Самые длинные слова в русском языке

Гласные О-Ё после шипящих

До сих пор мы говорили о безударных гласных. Казалось бы, какие сложности могут возникнуть при написании гласных, которые находятся под ударением? Однако и здесь существуют правила правописания гласных в корне слова, без знания которых можно допустить ошибку, например, правило правописания гласных О и Ё в корнях слов после шипящих. 

Сложность в том, что произносится в таких случаях всегда звук . Чтобы понять, какую букву необходимо писать, нужно попробовать изменить форму слова или подобрать однокоренное слово и проверить, бывают ли такие формы или однокоренные слова, в которых звук чередовался бы со звуком , обозначаемым на письме буквой Е. 

Если такое чередование возможно, то под ударением пишется буква Ё: жёлтый — желтеть, решётка — решето, жёлудь — желудей, чёрточка — черта и так далее.

Если чередования не происходит, под ударением пишется буква О*: шорох, капюшон, крыжовник, шорты, чопорный и так далее.

Важно различать существительные (сильный) ожог, (преднамеренный) поджог, которые пишутся с О, и глаголы ожёг (руку), поджёг (дом), которые пишутся с Ё. Лишь в некоторых словах иноязычного происхождения буква О после шипящих может находиться в безударном положении: шоссе, шоколад, жонглёр, жокей и так далее

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки

Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий

Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков

Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Русский медвежонок 2021 10-11 класс задания с ответами

1 задание

Какое слово сильно отличается от остальных по значению?

Варианты ответа: (А) носорог; (Б) осьминог; (В) стремглав; (Г) утконос; (Д) трубкозуб.

Ответ: В — стремглав

2 задание

Какое выражение точно не термин?

Варианты ответа: (А) сложное слово; (Б) сложное предложение; (В) простое предложение; (Г) простое число; (Д) простое упражнение.

Ответ: Д — простое упражнение

3 задание

Какое слово по смыслу лишнее?

Варианты ответа: (А) миллиампер; (Б) мипливольт; (В) милликулон; (Г) миллиом; (Д) миллион.

Ответ: Д — миллион

4 задание

Какое название жителя города образовано не так, как остальные?

Варианты ответа: (А) берлинец; (Б) пекинец; (В) бакинец; (Г) лондонец; (Д) дублинец.

Ответ: В — бакинец

5 задание

Что обычно делает не человек?

Варианты ответа: (А) акает; (Б) ёкает; (В) икает; (Г) окает; (Д) якает.

Ответ: Б — ёкает

6 задание

Лера купила сапоги из замши. А как их назвать по-другому?

Варианты ответа: А) замшивые; (Б) замшелые; (В) замшевые; (Г) замшаные; (Д) замшеные.

Ответ: В — замшевые

7 задание

Чем …‚ лучше помириться. В этой фразе мы пропустили глагол. Найдите в ответах однокоренное ему слово.

Варианты ответа: (А) воробей; (Б) ворона; (В) индюк; (Г) петух; (Д) голубь.

Ответ: Г — петух

8 задание

В каком примере слово ба означает совсем не то, что в остальных?

Варианты ответа: (А) Она ступила шага два и оторопела, увидя падчерицу. — Ба! — вскричала она, — а ты зачем здесь? (В. Нарежный); (Б) Вынырнув на свет, девочка с этюдником через плечо, с листом картона под мышкой прикладывает ладошку козырьком к глазам и кричит задорно: — Ба! Поесть чё-т найдётся?! (В. Ярмолинец); (В) Минуту спустя Скудронжогло показался в дверях гостиной. — Ба, брат, ты здесь! — сказал он, увидев Платонова. (Н. Гоголь); (Г) За дверью сада по ступеням лестницы слышны торопливые шаги. Кто это бежит так? Ба! Станицын! (И. Тургенев); (Д) Она качалась, вытягивалась, словно пытаясь удержаться на дереве. Ба, да это же старая знакомая — древесная змея! (С. Сахарнов)

Ответ: Б — Вынырнув на свет, девочка с этюдником через плечо, с листом картона под мышкой прикладывает ладошку козырьком к глазам и кричит задорно: — Ба! Поесть чё-т найдётся?! (В. Ярмолинец)

9 задание

Оля выписывала из словаря слова в две строчки: Голосище, мужичище, сапожище, холодище, … Заборище, морозище, пожарище, сугробище, … Какое слово можно добавить в первую строчку?

Варианты ответа: (А) народище; (Б) болотище; (В) позорище; (Г) заводище; (Д) кулачище.

Ответ: Б — болотище

10 задание

Для этого знака использовались разные названия: молчанка, черта, чёрточка, знак мысли отделительный. А как он называется сейчас?

Варианты ответа: (А) дефис; (Б) тире; (В) дробь; (Г) минус; (Д) многоточие.

Ответ: Б — тире

11 задание

В четырёх анекдотах пропущены формы одного и того же слова, а в пятом — другого. Найдите анекдот, в котором пропущено не то слово, что в остальных четырёх.

Варианты ответа: (А) … — это такое слово, которое пишут вместо того, правописание которого не знают; (Б) Раньше я был просто бедным, но потом купил словарь … и стал нищим, неимущим, несостоятельным; (В) Хватит. Надоело. Достаточно. Больше не буду перед сном читать словарь …; (Г) Группа учёных занимается изучением научной проблемы. Проходит неделя, две, месяц … Наконец руководитель группы спрашивает: — Господа, кто-нибудь знает слова «эврика»?; (Д) Вы об этом никогда не задумывались, но антоним к слову «антоним» — … .

Ответ: Г — Группа учёных занимается изучением научной проблемы. Проходит неделя, две, месяц … Наконец руководитель группы спрашивает: — Господа, кто-нибудь знает слова «эврика»?

12 задание

Один пользователь иронично написал на форуме программистов: «Код, который называют «Х», — символ трудолюбия. Ведь разработчик не ленится самостоятельно решать задачу, которая до него была решена гораздо лучше». А какое слово из сленга программистов мы заменили на Х?

Варианты ответа: (А) автобус; (Б) бульдозер; (В) велосипед; (Г) самосвал; (Д) троллейбус.

Ответ: В — велосипед

13 задание

Какой глагол чаще остальных встречается после тире?

Варианты ответа: (А) выстрелить; (Б) стрельнуть; (В) выпалить; (Г) пальнуть; (Д) пульнуть.

Ответ: В — выпалить

14 задание

Какое слово не может быть сравнительной степенью?

Варианты ответа: (А) вернее; (Б) позднее; (В) раннее; (Г) свежее; (Д) синее.

Ответ: В — раннее

15 задание

В каком словосочетании притяжательное прилагательное образовано неправильно?

Варианты ответа: (А) пифагоровы штаны; (Б) авгиевы конюшни; (В) ариаднова нить; (Г) бикфордов шнур; (Д) торричеллиева пустота.

Ответ: В — ариаднова нить

16 задание

По французский — Этьен, по венгерски — Иштван, по испанский — Эстебан, а по русский — …?

Варианты ответа: (А) Иван; (Б) Эдуард; (В) Ефим; (Г) Тимофей; (Д) Степан.

Ответ: Д — Степан

§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» —  мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

ж   ш   ц   ч   щ   й

Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими

Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.

Характеристика односложных слов в русском языке

Каждый день мы общаемся с разными людьми, делимся знаниями, выражаем свои эмоции и ощущения с помощью речи. Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, а слоги — из одной гласной или сочетания гласных и согласных. Мы даже не задумываемся о том, как строятся слоги и слова, какими они бывают. И, вообще, что такое слог и из скольких слогов может состоять слово? Имеют ли особые названия слова, состоящие из одного и более слогов? Сейчас мы немного окунёмся в фонетику и орфографию русского языка и подробно разберём слова, имеющие в своём составе всего лишь один слог.

Примеры слов с чередованием согласных в корне

Отметим исто­ри­че­ские тра­ди­ци­он­ные чере­до­ва­ния соглас­ных в корне слов:

г//ж//з

  • друг -друж­ба — друзья;
  • подру­га — дружный;

д//ж//жд

  • выход, ходок — выхо­жу — выхождение; 
  • водить — вожу — вождение;
  • родить — роже­ни­ца — рождение;
  • насла­дить­ся — наслаждение; 
  • бро­дить — брожение;
  • еда — сладкоежка;

к, ц, ч//т

  • пота­кать — потатчик;
  • кабак — кабатчик;
  • казак — казатчина;
  • турок — турецкий;
  • кру­пи­ца — крупитчатый;
  • рес­ни­ца — реснитчатый;
  • таб­ли­ца — таблитчатый;
  • добы­ча — добытчик;
  • раз­да­ча — раздатчик;

к//ч//ц

  • кли­кать — клич — вос­кли­цать, восклицание; 
  • ткать — ткач — ткацкий;
  •  бул­ка — булочная;
  • пустяк — пустячный; 

к//ц//ч

 лик — лицо — личико;

т//ч//щ

осве­тить — све­ча — освещение;

ст//щ

  • мостить — мощёный;
  • крест — крещёный; 
  • тол­стый — толщина; 
  • густой — гуще;

ск//щ

  • воск — вощёный;
  • треск — трещать;
  • дос­ка — дощатый;
  • лоск — лощёный; 
  • иск — ищей­ка, сыщик; 
  • плес­кать — плещет;

г//ж

  • вью­га — вьюжный;
  • бакла­га — баклажка;
  • ков­ри­га — коврижка;
  • бума­га — бумажка;
  • серь­га — сережка;
  • лачу­га — лачужка;
  • пичу­га — пичужка;
  • застег­нуть — застёжка;
  • рас­тя­ги­вать — врастяжку;
  • Волга — волжский;
  • варяг — варяжский;
  • Норвегия — нор­веж­ский, нор­ве­жец, норвеженка.

з//ж

  • ска­за­ние — скажу;
  • воз­ра­зить — возражение;
  • моро­зить — мороженое;
  • иска­зить — искажение;

с//ш

  • отно­сить — отношение;
  • носить — ноша;
  • согла­сие — соглашение;
  • про­сить — прошение;

х//ш

  • ухо — уши, ушной, наушники;
  • успех — успешный;
  • сума­то­ха — суматошный;
  • грех — греш­ный, грешница;
  • вспа­хать — вспашка;
  • соха — сошка;
  • бло­ха — блош­ка, блошиный;
  • пух — пушок, пушистый;

ц//ч

  • отец, отцов, отцов­ский — отче­ство, отчий, Отечество;
  • серд­це — сер­деч­ный, сердечность;
  • заяц — зай­чи­ха, зайчонок;
  • яйцо — яич­ный, яичница;

Укажем более ред­кое чере­до­ва­ние соглас­ных н//ш:

  • ладонь — ладошка;
  • гар­монь — гармошка;
  • окно — окошко;
  • баран — барашек;
  • кар­ман — кармашек;
  • голов­ня — головешка.

В кор­нях слов и их форм может про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние согласных:

  • б//бл: влю­бить — влюб­лен­ность, губить — губ­лю, дро­бить — дробление;
  • п//пл: сыпать — сып­лю, насы­пать — насып­лен­ный, высы­пать — высыплю;
  • м//мл: кор­мить — корм­лю, корм­ле­ние, выкор­мить — выкормленный;
  • в//вл: уди­вить — удив­ле­ние, выло­вить — вылов­лен­ный, нало­вить — налов­лю, при­ба­вить — прибавление;
  • ф//фл: раз­гра­фить — раз­граф­лять, раз­граф­лю, разграфленный.

Несуществующие слова[править | править код]

  • слово, в котором шесть букв «ы»: некоторые шутят, что это слово «вылысыпыдысты», которое тоже не отражено ни в каких словарях (есть вариант с ещё бо́льшим числом «ы»: «вылысыпыдыстычкы» и даже «вылысыпыдыстычкыны»).
  • некоторые приводят слово «контрвзбзднуть» в качестве примера слова, содержащего 9 согласных букв подряд, однако вряд ли такой пример корректен. В русском литературном языке нет ни слова «взбзднуть», ни каких-либо приставочных образований от него. Слов с таким корнем нет и в словарях.
  • другим подобным примером несуществующего слова с 7 согласными подряд является слово «монстрствовать», образованное от вполне литературного слова «монстр». Также не существуют слова — «контрвстреча» и «контрвсплеск».
  • не встречающиеся в словарях слова, в которых 8 букв «о»:
    • наречие «водоворотоподобно», произошедшее от слова «водоворот»;
    • «самообороноспособность» (иногда встречается при обсуждении проблем самообороны);
    • «самоносорогоподобность», которое построено на основе слова «носорогоподобность» из анекдота про «новых русских» (зато в словарях есть слово «слоноподобность»).
    • слово водоворотозасососпособность, в котором есть 10 букв «о», (от слов «водоворот», «засасывать» и «способность»)
  • легендарное упоминающееся на многих форумах слово из 37 букв «гиппопотомомонстросесквиппедалиофобия» («боязнь длинных слов», приводится и его «латинский перевод» — Hippopotomomonstrosesquippedaliophobia).
  • легендарное искусственно сконструированное слово из 31 буквы: «автомотовелофототелерадиомонтёр», а также его словоформа «автомотовелофототелерадиомонтёрами» (34 буквы). Еще встречается шутливое «автомотовелофотобричкотракторный» (завод) (32 буквы).
  • «зряченюхослышащий» — придуманное слово из 17 неповторяющихся букв, образованное как антоним к слову «слепоглухонемой». Ещё одно такое слово из 19 букв — «грёзоблаженствующий».
  • несуществующее, но правдоподобно выглядящее слово, полученное перестановкой 7 букв, идущих в алфавите подряд: «простун».
  • отсутствующее в словарях слово-палиндром из 7 букв «анисина» (плод аниса).
  • слово, которое начинается с 3 «г» и заканчивается на 3 «я»: «тригонометрия» (каламбур).
  • слово, в котором четыре буквы «ц»: цецецница (коробочка для содержания мух Цеце).

Как заработать, если знаешь русский

Если у вас все ок с орфографией и пунктуацией (или в целом ок, несмотря на небольшие недочеты) – вы можете зарабатывать в интернете на текстах.

Поначалу доходы будут маленькие – 40-60 руб. за страницу, но постепенно вы найдете свою нишу, выйдете на заработки минимум в 200-400 руб. за страницу. Это действительно так, потому что я сам этот путь прошел, от текстовых бирж, где платят копейки, до индивидуального сотрудничества с веб-мастерами.

Если вы не знаете, с чего начать – приходите на курс “Копирайтинг с нуля”, который мы создали с Василием Блиновым. Мы расскажем простыми словами, что такое в принципе копирайтинг, как правильно писать статьи в интернет, как делать оптимизацию, проводить семантический анализ текстов.

Курс включает пять практик – вы будете писать статьи на сайты vsvoemdome.ru и iklife.ru. Мы оплачиваем каждую практику. Ученики, которые полностью проходят курс, окупают половину его стоимости и имеют в портфолио 5 текстов, опубликованных на блогах-тысячниках.

Записаться на курс “Копирайтинг с нуля”

Согласные -г-/-ж-/-з-, -т-/-ч-/-щ-, -д-/-ж-/жд-, -б-/-бл-, -в-/вл- в корне слова

Вот какое стихотворение подготовила тетушка Сова:

У меня есть друг Илья

Растем мы вместе, мы друзья.

Дружбу нашу не сломить,

Ведь умеем мы дружить.

Здесь мы видим пример чередования согласных в корнях слов: друг-друзья-дружить. В русском языке таких замен согласных много.

Обратите внимание на таблицу:

В некоторых случаях один согласный звук в корне слова превращается в два.

Такое чередование также характерно при изменении формы слова с одной части речи на другую:

  • -б-/-бл-: дробить (глагол)-дробление (имя существительное);
  • -м-/-мл-: кормить (глагол)-кормление (имя существительное);
  • -в-/-вл-: выловить (глагол)-выловленный (причастие).

Что такое односложные слова. Примеры

Односложные сло­ва — это сло­ва, кото­рые содер­жат один глас­ный звук, обра­зу­ю­щий один слог.

Выясним, что такое одно­слож­ные сло­ва в рус­ском язы­ке. В сло­ве может быть толь­ко один глас­ный звук, кото­рый явля­ет­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щим. Тогда ука­жем в нём один фоне­ти­че­ский слог и назо­вем такое сло­во односложным.

Односложные сло­ва про­из­но­сят­ся одним толч­ком выды­ха­е­мо­го воздуха.

Такие сло­ва могут обо­зна­чать­ся одной толь­ко бук­вой, напри­мер, лич­ное место­име­ние «я».

Небольшое коли­че­ство слов содер­жит две бук­вы, обо­зна­ча­ю­щие глас­ный и согласный.

Примерыад, ар, ас (лёт­чик), ил, юр (воз­вы­шен­ное место, откры­тое вет­рам), ёж, уж, ум, ус, як.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет боль­шое коли­че­ство одно­слож­ных слов, в кото­рых меж­ду дву­мя соглас­ны­ми зву­чит гласный.

Примерыбор, куб, тон, вар, рак, тик, кит, дом, лог, гол, пик, вор, рот, ток, мот, бар, кол, сон, нос.

В зави­си­мо­сти от того, какая глас­ная бук­ва пишет­ся в сере­дине, при­ве­дем при­ме­ры одно­слож­ных слов, состо­я­щих из трех, четы­рех, и даже пяти букв. Отдельные одно­слож­ные сло­ва пишут­ся с шестью бук­ва­ми, одна из кото­рых явля­ет­ся глас­ной, а осталь­ные — согласные.

Примеры слов с чередованием гласных а/о в корне

В кор­нях , клан-/клон-, твар-/твор- в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся бук­ва «о», а под уда­ре­ни­ем  и «а», и «о», напри­мер:

  • гореть, горелка, загореть, загорелый, загоревший­ся, загорать, угореть, угорелый, под­гореть, под­горелый, под­горевший, погорелец, сгореть, несгораемый, выгорать, выгореть, выгорание,  воз­горать, воз­горание, пере­гореть;
  • загар, угар, угарный.
  • поклонение, поклониться, поклонись, поклоняться, склонение;
  • кланять­ся, уклон, поклон, Поклонная гора;
  • творить, творение, творец, сотворить, сотворение;
  • тварь, тлетворный, затвор, притвор.

Правило
В кор­нях кас/кос, напи­са­ние бук­вы «а» дик­ту­ет суф­фикс -а-, нахо­дя­щий­ся после корня.

Примеры:

  • касаться, касание, касатель­ная, прикасаться;
  • при­кос­но­ве­ние, при­кос­нуть­ся, коснись;
  • излагать, прилагать, прилагаю, предлагать, налагать;
  • изло­жить, изло­же­ние, при­ло­жить, при­ло­же­ние, пред­ло­жить, пред­ло­же­ние, зало­жить, обложной.

Будем иметь в виду, что во мно­гих сло­вах в совре­мен­ном рус­ском язы­ке эти кор­ни срос­лись с приставками.

Правило
В корне скак-/скоч- напи­са­ние букв «а» или «о» без уда­ре­ния зави­сит от после­ду­ю­щей согласной.

Примеры:

  • проскакать, скакание, обскакать, скакун, скакалка;
  • подскочить на месте, выскочить из дома, заскочить на мину­ту, перескочить через лужу, выскочка.

Гласные а/о чере­ду­ют­ся в корне раст-/ращ-/рост-/рос-.

Примеры:

  • рас­те­ние, рас­ти, рас­ти­тель­ность, росток, выращенный;
  • водо­рос­ли, нарост, на вырост, отрос­ли, выросла.

Чередование букв а/о отме­тим в сло­вах с кор­нем плав-/плов-.

  • пла­вать, спла­вать, пла­ва­тель­ный, пла­ву­чий, на плаву;
  • пло­вец — плов­цы, плов­чи­ха — пловчихи.

В кор­нях мак-/моч- напи­са­ние чере­ду­ю­щих­ся глас­ных а//о явля­ет­ся смысловым.

Примеры:

  • макать в сме­та­ну, обмак­нуть перо в чер­ни­ла, мак­нуть в соль;
  • смо­чить вих­ры, про­мо­чить ноги, намо­чить воло­сы, про­мок­нуть под дождем, замо­чить бельё.

Твердые и мягкие

Гласные звуки, как мы уже выяснили, очень любят встречаться с согласными. Только вот одной пятерке гласных (я, ю, е, и, ё) больше нравятся мягкие согласные звуки, а другой (а, у, э, ы, о) – твердые. Вот согласные под них и подстраиваются: встречаясь с первой пятеркой, становятся мягкими (мя, мю, ме, ми, мё), а со второй – твердыми (ма, му, мэ, мы, мо). Но есть и еще один способ твердую согласную превратить в мягкую – это, конечно, мягкий знак. Помните, как мы искали «лишнюю» букву в словах галька, уголь, полька? Что получится, если убрать мягкий знак? А теперь, наоборот, прибавим мягкий знак к словам: ел, кон, мел, мол, был, кров, вес, дан, ясен.

Итак, незаметно, легко и играючи мы познакомились с очень важными лингвистическими понятиями, а главное – смогли вызвать к ним живой и неподдельный интерес.

готовые домашние задания

Home » русский язык » Как различить звуки и буквы? (упр. 69-74) Канакина Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

69

Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.

Вот бутон, А вот – батон. Вот бидон, А вот – питон. Ну, а вот – бетон. В печке выпечен батон, А в петлицу вдет бутон. По траве ползёт питон, Молоко течёт в бидон, А на стройке есть бетон. Н. Матвеева

• Что обозначают слова, которые вы вписали в предложения? Какое из этих слов вам незнакомо? Подчеркните его.

Бутон — нераспустившийся цветок. Батон – белый хлеб, продолговатой формы. Бидон – металлическая емкость для молока. Питон – змея. Бетон – строительный материал.

• Какими звуками и буквами различаются слова бутон и батон, бидон и питон, бетон и бидон?

Бутон и батон различаются буквами у — а, звуками — . Бидон и питон различаются буквами б — п, д — т и звуками — . Бетон и бидон различаются буквами е — и, т — д и звуками — .

70

Рассмотрите рисунки. Произнесите названия изображённых предметов. Какие звуки делают слова разными по смыслу?

• Запишите названия предметов рядом с рисунками.

Шар, шарф Кот, кит

Шар, шарф (звук делает слова разными по смыслу). Кот, кит (звуки , делают слова разными по смыслу).

71

Соберите из звуков слова. Запишите их.

Санки, коньки, горка, зима.

• Составьте с любым словом предложение на тему «Зимние забавы». Запишите его.

Зимой дети любят кататься на санках с горки.

72

Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.

Произносимые слова состоят из звуков. На письме звуки обозначаются буквами.

73

Прочитайте. Чем интересно стихотворение?

Белка, балка и булка, У меня шкатулка, Ключ, клюв, клюква, В плюшке пляшет буква, А из каждой буковки растут слова, как луковки! Ю. Мориц

Стихотворение интересно тем, что в нём много слов, отличающихся всего одной буквой, но смысл при этом у них абсолютно разный. Стихотворение интересно тем, что первые буквы слов каждой строки образуют слово «БУКВА».

• Выпишите слова, которые различаются одной буквой. Подчеркните эти буквы. Объясните значение записанных слов.

Б е лка, б а лка, б у лка; клю ч , клю в ; б уковки, л уковки.

Белка — зверёк-грызун с пушистым хвостом. Балка — брус. Булка — белый хлеб, круглой или овальной формы. Ключ — предмет для открывания замка. Клюв — окончание рта у птиц. Буковки — знаки азбуки, уменьшительное от «буквы» Луковки – небольшая луковица.

74

Прочитайте. Подчеркните «озорные» буквы и верните правильный смысл двустишиям.

Утром бабушка к рубашке При б ивала мне кармашки. В новом зоопарке нашем С т он стоит! Ушами машет. И. Синицына

Утром бабушка к рубашкеПришивала мне кармашки.В новом зоопарке нашемСлон стоит! Ушами машет.

Подчеркните в первом предложении главные члены.

• Задайте вопрос к каждому второстепенному члену.

(Когда?)Утром бабушка (К чему?)к рубашке Пришивала (Кому?)мне (Что?)кармашки.

Сделать хотел грозу – а получил козу.

Теперь попробуем немного усложнить задачу. Вашему малышу нужно будет самому превратиться в колдуна и заколдовать слова. Как? Зачеркнуть «лишнюю» букву! Ну, например, во что можно превратить слово «гроза»? Правильно, в «розу»! Вот еще исходный материал для подобных превращений: КОЛЯ, ВАНЯ, ШАРФ, ЛАМПА, ОГОРОД, КРОТ, КРОШКА, СМЕХ, ЛЕНТА, ВЕРБА, ИГРА, ЛОБЗИК, ТИГР, ШПОРА, БРИТВА, КОРКА.

Другой вариант этой игры – не зачеркивать «лишнюю букву», а изменить ее так, чтобы получилось новое слово: КОШКА (КОРКА), БЕЛКА (БУЛКА), ТОЛЯ (КОЛЯ), ОЛЕНЬ (ОСЕНЬ), САЛЮТ (САЛАТ) и т.д. А помните знаменитые задачки на превращение слов, которые нужно выполнить уже не в одно, а в несколько действий? Может быть, волшебнику-самоучке попробовать КОЗУ превратить в ВОЛКА? Да запросто! КОЗА – ПОЗА – ПОЛА – ПОЛК – ВОЛК. А теперь давайте ДЕНЬ превратим в НОЧЬ: НОЧЬ – ДОЧЬ – ДОЛЬ – ДАЛЬ – ДАНЬ – ДЕНЬ.

Теперь попробуем поиграть не с буквами, а с целыми слогами!

Их тоже можно вставлять в слово: КАША-КАЛОША, ЖАБА-ЖАЛОБА, РЕКА-РЕЗИНКА, КОРКА-КОРЗИНКА, РУКА – РУБАШКА, КОРА – КОБУРА. Вот примеры на замену одного слога другим в середине слова: РУСАЛКА-РУЧОНКА; КОБУРА-КОЖУРА-КОНУРА.

Можно менять только вторую часть слова, оставляя первый слог без изменения.

Что дают подобные фонетические игры? Ребенок играет со Словом, пробует его на вкус, учится связывать фонетический облик слова с его лексическим значением, и, между прочим, незаметно приобретает навыки в чтении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: