Читательский дневник по сказке «Конёк-горбунок» Петра Ершова
Название: «Конёк-Горбунок»
Число страниц: 22
Жанр произведения: сказка
Главные герои: Иван, Горбунок, Царь-девица, Царь.
Второстепенные герои:
Рыба-кит, Месяц, братья Ивана.
Характеристика главных героев:
Иван — младший сын и брат.
Непослушный и капризный, простой, но добрый и честный.
Стал царём.
Конёк Горбунок — верный друг.
Неказистый, но очень умный и волшебный.
Царь-девица — красивая и умная девушка.
Молодая и влюбчивая.
Царь — старый, седой.
Капризный, жадный и глупый.
Характеристика второстепенных героев:
Данила и Гаврила — старшие братья и сыновья.
Трусливые, глупые и скупые.
Рыба-Кит — страдал много лет из-за проглоченных кораблей.
Месяц — мать Царь-девицы.
Краткое содержание сказки «Конёк-горбунок»
Сторожа отцовское поле, Иван ловит могучую кобылицу, которая обещает за свою свободу подарок.
Кобылица дарит Ивану двух жеребцов и конька с двумя горбами.
Иван находит в поле перо жар-птицы.
Вместе с братьями он следует в столицу и поступает на службу к царю.
Царь отправляет Ивана ловить жар-птицу.
Верный конёк помогает ему.
Но царь не успокаивается и посылает слугу за царь-девицей.
И снова конёк приходит на помощь другу.
Царь-девица требует вернуть ей перстень, и Иван снова отправляется в путь.
По дороге он видит рыбу-кит и обещает помочь ему.
Иван встречается с Месяцем, и тот рассказывает, как помочь рыбе-киту.
Иван выручает рыбу-кит, а та помогает ему найти перстень.
Царевна ставит условие, чтобы царь омолодился, купаясь в трёх бочках.
Царь посылает Ивана купаться первым, и горбунок остужает воду.
Иван становится красавцем, а царь гибнет.
Иван женится на царевне.
План сказки:
- В карауле.
- Кобылица и её дар.
- Братья-воры.
- Перо жар-птицы.
- На службе у царя.
- Поиски жар-птицы.
- Поимка царевны.
- Новое задание.
- В гостях у Месяца.
- Спасение кита.
- Перстень найден.
- Три котла.
- Гибель царя.
- Свадьба.
Основная мысль сказки «Конёк-Горбунок»:
Главная мысль сказки в том, что друга, как и настоящую любовь, не купишь.
Основной идеей сказки оказывается то, что верному другу нет цены, и что он всегда поможет в трудную минуту.
Чему учит сказка
Произведение учит ценить настоящую дружбу.
Учит не унывать в сложных ситуациях и находить решение любой проблемы.
Учит не завидовать чужому счастью.
Учит не замахиваться на то, что тебе не по силам.
Учит помогать другим.
Краткий отзыв по сказке «Конёк Горбунок» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я очень полюбила Конька Горбунка.
На вид он был маленьким и горбатым, но на самом деле оказался настоящим другом.
Именно благодаря помощи конька Ивану удалось достичь всего в жизни.
Он стал царём и женился на красавице царевне.
Преодолел все трудности и испытания.
Автору удалось написать удивительную сказку, которой зачитываются до сих пор.
В ней собраны сюжеты многих народных сказок и преданий.
Но автор сумел сделать из них нечто своё, отличное от всего, что было написано раньше.
Удивителен и язык, которым написана сказка.
Он необыкновенно лёгкий, летящий, волшебный. И очень хорошо запоминается.
Главной темой этой истории оказалась дружба между Иваном и Коньком.
Герои помогали друг другу и потому победили.
Я всем рекомендую обязательно прочитать эту сказку, насладиться волшебной историей, подумать о том, что некоторые ценности в жизни невозможно приобрести ни за какие деньги.
Половицы к произведению:
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Не родись красивым, а родись счастливым.
- Седина в бороду, бес в ребро.
Словарь неизвестных слов:
- Соглядать — тайно высматривать;
- Сенник — матрац, набитый сеном;
- Малахай — головной убор;
- Плошка — плоский сосуд для освещения;
- Яхонт — рубин, сапфир.
_______
Главные герои сказки
В рассказе несколько героев, но главными являются Иван и его верный друг Конек-Горбунок:
- Иван – меньший из трех братьев в крестьянской семье. Наивный, простой, добродушный юноша. За свой характер был прозван «дураком»;
- Конёк-Горбунок – дивный конек «с ослиными ушами и двумя горбами». Верный друг и товарищ Ивана во всех его приключениях. Знает все обо всем на свете, для всего у него подготовлен план, следуя которому можно выполнить любое задание;
- Царь – старый, деспотичный правитель. Задает Ивану различные задания, за невыполнение которых – смертная казнь;
- Царь-девица – прекрасная 15-летняя царевна, дочь Месяца, сестра Солнца.
Есть в этом произведении и другие персонажи, сыгравшие немаловажную роль в повествовании:
- Данило – старший брат. По описанию, «умный был детина». На деле оказался нерадивым, выполняя наказ отца.
- Гаврило – «средний брат и так и сяк», трусливый братец, отлынивавший от исполнения отцовского наказа.
- Спальник – завистливый и подлый царский слуга, который чинил Ивану всякие козни, подбрасывая царю идеи, как извести соперника.
Главная мысль сказки
Главная мысль произведения – если рядом верный друг, то все проблемы решаемы. Нужно следовать четкому плану, быть добрым и отзывчивым, чтобы добиться поставленных целей. Ну и, конечно, зло всегда будет наказано. Именно об этом говорят отзывы читателей.
Краткое содержание сказки не передает ту атмосферу, юмор и фольклор, которыми наполнено произведение. Сказка «Конек-Горбунок» рассказывает о том, что в любых жизненных обстоятельствах нужно хранить верность дружбе и семье. Добро, честность и правда помогут преодолеть любые преграды, наказать зло, исправить несправедливость. И еще: внутренний мир может быть куда ценнее и богаче, чем внешняя оболочка. Это показано на примере неказистого Конька, который обладал ясным умом и преданностью и на примере Ивана, который, благодаря своей верности и самоотверженности, преобразился в доброго молодца и стал царем.
Биография
ЕРШОВ, Пётр Павлович — русский писатель. Родился в семье чиновника. В 1831 поступил на философско-юридическое отделение Петербургского университета.
С 1836 и до смерти жил в Тобольске; был учителем, инспектором, с 1857 — директор Тобольской гимназии; принимал деятельное участие в культурной и общественной жизни Сибири. Ещё будучи студентом, Ершов написал своё лучшее произведение — сказку (1834; полное издание в 1856). Близость к фольклору, динамичность сюжета, лёгкость стиха, острые сатирические подробности в обрисовке царя, чиновников и купечества снискали сказке Ершова широкую популярность среди читателей. С одобрением встретил сказку А. С. Пушкин. Перу Ершова принадлежат также лирические стихи, пьесы («Суворов и станционный смотритель», 1835), поэмы («Сузге», 1838), рассказы («Осенние вечера», 1857).
Соч.: Стихотворения. , Л., 1936; Сочинения, , Омск, 1950; Конёк-Горбунок. Стихотворения. , Л., 1961.
Лит.: Ярославцев А. К., П. П. Ершов, автор сказки «Конёк-Горбунок», СПБ, 1872; Путинцев А., Сказка «Конёк-Горбунок» и её источники, «Тр. Воронежск. гос. ун-та», 1925, т. 1; Азадовский М., Очерки лит-ры и культуры Сибири, Иркутск, 1947; Утков В., П. П. Ершов, Новосиб., 1950; его же, Новое о П. П. Ершове, «Сиб. огни», 1961, № 5; Лупанова И. П., Фольклорные основы сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок», «Уч. зап. Петрозаводского ун-та. Историч. и филологич. науки», 1956, т. 6, в. 1; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962.
А. Б. Борисов
Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — Т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1964
ЕРШОВ Пётр Павлович — русский писатель. Родился в Сибири, учился в Тобольской семинарии и Петербургском университете, был учителем, а затем директором Тобольской гимназии. В русскую литературу вошёл исключительно как автор стихотворной сказки «Конёк-Горбунок». Отрывки из неё были напечатаны в «Библиотеке для чтения» в 1834, в бытность Ершова студентом. В том же году сказка вышла отдельным изданием и при жизни автора выдержала 7 изданий (изд. 7-е, СПБ., 1868). «Конёк-Горбунок» вызвал к себе двоякое отношение. Если одна сторона (Пушкин, Жуковский и др.), тяготевшая к тенденциям народности, встретила его более чем сочувственно, то другая, западническая (во главе с Белинским), отнеслась к нему враждебно. Однако «Коньку-Горбунку» суждено было стать одним из тех немногих произведений, которые, теряя имя автора, становятся как бы произведениями народного творчества. Почти сто лет сказка была самой популярной в детской и лубочной литературе, вызывала многочисленные подражания (например, «Конёк-Горбунок с золотой щетинкой»), отразившись даже в живописи и театре (балет «Конёк-Горбунок», сочинение С. Леон). В основе произведения Ершова лежат народные сказки, которые переданы простонародным языком, лёгкими и звучными стихами. Взятые из разных сказок отдельные эпизоды удачно объединены в один богатый приключениями рассказ, изобилующий меткими, иногда грубоватыми, характеристиками. Многие выражения её стали ходячими. Популярность сказки усугублялась наличием в ней элементов довольно едкой социальной сатиры на бюрократию, суд и пр. Лишь в 1856 (с 4-го изд.) сказка появилась в полном виде. Раньше цензура беспощадно зачёркивала, особенно в последнем разделе «Конька-Горбунка», места, «имеющие прикосновение к православной церкви, к её установлениям и к поставленным от царя властям». Популярностью сказки воспользовался С. А. Басов-Верхоянцев, написавший агитационный памфлет «Конёк-Скакунок». Известен «Конёк-Горбунок» и в Галиции среди русин; переведён он на чешский язык. Остальные произведения Ершова незначительны.
Библиография: I. Кроме упомянутой выше сказки «Конёк-Горбунок», выдержавшей множество изданий, Ершов — автор поэмы «Сузге» («Сибирск. сборник», 1886) и ряда рассказов из сибирской жизни, сотрудник «Библиотеки для чтения» , «Современника» , «Живописн. сборника» , сборника в память А. Ф. Смирдина (т. III) и др.
II. Ярославцев А. К., П. П. Ершов, автор сказки «Конёк-Горбунок», СПБ., 1782; Белова Анна, Ершов и его жизнь, СПБ., 1874; Островинская А., П. П. Ершов, СПБ., 1884; Быков П. П., Статья во «Всемирной иллюстрации», т. XLIII, 1890; Лернер Н., Заметки о Пушкине, СПБ., 1913.
III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включит., ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русск. писателей, т. II, СПБ., 1910; Симонов Е., Опыт обзора библиографических пособий о Ершове, Тобольск, 1923.
Л. Э.
Литературная энциклопедия: В 11 т. — , 1929-1939
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с одним очень интересным человеком, это писатель, который писал сказки. Посмотрите на портрет. Это Пётр Павлович Ершов, он жил очень давно.
Родился в 1815 году в сибирской деревне. Его папа был военным, а мама не работала — она всегда находилась дома со своими детьми. В детстве Петр Павлович слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро. Петр Павлович Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились. И он тут же задумал написать своего «Конька-горбунка» — веселую сказку о смелом Иванушке — крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял Ершов для «Конька-горбунка» из старинных народных сказок. Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о «Коньке-горбунке». «Конек-горбунок», появившись больше ста лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа.
Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою родину, и там прожил всю жизнь. Много лет он был учителем гимназии города Тобольска. Петр Павлович Ершов горячо любил свой суровый край, изучал его и хорошо знал. Кроме «Конька-горбунка», он написал еще несколько произведений: стихов и сказок.
А теперь будем слушать сказку и смотреть на экран. Чтение сказки с просмотром слайдов презентации).
Воспитатель: Понравилась сказка?
Дети: Да.
Воспитатель: Как называется эта сказка?
Дети: Конёк-Горбунок.
Воспитатель: Кто ее написал?
Дети: Петр Павлович Ершов
Воспитатель: Как вы думаете, почему так назвали конька (Мнения детей.) Назовите главных героев сказки.
Дети: Иван, братья, Конёк, царь.
Воспитатель: Какими были братья?
Дети: Хитрыми, злыми, жадными и т. д.
Воспитатель: Как у Ивана появился Конёк-Горбунок?
Дети: Ему подарила кобылица.
Воспитатель: Она ему подарила только конька?
Дети: Нет, ещё трёх коней.
Воспитатель: Расскажите, какими были эти кони (Ответы детей.)
— Чем закончилась сказка?
— А с чего всё началось в этой сказке?
-Какие отрывки из этой сказки вы бы хотели ещё раз услышать?
(Зачитываю отрывки по выбору детей, показываю иллюстрации в книге.)