Людмила петрановская. почему дети учатся (и почему

1 Возрастные особенности

Подростковый возраст — это выход на новый уровень социальных взаимоотношений, поиск себя и своего места в социуме. Важным в этот период является общение со сверстниками, формирование собственных ценностей и жизненных целей, что усиливает стремление к эмансипации от взрослых и их влияния. Также происходят гормональные и физиологические изменения в организме, которые влияют на эмоциональную нестабильность подростка.

Поэтому стремление к академическому познанию отходит на второй план, что негативно сказывается на учебной успеваемости и отношению к школе.

Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам, и школьник уже на качественно новом уровне начинает проявлять интерес к знаниям.

Как помочь:

1 Спокойно говорить с подростком о необходимости учиться. Попробуйте вместе усилить учебную мотивацию. На этот возрастной период она может быть и внешней. Например, внешней мотивацией может стать возможность общения со сверстниками в школе.

2 Давать четкие и предсказуемые требования в отношении учебной деятельности. Учение — это его обязанность, результаты которой в этом возрасте лучше оценивать по школьной успеваемости. За ее невыполнение должны быть известные ему последствия. Например, в случае неуспеха отменяются прогулки с друзьями, и на это место ставятся занятия с репетитором.

3 Не подавлять самостоятельность подростка в принятии решений относительно школы. В этом возрасте нормально не выполнять часть домашнего задания (где-то учитель не проверяет, что-то можно списать, а может и «пронесет»), но это не должно влиять на успеваемость

Обращайте внимание подростка на последствия его решений

Чему родители должны учить ребенка?

Современные люди учатся всю жизнь. Поэтому важнее научить ребенка не решать примеры или красиво писать (это совсем несложно), а показать, как эффективно учиться, организовывать свое время и деятельность, отделять главное от второстепенного. Так ребенок поймет, что для нас важен он, а не оценки или похвала учителя.

Важно поддерживать интересы ребенка, потому что во внеучебной деятельности он максимально раскрывается. Говорит, что будет тиктокером? Прекрасно! Он научится навыкам копирайтинга, монтажа видео, организации контента и сделает свой — настоящий — проект! . Материалы предоставлены проектом Family Tree

Материалы предоставлены проектом Family Tree

Фото с сайта http://petranovskaya.ru/

Младшая школа

В младшей школе учебная мотивация почти всегда на высоте. Сказывается эффект новизны и престиж статуса первоклассника. В это время ребенку очень важны поощрения и похвала — успех здесь и сейчас, а отдаленные результаты труда его мало интересуют. Поэтому имеет смысл ставить перед ним небольшие близкие цели и обязательно хвалить за старания.

Планируя детский распорядок дня, родителям нужно помнить о том, что дети в этом возрасте еще не могут долго концентрировать внимание. Им нужно разнообразие, переключение, игра

Возможно, чтобы дома сделать уроки, понадобятся переменки. Только не стоит проводить их за телефоном или монитором компьютера — лучше подойдут в меру подвижные игры.

Топ-5 главных ошибок родителей

  1. Вспоминать «сына подруги» и сравнивать

Даже зная о том, что не стоит сравнивать своего ребенка с другими, бывает сложно удержаться. Но эти сравнения провоцируют лишь обиду и практически не влияют на мотивацию. Напротив, вместо того, чтобы заставить ребенка заниматься, они вызывают нежелание учиться по принципу «все равно у меня ничего не получится».

Объяснять неудачи отсутствием способностей

Убедите ребенка в том, что основные предметы в школе на среднем уровне способны усвоить все — для этого нужно лишь терпение. Не стоит говорить, что ему просто не дано писать без ошибок, потому что у папы/мамы/дедушки тоже были такие проблемы. Даже если в этих словах есть доля истины, они сильно демотивируют.

Критиковать не поступки, а личность

Если вместо того, чтобы отметить ошибку, ребенку скажут: «Ты просто бестолочь», — это совершенно точно не будет стимулом учиться. Одна, две, три и даже 10 неудач не делают человека неудачником, у него всегда есть шанс исправиться.

Помните, что критика поступка или результата работы может задеть, но все же простимулировать к борьбе, а критика личности вызывает только протест или низкую самооценку.

Обещать подарки или деньги за оценки

Сразу скажем: речь не идет об обещаниях купить велосипед или ноутбук за успешное окончание года. Мы говорим о другой практике: платить ребенку за каждую пятерку. Да, первое время она может давать результаты, но готовы ли родители платить все время, до конца школы? И не станет ли сумма слишком мала для подростка?

Такие награды подменяют внутреннюю мотивацию на внешнюю, и школьник учится уже не для того, чтобы достигнуть чего-то в жизни, а чтобы получить моментальное вознаграждение.

Ограничиваться учебой в школе

Даже самая лучшая школа не может обеспечить индивидуальный подход, поэтому для раскрытия способностей ребенка нужны внешкольные занятия. Кому-то они потребуются с первого класса, кому-то — позже. Но только личный наставник поможет вырваться из «уравнивающей» школьной среды и заниматься в своем темпе: в одних случаях опережая программу, а в других — уделяя больше времени закрытию белых пятен.

Нет универсального метода, как заставить ребенка учиться, но есть много возможностей повысить его собственную мотивацию. Попробуйте каждый из них, и в какой-то момент уроки станут уже не тяжкой повинностью, а шансом узнать что-то новое, интересное.

Клинический психолог Аймисай Галимова и директор школы Skysmart Михаил Митин — о таланте и одаренности наших детей. Во втором выпуске «Большого разговора» на канале Skysmart Parents коснулись темы одаренности, таланта и гениальности наших детей.

2 Гиперопека и чрезмерный контроль родителей

Часто бывает, что родители большую часть школьных обязанностей ученика берут на себя: вместе делают домашние задания, полностью контролируют учебный процесс своего чада, решают все школьные проблемы за него. Поэтому ребенок к подростковому возрасту просто не умеет принимать собственные решения, а обучение в средней и старшей школе требует определенной доли ответственности и самостоятельности ученика.

Также гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка, что в значительной мере сказывается на учебе, так как чаще всего родители переживают именно за нее.

Как помочь:

1 Проанализировать свое отношение к обучению подростка. Может, вы в чем-то перегибаете палку?

2 Быть для своего сына или дочери родителем, а не учителем.

3 Постепенно делегировать ответственность за учебу на него, обозначив четкие рамки ваших ожиданий к учебной деятельности подростка.

Что делать, если ребенок не хочет учиться: советы психолога

  • Некоторые дети схватывают знания на лету, некоторые с небольшими трудностями, но есть и те, которые упорно не хотят ни писать, ни читать. Они вовсе не глупые, они вовсе не отстают в развитии, им просто не хочется это делать
  • Так что же делать родителям? Заставлять заниматься, ругать, ставить детей в угол или найти в интернете чудодейственные советы, прочитав которые все моментально наладится
  • Вам родители крупно повезло, потому что прямо сейчас взмахнула волшебная палочка и по полочкам разложились все самые сложные и нерешенные проблемы. Вы в это верите? Наверное, нет, а зря потому, что с веры в успех начинается любое начинание

Любовь к учебе передается детям от родителей

Полумеры не помогут

— Есть способ исправить такого подростка?

— Только один — поставить ребенка в такие условия,где он вынужден будет проявлять волю,где всего можно добиться только трудом. Интуитивно родители знают этот путь,но не все готовы так поступить.

Отдайте сына в спортивный лагерь,где во главе стоит правильный физрук — такой простой мужик,который знает,как добыть в лесу еду,не сгореть при пожаре,не утонуть в реке,не замерзнуть и защититься от волков. И вот тут реально: не потопал — не полопал.

— Если так и не тренировать волю,что потом будет с ребенком?

— Психические процессы развиваются по спирали,проходя одни и те же точки,только на разном уровне. Есть начальная точка — крик мокрого ребенка. Затем,например,трех-четырехлетка волевым усилием не возьмет конфету,которую мама запретила брать

Затем подросток тем же усилием не пойдет играть за компьютер,а посидит за учебниками,потому что важно поступить в физматкласс

И так всю жизнь. В предельном,крайнем варианте это,например,Александр Матросов,который лег на амбразуру вопреки своим желаниям и потребностям.

Школа.

Анна Зайкова

Если где-то на каком-то этапе произошел сбой и эта спираль не построилась,то впоследствии нужно будет довольно жестко ставить ребенка в такие условия,когда ему нужно будет принять решение. Причем решение,от которого зависят его элементарные жизненные потребности.

То есть если нам не удается его мотивировать более высокими потребностями(быть хорошим,честным,благородным и пр.), придется опуститься до того,что связано буквально с едой и водой.

— Что происходит с таким ребенком во взрослой жизни?

— Запустить волю наполовину нельзя,она либо есть,либо нет. Но тут есть еще одна проблема. Волевой процесс,даже если он запущен,не бесконечен. Его нельзя сохранить на всю жизнь,стать человеком навсегда невозможно. Надо постоянно поддерживать этот тонус.

Превратиться в безвольную амебу можно на любом этапе жизни. Нам знакомы эти моменты апатии,когда мы падаем на диван,жрем пиццу и смотрим сериалы круглыми сутками. Но потом какой-то мотив появляется,и мы берем себя в руки. Если ты был волевым и сильным 20 лет своей жизни,это не гарантия,что ты останешься человеком до конца.

То есть стать зверушкой можно легко,а вот двери обратно в человечество всегда закрыты,и открыть их можно только пинком — нашим волевым усилием.

В школе.

Анна Зайкова

Секреты мотивации детей

Покажите, как приятен на вкус успехПоказателем успешности в школе являются оценки – в данном случае “пятерки”. Учеников с хорошей успеваемостью уважают учителя, одноклассники и их родители. Также другие дети просят отличников помочь с различными заданиями, с которыми не могут справиться сами
В общем, эти дети не обделены вниманием и похвалой. А вот дети, которым по какой-либо из причин учеба дается сложно, не знают о такой стороне хорошей успеваемости
Поэтому нужно им помочь хоть раз испытать на себе успех. Узнать что такое когда ты любим и уважаем многими людьми. И когда ребенок испытает это чувство, он не захочет больше быть отстающим учеником и перекатываться с “двойки” на “тройку”.

Помогите развить способностиНе бывает детей без талантов. Бывают дети, талант которых не был раскрыт, а потенциал не реализован. Поэтому приглядитесь к своему ребенку, узнайте, что его интересует, что нравится

И запишите его на внешкольные занятия по этому предмету или виду искусства.Особенно важно это для детей, плохо успевающих по предметам, которые считаются основными, но имеют явные успехи, например в музыке или в футболе. Занимаясь любимым делом, чадо будет получать позитивные эмоции и силы на более сложные для него уроки.

Объясните дочке или сыну смысл учебыТрудно достичь успеха и иметь энтузиазм в деле, если не понимаешь зачем это нужно

Чтобы ребенок лучше понял важность саморазвития и получения знаний, покажите на своем примере, как учеба в школе помогла вам в жизни. Например, мама работает журналистом в газете. А все потому что она старательно изучала в школе литературу и русский язык, благодаря чему поступила в университет и получила профессию мечты. Папа – тренер волейбольной команды. И он может заниматься любимым делом, только потому, что в школе получал хорошие оценки не только по физкультуре, но и по базовым предметам. Ведь ему нужно было окончить школу и сдать экзамены, чтобы получить эту работу.

Научите ребенка не сдаваться перед трудностями и не впадать в уныниеКроха получила плохую оценку и в замешательстве от этого? На лице огорчение и обида от случившегося. Необходимо поддержать и рассказать, что это не повод грустить и опускать руки. В жизни случаются неудачи. От этого никто не застрахован. Но выигрывает в итоге тот, кто не пасует в сложную минуту. А засучив рукава и с улыбкой готовится к новой подаче. Также объясните ребенку, что плохая оценка не делает его недостойным и глупым. Это просто говорит о том, что он недостаточно хорошо подготовился к данному материалу. Но если он приложит больше усилий в следующий раз, то результат несомненно будет лучше.

Помогите восстановить концентрацию Если у ребенка снижена концентрация и он не может сосредоточиться, то сейчас неподходящий для этого момент. Так как у него повышенная возбужденность. Лучше переключить его на более активные действия. А когда он придет в норму, продолжить занятия.В качестве переключения идеально подойдет помощь по уборке в доме, активные игры, например “прятки” или “жмурки”.

Используйте хитрости
Если Вы сами можете похвастаться хорошей успеваемостью в школе, расскажите об этом ребенку. Это будет для него хорошим примером для подражания. Также добавьте свои ожидания. Как сильно Вы бы хотели, чтобы и Ваш ребенок хорошо учился. Расскажите, на конкретных примерах, как Вам помогли полученные знания. Отличный результат будет, если рассказать чаду о его любимом герое. Как тот старательно учился в школе. Например, Бэтмэн благодаря полученным в школе знаниям смог правильно рассчитать скорость полета и постичь это искусство в совершенстве. На таких примерах можно наглядно показать ребенку, что на знаниях основан мир.  Мы надеемся, эта статья помогла Вам лучше узнать своего ребенка и понять причины, почему он не желает учиться. А также применить на практике советы и увидеть результат.Если Вы до сих пор находитесь в тупике и не знаете, как мотивировать чадо к знаниям, ждем Вас на консультации психолога онлайн. Безвыходных ситуаций не бывает. Мы помогли уже многим детям почувствовать вкус к учебе. Индивидуальный подход и многолетний опыт – наши ключи к успеху!

Поделитесь этой информацией в соц. сетях

Почему опасно для ребенка учиться в школе? — тайна нашего образования

Помимо вышеперечисленных выводов о несостоятельности и непригодности в настоящей живой жизни школы, сознание ребёнка «обогащается» ещё и такими нелицеприятными выводами о ней, как, например: чтобы снискать расположение учителя, надо терпеть, притворяться, что интересно, иначе неминуем конфликт.

Что школа фактически запрещает ставить собственные цели и достигать их, навязывая свои. Что школа крадёт время у по-настоящему интересного, и так далее. Вы всё ещё удивляетесь тому, что ребёнок не хочет учиться?

И если раньше мы воспринимали это как данность, как необходимость «просто пережить», потому, что все так живут. То современные дети наделены хорошим таким здоровым эгоизмом, который запрещает им врать прежде всего самим себе.

Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться в школе? Родителю, если он желает разобраться в этой ситуации и хоть как-то выплыть в «нейтральные воды» во взаимодействии с собственным ребёнком и с этим вопросом, необходимо тоже перестать себе врать! Врать про то, что у ребёнка должно присутствовать неминуемое стремление ходить в школу, чтобы в ней учиться. Дети туда хотеть ходить из-за этого не могут, поймите и примите уже как-нибудь.

Социализация – да, возможно. Некоторые психологи вполне лояльные к школе всё равно сходятся во мнении, что первые два-три школьных года только для адаптации и социализации и пригодны. И серьёзно научать чему-либо детей в это время не имеет большого смысла. Но и то, что для социализации школа просто необходима – это миф.

Просто признайте, лучше вслух, что вы понимаете чувства своего ребенка! А дальше уже можно садиться и сообща думать вместе что именно делать дальше.

Почему ребенок не хочет учиться

Если очередной учебный год начинается с нежелания делать уроки, родителям стоит подумать не столько о том, как заставить ребенка заниматься, а почему ему в принципе не хочется это делать.

Вот что влияет на интерес к учебе:

Понимание практической ценности знаний— даже взрослым трудно делать то, что не имеет смысла. Извечный вопрос старшеклассников «Зачем мне алгебра/химия/литература, если это никогда не пригодится?» говорит не о лени, а о наличии критического мышления. Знания, которые даются в школе, должны быть привязаны к практике
Но иллюстрировать сухую теорию примерами из жизни умеет не каждый учитель, поэтому важно дополнительное образование. Взаимоотношения с учителями— самый простой и очевидный фактор, который влияет на мотивацию
Иногда пара неосторожных слов на уроке может поселить в школьнике неуверенность, а затем и отвращение к предмету

Особенно опасна ситуация, когда у ребенка не только снизилась успеваемость, а появилось нежелание ходить в школу.

Конфликты в классе, буллинг— как и в предыдущем случае, такие ситуации требуют особого внимания и осторожного подхода. Чтобы разобраться в проблеме, читайте наш материал про зарубежный и российский опыт работы с травлей в школах.

Чрезмерная нагрузка— имеет место, если кроме школы у ребенка много дополнительных занятий

Это не значит, что их не должно быть совсем, но все дело в балансе между отдыхом и активностями.

Директор школы Skysmart и заслуженный учитель России Тамара Натановна Эйдельман говорят о том, что делать родителям, если ребенок не хочет идти в школу, когда именно пропадает интерес к предмету и как быть в сложных ситуациях.

Ребенок не хочет ходить на курсы

Родители, которые со всей ответственностью подходят к воспитанию ребенка, могут заранее задумываться о его профессиональном будущем. Они обычно записывают ребенка на курсы по этим направлениям, а он зачастую сопротивляется и никак не хочет изучать программу. Причины здесь тоже могут быть разными.

Ребенку не подходит этот предмет

Родители могут считать, что английский язык необходим любому человеку для профессионального и личного развития, а ребенок при этом — совсем не хотеть учить его. В таком случае, не стоит всеми правдами и неправдами пытаться его освоить. Если дополнительные занятия и правильная работа с мотивацией не помогают, можно попробовать освоить другие языки или навыки. Возможно, они заинтересуют его больше, и он начнет учиться с удовольствием.

Ребенку не подходят эти курсы

При выборе курсов стоит обращать внимание на методы преподавания. Один из самых беспроигрышных вариантов — курсы с геймификацией: при таком подходе в обучение включают игровые механики

К сложным задачам добавляются раскраски, мультики и эстафеты, элемент соревнования. Учеба перестает быть скучной и неинтересной, ребенок начинает заниматься с удовольствием. Через такой подход можно полюбить даже те предметы, к которым не было изначальной предрасположенности.

Экономика образования

Геймификация в образовании: когда обычный курс становится квестом

Зачем нужна мотивация

Этот вопрос выглядит странно только на первый взгляд. Мы то и дело стараемся обойтись без мотивации, когда говорим ребенку «есть такое слово — надо» или «марш за уроки, я сказала». Конечно, так бывает не сразу — вначале мы пытаемся найти дипломатичный подход: уговариваем, обещаем велосипед за четверть без троек, рассказываем о перспективах профессии дворника.

Но если это не помогает — у многих родителей появляется соблазн забросить дипломатию и заставить ребенка заниматься старым добрым методом «кнута без пряника». И поначалу он действительно приносит результаты. От жесткого контроля оценки действительно становятся лучше, но, увы, не надолго. Ребенок учится хитрить, увиливать, а если речь о подростке — родителей с большой вероятностью ожидает бунт. Чем сильнее сжата пружина, тем сильней она стремится к выпрямлению — и не только в физике.

Но хуже другое: пока ребенок под давлением делает то, в чем не видит смысла, в нем формируется отвращение к школе и к учебе в целом. Между тем чтобы прийти к результатам, нужно постоянно учиться новому. Остается только одно — искать, как заинтересовать ребенка учебой и постепенно создавать у него собственную мотивацию.

Начните с цели, которая действительно вдохновит ребенка. Например, «закончить четверть без тройки по математике» звучит понятно для родителя, но скучно для ребенка. Поразмышляйте вместе, что такого приятного может случиться: будь то спокойствие перед контрольными или развитие собственного блога, в котором тоже пригодятся цифры.

А чтобы точно рассчитать, как ребенку достичь целей в учебе, воспользуйтесь нашим бесплатным калькулятором . Он покажет, сколько нужно заниматься, чтобы просто подтянуть оценки или поступить в вуз по профильному предмету.

Чего не стоит делать, чтобы заставить ребёнка учиться

Сравнивать с «сыном подруги»

Конкуренция, конечно, способна стать источником мотивации, но уже во взрослом возрасте и далеко не для всех. А если постоянно сравнивать ребёнка с другими детьми, это, наоборот, демотивирует и не поможет заинтересовать ребенка учёбой. 

<<Форма курс 5-11>>

Переходить на личность

Как бы ни расстроил вас ребёнок своим очередным проявлением разгильдяйства, не оскорбляйте его. Слова ранят сильно, помните о том, что одна фраза может запомниться навсегда и стать установкой, которая негативно отразится на всей жизни человека. 

Перегружать учёбой

В 1965 году американский педагог начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что каждый в течение дня сможет заниматься тем, чем захочет. Назавтра всё повторилось, но теперь Барбара помогала школьникам составлять план на день. Затем объяснила, что есть определённая учебная программа на неделю, которую нужно пройти. Результатом эксперимента стало то, что у всех ребят запустилась внутренняя мотивация, и они стали гораздо успешнее заниматься. 

Не ставьте образование во главу угла, поощряйте хобби, занятия спортом, музыкой, творчеством. Оставляйте время на увлечения и общение с друзьями. Даже когда учёба станет любимым делом, нужны перерывы на другие занятия.

Продолжать ходить в обычную школу

Если вы чувствуете, что традиционная школьная система снижает внутреннюю мотивацию и природную любознательность ребёнка, подумайте о смене формата обучения. И тогда не придётся думать, как заинтересовать ребёнка учёбой, он сам будет учиться с удовольствием. С каждым годом всё больше мам и пап выбирают семейное обучение, где можно индивидуализировать учебный процесс и найти поддержку профессионалов. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», к примеру, обучение проходит онлайн, но записи доступны в любое время: ребёнок сам выстраивает свой график дня, просматривает уроки, выделяет время на домашнюю работу.

Мотивация

У любого процесса, как уже было сказано, есть свои причины. Для детей, как и для взрослых, важна мотивация. Живой организм не станет заниматься чем-либо, если у него нет в этом потребности и мотивов.

Соответственно, родителям важно «подогревать» интерес ребенка к обучению. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда за неудачи наказывают, а успехи воспринимаются как должное

Подобное поведение со временем приведет к тому, что ребенок не захочет учиться дальше. Также психологи отмечают, что некоторые мамы и папы хорошие оценки не считают за достижение и даже за должное явление, а вот плохие отметки сулят школьнику серьезными последствиями.

Да, в любом действии родителей должна быть строгость и серьезность, но в меру. Психологи советуют поставить себя на место ребенка: если нет никакой мотивации к выполнению тех или иных задач, будет ли взрослый исполнять их? Нет. Вот и дети точно так же себя ведут.

К счастью, мотивировать ребенка к обучению можно. Но к каждому школьнику нужен индивидуальный подход. Для кого-то неплохой мотивацией могут стать дополнительные карманные деньги, кому-то достаточно просто похвалы или семейного ужина, сладостей в качестве награды за успехи, а некоторых мотивируют покупки. В частности, крупные. Но такой вариант хорош для больших успехов. Например — закончишь четверть с отличием, получишь игровой компьютер последней модели. Главное — всегда держать слово и не обманывать ребенка.

Нередко родители считают, что наказания и «ремень» — вот главная мотивация к учебе. Если ребенка держать в страхе, то он будет учиться даже через силу, преуспевать и добиваться прогресса. На самом деле подобное поведение приведет к разрушению контакта со школьником, иногда даже на всю жизнь. Поэтому не следует выбирать подобную тактику поведения.

Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов

Совет 1. Создавайте настрой на учёбу 

Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой. 

Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.

Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка

Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом. 

Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей

Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.

Совет 4. Отвечайте на все вопросы

Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием. 

Совет 5. Формируйте правильное окружение

Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе. 

Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком

Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube. 

Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.  

Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте

Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз. 

Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего

Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам. 

Причины, зависящие от других людей

1)Когда родители слишком много берут на себя

Для многих мам и пап их ребенок является центром вселенной. «Сделаю все возможное и невозможное для своего любимца» – думают они. И начинают перенимать ответственность за обучение на себя: и портфель соберут, и домашку сделают.

Или же проявляют излишний контроль. И когда вроде бы школьник все делает сам, но за плечом стоит неугомонный родитель и диктует, что делать в данный момент.  В такой ситуации ребенок не хочет учиться из-за потери всякой ответственности и контролем над своей жизнью.Решение: Если Вы чересчур контролировали свое чадо, стоит как можно скорее ослабить опеку. При этом нужно быть готовым к тому, что первое время школьник совсем расслабиться. Ведь он почувствует полную свободу действий и освободиться от гнета.

Он начнет заниматься тем, в чем его долгое время ограничивали. Но пройдет время и ему надоест быть двоечником. Ученик начнет предпринимать первые самостоятельные шаги. Появятся первые успехи, а затем и интерес. А если есть интерес, значит его уже не нужно будет заставлять учиться и контролировать.

2) Когда у родителей нет времени помогать и контролировать

Так же может возникнуть обратная ситуация по сравнению с предыдущей – бесконтрольность. Бывают случаи, когда родители работают допоздна и не могут помочь и проконтролировать свое чадо. И если у ребенка еще не сформировалось чувство ответственности, то естественно он не будет сам садиться за уроки, когда можно поиграть в видео игры или погулять с друзьями.Решение:

Лучше всего прививать чувство ответственности и дисциплины еще до школы в детском саду. Если уж возникла такая ситуация, то можно попросить помощи у бабушек, дедушек, чтобы приглядывали за внуком.

3) Плохие отношения с одноклассниками или учителем

Натянутые отношения с одноклассниками или с учителем, также могут вызвать антипатию школьника к обучению. Каждый поход в школу может быть для него испытанием.  Вся энергия тратиться на разрешение конфликтов, а на учебу ее не остается. Около 50% детей, учащихся в начальных классах, говорят, что им не нравится их учитель.

Решение: Для того чтобы быть всегда в курсе дел ребенка учитесь поддерживать с ним дружеские отношения. Старайтесь меньше читать нотаций, больше разговаривать на равных и давать советы. При доверительных отношениях ребенок не будет чувствовать обиду и раздражение, которые возникают, когда им пытаются помыкать. А будет уважать Вас за понимание и помощь. Большой плюс теплых отношений с ребенком – вы узнаете без нервотрепки, что у него что-то не ладится в школе. Он сам вам об этом расскажет. И затем нужно придумать выход из положения. Если у вас не получится помочь ему в этом вопросе самостоятельно, обратитесь к детскому психологу.

Ребенок быстро бросает учебу

Бывают случаи, когда ребенок в целом проявляет интерес к занятиям, но не может долго заниматься одним предметом. Родители не понимают, куда пропадает его мотивация и что делать, чтобы ее вернуть.

Ребенок постоянно отвлекается и не может сконцентрироваться

Одна из возможных причин — проблемы с концентрацией внимания. Возможно, у ребенка есть отклонения неврологического плана, и его стоит показать специалисту. Если никаких проблем не обнаружится, можно обратиться к методикам, увеличивающим объем памяти и концентрацию внимания. Например, поиграть в «найди пять отличий», «найди предмет» и учить собирать пазлы.

Ребенок бросает факультативы

Он просит записать его на уроки китайского, в спортивную секцию или художественную школу, а через месяц все бросает и перестает заниматься. Среди самых распространенных причин — растущая со временем нагрузка и страх потерпеть неудачу. В любом из этих вариантов с ребенком стоит поговорить, поддержать его и сказать, что он со всем справится. Прибавить ему уверенности в себе. Сказать, что все сталкиваются с трудностями, а их преодоление — важная часть взросления. Если подходить к нему со словами: «мы все оплатили, ты обязан заниматься» — это только увеличит стресс. Если ребенок изначально просил записать его на факультатив, значит в нем есть интерес к занятиям. Его нужно возродить через поддержку и понимание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: