл итальянский эмигрант, работник Лувра (на момент кражи уже уволившийся оттуда). Работу обнаружили у него под кроватью. Он не хотел сделать ничего плохого, просто лелеял мечту вернуть шедевр на родину, в Италию.

Бешеная популярность приносит иногда странные плоды. Некоторые художники вдруг стали издеваться над Джокондой. С ней стали экспериментировать.

Это сейчас мы знаем десятки фотожаб на Мону Лизу (смотри ниже) и только улыбаемся им. А тогда публика была оскорблена до глубины души, чего, вероятно, и добивались художники.

Например, Малевич в своей композиции перечеркнул изображение Джоконды и написал «Частичное затмение».

Марсель Дюшан пририсовал ей усики (какое кощунство! – негодовали зрители), после чего написал вообще неприличное L.H.O.O.Q. («у нее горячая задница», в смысле «девушка сильно возбуждена»).

Энди_Уорхол, Мона Лиза

Сегодня Мона Лиза находится под пуленепробиваемым стеклом, публика не может к ней приблизиться на расстояние более 3-х метров, так как мешают турникеты. Для картины выделен отдельный зал, где всегда полно зрителей. Ее посещают 8 миллионов туристов в год!

…И последнее, что хочу сказать исходя из собственного опыта. Если вы поедете в Лувр смотреть Мону Лизу, то, скорее всего, вас ждет разочарование. Вы ее не рассмотрите по нескольким причинам:

  1. Это маленькая темная доска размером со средних размеров книгу.
  2. От турникета, за который нельзя заходить, до стены – несколько метров.
  3. Пуленепробиваемое стекло отсвечивает, и вы видите не саму картину, а туристов впереди вас в отражении.
  4. Между вами и турникетом – толпа фотографирующих и волнующихся, так же, как вы, зрителей, которые пытаются что-то увековечить на своих телефонах, подняв их выше голов.
  5. Перед этим вы выстоите две очереди: при входе в Лувр на улице, потом в кассу. И будете очень уставшими.

В общем, если вы попадете в Лувр, попробуйте насладиться другими шедеврами живописи, а образ Моны Лизы оставьте себе тот, что запечатлен у вас в памяти. Проявите уважение к себе и не разрушайте миф о ее загадочности. Ведь она заслуживает романтического к ней отношения, не правда ли?)

Долк Лундгрен, «Последняя Мона», 2008

Этот норвежский граффити художник, чьи ранние работы принимали за Бэнкси, всегда работает на грани юмора и трагедии, его холсты — это заборы и заброшки крупнейших городов мира, кисти — баллончики с краской. Произведения этого художника не претендуют на вечность: как и любое граффити они подвергаются опасности каждый день. А самого художника обвиняют в вандализме. Этот художник и сам себя называет себя Кинжалом (Dolk в переводе с норвежского «нож», «кинжал»). В работе «Последняя Мона» Лундгрен вместо реального кинжала, правда, он использует в качестве деструктивного элемента валик и алую краску, тем самым показывая, что ничто не вечно.

Долк Лундгрен, «Последняя Мона», 2008

«Портрет четы Арнольфини» – кладезь скрытых символов

Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» чуть ли не самое обсуждаемое полотно эпохи раннего Возрождения. В ней зашифровано огромное количество скрытых символов, которые раскрывают настоящий сюжет. Споры о том, кто же на самом деле на ней изображен, не утихают до сих пор. Считается, что это портрет купца Джованни ди Николао Арнольфини и его жены Джованна Ченами, но архивы говорят, что поженились они после того, как картина была готова. Некоторые искусствоведы считают, что это мог быть тот же купец, но с бывшей женой или вовсе его двоюродный брат. На картине изображена церемония бракосочетания.

«Портрет четы Арнольфини» Ян ван Эйк

Во-первых, неясно, беременна ли женщина. При первом взгляде зритель скажет – очевидно же, что да! Но историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились именно в таком стиле, а героиня картины к тому же держит длинный подол своего платья.

Во-вторых, Арнольфини держит жену левой рукой, что означает «брак левой руки» – союз между людьми из разных социальных кругов. Интерьер комнаты также скрывает в себе много символов – апельсины демонстрируют благосостояние и райское блаженство, собака – верность, четки – благочестие.

Отдельное внимание уделяется зеркалу. Раму украшают десять медальонов с изображением Страстей Христовых

Через сцены Страстей отображался символический брак Христа с Церковью, соответственно, проводилась параллель с христианским браком. Эксперты обращают внимание на одну деталь – со стороны мужчины изображены эпизоды Страстей до смерти Христа, а со стороны женщины – после. Это объясняется тем, что портрет женщины посмертный, либо она умерла во время работы над картиной. О смерти невесты говорит и другой символ – люстра. В ней горит свеча только над мужчиной.

Расположение фигур говорит о роли супругов – женщина стоит около постели в глубине комнаты, тем самым символизируя роль хранительницы очага. Мужчина стоит около открытого окна – это означает принадлежность к внешнему миру.

Особенности названия

О величайшем творении Леонардо да Винчи, наверное, слышал каждый – оно не нуждается в отдельном “представлении”. Несмотря на это, есть немало фактов, что известны немногим.

Кроме того, сама эта работа Леонардо хранит немало тайн. Одно только её название является своего рода “шифром”. Слово “мона” является производным от “монна”, а именно – сокращённым вариантом фразы “ма донна” (переводится как «моя госпожа»).

Я уверена, что вам известно и другое название картины – «Джоконда». Оно впервые упоминается в 1525 году в списке художника Салаи, где картина обозначается как «Ла Джоконда». Такое название имеет прямое отношение к фамилии женщины, изображённой на полотне. Её мужа звали господином Джокондо (с итальянского эта фамилия переводится как «весёлый»). Буква “а” в конце слова появилась в женской интерпретации.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519 годаМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

Тревожащий взгляд

Кажется, будто бы пристальный взгляд Моны Лизы распространяется за границы полотна, но одновременно он направлен прямо на зрителя. И это независимо от местоположения наблюдателя. В трехмерном мире тени и свет на поверхностях смещаются в соответствии с точкой обозрения. Но данное правило не касается двумерных плоскостей.

Учёные из Университета Огайо смогли научно объяснить данный оптический феномен, при котором изображение не меняется при разных углах просмотра. Леонардо да Винчи настолько искусно владел техникой распределения светотени, что смог создать такое глубокое, реалистичное ощущение игры света и тени в своём произведении.

Именно благодаря этому явлению взгляд Джоконды такой тревожащий.

Казимир Малевич, «Композиция с Мона Лизой», 1914

Малевич стал первым в 20 веке, который использовал образ Мона Лизы в своем коллаже. В нем он издевательски пренебрег культовым статусом картины. На «Композиции с Мона Лизой» он просто взял и перечеркнул лицо Джоконды красным крестом.

Казимир Малевич, «Композиция с Мона Лизой», 1914

Малевич, на тот момент работавший в жанрах импрессионизма и кубизма, начал экспериментировать с кубизмом. Его интересовала в первую очередь абсурдность изображения, и в каждую из работ он добавлял один или несколько резко контрастирующих элементов. В «Композиции с Мона Лизой» этими элементами выступают перечеркнутая картина Леонардо, как символ старого искусства, газетная вырезка и надпись «Частичное затмение».

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Взятие снежного городка Сурикова

    Одна из самых добрых и легких картин Василия Сурикова была написана в его родном городе Красноярске и представлена в 1891году, которая сразу завоевала всемирную известность. Она была написана после тяжелого периода художника

  • Сочинение по картине Васнецова Северный край 5, 7 класс

    Картина «Северный край» была написана прекрасным художником-пейзажистом А.Васнецовым. Он мог удивительно четко изобразить прелесть русской природы. Примером этому служит его картина «Северный край».

  • Сочинение по картине Саврасова Радуга

    Художник располагает к себе через красоту простых, обыденных пейзажей. Работы, пропитанные теплом и любовью к родным краям, из-под кисти выходят с виду простыми уголками России

  • Сочинение по картине Григорьева Вратарь от лица болельщика зрителя 7 класс

    Вы знаете, как я люблю футбол? Это моя жизнь. Утром, как только встанет солнце, я несусь на наше импровизированное поле сломя голову. Наше поле, это небольшая площадка, которую мы соорудили сами.

  • Сочинение по картине Решетникова Опять двойка 5 класс

    Картину Опять двойка Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.

Другие работы художника

Благовещение

К сожалению, нам ничего не известно о предыстории этой картины, на которой изображён архангел Гавриил, принёсший Деве Марии благую весть о том, что она избрана стать матерью Иисуса. Широкая публика об этом полотне ничего не знала до 1867 года, когда его переместили из женского монастыря близ Флоренции в галерею Уффици. Специалисты считают картину одной из ранних работ Леонардо, хотя встречаются и те, кто сомневается в его авторстве.

Дама с горностаем

Историю этой картины можно проследить лишь с конца XVIII века. Принято считать, что на ней изображена Цецилия (Чечилия) Галлерани, одна из любовниц герцога Лодовико Сфорца, миланского покровителя Леонардо. Горностай был геральдической эмблемой Сфорца, а греческое название этого зверька («гален») позволяет обыграть фамилию Цецилии. Девушка уже в юном возрасте прославилась своим умом и красотой. Леонардо сумел очень живо передать оба этих качества.

Тайная вечеря

Это самая большая и единственная сохранившаяся фреска Леонардо. Она была заказана для трапезной монастыря Санта-Мария- делле-Грацие близ Милана. Сюжет был традиционным для подобных помещений, но Леонардо очень оригинально решил его. Он взял тот драматичный момент, когда Христос сообщает своим апостолам, что один из них предаст Его. Леонардо поставил себе задачей изобразить различие реакций на эти слова и блистательно с этим справился.

Мадонна в скалах

Это самая загадочная картина Леонардо. Существует ещё одна версия картины в Национальной галереи в Лондоне. Странно то, что Леонардо, редко заканчивающий свои работы, мог написать два варианта одной картины. Художник получил заказ на алтарный образ для миланского Братства Непорочного Зачатия. Он исполнил его — это и есть «Мадонна в скалах», выставленная в Лувре. Остаётся непонятным, почему Братство отвергло первую (луврскую) картину и потребовало переписать её.

Фернан Леже, «Мона Лиза с ключами», 1930

Мона Лиза Леже — одно из самых экспериментальных полотен художника. Он многие годы экспериментировал с композицией: убирал фрагменты картин, играл с ними вне перспективы, экспериментировал с ракурсами и цветом. Влияние сюрреализма здесь очевидно. Изображенные объекты не имеют поддержки, а словно плавают в космосе. Влияние сюрреализма проявляется и в причудливом сопоставлении предметов, отсутствии отношения друг другу. Что касается изображения Мона Лизы — так он вовсе обесценивает ее образ. Для него это не культовый образ, а просто очередной растиражированный элемент поп-культуры. Делая на этом акцент, Леже помещает образ женщины на задний план, перекрывая ее изображение связкой ключей.

Фернан Леже, «Мона Лиза с ключами», 1930

Леже создал множество картин, на которых изобразил ключи, и однажды сказал об этой картине: «В один день, нарисовав связку ключей, я спросил себя, какой элемент в мире меньше всего связан со связкой ключей, и я ответил себе: человеческое лицо. Я вышел на улицу и увидел в витрине портрет Моны Лизы… Я не знаю контраста острее, чем между связкой ключей и Моной Лизой».

Кража шедевра – Верните нам Мону Лизу

Слава картины резко возросла после этого необычного события: ранним утром 22 августа 1911 года французский художник Луи Беру отправился в Лувр, закрытый для публики, как и каждый понедельник. Он намеревался сделать копию Моны Лизы. Но когда он подошел к стене, он понял, что картины исчезла. Об этих моментах рассказывается в статье, опубликованной в Le Figaro от 23 августа.

Сначала бригадный генерал Попарден, предупрежденный Беру, подумал, что картина находилась в фотоателье Брауна (ему разрешалось перевозить работы для фотографирования в нерабочие для публики часы музея. Однако картины не было в ателье, и пришлось осознать то, что она была украдена. От работы остались только два атрибута – рама и стекло. Помещения были эвакуированы, все двери музея закрыты, а персонал немедленно вызван на первые допросы.

Событие спровоцировало ксенофобный кризис во Франции. Французские власти даже склонялись к идее о государственном перевороте, совершенном немцами, которые пытались украсть у французов не только колонии в Африке, но и шедевры искусства. Страницы газет долго рассказывали об этой истории, и Лувр был в шоке два года без своей Моны Лизы, до 1913 года, пока картина не появилась во Флоренции.

24 ноября флорентийский антиквар Альфредо Джери получил письмо, подписанное Леонардо V, в котором его просили купить Мону Лизу, за сколько неизвестно. «Мы будем очень благодарны вам и вашим коллегам, если это сокровище искусства вернется на свою родину, особенно во Флоренцию, где родилась Мона Лиза. Мы будем счастливы, если картина займет свое почетное место навсегда в галерее Уффици. Это великая месть первой Французской Империи, которая войдя в Италию, собрала большое количество произведений искусства, чтобы создать великий музей в Лувре», – написал Леонардо V в письме.

Антиквар сообщил Джованни Погги, директору Уффици. Вместе они договорились встретиться с Леонардо V. Встреча была назначена на 11 декабря в магазине Альфредо Джери. Оттуда они перебрались в отель, где остановился загадочный персонаж, прятавший картину. Наконец появился бесстрашный «Арсен Люпен», который оказался итальянским художником Винченцо Перуджа. Ему не была известна история картины и пришла в голову благородная, но абсурдная идея вернуть в Италию шедевр, который, как он думал, был украден Наполеоном.

Суд состоялся в июне 1914 года во Флоренции (к тому времени Мона Лиза уже вернулась в Лувр). Перуджа, движимый упрощенным патриотизмом, даже ожидал благодарности и награды от итальянского государства. Он был приговорен к полутора годам тюремного заключения, но его наивность вызвала сочувствие у публики.

Смотрите это видео на YouTube

В чем уникальность улыбки Моны Лизы?

Вообще, загадочной улыбку «сделал» писатель Т. Готье, назвав Джоконду «сфинксом красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо»: «…Опасно попасть под обаяние этого призрака. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична».

Интересно, что до поэтического описания Готье (в 1855 г.) улыбку Джоконды считали всего лишь «приятной» (по выражению современника да Винчи Джодржо Вазари).

И, как говорится, дай только волю).

У каждого автора свое определение; сколько исследователей – столько мнений. Каждый видит свое.

  1. «Исходящее от Моны Лизы ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания» (искусствовед Ротенберг).
  2. «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей» (Гращенков).
  3. «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. (…) Тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Ее сущность заключается в том, что здесь дается одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями» (Лазарев).
  4. «… Она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой, кроме слабости, она рассчитывает еще на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством» (философ Лосев).
  5. «Самое совершенное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности» (З. Фрейд).
  6. «…Кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку. Никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности» (Мутер).

Интересно, что в архиве музея Леонардо да Винчи во Франции хранится множество толкований этой улыбки. Но не существует четкого определения улыбки из тех, что дает нам наука психология: язвительная, печальная, смущенная, счастливая, обольстительная, кислая улыбка…

Это все НЕ о ней.

О работе

Пожалуй, самой знаменитой картиной в истории западноевропейской живописи является именно эта — потемневшая, покрытая трещинами и грязью, которую никто не осмеливается счищать. «Мона Лиза» — величайший портрет всех времен и народов.

В течение долгого времени картина была объектом жарких споров. Джорджо Вазари отмечал в своей «Жизни художников»: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо написал портрет Моны Лизы, его жены». Подписанный «Джоконда», портрет известен и под этим названием.

Впрочем, то, что на портрете изображена Лиза Джерардини дель Джокондо, вызывало и продолжает вызывать большие сомнения. Картина обычно датируется 1503-1506 годами, однако некоторые исследователи относят её к 1514 году. И ещё одна загадка: почему Леонардо не отдал готовый портрет заказчику, а держал его при себе до самой смерти?

Как правило, портреты в Италии XV века писались в профиль и были довольно формальными, во многом повторяя чеканку римских монет. Долгое время заказать свой портрет могли только очень богатые и знатные люди, которые хотели видеть себя на портрете не столько узнаваемыми, сколько властными. Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства. Умение Леонардо создавать портреты с наибольшей силой воплощено в «Моне Лизе», обозначившей переход от формального портрета раннего Ренессанса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения.

Её глаза

Тёмные глаза Моны Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затенённых век.

По эмоциональному выражению Вазари, «её брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волоску, показанному художником, невозможно было изобразить натуральнее».

Приходится верить ему на слово, поскольку у современной Мона Лизы вообще нет ни бровей, ни ресниц. С одной стороны, в средневековой Флоренции существовала мода на выщипанные брови, а с другой, брови и ресницы могли исчезнуть во время одной из неудачно проведённых реставраций.

Выражение «улыбка Моны Лизы» давно стало нарицательным. Эта знаменитая улыбка сотни раз истолковывалась, обсуждалась и даже воспевалась в популярных песнях.

Улыбка Моны Лизы слегка асимметрична, что и делает её такой загадочной. Вместе с тем, она прописана так, что невозможно уловить границу перехода между губами и кожей лица. Для достижения этого эффекта Леонардо использовал тончайшие оттенки цвета и всё тот же приём сфумато.

Трещины

Изображение покрыто тонкой паутинкой трещин. Они возникают потому, что с течением времени краска и лак становятся ломкими.

Мотив узелк

Вышивка, украшающая вырез платья Моны Лизы, может быть зашифрованной подписью Леонардо, поскольку итальянское слово «завязывать» («vincolare») созвучно фамилии художника. Подобные узелки встречаются и на других картинах Леонардо.

Элегантные руки

Расслабленные и элегантные, полные, округлые, сложенные друг на друга руки делают портре более естественным.

Расположение рук и кистей работает на создание строгой треугольной композиции, заставляя взгляд зрителя перемещаться по всей картине.

Пустынный пейзаж

Существует явный контраст между городской женщиной и открывающимся за её спиной диким горным ландшафтом. Леонардо всегда отвергал общепринятую в те времена манеру изображать умиротворённые пейзажи и писал природу загадочной, могучей, непознаваемой. Так и здесь — ничто, кроме извилистой дороги и моста, не указывает на какое-нибудь присутствие человека.

Особенности названия

О величайшем творении Леонардо да Винчи, наверное, слышал каждый – оно не нуждается в отдельном “представлении”. Несмотря на это, есть немало фактов, что известны немногим.

Кроме того, сама эта работа Леонардо хранит немало тайн. Одно только её название является своего рода “шифром”. Слово “мона” является производным от “монна”, а именно – сокращённым вариантом фразы “ма донна” (переводится как «моя госпожа»).

Я уверена, что вам известно и другое название картины – «Джоконда». Оно впервые упоминается в 1525 году в списке художника Салаи, где картина обозначается как «Ла Джоконда». Такое название имеет прямое отношение к фамилии женщины, изображённой на полотне. Её мужа звали господином Джокондо (с итальянского эта фамилия переводится как «весёлый»). Буква “а” в конце слова появилась в женской интерпретации.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519 года, Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Айзелуортская Мона Лиза

Неизвестный художник (Леонардо да Винчи?). Айзелуортская Мона Лиза. 1503-1507 гг. Частная коллекция

Этот портрет был открыт широкой публике около 100 лет назад. Английский коллекционер выкупил её у итальянских владельцев в 1914 году. Те якобы не представляли, каким сокровищем обладают.

Была видвинута версия, что это та самая Мона Лиза, которую Леонардо написал на заказ для синьора Джокондо. Но не окончил его.

Также предполагают, что ту Мону Лизу, что висит в Лувре, Леонардо уже писал лет через 10. Уже для себя. Взяв за основу уже знакомый образ синьоры Джокондо. Ради своих собственных изобразительных экспериментов. Чтобы ему никто не мешал и не требовал картину.

Версия выглядит правдоподобной. К тому же Айзелуортская Мона Лиза как раз незакончена. Об этом и писал Вазари

Обратите внимание, насколько не проработаны шея женщины и пейзаж позади неё. Выглядит она тоже моложе своей Луврской соперницы

Как будто действительно одну и ту же женщину изобразили с разницей в 10-15 лет.

Версия очень интересная. Если бы не одно большое НО. Айзелуортская Мона Лиза была написана на холсте. Тогда как Леонардо да Винчи писал только на доске. В том числе Луврскую Мону Лизу.

Кто изображен на портрете Джоконды Леонардо да Винчи?

Теперь перейдем к одной из главных интриг.

Этот портрет постоянно преследуют сомнения и тайны. Вообще, это нормально для работ да Винчи: самые знаменитые его работы, например, «Тайная вечеря» разгадывают до сих пор (об этом я писала здесь – зайдите, интересно).

Так вот, несмотря на то, что портрет подписан «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», то есть существует ясное указание на модель, специалистов это не устраивает.  Версий, кто же изображен на портрете Моны Лизы, много:

— юноша в женском одеянии (предполагают, что это Салаи, любимый ученик художника и есть версия – снова тайны! – что это возлюбленный да Винчи). Салаи был моделью для «Бахуса» и «Ионна Крестителя»;

Иоанн Креститель (фрагмент)

— Катерина Сфорца, дочь герцога Г. Сфорца, очень влиятельного человека на то время в Милане. Он был одним из главных заказчиков да Винчи;

— Миланская герцогиня Изабелла Арагонская;

— автопортрет да Винчи;

На основании сопоставления двух портретов некоторые исследователи выдвинули такую версию

— Констанца д’Авалос по прозвищу «Веселая» (по-итальянски La Gioconda). Она была любовницей Джулиано Медичи. Версия строится на том, что поэт Энео Ирпино упомянул в своей поэме о портрете Констанцы, написанном Леонардо;

— модель «Дамы с горностаем» Чечилия Галлерани;

— неизвестная, подошедшая на роль идеальной женщины;

— другая любовница Медичи, Пачифика Брандано, мать кардинала Ипполито Медичи;

— мать художника Катерина (версия Зигмунда Фрейда, которую поддерживал Сальвадор Дали).

«То, в какой технике написана «Мона Лиза», доказывает (!), что полотно было заказано лицом знатного рода», -- такое заключение опубликовала историк Магдалина Зест. Она утверждает, что настоящая Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, жена купца Франческо дель Джокондо, не могла быть запечатлена на подобной картине. Это было бы нарушением царившей тогда морали и даже могло повлечь за собой штраф.

Зест считает, что на портрете изображена Катерина Сфорца (пункт № 2 в нашем списке). У нее была яркая жизнь, она сменила 3 мужей, родила 11 детей, руководила карательными операциями в Италии и умерла в 46 лет. Она была невероятно красива и умна, обладая ангельской внешностью и мужским характером – и не могла не привлечь такую личность, как Леонардо да Винчи.

Против же Лизы выступают такие факты:

  1. на женщине – траурная (вдовья) вуаль, а купец прожил долгую жизнь;
  2. социальное положение модели не соответствует высокому уровню мастерства;
  3. художник не отдал картину заказчику и она никогда не хранилась в доме Джокондо.

Наоборот, до момента, как картина попала на место своей постоянной прописки в Лувр, она «пожила» в спальне мадам де Ментенон, у Наполеона в Тюильри (говорят, висела в ванной и поэтому немного испортилась от влаги), у Людовика  XIII в Большой галерее.

А да Винчи не расставался с работой до своей смерти. Почему? Это еще одна загадка портрета.

Описание картины

Размер портрета — 75 см в высоту и 53 см в ширину. На нём изображена дама без бровей и с выбритыми в верхней части лба волосами. В эпоху Возрождения многие женщины украшали себя таким образом. Героиня повёрнута вполоборота к зрителю, она едва заметно улыбается. Если присмотреться, можно заметить парапет.

Эта деталь указывает на то, что женщина сидела на балконе. С обеих сторон виднеются части колонн, поэтому можно предположить, что изначально полотно было больше, но потом его обрезали.

Описание «Моны Лизы» Леонардо да Винчи будет неполным, если не сказать о главной особенности картины. Она заключается в строгом соответствии эталонам портретного жанра. Живописец учёл многочисленные законы ритма и гармонии. Женскую фигуру он вписал в прямоугольник, а волнистые волосы дополнил полупрозрачной вуалью.

Некоторые считают, что это признак траура, но подтверждения подобные догадки не получили. Одна рука героини лежит на подлокотнике, образуя нижнюю сторону прямоугольника, а ладонь второй накрывает её сверху, делая композицию целостной.

https://youtube.com/watch?v=sNwsYks-9-U

Много PR

Сегодня «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» занимает главное место в ключевом художественном музее мира. И даже человек, очень далекий от искусства, знает о загадке личности Джоконды, о тайнах ее улыбки и о странностях, происходивших с ее бровями. Безусловно, Леонардо далеко отошел от своих тогдашних конкурентов в искусстве живописи, и детальность, мастерская игра теней в его полотне поражает

Но главное, что привлекает внимание к портрету – это, все же, атмосфера тайны, которая лишь усилилась после двух интересных случаев

Первый произошел в 1911 году. Полотно, доселе не имеющее особой популярности среди посетителей Лувра, было украдено. Как выяснилось позже, одним из сотрудников музея. Винченцо Пруджиа мечтал вернуть картину в родную Италию. Но спустя год Пруджиа по глупости откликнулся на объявление о покупке «Джоконды» и был пойман. Картина вернулась уже на почетное место в галерее, а самого Винченцо на 2 года посадили в тюрьму (весьма мягкое наказание, власти отнеслись с уважением к патриотичному итальянцу).

После истории с похищением на картину Леонардо обратила пристальное внимание пресса. Стали всплывать удивительные истории о том, как Джоконда пленит и пугает людей

Один из посетителей Лувра пытался облить картину серной кислотой, другой кинул в нее камнем. Одна женщина, долго смотревшая на картину, пыталась облить ее краской. Трое поклонников шедевра итальянского живописца покончили с собой. Часть историй, которые все возникают и возникают вокруг Джоконды – безусловные мистификации, по мнению некоторых исследователей, созданных самим руководством Лувра для привлечения интереса к музею. Есть даже мнение, что сам директор и организовал кражу полотна.

scientificamerican.com

Увы, администрация Лувра после похищения портрета была уволена (из-за недостаточного внимания к вопросам охраны лучших шедевров мировой живописи). Но если кража и последующий скандал действительно были придуманы директором и его командой, то этот PR-ход был просто гениальным. Ведь плохой рекламы, как известно, не бывает. А с 1911 года «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» можно смело назвать одной из самых известных картин всех времен.

Наш материал показался вам интерсным? Тогда, уверены, вам понравится и другая статья, посвященную искусству, на сей раз современной скульптуре. Посмотрите на самые красивые и необычные произведения мастеров 21 века!

«Сотворение Адама» – анатомическое искусство

Это одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы, созданная Микеланджело. Будучи в основном скульптором, Микеланджело не особенно рвался рисовать фрески на потолке храма. Кроме того, известно, что Микеланджело имел очень хорошие знания в области анатомии человека, это и видно на его фреске.

«Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

Первым сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга отметил американский врач Фрэнк Линн Мешбергер. Думается, что на фреске Микеланджело воплотил в жизнь идею: творящее начало в лице Бога с ангелами – это прежде всего мыслительный центр. Четко можно проследить борозды, которые разграничивают части головного мозга. При близком рассмотрении можно обнаружить варолиев мост, гипофиз, две позвоночные артерии, среднюю лобную, угловую и надкраевую извилину. Но и это еще не все: с другой стороны было замечено, что красная ткань вокруг Бога имеет форму человеческой матки, а свисающий зеленый шарф может быть недавно разрезанной пуповиной.

«Это интересная гипотеза, которая представляет сцену Творения как идеализированное представление физического рождения человека. Она объясняет пупок, который появляется на Адаме, что сначала сбивает с толку, потому что он был создан, а не рожден женщиной», – писал эксперт искусства Энрико Брускини.

Есть много доказательств того, что Микеланджело радикально не соглашался со многими католическими традициями. Некоторые считают, что для того, чтобы унизить Папу Юлия II и католическую церковь, художник изобразил дополнительное скрытое ребро на теле Адама – ребро Евы. Это говорит о сотворении Адама и Евы бок о бок, что отличается от католической традиции. Согласно ей, Ева была создана после Адама.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: