В помощь ученикам

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: краткое содержание для читательского дневника

Ученикам начальной школы по русской литературе нужно вести читательский дневник, в котором они записывают краткие содержания прочитанных произведений. Это помогает лучше запомнить рассказы и басни. Вот краткое содержание для читательского дневника басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»:

Попрыгунья Стрекоза не работала все лето, а только пела и плясала. Под каждым листом у нее был готов и стол и дом. Но лето быстро закончилось, У Стрекозы нет ни еды, ни дома, и она решила пойти к Муравью, который трудился все лето. Муравей спрашивает у Стрекозы, а что же она делала все лето? Стрекозе нечего ответить, как только: «Пела». «Ах, ты пела? Так поди же попляши», — ответил ей Муравей.

Анализ басни Волк на псарне

Какому событию посвящена басня

Известная басня Ивана Андреевича Крылова «Волк на псарне» носит исторический характер и посвящена событиям войны 1812 года с Наполеоном.

Басня-стих написана осенью того же 1812 г. Крылову на тот момент исполнилось немного за 40 и он работает в Публичной библиотеке столицы.

Басня становится популярной в России и уже в ноябре после великого боя и победы под Красным, сам М. Кутузов читает басню офицерам.

Литературный анализ произведения

События в басне развиваются так:

  • волк перепутал овчарню (загон для овец) и попал на псарню (место для охотничьих собак, а также там жили и сами охотники).
  • Собаки «залились»: лаем.
  • «Ахти»: на псарне поднимается переполох.
  • Сравнение: стала адом.
  • Охотники быстро окружают Волка в ловушке «с дубьем, с ружьем».
  • «Мой Волк»: автор насмехается над героем произведения.
  • «Расчесться за овец»: наконец-то настала расплата за все злодеяния Волка.
  • Волк – главный герой, начинает льстить и набивается в кумы охотникам-псарям и самим собакам, даже произносит «волчью клятву».
  • Но псари и псы неумолимы, они точно знают, что «кум» неисправим. Волку даже не дали возможности оправдаться и договорить.
  • «Не делать мировой»: не принимать мировое соглашение (о мире).
  • На Волка в итоге спустили псов.

Главные действующие герои: ловчий и Волк

Ловчий – М. Кутузов,

Волк – Наполеон, которого загнали в угол.

Кутузов не стал церемониться с врагом, который посмел посягнуть на родную землю полководца.

Мораль (суть) этой басни прослеживается не явно, но она вполне понятна и имеет свой тайный смысл о патриотической любви к родине.

Басня «Волк на псарне» впервые опубликована в журнале «Сын Отечества».

Ссылки [ править ]

  1. ^ Сайт Aesopica
  2. ^ Текст на сайте Aesopica
  3. ^ Франциско Родригес Adrados , История греко-латинской Fable I, Leiden NL 1999, p.623
  4. Басня 10
  5. Басня 211
  6. ^ Обсуждаемое в Энн Линн Birberick, Чтение Тайной: Аудитория и администрации в Лафонтен , Buckness университета 1998 . С. 20-22
  7. ^ Текст находится в онлайн-архиве
  8. ^ Музыку можно услышать на YouTube
  9. ^ Спектакль на YouTube
  10. ^ Посмотреть на сайте La Fontaine
  11. ^ Викимедиа
  12. ^ Сайт Art UK
  13. Упоминается в каталоге выставки.
  14. ^ Сайт Cat’zarts
  15. ^ Сайт Cat’zarts
  16. ^ Сайт музея Ла Фонтен
  17. ^ Викиарт
  18. ^ Larousse, Словник — де — ла — Peinture , Париж 2003 p.545
  19. Сейчас в Музее Жана де ла Фонтен
  20. ^ Сайт Cat’zarts
  21. ^ Сайт Cat’zarts

Ответы на вопросы по басне Дмитриева «Муха»

1. Благодаря каким словам мы узнаём, что трудился только Бык, а не Муха?

Что трудился только Бык, а не Муха, мы узнаём из глаголов, относящихся к этим героям: Бык «тащился» (это слово передаёт вялость Быка), а Муха «сидела» (и ничего не делала) и при всем этом ещё и задирает нос (что подчёркивает лживые, пустые слова Мухи).

2. Является ли выражение «Мы пахали!» многозначным?

Да, выражение «Мы пахали!» является неоднозначным. Прямое значение: мы работали на поле. Переносное: со времён Дмитриева так стали гласить о всяком человеке, который стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить чужие труды.

В басне рассказывается о том, как Муха ехала спокойно на рогах Быка. Тот еле тащился с плу­гом с поля, на котором пахал. И вот по дороге они повстречали другую Муху.

Бык с плугом на покой тащился

по трудах;

А Муха у него сидела на рогах,

И Муху же они дорогой повстречали.

При встрече другая Муха спросила, откуда они бредут еле-еле и такие уставшие. Муха, что сидела на рогах быка ответила, что они пахали.

“Откуда ты, сестра?” —

от этой был вопрос,

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: “Откуда? Мы пахали!”

конце этой басни дается мораль. И заключа­ется она в том, что от басни всегда можно дойти до были. Басней иногда называли то, что выду­мано. Быль же, наоборот, говорит о том, что слу­чилось на самом деле. Поэтому автор и говорит о том, что вымысел и выдумка со временем могут превратиться в событие, которое произошло в действительности. И как бы в подтверждении своих слов автор спрашивает о том, случалось ли нам слышать такие слова. Например, когда лен­тяй говорит о том, что “мы” что-то делали, сам при этом не прикладывая к этому никаких уси­лий.

От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось

ли подчас вам слышать,

“Мы сбили! Мы решили!”

В басне Дмитриева прослеживается противо­поставление труда и безделья. И заметим, что в ней совершенно нет едкой сатиры (обличаю­щее осмеяние, подвергнутое суровой критике) и негодующего смеха.

Однако баснописец находит совсем другие способы и приемы для иллюстрации важных мо­ральных истин.

Материалом для басни послужил случай из крестьянской жизни. Известно, что труд кресть­янина всегда был очень тяжелым и непосиль­ным. Пахать землю им помогали лошади или быки. Один из таких тружеников и представлен в басне Дмитриева. Домой он тащится, так как безмерно устал от трудового дня. Но в произведе­нии баснописец показывает не только трудягу Быка, но и лентяя, образ которого воплощен в Мухе. Она все это время просидела на рогах и соответственно ничего не делала. Но при встре­че с другой Мухой все заслуги она приписывает только себе, хотя прекрасно понимает, что она за все это время палец о палец не ударила. Безделье свое Муха скрывает за хвастовством, и при этом она приписывает себе заслуги, которые не совер­шала

Хвастливость баснописец ярко выражает в том, что Муха задрала нос от своей важности и неоценимости поступка

Наверное, многие из вас слышали такое выра­жение, как “Мы пахали”, которое со временем стало крылатым. Мы часто используем его в ре­чи, когда хотим сказать о человеке, который, ничего не делая, приписывает себе чужие заслу­ги и труды. И таким обобщением, что звучит в морали, баснописец дает понять, что это не единичный случай. И он может относиться не только к труду крестьянина. На его месте может оказаться любой человек.

Как раз в морали и виден легкий, но не менее укоряющий смех баснописца над ленью и хвас­товством.

Другие работы по этой теме:

  1. Зеркало и Обезьяна Персонажи этой басни — Мартышка и Мед­ведь. Мартышка увидела свое отражение в зер­кале, однако не признала себя в этом отражении. Она решила,…
  2. Свинья под Дубом В этой басне в образе Свиньи автор подверг осмеянию людские пороки — жадность, небла­годарность, грубую силу, которая не прислушивается к голосу разума….
  3. Осел и Мужик Мужик решил нанять Осла стеречь огород от ворон и воробьев. Осел оказался очень честным и старательным, он не съел ни одного хозяйско­го…
  4. Ворона и Лисица В этой басне мораль предваряет повествова­ние: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в…

«Мы пахали» — крылатое выражение, характеризующее действия бездельников, которые приписывают себе чужие достижения. Источником ее является произведение XIX века. Но злободневности своей эта фраза и спустя двести лет не утратила. Басня Дмитриева «Муха» — небольшое нравоучительное произведение, которое, как и прочие сочинения в этом жанре, всегда будет актуальным.

Любовь к жизни [ править ]

Офорт Альфонса Легро с его скульптурной обработкой басни, 1882 г.

Басня — это простой анекдот, демонстрирующий тему любви к жизни (φιλοζωία) в любых тяжелых обстоятельствах. Стандартная версия в том виде, в котором она существует сейчас, — это пересказ Роджера Л’Эстранджа : «Старик, проделавший большой путь под огромным Бременем прутьев, обнаружил, что так устал, что бросил его и призвал Смерть освободить его. ему из более жалкой Жизни. Вскоре по его зову пришла смерть и спросила, чем он занимается. Молитесь, добрый сэр, — говорит он, — сделайте мне одолжение, чтобы снова помочь мне справиться с моим бременем. Первоначально, однако, старик просил Смерть отнести ему палки.

Поскольку древние источники были ограничены греческим языком , басни не пользовались большой популярностью до эпохи Возрождения . Затем это было рассказано в баснях неолатинских поэтов Габриэле Фаэрно (1545 г.) и Иеронима Осия . Французская версия также появилась в это время в « Les Fables d’Esope Phrygien, mises en Ryme Francoise» Бернара Саломона (Лион, 1544). В Англии в сборнике Фрэнсиса Барлоу 1687 года была латинская версия , сопровождаемая синопсисом английских стихов Афры Бен .

Появление истории в «Баснях» Ла Фонтена способствовало росту популярности басни в Европе. Фактически, Ла Фонтен написал два и поместил их рядом. «La Mort et le malheureux» («Смерть и человек в несчастье», I.15) — это переписывание истории, в котором основной упор делается на мораль, извлекаемую из ситуации. La Mort et le bûcheron (Смерть и дровосек, I.16) остается ближе к оригиналу, и ему предшествует записка, в которой Ла Фонтен признается, что современный критик обвинил его в свободе своей первой версии и написал вторую. для сравнения.

Басня «Стрекоза и Муравей»: план для сочинения, какие вопросы можно поставить?


Стрекоза пришла к Муравью просить еду и кров Школьникам из начальной школы задают на дом или в классе написать сочинение на тему басни «Стрекоза и Муравей». Вот план для сочинения

  1. Развлечения Стрекозы.
  2. Просьба о помощи у Муравья.
  3. Как он проучил Стрекозу за бездельничество?

Чтобы было легче писать сочинение, можно поставить вопросы, а ответы к ним — это готовое сочинение. Вот вопросы:

  1. Что делала Стрекоза летом?
  2. Что изменилось в ее жизни с наступлением холодов?
  3. К кому обратилась Стрекоза, когда ей понадобилась помощь? Что она попросила?
  4. Что ответил ей Муравей? Как понять его слова: «Ты все пела? Это дело. Так пойди же попляши»?
  5. Испытываете ли вы чувство жалости к Стрекозе? Дайте развернутый ответ.
  6. Чтобы вы сделали на месте Муравья и почему?
  7. В каких строках заключается главная мысль басни?
  8. При помощи этого произведения, что нам хотел донести автор?
  9. На примере Стрекозы и Муравья — как люди не должны поступать?

При написании сочинения важно понять главную мысль произведения. В этой басне она заключается в том, что не нужно поступать бездумно, иначе потом можно остаться ни с чем

История создания

Неслучайно Крылов написал это произведение в период Русско-французской войны. В роли волка автор представил Наполеона, который желал устроить переговоры с русскими. Ловчий — это генерал Кутузов, который на протяжении всего времени не велся на провокации со стороны врага. Кроме того, что в произведении четко прописана мораль, «Волк на псарне» также олицетворяет патриотизм и любовь к родине.

Название сказки имеет двойственный смысл и подчеркивает безвыходное положение, в котором оказался Наполеон, когда занял Москву после Бородинского сражения. Когда он столкнулся с сильным противником, предложил заключить мировое соглашение. Все эти действия имеют много общего с персонажем из басни. Очевидно, что эта просьба насквозь пропитана лживыми обещаниями, которые возникли в результате безвыходного положения.

После того как закончилось Бородинское сражение и французское войско отступило, Наполеон понимал, что проиграл. Теперь по «правилам войны» нужно сдаться или подписать перемирие. Но, как и в произведении Крылова, Кутузов не поверил врагу. Тот, кто вторгся в чужую страну с плохими намерениями, не заслуживает пощады.

«Волк на псарне». Басня И. А. Крылова

Такой литературный жанр, как басня, зародился 4000 лет назад. Остроумное иносказательное повествование непременно содержит главную мысль – мораль. В русскую литературу этот жанр привнес и оживил Иван Андреевич Крылов. Если первые баснописцы — древнегреческий автор Эзоп, германский писатель и драматург XIX века Лессинг – предпочитали прозаическую форму, то у Крылова все басни написаны исключительно в стихотворной. «Волк на псарне» — басня высокого патриотического содержания, написанная в годы Великой Отечественной войны 1812 года, в пору нашествия наполеоновских войск и их бесславного бегства с поля битвы.

Памятка по литературному чтению. Учимся составлять анализ сказки, басни, рассказа.

План анализа басни Басня – короткое стихотворное или прозаическое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже – люди или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей, недостатки их характера : гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.Басня – это жанр литературы, родившийся в Древней Греции. За время его существования сложились определенные штампы*, например, лиса – хитрость, осел – глупость, вол – работоспособность, медведь – неуклюжесть, заяц – трусость, петух – чванливость, волк – злоба, лев – власть, сила т.д.1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни.2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают ее мораль, то есть главную мысль, идею?* Штамп – избитое выражение; устоявшийся образ.3. Попробуй передать главную мысль (мораль) басни своими словами.4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.5. Определи, как написана эта басня: прозой или стихами.6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?8. Перечисли основные черты характера главных героев басни.9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню «по ролям».11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык?

План анализа рассказа Рассказ – любое небольшое повествовательное произведение.1. Прочитай внимательно рассказ.2. Подумай, отражает ли название рассказа его содержание.3

Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты знаешь о нем? какие еще книги этого писателя ты читал?4

Узнай, когда и где рассказ был написан.5. Подумай, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе :- повествование ( рассказывает );- описание ( показывает );- рассуждение ( доказывает ).6. Кратко перескажи рассказ.7. Что, по-твоему, явилось кульминацией ( высшей точкой напряжения в развитии действия ) этого рассказа?8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких – отрицательными и почему?9. Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало, обрадовало, а что – показалось грустным, странным?10. Какому из героев ты больше всего сопереживал? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.11. О чём нам предлагает задуматься автор? Сформулируй главную идею этого произведения.12. Подумай, как может сложиться судьба героев в будущем?13. Какие достоинства произведения ты отметил?

План рассказа о герое1. Начни рассказ о понравившемся ( непонравившемся) герое со слов : «мне очень понравился (ась)», «меня ужаснул (а)», «больше всего мне запомнился(ась)», «мне показался интересным (странным, необычным)», «я восхищаюсь», «мне очень не понравился (ась)», «я был удивлен, узнав» и т.д.2. Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду, манеру поведения.3. Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше всего раскрывается характер героя.4. Перечисли основные черты характера этого героя.5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими персонажами.6. Вспомни героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.7. Хотелось (не хотелось ) бы тебе быть похожим на этого героя? Почему?8. Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых фраз лучше всего передает характер этого героя?9. Если бы ты был художником, как бы ты изобразил этого героя? В какой момент развития действия? Что делал бы герой? Какое у него было бы выражение лица, поза? Во что он был бы одет? Что происходило бы вокруг?

Вопросы по басне «Волк и Ягненок»: основные моменты, презентация


Басня «Волк и Ягненок» Вопросы по произведению помогут подготовиться к уроку или презентации. С их помощью можно быстро пересказать творение своими словами или даже вспомнить, если вы учили наизусть и какую-то строчку забыли. Вот вопросы по басне «Волк и Ягненок»:

  1. Куда отправлялся ягненок до того, как встретился с Волком?
  2. Чем закончилась для ягненка встреча с Волком?
  3. Куда утащил ягненка волк?
  4. Что символизируют ягненок и волк? (для рассуждения)

Вывод, который можно сказать в конце презентации: как следовало бы поступить ягненку, чтобы избежать такой участи? Можно ли было ее избежать? После этого можно начать рассуждение по символизму героев и их поступков.

Вариант 2

Иван Андреевич Крылов известный русский баснописец. Несмотря на то, что многие сюжеты для своих произведений он заимствовал у древних авторов, критики высоко оценили его талант и оригинальность. Взяв за основу известную басню, он интерпретировал ее на русский лад так, что она выглядела совершенно по-новому.

Сюжет басни «Стрекоза и муравей» также не является оригинальным. До Крылова к этой теме обращались Эзоп и Лафонтен. А Хемницер выполнил дословный перевод этой басни, ничего не меняя в сюжете. Крылов же дополняет свою басню подробным описанием главных героев.

Сначала появляется стрекоза. Это веселая, беззаботная, подвижная дама, которая любит петь и танцевать. Ее совершенно не волнует будущая жизнь, она наслаждается сегодняшним днем и живет только в свое удовольствие. Описывая стрекозу, автор использует слово «попрыгунья». Не в каждом языке можно найти подобное слово. Этим он хотел показать главную черту ее характера – легкомыслие.

Далее появляется муравей. Он выступает полной противоположностью стрекозы. Целыми днями он работал, готовился к наступлению холодов. Муравей отличается трудолюбием и мудростью.

В басне Крылов подчеркивает именно русскую погоду. Зима приходит быстро, стрекоза не успела оглянуться, как лето уже закончилось. В зарубежных странах лето не такое короткое, как у нас. Крылов называет его красным, подчеркивает его радость и веселье. А зиму он описывает в хмурых тонах, нет уже светлых дней, «помертвело чисто поле». Если летом стрекоза – «попрыгунья», то зимой она уже еле ползет на помощь к муравью.

Стрекоза обращается к муравью по-родственному, называет его кумом. Так автор показал старинный русский обычай, в котором соседи безвозмездно помогали друг другу. В зарубежном варианте басни такого нет. Там стрекоза просит взаймы, а в русской басне она надеется переждать трудные времена за счет муравья, и с наступлением тепла продолжить свою беззаботную жизнь. Именно поэтому муравей ей и отказывает. В ее словах нет раскаянья, она не поняла свои ошибки.

В образе стрекозы и муравья скрыты характеры людей. Автор высмеивает лень, беззаботность, легкомыслие. Муравей предстает в роли труженика, показывает пример для подражания.

Перевод Эзопа

Лафонтен не являлся создателем Свои произведения он писал на основе сочинений древнегреческого автора, существование которого находится под сомнением и сегодня. Этому полулегендарному поэту все же принадлежит басня «Мухи». Она повествует о жадности, которая приводит к гибели. Смысл этого античного произведения можно свести к мудрым словам Петрарки: «Знай предел вожделений». Иную нравоучительную цель имеет басня «Муха». Дмитриев вложил в свое небольшое стихотворение сатирический взгляд на сочетание таких неприглядных человеческих качеств, как хитрость, глупость, лень, лживость, хвастовство. Смесь этих пороков в одном из своих собеседников встречал хотя бы раз каждый человек.

Краткий анализ

В образе главного героя Сантьяго заключается символизм слияния человека и мира, который его окружает. Манолин также относится к главным персонажам.

Его автор приводит для создания оптимистического финала. Это символ будущего и надежд на то, что жизнь нового поколения будет лучше.

Кроме этих персонажей, большое место в произведении занимает океан. Он выражает внутреннее пространство и духовную жизнь. Рыба представляет художественный образ, заключенный в божественном творении. При подготовке к школьному уроку литературы узнать, о чем книга «Старик и море», позволит разбор произведения:

  1. История и время написания. В основе повести — реальные события, рассказанные Эрнесту Хемингуэю кубинскими рыбаками. Первоначально он написал на их основе очерк, а в 1951 г. — полноценное произведение.
  2. Тема и мораль. Борьба человека за свою мечту на пределе сил и возможностей. Испытание духа, схватка со стихией.
  3. Композиция. Из трех частей, с кольцевым обрамлением.
  4. Жанр. Повесть-притча.
  5. Направление. Реализм.
  6. Средствами художественной выразительности автор описывает пейзажные картины (море ночью и утром), а также сновидения героя.

В произведении практически отсутствует динамика, оно наполнено внутренним драматизмом. Много внимания уделяется деталям и описанию мучений старика, которые читатели воспринимают как собственные страдания. Подобный прием делает произведение очень проникновенным, заставляет задуматься о том, что жизнь каждого — это борьба с обстоятельствами.

https://youtube.com/watch?v=_4i46tJIvKg

https://youtube.com/watch?v=cOUgfCSo9BY

Композиция

Условно композицию повести можно разделить на три части: старик и мальчик, старик в море, возвращение главного героя домой.

На образе Сантьяго формируются все композиционные элементы. Кольцевое обрамление композиции заключается в уходе старика в море и его возвращении. Особенность произведения в том, что оно насыщено внутренними монологами главного героя и даже диалогами с самим собой.

Скрытые библейские мотивы прослеживаются в речах старика, его жизненной позиции, в имени мальчика – Манолин (сокращённое от Эммануил), в образе самой рыбы-гиганта. Она – воплощение мечты старца, который смиренно, терпеливо встречает все испытания, не жалуется, не ругается, а лишь тихо молится. Его жизненная философия и духовная сторона существования – своеобразная личная религия, очень напоминающая христианство.

Главные герои и сюжет басни

Основные персонажи произведения Толстого:

  1. Старик — пожилой дедушка, потерявший слух и лишившийся зубов. Ослаблен возрастом, беспомощен.
  2. Сын — жестокий, эгоистичный.
  3. Супруга сына — злобная, равнодушная.
  4. Внук — добрый, вежливый, смышлёный, любящий мальчишка.

Краткое содержание басни может поместиться в несколько предложений. Пожилой старик совершенно состарился: ухудшилось зрение и слух, повыпали все зубы, ноги перестали ходить. Описание дедушки Толстым вызывает у читателя сочувствие и грусть. Во время еды пища вываливалась изо рта на стол. Старичок совсем ослабел, превратился в беспомощного и уязвимого.

Сын со своей супругой прекратили садиться вместе с ним обедать, отправили деда в дальнее укромное место за печью. Как-то раз седовласый старик случайно уронил чашу с пищей, это весьма разозлило невестку. Молодая женщина начала кричать и возмущаться, она ругала деда, потому что тот испортил вещи в их домашнем хозяйстве. Она сообщила, что с этого дня старику придётся есть не из блюда, а из деревянной посудины. Дедушка перевёл дух, в ответ ничего не сказал.

Однажды дома находилась вся семья

Сын и его супруга в тот день обратили внимание, что их единственный сын Миша старательно сооружал что-то из дощечек. Папа спросил у мальчишки, что он там так с интересом увлечённо строит

Он ответил, что делает лоханку, из которой будет подавать еду родителям, когда те станут старыми.

Отец и мать мальчишки молча и с неким страхом посмотрели друг на друга, из их глаз покатились слёзы. В них проснулся стыд за своё плохое поведение в адрес немощного и усталого деда. С тех пор старика опять посадили на главном и почётном месте во главе стола. Более его никто и никогда не обижал.

План для пересказа произведения:

  1. Старость дедушки.
  2. Место за печью.
  3. Разбившаяся посуда.
  4. Внук и лоханка.
  5. Раскаяние.
  6. Почитание стариков.

Вместо послесловия

Один из создателей произведений в самобытном стиле, который условно можно назвать жанром «русская басня», — И. И. Дмитриев. «Муха» — сочинение, которое, наряду с произведениями других русских сатириков, должно быть известно современному читателю. Высмеивая недостатки, короткое повествование выполняет важную нравственную функцию. Ведь пока существуют в мире люди, которые предпочитают не действовать, а лишь находиться рядом с теми, кто трудится, актуальность не утратит басня Дмитриева «Муха».

Сегодня мы познакомились с творчеством Ивана Дмитриева и среди его произведений у Дмитриева есть басня Муха. Это небольшое произведение, которое даже в полном его содержании читается очень быстро, но если говорить о басни Муха Дмитриева, то суть ее заключается в следующем.

Дмитриев муха

Как-то очень и очень уставший из полей возвращался труженик бык. За собой он тащил плуг и, наверное, очень мечтал об отдыхе. В это время у него на рогах сидела муха. И вот, по дороге Мухе встречается ее сестра, то есть, вторая муха, которой стало интересно, откуда это они идут такие уставшие. На что Муха ей и ответила: «мы пахали». Автор не описывает нам, чем занималась Муха, пока работал Бык. Возможно, она сидела на рогах у быка все это время, а может только сейчас присела и просто вовремя успела воспользоваться ситуацией. Но, суть все равно одна и та же.

Дмитриев свою работу завершает моралью басни, которая звучит так: «Мы сбили! Мы решили». Эта небольшая фраза, но сколько в ней правды, сколько в ней действительности. Когда читаешь басню, то понимаешь, что в нашей жизни, вот таких вот Мух, которые сидят на рогах, очень много. Очень много людей, которые ничего не делают, которые ленятся, но при этом очень любят приписывать себе заслуги и труд других, употребляя в своих рассказах, в своем разговоре краткое слово «мы».

Всего только два главных героя басни Дмитриева. Первый герой — это трудяга Бык, который является воплощением и собирательным образом тех, кто трудится и не боится работы. Второй же герой, а вернее, героиня — это Муха. Этот персонаж является олицетворением лентяев, хвастунов, тех людей, которые без зазрения совести припишут себе достижения других, но при этом они и палец об палец никогда не ударят, чтобы что-то сделать.

Басня «Муха» — непреходящий символ деликатной басни Ивана Дмитриева. Ей уже свыше двухсот лет. Все мы не раз слышали выражение «мы пахали», порой не задумываясь о том, откуда оно к нам пришло. А между тем это изречение — из басни Дмитриева «Муха». Оно было подхвачено сразу после опубликования произведения, и вот уже в течение нескольких столетий используется в нашем лексиконе.

Басня Дмитриева «Муха» есть не что иное, как перевод басни французского поэта Пьера Вилье, восходящей, в свою очередь, к античной басне. По другим сведениям – французский автор к басенному жанру никогда не обращался, и произведений, где главным героем была бы муха, у него нет.

Начало басни повествует о Мухе, сидящей на роге у Быка, который после праведных трудов с плугом тащится на покой.

По пути домой Мухе встречается сестра, и на ее вопрос «Откуда ты?», высокомерно заявляет: «Откуда? — Мы пахали». Автор не уточняет, где была Муха во время пахоты: так и ютилась на роге у Быка, пребывая в полном бездействии, или ловко присоединилась к нему во время возвращения домой. Но она не преминула гордо сообщить сестре о сопричастности к делу. В конце произведения – мораль (заключительное рассуждение).

В жизни нам нередко приходится констатировать факт, что кто-то, не имеющий никакого отношение к делу, примазывается к чужим трудовым победам и заявляет (как в басне И.Дмитриева «Муха»): «Мы решили», «Мы сбили».

Да, порой мы сталкиваемся с ситуацией, когда кто-то, совершенно не заботясь об истинном положении вещей, беззастенчиво присваивает себе чужие достижения. Зачем следовать истине, когда можно спокойно хвастануть?

Ответ Мухи — «Мы пахали» пошел в народ

и стал некой идиомой. Почему она прижилась? Потому что описанная ситуация слишком типична, она шагает из века в век.

Как стало возможным то, что Муха смогла приписать себе чужие трудовые достижения? Просто потому, что она оказалась рядом, и сумела воспользоваться ситуацией.

Басня Дмитриева «Муха» популярна не только в России, но и в других странах. Так, например, в двух разных вариантах она переведена на немецкий язык. Басня существует в немецком переводе Ганса Бауманна в антологии «Russische Lyrik 1185–1963». Автор второго варианта — Уве Грюнинг.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: