Гласные О-Ё после шипящих
До сих пор мы говорили о безударных гласных. Казалось бы, какие сложности могут возникнуть при написании гласных, которые находятся под ударением? Однако и здесь существуют правила правописания гласных в корне слова, без знания которых можно допустить ошибку, например, правило правописания гласных О и Ё в корнях слов после шипящих.
Сложность в том, что произносится в таких случаях всегда звук . Чтобы понять, какую букву необходимо писать, нужно попробовать изменить форму слова или подобрать однокоренное слово и проверить, бывают ли такие формы или однокоренные слова, в которых звук чередовался бы со звуком , обозначаемым на письме буквой Е.
Если такое чередование возможно, то под ударением пишется буква Ё: жёлтый — желтеть, решётка — решето, жёлудь — желудей, чёрточка — черта и так далее.
Если чередования не происходит, под ударением пишется буква О*: шорох, капюшон, крыжовник, шорты, чопорный и так далее.
Важно различать существительные (сильный) ожог, (преднамеренный) поджог, которые пишутся с О, и глаголы ожёг (руку), поджёг (дом), которые пишутся с Ё. Лишь в некоторых словах иноязычного происхождения буква О после шипящих может находиться в безударном положении: шоссе, шоколад, жонглёр, жокей и так далее
§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки
Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий
Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков
Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Русский медвежонок 2021 10-11 класс задания с ответами
1 задание
Какое слово сильно отличается от остальных по значению?
Варианты ответа: (А) носорог; (Б) осьминог; (В) стремглав; (Г) утконос; (Д) трубкозуб.
Ответ: В — стремглав
2 задание
Какое выражение точно не термин?
Варианты ответа: (А) сложное слово; (Б) сложное предложение; (В) простое предложение; (Г) простое число; (Д) простое упражнение.
Ответ: Д — простое упражнение
3 задание
Какое слово по смыслу лишнее?
Варианты ответа: (А) миллиампер; (Б) мипливольт; (В) милликулон; (Г) миллиом; (Д) миллион.
Ответ: Д — миллион
4 задание
Какое название жителя города образовано не так, как остальные?
Варианты ответа: (А) берлинец; (Б) пекинец; (В) бакинец; (Г) лондонец; (Д) дублинец.
Ответ: В — бакинец
5 задание
Что обычно делает не человек?
Варианты ответа: (А) акает; (Б) ёкает; (В) икает; (Г) окает; (Д) якает.
Ответ: Б — ёкает
6 задание
Лера купила сапоги из замши. А как их назвать по-другому?
Варианты ответа: А) замшивые; (Б) замшелые; (В) замшевые; (Г) замшаные; (Д) замшеные.
Ответ: В — замшевые
7 задание
Чем …‚ лучше помириться. В этой фразе мы пропустили глагол. Найдите в ответах однокоренное ему слово.
Варианты ответа: (А) воробей; (Б) ворона; (В) индюк; (Г) петух; (Д) голубь.
Ответ: Г — петух
8 задание
В каком примере слово ба означает совсем не то, что в остальных?
Варианты ответа: (А) Она ступила шага два и оторопела, увидя падчерицу. — Ба! — вскричала она, — а ты зачем здесь? (В. Нарежный); (Б) Вынырнув на свет, девочка с этюдником через плечо, с листом картона под мышкой прикладывает ладошку козырьком к глазам и кричит задорно: — Ба! Поесть чё-т найдётся?! (В. Ярмолинец); (В) Минуту спустя Скудронжогло показался в дверях гостиной. — Ба, брат, ты здесь! — сказал он, увидев Платонова. (Н. Гоголь); (Г) За дверью сада по ступеням лестницы слышны торопливые шаги. Кто это бежит так? Ба! Станицын! (И. Тургенев); (Д) Она качалась, вытягивалась, словно пытаясь удержаться на дереве. Ба, да это же старая знакомая — древесная змея! (С. Сахарнов)
Ответ: Б — Вынырнув на свет, девочка с этюдником через плечо, с листом картона под мышкой прикладывает ладошку козырьком к глазам и кричит задорно: — Ба! Поесть чё-т найдётся?! (В. Ярмолинец)
9 задание
Оля выписывала из словаря слова в две строчки: Голосище, мужичище, сапожище, холодище, … Заборище, морозище, пожарище, сугробище, … Какое слово можно добавить в первую строчку?
Варианты ответа: (А) народище; (Б) болотище; (В) позорище; (Г) заводище; (Д) кулачище.
Ответ: Б — болотище
10 задание
Для этого знака использовались разные названия: молчанка, черта, чёрточка, знак мысли отделительный. А как он называется сейчас?
Варианты ответа: (А) дефис; (Б) тире; (В) дробь; (Г) минус; (Д) многоточие.
Ответ: Б — тире
11 задание
В четырёх анекдотах пропущены формы одного и того же слова, а в пятом — другого. Найдите анекдот, в котором пропущено не то слово, что в остальных четырёх.
Варианты ответа: (А) … — это такое слово, которое пишут вместо того, правописание которого не знают; (Б) Раньше я был просто бедным, но потом купил словарь … и стал нищим, неимущим, несостоятельным; (В) Хватит. Надоело. Достаточно. Больше не буду перед сном читать словарь …; (Г) Группа учёных занимается изучением научной проблемы. Проходит неделя, две, месяц … Наконец руководитель группы спрашивает: — Господа, кто-нибудь знает слова «эврика»?; (Д) Вы об этом никогда не задумывались, но антоним к слову «антоним» — … .
Ответ: Г — Группа учёных занимается изучением научной проблемы. Проходит неделя, две, месяц … Наконец руководитель группы спрашивает: — Господа, кто-нибудь знает слова «эврика»?
12 задание
Один пользователь иронично написал на форуме программистов: «Код, который называют «Х», — символ трудолюбия. Ведь разработчик не ленится самостоятельно решать задачу, которая до него была решена гораздо лучше». А какое слово из сленга программистов мы заменили на Х?
Варианты ответа: (А) автобус; (Б) бульдозер; (В) велосипед; (Г) самосвал; (Д) троллейбус.
Ответ: В — велосипед
13 задание
Какой глагол чаще остальных встречается после тире?
Варианты ответа: (А) выстрелить; (Б) стрельнуть; (В) выпалить; (Г) пальнуть; (Д) пульнуть.
Ответ: В — выпалить
14 задание
Какое слово не может быть сравнительной степенью?
Варианты ответа: (А) вернее; (Б) позднее; (В) раннее; (Г) свежее; (Д) синее.
Ответ: В — раннее
15 задание
В каком словосочетании притяжательное прилагательное образовано неправильно?
Варианты ответа: (А) пифагоровы штаны; (Б) авгиевы конюшни; (В) ариаднова нить; (Г) бикфордов шнур; (Д) торричеллиева пустота.
Ответ: В — ариаднова нить
16 задание
По французский — Этьен, по венгерски — Иштван, по испанский — Эстебан, а по русский — …?
Варианты ответа: (А) Иван; (Б) Эдуард; (В) Ефим; (Г) Тимофей; (Д) Степан.
Ответ: Д — Степан
§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
ж ш ц ч щ й |
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими
Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.
Характеристика односложных слов в русском языке
Каждый день мы общаемся с разными людьми, делимся знаниями, выражаем свои эмоции и ощущения с помощью речи. Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, а слоги — из одной гласной или сочетания гласных и согласных. Мы даже не задумываемся о том, как строятся слоги и слова, какими они бывают. И, вообще, что такое слог и из скольких слогов может состоять слово? Имеют ли особые названия слова, состоящие из одного и более слогов? Сейчас мы немного окунёмся в фонетику и орфографию русского языка и подробно разберём слова, имеющие в своём составе всего лишь один слог.
Примеры слов с чередованием согласных в корне
Отметим исторические традиционные чередования согласных в корне слов:
г//ж//з
- друг -дружба — друзья;
- подруга — дружный;
д//ж//жд
- выход, ходок — выхожу — выхождение;
- водить — вожу — вождение;
- родить — роженица — рождение;
- насладиться — наслаждение;
- бродить — брожение;
- еда — сладкоежка;
к, ц, ч//т
- потакать — потатчик;
- кабак — кабатчик;
- казак — казатчина;
- турок — турецкий;
- крупица — крупитчатый;
- ресница — реснитчатый;
- таблица — таблитчатый;
- добыча — добытчик;
- раздача — раздатчик;
к//ч//ц
- кликать — клич — восклицать, восклицание;
- ткать — ткач — ткацкий;
- булка — булочная;
- пустяк — пустячный;
к//ц//ч
лик — лицо — личико;
т//ч//щ
осветить — свеча — освещение;
ст//щ
- мостить — мощёный;
- крест — крещёный;
- толстый — толщина;
- густой — гуще;
ск//щ
- воск — вощёный;
- треск — трещать;
- доска — дощатый;
- лоск — лощёный;
- иск — ищейка, сыщик;
- плескать — плещет;
г//ж
- вьюга — вьюжный;
- баклага — баклажка;
- коврига — коврижка;
- бумага — бумажка;
- серьга — сережка;
- лачуга — лачужка;
- пичуга — пичужка;
- застегнуть — застёжка;
- растягивать — врастяжку;
- Волга — волжский;
- варяг — варяжский;
- Норвегия — норвежский, норвежец, норвеженка.
з//ж
- сказание — скажу;
- возразить — возражение;
- морозить — мороженое;
- исказить — искажение;
с//ш
- относить — отношение;
- носить — ноша;
- согласие — соглашение;
- просить — прошение;
х//ш
- ухо — уши, ушной, наушники;
- успех — успешный;
- суматоха — суматошный;
- грех — грешный, грешница;
- вспахать — вспашка;
- соха — сошка;
- блоха — блошка, блошиный;
- пух — пушок, пушистый;
ц//ч
- отец, отцов, отцовский — отчество, отчий, Отечество;
- сердце — сердечный, сердечность;
- заяц — зайчиха, зайчонок;
- яйцо — яичный, яичница;
Укажем более редкое чередование согласных н//ш:
- ладонь — ладошка;
- гармонь — гармошка;
- окно — окошко;
- баран — барашек;
- карман — кармашек;
- головня — головешка.
В корнях слов и их форм может происходит чередование согласных:
- б//бл: влюбить — влюбленность, губить — гублю, дробить — дробление;
- п//пл: сыпать — сыплю, насыпать — насыпленный, высыпать — высыплю;
- м//мл: кормить — кормлю, кормление, выкормить — выкормленный;
- в//вл: удивить — удивление, выловить — выловленный, наловить — наловлю, прибавить — прибавление;
- ф//фл: разграфить — разграфлять, разграфлю, разграфленный.
Несуществующие слова[править | править код]
- слово, в котором шесть букв «ы»: некоторые шутят, что это слово «вылысыпыдысты», которое тоже не отражено ни в каких словарях (есть вариант с ещё бо́льшим числом «ы»: «вылысыпыдыстычкы» и даже «вылысыпыдыстычкыны»).
- некоторые приводят слово «контрвзбзднуть» в качестве примера слова, содержащего 9 согласных букв подряд, однако вряд ли такой пример корректен. В русском литературном языке нет ни слова «взбзднуть», ни каких-либо приставочных образований от него. Слов с таким корнем нет и в словарях.
- другим подобным примером несуществующего слова с 7 согласными подряд является слово «монстрствовать», образованное от вполне литературного слова «монстр». Также не существуют слова — «контрвстреча» и «контрвсплеск».
- не встречающиеся в словарях слова, в которых 8 букв «о»:
- наречие «водоворотоподобно», произошедшее от слова «водоворот»;
- «самообороноспособность» (иногда встречается при обсуждении проблем самообороны);
- «самоносорогоподобность», которое построено на основе слова «носорогоподобность» из анекдота про «новых русских» (зато в словарях есть слово «слоноподобность»).
- слово водоворотозасососпособность, в котором есть 10 букв «о», (от слов «водоворот», «засасывать» и «способность»)
- легендарное упоминающееся на многих форумах слово из 37 букв «гиппопотомомонстросесквиппедалиофобия» («боязнь длинных слов», приводится и его «латинский перевод» — Hippopotomomonstrosesquippedaliophobia).
- легендарное искусственно сконструированное слово из 31 буквы: «автомотовелофототелерадиомонтёр», а также его словоформа «автомотовелофототелерадиомонтёрами» (34 буквы). Еще встречается шутливое «автомотовелофотобричкотракторный» (завод) (32 буквы).
- «зряченюхослышащий» — придуманное слово из 17 неповторяющихся букв, образованное как антоним к слову «слепоглухонемой». Ещё одно такое слово из 19 букв — «грёзоблаженствующий».
- несуществующее, но правдоподобно выглядящее слово, полученное перестановкой 7 букв, идущих в алфавите подряд: «простун».
- отсутствующее в словарях слово-палиндром из 7 букв «анисина» (плод аниса).
- слово, которое начинается с 3 «г» и заканчивается на 3 «я»: «тригонометрия» (каламбур).
- слово, в котором четыре буквы «ц»: цецецница (коробочка для содержания мух Цеце).
Как заработать, если знаешь русский
Если у вас все ок с орфографией и пунктуацией (или в целом ок, несмотря на небольшие недочеты) – вы можете зарабатывать в интернете на текстах.
Поначалу доходы будут маленькие – 40-60 руб. за страницу, но постепенно вы найдете свою нишу, выйдете на заработки минимум в 200-400 руб. за страницу. Это действительно так, потому что я сам этот путь прошел, от текстовых бирж, где платят копейки, до индивидуального сотрудничества с веб-мастерами.
Если вы не знаете, с чего начать – приходите на курс “Копирайтинг с нуля”, который мы создали с Василием Блиновым. Мы расскажем простыми словами, что такое в принципе копирайтинг, как правильно писать статьи в интернет, как делать оптимизацию, проводить семантический анализ текстов.
Курс включает пять практик – вы будете писать статьи на сайты vsvoemdome.ru и iklife.ru. Мы оплачиваем каждую практику. Ученики, которые полностью проходят курс, окупают половину его стоимости и имеют в портфолио 5 текстов, опубликованных на блогах-тысячниках.
Записаться на курс “Копирайтинг с нуля”
Согласные -г-/-ж-/-з-, -т-/-ч-/-щ-, -д-/-ж-/жд-, -б-/-бл-, -в-/вл- в корне слова
Вот какое стихотворение подготовила тетушка Сова:
У меня есть друг Илья
Растем мы вместе, мы друзья.
Дружбу нашу не сломить,
Ведь умеем мы дружить.
Здесь мы видим пример чередования согласных в корнях слов: друг-друзья-дружить. В русском языке таких замен согласных много.
Обратите внимание на таблицу:
В некоторых случаях один согласный звук в корне слова превращается в два.
Такое чередование также характерно при изменении формы слова с одной части речи на другую:
- -б-/-бл-: дробить (глагол)-дробление (имя существительное);
- -м-/-мл-: кормить (глагол)-кормление (имя существительное);
- -в-/-вл-: выловить (глагол)-выловленный (причастие).
Что такое односложные слова. Примеры
Односложные слова — это слова, которые содержат один гласный звук, образующий один слог.
Выясним, что такое односложные слова в русском языке. В слове может быть только один гласный звук, который является слогообразующим. Тогда укажем в нём один фонетический слог и назовем такое слово односложным.
Односложные слова произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
Такие слова могут обозначаться одной только буквой, например, личное местоимение «я».
Небольшое количество слов содержит две буквы, обозначающие гласный и согласный.
Примерыад, ар, ас (лётчик), ил, юр (возвышенное место, открытое ветрам), ёж, уж, ум, ус, як.
В русском языке существует большое количество односложных слов, в которых между двумя согласными звучит гласный.
Примерыбор, куб, тон, вар, рак, тик, кит, дом, лог, гол, пик, вор, рот, ток, мот, бар, кол, сон, нос.
В зависимости от того, какая гласная буква пишется в середине, приведем примеры односложных слов, состоящих из трех, четырех, и даже пяти букв. Отдельные односложные слова пишутся с шестью буквами, одна из которых является гласной, а остальные — согласные.
Примеры слов с чередованием гласных а/о в корне
В корнях , клан-/клон-, твар-/твор- в безударном положении пишется буква «о», а под ударением и «а», и «о», например:
- гореть, горелка, загореть, загорелый, загоревшийся, загорать, угореть, угорелый, подгореть, подгорелый, подгоревший, погорелец, сгореть, несгораемый, выгорать, выгореть, выгорание, возгорать, возгорание, перегореть;
- загар, угар, угарный.
- поклонение, поклониться, поклонись, поклоняться, склонение;
- кланяться, уклон, поклон, Поклонная гора;
- творить, творение, творец, сотворить, сотворение;
- тварь, тлетворный, затвор, притвор.
Правило
В корнях кас/кос, написание буквы «а» диктует суффикс -а-, находящийся после корня.
Примеры:
- касаться, касание, касательная, прикасаться;
- прикосновение, прикоснуться, коснись;
- излагать, прилагать, прилагаю, предлагать, налагать;
- изложить, изложение, приложить, приложение, предложить, предложение, заложить, обложной.
Будем иметь в виду, что во многих словах в современном русском языке эти корни срослись с приставками.
Правило
В корне скак-/скоч- написание букв «а» или «о» без ударения зависит от последующей согласной.
Примеры:
- проскакать, скакание, обскакать, скакун, скакалка;
- подскочить на месте, выскочить из дома, заскочить на минуту, перескочить через лужу, выскочка.
Гласные а/о чередуются в корне раст-/ращ-/рост-/рос-.
Примеры:
- растение, расти, растительность, росток, выращенный;
- водоросли, нарост, на вырост, отросли, выросла.
Чередование букв а/о отметим в словах с корнем плав-/плов-.
- плавать, сплавать, плавательный, плавучий, на плаву;
- пловец — пловцы, пловчиха — пловчихи.
В корнях мак-/моч- написание чередующихся гласных а//о является смысловым.
Примеры:
- макать в сметану, обмакнуть перо в чернила, макнуть в соль;
- смочить вихры, промочить ноги, намочить волосы, промокнуть под дождем, замочить бельё.
Твердые и мягкие
Гласные звуки, как мы уже выяснили, очень любят встречаться с согласными. Только вот одной пятерке гласных (я, ю, е, и, ё) больше нравятся мягкие согласные звуки, а другой (а, у, э, ы, о) – твердые. Вот согласные под них и подстраиваются: встречаясь с первой пятеркой, становятся мягкими (мя, мю, ме, ми, мё), а со второй – твердыми (ма, му, мэ, мы, мо). Но есть и еще один способ твердую согласную превратить в мягкую – это, конечно, мягкий знак. Помните, как мы искали «лишнюю» букву в словах галька, уголь, полька? Что получится, если убрать мягкий знак? А теперь, наоборот, прибавим мягкий знак к словам: ел, кон, мел, мол, был, кров, вес, дан, ясен.
Итак, незаметно, легко и играючи мы познакомились с очень важными лингвистическими понятиями, а главное – смогли вызвать к ним живой и неподдельный интерес.
готовые домашние задания
Home » русский язык » Как различить звуки и буквы? (упр. 69-74) Канакина Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
69
Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.
Вот бутон, А вот – батон. Вот бидон, А вот – питон. Ну, а вот – бетон. В печке выпечен батон, А в петлицу вдет бутон. По траве ползёт питон, Молоко течёт в бидон, А на стройке есть бетон. Н. Матвеева
• Что обозначают слова, которые вы вписали в предложения? Какое из этих слов вам незнакомо? Подчеркните его.
Бутон — нераспустившийся цветок. Батон – белый хлеб, продолговатой формы. Бидон – металлическая емкость для молока. Питон – змея. Бетон – строительный материал.
• Какими звуками и буквами различаются слова бутон и батон, бидон и питон, бетон и бидон?
Бутон и батон различаются буквами у — а, звуками — . Бидон и питон различаются буквами б — п, д — т и звуками — . Бетон и бидон различаются буквами е — и, т — д и звуками — .
70
Рассмотрите рисунки. Произнесите названия изображённых предметов. Какие звуки делают слова разными по смыслу?
• Запишите названия предметов рядом с рисунками.
Шар, шарф Кот, кит
Шар, шарф (звук делает слова разными по смыслу). Кот, кит (звуки , делают слова разными по смыслу).
71
Соберите из звуков слова. Запишите их.
Санки, коньки, горка, зима.
• Составьте с любым словом предложение на тему «Зимние забавы». Запишите его.
Зимой дети любят кататься на санках с горки.
72
Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.
Произносимые слова состоят из звуков. На письме звуки обозначаются буквами.
73
Прочитайте. Чем интересно стихотворение?
Белка, балка и булка, У меня шкатулка, Ключ, клюв, клюква, В плюшке пляшет буква, А из каждой буковки растут слова, как луковки! Ю. Мориц
Стихотворение интересно тем, что в нём много слов, отличающихся всего одной буквой, но смысл при этом у них абсолютно разный. Стихотворение интересно тем, что первые буквы слов каждой строки образуют слово «БУКВА».
• Выпишите слова, которые различаются одной буквой. Подчеркните эти буквы. Объясните значение записанных слов.
Б е лка, б а лка, б у лка; клю ч , клю в ; б уковки, л уковки.
Белка — зверёк-грызун с пушистым хвостом. Балка — брус. Булка — белый хлеб, круглой или овальной формы. Ключ — предмет для открывания замка. Клюв — окончание рта у птиц. Буковки — знаки азбуки, уменьшительное от «буквы» Луковки – небольшая луковица.
74
Прочитайте. Подчеркните «озорные» буквы и верните правильный смысл двустишиям.
Утром бабушка к рубашке При б ивала мне кармашки. В новом зоопарке нашем С т он стоит! Ушами машет. И. Синицына
Утром бабушка к рубашкеПришивала мне кармашки.В новом зоопарке нашемСлон стоит! Ушами машет.
Подчеркните в первом предложении главные члены.
• Задайте вопрос к каждому второстепенному члену.
(Когда?)Утром бабушка (К чему?)к рубашке Пришивала (Кому?)мне (Что?)кармашки.
Сделать хотел грозу – а получил козу.
Теперь попробуем немного усложнить задачу. Вашему малышу нужно будет самому превратиться в колдуна и заколдовать слова. Как? Зачеркнуть «лишнюю» букву! Ну, например, во что можно превратить слово «гроза»? Правильно, в «розу»! Вот еще исходный материал для подобных превращений: КОЛЯ, ВАНЯ, ШАРФ, ЛАМПА, ОГОРОД, КРОТ, КРОШКА, СМЕХ, ЛЕНТА, ВЕРБА, ИГРА, ЛОБЗИК, ТИГР, ШПОРА, БРИТВА, КОРКА.
Другой вариант этой игры – не зачеркивать «лишнюю букву», а изменить ее так, чтобы получилось новое слово: КОШКА (КОРКА), БЕЛКА (БУЛКА), ТОЛЯ (КОЛЯ), ОЛЕНЬ (ОСЕНЬ), САЛЮТ (САЛАТ) и т.д. А помните знаменитые задачки на превращение слов, которые нужно выполнить уже не в одно, а в несколько действий? Может быть, волшебнику-самоучке попробовать КОЗУ превратить в ВОЛКА? Да запросто! КОЗА – ПОЗА – ПОЛА – ПОЛК – ВОЛК. А теперь давайте ДЕНЬ превратим в НОЧЬ: НОЧЬ – ДОЧЬ – ДОЛЬ – ДАЛЬ – ДАНЬ – ДЕНЬ.
Теперь попробуем поиграть не с буквами, а с целыми слогами!
Их тоже можно вставлять в слово: КАША-КАЛОША, ЖАБА-ЖАЛОБА, РЕКА-РЕЗИНКА, КОРКА-КОРЗИНКА, РУКА – РУБАШКА, КОРА – КОБУРА. Вот примеры на замену одного слога другим в середине слова: РУСАЛКА-РУЧОНКА; КОБУРА-КОЖУРА-КОНУРА.
Можно менять только вторую часть слова, оставляя первый слог без изменения.
Что дают подобные фонетические игры? Ребенок играет со Словом, пробует его на вкус, учится связывать фонетический облик слова с его лексическим значением, и, между прочим, незаметно приобретает навыки в чтении.