Стихи — потешки для одевания
Вот у нас пеленка
Для нашего зайчонка,
На ней яркие цветочки
Для красавицы дочки (красавца сыночка).
И грибочки для дочки (сыночка).
И листочки для дочки (сыночка).
Завернули зайчонка
В такую пеленку.
***
Мы на пухлые ручонки
Надеваем рубашонку
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застёжки
На твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки.
***
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
***
На перинку,
На простынку,
Не на край –
На серединку,
Положили голыша,
Завернули крепыша!
***
Тая варежку надела:
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал.
В свой домишко не попал.
Тая варежку сняла:
Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь
Здравствуй, пальчик,
Как живешь?
***
Варежки пушистые мы с тобой достанем.
На прогулку зимнюю одеваться станем.
Моя дочь (мой сынок) любимая рукавички носит,
И зима суровая ручки не морозит.
В варежках пуховых мы идем гулять,
Будем вместе с мамой мы снежки кидать.
Вопросы и ответы
Чем пестушка отличается от потешки?
«Подросшую» пестушку называют потешкой. Это — песенка-игра. Она тоже развлекает — «потешает». Но отличается тем, что предполагает ответ ребенка в виде действия.
Чем пестушка отличается от прибаутки?
Еще одна «родственница» пестушек и потешек — прибаутка, краткий переходный вариант сказки. Смешной диалог или рассказ отличается от пестушки обязательной сюжетной линией. Их рассказывают деткам постарше с познавательной целью.
Частный случай прибауток — небылицы: смешные невероятные истории.
Они интересны детям в том возрасте, когда уже можно понять явную несуразность ситуации.
К поэзии пестования относятся и заклички. Название происходит от слова «клич» и содержит призыв, просьбу к природе: идти дождику, светить солнышку.
Есть ли пестушки для взрослых?
После экскурса в историю, этот вопрос можно считать риторическим. Хотя почему нельзя в шутку пестить и немаленькие ручки-ножки? Или от большой любви: для матери дети — всегда дети.
«Утешалочки» для малышей
Потешки могут не только веселить и развлекать, но и утешать:
Уходите, боли, в поле,Уходите, боли, в лес.К лисе хитрющей,К волку в пущу,К вороне в гнездо,К рыбке на дно,К медведю в берлогу,Ко всем понемногу.Улетели боли,Не вернутся боле.
Наверняка и вас в детстве успокаивала мама или бабушка, если случалось упасть или удариться: «У кошки боли, у собачки боли, а у моей Катюши не боли, не боли, не боли…» И это действительно «работает» — успокаивает и снимает боль. Почему же так происходит? Это «магия» слов и интонаций, помноженная на добрую энергию родительской любви. Вот и весь секрет. И научиться пользоваться этой магией совсем не сложно. Просто старайтесь получать от игр и общения с малышом взаимную радость и удовольствие.
Больше полезных и интересных материалов для мам — в нашем канале на .
Что дают пестушки и потешки малышу?
Различные физические упражнения, которые мы делаем с малышами, с помощью напевного слова и ярких образов, передаваемых через ощущения,
, интересную не только самому ребенку, но и взрослому, который с ним занимается.
Если вы уже упустили грудной возраст, не огорчайтесь. Старшие дети до 6-7 лет будут заниматься с вами с не меньшим удовольствием.
Густой лес, Чисто поле, Две тополи, Два окна, Две подушки, Римбимбуля, Лепетуля, Точка! | Другой вариант- тут лес, Тут поляна, Тут бугор, Тут яма, Тут грудь, Тут живот, Тут сердце живет! |
Проговаривая весёлые рифмованные пестушки или потешки, мама настраивает весь организм малыша на здоровый лад.
- Не понимая поначалу обращённых к нему слов, ребёнок очень чутко улавливает ласковую интонацию матери, её доброжелательный настрой, который ему сразу же передаётся и вызывает ощущение надёжности, спокойствия, комфорта.
- Знакомый и родной материнский голос способствует ответной реакции малыша, который вслушивается и запоминает слова родной речи, пытается их воспроизвести, начинает гулить и агукать, происходит тренировка его голосовых связок, а также развивается слух.
- Пестушки всегда сопровождаются гимнастикой или массажем, которые помогают малышу понять и ощутить своё тело, его возможности, а также почувствовать через пестование безконечную любовь матери. Массаж – это некое общение, в течение которого нужно «увидеть» всего малыша – заглянуть в каждую складочку кожи, как бы сказать: «И ты нужна, и здесь всё хорошо».
- Потешки способствуют развитию двигательной активности малыша, которая очень тесно связана с их речевой активностью. Напевность, музыкальность стихотворных строк способствует тому, что малыш сам начинает договаривать отдельные звуки, слова потешки. Ему нравится игра слов, которую он замечает в произведении. Это приводит к тому, что подражая речи взрослых, дети начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями. Короткие, выразительные и понятные стихотворные строчки легко и быстро запоминаются маленькими детьми, пополняя их словарный запас.
- Определяющим в рассказывании потешек является создание речевого и игрового общения между взрослым и ребёнком. В то же время, рассказывание стихотворного фольклорного произведения, напоминающее веселую игру, расширяет кругозор ребенка, обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. А самое главное, с помощью стихотворных фольклорных форм ребёнок с самого рождения оказывается в мелодичном музыкально-поэтическом окружении.
Что называют пестушкой
Пестушки — короткие стишки для самых маленьких. Их рассказывают в бодром ритме, сопровождая поглаживанием или ласковым прикосновением к малышу.
Их приговаривают, помогая ребенку потягиваться после сна.
Пестушки, как и колыбельные, — направление материнского фольклора. Оно появилось как инструмент ухода за малышами. В основе лежит ласковое складное обращение к ребенку, которое веками создавали и развивали бабки да мамки, нянчившие детей. Об этом говорит название, произошедшее от слова «пестовать». Оно означает — растить, нянчить, лелеять, воспитывать. Поэтому воспитателей раньше называли «пестунами».
Пестушки
***
Потягушеньки, Порастушеньки, В ножки — ходушеньки. В роток — говорок, А в голову — разумок.
***
Потягунюшки — Порастунюшки, Поперёк — толстунюшки, А в ножках — ходунюшки, А в ручки — хватунюшки, А в роток — говорок, А в голову — разумок.
***
Вдоль — растушки, Поперёк — толстушки, Ручки — берушки, Ножки — бегушки, Глазки — смотрушки, Роток — говорок.
***
На кисоньку потягушеньки, На Петеньку растушеньки.
***
На заре в лесу спросонок Умывается ежонок. Мать-ежиха таз берёт, Мордочку ежонку трёт.
***
Водичка-водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
***
Вода текучая, дитя растучее, С гуся вода, с тебя худоба, Вода — книзу, дитя — кверху.
***
Носик с носиком встречался Носик носиком бодался. А потом «привет» сказал, Носик весь зацеловал!
***
Носик, носик, носопырка – Справа дырка, слева дырка А на кончике звоночек, Сам звенит, когда захочет.
***
Это что за две ракушки На головке по бокам? Это маленькие ушки: Ловят звуки тут и там!
***
Все прекрасно слышат ушки, Наши ушки-непослушки! Когда глазки крепко спят, Ушки маму сторожат.
***
«Да-да-да!»: Вверх и вниз киваем. «Нет-нет-нет!»: В стороны мотаем. Чем же вертим мы с тобой? Ну, конечно, головой!
***
Прилетел к нам ангелочек Сел на правый наш носочек Покачался и взлетел – На головушку присел.
***
Большому дрова рубить (большой пальчик), А тебе воды носить (указательный пальчик), А тебе печку топить (безымянный пальчик), А тебе песни петь (мизинчик). Песни петь для плясать, Родных братьев потешать!
***
Вот пальчик первый — он большой. Указательный — второй. Третий пальчик — средний. Четвёртый — безымянный. А пятый — мизинчик, Он маленький, румяный.
***
— Пальчик-мальчик, Где ты был? — С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем песни пел. С этим братцем кашку ел.
***
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья!
Потешки–небылицы
Для ребенка в возрасте от 3 до 6 лет можно рассказывать потешки-небылицы, объясняя по ходу, что такое потешка. Определение для школьников и детей дошкольного возраста уже должно быть более точным. Такая небылица имеет сказочный или фантастический сюжет. Она подходит для детей, которые могут отличить реальность от выдумки. При чтении этих произведений взрослый должен изображать в голосе удивление, чтобы ребенок понял, что события, которые описываются, явно нереальные.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
И еще интересная небылица:
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает,
Прилетел и сел медведь,
Слушает, вздыхает.
Как считает Валерий Яковлевич Пропп, русский лингвист, в небылицах действительность выворачивается наизнанку. Это алогичные ситуации, рассказ о которых производит комический эффект. Для достижения такого эффекта в небылицах знакомые слова могут поменяться местами, например, не «баба доит корову», а «корова доит бабу». Такие небылицы помогают подготовить ребенка к восприятию фантастических сюжетов в художественной литературе, например к чтению приключений барона Мюнхгаузена, романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Самым выдающимся произведением такого жанра в русской литературе является стихотворение Корнея Чуковского «Путаница».
Роль пестушек в развитии ребенка
Особенность и важность пестушек состоит в том, что они всегда сопровождают движение. Для каждой части тела и момента жизни младенца создаются свои стишки, которые и нянчат, и развивают ребенка
Сочетая в себе игру и физическую активность, становятся первой зарядкой малыша. В атмосфере любви и заботы быстрее осваиваются движения, навыки общения, звуки и мелодика родного языка
Для каждой части тела и момента жизни младенца создаются свои стишки, которые и нянчат, и развивают ребенка. Сочетая в себе игру и физическую активность, становятся первой зарядкой малыша. В атмосфере любви и заботы быстрее осваиваются движения, навыки общения, звуки и мелодика родного языка.
Народная педагогика обрела легкую и доступную форму.
Кормление, купание, умывание проходят под мамин или бабушкин стишок, который учит различать «хорошо-плохо», закладывая фундамент морали.
Потешки перед сном
Баю, баю, баю, бай
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули,
Нашу дочку не буди.
Темна ноченька, не спится,
Наша доченька боится.
Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Ай, люленьки да люленьки,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет:
(повторяем потешку)
Паучок-паучок
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
Для Катюши соткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождик грибной,
И про нас с тобой.
Хочешь по лесу во сне побродить?
Глазки попробуй закрыть.
За окошком вечер,
А на небе месяц…
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка — в дупле,
Собачка — в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.
Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!
Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка, радость моя!
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
Целый день играл Сережка,
Вам спасибо скажем, ножки.
Вам спасибо скажем, ручки.
С каждым днем вы все послушней.
Слушаются ножки нашего Сережку.
Потешки для детей 1-2 лет
К первому году жизни ребенок уже должен хорошо знать собственное имя. Поэтому для данного возраста прекрасно подойдут стихи-потешки для малышей, в текст которых можно вставить имя ребенка. Например:
Маша хоть и маленькая,Но зато удаленькая.Пройди, Маша, по дорожке,Топни, Маша, своей ножкой.
Полезно в этом возрасте применять познавательные потешки. Например, зимние потешки для малышей, весенние и летние, которые смогут познакомить ребенка со временами года и их особенностями:
Падай, падай, белый снег!Радуй искрами нас всех!Падай ровно на селоДа на гусочки крыло.Поле белым накрывай -Летом будет каравай!
Купим валенки,В них обуем ноженьки И ступим на дороженьку.Будет ходить,Валенки свои носить.
Другие виды детского фольклора
Нельзя не упомянуть и другие, не перечисленные выше, жанры народного детского фольклора, такие как всем известные пословицы, скороговорки, считалочки и загадки. Конечно, все они предназначены уже для детей более старшего возраста. Однако и вместе с ними перечень категорий детских произведений будет неполным. Например, немногие знают о существовании такого жанра, как заклички. Закличка как стихотворное обращение к природным явлениям и представителям животного мира, рожденное в язычестве, не утратила своей актуальности и по сей день. Чем как не закличкой является любимое нами в детстве «Солнышко-солнышко, полети на небко»?
А вот закличка, призывающая дождь для хорошего урожая наподобие того, как это было принято делать у наших языческих предков:
Дождик, дождик, лей,Капель не жалей,Припускайся пуще,Я тебе дам гущи,Побегу на речкуИ дам огуречка.Хлеба дам каравай -А ты славно поливай!
Расчесывая волосы, рассказываем такие потешки:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.
***
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти,расти, коса,
Всему городу краса!
Дарики-дарики,
Злые комарики
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились —
Кусь!
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает, заботает!
Где же наши ручки?
— Где же наши ручки? А вот наши ручки!
Где же наши ножки? А вот наши ножки!
А вот это Светкин (Машин, Васин) нос.
Весь козюльками зарос.
Ну, а это что? Живот.
А вот это Светкин рот.
А вот это глазки, а вот это ушки.
А вот это щечки — толстые подушки.
Покажи мне язычок.
Пощекочем твой бочок.
Ладушки
Берут руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносят:
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка вкусненька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили-поели,
Домой полетели,
На головку сети,
Ладушки запели!
С последними словами берут руки ребенка и кладут их ему на голову.
Потешки для зимней прогулки
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки —
Самокаточки.
***
Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.
***
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
***
Хорошеньким — хорошок.
Пригоженъким — пригожок.
Стройненьким — стройнячок,
А родненьким — родняшок.
***
Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.
***
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до
пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают
кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки)
А носику — сопунюшки, (показывают носик)
А в роток — говорок, (показывают ротик)
А в головку — разумок!
***
Тяги, тяги, потягушеньки,
На детя порастушеньки,
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая.
Расти, сынок,
словно крепкий дубок.
***
Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!
Развлекаемся и развиваемся
Малыш потихоньку растет. Каждый день приносит множество новых открытий и для него, и для его близких. И постепенно малышовые пестушки заменяются потешками. Нужны они для того, что бы развлекать, «тешить» кроху (потому и «потешка»). Это ритмичные и мелодичные веселые стишки для всевозможных игр с ручками, ножками, пальчиками малыша.
Как же можно развивать кроху при помощи потешек? Очень просто! Играйте с ним почаще в веселые игры, а он сам почерпнет для себя все важное и необходимое. Многие подобные забавы вы прекрасно знаете
Это и «Ладушки», и «Сорока-ворона», и «Коза рогатая». Все это самые настоящие развивающие игры! Поиграйте с малышом в «комариков», и вы сами в этом убедитесь. Для этого соедините большой, средний и указательный пальцы в щепоть и «кружите» ими над малышом, приговаривая:
Дарики-дарики,Злые комарикиВились, кружились,Да в ушко вцепились —Кусь!
Попалось ушко! Первые три строчки говорите медленно, а последние быстро, с азартом. Это будто команда к действию для малыша: прячь ушко! Потом комарики кусают за ножку, ручку, носик, щечку, локоток, коленочку — любые части тела. Очень скоро малыш не только запомнит, где у него что и как это называется, но и будет с радостным визгом прятать желанную для комариков часть тела, едва вы ее назовете. Вот сколько пользы для малыша «в одном флаконе»: играем, общаемся с любимой мамочкой, пополняем словарный запас, развиваем эмоции, изучаем собственное тело, тренируем память. И все это весело и очень просто!
Путаница
Корней Чуковский
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня!
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»
***
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом.
***
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Едет барыня пешком
В ситцевой карете.
***
Где же это видано,
Где же это слыхано –
Поросёнок снёс яйцо,
Медведь по небу летал,
Белым хвостиком махал.
***
Сидит заяц на сосне –
Он себе там гнездо свил.
И кому какое дело,
Что у зайцев крыльев нет?
***
Пошёл я на лыко гору драть.
Вижу: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки:
Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил берёзовую – перебросил.
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло, улетело,
А утки остались.
Потешки и прибаутки для детей
Потешки и прибаутки – это небольшие стишки, сопровождающие занятия с малышом или какие-либо его действия – например, пробуждение ото сна или одевание. Они звучат очень забавно и коротко, потому подойдут даже для новорожденных: детям в этом возрасте очень нравится слушать голос мамы. Детей постарше с помощью потешек и прибауток можно отвлечь от назревающей истерики или занять при необходимости сидеть, к примеру, в очереди в больнице.
Примеры потешек и прибауток:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам —
В ямку — бух!
Эта прибаутка подойдет для игры, когда ребенка сажают на колени и имитируют «езду» по кочкам.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Кстати, именно эта потешка идеально подойдет для ребенка, который только учится ходить.
Водичка-водичка,
Умой (имя ребенка) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Очевидно, что данный стишок сопровождает процесс умывания.
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дороженьке,
На одной ноженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг в яму
Бух!
Потешку можно использовать, если у ребенка есть лошадка-качалка, или же имитировать езду на лошади, когда он сидит у родителя на коленях.
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у:
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
Потешка подойдет для игры с ребенком в ладушки, она учит его последовательно выполнять заданные действия.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Прибаутка идеальна для знакомства ребенка с домашним любимцем, обучения его правильному обращению с котом.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Этот стишок пригодится, если ребенок увидит петуха.
Котя, котенька-коток,
Котя — серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать, прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Стихотворение читают ребенку, когда он тяжело засыпает.
Ходит сон по хате
В сереньком халате.
А сониха — под окном
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, доченька, усни.
Другой вариант для облегчения засыпания.
Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песенку дочурочке:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Поднимайся мой дружок,
Встань, моя дочурочка!
А эта потешка подойдет для девочек, ее читают в момент пробуждения.
Настало утро.
Солнышко встало.
Давай, сынок,
Буди друзей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Аналогичный вариант для мальчиков.
Существуют еще потешки и прибаутки, с помощью которых можно быстро успокоить плачущего ребенка:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три.
У киски боли,
У собачки боли,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.
—
У лисы боли,
У волка боли,
У моего сыночка (дочки)
Боль на берёзку
В лес улети!
Еще есть варианты стихов для знакомства с частями своего тела:
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
—
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это (имя ребенка) нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки — толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это (имя ребенка) ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.
—
Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
—
Мы — маленькие руки,
Но мы не знаем скуки,
Есть всегда у нас дела:
Та схватила, та взяла.
Даже если нас не просят,
Мы все время что-то носим,
И мишутку, и ежа
Мы погладим, не спеша.
Пальцы наши — крошки —
Ловкие помощники,
И горошинку возьмут,
Если где-нибудь найдут.
Наш мизинец очень мал,
Рядом безымянный стал,
А за ними средний —
Важный — не последний.
Есть у нас внимательный
Палец указательный.
И немного стороной —
Самый толстый и большой —
Палец очень главный,
Ложку держит славно.
Если пальчики послушные,
Мы и ловкие и дружные,
Помогаем малышам
Все дела их совершать.
Старинная гимнастика
Тушки-татушки,
испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как
музыкант, играющий на тарелках),
На окно поставили (руки с определённым усилием
опускаются на животик)
Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок —
Он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от
животика до плеч)
Так высо-о-оконъко-высок! (Ручки поднимаются к
макушке)
***
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой
стрелке)
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх)
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели (поглаживаем малыша)
Народный фольклор для детей
Особенностью творений всех фольклорных жанров народной педагогики для самых маленьких является незатейливость по содержанию и простота формы. Но в них таятся внушительные дидактические (от греческого didaktikys — «поучающий»), а также эстетические достоинства
Простые рифмы, повторы сочетаний звуков и слов, восклицания, вопросы и эмоциональные обращения в них призваны заставлять малыша прислушаться, замереть и сконцентрировать свое внимание на лице говорящего. Особенно ценны подобные фольклорные творения в тот период, когда у ребенка еще не сформировались произвольные движения, внимание, ответная реакция на слова
Потешка знакомит с животным миром
Прибаутка — это тоже яркая потешка. Определение ее можно дать как одно из направлений устного народного творчества, которое было утехой для старого и малого. Родители, увлекаясь не меньше, чем их дети, увидев улитку, уговаривают ее:
Улитка, улитка,Высунь рожки!Дадим каши горшокДа хлеба ворошок!
А разве не увлекает всех маленькая, пятнистая букашечка, которую нельзя отпускать, пока не попросишь:
Божья коровка,Улети не небко.Там твои деткиКушают котлетки.
В такие минуты мы становимся чистыми сердцем. Надеемся, что божья коровка улетит к своим деткам. Мысленно утешая это насекомое, что ее дети сыты, понимаем, что любые дети более счастливы, если их мама будет с ними рядом.
Простые и знакомые нам незамысловатые детские потешки, оказывается, способны заставить маленького и большого человека быть внимательным, добрым, сердечным, справедливым.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Засыпаем с потешками
Ай, бай, бай, бай, Ты собачка, не лай! Ты, корова, не мычи! Ты, петух, не кричи! А наш мальчик будет спать, Станет глазки закрывать.* * *Ай, люленьки да люленьки,По горам идёт олень.На рогах он дрёму носит,В каждый дом её заносит.В люльку дрёму он кладёт,Тихо песенку поёт.* * *Баю-бай, баю-бай, Рыбка-сёмга, приплывай! Рыбка-сёмга, приплывай, Алексейку поджидай. Алексейка подрастёт, С папой на море пойдёт. Станет сёмгу он ловить, Станет маму он кормить.* * *Баю-бай, баю-бай,К нам приехал дед Мамай,К нам приехал дед Мамай,Просит: «Машеньку отдай!»А мы Машу не дадим,Пригодится нам самим.* * *Баю-бай, усни, Катюшка,Моя зайка-веселушка,Глазки зайка закрывай,Баю-баю-баю-бай.* * *Баю-баю-баиньки, В огороде заиньки. Зайки траву едят, Малым деткам спать велят.* * *Баю-баю-байки,Прилетели чайки.Стали крыльями махать,Нашу Катю усыплять.* * *Баю-баю-баю-баю,Ты уже напился чаю,Кашку съел и наигрался,Нашалился, наболтался,Так теперь уж засыпай,Баю-баю-баю-бай.Вот присела на воротаГоворливая сорока:Кра-кра-кра-кра!Маленькому спать пора!»В окна голуби взглянули:»Гули-гули — гули-гули,Надо маленькому спать,Чтобы утро не проспать».Баю-баюшки-баю,Как я дитятку люблю!* * *Баю-баюшки-баю,Не ложися на краю -Придет серенький волчок,Он ухватит за бочок,Он ухватит за бочок,И потащит во лесок,И потащит во лесок,Под ракитовый кусток.Ты, волчок, к нам не ходи,Нашу Катю не буди!* * *За окошком вечер,А на небе месяц…Спит малыш в кроватке,В стойле спит лошадка,Белочка — в дупле,Собачка — в конуре.Ну а солнышко проснется,Малыш маме улыбнется.Будет день веселым.Расти малыш здоровым.* * *Как у нас в берлоге Три бочонка мёду, Как у наших деток — Сладенькие лапки… Первый сон — гречишный, А второй — цветочный, А как выйдет месяц — Липовый приснится. Соням и сластёнам, Баловням-задирам, Медвежовым деткам — Баюшки под ушко!* * *Люли, люли, люленьки, Летят сизы гуленьки.Летят гули вон, вон. Несут детке сон, сон.Будут гули ворковать, Будет детка крепко спать.Будут гули говорить, Чем детку накормить.Полетят они в лесок И найдут там колосок,Станут кашку варить, Станут детку кормить,Белой кашкой с молочком И румяным пирожком.* * *Маленькие заинькиЗахотели баиньки,Захотели баиньки,Потому что заиньки.Мы немножечко поспим,Мы на спинке полежим.Мы на спинке полежимИ тихонько посопим.* * *Ночь пришла, Темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок, Уже поздно, сынок, Ложись на бочок, Баю-бай, засыпай…* * *Ой, люленьки-люлюшеньки, Баиньки-баюшеньки, Сладко спи по ночам Да расти по часам!* * *Отзвенел звоночек.Спать пора, цветочек.Солнышко уснуло,Тучка спать легла.И волшебная синяя птицаДобрые сны тебе принесла.Мамочка нежно обнимет тебя.Засыпай моя деточка, Радость моя!* * *Пошёл котик во лесок,Нашел котик поясок,Чем люлечку подцепитьДа Ванюшу положить,Ваня будет крепко спать,Котик — Ванечку качать.* * *Разденьте меня,Разуйте меня,Уложите меня,Укройте меня,А заснуЯ сам!* * *Спи, зайчонок-заинька,Зверушонок маленький.У какая зюзика,Маленькая пузика.Там за речкою мосток.Лапа-тапа-точкиТоп-топ топ.Ухи-ухи -лапатухи.Понаевшиеся брюхи.Через речку мостик,там пушистый хвостик.И зайчонок — егоза,Удивленные глаза.* * *Тихо-тихо-тихо-тихо, В наши двери входит Тихон, Не аукать, не кричать, А баюкать и качать. Тихон песенку поет, Сны ребятам раздает: «В этом сне – воздушный шарик, В этом сне — собака Шарик, В этом – голуби летят, В этом – дети спать хотят». Тихо-тихо-тихо-тихо, Сумрак, дрема и покой. Дети спят. Уходит Тихон В тихий домик за рекой.* * *У ворот сосёнушка, У ворот зелёная. Как на той сосёнушке Колыбель повешена: Одеяльца новые, Ленточки шелковые, Положок золотой, А крючок завитой. Сосенка шумит.* * *Уж ты, котенька-коток,Котя — серенький хвосток!Ты приди к нам ночевать,Нашу Дашеньку качать,Нашу Дашеньку качать,Прибаюкивать.Уж как я тебе, коту,За работу заплачу:Дам кусок пирогаИ кувшин молока.* * *Ходит сон у колыбели — Баю, баю.Чьи тут глазки спать хотели — Знаю, знаю.Ты не три их кулачками, закрывай,Сон качает колыбельку. Засыпай.* * *Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул,Этот пальчик уж уснул,Этот пальчик крепко спит,Никто больше не шумит.- Тс-с-с…
Детские потешки до и во время еды
Если малыш не хочет кушать, можно попробовать развлечь его веселой потешкой. Гляди, и от каши ничего не останется вскоре.
Утка утенка, Кошка котенка, Мышка мышонка Зовет на обед. Утки поели, Кошки поели, Мышки поели. А ты еще нет? Где твоя ложечка? Скушай, хоть немножечко!
Вспомним и про ложечки: первую, вторую, третью, чтобы аппетит пришел к нашим детям.
Кто у нас любимый самый? Ложку первую за маму, А вторую за кого? — Да за папу твоего, За кого же третью ложку? — За веселую матрешку, Съешь за бабу, Съешь за деду, За мальчишку — за соседа, За подружек и друзей, Съешь побольше, не жалей! Съешь за праздник, шумный, яркий, За гостей и за подарки, За котенка, за Тимошку Эту маленькую ложку И за рыжего кота, Вот тарелка и пуста!
И еще одна простенькая, но забавная детская потешка:
Каша вкусная дымится, Юра кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу неспеша. Ложка за ложкой, Ели понемножку.
Пестовать — значит любить
Самые первые малышовые стишки и песенки называются пестушками. Это сейчас мы говорим «нянчить, растить, любить, ласкать, ухаживать». А раньше все это называлось одним емким словом «пестовать». От него-то и пошло название «пестушка». Их приговаривают или поют малышу в первые месяцы жизни, сопровождая повседневные заботы: переодевание, купание, игру, самые первые движения.
Интересно, что наши предки вкладывали в пестушки несколько иной смысл, чем мы сейчас. Они считали, что подобные ритмичные напевы — магическая и лечебная процедура для малыша. Происходит как бы синхронизация маминых и деткиных биоритмов с биоритмами природы. Этакие заговоры на здоровье, силу, счастье. И даже если вы относитесь к подобной теории скептически, попробуйте начинать утро малыша с простой пестушки. Это доставит массу приятных минут и вам, и крохе (бабушка тоже может участвовать). Вот увидите, как будет радоваться малыш веселым и ритмичным строкам, как будет узнавать знакомые стишки. А для вас это еще один дополнительный способ выразить малышу свою ласку и любовь.
Итак, просыпаемся. Малыш потягивается после сна, а мы гладим его бочка и животик, чуть потягивая и приговаривая:
Мы проснулись, потянулись,Вместе солнцу улыбнулись!Здравствуй, солнышко,Колоколнышко!
Сразу захотелось и самому улыбнуться солнышку, порадоваться приходу нового дня! А можно приговаривать и так:
Потягушки, потягушечки!От носочков до макушечки!Мы потянемся, потянемся,Маленькими не останемся!Вот уже растем, растем, растем…
Ну, разве могут не сбыться такие замечательные и добрые мамины (или бабушкины) слова?
Примеры для одевания
Процесс одевания всегда доставляет мамам большое количество проблем, ведь дети капризничают и не хотят отрываться от своих дел ради этого.
Одевание малышей с потешками сделает этот процесс интересным и познавательным.
Потешки для одевания для детей младшего возраста:
- «Варежки – варежки
Прилетели словно ласточки
Мы их быстренько оденем
Левой ручке – варежка
Правой ручке варежка» - «Тетка Агашка,
Сшей мне рубашку!
Нужно нарядиться –
Едем прокатиться!»
Важно! Потешка для школьников:
«Школьник, скоро просыпайся
Побыстрее одевайся,
Нужно в школу ведь успеть
Да и не забыть поесть
Быстро шапку одевай
Про варежки не забывай
Сапоги на ножки мигом
Ты натягивай мой милый
Ведь до школы без сапог
Добежать тебе не впрок».