То, чего не было

То, чего не было Гаршин краткое содержание сказки

В сказке «То, чего не было», написанной Всеволодом Михайловичем Гаршиным в 1882 году, автор рассказывает о необычном видении, настигшем его в один из чрезвычайно знойных летних дней. В этой истории различные насекомые, собравшись вместе, рассуждают о смысле жизни, при этом каждый из них высказывает собственную точку зрения, не соглашаясь с чужим мнением.

Компания, состоящая из навозного жука, ящерицы, коня Гнедого, улитки, гусеницы, муравья и кузнечика, оживленно спорит о том, как именно должен быть устроен мир. По словам жука, главной задачей любого живого существа является усердный труд ради наследников. В то же время муравей утверждает, что работать следует в первую очередь не для членов своей семьи, а для блага общества, для казны, как в течение всей жизни поступает он сам и его собратья. Правда, муравей не скрывает, что его стараний на самом деле никто не ценит, и он сам при этом не получает никакой радости от непрерывного труда в любую погоду.

Оптимистичный кузнечик полагает, что и навозный жук, и муравей напрасно воспринимают жизнь чрезмерно односторонне и в то же время мрачно. Веселое создание любит прыгать и трещать, посвящая этим занятиям все свои часы и дни, и кузнечик искренне не понимает, что еще требуется живому существу для счастья.

Ящерица неожиданно задает вопрос о том, чем же в действительности является мир. Кузнечик замечает, что мир огромен и бесконечен, что он увидел в процессе постоянных прыжков в траве. Его поддерживает и Гнедой, рассказав, что ему довелось побывать в целом ряде городов и селений. В беседу вмешивается и уравновешенная улитка, сообщив, что лично для нее весь мир умещается в лопухах, и такая ситуация вполне ее устраивает.

В то же время гусеница, которой вскоре предстоит стать бабочкой, уверяет, что ее основной целью является наполнение собственного живота. Однако гусеница подчеркивает, что таким образом она всего лишь стремится достичь своего будущего, когда она превратится в прекрасное создание, вызывающее всеобщее восхищение.

Поблизости располагаются и мухи, которых нисколько не волнуют вопросы мироустройства и смысла их существования. Наевшись варенья, они чувствуют себя превосходно и пребывают в отличном настроении, не испытывая интереса ни к чему вокруг. Их совершенно не беспокоит даже то обстоятельство, что их мать увязла в варенье, мухи вовсе не торопятся выручать попавшую в беду родительницу.

Ящерица пытается проанализировать все, что ей пришлось услышать от собеседников. Она объявляет о том, что все участники спора абсолютно правы, но ей не удается завершить свое высказывание. Кучер по имени Антон, пришедший за конем Гнедым, уничтожает всю компанию насекомых, наступив на них своим солидным сапогом. Ящерица остается в полном одиночестве, к тому же ее хвост оказывается оторванным. С течением времени этот орган восстанавливается, и впоследствии пресмыкающееся с гордостью рассказывает всем о том, что ей повредили эту часть тела из-за того, что она позволила себе изложить собственное мнение.

Благодаря этой сказке становится ясно, что и каждый человек точно так же обладает особыми убеждениями и взглядами на то, в чем заключается смысл жизни. Некоторые люди, как и легкомысленный кузнечик, думают исключительно о сиюминутных удовольствиях, даже не пытаясь заглядывать в завтрашний день. Существуют и те, кто старается сделать максимальные запасы семейного имущества для потомков, как поступает навозный жук. Имеются и чрезвычайно трудолюбивые граждане, на протяжении многих лет старающиеся ради общественного благополучия, и окружающие нередко сравнивают их с муравьями. Нельзя установить единые для всех ценности и жизненные правила. Однако автор подчеркивает, что любой индивидуум обязан ценить и уважать чужую позицию, даже если он сам смотрит на вещи совершенно иначе.

Другие биографии:

  • Васильев Борис Львович Писателем Борис Львович Васильев стал, когда ему уже было больше 30 лет. Но это уже полностью духовно состоявшийся человек, прошедший ад войны. На фронте был контужен. Из армии ушел в 1954 году, пожелав развиваться на писательском поприще.
  • Толстой Лев Николаевич Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году, 9 сентября. Семейство писателя принадлежало к дворянскому сословию.
  • Иван Сусанин Иван Сусанин – крестьянин, выходец из Костромского уезда. Он является национальным героем России, так как уберег царя, Михаила Федоровича Романова, от поляков, которые приехали убить его.
  • Анна Иоанновна Анна Иоанновна — великая русская императрица, правившая с 1730 по 1740 гг.
  • Бианки Виталий Виталий Бианки – знаменитый русский писатель. Он очень любил родную природу и рассказывал о ней в книгах, которые писал для детей. Виталий родился в столице царской России – Петербурге.

Как считается рейтинг ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю ◊ Баллы начисляются за: ⇒ посещение страниц, посвященных звезде ⇒ голосование за звезду ⇒ комментирование звезды

С этой книгой читают

Приключения Незнайки и его друзей Носов Николай Николаевич

Уже несколько поколений юных читателей в нашей стране выросло на книгах замечательного писателя Николая Носова. Его романы-сказки о Незнайке – «Приключения Незнайки и его…

4.47
 (32)

Дремучий медведьПаустовский Константин Георгиевич

Сказка

4.48
 (4)

Алиса в ЗазеркальеЛьюис Кэрролл

Сказки «АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС» и «АЛИСА В ЗАЗЕРКАЛЬЕ» – одни из самых любимых книг у многих поколений детей и взрослых. Затрагиваемые в них тонкие логические и…

4.42
 (25)

Снежная королеваАндерсен Ханс Кристиан

Яркая, музыкальная аудиопостановка по мотивам знаменитой сказки Г.Х.Андерсена. О великой любви, о доброте и верности, о смелости и преданности. Небольшой осколок…

4.5
 (37)

Незнайка в Солнечном городеНосов Николай Николаевич

Уже несколько поколений юных читателей в нашей стране выросло на книгах замечательного писателя Николая Носова. Его романы-сказки о Незнайке – «Приключения Незнайки и его…

4.54
 (23)

Тайны РусиКир Булычев, Можейко Игорь Всеволодович

Если вы любите историю, то эта книга написана для вас! Если история кажется вам скучной, прочтите книгу Кира Булычева, и вы полюбите историю больше всех других школьных…

3.1
 (4)

Малахитовая шкатулкаБажов Павел Петрович

Русский сказочник Павел Петрович Бажов (1879—1950) родился и вырос на Урале. Из года в год летом колесил он по родным местам, и в Уральском краю едва ли найдется уголок,…

4.3
 (18)

Великан на поляне или первые уроки экологической этикиПлешаков Андрей Анатольевич, Румянцев Александр

Как лучше вести себя в природе, как стать добрым Великаном, другом всему живому — об этом рассказывает книга по экологической этике. Она адресована младшим школьникам и…

3.48
 (4)

Болезнь

В начале 1880-ых годов Гаршин пережил тяжёлый душевный кризис и с особенной чуткостью воспринимал реальность. Измученный тяжёлыми думами писатель искал образ, олицетворяющий мировое зло, чтобы выявить его и уничтожить, пусть даже личной жертвой. Итогом этой внутренней борьбы стал гениальный рассказ 1883 года «Красный цветок», в котором каждая буква была пронизана собственным переживанием.

Гаршин и сам, подобно герою его рассказа, вложил всё зло мира в небольшой томик рассказов. Он пытался забрать из жизни ненависть и злобу, и заключить их в некий материальный предмет – чтобы было легче уничтожить. Гаршин пропускал сквозь себя всю несправедливость, творящуюся в жизни, и пытался если не преобразить её, то хотя бы высветить

Обратить внимание современников на творящееся беззаконие. Современников спящих и равнодушных, не видящих и не слышащих зла

Но это было предельно тяжело. В какой-то момент постоянные раздумья Гаршина о причинах и следствиях мирового страдания до конца расшатали его нервную систему. А плохая наследственность и слабое здоровье не оставили Всеволоду Михайловичу шансов на благополучный исход.

А. Чесноков «Портрет Гаршина»

Тяжёлый психический недуг постепенно накрывал доброго и ранимого человека. В последние годы жизни у Гаршина радости становилось меньше, переживания усилились, а срывы участились. Жизнь превращалась в нескончаемую муку. За обострением следовал стыд, затем новое обострение. И так по кругу. Припадки, просветление, больница, беспамятство, снова просветление, снова больница…

Радость сплеталась с мукой. Стыд сливался с благодарностью к любящим людям. Гаршин разрывался между светом любви и тьмой болезни. Именно тогда он написал знаменитую «Свечу»:

В марте 1888 года произошло очередное ухудшение. Лечащий врач настоятельно рекомендовал сменить обстановку и отправиться отдыхать на юг. Ехать решили в Кисловодск – художник Ярошенко любезно предоставил Гаршиным свою дачу. Но, буквально за день до отъезда, случилась катастрофа.

Официальная версия гласит: 19 марта 1888 года, после тяжелой и бессонной ночи, Всеволод Михайлович вышел из своей квартиры на третьем этаже и, в попытке самоубийства, бросился в лестничный пролёт.

Через некоторое время ещё живого Гаршина принесли домой. Он был в сознании и сказал, что сломал ногу. Он чувствовал себя неловко и просил прощения у окружающих за доставленные хлопоты. Позже Всеволода Михайловича перевезли в больницу, где он впал в кому. А 24 марта 1888 года, так и не приходя в сознание, писатель умер. Ему было всего 33 года. Похоронен Всеволод Гаршин в Петербурге, на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.

Другие сказки XIX века

Как и вся литература в целом сказки не могли не повествовать об освободительной борьбе и революционном движении 70-х годов XIX века. К таковым относятся сказки М.Л. Михайлова: «Лесные хоромы», «Думы». Страдания и трагедию народа в своих сказках показывает и известный поэт Н.А. Некрасов. Сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин в своих произведениях обнажил сущность помещичьей ненависти к простому народу, рассказал о притеснениях крестьян.

В. М. Гаршин затрагивал в своих сказках насущные проблемы его времени. Наиболее известные сказки писателя — «Лягушка-путешественница», «О жабе и розе».

Много сказок написал Л.Н. Толстой. Первые из них создавались для школы. Толстой писал небольшие сказки–притчи и басни. Великий знаток человеческих душ Лев Николаевич в своих произведениях призывал к совести и честному труду. Писатель критиковал социальное неравенство и несправедливые законы.

Н.Г. Гарин-Михайловский написал произведения, в которых ясно чувствуется приближение социальных потрясений. Таковы сказки «Три брата» и «Волмай». Гарин побывал во многих странах мира и, конечно же, это отразилось на его творчестве. Путешествуя по Корее, он записал более ста корейских сказок, мифов и легенд.

Писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк пополнил ряды славных русских сказочников такими замечательными произведениями как «Серая Шейка», сборником «Аленушкины сказки», сказкой «Про царя Гороха».

Немалый вклад внесли в этот жанр и более поздние сказки русских писателей. Список замечательных произведений ХХ века очень велик. Но сказки XIX века навсегда останутся образцом классической сказочной литературы.

Популярные темы сообщений

  • Город Красноярск Красноярск — огромнейший город в Восточной Сибири и одним из главных образовательных, экономических, культурных и промышленных центров этого огромного региона. Основан в 1628 году воеводой Андреем Дубенским.
  • Польша Возникновение польского государства уходит корнями в древние легенды, где повествуется о том, что вождь племени Лех по национальности поляк, как-то раз увидел на дубе гнездо орла. Это событие он воспринял как предзнаменование
  • Атлантический океан Атлантический океан – значимый мировой водный объект, уступающий своей площадью и глубиной только Тихому океану. Его воды буквально отделяют Западное полушарие от Восточного, а именно материки: Америки от Евразии и Африки.

План для читательского дневника

При составлении читательского дневника для ученика первого или второго класса следует записать сюжет и смысл сказки «Морозко» в сокращении. Это позволит продемонстрировать учителю, что школьник прочитал историю и может пересказать ее.

Пример:

  1. Вдова и вдовец создают свою семью. Каждый имеет своего ребенка от прошлого брака.
  2. Девочки ровесницы. Дочка старика трудолюбива и отзывчива, готова выполнить любую просьбу, какой бы тяжелой не была работа. Девочка старухи ленива и груба. Она способна только спать до обеда и любоваться на себя в зеркало.
  3. Однажды, мачеха решает избавиться от нелюбимой падчерицы и заставляет старика бросить ребенка в холодном лесу.
  4. Замерзающую девушку находится Морозко и испытывает ее холодом.
  5. Несмотря на то, что вещи совсем не греют, падчерица мужественно терпит и побеждает мороз. Восхищенный выдержкой девушки волшебник одаривает ее дорогими подарками: нарядной теплой шубкой и сундуком с монетками.
  6. Узнав о приданном падчерицы, жадная старуха отправляет в чащу леса и свою дочь.
  7. Жадная девица грубит волшебнику, за что чародей ее замораживает.

Анализ сказки «Морозко» кратко:

  1. Главная мысль заключается в том, что вежливость и трудолюбие подарят человеку славу и почет.
  2. История учит не желать зла другим людям. Детей нужно любить одинаково, вне зависимости от того, родные они или приемные. Нельзя завидовать чужому, опорной чертой должна являться вежливость и трудолюбие.

Как и большая часть народных сказок, «Морозко» подойдет для детей любого возраста. История погружает читателя в атмосферу снежного чуда и волшебства. Она позволяет взрослым определить, каковы их ошибки в воспитании детей, а польза сказки для малышей заключается в том, что им открываются в занимательной форме важнейшие жизненные истины.

История создания

Сказка Морозко является плодом народного творчества. Впервые ее публикация состоялась в далеком 1837 году в сборнике собирателя сказок А. Н. Афанасьева. Произведение имеет несколько вариантов развития сюжетной линии, а исследования в регионах выявили, что существует как минимум 40 русских вариаций, 11 белорусских и 30 украинских.

Популярность сказки среди юных читателей привела к тому, что в 1964 году была снята ее экранизация, в сюжет которой добавили и других сказочных персонажей: бабу-ягу, старичка-боровичка, разбойников и т. д. Сюжет истории навеян волшебством суровой русской зимы и верой крестьян в чудеса, который способен творить Мороз.

Редьярд Киплинг

Киплинг, известный писатель, поэт и реформатор, родился в Бомбее (Индия). В возрасте 6 лет его привезли в Англию, те годы он называл позже «годами страдания». Когда писателю было 42 года, ему присудили Нобелевскую премию. До сих пор он остается самым молодым писателем-лауреатом в своей номинации. Также он стал первым англичанином, который получил Нобелевскую премию по литературе.


Киплинг. (wikipedia.org)

Самая известная детская книга Киплинга — это, конечно, «Книга Джунглей», главным героем которой стал мальчик Маугли, также приобрели популярность и другие сказки: «Кошка, которая гуляет сама по себе», «Откуда у верблюда горб?», «Как леопард получил свои пятна». Все они повествуют о далёких странах.

Гаршин и Репин

Личное знакомство с Репиным состоялось в 1882 году. Переехав в Санкт-Петербург, Илья Ефимович познакомился с группой молодых писателей, среди которых были Мережковский, Фофанов, Бибиков, Минский и другие. В будущем, некоторые из них встанут у истоков грандиозного явления русской культуры – Серебряного века. Этой группе принадлежал и Гаршин.

В Гаршине Репина привлекло нечто невиданное в других – редчайшая скромность, трогательность и яркая фотогеничность

Художник сразу обратил внимание на глаза Всеволода Михайловича – светло-карие, с длинными ресницами. Он был потрясён их стыдливостью и на всю жизнь запомнил гаршинский взгляд

Лишь однажды, в 1905 году, он встретил похожие глаза. Глаза другого гения русской литературы, Леонида Николаевича Андреева. Репин писал в воспоминаниях, что они были удивительно похожи, Гаршин и Андреев, и взглядом, и чрезвычайной красотой, и деликатнейшим характером. Только внешне Андреев был несколько выше ростом и крупнее.

Гаршину Репин тоже очень понравился. Привлекал, конечно, талант, но Гаршин оценил и личные качества Ильи Ефимовича – простоту и мягкость в общении, при этом сильный характер и острый ум. Репин написал самый известный портрет Гаршина. По нему, собственно, мы и можем почувствовать глубочайшую грусть Всеволода Михайловича. Образ томящегося от несовершенства мира человека так западает в душу, что кажутся нелепыми наши насущные трудности и проблемы. Взгляд Гаршина, одновременно вопрошающий и истошный, трогательный и смиренный, обязательно находит свой отклик в душе неравнодушного человека.

Илья Репин «Портрет Гаршина» 1884

В картинах Репина «Не ждали» и «Иоанн Грозный и его сын Иван» лицо Гаршина стало прообразом вернувшегося народовольца и сына Иоанна Грозного. Гаршин с удовольствием согласился позировать другу. Он высоко ценил именно эти две картины и считал, что они не имеют аналогов в русской живописи по силе воздействия на зрителя.

Илья Репин «Не ждали» 1888
Илья Репин «Иоанн Грозный и его сын Иван» 1885

Направление и жанр

Жанровая принадлежность «Тупейного художника» некоторыми литературоведами определяется как «рассказ на могиле». По мнению Л. И. Вигериной и ряда других исследователей, творение можно отнести одновременно к агиографическому и исповедальному жанрам. Литературное направление произведения — критический реализм.

История о любви талантливого художника и балерины показывает, через какие страдания приходится пройти тому, кто находится в подчинении деспотичных господ. Парадокс в том, что девушка и молодой человек пострадали безвинно, ведь они обладали способностями, которые не остались незамеченными. Не будь этих талантов, возможно, судьбы обоих сложились бы иначе. Как и другие произведения того времени, созданные в духе реализма, «Тупейный художник» — яркая иллюстрация того ужаса, который приходилось переживать крепостным, причём не только крестьянам, но и людям искусства.

Читать онлайн «То, чего не было» автора Гаршин Всеволод Михайлович — RuLit — Страница 1

Гаршин Всеволод Михайлович

То, чего не было

Всеволод Михайлович Гаршин

То, чего не было

В один прекрасный июньский день, — а прекрасный он был потому, что было двадцать восемь градусов по Реомюру, — в один прекрасный июньский день было везде жарко, а на полянке в саду, где стояла копна недавно скошенного сена, было еще жарче, потому что место было закрытое от ветра густым-прегустым вишняком.

Все почти спало: люди наелись и занимались послеобеденными боковыми занятиями; птицы примолкли, даже многие насекомые попрятались от жары.

О домашних животных нечего и говорить: скот крупный и мелкий прятался под навес; собака, вырыв себе под амбаром яму, улеглась туда и, полузакрыв глаза, прерывисто дышала, высунув розовый язык чуть не на пол-аршина; иногда она, очевидно от тоски, происходящей от смертельной жары, так зевала, что при этом даже раздавался тоненький визг; свиньи, маменька с тринадцатью детками, отправились на берег и улеглись в черную жирную грязь, причем из грязи видны были только сопевшие и храпевшие свиные пятачки с двумя дырочками, продолговатые, облитые грязью спины да огромные повислые уши. Одни куры, не боясь жары, кое-как убивали время, разгребая лапами сухую землю против кухонного крыльца, в которой, как они отлично знали, не было уже ни одного зернышка; да и то петуху, должно быть, приходилось плохо, потому что иногда он принимал глупый вид и во все горло кричал: «какой ска-ан-да-ал!!»

Вот мы и ушли с полянки, на которой жарче всего, а на этой-то полянке и сидело целое общество неспавших господ.

То есть сидели-то не все; старый гнедой, например, с опасностью для своих боков от кнута кучера Антона разгребавший копну сена, будучи лошадью, вовсе и сидеть не умел; гусеница какой-то бабочки тоже не сидела, а скорее лежала на животе: но дело ведь не в слове.

Под вишнею собралась маленькая, но очень серьезная компания: улитка, навозный жук, ящерица, вышеупомянутая гусеница; прискакал кузнечик. Возле стоял и старый гнедой, прислушиваясь к их речам одним, повернутым к ним, гнедым ухом с торчащими изнутри темно-серыми волосами; а на гнедом сидели две мухи.

Компания вежливо, но довольно одушевленно спорила, причем, как и следует быть, никто ни с кем не соглашался, так как каждый дорожил независимостью своего мнения и характера.

— По-моему, — говорил навозный жук, — порядочное животное прежде всего должно заботиться о своем потомстве. Жизнь есть труд для будущего поколения. Тот, кто сознательно исполняет обязанности, возложенные на него природой, тот стоит на твердой почве: он знает свое дело, и, что бы ни случилось, он не будет в ответе.

— Поди ты, братец, с своим трудом! — сказал муравей, притащивший во время речи навозного жука, несмотря на жару, чудовищный кусок сухого стебелька. Он на минуту остановился, присел на четыре задние ножки, а двумя передними отер пот со своего измученного лица. — И я ведь тружусь, и побольше твоего.

Но ты работаешь для себя или, все равно, для своих жученят; не все так счастливы… попробовал бы ты потаскать бревна для казны, вот как я. Я и сам не знаю, что заставляет меня работать, выбиваясь из сил, даже и в такую жару. — Никто за это и спасибо не скажет.

Мы, несчастные рабочие муравьи, все трудимся, а чем красна наша жизнь? Судьба!..

— Вы, навозный жук, слишком сухо, а вы, муравей, слишком мрачно смотрите на жизнь, — возразил им кузнечик. — Нет, жук, я люблю-таки потрещать и попрыгать, и ничего! Совесть не мучит! Да притом вы нисколько не коснулись вопроса, поставленного госпожой ящерицей: она спросила, «что есть мир?», а вы говорите о своем навозном шаре; это даже невежливо.

Мир — мир, по-моему, очень хорошая вещь уже потому, что в нем есть для нас молодая травка, солнце и ветерок. Да и велик же он! Вы здесь, между этими деревьями, не можете иметь никакого понятия о том, как он велик. Когда я бываю в поле, я иногда вспрыгиваю, как только могу, вверх и, уверяю вас, достигаю огромной высоты.

И с нее-то вижу, что миру нет конца.

Доклад №2

Всеволод Михайлович Гаршин известен как русский писатель, прозаик, поэт и критик. Он родился 2 февраля 1855 года на Украине в семье военного.

Родители Всеволода были из дворянского рода. С раннего детства мать привела у него любовь к литературе.

В 1860 году он остался вместе с отцом, так как мать уехала в Петербург.

В 1864 году мать забирает маленького Всеволода к себе, где он поступил в лицей. По окончании школы в 1874 году он поступил в Петербургский горный институт. В это время его сильно заинтересовали литература и искусство. Он зачитывался произведениями от издательства Современник. Во время учебы в институте он писал очерки и статьи по искусствоведению.

Окончить институт у него не получилось, потому что в 1877 году он записался добровольцем на фронт. Во время военной службы он получил звание офицера. В сражении был ранен в ногу, и позже ушел в отставку.

После войны посещает курсы в Петербургском университете на филологическом факультете. Одновременно с курсами начал много писать. Тогда он написал такие рассказы как «Художники» и «Встреча». В 1876 году был написан первый рассказ «Четыре дня», в котором была отражена тема войны. Затем последовали «Трус» и «Из воспоминаний рядового Иванова». Именно эти рассказы принесли Всеволоду известность.

В 1880 году у Гаршина обнаружено наследственного психическое заболевание. Для излечения от нервного расстройства он поступил в клинику, где пробыл несколько месяцев.

В 1883 году он женился на студентке медицинских курсов Надежде Золотиловой. Поступил на службу секретарем в канцелярию. Параллельно занимался переводами, опубликовал несколько очерков. В эти счастливые годы он написал сказки для детей «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было». Тогда же вышло в свет второе произведение прозаика «Каменный цветок». Тогда это сочинение считалось одним из первых примеров жанра новеллы.

Всеволод начал собирать материал о царе Петре I. В его планы входило написать большой роман о периоде царствования Петра I. Но этого не случилось.

В марте 1888 года Всеволод Гаршин покончил собой. Причиной стала очередная тяжелая депрессия, которая наступила в связи с перенесенным сильным стрессом из-за казни его знакомого революционера Млодецкого Ипполита Осиповича.

Сказки Гаршина наделены глубоким смыслом. Они имеют трогательный и волшебный сюжет, в котором каждый маленький читатель почувствует искренность и человечность. За свою короткую жизнь он написал 5 детских сказок. Некоторые из них сегодня занесены в школьную программу.

О произведениях Всеволода Михайловича горячо отзывались и его коллеги Антон Павлович Чехов и Иван Сергеевич Тургенев. Сказка «Лягушка-путешественница» позже стала основой для мультфильма, а по книге «Сигнал» был снят первый детский фильм.

Самыми знаменитыми произведениями являются рассказы «Надежда Николаевна», «Происшествие», «Денщик и офицер». Каждое его сочинение – это шедевр, который получил всемирную популярность.

3, 4, 5 класс кратко, самое главное

Писатель-передвижник

Ещё во время учёбы в Горном институте Гаршин сблизился с кружком молодых художников и стал завсегдатаем их собраний. На встречах, кроме прочего, обсуждались его рассказы, их критиковали и хвалили, ими восхищались и тем мотивировали автора на дальнейшее творчество. Отношения между членами кружка были предельно тёплыми, а суждения искренними.

Возникшее во второй трети XIX века Товарищество передвижных выставок не исчерпывалось просто живописью, а имело принципиальную зависимость от литературы. Некоторые, например Бенуа, считали такое положение ущербным, порочащим чистую и свободную живопись. Другие же, во главе со Стасовым, напротив видели в такой зависимости колоссальный прорыв – одухотворение красок с помощью слова.

Перов, Репин, Саврасов и Васнецов вкушали тот же воздух творчества, что Некрасов, Достоевский, Успенский и Писарев. Сюжеты из рассказов и романов перетекали на полотна и наоборот, яркое живописное высказывание проявлялось на страницах мастеров пера. Художники и литераторы заражали друг друга образами и гражданской позицией.

Гаршин был близок передвижникам по творческому почерку, впечатлительному и склонному к глубоким раздумьям. На его рассказы, несомненно, повлияли работы Верещагина, Ярошенко и Репина. Но и влияние Гаршина на вышеперечисленных было бесспорным.

Гаршин отрицал «искусство ради искусства» и считал, что художник или писатель имеет право на существование только как учитель, ищущий и стремящийся к правде и истине, исповедующий идеалы красоты и пробуждающий эти чувства в зрителях.

Художники-передвижники видели в Гаршине передвижника-писателя, полностью совпадающего с ними по духу и устремлениям. Всеволод Михайлович формулировал главную идею передвижных выставок – идею бесконечного служения искусству и народу.

Для передвижников он был идеальным зрителем и критиком. Но критиком не художественным, а идейным. Он говорил, что «техника» его совсем не интересует и отстранялся от разговоров о «колорах» и перспективах. Гаршин оценивал только воздействие работы на сознание и был предельно далёк от любого формализма. Ему претило искусство, не ставящее общественных задач. Да и зритель в конце 70-х годов XIX века думал также и ждал от живописи не формы, а инструмента для усиления общественного блага. Как это было в стихах Николая Некрасова, в прозе Фёдора Достоевского и Глеба Успенского.

Свои размышления о предназначении искусства Гаршин представил в знаменитом рассказе 1879 года «Художники».

Cказка о жабе и розе

Жили на свете роза и жаба. Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчики и, чтобы отбиваться от сердитого барбоса с компаниею прочих собак, подходившие к дому мужики…

Симпатичная квакша

В один прекрасный день героиня сказки принимала водную ванну. Она сидела в своем пруду на коряге. При этом тело ее было в болоте, а голова высунута наружу. Шел мелкий теплый дождик. Лягушке очень нравилась такая погода. Она блаженствовала и радовалась отличному дню, рассуждала о том, как прекрасно жить на свете.

Благодаря этой сцене можно узнать о внешности квакушки. Вот как описывает ее Гаршин: лягушка-путешественница была довольно симпатичной, спинка – пестрая и будто бы полированная. При дожде этот эффект усиливался, жительница болота выглядела блистательно. Такая размеренная жизнь продолжалась бы и дальше, если бы судьба не столкнула жабу с пролетавшими мимо утками.

Становление писателя

После окончания гимназии, в 1874 году, Всеволод поступил в Горный институт. Там он увлёкся искусством и начал писать культурологические очерки. Желанная и любимая литература гармонично вошла в его жизнь и утвердилась в ней.

Окончить институт Гаршин не успел. В 1877 году началась война с Турцией, и несостоявшийся горный инженер отправился на фронт добровольцем. Участвовал в боях, получил ранение и вкусил испытаний, столь необходимых человеку творческому, рефлексирующему.

На фронте Гаршина тоже любили. Все – и подчинённые и начальники. Простые мужики быстро распознали в нём доброго и мужественного офицера. Его всячески оберегали и заслуженно считали героем. Хотя сам Гаршин никогда об этом не упоминал, ходили разговоры о его военных подвигах.

На фронте Гаршин написал первый свой рассказ «Четыре дня» и уже в нём явно обозначились взгляды и жизненная позиция Всеволода Михайловича – стойкое неприятие зла в любой форме. Осуждение насилия и несправедливости пройдёт лейтмотивом через всё его творчество. Рождение самого доброго русского писателя случилось именно тогда, на русско-турецкой войне, в гуще человеческого страдания.

Популярность Гаршина возникла моментально. Он привлёк к себе читателей не только мощным дарованием, но и своей судьбой – судьбой писателя-воина, судьбой героя. Сам, вкусив трудностей военных будней и находясь под сильным влиянием картин Василия Верещагина, Всеволод Михайлович описывал войну спокойно, тихим печальным шёпотом. Краски не сгущал и не взвинчивал воображение. Хотя он прекрасно видел, как это делается в прессе. Например, в рассказе «Трус» Гаршин тонко изобразил человека с пылким воображением и ранимой душой, мечтающего отдать жизнь за народ и, одновременно, не понимающего царящего в обществе ура-патриотизма.

Ужасы войны в его рассказах не кошмарны, не гипертрофированы и не выпячены. Они обыденны и этим страшны. Герои Гаршина попадают в жуткие с точки зрения обывателя ситуации, приспосабливаются к ним и привыкают. На физическом уровне они принимают новую реальность и страдают только душевно, пытаясь осмыслить страшную беду, случившуюся одновременно со всеми людьми.

Братья Гримм

Братья Гримм, Якоб и Вильгельм, — исследователи немецкой народной культуры и сказочники. Они родились в городе Ханау. Долгое время жили в городе Кассель. Изучали грамматику германских языков, историю права и мифологию.

Такие сказки братьев Гримм, как «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов» и «Рапунцель» известны всему миру.

Братья Гримм. (history-doc.ru)

Для немцев этот дуэт — олицетворение исконно народной культуры. Писатели собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными. Также братья Гримм создали книгу о германском средневековье «Немецкие легенды».

Именно братья Гримм считаются основателями немецкой филологии. В конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector