Грамматические загадки по русскому языку обучающие и развивающие для детей

Глубина его бездонна, он велик и бесподобен

Загадки про русский язык для детей 3-4 класса

***

Глубина его бездонна,
Он велик и бесподобен,
Гибок, ловок и послушен,
И в России всем он нужен!
(Русский язык)

***

Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Скажу я «трусость»,
Ты ответишь — «храбрость»,
Скажу я «грусть»,
А ты в ответ мне — «радость».
(Антонимы)

***

В текст слова чужие вставим,
И в кавычки их поставим.
Вы же знаете, ребята,
Что в кавычках, то …
(Цитата)

***

Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой?
(Подлежащее)

***

Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь —…
(Диалог)

***

Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется…
(Сказуемым)

***

Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое.
(Окончание)

***

Знак простой – крючок и точка,
Я пишу его на строчке.
Если что-то вдруг спрошу,
То в конце и напишу.
(Знак вопроса)

***

Все, что существует,
Оно обозначает.
На вопросы «Кто?» и «Что?»
Четко отвечает.
Всегда оно имеет
И число, и род,
Чтоб не обижался
На него народ.
Падежей различных –
Сразу целых шесть
На любые случаи
У него уж есть.
(Имя существительное)

***

Художницу эту
Знает весь свет.
Раскрасит талантливо
Всякий предмет.
Ответит всегда
На вопросы такие:
«Какая?», «Какой?»,
«Какое?», «Какие?»
(Имя прилагательное)

***

Он предметы оживляет,
И в дела их привлекает.
Что им делать – говорит.
Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться сам умеет.
(Глаголы)

Школьные загадки про отметки (оценки)

Есть совсем другая птица,
Шея длинная такая,
Хвост крючком,
И не секрет:
Ловит всех она лентяев,
А её лентяи — нет!

Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой.
(Двойка)

Стоит она среди листа
Одна, когда тетрадь пуста.
Задрав свой нос до потолка,
Она бранит ученика.
И словно цапля средь болот
Его за лень его клюет.
Хоть у нее одна нога
Она стройна, горда, строга.
Ни журавль то, ни синица.
А всего лишь…
(Единица)
Что скользит по светлой глади
Ученической тетради
Белым лебедем прекрасным,
Ставшим от позора красным
За бездельника, плутишку
Непослушного мальчишку?
То, за что его ругают
И конфет в обед лишают.
С легким росчерком пера
Появилась цифра…
(Два)
Есть совсем другая птица.
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой. (Двойка)
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (Пятерка)
Огорчился мой дневник:
— Нам сегодня будет «втык»:
Математика – на двойку,
Труд и физика – на тройку,
По истории – четвёрка.
— А по пению…
На уроке все считали,
Про зерно пример решали.
Ира весь урок вертелась,
Тайно в зеркальце гляделась
И болтала очень бойко,
А теперь в тетрадке…
Замарашка озорница
Вдруг уселась на страницу.
Из-за этой баловницы
Получил я… (единицу)
Шея длинная такая,
Хвост крючком…
И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи — нет. (двойка)
Мы — веселые отметки.
И встречаемся нередко
У прилежных в дневнике.
Кто их чаще получает,
Никогда не заскучает. (пятёрки)
То ли цифра, то ли вилка,
То ли двух дорог развилка.
В ученической тетради
Знаю точно — все ей рады. (четвёрка)
Хранит он все про нас про всех —
Кого в учебе ждал успех,
Кто «двойку», «тройку» получил,
Кто «единицу» отхватил.
На каждый день, на все предметы
Найдешь отчеты в книге этой.
И ничего, что по размерам мал, —
Вмещает все про нас учительский… (журнал)
Готов ли ты давать ответ,
Определит учитель метко.
И если вдруг ответа нет,
То это отразит… (отметка)

Распространённый и известный, по миру пятым он «идёт»

