Кто такой Андрей Рублев
Историки предполагают, что родился иконописец где-то в 1360 году или около того. Бытуют мнения, что он мог появиться на свет и в 1430 году
Думаю, не столь это важно, ведь куда более ценно то, что оставил этот человек в истории и культуре своей страны
Родился и вырос он в Великом Княжестве Московском. Некоторые биографы предполагают, что мог он происходить из Великого Новгорода. В те времена фамилии давали по роду деятельности или по имени отца. В русском языке существует слово “рубель” – кожевенный инструмент, из-за чего считается, что фамилия Рублев принадлежит ремесленной семье.
Восковая фигура иконописца преподобного Андрея Рублева / Kvesisskaya.tourister.ru
Как известно, Рублев принял монашество, ему дали имя Андрей, мирское его имя остается неизвестным. По некоторым данным, которые нельзя назвать достоверными, можно предположить, что отца Рублева звали Иван. Тем не менее, остановимся на имени, которое дали иконописцу при постриге в монахи. Можно предположить, что художеству мальчик начал заниматься рано, так как в те времена детей начинали учить в довольно раннем возрасте.
Биография иконописца Андрея Рублёва
Историки предполагают, что знаменитый иконописец родился, примерно, в 1360 году (не ранее 1340 и не позднее 1370). Место рождения точно не известно. Случилось это событие или в Московском княжестве, или на землях Великого Новгорода. И звали новорождённого совсем не Андрей – это имя иконописец получил позднее, при совершении монашеского пострига.
Есть вопросы и к фамилии. Дело в том, что в те времена фамилии имели только знатные или образованные люди. Однако, у знатного человека не могло быть фамилии Рублёв. А «Рублёв» происходит не от рубля, а от инструмента для выделки кож «рубеля».
В каких краях и как проходило детство будущего иконописца, как прошло отрочество и где он учился, достоверных сведений нет. В 1405 году Андрей Рублёв постригся в монахи, в московской Спасо-Андрониковом монастыре. В том же году была сделана запись в «Троицкой летописи» о росписи домовой церкви московского князя Василия I (старшего сына князя Дмитрия Донского):
Из этой записи следует, что чернец Рублём был младшим членом артели иконописцев. Впрочем, примечателен сам факт – заказ почётный и сложный. И к такому заказу не мог быть допущен начинающий иконописец. В 1405 году Рублёв уже признанный мастер. В противном случае его работы были бы анонимными, как у большинства старорусских иконописцев, чьи труды дошли до нашего времени.
Три года спустя, в 1408 году, что следует из «Троицкой летописи», Даниил Чёрный и Андрей Рублёв начали роспись Владимирского Успенского собора, который был сооружён в двенадцатом веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Больше Гнездо. После ордынского набега в начале пятнадцатого века собор сильно пострадал и московский князь Василий I решил начать восстановительные работы в соборе.
До наших дней от трудов Рублёва и Чёрного в Успенском соборе сохранились лишь часть иконостаса (самого большого в России) и небольшие фрагменты настенной росписи. Иконы деисусного ряда (с изображением Христа) достигают в высоту до 3,5 метра. При написании этих икон Рублёв совместил художественные традиции Византии и традиции московской школы иконописи Феофана Грека. При этом Рублёв уже допускает отступления от принятых канонов: живописец по-своему трактует образы Христа и Богоматери, и изображённых на иконах святых. Искусствоведы отмечают, что фрагмент Страшного Суда написан, как праздник справедливости и вечной жизни для праведников. До Рублёва Страшный Суд писали, как мрачную сцену наказания грешников.
Помимо написания икон и создания фресок Андрей Рублёв много времени уделял иллюстрирования книг: в частности, было создано несколько рисунков к Евангелию Хитрово (Евангелие названо по имени его владельца боярина Богдана Хитрово).
Особенности иконописи Андрея Рублёва
«Спас Вседержитель» (1410 — 1420-е годы)Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. 158 x 106смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Ранние работы Андрея Рублёва в полной мере соответствуют принятым на начало пятнадцатого века правилам иконописи – в те времена на православных образах изображали святых с суровыми и аскетичными ликами, которым были присущи византийские черты: высокий лоб и большие глаза, тонкие губы и прямой греческий профиль. При этом иконописцы писали, в основном, сдержанными и тёмными цветами (коричневый, тёмно-красный, охристо-жёлтый).
Работы раннего Рублёва, по заключению реставратора и иконописца начала ХХ века Василия Гурьянова:
Впоследствии Рублёв постепенно отходит от принятых канонов иконописи. Всё чаще мастер пользуется светлыми и лёгкими красками: золотисто-жёлтой, розовой и светло-голубой. Изменяются и лики на рублёвских иконах: проступает всё больше славянских черт – округлый овал лица, русые волосы и светлые глаза, широкий лоб. Изменяется и выражение ликов: святые и ангелы становятся радостными и светлыми, с одухотворённым взглядом, а некоторые чуть заметно улыбаются.
В поздних работах Рублёв всё чаще использует приём лессировки (на основной слой краски наносится ещё одни, тонкий и полупрозрачный. И на этом слое Рублёв выписывает более тонкие детали изображения). В результате у иконописца получались плавные линии и плавные переходы цвета.
гум анализ стих Андрей Рублёв
1. Н.С. Гумилев анализ стихотворения «Андрей Рублёв»
Н.С. ГУМИЛЕВ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «АНДРЕЙ РУБЛЁВ» Подготовила ученица 11 класса Пиянзова Анастасия Учитель : Пиянзова С.М.
2. Андрей Рублёв
АНДРЕЙ РУБЛЁВ Я твердо, я так сладко знаю, С искусством иноков знаком, Что лик жены подобен раю, Обетованному Творцом. Нос — это древа ствол высокий; Две тонкие дуги бровей Над ним раскинулись, широки, Изгибом пальмовых ветвей. Два вещих сирина, два глаза, Под ними сладостно поют, Велеречивостью рассказа Все тайны духа выдают. Открытый лоб — как свод небесный, И кудри — облака над ним; Их, верно, с робостью прелестной Касался нежный серафим. И тут же, у подножья древа, Уста — как некий райский цвет, Из-за какого матерь Ева Благой нарушила завет. Все это кистью достохвальной Андрей Рублев мне начертал, И в этой жизни труд печальный Благословеньем Божьим стал. 1916
Стихотворение посвящено живописцу, содержит авторскую оценку. По мнению Гумилёва Андрей Рублёв благословлен Творцом. Рублёв был монахом, но для автора важнее другой его «лик» – «мастера». Можно подумать, что речь идёт не об иконе. а о живой женщине.
Гумилёв подчёркивает единство земного и небесного, между ними нет пропасти. «Красота» – (подобрать эпитеты) «одухотворённа», «небесная», «райская», «чистая», «святая», «душевная», «духовная». Телесную или духовную красоту показывает художник?
«Что лик жены подобен раю» Гумилев использует слово не «лицо». а «лик». Это слово высокого стиля в Древней Руси употребляли не просто по отношению к человеку, прекрасному внешне.
«лик жены подобен раю»
«Нос — это древа ствол высокий; Две тонкие дуги бровей Над ним раскинулись, широки, Изгибом пальмовых ветвей.» Прямой и гибкий пальмовый ствол символизирует женскую красоту. Самые красивые пальмовые деревья, как считалось. Росли в Святой земле.
« Два вещих сирина, два глаза, Под ними сладостно поют, Велеречивостью рассказа Все тайны духа выдают.» Глаза открыто выдают тайны души. которой нечего скрывать, в то время как уста безмолвствуют.
«Открытый лоб — как свод небесный»
12. ВЫВОД:
В стихотворении «Андрей Рублёв» никаких философских выводов мы не находим, зато видим прямое воздействие «искусства иноков» на лирического героя. Не отклоняясь от описания внешности, поэт создает образ души. Телесная и духовная красота едины: лик прекрасен лишь постольку, поскольку он одухотворен.
13. литература
ЛИТЕРАТУРА «Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс. Серебряный век русской поэзии». Под ред. Л.Г.Максидоновой. Ч.1. –М. ВЛАДОС, 1999 г. Картинки из Интернета.
онлайн
Категории
Происхождение и юношество
Описание личной жизни Андрея Рублёва кратко настолько, что местами учёные даже в главных моментах не смогли прийти к единому мнению.
Дата рождения иконописца обозначена лишь примерным годом — 1360, а местом называют либо княжество Московское, либо Великий Новгород.
Существуют две версии о сословной принадлежности будущего художника, основывающиеся на его фамилии:
- Фамилия художника говорит о знатном происхождении и возможности получить образование.
- «Рубель» — инструмент скорняка, значит, Рублёв — потомок ремесленных работников.
Послесловие
Главными иконописными творениями Рублева считаются «Троица», «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Эти картины сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.
Андрея Рублева считают художником святой Руси, в ту пору, когда живопись не была столь развита в русском государстве, существовала и развивалась иконопись. Благодаря этому простые люди, не имеющие возможности прикоснуться к прекрасному, могли прийти в храм и увидеть святые образы, фрески, иконы и хоть ненадолго погрузиться в мир искусства.
Андрей Рублев «Архангел Михаил с клеймами»
Глядя на творчество Андрея Рублева, можно сказать, что он стал лучом света в царстве темной и строгой иконописи, которая была до него. Иконы Рублева пропитаны каким-то немыслимым теплом и ясностью, он по-особенному передает религиозные сюжеты, вкладывает в них своё видение. Он внес большой вклад в русскую иконописную школу.
Человек, который был упомянут в летописи, явно особенный. На Руси, так сказать, зря бумагу не марали, а записывали лишь существенные события в жизни государства. Канонизировали Рублева в 1988 году, с тех пор 17 июля считается церковным праздником – днем памяти Андрея Рублева.
Что известно о творческом пути Андрея Рублева
Когда он расписывал Благовещенский собор вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем, он был младшим из них. По истечении трех лет Рублев уже расписывал собор во Владимире, и к тому времени у него появились помощники и ученики.
У Андрея Рублева был свой индивидуальный стиль иконописи и своё видение религиозных сюжетов. Например, на одной из икон, изображающих рождество Христово, Богоматерь смотрит не на младенца, как на большинстве традиционных картин, а в противоположную сторону. Этим иконописец хотел сказать, что принеся миру спасителя, Богородица обратила взор к молящимся, к людям взывающим к высшим силам.
Считается, что Рублев научился многому у Феофана Грека, который владел особой техникой. Он умел рисовать очень быстро, точно и четко, но перенимать стиль Феофана Андрей не стал, а пошел по своему пути в творчестве. Многие отмечают, что даже палитра была у Рублева особенной – солнечной и радостной. Лики святых у него получались умиротворенными и одухотворенными, с мягкими чертами лица.
Андрей Рублев «Рождество Христово», 1410-е годыМестонахождение: Благовещенский собор Кремля, г. Москва, Россия
Помощником Андрея во многих его работах по росписям храмов был Даниил Черный. С ним он, например, расписывал Успенский собор недалеко от города Звенигорода, собор во Владимире.
В 1408 году татары напали на Русь, многие города были разрушены под натиском ханских войск. Троицкий монастырь, где также работал иконописец, был полностью уничтожен. С ним пропали и все росписи Андрея Рублева. Был разрушен и Успенский собор во Владимире. Когда принялись за восстановление Троицкого монастыря, имя Рублева вновь было упомянуто в летописи, относится это упоминание к 1422 году. Именно при росписи этого монастыря и родилась самая знаменитая икона художника-монаха «Троица».
Андрей Рублев «Троица», с 1425 по 1427 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
К церкви Андрей приобщился в юном возрасте, он стал монахом, поэтому семьи и детей у него не было. Мало что известно и о родственниках иконописца, биографы не могут сказать были ли у Рублева братья или сестры.
Дату смерти старорусского художника также точно не называют, но вероятнее всего она относится к 1428 году. В те времена свирепствовала чума, от которой известный иконописец и скончался. Похоронили монаха в Андрониковом монастыре, в котором он выполнял свою последнюю работу.
Иконы, фрески и иллюстрации Андрея Рублёва
«Сошествие во ад». 1408-1410 (Государственная Третьяковская галерея)
«Богоматерь Владимирская» (Конец XIV — начало XV вв).Доска, темпера. 102.2 × 69.5 см.Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник,Владимир, Россия.
«Рождество Христово» (Начало XV в. (1410-е гг.?)Фреска. 81 × 62 смБлаговещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
«Рождество Христово» (Начало XV в.) Левый нижний фрагмент. Иосиф и старец.Доска, темпера. 81 × 62 смБлаговещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
«Евангелист Матфей» (Начало XV в.) Евангелие Хитрово, книжная миниатюра Русская государственная библиотека, Москва, Россия
«Воскрешение Лазаря» (1405)Доска липовая, ковчег, неглубокая лузга, паволока, левкас, темпера. 80,5 x 61 смБлаговещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Иконы из деисусного («васильевского») чина. 1408 или 1410. Из иконостаса Успенского собора во Владимире. Даниил Чёрный, Андрей Рублев.
Святитель Иоанн Златоуст
Апостол Павел из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Апостол Петр из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
«Благовещение» (1408)Панель, темпера. 125 × 94 смБлаговещенский собор Московского Кремля, Москва, Россия
«Богоматерь в раю». 1408. Успенский собор, Владимир, Россия (Фреска восточной люнеты в южном нефе)
«Богоматерь Умиление Владимирская (Из Благовещенского собора Московского Кремля». Конец XIV – начало XV века)
«Вознесение из праздничного чина Успенского собора во Владимире». 1408. Государственая Третьяковская галерея
«Вход в Иерусалим». 1405. Благовещенский собор в Московском Кремле, Россия
«Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во ВладимиреПанель, темпера. 314 x 106 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
«Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во ВладимиреПанель, темпера. 314 x 106 смСретение Господне. 1408. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Фреска “Страшный суд”. 1408. Успенский собор, Владимир, Россия
«Преображение Господне» (1410-е) Центральный фрагмент. Христос и пророки Илия и Моисей
Царские врата. 1425-1427. Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия
Спас в славе (Разворот). Андрониково Евангелие (Начало XV века). Государственный Исторический музей, Москва, Россия
«Евангелист Иоанн» (Начало XV века)Евангелие Хитрово, книжная миниатюраРоссийская государственная библиотека, Москва, Россия
Инок-живописец
Первое и главное упоминание об Андрее Рублёве не только как о художнике, но и как о монахе, приходится на 1405 год, что позволяет судить о примерной дате его монашеского пострига.
Согласно летописям, иконописцы Феофан Грек, Прохор-старец (предполагаемый наставник Рублёва) и чернец Андрей Рублёв расписали домашний храм первенца Дмитрия Донского. Этот факт означает, что ко времени выполнения работы монах получил определённое признание, иначе не был бы упомянут вовсе. Возможно, он работал в этой области ещё до принятия пострига.
Через 3 года Рублёв, по данным из тех же летописей, вместе с Даниилом Чёрным участвовал в восстановлении Успенского Собора во Владимире. К этому времени он обзавелся помощниками и учениками.
Кроме иконописи художник занимался иллюстрациями церковных книг. Изображения в Евангелии Хитровом считаются новаторскими в своей области. С Даниилом Чёрным в 1420 г. Рублёв курировал росписи в Троице-Сергиевом монастыре, однако они не дошли до наших дней.
Первые работы за авторством художника отражают характерные византийские стандарты и выполнены в тёмной гамме. В сохранившихся элементах иконостаса и фресок заметно, что позже Рублёв приобрел собственный стиль, такой как более плавные линии, тёплые светлые цвета, общая гармоничность и умиротворённость ликов в противоположность традиционной суровости и аскетизму.
Особенности творчества
Иконописец вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор. Кисти Андрея могли принадлежать фрески с Флорой и Лавром. Также художник занимался созданием иллюстрации к «Евангелию Хитрову».
Весь творческий путь Рублева можно условно разделить на два этапа:
- Расписывание соборов и храмов.
- Создание икон.
Но художник вернулся и принялся рисовать икону для Троицкого собора. Именно тогда появилась знаменитая «Троица». В ней иконописец изобразил сюжет о том, как к Аврааму явились три ангела. Они предсказали супругам рождение сына, который станет основателем целого народа. Рублев намеренно отказался от ряда деталей — омывания ног, заклания тельца, трапезы. Ангелы на его полотне беседуют.
Иконописцу удалось изобразить идею о триединстве Бога — Отца, Сына и Святого духа. Художник использовал яркие и чистые краски. Одежда ангелов была зеленой и розовой. Особенно выделялся голубой оттенок — краска для него дорогая и редкая. В дальнейшем она получила название «рублевский голубец».