Происхождение слова «Щи»
Ученые не прекращают споры по поводу истории названия, так как оно абсолютно не свойственно русскому языку. Однако есть три основных версии, причем каждая вполне оправдана, ведь временные рамки возникновения обычая у народа так обозначать этот капустный суп не отрицают возможности влияния всех трех факторов друг на друга:
- Этимология слова «щи» уходит корнями далеко в прошлое. Слово «съто» (похоже на современное «сыто») означало пропитание, а вот производная от него «съти» уже в девятом веке имела прямое отношение к современному «щи»;
- В древнерусском «щавень» или щавель мог служить предшественником квашеной капусты в блюде до ее появления на славянских столах, в связи с чем в честь главного ингредиента и возникло название;
- В датском языке есть слово «sky», которое переводится как отвар или похлебка. Возможно капустный суп был в какой-то мере заимствован у жителей тех краев.
История щей на Руси
В девятом веке славяне стали активно выращивать капусту на своих огородах, а так как щи — это суп, который не обходится без этого ингредиента, его возникновение датируется примерно этим же периодом. Русская земля настолько полюбила этот простой и, в то же время, открытый для кулинарной фантазии, рецепт, что он не видел изменений на протяжении десяти веков.
Во времена преобразований в культуре России Петром Первым, коррективы все же были внесены. Для того, чтобы блюдо стало более сытным и густым, селяне добавляли мучную заправку. Под влиянием французской кухни, которая ставила за цель не накормить на весь рабочий день вперед, а разнообразить меню множеством элементов, щи стали легкими и прозрачными. Это действительно усилило вкус заправок, бульона и приправ, которые каждая хозяйка добавляла на свое усмотрение.
Пословицы и поговорки про щи
Тесно сплетаясь с культурой, такое явление, как национальное блюдо, отразилось в поговорках простого народа. Славяне мало с чем отождествляли свое происхождение. Предметным примером можно назвать балалайку, кокошник, лапти. Щи также удостоились этого звания.
- «Где щи, там и нас ищи», — где бы вы ни были, учуяв в доме «щаной дух», вы встретите в нем и русских.
- «Щи да каша — пища наша», — простому славянскому люду много не надо для пропитания.
- «Это тебе не лаптем щи хлебать», — есть работа, требующая умений, навыков и усилий, а вот скудоумному лентяю только и остается, что есть незамысловатую еду взахлеб.
- «Поучи жену щи варить», — любая хозяйка на Руси знает все секреты приготовления, как «Отче наш», а такой комментарий имеет значение подобное к «не учи ученого».
Виды щей
Национальные блюда так же разнообразны, как и все культурное наследие большой страны. В зависимости от той местности, где щи готовили, они преподносились с разными ингредиентами, так как ориентированы были на то, что проще достать и добыть среди даров природы края. Так отличались они по отношению к месту расположения от центральной России, где встречался классический традиционный вкус:
- на западе — вместо говядины использовали свинину;
- на юге — мясо в пропорции 1 к 3 дополняли ветчиной, в то время, как принято класть не больше восьмой или десятой части;
- на северо-востоке — использовали рыбу, причем микс соленой красной и речной.
Но основное деление на типы заключается в обилии составляющих. Там, где в ход идет мясо, несколько видов овощей и корений, щи называются «богатыми». При отсутствии изобилия и скромном наборе продуктов — «пустыми». Для того, чтобы при минимализме состава оставаться щами, необходимо наличие капусты (или ее заменителей), а также кислой заправки.
Как готовили Щи на Руси?
Старорусские щи, рецепт которых дошел до наших дней, содержал несколько типов ингредиентов. Обязательно наличие только первых двух, но и остальные придают особенность вкуса, раскрывают все грани продуктов, чтобы создать удивительный симбиоз кулинарного искусства:
- Капуста (свежая или квашенная), а также ее заменители — овощная или зеленая основа: репа, редька, крапива, сныть;
- Кислая заправка: сметана, отвар яблок характерного вкуса, рассол квашенной капусты;
- Мясо — говядина, в редких случаях свинина или курица, в северных и восточных областях использовали в качестве аналогов сушеные и соленые грибы и даже рыбу;
- Коренья: петрушка, сельдерей, морковь;
- Пряности: лук, чеснок, укроп, лавровый лист, черный перец горошком.
Среди различных версий приготовлений, есть главный нюанс, объединяющий их — время томления готового блюда в умеренной теплоте. Обычно домашним нужно подождать 2-3 часа, но есть варианты, когда щи готовили за сутки до принятия в пищу. «Выдержка» в 12-24 часа делает вкус неповторимым, удваивает аромат и преобразовывает свойства ингредиентов. В древности емкость с готовым супом оставляли на краю печки или плиты, а сегодня отправляют в духовку с самым низким показателем температурного режима. Время томления позволяло наполнить дом характерным аппетитным ароматом, который даже получил название — «щаной дух».
В видео раскрыт рецепт приготовления щей с квашеной капустой:
Застольная тема
Те пословицы и поговорки, которые упоминают щи в непосредственном, прямом значении, в существенной мере связаны с ведущей ролью их в трапезе. Вот, например:
Где щи — тут и нас ищи; Где щи да каша, там и место наше; Щи — всему обеду голова; Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Родной отец надоест, а щи — никогда!
Если же стряпня оказалась неудачной, то народная молва ее высмеивала: камзолы зелены, а щи не солены. Если наоборот, щи были слишком кислые и пересоленные, то говорили: «Ну и щи, — на кобеля плеснешь, и шерсть соскочит». О пустых щах тоже отзывались насмешливо: «Щи — хоть голову полощи»; «Наши щи хоть кнутом хлещи»; «Хорошие щи без соли хлебаю, а в худые и соли не теряю.
О перестоявшем блюде, которому полагалось бы быть головой обеду, заявляли то с явным упреком: «Те щи худо хлебаются, которые несколько раз разогреваются»; то с юмором: «Эти щи по заречью шли, да к нам пришли»; «Эти щи из Царяграда пеши шли». Неумелых поваров припечатывали метким словечком: «Говорят — хлебы варят, а щи пекут».
Житейская тема
Щи как всем и каждом знакомое понятие использовались и для характеристики социальных взаимоотношений. Особенно часто — что естественно — кулинарный образ помогал высветить характерные черты родственных отношений, в первую очередь, семейных.
Не секрет, что при выборе будущей жены для выросшего сына у наших предков было принято обращать внимание на то, как девица умеет готовить, и этот обычай отразился в крылатом выражении: красота приглядится, а щи не прихлебаются. По поводу относительной ценности красоты жены в брачном союзе выражались и так: Татьяна не сметана, не щи ею белить
О цели брачного союза выражались: «Для щей люди женятся, для мяса за муж идут».
Собственно, главным для установления семейного лада считалось правило, которое заповедовали жениху: «Добрая жена да жирные щи — другого счастья не ищи». А там, где патриархальные устои обставлялись железными рамками, прямолинейно заявляли: чем больше жену бьешь, тем щи вкуснее (тем наварней щи). Ничего себе!
Характер супруги оценивали так: добрая жена мужа на ноги поставит, а злая и щей на стол не поставит; не та хозяйка, что красно говорит, а та, что щи варит. О непутевой хозяйке высказывались: «Досужа кума ложки вымыла и во щи слила». Было и такое грустное присловье: удобрилась мачеха до пасынка: велела в заговенье все щи выхлебать. Хозяйственность супруга тоже порой мерили с помощью щей: баня без пара, что щи без навара.
Щи часто использовались в качестве мерила щедрости и скупости людской. Гостеприимство выражалось призывом: «Кипятите щи, чтобы гости шли!»; «От щей добрые люди не уходят». Хлебосольство подчеркивалось словами: гостю щей не жалей, а погуще лей; скаредность характеризовалась противоложным девизом: тех же щей да пожиже влей. О жадных хозяевах приглашенные к ним визитеры говорили, отправляясь восвояси: «Из больших гостей домой хлебать щей».
Бедность иносказательно преподносилась следующим образом: Голо, голо, а луковку во щи надо; Живем — не мотаем, пустых щей не хлебаем, хоть сверчок в горшок, а все с наваром бываем; Пара липовых лещей, да горшок пустых щей; Хоть пуст щей горшок, да сам большой.
В пословице, поощряющей отвагу, говорится: смелому горох хлебать, а робкому и пустых щей не видать. Вызов на ссору формулировался заявлением: «Милости просим мимо ворот щей хлебать». Известное высказывание «чтобы человека узнать надо пуд соли с ним съесть» имеет и другую форму: человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь». Наконец, посмеиваясь на несостоятельным щеголем, приговаривали: «Дома — щи без круп; в людях — шапка в рубль».
В общем, народный фольклор на разные случаи жизни припас меткие высказывания, в которых фигурируют щи. И если собрать их вместе, получается довольно интересная коллекция. По крайней мере, мне так кажется. А вам?
С чем подают и как едят щи?
Идеальное блюдо готовят с квашеной капустой и цельным куском говядины. Такое сочетание дает и тонкую кислоту, и сытный бульон и подходящую консистенцию. Лучшим вариантом является приготовление в глиняной посуде, так как наши предки именно ее отправляли в печь, уже потом стали использовать чугун. Хозяйка берегла сосуд, как зеницу ока. Когда его мыли, молились о семье, здоровье каждого, кто отведает из этой посуды блюдо.
Принято подавать суп со сметаной, хотя предки иногда использовали ряженку и даже молоко. Хотя скорее это было за неимением этого вкусного ингредиента, чем по капризу хозяйки. Если же основная жидкость (не бульон) уже с рассолом или отваром зеленых яблок, стоит внимательно отнестись к кислоте компонентов.