Сложные загадки про русский язык для детей 5-6 класса

***

Распространённый и известный,
По миру пятым он «идёт»,
А вот в ООН, да и в ЮНЕСКО,
Рабочим языком слывёт!
(Русский язык)

***

В славянскую группу,
Входит язык,
Наречия, говоры,
Жаргоны включив!
(Русский язык)

***

Вот у нее ведь какая привычка —
Как только прямая, так сразу в кавычках.
(Прямая речь)

***

Мы преставимся всегда
Лишь к началу слова.
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи – очень много нас:
У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.
И еще другие есть,
Всех нас трудно перечесть.
И запомните, друзья,
В языке без нас нельзя!
(Приставки)

***

Пух каков? Всегда пушист.
И красив кленовый лист.
А зима-то, какова?
Очень снежна, холодна.
Каково мое оконце?
Широко! В нем видно солнце.
Совы – серы и темны.
Мышкам ночью не видны.
Все похожие слова –
Форма прилагательных.
Нам каков и какова –
Скажут обязательно.
(Краткие прилагательные)

***

Быстро предметы оно сосчитает.
Строгий порядок при счете их знает.
На два вопроса ответит вам только:
Это вопросы который? и сколько?
Цифры частенько ответ заменяют.
Люди его очень часто склоняют.
Часто при этом они ошибаются.
Как он зовется? Кто догадается?
(Имя числительное)

***

Признаки действий оно означает.
Всем любопытным оно отвечает,
«Где?» и «Когда?», «Почему?», «Отчего?»
«Как?» и «Куда же?», «Зачем?», «Для чего?»
Род не имеет, не хочет склоняться,
Очень не любит оно изменяться.
Степень сравнения может иметь.
Как его имя? Скорее ответь.
(Наречие)

***

Мы зашли в лесную чащу.
Бродит там медведь рычащий.
Там – протоптанные тропки.
Еж испуганный и робкий.
Там – ползущий муравей
И поющий соловей.
В строках этих, я замечу,
Есть особая часть речи.
(Причастие)

***

Применяем мы все это
Вместо имени предмета.
И в количестве предметов
Применяем также это.
Нам оно на все укажет,
Только вот, имен не скажет.
Очень часто это применяется.
Очень сильно это изменяется.
Без него, как ни вертись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение)

***

Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
По-разному пишутся и говорятся…
Как называются? Кто догадался?
(Синонимы)

Загадки с местоимениями по русскому языку

Загадки с местоимениями по русскому языку

Загадки с местоимениями по русскому языку:

Она хвостиком виляет, Сама зубаста, а не лает. (Щука.)

У него беретка ярко-красная, Курточка черная, атласная, Он на нас не смотрит, Все по дереву долбит. (Дятел.)

Она везде летает, Жужжит, надоедает. (Муха.)

Она в желтой куртке и полосата, Медом и воском очень богата. (Пчела.)

Просыпается весной хозяин лесной. В избушке снеговой почивает он зимой. (Медведь.)

Она по елкам ловко скачет, И в дупле орешки прячет. (Белка.)

Лежит клубок – колючий бок. Он ночами охотится за мышами. (Еж.)

Какой-то мастер на окна нанес Узор из травинок и белых роз. (Мороз.)

Утром на поле алмазы сверкали, Но зря мы их позже так долго искали. (Роса.)

Она вниз головою растет, Никогда не цветет, А весна придет, Заплачет и умрет. (Сосулька.)

Этот столб растет из крыши, Поднимается все выше, Вырастает до небес, А потом совсем исчез. (Дым.)

На черный платок Насыпан горох. Пришел петушок, А склевать не смог. (Звезды.)

Он на небе гулял Да в воду упал. Но не потонул, Даже гладь не всколыхнул. (Месяц.)

Если выйдешь ты с порога, То увидишь ты дорогу, Днем она не видна, Только ночью есть она. (Млечный Путь.)

Кто-то утром этот шар Надувает не спеша. Когда выпустит из рук, Осветится все вокруг. (Солнце.)

Летом она бежит, Зимой она спит. А весна настанет, Снова побежит. (Река.)

В него глядятся молодые рябинки. Поправляют свои пестрые косынки. В него глядятся стройные березки, Любуются на свои кудрявые прически. В нем луна и звезды отражаются. Как это зеркало называется? (Озеро.)

Загадки с цифрой 4 для детей

***

Есть волшебная фигура, и называется она квадрат. Сколько сторон и сколько углов у квадрата?

***

Как поётся в песенке одной: Дважды два — такая будет цифра. Перед пятёркой юбилейной, золотой, Стоит она… Ну, кто ответит быстро?

***

У человека две руки и столько же ног. Сколько всего конечностей у человека?

***Лето, осень и зима.И красавица весна!Если мы их сосчитаем,Что за цифру получаем?

***

Как поётся в песенке одной:Дважды два — такая будет цифра.Перед пятёркой юбилейной, золотой,Стоит она… Ну, кто ответит быстро?

***

Если стул переверну, то какую цифру получу?

***

На столе стоит семь свеч.Пять зажгли, одна потухла.Сколько свеч горит сейчас?

***

Столько лапок у собаки, у кота, а у ежа?

***

К трем лягушкам у болотаПрибежали два енота,Прискакала тетя жабаИ пришла наседка Ряба.Сколько в камышах болотныхОказалось земноводных?(Ответ: Четверо)

***

Я после цифры 3 стою,А цифре пять немного уступаю.Что же я за цифра такая?

***

Если в комнату войду и все углы в ней сосчитаю. Какую цифру получу?

***

Съели дети по конфете.Аня, Дима и Альберт.Еще одна досталась Свете.Сколько съедено конфет?

***

Если все стороны света сосчитать,Можно это цифру отгадать.

***Я у бабушки была, –У нее во всей квартиреТри огромные стола,Ног у каждого – ______.

***

У иглы одно лишь ушко, а у котика их два. Сколько ушек у подушки?

***

Поищите вы в квартире,Что похоже на — четыре.Очень долго мы искали,От усердия устали.Беспорядок стал в квартире,Но зато нашли — ________. (Четыре)

***

Эта цифра так похожаНа красивый парус!Раздувается всё ширеЦиферка..

***

Вижу домик на картине.Сколько стен? Всего _____.

***

Папа дал мне три яблока, а мама два. Одно яблоко я отдал младшему брату. Сколько яблок у меня осталось?

***

Нашёл пять ягодок в травеИ съел одну, осталось …

***

Три пятерки за глаголы,За предлоги — тройку,А за суффикс — двойку.Сколько в дневнике у СветыПоложительных отметок?(Ответ: Четыре)

***

Два ведущих есть в эфире.Есть здесь гость и есть тут я.Сколько нас всего? …

Загадка про машину для детей 3-4 лет: подборка про машину скорой помощи

Загадка про машину для детей 3-4 лет: подборка про машину скорой помощи

Загадка про машину для детей 3-4 лет: подборка про машину скорой помощи:

Если кто-то заболел, Срочно нас зовет на помощь, — Набери скорей сто-три… И приедет… Ответ: скорая помощь.

Вот с крестом машина мчится, Обгоняя всех, в больницу. Ответ: скорая помощь.

И в ясный день, и даже в полночь Всегда спешит к больным на помощь. Дорогу ей все уступают И с уважением пропускают. Ответ: скорая помощь.

Помощь врача вдруг нужна — набери Цифры волшебные две 0 и 3! И эта машина, как пуля, примчится, Доставит больного немедля в больницу, Или к больному врача привезет, Врач же его вдруг возьмет и спасет! Приедет всегда, в час любой, даже в полночь Машина с названием …! Ответ: скорая помощь.

Если кто-то заболеет, Лишь она помочь сумеет И, поверьте мне, нигде Не оставит вас в беде: Привезет она бригаду Самых добрых докторов. А на улице ребятам Просигналит «Будь здоров!» Ответ: скорая помощь.

Когда тебе нужно в больницу, На помощь машина примчится. Лекарства в ней врач привезет, От всяких болезней спасет. Ты номер, конечно же, помнишь: 03 — это …. Ответ: скорая помощь.

Если с кем беда случилась, Человек ли заболел, — Она рядом очутилась, У нее других нет дел. Ответ: скорая помощь.

Маячки горят на крыше Звук сирены все ближе-ближе Уступают все дорогу Мчит бригада на подмогу. Ответ: скорая помощь.

На машине той врачи Днем несутся и в ночи. Ведь больных надо спасать Помощь срочно оказать! Ответ: скорая помощь.

Машина быстро мчится «Везу больного я в больницу, И всех, кто вызовет меня, К врачам доставлю быстро я!» Ответ: скорая помощь.

Машина эта всех главней. Врачи и санитары в ней На зов любой и днем, и в ночь Спешат помочь! Спешат помочь! Ответ: скорая помощь.

Чтобы помощь получить, Набери скорей ноль три. На машине вмиг приедут, Санитары и врачи. Ответ: скорая помощь.

С кузовом белым и красным крестом, С голосом громким и сильным притом… Эту машину, читатель, ты помнишь. Ее называем мы …. Ответ: скорая помощь.

Кузов крепкий, крест красный, Мчится по дороге с сиренной включенной . Ответ: скорая помощь.

Вот с крестом машина мчится, Обгоняя всех, в больницу. Ответ: скорая помощь.

Белая птица, С сиреною мчится. Ответ: скорая помощь.

Предлоги в стихах и играх с детьми младшего дошкольного возраста ( 3-4 года)

Стихи с предлогами для детей 3-4 лет. З. Александрова. Что взяла – клади на место!

Прочитайте стихотворение З. Александровой и предложите ребенку разыграть его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. В соответствии с текстом стихотворения малышу нужно будет разместить предметы.

Можно провести игру и  так, чтобы задания из стихотворения выполняла кукла Оля, а потом малыш исправил ее ошибки и помог кукле справиться с заданиями мамы.

Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.

Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД кровать).

Игра – путаница с предлогами для детей 3-5  лет. А.Валасина. Пирог.

Дети очень любят учиться увлекательно, любят юмор и неожиданные моменты. Именно поэтому я сочинила для речевых занятий с детьми юмористический стишок  о предлогах. Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте и Вы поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!

Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.

Прочитайте с малышом стихотворение и выложите с помощью предметов или картинок то, о чем рассказал мальчик (по тексту стиховторения). Затем выложите те путаницы, которые у него получились. Спросите ребенка, что перепутал мальчик? Пусть он исправит его ошибки. В конце стихотворения расставьте все вещи на свои места и назовите с ребенком, где они находятся (на стене, под картиной, в корзине, у корзины)

Текст стихотворения:

Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей. Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк. Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил. Вот я  посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит». Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось. Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.На стене клубок висит, кошка на клубке лежит». Ой, слова все заблудились и стихи не получились! Что  ж, придётся мне опять эти строчки повторять:«На стене висит корзина, а в корзине той картина.У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».

Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья! Вместе будем мы опять эти строчки повторять:« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)». Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!

 

Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы.

Игра с предлогами для малышей. «Курочка и цыплята».

Для игры Вам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).

Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):

Расскажите историю дальше. Не послушались цыплятки курочку, разбежались кто куда!

Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячете фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома (можно спрятать за книжку, за игрушечное дерево, под кукольной скамеечкой, на машине и т.д.).

Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА крыльце. А второй? Да, ЗА крыльцом. А третий цыпленок где? Под домом. На пруду. Под кустом. Откуда прибежал цыпленок к маме — курочке? Из-под дома. А этот откуда? Из-за куста. А этот цыпленок где спрятался? На  травке у пруда и т.д.»

Речевая игра с предлогом «за». Отгадай, кто спрятался за домом?

Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).

После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т.д.). Для этого возьмите картинку, изображающую дом, и картинки разных зверюшек и птиц. Прячьте  по очереди картинки зверюшек и птиц за силуэтом дома так, чтобы была видна только одна часть изображения живоного. По этой части дети пытаются догадаться, кто спрятался за домом.

Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом, (за забором, за деревом)»

Пример картинок для такой игры Вы найдете здесь.

3) Новости

Избавься от речевой избыточности в некоторых заголовках, нажимая на лишние слова.

5 класс

  • Главная суть теории струн…
  • Из-за мороза горячий кипяток замерзает на лету
  • Решили вновь возобновить занятия спортом?
  • У вас останутся потрясающие воспоминания о поездке!
  • Тёмный мрак в городе: экологическая акция “Час Земли”
  • Он не понимал, почему она так поступила с ним

7 класс

  • Главная суть теории струн…
  • Ради этой панорамы нужно подниматься вверх около получаса, но она того стоит
  • Только посмотрите на жесты и мимику лица этого актёра!
  • “Но я же хорошо подготовилась к выступлению…”
  • Что снится во сне животным?
  • Пока не перестанешь лениться, ничего не получится

8 класс

  • Главная суть теории струн…
  • Ради этой панорамы нужно подниматься вверх около получаса, но она того стоит
  • Только посмотрите на жесты и мимику лица этого актёра!
  • “Но я же хорошо подготовилась к выступлению…”
  • Молодой юноша как ни в чём не бывало допил чай и сбежал
  • Планы на вечер: настольная игра и просмотр фильма

9 класс

  • Главная суть теории струн…
  • Всегда иди вперёд и не отступай назад!
  • Только посмотрите на жесты и мимику этого актёра!
  • “Но я же хорошо подготовилась к выступлению…”
  • Лучшие памятные сувениры в Барселоне: секретные магазины и рынки
  • Молодой юноша выпил свой чай и теперь разглядывал прохожих

«А», «Б», «В», и по порядку повторяю алфавит

Загадки про русский язык для детей 1-2 класса с ответами

***

Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю…
(Алфавит)

***

Прочитали мы рассказ,
Попросил учитель нас
Проявить старание —
Тексту дать название.
Тут я оказался ловок —
Вмиг придумал…
(Заголовок)

***

Тридцать три подружки
Школьницы-девчушки.
Друг за другом встанут,
Все слова составят.
(Буквы)

***

Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху…
(Ударение)

***

Если гласная плохо слышится,
Эта гласная очень коварная,
Ведь с ошибкою слово напишется,
Если гласная —…
(Безударная)

***

Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется…
(Красной строкой)

***

Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется…
(Глагол)

***

Знак препинания очень нам нужный,
С точкой он схож и вообще с нею дружен.
Точки сестру с завитушкой смешною
Мы называем всегда…
(Запятою)

***

Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю…
(Точку)

***

Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки…
(Гласные)

***

Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они…
(Согласные)

***

По соседству два брата живут,
В слова то и дело встают.
Один брат звуки смягчает,
Другой брат их разделяет.
(Твердый и мягкий знаки)

Загадки про буквы и слова

В текст слова чужие вставим
И в кавычки их поставим.
Все вы знаете, ребята,
Что в кавычках, то …
(Цитата.)
Русской речи государь
По прозванию …
(Словарь.)
Всему название дано —
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных — нету!
И всё, что может видеть глаз, —
Над нами и под нами, —
И всё, что в памяти у нас, —
Означено…
(Словами.)
На снежном склоне
Чёрные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят.
(Буквы.)
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква …
(«О».)
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
(Слоги.)
ПРИставляемся всегда мы к началу слова
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи очень много нас!
ЗА, У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС!
И другие тоже есть,
Всех нас трудно перечесть!
Твёрдо помните, друзья, —
В языке без нас нельзя!
(Приставки.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: