Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»
Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.
Задачи:
Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.
Логопедические упражнения на звук л
Если ребенок хорошо различает твердый и мягкий звук «л» на слух, то для закрепления, можно выполнять с ним ряд упражнений в игровой форме.
- Игра «Веселые песенки». Вдохнуть-выдохнуть и произнести звук «л» долго-долго, как песенку: «л-л-л-л». «Лэ-лэ-лэ»; «Лэ-лэ-лы»; «Ла-ло-лы-лэ».
- Игра «Повторяй за мной слова»: луна, скалка, галка, галстук, самосвал, тюльпан, вешалка…
- Игра «Один-много». Взрослый называет один предмет, а ребенок много: «балкон-балконы, ложка-ложки…»
Для оттачивания чистого произношения полезно использовать чистоговорки:
- «Лю-лю-лю – стены побелю»;
- «Оль-оль-оль –мы купили соль»;
- «Ли-ли-ли – мы козу пасли»;
- «Ул-ул-ул – у нас сломался стул»;
- «Ле-ле-ле – скажи быстро «але»;
- «Ал-ал-ал – заходят гости в зал».
Дети старшего дошкольного возраста могут тренировать язык и произношение Л, повторяя скороговорки:
- «Галка села на палку, палка ударила галку».
- «Лена искала булавку, булавка упала под лавку. Под лавку заглянуть было лень, искала булавку весь день».
Эффективно и совместное чтение. Взрослый читает небольшую сказку. Если попадаются слова со звуком «л», ребенок произносит их вместе со взрослым или вместо него.
Примечание: Важно, чтобы при выполнении упражнений на звук «л», он находился не только в начале слова, но и в середине, и в конце. Если ваши занятия не увенчались успехом, и проблемы с произношением «л» и «ль» у ребенка остались, необходима консультация логопеда
Если ваши занятия не увенчались успехом, и проблемы с произношением «л» и «ль» у ребенка остались, необходима консультация логопеда.
Как проводят автоматизацию звука?
Продолжительность занятий (по количеству) индивидуальна. Она зависит от того, насколько быстро ребенок перестает циклиться и «спотыкаться», произнося эту непослушную букву. Многие малыши также стесняются того, что при разговоре первое время они вынуждены останавливаться и задумываться над артикуляцией. Или ошибаться и говорить по привычке. По мере закрепления эта проблема пройдет сама по себе.
Для того чтобы дошкольник смог произносить слова со звуком не задумываясь, не достаточно просто заставлять его повторять эти самые слова, даже если это будут слова на ярких картинках или в веселых стихах.
Важно разбить процесс отработки произношения на несколько последовательных этапов:
- отрабатывается изолированный звук;
- в прямых слогах (гласная после Л);
- в обратных слогах (Л после гласной);
- в слогах со стечением согласных;
- в словах с прямыми, обратными слогами, стечением согласных, в начале, середине и конце слов, с двумя буквами Л в слове, с твердым, мягким Л;
- в словосочетаниях и предложениях в той же последовательности;
- в тексте.
II. Основная часть занятия
Игра «Доскажи словечко»
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)
Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)
Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)
Игра «Большой и маленький самолёты»
Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко — «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее — «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик — произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.
Игра «Повтори за мной»
Воспроизведение пар и цепочек слогов.
ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ
Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»
Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.
Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»
Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.
Игра «Слоговой аукцион»
Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.
Подвижная игра «Самолёты»
Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)
Самолёты полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)
На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)
Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)
Звуковой анализ слов
Используются слова: лапа, липа.
а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.
б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой второй звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)
в)
Аналогичная работа со словом «липа».
Игра «Магазин игрушек»
Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.
Игра «Узнай пословицу»
В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.
Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.
Игра «Проговори чистоговорку»
Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.
Игра «Повтори скороговорку»
Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.
Правила произношения «языковерток»
Чтобы максимально добиться результата от повторения чистоговорок, надо придерживаться правил:
- Проговаривать фразы надо сначала медленно и четко.
- Если речь идет о ребенке, ему надо сначала объяснить смысл фразы, поскольку не всегда есть в ней понятные слова.
- Второй раз стоит проговорить чистоговорку быстрее.
- На третий раз произнести быстро и снова повторить.
- Для взрослых не достаточно просто стремиться к быстрому проговариванию. Следует также менять выражение, интонацию. Поскольку тренировка дикции включает в себя и выразительность речи тоже.
Начинать надо всегда с коротких поговорок. Они легче запоминаются и произносятся. Останавливаться на достигнутом не стоит. После автоматизации коротких «языковерток» можно переходить к более сложным и длинным. Если короткие фразы даются с легкостью и без затруднений, это свидетельствует, что вы готовы к новым шагам навстречу идеальной дикции.
Автоматизация [Л] во фразе
Автоматизация звука в предложениях представляет собой переходное звено между искусственным проговариванием отдельных слов и самостоятельной речью. Ребенку необходимо контролировать правильность произносимого звука, а также передать суть высказывания. Помимо этого, для проговаривания словосочетания из нескольких слов необходим продолжительный, равномерный выдох.
Для перехода к проговариванию словосочетаний необходимо говорить фонему довольно свободно, не применять послоговое проговаривание. Речевые органы должны с большой скоростью перестраиваться с одного артикуляционного положения на другое. Целесообразно использовать чистоговорки и скороговорки. Крайне нежелательно на данной стадии неверное проговаривание изучаемого звука.
Требуется воспитание спокойного, плавного темпа речи. Если ребенок разговаривает быстро, смазано проговаривает звуки, он не привыкнет контролировать правильность собственной речи. Такой ребенок может деформировать или пропускать даже те фонемы, которые изолированно говорит верно. Выработка размеренной скорости провоцирует улучшение звукопроизносительной стороны. Также важна громкость речи.
Логопедическая постановка звука Л
Используются следующие приёмы постановки согласного звука Л:
- тренировка артикуляции;
- развитие речевого дыхания;
- автоматизация произношения.
Занятия проводятся поэтапно. Перед началом занятий по речевому развитию несколько минут необходимо тренировать дыхание:
- делать короткий секундный вдох;
- затем медленный спокойный выход в течение примерно 5 секунд.
Для тренировки дыхания можно выполнять следующие упражнения:
- играть с вертушкой;
- «останавливать лошадку» — расслаблять губы на вдохе, затем выдыхать воздух так, чтобы получалось «тпр-р-р»;
- «надувать шарик» — лечь на пол, опустить руку на живот, чтобы чувствовать, как живот раздувается при вдохе и сдувается при выдохе;
- угадывать фрукты и цветы с закрытыми глазами, глубоко вдыхая их запахи;
- вдувать пёрышко в импровизированные ворота, выдыхая воздух через сложенные трубочкой губы.
Так же, Вам возможно будет интересно ознакомиться как в домашних условиях научиться выговаривать звук Р.
Логопедические скороговорки
У деток часто возникают проблемы с произношением некоторых звуков. Все можно исправить со скороговорками. После частых повторений этих стишков, речь у ребенка быстро исправится. Главное – регулярные занятия.
* * *
Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.
* * *
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
* * *
На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.
* * *
Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.
* * *
Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!
* * *
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.
* * *
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.
* * *
Ехал грека через реку.
Видит грека — в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека — цап!
* * *
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
* * *
На праздник придем нарядными,
Опрятными и аккуратными.
* * *
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.
* * *
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.
* * *
Осип орет, Архип не отстает —
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.
* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок — сорок морок.
* * *
У Капки – из липки палка,
На палке – липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.
* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.
Постановка звука Л по подражанию
Родители самостоятельно, находясь перед зеркалом, могут показать детям правильную артикуляцию. При произношении согласного:
- губы находятся в положении улыбки, рот приоткрыт, верхние и нижние зубы не соприкасаются;
- конец языка устремлён вверх, прижат к задней поверхности дёсен над верхними резцами;
- воздух выдыхается с обоих боков языка, устремляется в щёки.
Дети должны повторять действия за родителями, глядя в зеркало. Однако такой способ тренировки не подходит для маленьких детей, ещё не способных к подражанию. В данном случае используются другие способы постановки звука Л.
Автоматизация «Л»
Когда звук удалось поставить, его нужно вводить в свою повседневную речь.
Поэтому на этапе автоматизации происходит его закрепление сначала в изолированном звучании, затем в слогах и словах, потом в словосочетаниях и предложениях.
Каким образом? С помощью игровых упражнений, повторения слов, разучивания стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок.
Картотека заданий для автоматизации «Л»
Научи самолетик правильно говорить букву «Л», повторяя слоги:
А сейчас — автоматизация звука «Л» в словах: назови предметы и подумай, где спрятался звук «Л», в начале слова, середине или, может быть, в конце?
Вот еще слова с «Л» для автоматизации звука — упражняйся:
Повтори словосочетания со звуком «Л» и попробуй составить из них предложения:
Давай поиграем! Это игровая дорожка, называй слова и двигайся сверху вниз к нашему «Л»:
А эта веселая улитка ждет тебя, чтобы ты отгадал все слова и добрался до «Л»:
Автоматизация звука «Л» в стихах — развлекательное занятие для дошкольников и взрослых.
Выучи стишок про букву «Л» и расскажи друзьям:
Повторяя чистоговорки на звук «Л», ты еще лучше научишься его произносить:
Подумай хорошенько и отгадай загадку про букву «Л» с первого, ну, или со второго, раза:
А вот задание потруднее. Попробуй выговорить и не запнуться:
Речевой материал для автоматизации «Л» в связной речи:
- «Как мама мыла посуду», используя слова ложка, вилка, тарелка, кастрюля.
- «В лесу» со словами лиса, ель, белка, волнушка, волк.
Правильная артикуляция звука «Л»
Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:
- Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
- Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
- Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
- Голосовые связки создают звучание голоса.
А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:
Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.
Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?
Виды искаженного произношения «Л»
Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:
- Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
- Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
- Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
- Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).
Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.
Здесь тоже есть несколько вариантов замены:
- на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
- на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
- на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
- на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
- на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).
Нарушения произношения звука Л
Вам интересно, как называется дефект, когда не выговариваешь «Л»? Это картавость. А людей, произносящих нечисто «Л», дразнят картавыми.
Причиной неправильного произношения «Л» могут быть слабые мышцы языка, который в артикуляции этого звука играет основную роль. Это также может быть неправильное анатомическое строение уздечки языка, которая не дает дотянуться до основания верхних зубов. А при неправильном фонематическом восприятии, если оно имеет место, воспроизвести «Л», как и любой другой звук, проблематично.
Артикуляционные упражнения
При любой форме ламбдацизма перед основным комплексом исправляющих занятий необходимо пройти курс артикуляционной гимнастики, улучшающей подвижность речевых органов. Каждое упражнение выполняется 5 секунд, тренировки проходят ежедневно по 2 раза в день.
- «Гамак». Конец языка упереть в верхние резцы, прогнуть вниз. Удерживать в таком положении, отсчитывая секунды.
- «Вкуснятина». Язык расслабить, чтобы он стал широким. Лизать им верхнюю губу вверх-вниз. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- «Индюк». Выполнять такие же движения, как в предыдущем случае, только быстрее. При этом проговаривать «бл-бл-бл-бл».
- «Лошадь скачет». Язык расслабить, сделав широким. Щёлкать им по нёбу возле верхних резцов. Не двигать нижней челюстью.
- «Качели». Широко улыбнуться с приоткрытым ртом. Поочерёдно упирать конец языка то в верхние, то в нижние резцы.
- «Грибок». Язык прижать к нёбу так, чтобы натянулась языковая уздечка.
Тренироваться нужно не меньше 2 недель. После тренировки можно приступать к упражнениям, назначенным логопедом для постановки звука Л.
Примеры заданий
Логопеды подбирают речевой материал для занятий с дошкольником в такой же последовательности. Ниже будут приведены примеры игр и заданий. Но для начала – несколько простых правил:
заниматься нужно регулярно;
занятия проводятся в игровой форме;
перед началом упражнений важно создать малышу соответствующее настроение, для чего можно призвать на помощь, к примеру, сказочных персонажей, которые будут помогать на занятии, заинтригуют малыша чем-то, дадут задания;
если ребенок болен, занятия не проводят;
зеркало окажет неоценимую помощь на первых занятиях, чтобы ребенок мог лучше усвоить положение артикуляционных органов.
Правила произношения «языковерток»
Чтобы максимально добиться результата от повторения чистоговорок, надо придерживаться правил:
- Проговаривать фразы надо сначала медленно и четко.
- Если речь идет о ребенке, ему надо сначала объяснить смысл фразы, поскольку не всегда есть в ней понятные слова.
- Второй раз стоит проговорить чистоговорку быстрее.
- На третий раз произнести быстро и снова повторить.
- Для взрослых не достаточно просто стремиться к быстрому проговариванию. Следует также менять выражение, интонацию. Поскольку тренировка дикции включает в себя и выразительность речи тоже.
Начинать надо всегда с коротких поговорок. Они легче запоминаются и произносятся. Останавливаться на достигнутом не стоит. После автоматизации коротких «языковерток» можно переходить к более сложным и длинным. Если короткие фразы даются с легкостью и без затруднений, это свидетельствует, что вы готовы к новым шагам навстречу идеальной дикции.
Сложность вопроса
Для начала стоит определиться, какова разница и взаимосвязь двух понятий: постановка и автоматизация.
Постановка звука – это логопедические занятия по обучению детей правильному произношению звука: нужной артикуляции и ее динамике во время правильного образования звука. При необходимости во время постановки с помощью специальных упражнений развивают нужные мышцы артикуляционного аппарата.
Автоматизация же – это процесс закрепления в постоянной разговорной речи ребенка освоенного звука – такого нового и непривычного. И не всегда такое закрепление проходит легко.
Но разве так сложно закрепить звук ? Порой – весьма. Во-первых, чем больше малыш употребляет искаженно, тем дольше он будет «на автопилоте» слышать его так, как произносил раньше, даже когда все уже может говорить правильно
Поэтому при закреплении важно, прежде всего, научить малыша определять на слух нужный звук в речи другого человека при правильном произношении и отличать от неправильного. То есть, развивать фонематический слух, предлагая ребенку специальные игры
А во-вторых, во время автоматизации звука важно помнить, какой именно дефект был у дошкольника, и направлять все усилия на отработку конкретной проблемы. Какими могут быть дефекты при произношении Л?
Какими могут быть дефекты при произношении Л?
- Замена Л на ЛЬ (лямпочка, палятка).
- Замена Л на Й (йапа, пойовник).
- Замена Л на У (уасточка, коубаса, гоуова).
- Замена Л на В (вандыш, повоска).
- Замена Л на Г (гужа, годка).
Во время последующей отработки необходимо следить, чтобы при артикуляции органы ребенка не принимали положений, как при произношении звуков-подмен.
Автоматизация [Л] в словах
Не следует слишком долго закреплять фонему в слогах, надо максимально быстро приступать к словам
Это важно, потому что в словах звук окружают другие звуки, которые накладывают характерный слухоречевой отпечаток. Также, детьми легче воспринимаются значимые, осмысленные слова
Кроме доступного для ребенка смысла, слова для работы по автоматизации играют очень значимую роль. Они помогают закрепить фонему в разных позициях, создают нужные артикуляционные шаблоны. Ребенок не зазубривает все слова родного языка с изучаемой фонемой, он учится проговаривать разнообразные комбинации с новой фонемой, которые позже будут применяться в остальных, встречающихся словах, содержащих фонему .
Автоматизация в словах проводится по следующему алгоритму:
- Отработка слов, начинающихся на .
- Отработка интервокального положения (между двумя гласными).
- Отработка слов, заканчивающихся на .
- Отработка в середине слова.
- Закрепление в словах, содержащих несколько звуков .
Скороговорки на «л» и «с» для взрослых
Взрослым также пригодятся «языковертки» для того, чтобы отточить речь, более внимательно следить за произношением звуков. Это актуально для ведущих, спикеров, артистов, конферансье. Примеры самых распространенных «языковерток»:
- Лилии полили ли? Иль увяли лилии? (продолжение: Мы полили лилии. На лилии все вылили).
- Потопали до тополя! До тополя потопали! (продолжение: До тополя дотопали, да ноги все оттопали).
- Клава в колодце клад нашла. Клала в колоду и уронила в воду.(продолжение: Глядит Клава в воду: ни колоды, ни клада).
- Милая Мила любила белила.
- В семеро саней, по семеро в сани, уселись сами. (продолжение: скатились сами всемером на санях – и в сугроб).
- Сказал Сеня Сане: мы сами с усами!
Для взрослых имеет значение быстрое проговаривание сложных фраз. Это способствует хорошей дикции.
Игры со скороговорками:
- Скороговорки — это веселая игра, поэтому играйте в них, делайте разнообразнее. Это могут быть следующие варианты:
- Найди в скороговорке слова со звуком «Л» и со звуком «ЛЬ»;
- Найди слова, где в скороговорке звук «Л» или «ЛЬ» стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова;
- Придумай свое смешное предложение с этим словом;
- Соедини две части скороговорки и произнеси ее;
- Произнести скороговорку весело, грустно, со страхом, тихо, громко;
- Отгадать с какой интонацией произнес скороговорку партнер;
- Произнеси скороговорку и интонацией известного персонажа мультфильма или сказки (н-р, Волк из Семеро козлят или Кот Матроскин из Простоквашино ит.п.);
Автоматизация звука Л в скороговорках при момощи мнемодорожек поможет:
Научить ребенка произносить звук «Л» в «трудном тексте», а значит улучшит дикцию и качество разговорной речи.
Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово
Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.
Сложные скороговорки на буквы «р» и «л»
Чтобы перейти к более сложным скороговоркам на буквы «р» и «л» нужно научиться проговаривать более лёгкие, в одну две строчки.
***
Валерий кавалерию Раскрасил акварелью. Карьером кавалерия Скачет у Валерия.
***
Валя варежки вязала Варя валенки валяла. Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки.
***
Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе понёс.
***
Вертлявый ветер вырывал Ворота как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вечерние ватрушки.
***
Краб крабу сделал грабли. Подал грабли краб крабу. Сено граблями краб грабь.
***
Лара огурцы сажала, А затем их поливала, А потом их собирала, Мыла и мариновала.
***
Приготовила Лариса Для Бориса суп из риса. А Борис Ларису Угостил Ирисом.
***
Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все.
***
Рыла свинья — тупорыла. Полдвора рылом изрыла, Вырыла, подрыла, До забора не дорыла. На то хавронье и рыло, Чтобы она рыла.
***
Сорока с вороной спорила, Тараторила, тараторила, Ворону переспорила.
***
Сорок сорок воровали горох, Сорок ворон отогнали сорок, Сорок орлов напугали ворон, Сорок коров разогнали орлов.
***
Тащил Авдей мешок гвоздей, Тащил Гордей мешок груздей. Авдей Гордею дал гвоздей, Гордей Авдею дал груздей.
***
Лопоухий лопушок вышел в дождик на лужок, И промокших, и продрогших, пробегающих прохожих Под листок собрал в кружок.
***
Дружно в оркестре играли дети: Карл играл на чёрном кларнете, Кирилл — на валторне, На арфе — Алла, А на рояле Лара играла.
Сложные скороговорки с буквой «л»
***
Клава ловко лук полола, Мыла пол и полки Лола, Пыль Володя выбивал, Гвозди Валя забивал, Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл, Ну, а маленькая Света Ела сладкие конфеты.
***
Белый волк на свете жил, Чисто лапы с мылом мыл, Чистоплотный очень был, И без мыла долго выл.
***
Почему – то одеяло На полу у нас лежало. Алла даже не видала, Как оно туда попало: То лепила, то вязала, То на улице гуляла. Одеяло заскучало
***
Полосатые паласы Полоскала дочка Власа. Полоскала, полоскала – Полосатой речка стала.
***
Мила куколку купила, Целый день ее носила. Мила куклу одевала, Целовала, миловала. Имя куколке дала – Куклу Галочкой звала. Мила куколку качала. Славно-славно напевала: Гала-Гала-Галочка, Вот тебе скакалочка, Вот тебе шкатулочка, Шоколад и булочка.
***
Львы в клетках бродили, Газели скакали, Улитки ползли, И лисицы бежали. И только зверята Сонно вздыхали, Сладко сопели, Тихонько стонали.
***
На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
***
Снега лавина сползла с половины, Сползла с половины пологой горы. Ещё половина снежной лавины Лежит на пологой горе до поры.
Закрепление звука в речи
Для закрепления звука в связной разговорной речи подбирают скороговорки и стихотворения на букву Л. Можно подобрать или придумать небольшие рассказы, где буква будет встречаться в каждом слове (или почти в каждом).
Чтобы ребенку не стало скучно, полезно разбавлять такие задания играми.
«Исправь ошибку».
Взрослый бросает малышу мяч, произнося предложение. Ребенок должен вернуть мяч, исправляя речевую ошибку:
Калач ел Аллу.
Пол упал на пенал.
Баскетбол уехал на Славу.
Потолок горел на лампе.
Ладони мыли Лолу.
Салазки ехали на Клаве.
«Повтори рассказ».
Рассказ должен содержать максимальное число букв Л и быть составлен так, чтобы повторить его малышу не составило труда:
Мама нарезала в салатник салат. Салат мама взяла и отнесла в холодильник. Из холодильника салат принесла Стелла. Стелла медленно съела из салатника холодный салат. Остался на столе только пустой салатник.
Закрепить в речи поставленный звук не менее важно, чем, собственно, его поставить. Этому поможет систематическое выполнение приведенных здесь упражнений и заданий
Результат придет тем быстрее, чем интереснее малышу заниматься.
Закрепление звука
Чтобы потренировать малыша в произношении отдельного (изолированного) звука , можно поиграть с ним в «договорки»: взрослый читает строчку стихотворения, а ребенок произносил последнюю букву в ней (это должна быть только буква Л). Например:
Дядя Федор рано вста…(л),
Потянулся, позева…,
С лавки ловко соскочи…,
Воду в ведрах наноси…
Много теста намеси…,
В лес по ягоды сходи…
Кошку Мурку накорми…
Щей наваристых свари…
Стул на кухню смастери…
Дров для печки наруби…
Бочку яблок засоли…
Баньку жарко натопи…,
К чаю бубликов купи…
Ничего не позабы…
Можно предложить малышу погудеть, как самолет или пароход: л-л-л-л-л.
Полезные советы:
Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами.
Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «Л» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут .
Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
Далее переходим к изолированному произношению звука «Л», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
Необходимо обязательно следить за правильном произношением звуков «Л», «ЛЬ» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам
Постепенно темп увеличивайте.
Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.