Обстоятельство в русском языке: определение, виды, примеры

О, Боже, как же больно

О, Боже, как же больно…
Глаза твои пусты…
И режут как ножами, слова…
В них нет любви!
Зову тебя любимым,
А ты в ответ молчишь,
Я бьюсь как птица в клетке,
Услышь, молю, услышь…
Порою мне из жизни
Так хочется уйти.
Чтобы тебя не мучить,
Чтобы тебя спасти…
Я не хочу быть ношей
Тяжёлой для тебя.
Не нужно жить со мною,
Мой милый, не любя!
Хочу расправить крылья,
И полететь как ветер…
Но как же моя мама?
А как же мои дети?
Я не смогу так сделать,
Ведь деткам сложно будет.
На свете жить без матери
Они ведь меня любят!!!
Я ухожу — любимый,
Тебя я отпускаю,
Иди своей дорогой
Тебе любви желаю!!!
Быть может та, другая,
Любовь в тебе разбудит,
И в сердце лёд растает,
И ты её полюбишь… (С.С.А., посетитель otmetim.info)

https://otmetim.info/stixi-o-predatelstve/

Как найти обстоятельство в предложении

Чтобы безошибочно найти обстоятельство и определить его разновидность, следует разобрать синтаксическую конструкцию по членам предложения, начиная с грамматический основы. К примеру, «В лесу часто пели птицы». Если в приведенном примере начинать разбор с первого слова, то может получиться, что фраза «в лесу» будет отвечать на вопрос «в чем?».

Подобная ошибка станет причиной не только неправильного разбора, но и исказит с логической точки зрения суть предложения. Вопрос «в чем?» актуален в случаях, когда речь идет о предмете, находящемся в чем-либо: в пакете, в ящике и прочее.

Чтобы безошибочно определить члены предложения и правильно их подчеркнуть, следует первым делом выделить грамматическую основу: птицы пели. Затем целесообразно будет узнать, где пели птицы. В предложении говорится, что это происходило в лесу (где?). Значит упомянутая фраза является обстоятельством места.

Без внимания осталось слово «часто». Очевидно, что «часто» относится к глаголу «пели» и является его образом действия: пели (как?) часто. Таким образом, перед нами обстоятельство образа действия.

Как выражаются обстоятельства

Если уметь отличать одну часть речи от другой, то способ выражения обстоятельств сложностей вызывать не будет. Чаще всего данный член предложения выражается наречием, существительным, деепричастием, деепричастным и сравнительным оборотом. В лингвистике имеется группа слов, именуемых «местоименными наречиями», которые в предложении также являются обстоятельством. К ним относятся слова «тут», «там», «оттуда» и другие.

Когда обстоятельство выражено наречием, его разновидность будет полностью соответствовать разряду наречия. В качестве примера возьмем слово «справа». Оно относится к наречиям места, поэтому в предложении будет ничем иным как обстоятельством места.

При работе с обстоятельствами, выраженными существительными с предлогом, важно не перепутать их с дополнениями. По этой причине рассуждения нужно начинать с определения грамматической основы

После логическая цепочка вопросов от главных членов к второстепенным позволит найти правильное решение.

Но при работе с обстоятельствами следует учитывать тот факт, что в отдельных случаях они могут быть обособленными, то есть выделенными с двух сторон запятыми. Это происходит, когда рассматриваемый член предложения выражен деепричастием, деепричастным или сравнительным оборотом. Во избежание ошибок нужно изучить правила обособления обстоятельств.  

Обидная любовь

Пробило десять. В доме тишина.
Она сидит и напряженно ждет.
Ей не до книг сейчас и не до сна,
Вдруг позвонит любимый, вдруг придет?!
Пусть вечер люстру звездную включил,
Не так уж поздно, день еще не прожит.
Не может быть, чтоб он не позвонил!
Чтобы не вспомнил – быть того не может!
«Конечно же, он рвался, и не раз,
Но масса дел: то это, то другое…
Зато он здесь и сердцем и душою».
К чему она хитрит перед собою
И для чего так лжет себе сейчас?
Ведь жизнь ее уже немало дней
Течет отнюдь не речкой Серебрянкой:
Ее любимый постоянно с ней –
Как хан Гирей с безвольной полонянкой.
Случалось, он под рюмку умилялся
Ее душой: «Так преданна всегда!»
Но что в душе той – радость иль беда?
Об этом он не ведал никогда,
Да и узнать ни разу не пытался.
Хвастлив иль груб он, трезв или хмелен,
В ответ – ни возражения, ни вздоха.
Прав только он и только он умен,
Она же лишь «чудачка» и «дуреха».
И ей ли уж не знать о том, что он
Ни в чем и никогда с ней не считался,
Сто раз ее бросал и возвращался,
Сто раз ей лгал и был всегда прощен.
В часы невзгод твердили ей друзья:
– Да с ним пора давным-давно расстаться.
Будь гордою. Довольно унижаться!
Сама пойми: ведь дальше так нельзя!
Она кивала, плакала порой.
И вдруг смотрела жалобно на всех:
– Но я люблю… Ужасно… Как на грех!..
И он уж все же не такой плохой!
Тут было бесполезно препираться,
И шла она в свой добровольный плен,
Чтоб вновь служить, чтоб снова унижаться
И ничего не требовать взамен.
Пробило полночь. В доме тишина…
Она сидит и неотступно ждет.
Ей не до книг сейчас и не до сна:
Вдруг позвонит? А вдруг еще придет?
Любовь приносит радость на порог.
С ней легче верить, и мечтать, и жить.
Но уж не дай, как говорится, бог
Вот так любить! (Э. Асадов)

Примеры предложений с обстоятельствами разных значений

Предложения с обстоятельствами всех значений широко используются как в устной речи, так и в письменной. Стиль речи в данном случае не имеет никакого значения. Наиболее употребительными считаются обстоятельства:

  1. Места: «Книга находится (где?) в библиотеке».
  2. Времени: «Дождь будет (когда?) сегодня».
  3. Образа действия: «Работа выполнена (как?) хорошо».
  4. Меры и степени: «Задание сделано (насколько?) наполовину».

Виды, представленные ниже, в речи можно услышать часто, но их значение, как правило, вызывает вопросы по причине схожести некоторых видов. К примеру, обстоятельства уступки часто путаются с условием, а причина с целью.

Для закрепления материала рекомендуется рассмотреть следующие примеры:

  1. Уступки: «На прогулку хотелось выйти (вопреки чему?), несмотря на запрет врача».
  2. Условия: «Нужно много работать (при каком условии?) при желании победить».
  3. Цели: «Кучер замахнулся (зачем?) ударить лошадь».
  4. Причины: «Ребенок выглядывал (почему?) из любопытства».

В отдельных случаях обстоятельство обстановки путают с условием. Например, в предложении «Детям всегда лучше гулять (при каких условиях?) в тихую погоду» имеется обстоятельство обстановки. Но в предложении «Прекрасен Днепр (при каком условии?) в лунную ночь» обстоятельство будет условием, при котором река является красивой.

Предатель!

Всегда найдется женская рука,
чтобы она, прохладна и легка,
жалея и немножечко любя,
как брата, успокоила тебя.
Всегда найдется женское плечо,
чтобы в него дышал ты горячо,
припав к нему беспутной головой,
ему доверив сон мятежный свой.
Всегда найдутся женские глаза,
чтобы они, всю боль твою глуша,
а если и не всю, то часть ее,
увидели страдание твое.
Но есть такая женская рука,
которая особенно сладка,
когда она измученного лба
касается, как вечность и судьба.
Но есть такое женское плечо,
которое неведомо за что
не на ночь, а навек тебе дано,
и это понял ты давным-давно.
Но есть такие женские глаза,
которые глядят всегда грустя,
и это до последних твоих дней
глаза любви и совести твоей.
А ты живешь себе же вопреки,
и мало тебе только той руки,
того плеча и тех печальных глаз…
Ты предавал их в жизни столько раз!
И вот оно – возмездье – настает.
«Предатель!»– дождь тебя наотмашь бьет.
«Предатель!»– ветки хлещут по лицу.
«Предатель!»– эхо слышится в лесу.
Ты мечешься, ты мучишься, грустишь.
Ты сам себе все это не простишь.
И только та прозрачная рука
простит, хотя обида и тяжка,
и только то усталое плечо
простит сейчас, да и простит еще,
и только те печальные глаза
простят все то, чего прощать нельзя… (Е. Евтушенко)

Что обозначает обстоятельство

Все члены предложения делятся на главные и второстепенные. К первым относятся подлежащее и сказуемое, которые называются грамматической основой и в совокупности представляют собой нераспространенное предложение. Для более точного выражения мыслей существуют второстепенные члены, которые, распространяя предложение, делают его более подробным.

К второстепенным членам относится обстоятельство, дополнение и определение.

В зависимости от вопроса обозначать член предложения может место, время, образ действия, причину, цели и прочее.

Зависит член предложения от слов, обозначающих действие или состояние. Ими чаще всего являются глаголы и наречия. В синтаксическом разборе обозначается обстоятельство линией «пунктир-точка».

Прошу, как высшее из благ…

Прошу, как высшее из благ,
Прошу, как йода просит рана, —
Ты обмани меня, но так,
Чтоб не заметил я обмана.
Тайком ты в чай мне положи,
Чтоб мог хоть как-то я забыться,
Таблетку той снотворной лжи,
После которой легче спится.
Не суетой никчемных врак,
Не добродетельностью речи
Ты обмани меня, но так,
Чтоб наконец я стал доверчив.
Солги мне, как ноябрьский день,
Который вдруг таким бывает,
Что среди осени сирень
Наивно почки раскрывает.
С тобой так тяжко я умён,
Когда ж с тобою глупым стану?
Пусть нежность женщин всех времён
Поможет твоему обману,
Чтоб я тебе поверить мог,
Твоим глазам, всегда далёким.
Как страшно стать вдруг одиноким,
Хотя давно я одинок. (Н. Доризо)

Август

Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты.
Отчего же тоска тебя гложет,
Отчего ты так грустен со мной,
Разве в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной?
За окошком краснеют рябины,
Дождь в окошко стучит без конца.
Ах, как жаль, что иные обиды
Забывать не умеют сердца!
Не напрасно тоска тебя гложет,
Не напрасно ты грустен со мной,
Видно, в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной.
Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты.
Как когда-то мне нравился ты. (Инна Гофф)

9 типов обстоятельств, которые надо выучить

Итак. Я буду называть тип и приводить примеры обстоятельств этого типа. Вопросы вы увидите в самих примерах.

Места. Я живу (где?) в Москве. Я еду (откуда?) из Волгограда (куда?) в Саранск.
Времени. Я работаю (когда?) вечером. Мы читаем книги (с каких до каких пор?) с трех до пяти часов.
Причины. Мы сидим дома (почему? по какой причине?) из-за снегопада. Земля потрескалась (отчего?) от засухи.
Образа действия. Я люблю гулять (как? каким образом?) пешком. Грузовик ехал (как?) медленно.
Меры и степени . Я (в какой степени?) очень устал. Мне было (в какой мере?) безумно страшно

Обратите внимание, вопрос в первом предложении задается от сказуемого: устал (как? очень), во втором – от категории состояния страшно (в какой мере? безумно).
Сравнения. Снег лежит (как?) как белое покрывало

Санки с горы летят (как?) стрелой. Здесь одна вещь именно сравнивается с другой. Обстоятельства образа действия тоже отвечают на вопрос «как», но там такого сравнения нет, например «гулять пешком» – именно образ действия, ничто ни с чем не сравнивается.
Цели. Я пришел (зачем?) учиться. Дети пришли в библиотеку (с какой целью?) почитать. Ханы едут (зачем?) за данью.
Условия. Ты сможешь открыть шкатулку только (при каком условии?) в лунную ночь. Этот тип часто смешивается с обстоятельствами времени, учитель вас не поругает за это. Они правда очень похожи.
Уступки. Я занялся программированием (несмотря на что?) несмотря на возраст.

К *** (Не ты, но судьба виновата была…)

Не ты, но судьба виновата была,
Что скоро ты мне изменила,
Она тебе прелести женщин дала,
Но женское сердце вложила.
Как в море широком следы челнока,
Мгновенье его впечатленья,
Любовь для него как веселье легка,
А горе не стоит мгновенья.
Но в час свой урочный узнает оно
Цепей неизбежное бремя.
Прости, нам расстаться теперь суждено,
Расстаться до этого время.
Тогда я опять появлюсь пред тобой,
И речь моя ум твой встревожит,
И пусть я услышу ответ роковой,
Тогда ничего не поможет.
Нет, нет! милый голос и пламенный взор
Тогда своей власти лишатся;
Вослед за тобой побежит мой укор
И в душу он будет впиваться.
И мщенье, напомнив, что я перенес,
Уста мои к смеху принудит,
Хоть эта улыбка всех, всех твоих слез
Гораздо мучительней будет. (М. Лермонтов)

Измена

Измена, измена –
Как треснувший лёд…
Но это, как грипп:
Поболит – да пройдёт!
Изменил… Неужто, это правда?
Изменил – поверить не могу!
Ты остался, спутав мне все карты,
На чужом далёком берегу.
Я теперь нечаянно свободна,
Ты вильнул за поворот крутой.
Мог ты «пошутить» так с кем угодно,
С кем угодно, только не со мной…
Измена, измена –
Как треснувший лёд…
Но это, как грипп:
Поболит – да пройдёт!
Душу рвёт в куски обида горькая,
Но грустить и плакать погожу.
Мне твердят подружки: слишком гордая, –
Боль свою тебе не покажу.
Не вернёшься – говорят, всё к лучшему!
Ты не будешь счастлив с той, другой.
Я тебя, родной, ещё помучаю –
Ты ещё побегаешь за мной!
Измена, измена –
Как треснувший лёд…
Но это, как грипп:
Поболит – да пройдёт! (Фрида Полак)

Под невыплакавшейся ивой…

Под невыплакавшейся ивой
я задумался на берегу:
как любимую сделать счастливой?
Может, этого я не могу?
Мало ей и детей, и достатка,
жалких вылазок в гости, в кино.
Сам я нужен ей — весь, без остатка,
а я весь — из остатков давно.
Под эпоху я плечи подставил,
так, что их обдирало сучьё,
а любимой плеча не оставил,
чтобы выплакалась в плечо.
Не цветы им даря, а морщины,
возложив на любимых весь быт,
воровски изменяют мужчины,
а любимые — лишь от обид.
Как любимую сделать счастливой?
С чем к ногам её приволокусь,
если жизнь преподнёс ей червивой,
даже только на первый надкус?
Что за радость — любимых так часто
обижать ни за что ни про что?
Как любимую сделать несчастной —
знают все. Как счастливой — никто. (Е. Евтушенко)

Была любовь твоя обманною

Так кровотОчит сердце раною!
Была любовь твоя обманною…
Хочу сегодня быть я пьяною
Вином, алеющим, как кровь.
Я буду пьяная отчаянно!
Скользнёт в бокал вина нечаянно
Кольцо-колечко обручальное,
Неся на дно мою любовь.
Любви слова, что были сказаны,
Твоей изменой горькой смазаны —
Теперь мне противопоказаны
Мечты, что связаны с тобой.
Померкло в нашем небе солнышко…
Вино я выпью всё до донышка —
Надежды чахлое судёнышко
На скалы выбросит прибой!
К тебе я шла дорогой длинною —
Ты стал для сердца половиною…
Качает долго над пучиною
Обломки корабля волна…
Полсердца вырвано без жалости —
Валюсь от боли и усталости,
А горечь от жестокой шалости
Мне горше горького вина.
Как кровотОчит сердце раною!
Была любовь твоя обманною… (Н. Кечатова)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: