7) Огни подземелья
Расставь знаки препинания в тексте.
5 класс
Прошёл дождь, и на улице стало свежо. Весна – любимое время года Ксюши, но сейчас она почему-то не радовалась. Мама позвала её: “Ксюша, пора завтракать!” Но девочка даже не услышала.
Она всё утро сидела в своей комнате и задумчиво смотрела в окно. Обычно утром Ксюша или рисовала, или читала, или общалась с мамой и сёстрами, но сейчас ей ничего не хотелось.
7 класс
Прошёл дождь, и на улице стало свежо. Весна – любимое время года Ксюши, но сейчас она почему-то не радовалась. Мама позвала её: “Ксюша, пора завтракать!” Девочка даже не услышала.
Она всё утро сидела в своей комнате и задумчиво смотрела на капли, стекающие по оконному стеклу. Обычно утром Ксюша или рисовала, или читала, или общалась с мамой и сёстрами.
8-9 классы
Прошёл дождь, и на улице стало свежо. Везде над лесом, над полем и над крышами домов – повисла радуга. Весна – любимое время года Ксюши, но сейчас она почему-то не радовалась.
Она всё утро сидела в своей комнате и задумчиво смотрела на стекающие по оконному стеклу капли. “Ксюша, пора завтракать, – позвала мама, – всё готово“.
Смешные стихи про химию и химические элементы
Железо у меня в крови
Кальций у меня внутри
Магний ем я на обед
Из цинка получаю свет
Фосфор нужен голове
Калий бродит по еде
Углеродом я пишу
Кислородом я дышу
Натрий солим мы в еду
Золото исполняет мечту
И без химии вообще
Мы не можем жить нигде!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
О, химия — полезное искусство!
Её не знать — до старости позор!
Ведь даже борщ получится невкусным,
Когда ты не добавишь натрий-хлор.
Жильцы в соседней спятившей квартире
В 2 ночи не дают нормально спать?
Плесни им в щель аш-два-эс-о-четыре,
Не забывая злобно хохотать.
Увы! Прошли те золотые годы!
Медаль теперь другою стороной.
Жиры, спирты, эфиры, углеводы
Ветвятся тёмным лесом над тобой,
Как миленький зубришь (или как маленький),
А пригодится, как экзамен сдашь,
Из всей зубодробительной органики
Тебе один це-два-аш-пять-о-аш!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Интереснейшая штука —
Эта химия — наука,
Хоть куда не повернись,
Без неё не обойтись.
И в одежде, и в посуде,
Химия теперь повсюду,
И в колготках на ногах,
И на женских головах.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Ну, конечно, без сомненья,
Надо химию учить,
Без познанья всех явлений
Невозможно нынче жить.
Если б химии не знали,
Топали б пешком всегда:
Без горючего автобус
Не поедет никогда!
Чтобы мы росли нормально,
Крепкими и сильными,
Витамины выпускает
Тоже наша химия!
Чтоб растения росли,
Вещества изобрели.
Хорошо бы нам такие —
Быстро б выросли большие.
Каучук в природе редок,
Без него не проживешь.
Мы ходили бы по лужам
В валенках и без калош.
Широко вошли к нам в быт
Разные пластмассы.
За короткий очень срок
Их признали массы!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Нашу жизнь без химии
Представить очень сложно,
Ну, а если откровенно,
То вовсе невозможно!
Все элементы химии
Есть в нашем организме,
Если вдруг чего не хватит,
Начнутся катаклизмы.
Будет организм болеть,
Будет чахнуть и хиреть!
А еще есть химия, просто бытовая,
Что нам делать без нее
И вовсе я не знаю.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Индикатор лакмус — красный,
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус — синий,
Щелочь здесь! Не будь разиней!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Хлор хвалился: «Нет мне равных!
Галоген я самый главный.
Зря болтать я не люблю:
Всё на свете отбелю!»
Иод красой своей гордился,
Твердым был, но испарился.
Фиолетовый, как ночь,
Далеко умчался прочь.
Бром разлился океаном,
Хоть зловонным, но — румяным.
Бил себя он грозно в грудь:
«Я ведь бром! Не кто-нибудь!..»
Фтор молчал и думал: «Эх!..
Ведь приду — окислю всех…»
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Запомним, друг, и я, и ты, чем отличаются спирты —
В них углерод и гидроксид, и каждый спирт легко горит.
R — это значит радикал, он может быть велик и мал,
Предельный или непредельный, но это разговор отдельный.
Приятно пахнут альдегиды, но группа C(H)O их выдаст.
Среди карбоновых кислот известных «лиц» невпроворот.
В кислотах — группы карбоксильные, но все кислоты здесь — несильные.
В кетонах группа есть C=O, но это тоже ничего…
Горит прекрасно ацетон, и растворитель — тоже он.
Мы говорим спокойно: жир. А между прочим, он — эфир,
Он из кислот и глицерина. Такая вот у нас картина…
Если ты, придя с мороза, наливаешь крепкий чай,
Хорошенько сахарозу в чашке ложкой размешай.
Виноградную глюкозу и медовую фруктозу,
и молочную лактозу любит взрослый и малыш.
Но крахмалом и клетчаткой, что совсем-совсем несладки
Тоже нас не удивишь.
Так устроена природа — это тоже углеводы.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Отгадаем без проблем элемент, известный всем!
Входит он в состав оксидов и в кислоты разных видов,
И в поваренную соль — вот какая это роль.
Газ — зелёный, ядовитый, очень-очень знаменитый.
В хлориде хлор совсем один, зато себе он господин.
И отрицательным зарядом делиться с братьями не надо.
Перхлорат с хлоратом-братом и хлорит с гипохлоритом
Заявляют всем открыто: «Мы скромны и небогаты,
Хлор у нас — центральный атом,
Но слывем вояками и окислим всякого!»
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Удивить готов он нас —
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он — графит.
Грамотный народ поймет
То, что это УГЛЕРОД
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без КИСЛОРОДА
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент АЗОТ
Вы, ребята, мне поверьте —
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ НЕОН.
Русский язык: средства выразительности
Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.
Средства выразительности в русском языке можно разделить на:
- Лексические средства
- Синтаксические средства
- Фонетические средства
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. | Замена отвлеченного понятия конкретным образом. |
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) | Художественное преувеличение. |
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). | Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. |
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. | Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания |
Литота — Мужичок с ноготок. | Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. |
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) | Переносное значение слова, основанное на сходстве |
Метонимия — Класс зашумел | Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий |
Окказионализмы — Плоды образования. | Художественные средства, образованные автором. |
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется. | Наделение неживых предметов свойствами живых. |
Перифраз—Лев = царь зверей. | Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. |
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. | Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. |
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. | В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто. |
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги). | Перенос значения по количественному признаку. |
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». | Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. |
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы. | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста |
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый | Слова, имеющие противоположенные значения |
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёки | Устаревшее слово или оборот речи |
Анафора — Не напрасно шла гроза. | Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. |
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;. | Противопоставление. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. |
Инверсия — Жили-были дед да баба. | Обратный порядок слов. |
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. | Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. |
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. | Намеренное использование повторяющегося союза. |
Оксюморон — Мёртвые души. | Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. |
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! | Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия. |
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. | Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста |
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) | Сходное, параллельное построение фраз, строк. |
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. | Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. |
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста |
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. | Одинаковая концовка нескольких предложений. |
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей | Повтор согласных, создающий образ. |
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. | Повтор гласных, создающий образ. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (в |
3) Новости
Избавься от речевой избыточности в некоторых заголовках, нажимая на лишние слова.
5 класс
-
Главнаясуть теории струн… - Из-за мороза
горячийкипяток замерзает на лету - Решили
вновьвозобновить занятия спортом? - У вас останутся потрясающие воспоминания о поездке!
-
Тёмныймрак в городе: экологическая акция “Час Земли” - Он не понимал, почему она так поступила с ним
7 класс
-
Главнаясуть теории струн… - Ради этой панорамы нужно подниматься
вверхоколо получаса, но она того стоит - Только посмотрите на жесты и мимику
лицаэтого актёра! - “Но я же хорошо подготовилась к выступлению…”
- Что снится
во снеживотным? - Пока не перестанешь лениться, ничего не получится
8 класс
-
Главнаясуть теории струн… - Ради этой панорамы нужно подниматься
вверхоколо получаса, но она того стоит - Только посмотрите на жесты и мимику
лицаэтого актёра! - “Но я же хорошо подготовилась к выступлению…”
-
Молодойюноша как ни в чём не бывало допил чай и сбежал - Планы на вечер: настольная игра и просмотр фильма
9 класс
-
Главнаясуть теории струн… - Всегда иди вперёд и не отступай
назад! - Только посмотрите на жесты и мимику этого актёра!
- “Но я же хорошо подготовилась к выступлению…”
- Лучшие
памятныесувениры в Барселоне: секретные магазины и рынки -
Молодойюноша выпил свой чай и теперь разглядывал прохожих
5) Морфемы
Составь слово из морфем других слов.
5 класс
Приставка – из слова | ЗАВЫВАТЬ |
Корень – из слова | ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА |
Суффикс –1-й суффикс из слова | СОЛИЛА |
Второй суффикс – из слова | ВПАВШИЙ |
Окончание – из слова | ЦАРСКИХ |
Получилось ЗАПОЛНИВШИХ
Корень – из слова | ПОХОЛОДАНИЕ |
Первый суффикс – из слова | БАЛКОННЫЙ |
Второй суффикс –1-й суффикс из слова | ДИКОВАТОСТЬ |
Окончание – из слова | КРАСИВЫЙ |
Получилось ХОЛОДНОВАТЫЙ
Приставка – из слова | ВНЕПЛАНОВЫЙ |
Корень – из слова | ШТАТСКИЙ |
Суффикс – из слова | АДРЕСНЫЙ |
Окончание – из слова | ШЕСТАЯ |
Получилось ВНЕШТАТНАЯ
7 класс
Приставка – из слова | ЗАВЫВАТЬ |
Корень – из слова | ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА |
Суффикс –1-й суффикс из слова | СОЛИЛА |
Второй суффикс – из слова | ВПАВШИЙ |
Окончание – из слова | ВЗДЫМАВШИХСЯ |
Получилось ЗАПОЛНИВШИХ
Приставка –1-я приставка из слова | ПЕРЕЗАПИСАТЬ |
Корень – из слова | ЗАКОЛКА |
Первый суффикс – из слова | НАПРАВО |
Второй суффикс – из слова | БЕГЛЫЙ |
Окончание – из слова | ВНУКИ |
Получилось ПЕРЕКОЛОЛИ
Первая приставка – из слова | БЕЗДЕЛУШКА |
Вторая приставка –2-я приставка из слова | ИЗРАСХОДОВАТЬ |
Корень – из слова | ОБСУДИТЬ |
Суффикс –2-й суффикс из слова | БОЛЬШИНСТВО |
Окончание – из слова | СОЗРЕЛО |
Получилось БЕЗРАССУДСТВО
8 класс
Приставка – из слова | ЗАВЫВАТЬ |
Корень – из слова | ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА |
Суффикс –1-й суффикс из слова | СОЛИЛА |
Второй суффикс – из слова | ВПАВШИЙ |
Окончание – из слова | ВЗДЫМАВШИХСЯ |
Получилось ЗАПОЛНИВШИХ
Приставка – из слова | ЗАБЛУДИЛСЯ |
Корень – из слова | ВЫДУМКА |
Первый суффикс –1-й суффикс из слова | РЕЗАЛА |
Второй суффикс – из слова | ЖГЛИ |
Третий суффикс – из слова | ТРЯССЯ |
Окончание – из слова | ПОРОГ (выбрать нулевоеокончание) |
Получилось ЗАДУМАЛСЯ
Приставка –1-я приставка из слова | ПЕРЕЗАПИСАТЬ |
Корень – из слова | ЗАКОЛКА |
Первый суффикс – из слова | НАПРАВО |
Второй суффикс – из слова | БЕГЛЫЙ |
Окончание – из слова | ВНУКИ |
Получилось ПЕРЕКОЛОЛИ
9 класс
Первая приставка – из слова | СБЛИЖАТЬСЯ |
Первый корень – из слова | НОГАМИ |
Вторая приставка – из слова | СВЯЗКА |
Второй корень – из слова | ВЫШИБАЛА |
Первый суффикс – из слова | НЕСПРОСТА |
Второй суффикс – 2-й суффикс из слова | ВНИМАТЕЛЬНЫЙ |
Окончание – из слова | БОДРАЯ |
Получилось СНОГСШИБАТЕЛЬНАЯ
Приставка – из слова | ЗАБЛУДИЛСЯ |
Корень – из слова | ВЫДУМКА |
Первый суффикс –1-й суффикс из слова | РЕЗАЛА |
Второй суффикс – из слова | ДАЛ |
Третий суффикс – из слова | ТРЯССЯ |
Окончание – из слова | ПОРОГ (выбрать нулевоеокончание) |
Получилось ЗАДУМАЛСЯ
Приставка – из слова | УЖИВАТЬСЯ |
Корень – из слова | ДОПАИВАТЬ |
Суффикс – из слова | БЫВШИЙ |
Окончание – из слова | БОЛЬШИХ |
Получилось УПАВШИХ
Как проверить парные согласные в корне?
При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.
Изменить форму слова:
- изменить число существительного: дуб (ед. ч.) — дубы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
- изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) снега (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
- заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), свеж (каков?) — свежий (какой?)
Подобрать родственное слово:
- назвать ласково: сапожки — сапожок, — кружечка, когти — коготок.
- взять слово другой части речи: морковь (сущ.) — морковный (прил.), ходьба (сущ.) — ходит (гл.).
Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.
Например: автобус, вокзал, завтра.
Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.
Примыкание
ОпределениеПримыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.
Дополнительный материалСмотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.
Загадки про алюминий
Шпаты, глины, мусковит,
Какой металл объединит?
(Алюминий)
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашна в воздухе лечу,
Служу на кухне я без срока,
Мне все задачи по плечу,
Горжусь свои я именем, Зовусь я ……
(Алюминием)
Он яркой звездой загорится,
Белый и легкий металл,
В тринадцатой клетке таблицы
Почетное место занял.
Для легкости в сплавы дается,
Мощь самолета создал.
Тягуч и пластичен, отлично куется
Серебряный это металл.
В составе багровых рубинов,
В сапфировой силе огней,
В серой обыденной глине,
В виде наждачных камней.
(Алюминий)
В технике сплавов нашёл применение
Как стойкий и лёгкий металл
И наконец, в самолётостроении
Важное место занял.
(Алюминий)
Я – металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер – переходный.
(Алюминий)
Я – металл серебристый и легкий.
Я зовусь ”самолетный металл”.
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
(Алюминий)
Элемент третьей группы
Прекрасный металл.
Он крылатый, серебристый, но не кристалл,
Образует оксид амфотерный и ток.
С ним галлий и индий не одинок.
(Алюминий)
§ Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
баран | белье | ||
ворс | вяз | ||
горб | гиря | ||
дом | дядя | ||
золото | земля | ||
кот | кит | ||
лыжи | лимон | ||
мусор | мяч | ||
нора | Нюра | ||
полы | пение | ||
робот | река | ||
солнце | семя | ||
тон | темя | ||
фурор | финал | ||
хомяк | хижина |
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: — ; — и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
Загадки про азот
- Предупреждаю вас заранее: я непригоден для дыхания!
Но все, как-будто бы не слышат и постоянно мною дышат. …
(Азот) - Нашатырь и аммиак,
Воздух, нитроглицерин,
И капрон, и анилин –
Все содержит “нитроген”.
Кто же он, вернее “эн”?
(Азот) - Большую роль играю в жизни,
В атмосфере содержусь.
В воде почти не растворяюсь
И химинертностью горжусь.
(Азот) - В первом русском алфавите
Ты найдешь мой первый слог,
А второй – это предлог.
Вместе будет элемент –
Кто найдет меня в момент?
(Азот) - В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …
(Азот) - Он безжизненным зовется,
Но жизнь без него не создается.
(Азот) - Бесцветный газ без запаха и вкуса
Людьми широко применен.
Для разных дел, различных целей,
В войне и мире нужен он.
Он не поддерживает жизнь,
Так говорит о нем наука,
А без него любая жизнь
Ведь невозможна- вот так штука.
(Азот) - Он нужен всем, когда лишь связан,
Но вяжется с большим трудом.
Весь мир живых существ обязан
Ему растительным белком.
Распространен во всех трех царствах,
Освобождается в огне.
И есть он в красках, и в лекарствах,
Он нужен в мире и в войне.
(Азот)
Задание 15 ЕГЭ 2015 года
Задание 15
(Разработано Ольгой Владимировной Новошинцевой.)
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1.
1) То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.
2) Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац.
3) Уже увяли и почернели травы и цветы.
4) Стоял он в сторонке ни жив ни мертв.
5) Как декоративное растение пион культивируют в Китае уже полторы тысячи лет и там же он является любимым национальным растением, как хризантема у японцев, роза у европейцев.
2.
1) Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу и поселок и самих людей.
2) Мимо меня шли измученные походом солдаты и изо всех сил поддержать их весёлой шуткой старался какой-то молодой офицер.
3) Эти стихи взволновали и тронули меня простотой и особым ритмом.
4) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или березка с клейкими листочками.
5) Мне понравился не столько сюжет спектакля сколько игра актёров и их энергия.
3.
1) Разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ним?
2) И лежат в земле груды золота и во всех концах света белого про тебя идёт слава громкая.
3) От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко-сияющими то тускло-серебристыми пятнами.
4) Мы увидели и созвездие Дельфина и туманные огни и огненную черту Персея.
5) Раскольников старается контролировать свои мысли и чувства и не дает возможности своей совести «выбраться» наружу.
4.
1) В этом магазине вы можете приобрести не только продукты но и электротовары косметику и книги.
2) В Средневековье в руках ученых появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.
3) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.
4) Староста деревни не то снова опаздывал на собрание не то просто забыл о нем.
5) Речка оказалась неглубокой и её без труда удалось перейти вброд.
5.
1) Уже три раза приезжал я в Москву по различным делам и каждый раз приходилось заново привыкать к этому большому шумному городу.
2) Эта машина приводила в движение как воздуходувки и прокатные станки так и все машины прокатного цеха.
3) Дымы дальних пожаров медленно всходили к небу или отдельными кучными облаками летали по горизонту.
4) Везде её встречали весело и дружелюбно и уверяли ее в любви и вечной преданности.
5) Дядя Ерошка и в горы ходил и у русских воровал и в остроге два раза сидел.
6.
1) Волк каждый год линяет да своего обличия не меняет.
2) В слове тысячелетиями накапливаются и живут мысли и опыт народа.
3) Яркое летнее солнце коснулось линии горизонта и всё вокруг внезапно окрасилось в розовые и красные тона.
4) Одна Анютка осталась дома щи варить да горницу прибирать.
5) Молнии разрезали небо и слева и справа и впереди.
7.
1) Марина встала ни свет ни заря и всё равно не успела ни доделать работу ни приготовить ужин.
2) Ему нравилось гулять по паркам и лесам и наблюдать за людьми птицами природой.
3) Над поляной блистали стрекозы и неумолчно трещали кузнечики.
4) Он подложил в костер сухой травы и хворосту и раздул пламя.
5) Ветер на кургане особенно силен и видно отсюда степь до самого горизонта.
8.
1) В городском саду играл духовой оркестр и пел хор ветеранов.
2) Тогдашнею критикою и тогдашнею публикой были равно не поняты как недостатки так и достоинства «Полтавы».
3) Мама приготовила суп и салат и поджарила картошку.
4) То ли какая-то неуловимая песня звенела в памяти то ли весенние запахи не давали покоя.
5) Челкаш завидовал или сожалел об этой молодой жизни или подсмеивался над ней.
КЛЮЧИ к заданию № 15
№ заданияответ
1. 1, 5
2. 2, 5
3. 2, 3
4. 4, 5
5. 1, 2
6. 1, 3
7. 1, 5
8. 2, 4
Как определить размер стихотворения
Метод 1. Скандирование
Допустим, требуется определить размер этого текста:
Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.
как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯдру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ
Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.
Метод 2. «Ваня»
Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:
Ваня — хорей:«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
Иван — ямб:«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)Иван-Иван-Иван-Иван
Ванечка — дактиль:«Ранними летними росами» (А.А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка
Ванюша — амфибрахий:«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
Иоанн — анапест:«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн
Метод 3. Графический
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.
Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.
Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:
Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:
Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,—U—UU—UU—UU—
До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.UU—UU—UU—UU—
Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|—U—UU—UU—UU—
Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.—U—UU—UU—UU—
Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:
—U—|UU—|UU—|UU—| UU—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|
Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.
§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
ж ш ц ч щ й |
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими
Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.
Парные согласные
Парные согласные — это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков — противопоставление звонкого и глухого звука.
Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой — звонкий — не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.
Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:
- столб (п) — проверочное — столбы
- мороз (с) — проверяется словом морозить или морозный
- бород (т)ка — проверочное — борода
Спондей и пиррихий
Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:
«Мой| дя|дя| са|мых| че|стных| пра|вил|,— — U — U — U — U
Ко|гда| не| в шу|тку| за|не|мог»U — U — U U U —
В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.
Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.
Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.
Загадки про химию с ответами
Загадки про химию
- Какие химические элементы утверждают, Что могут другие вещества рождать?
Ответ: Водород, кислородКупаются в холодную погоду,А в теплую их не затащишь в воду.Ответ: ГазыРасскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело?Ответ: Гашение извести или питьевой содыЭто и в учебнике читали вы не раз:его прославил Глаубер, а он Кара—Богаз.Ответ: Глауберова соль— сульфат натрияИз горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.Ответ: Графит в карандашеКакой элемент называют по имени одной части света?Ответ: ЕвропийИз башни словно масло льется,«Хлебом индустрии зовется»Ответ: ЖелезоМолоко не скисло, на стене повисло.Ответ: Известковое молокоКакие химические элементы состоят из различных рек?Ответ: Индий, полоний, радон, нильсборийКрасив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.Ответ: ЙодМеталл в солях — опора многих,А нас без них, не носят ноги.Ответ: КалийПоташ, селитру, сильвинит, какой металл объединит?Ответ: КалийАдрес точный, если спросят: 32,16,8Ответ: КислородВ чем горят дрова и газ,Фосфор, водород, алмаз?Дышит чем любой из насКаждый миг и каждый час?Без чего мертва природа?Правильно, без …Ответ: КислородаЛакмус будет в них краснеть,Растворяться — цинк и медь.А мелок в них, посмотри,Вмиг пускает пузыри!И опасны для работыЭти жгучие …Ответ: КислотыНе руками решетка построена:Блестящая, плотная, стройнаяОтвет: Кристаллическая решеткаСтояла решетка, на солнце покрылась, но дождик прошел и она растворилась.Ответ: Кристаллическая решетка растворимой солиОснова моя — сухая трава,С обоих концов — согласные.В целом я — газ, дорогие друзья,И кто я, думаю, ясно вам.Ответ: КсенонМеталл красой своей пленил и первым в топку угодил.Ответ: МедьПриродной соли маленький кусок отвечать урок помог.Ответ: МелПахать и стоить, все он может,Если ему огонь в этом поможет.Ответ: МеталлВ печь бросают сухари,Чтоб снова тестом стать смогли.Ответ: МеталлоломКрасив, наряден карбонат, ему строитель очень рад.Ответ: Мрамор и известнякПервый слог — предлог известный,Слог второй трудней найти:Часть его составит цифра,К ней добавьте букву «Й».Чтобы целое узнать,Надо вам металл назвать.Ответ: НатрийВы, ребята, мне поверьте —Этот газ вполне инертенОн спокойный и ленивый,В трубках светится красиво.Для рекламы нужен он,Незаметный газ …Ответ: НеонКакой газ утверждает, что он — это не он?Ответ: НеонСоль на треть состоит из азота, крестьянину помощь она и работа.Ответ: Нитрат аммонияТолько в воду соль попала, холодней в стакане стала.Ответ: Нитрат аммонияМеталл зимой не прочен: чума здоровье точит.Ответ: Олово серое и белоеКакой благородный металл состоит из болотных водорослей?Ответ: ПлатинаЗагадки — оглавление