25 лучших пальчиковых игр для детей 1-7 лет

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

Игры усложняются, появляются новые фигуры и движения, которые ребёнок выполняет самостоятельно, смотря на движения взрослого и повторяя их.

Паучок

По веткам паучок ходил,

Он деток за собой водил.

(Дети скрестили руки. Пальчики каждой руки «бегают» по плечам).

Вдруг с неба сильный дождь полил,

И паучков на землю смыл.

(Ребята хлопают по столу или коленям раскрытыми ладонями).

Вот солнышко опять взошло,

И стало паучкам тепло.

(Дети обмахивают себя ладонями — жарко).

Все вверх, на дерево, ползут

Они ребят с собой зовут.

(Пальчики “ползут” от коленей к плечам).

Кукушка

Кукушка на базар пошла,

(Дети “шагают” указательным и средним пальцем).

С собой корзиночку взяла.

(Складывают ладони ковшом).

Кукушка груши покупала,

(На вытянутую ладонь левой руки складывают правой груши).

Корзинка на пол вдруг упала!

(Хлопок по левой ладони).

И покатились груши прочь,

А сможем птичке мы помочь? (Большой палец выпрямлен, остальные сжаты в кулак ― класс).

Дом

Стук — стук, стук да стук,

Раздаётся где-то звук.

(Дети ритмично стучат).

Стучат молотки, строят дом для лисят.

А какой они хотят?

Хотят стены высокие 

И двери дубовые. 

(Ребята ставят свои ладошки вдоль щёк).

Чтоб были окна велики (ладони закрывают лицо),

Крепки железные замки.

(Дети сжимают пальцы в замок).

 

Пальчиковые игры

Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрем,
Отдохнем совсем немножко,
А потом опять начнем.

Счет

(Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Один, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять-
(Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Капустка

(Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.

Грабли

Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните:
Листья падают в саду,
я граблями их сгребу
(проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями)

Жук

Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец – вытяните и разведите в сторону.
Шевелите пальцами, проговаривая стишки:
Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!.

Котик

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Вьюшки

Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!

На мельнице

На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).

Гармошка

Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями
Посмотри, моя ладошка – как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются)
А потом я поиграю.
Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)
Я играю – посмотри!
А потом опять сдвигаю
И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)

Очки

Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки.
Поднесите их к глазам, приговаривая:
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Лыжи

Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи».
Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы!

Потешки — Ладушки.ру

Созданные нашими прабабушками для потехи малых детушек, потешки оказывают большую помощь и нам.
Они не только знакомят детей с русским языком, его особенностями, мелодией. Они учат детей говорить первые слова,
делать первые шаги, с потешками можно умываться, расчесываться, кушать кашку, гулять, танцевать…

Для некоторых потешек мы нарисовали короткие мультики:

***

(поочерёдно загибаем пальчики)Этот пальчик — в лес пошёл,Этот пальчик — гриб нашёл,Этот пальчик — занял место,Этот пальчик — ляжет тесно,Этот пальчик — много ел,Оттого и растолстел.

и ещё 10 потешек…

— Зайка-зайка, ты куда?— Еду к деткам в города!— А зачем? Там будешь жить?— Буду с детками дружить!

и ещё 11 потешек…

Творог-творожок

Творог-творог-творожок,Ням-ням-ням — как вкусно!Творог-творог-творожок,Белый, как капуста!В ротик -ам! — и творожокКак снежинка тает;Творог-творог — наш дружок!Зубки укрепляет.

и ещё 25 потешек…

***

Ты, мороз, мороз, мороз,Не показывай свой нос!Уходи скорей домой,Стужу уводи с собой.А мы саночки возьмём,Мы на улицу пойдём,Сядем в саночки —Самокаточки.

и ещё 7 потешек…

***

Дождик, дождик, посильней —Будет травка зеленей,Вырастут цветочкиНа нашем лужочке.Дождик, дождик, пуще,Расти, трава, гуще.

и ещё 10 потешек…

***

Катя, Катя маленька,Катенька удаленька,Пройдись по дороженьке,Топни, Катя, ноженькой.

и ещё 4 потешки…

***

(Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями)Еду-еду к бабе, к дедуНа лошадке в красной шапке,По ровной дорожкеНа одной ножке,В старом лапоточкеПо рытвинам, по кочкам,Всё прямо и прямо,А потом… в яму!Бух!

и ещё 5 потешек…

***

Ай тата, тата, тата!Пожалуйте решета:Мучки просеять,Пирожки затеять.А для нашей лапушкиЗатеем оладушки,Испечём блинка,покормим сынка!

и ещё 8 потешек…

***

У лесы боли,У волка боли,У моего сыночка (дочки)Боль на берёзкуВ лес улети

и ещё 4 потешки…

***

Люли, люли, люленьки,Прилетели гуленьки,Стали гули говорить:«Чем нам Машеньку кормить?»Один скажет: «кашкою»,Другой – «простоквашкою»,Третий скажет – «молочком,И румяным пирожком».

и ещё 4 потешки…

***

(Нежно поглаживаем малыша от головы до пяточек)Хорошеньким — хорошок.Пригоженъким — пригожок.Стройненьким — стройнячок,А родненьким — родняшок.

и ещё 18 потешек…

***

Иголка, иголка,Ты остра и колка,Не коли мне пальчик,Шей сарафанчик!

***

Я по лесу по зелёному бреду,Я грибочки в кузовок соберу,Я в осиннике рыжики беру,По березничку – березовики,По сосновым пням – опёночки,А под ёлкой – белый гриб-боровик.

и ещё 6 потешек…

***

Жаворонки прилетите,Студёну зиму унесите,Теплу весну принесите:Зима нам надоела,Весь хлеб у нас поела,И соломку подбрала,И мякинку подняла.Уж вы, кулички — жаворонки,Солетайтеся, сокликайтеся.

и ещё 13 потешек…

***

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)Поперек толстунюшки,А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки)А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки)А носику — сопунюшки, (показывают носик)А в роток — говорок, (показывают ротик)А в головку — разумок!

и ещё 8 потешек…

***

Обращаются к майскому жуку:Солнышко, солнышко,Полети на облышко!Там твои деткиКушают конфетки,Хлебом заедают,Медом запивают,Всем раздают,А тебе не дают!

и ещё 2 потешки…

***

Ехала деревняМимо мужика,Вдруг из под собакиЛают ворота.Он схватил дубинкуРазрубил топор,И по нашей кошкеПробежал забор.Крыши испугались,Сели на ворон,Лошадь погоняетМужика кнутом.

и ещё 14 потешек…

Пальчиковые игры направлены на развитие:

Речи. Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет помогает малышу научиться повторять слова, которые взрослый произносит, занимаясь с пальчиками малыша. Центры мозга, отвечающие за речь, активизируются, развивается словарный запас. Замечено, что пальчиковые игры помогают малышу рано заговорить и хорошо выражать свои мысли.
Внимания. У малыша развивается устойчивость, концентрация и объем внимания. Чем младше ребенок, тем ему сложнее скон

Занятия с пальчиками способны заинтересовывать малыша и привлечь его внимание. Такая тренировка внимания поможет ребенку хорошо подготовиться к школе, когда нужно быть внимательным в течение всего урока.
Памяти

Все движения пальчиков сопровождаются считалками, стихами или рассказом. Малыш следит за словами, ассоциирует их с движениями собственных пальцев. Это способствует развитию как кратковременной (удержать внимание на объекте), так и долговременной памяти (выучить стишок наизусть).
Мелкой моторики. Постоянное повторение упражнений способствует развитию подвижности и гибкости пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика для детей 3 — 4 лет отличается от упражнений для детей 4-5 лет. Набор упражнений усложняется. Так постепенно ребенок учится хорошо владеть своими руками и пальцами. В школе ему будет гораздо проще научиться писать и чертить под линейку.
Воображения. Любой рассказ или стихотворение, сопровождающие упражнения, способствуют пробуждению и развитию творческого потенциала малыша. Во время занятий ребенок начинает фантазировать, представлять себе персонажей и объекты стихов. Это поможет ребенку проявить собственное творчество в будущем.

В каком возрасте начинать занятия?

Это тот случай, когда можно сказать, что чем раньше, тем лучше. Но если вы не успели начать рано, то начинайте прямо сейчас!

Тактильный интерес к окружающему миру малыш начинает демонстрировать уже в 4-месячном возрасте: рассматривает людей и объекты, тянет все в рот, трогает предметы и игрушки.

Уже начиная с этого возраста можно и нужно уделять внимание его пальчикам. Легкие движения, массаж, сгибания под добрый голос мамы обязательно понравятся ребенку

Помните считалку про сороку-ворону? Отличные упражнения для первого опыта проведения пальчиковой гимнастики.

Коррекционный комплекс для детей 3-6 лет

Дети постарше уже могут следовать инструкции взрослого и управлять своими движениями. Им предлагаются более сложные упражнения:

  • Трем ладошки друг об друга до появления ощущения тепла.
  • Сжимаем руку в кулачок и разжимаем ее.
  • Зацепляем руки в «замок» и тянем кисти в противоположные стороны.
  • Руки остаются в «замочке», двигаем сцепленными кистями рук вперед-назад.
  • «Солнышко». Поднимаем вверх кулачки со сжатыми пальчиками (солнышко встает), затем раскрываем пальчики (солнышко светит).
  • «Пальчики здороваются». По очереди соединяем большой пальчик с остальными, делая колечко.
  • «Футбол». Пальчик, катающие бумажный шарик, имитируют движения ног футболистов.
  • «Ножницы». Режем «понарошку» бумагу, ткань, клеенку.
  • Кладем ладошку не стол, поднимаем по очереди пальчики один за другим, повторяем другой рукой.

Стишок про сороку: 5 любимых детских потешек для игры с пальчиками

Кому из нас, когда мы были маленькими, родители или бабушки-дедушки не рассказывали потешку про сороку-белобоку? Но не все помнят ее слова. Вот вам пять вариантов текста потешки, какой из вашего детства?

Как играть: водим круговыми движениями указательным пальцем по раскрытой ладошке малыша, спрашиваем сороку, где она была. Затем, немного измененным голосом, отвечаем за нее и по очереди загибаем пальчики ребенка — «этому дала, этому дала»… В конце все пальчики, кроме мизинчика, оказываются зажаты. Мизинец остается стоять, ему «строго» грозим…

— Сорока – сорока, где была? — Далёко! Печку топила, кашу варила, Гостей созывала. Гости прилетели, На крылечко сели. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! Он по воду не ходил, Дрова не рубил, Печку не топил, Кашу не варил.

В этой версии «сороки-белобоки» голос менять не надо, движения остаются прежними (загибаем пальчики по очереди, кроме самого маленького):

Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он дров не носил, печку не топил!

Стишок про «Сороку» особенно любят годовалые дети, в этом возрасте они начинают сами водить указательным пальчиком по ладошке. К двум годам «сороку-сороку» внучата уже пытаются рассказать своим бабушкам и дедушкам, вызывая их восхищение и умиление.

Сорока-ворона Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Каши не едали! Всю свою кашу Сорока-ворона Деткам отдала. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: — Зачем дров не пилил! Зачем воду не носил!

«Простые» варианты потешки про сороку можно проигрывать с грудничками, начиная с 3-месячного возраста. В этот период они активно интересуются своими ручками, разглядывают их и пробуют «на вкус», а так же начинают раскрывать ладошку. Сначала легкое поглаживание ладони вызывают у малютки хватательный рефлекс, это нормально.

К годовалому возрасту короткие варианты «Сороки-сороки» можно дополнять новыми, более длинными. Если на знакомый стишок малыши реагируют радостным воплем и активным участием, то, услышав незнакомые слова, притихают и прислушиваются. Новые потешки вызывают такой же неподдельный интерес, как и новые сказки.

Сорока-ворона Кашку варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала, Чубчика надрала.(теребим мизинчик) Он мал, круп не драл, Воды не носил, Дров не рубил, Ему кашки нет. Пускай идёт по водичку! Тут пень, (трогаем за ладошку) Тут колода, (берем за запястье) Тут криничка, (дотрагиваемся до внутреннего сгиба локтя) А тут — холодная водичка! (щекочем подмышки)

Еще один стишок про сороку для игр с малышом от года и старше. Показываем ребенку новые движения ладошками, показываем их значение и учим повторять:

Сорока-белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Кашки не едали. Всю кашку деткам отдала: Этому — на ложечке, Этому — на поварешке, Этому — на ухвате, Этому — на лопате! Пальчику-мальчику не досталось. Пальчик-мальчик толчёт, мелет. По воду ходит, квашню творит. Вода на болоте, мука не молота. Квашенка на липе, мутовка на сосне. Взял коробичку, пошел по водичку. Тут ступил — тёпленько, Тут — горяченько, Тут пень, тут колода, Тут студёная вода, А тут ключики кипят-кипят!

Сорока-ворона: мультик для малышей

2–3-летним деткам можно показать короткий мультфильм с песенкой, они уже готовы не только слушать, но и смотреть «сороку-сороку»:

Потешки про пальчики (пальчиковые игры)

Сейчас много говорят о связи между мелкой моторикой пальцев рук и развитием речи ребёнка. Эти потешки относятся к пальчиковым играм известным давным-давно. Ещё мы под эти потешки стрежём ноготочки (вы наверно знаете, что это такое подстричь ноготки у детки :)). Нам очень помогает. Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает мама, а совсем маленьким крошкам, под эти потешки можно делать массаж пальчиков, лёгкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребёнка. Напомню, что к пальчиковым играм относится хорошо знакомая всем «Сорока-ворона», а так же «Сидит белка на тележке…», «Шла купаться черепаха» — эти потешки расположены на главной странице потешек.

***

(поочерёдно загибаем пальчики) Этот пальчик — в лес пошёл, Этот пальчик — гриб нашёл, Этот пальчик — занял место, Этот пальчик — ляжет тесно, Этот пальчик — много ел, Оттого и растолстел.

***

(перебирая пальчики, приговариваем) Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папенька, Этот пальчик — маменька, Этот пальчик — Ванечка.

***

(загибаем пальчики) Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик уж заснул. Этот крепко, крепко спит. Тише! Тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт. Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать! (пальчики разгибаются)

***

(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком) — Пальчик-мальчик, Где ты был? — С этим братцем В лес ходил. С этим братцем Щи варил, С этим братцем Кашу ел. С этим братцем Песни пел!

***

Ивану-большому — дрова рубить, Ваське-указке — воду носить, Мишке-среднему — печку топить, Гришке-сиротке — кашу варить, А крошке Тимошке — песенки петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать.

***

Будут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики — ура! Одеваться нам пора.

***

Ладушки-ладошки Хлопали в ладошки Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши) Отдохнем немножко (руки на колени).

***

Кашку варили Ложечкой мешали Куколку кормили Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)

***

Кулачки сложили Кулачками били Тук-тук тук да тук Тук-тук тук да тук (стучать кулачками друг о друга)

***

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! Этот пальчик для того, чтоб показывать его! Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! Этот пальчик безымянный, он избалованный самый! А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Прислала Полегешко Елена 2004-05-26

***

В этом домике пять этажей: На первом живет семейство ежей, На втором живет семейство зайчат, На третьем — семейство рыжих бельчат, На четвертом живет с птенцами синица, На пятом сова — очень умная птица. Ну, что же, пора нам обратно спуститься: На пятом сова, На четвертом синица, Бельчата на третьем, Зайчата — втором, На первом ежи, мы еще к ним придем.

Эта потешка не только развивает мелкую моторику рук, но и учит счету Прислала Tatiana 2004-06-09

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

Учат внимательно слушать речь взрослого, понимать её и повторять движения самостоятельно. 

Утка (Утята)

У берега утка так важно плывет,

И деток-утят увлеченно зовет:

“Бегите ко мне, пора вам купаться!

В тёплой воде идите плескаться!”.

Вот первый услышал, и сам прибежал.

Второй пас червей и чуть-чуть опоздал.

А третий утенок купальник забыл,

Он с братом четвертым домой заходил.

Как пятый утенок братишек догнал,

Он поторопиться им всем приказал.

(Мама-утка ― согнутая в локте левая рука. Четыре пальца соединены с большим наподобие клюва. Дети-утята ― это вторая согнутая рука. Когда называем утят по порядку, пальцы сгибаются к матери ― левой руке).

Очки

Очки у бабушки пропали!

Внучата, знать, озорничали.

Бегите их скорей искать,

Чтоб вам же сказку почитать!

(Соединяем большие пальцы рук с остальными и образуем колечко, подносим эти колечки к глазам).

Стул

Одна спина, четыре ножки.

Ну, посидим с тобой немножко?

(Дети держат левую ладонь вертикально, к нижней части приставляют правую руку,  которую сжимают в кулачок. Если ребята легко и быстро справляются, то меняют положения рук на счёт взрослого). 

Стол

Четыре ножки у стола,

Идём-ка чай пить, детвора! 

(К сжатой в кулачок левой руке дети сверху кладут раскрытую ладонь правой руки, образуя стол. Меняют положения рук по очереди).

Пальчиковые игры: для чего нужны

Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.

Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.

Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.

Стишок про сороку: 5 любимых детских потешек для игры с пальчиками

Кому из нас, когда мы были маленькими, родители или бабушки-дедушки не рассказывали потешку про сороку-белобоку? Но не все помнят ее слова. Вот вам пять вариантов текста потешки, какой из вашего детства?

Как играть: водим круговыми движениями указательным пальцем по раскрытой ладошке малыша, спрашиваем сороку, где она была. Затем, немного измененным голосом, отвечаем за нее и по очереди загибаем пальчики ребенка — «этому дала, этому дала»… В конце все пальчики, кроме мизинчика, оказываются зажаты. Мизинец остается стоять, ему «строго» грозим…

— Сорока – сорока, где была? — Далёко! Печку топила, кашу варила, Гостей созывала. Гости прилетели, На крылечко сели. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! Он по воду не ходил, Дрова не рубил, Печку не топил, Кашу не варил.

В этой версии «сороки-белобоки» голос менять не надо, движения остаются прежними (загибаем пальчики по очереди, кроме самого маленького):

Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он дров не носил, печку не топил!

Стишок про «Сороку» особенно любят годовалые дети, в этом возрасте они начинают сами водить указательным пальчиком по ладошке. К двум годам «сороку-сороку» внучата уже пытаются рассказать своим бабушкам и дедушкам, вызывая их восхищение и умиление.

Сорока-ворона Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Каши не едали! Всю свою кашу Сорока-ворона Деткам отдала. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: — Зачем дров не пилил! Зачем воду не носил!

«Простые» варианты потешки про сороку можно проигрывать с грудничками, начиная с 3-месячного возраста. В этот период они активно интересуются своими ручками, разглядывают их и пробуют «на вкус», а так же начинают раскрывать ладошку. Сначала легкое поглаживание ладони вызывают у малютки хватательный рефлекс, это нормально.

К годовалому возрасту короткие варианты «Сороки-сороки» можно дополнять новыми, более длинными. Если на знакомый стишок малыши реагируют радостным воплем и активным участием, то, услышав незнакомые слова, притихают и прислушиваются. Новые потешки вызывают такой же неподдельный интерес, как и новые сказки.

Сорока-ворона Кашку варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала, Чубчика надрала.(теребим мизинчик) Он мал, круп не драл, Воды не носил, Дров не рубил, Ему кашки нет. Пускай идёт по водичку! Тут пень, (трогаем за ладошку) Тут колода, (берем за запястье) Тут криничка, (дотрагиваемся до внутреннего сгиба локтя) А тут — холодная водичка! (щекочем подмышки)

Еще один стишок про сороку для игр с малышом от года и старше. Показываем ребенку новые движения ладошками, показываем их значение и учим повторять:

Сорока-белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Кашки не едали. Всю кашку деткам отдала: Этому — на ложечке, Этому — на поварешке, Этому — на ухвате, Этому — на лопате! Пальчику-мальчику не досталось. Пальчик-мальчик толчёт, мелет. По воду ходит, квашню творит. Вода на болоте, мука не молота. Квашенка на липе, мутовка на сосне. Взял коробичку, пошел по водичку. Тут ступил — тёпленько, Тут — горяченько, Тут пень, тут колода, Тут студёная вода, А тут ключики кипят-кипят!

Сорока-ворона: мультик для малышей

2–3-летним деткам можно показать короткий мультфильм с песенкой, они уже готовы не только слушать, но и смотреть «сороку-сороку»:

Пальчиковые игры. Часть 1

Моя семья.

(загибаем по очереди пальчики)Этот пальчик — дедушка!Этот пальчик — бабушка! Этот пальчик — папочка! Этот пальчик — мамочка!Этот пальчик — Я! Вот и вся моя семья!

Пальцы вместе, пальцы врозь.

Выполнить задание сначала одной рукой, потом двумя руками одновременно.

Твои пальчики.

Этот пальчик — самый большой,Самый веселый, самый смешной! (Показываете ребенку большой палец.)Этот пальчик — указательный.

Он солидный и внимательный.(Указываете на что-нибудь указательным пальцем.)Этот пальчик средний,Ни первый, ни последний. (Отгибаете средний палец.) Этот пальчик — безымянный, Он не любит каши манной.(Согните безымянный палец, как будто он не хочет каши.)Самый маленький — мизинчик, Любит бегать в магазинчик! (Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев.)

Пальчик-пальчик, где ты был?

(ручка в кулачке, разгибаем пальчики)Пальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил,С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, Ну а этим песни пел.

Пальчики склеились-расклеились.

Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным) Второй в пластилине (большой со средним) Третий в шоколаде (большой с безымянным)Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком)Склеились пальчики!!! (сложить все пальчики в щепоть)Расклеились!!! (раскрыть широко ладошку)

Учим названия пальцев.

Палец Толстый и БольшойВ сад за сливами пошел.Указательный с порогаПоказал ему дорогу.Палец Средний — самый меткий,Он снимает сливы с ветки.Безымянный поедает,А мизинчик-господинчикВ землю косточки сажает.

Во время пробуждения (перед детским садом).

Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик — прыг в кровать,Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж заснул.Встали пальчики — «Ура!» В детский сад идти пора!(М. Кольцова) Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

 Пальчиковые игры. Часть 2

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет

Эти игры помогают в подготовке руки к письму, активно знакомят с новой информацией, расширяя кругозор.

Повар

Готовил повар обед,

И вдруг отключили свет.

(Ребята закрывают ладонями глаза.)

И как же работать теперь,

Если даже не видно дверь?

(Разводят руками).

Но повар не унывает ―

Наощупь продукты он знает!

Смело щуку руками берёт (дети большим и указательным пальцами делают хватающее движение),

И в кастрюлю с компотом кладёт.

Вместо мяса на сковородке

Он в тесте зажарил селедку,

(Кладут раскрытые ладони на колени с хлопком).

И сахар засыпал в бульон.

Собою доволен он!

(Ребята хлопают в ладоши).

Сад

Садовник утром рано встал,

Помидоры подвязал.

(Дети сцепляют ладони друг с другом).

Собрал ежевику

И полил клубнику.

(Ребята изображают капли дождя по раскрытой ладони).

Прополол редиску (дети “дёргают” и “выбрасывают”),

Принёс салата миску.

Вроде сделал всё, ура!

(Ребята поднимают руки вверх).

Поливать опять пора.

(Указательный палец прикладывают к щеке ― изображают вопрос).

Как мы видим, существует немало способов сделать процесс обучения несложным, доступным и увлекательным. Пальчиковые игры ― один из таких способов. Вы можете использовать готовые игры, можете проявить фантазию и придумать их самостоятельно. Главное, чтобы эти упражнения с пальчиками были регулярными и доставляли детям удовольствие.

Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет

Барашки

Пободаться утром рано

Вдруг решили два барана.

(Дети ставят указательные пальцы вертикально у лба).

Навострили ведь рога,

Встали словно два врага.

Очень долго так бодались 

(Ребята качают головами с “рогами”),

Откуда только силы взялись?

(Дети разводят руки).

Но к обеду перестали

И к кормушке вместе встали.

(Ребята подносят невидимую ложку ко рту).

Подкрепиться срочно надо

И идти обратно в стадо.

Гроза

Тучка тёмная пришла

Грозу с собою привела.

(Ребята подносят ладони к щекам).

Звонко очень гром гремит

Крепко спать нам не велит.

(Дети хлопают руками, можно ещё топать ногами).

Сверкают молнии в ночи,

И песен не поют сверчки.

(Ребята делают движение молнии в воздухе).

Потом и сильный дождь полил.

(Дети барабанят пальцами по столу или коленям).

Всю пыль с дорожек быстро смыл.

(Ладонью делают плавное движение, словно смахивают крошки со стола).

Проснулись утром ― красота!

Повсюду свежесть, чистота.

Варим компот

Мама варит нам компот.

Что в него она кладёт?

Груши, яблоки, малину

И совсем немного тмина.

(На каждый фрукт дети загибают пальчики).

Пару слив, вишневый сок,

И белый сахарный песок!

(В раскрытую “ковшом” ладонь сыпят сахарный песок, потом всё “помешивают”).

Готов отличнейший компот,

Кто раньше всех его допьёт?

(Ребята производят движения руками, словно  пьют компот).

Потешки про пальчики (пальчиковые игры), потешки при кормлении малыша

***

(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,

***

(перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.

***

(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

***

(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)
— Пальчик-мальчик,
Где ты был?
— С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем

***

Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

***

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики — ура!
Одеваться нам пора.

***

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).

***

Кашку варили
Ложечкой мешали
Куколку кормили
Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)

***

Кулачки сложили
Кулачками били
Тук-тук тук да тук
Тук-тук тук да тук (стучать кулачками друг о друга)

***

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!

***

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Моторика мелкая – польза большая

Казалось бы, простые движения — захват мелкого предмета двумя пальцами или умение удержать в пальцах карандаш или кисточку, — но за их выполнение отвечают одновременно и нервная, и мышечная, и костная системы. Такие движения принято называть мелкой моторикой.

Значение мелкой моторики трудно переоценить. Ведь от ее развитости зависит и почерк человека, и ловкость пальцев, необходимых при застегивании курточки или завязывании шнурков. Но главное – между мелкой моторикой и речью существует столь тесная связь, что многие ученые считают, что само формирование речи малыша начнется только тогда, когда его пальцы будут способны к достаточной точности движений.

В своем развитии мелкая моторика ребенка проходит такие этапы:

  1. Первыми на базе хватательного рефлекса у ребенка развиваются навыки произвольного хватания.
  2. Затем малыш учится перекладывать различные предметы из ручки в ручку.
  3. После этого он осваивает захват кончиками пальцев («пинцетный»).
  4. К двум годам развитый малыш уже способен рисовать, хорошо держать в руках кисточку или карандаш и манипулировать ими.

Способствовать развитию навыков мелкой моторики можно и нужно с самого малого возраста. Конечно, делать это нужно веселым и увлекательным образом. Дети — крайне любознательные создания, поэтому занять их такими полезными играми взрослому не составит труда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: