Улучшение произношения звуков: б, п, в, д, т, х, г, к
Дефекты речи, связанные с произношением данных звуков, встречаются очень редко. Однако именно они влияют на общую четкость дикции, так как требуют определенных усилий, особенно при повторах.
Для тренировки дикции у взрослых используются следующие скороговорки:
- Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
- Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
- Водовоз вез воду из-под водопровода.
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
- У Кондрата куртка коротковата.
- Наш голова вашего голову головой переголовил перевыголовил.
Люди, у которых не наблюдается специфических проблем с речью, как правило, нечетко произносят данный набор звуков. Тренировки для дикции в таком случае требуют специфического подхода. Например, сразу несколько скороговорок объединяются в одну, что усложняет упражнение. Главной целью человека является членораздельное произношение каждого согласного звука в предложении. Для коррекции собственных ошибок можно записывать чтение скороговорок на диктофон.
Скороговорки для развития проблемных звуков: р, л, н, м
Трудности с четким и быстрым произношением данных звуков встречаются чаще всего. Скороговорки для развития дикции у взрослых помогают исправить проблему, если правильно подобрать тренировочный текст. Наиболее эффективные для указанных звуков варианты:
- Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
- Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
- Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
- Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
Одновременная тренировка произношения звуков и помогает лучше разграничивать их. У многих людей отмечается проблема нечеткой дифференциации данных звуков, из-за чего речь становится совершенно невнятной. Трудности в произношении будут испытывать люди с французским акцентом, и зачастую исправить его не получается.
Предварительный просмотр:
Зачем нужны скороговорки?
Оказывается, научиться правильно говорить – не такая уж легкая задача. Многие современные дети имеют различные нарушения речи. Есть такие дети и в нашем классе. Возникает вопрос: как можно научиться четко выговаривать звуки и правильно разговаривать?
Исследования ученых доказывают, что в этом хорошо помогают различные тренировочные упражнения, например, скороговорки.
Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками, может понятно выразить свои мысли и желания
А ещё, речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости в школе.
Скороговорки это еще и хороший способ весело провести время. Гораздо веселее «скороговорить» в компании, так дети учатся не просто правильно и быстро говорить, а делать это громко, чтобы все услышали. Процесс захватывает ребят и они готовы говорить все быстрее и чище.
Скороговорки используют для развития речи не только детей, но и артистов, дикторов, учителей и всех кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно.
Чем же полезны скороговорки?
- Они помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке четкой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас, расширяют кругозор и развивает образное мышление.
- Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, формируется его способность к восприятию темпа и ритма речи
- Веселые по содержанию скороговорки способны создать у ребенка определенное настроение и пробудить желание ее выучить:
Диапазон скороговорок очень велик, выделяют разные виды скороговорок. Вот некоторые из них:
Короткие скороговорки
Говорит попугай попугаю:
Я тебя попугай попугаю.
Длинные скороговорки
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.
На одном звуке
У пчелы, у пчёлкиПочему нет чёлки?Отвечаю почему:
-Чёлка пчёлке ни к чему
(повтор звука ч)
На сочетании звуков
Перепёлка перепелят
Прятала от ребят.
(сочетание звуков п, р)
С повторами
Ты, молодец, скажи молодцу:
Пусть молодец молодцу скажет
Без повторов
У Зины много забот:
Заболел у зайки живот.
Рифмованные
Михаил играл в футбол
и забил в ворота гол
Нерифмованные
Воинов у воеводы видимо-невидимо.
Простые (детские)
Шли сорок мышей,
несли сорок грошей.
Сложные (взрослые)
Кто не работает, тот не ест то,
что ест тот, кто работает.
Народная скороговорка
От топота копыт пыль по полю летит
Пусть молодец телёнка привяжет.
Методика работы со скороговорками следующая: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого звука и каждого слова, дойти до максимально четкого и быстрого произношения всей скороговорки .Систематичность занятий гарантированно даст положительный результат.
При работе со скороговорками надо помнить о том, насколько важна регулярность занятий. Над скороговорками мы работаем в основном на уроках литературного чтения.
- В нашем классе много детей-татар, которые путают звуки и , и мы научились произносить:
«В четверг, четвертого числа,
в четыре с четвертью часа,
четыре черненьких чумазеньких чертёнка
чертили черными чернилами чертеж.
2 .
Для успешного запоминания скороговорок используем мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, вся скороговорка зарисовывается схематически. Глядя на эти схемы – рисунки можно легко воспроизводитьскороговорку целиком. Например,
У Сашки в кармашке шишки да шашки
3 . Чтобы скороговорка легче запоминалась делаем к ней иллюстрации. Этот прием развивает наше воображение, дает бескрайний простор для творчества.
4. Обучающий процесс будет иметь лучший результат, если он проводится в игровой форме. Например, Угадай скороговорку».
- По иллюстрации
- по отдельным словам.
5.Абсолютно любую скороговорку можно пропеть, главное — подобрать к каждой в отдельности «свою» мелодию. И вариантов здесь великое множество: в виде любимой эстрадной песни, оперы, романса, частушки, стиле «рэп» и другие.
Выводыесли систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет грамотной, понятной, выразительной. Изучив материал, я поняла, для чего нужно изучать скороговорки.
Во-первых, они помогают четко и правильно произносить звуки речи,
во-вторых, тренируют память,
в-третьих, развивают речь, она становится правильной и грамотной: исчезнет «каша во рту»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем нужны автомобили и поезда
Работа предназначена для учащихся первых классов по предмету «Окружающий мир», способствующая расширению кругозора и общему развитию детей младшего возраста. При создании презентации…
Зачем нужно знать особенности темперамента ребенка?
Материал для родителей, заинтересованных в развитии потенциала ребенка, включает тест для определения темперамента ребенка, его описание и рекомендации….
Зачем нужна школе Служба Сопровождения
Организация Службы Сопровождения в ОУ предполагает решение, на наш взгляд, одной из основных задач — создание в школе образовательного пространства для предоставления ребенку, независимо от его социал…
Длинные и трудные
Сложные скороговорки для развития речи, как правило, массивны по своему объему, нацелены на отработку сразу нескольких звукосочетаний и тяжелы для воспроизведения. Но ведь в том и азарт! Как раз-таки потому притягивают и манят такие скороговорки для развития речи в 6 лет, в 12 и в 20 – с одинаковой силой. Одними из регулярно встречающихся и использующихся скороговорок в данной категории можно считать чистоговорку про ежевичник и черничник (ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле черничника, то черничное варенье вам привычное, но совершенно не привычное варенье ежевичное. Ежели же вы жили возле ежевичника, то вам привычное варенье ежевичное … и так далее), а также про абрикос, кокос и иже с ними (нет абрикоса, кокоса, редиса – и тому подобное).
Тренировка звуков: з, ш, щ, ч, ж, с
Шипящие звуки трудно произносить четко и членораздельно. Скороговорки с ними считаются одними из самых тяжелых. Однако систематические тренировки позволят добиться идеального произношения.
Наиболее удачные скороговорки:
- Свиристель свиристит свирелью.
- Саша шапкой шишку сшиб.
- Два щенка щека к щеке щиплют щеку в уголке.
- Тщетно тщится щука ущемить леща.
- Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.
- Идет с козой косой козел.
- Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Неправильное или нечеткое произношение свистящих звуков усугубляется тем, что их воспроизведение нарушается комплексно. Дикция становится невнятной, а в большинстве случаев совсем непонятной. Для исправления такого дефекта придется тренироваться годами, причем с квалифицированным логопедом. Самостоятельные упражнения скороговорками могут стать дополнительной нагрузкой, но не основой терапии.
Движение — спутник здоровья
Пословицы о спорте и здоровье
Чистота — залог здоровья.
Если хочешь быть здоров — закаляйся.
От лежанья да сиденья хвори прибавляются.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит!
Здоровому все здорово.
Здоровому духом все под силу.
Каждый кузнец своего здоровья.
Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет.
Движение — спутник здоровья.
Крепкое сердце у того, кто его укрепляет.
Ледяная вода — для всякой хвори беда.
Где здоровье — там и красота.
Чистота — залог здоровья.
Здоровье дороже богатства.
Здоровье дороже денег.
Здоровью цены нет.
Здоровье всему голова.
Здоровая душа в здоровом теле.
От здоровья не лечатся.
Держи голову в холоде, брюхо в голоде, не знай докторов — и будешь здоров.
Так здоров, что если сучок в кулаке сожмет, так вода пойдет.
Умеренность — мать здоровья.
Здоровый детина теленка кулаком убить может.
Здоровье, радость и труд – всегда рядом вместе идут.