«Домовенок Кузька»: краткое содержание для читательского дневника
Переехав с родителями в новую квартиру, семилетняя девочка Наташа обнаружила, что в ней уже кто-то живет: за веником она нашла маленькое лохматое существо с грязным лицом и большими глазенками. Странное создание оказалось обычным домовенком по имени Кузька. Жил он уже семь веков, а по меркам домовых это не так уж и много. Фантастический домашний питомец сразу боялся девочку, но они быстро подружились: Кузя начал рассказывать Наташе сказки из своего волшебного сундучка, о том, как снесли его дом, о приключениях в лесу, о знакомстве с Лешиком и многое другое.
Книга Александровой стала обязательной для прочтения в школах и детских садах: каждый год эту повесть включают в список и требуют краткое содержание для читательского дневника. «Домовенок Кузька» стал самым читаемым произведением в русскоязычных странах. Считают, что сказка слишком сложна для самостоятельного изучения и многим ребятам трудно освоить полное издание. На помощь здесь могут прийти мультфильмы, хоть они значительно отличаются от самой книги и искажают основную задумку автора Александровой. «Домовенок Кузька» в книжном варианте существенно отличается от мультипликационного.
Домовёнок Кузька (повесть-сказка)
Однажды девочка Наташа нашла у себя дома, под веником, непонятное существо. Оно было лохматое, в красненькой рубашке, лапоточках и с блестящими глазками.Лохматик оказался домовёнком Кузькой, которому от роду было только семь веков, а для домовых — это как семь лет. И Наташе тоже исполнилось семь лет, и они с Кузькой сразу подружились.
А потом домовёнок и его волшебный сундучок рассказали девочке удивительную историю Кузькиных приключений.
Когда-то, давным-давно, много столетий назад, жил Кузька с другими домовятами — Афонькой, Адонькой, Сюром и Вуколочкой — в своей деревеньке. Но в один прекрасный день не послушались глупые домовята взрослых и стали играть с огнём.
Случился большой пожар, и Кузька убежал от него в лес. В лесу он встретился с маленьким лешим Лешиком и его дедушкой Диадохом. И всё бы хорошо — да ведь только лешие в лесу живут, а домовой без дома, без печки просто не может. И вот решил Лешик отвести Кузьку к Бабе-Яге, у которой было целых два дома и целых две печки…
Информация о книге
Название и автор книги | Тема, идея книги | Главные герои | Сюжет | Дата чтения |
«Домовенок Кузя»/Т. Александрова | Тема сказки: самое ценное — это дружба, хорошее отношение друг к другу, взаимовыручка. Нужно учиться жить так, чтобы находить друзей и чтобы друзья находили тебя. | Домовёнок Кузька, девочка Наташа, Лесной житель Лешик, дед Диадох, домовой Нафаня, Баба — Яга, кикимора, Водяной, русалки. | Главный герой — домовенок Кузька вдруг очутился в Наташиной квартире. Познакомившись поближе, Наташа и домовенок стали друзьями. Помимо Наташи, в Кузьки были и другие друзья: это лесные жители Лешик и его дед Диадох, домовые с которыми он жил раньше, еще до Наташиной квартиры. Во время путешествия, которое случилось больше ста лет назад Кузька встречал Бабу-Ягу, кикимор, Водяного, русалок. Сейчас Кузьке 7 веков, и он еще совсем маленький. | 18.10.2017г |
Интересные факты
- В первой серии мультфильма звучат песни на стихи Валентина Берестова.
- Лешего из второй серии по книге зовут Диадох, а его внука — Лешик. Вместо Вороны там разносит сплетни Сорока. Домового Кики́ма из четвёртой серии в книге не было, зато было много кикимор. Нафаня был, но упоминается в тексте лишь вскользь, среди длинного списка прочих Кузиных знакомых. Кот, по книге, жил у Бабы Яги в конуре. Вот почему во второй серии она говорит ему: «Брысь! Надоел хуже собаки.»
- Помимо упомянутой в статье трилогии Татьяны Александровой, существует ещё ряд произведений о домовёнке Кузе, написанных позднее её дочерью, Галиной Александровой.
- Существует также два аудиоспектакля под названием «Домовёнок Кузька», записанные издательствами «Вимбо» и «Астрель» в 2008 и 2010 годах соответственно.
- Фрагмент серии «Приключения домовёнка» показан в «Ночном Дозоре».
Видео
https://youtube.com/watch?v=tXU8U9cjw0w
https://youtube.com/watch?v=i_mzGkcBf_c
Источники
- https://fishki.net/1343288-istorija-sozdanija-multfilma-domovyonok-kuzja.htmlhttp://kinopirs.ru/iznutri/kto-ozvuchil/domovenok-kuzyahttps://24smi.org/person/1467-domovenok-kuzia.htmlhttp://fb.ru/article/167134/kto-pridumal-domovenka-kuzyu-ili-kak-snimalsya-pervyiy-multfilm-o-potomstvennom-domovomhttps://quote-citation.com/mult/domovenok-kuzyahttps://pressa.tv/interesnoe/39817-interesnye-fakty-o-sozdanii-multfilma-domovenok-kuzya-11-foto.html
Мультфильмы
Вдовец Валентин Берестов, сраженный горем, решил во что бы то ни стало опубликовать повести жены Татьяны. Однако поэту и писателю поступило более заманчивое предложение – творческое объединение «Экран» решило создать мультфильм по первому рассказу о домовенке Кузе.
Валентин Берестов
Конечно же, Берестов согласился и засел за сценарий. Премьера кукольной картины «Дом для Кузьки» состоялась в 1984 году. Забавные приключения хранителя домашнего очага вызвали бурю восторгов у юных зрителей и их родителей, Кузьма превратился в народного героя. Такая популярность подтолкнула авторов продолжить начатое дело еще тремя мультфильмами. В итоге кинематограф пополнился фильмами:
- «Приключение домовенка» (1985)
- «Сказка для Наташи» (1986)
- «Возвращение домовенка» (1987)
Эти мультики имеют слабую связь с литературным оригиналом, потому что сценарист Марина Вишневецкая посчитала закрученные сюжеты последующих сказок Александровой слишком тяжелыми для детского восприятия. Авторскую задумку создатели фильмов переписали почти с нуля, однако получили неожиданный результат – мультипликационное трио не так тепло встретили, как первую картину.
Домовенок Кузя в мультфильме
Любопытная особенность режиссерской работы – не соблюдена хронология оригинальной трилогии. Отсюда возникла путаница, в которой зрители даже узрели киноляп. Дело в том, что снимать продолжение первого мультика сначала не планировали, а затем упустили из виду часть сюжетных деталей книги. Например, в конце дебютной повести домовенок Кузя рассказывает девочке Наташе о своей судьбе. В книге этому предшествует фрагмент:
Домовенок Кузя и его сундучок сказок О том, что это всего лишь воспоминания, авторы мультфильмов не уточнили. За воплощение проекта взялась режиссер Аида Зябликова, в копилке которой есть такая культовая постановка, как «Следствие ведут колобки». А художником выступил Геннадий Смолянов, работавший над картинами «Приключения Незнайки и его друзей» и «Волшебник Изумрудного города».
На озвучивание ролей пригласили весь цвет советского кинематографа. Домовенок Кузя и колоритная Баба-Яга заговорили голосами актеров Георгия Вицина и Татьяны Пельтцер. За образом Нафани скрывался Александр Леньков, во второй и третьей серии персонажа озвучивает Андрей Крюков.
Мои впечатления о прочитанной книге
Книга Татьяны Александровой «Домовёнок Кузька» — удивительная, любопытная, интересная, добрая, поучительная. Хорошая, милая сказка, про маленького домовёночка. Читается не скучно. Некоторые моменты требуют совместного обсуждения детей и родителей. Книга «Домовёнок Кузя» -идеальный вариант для совместного громкого чтения. В книге много старых русских поговорок. Читается книга весело и просто. Поражает большое разнообразие издателей, вариантов обложек книги и красивых иллюстраций. Сам домовёнок – персонаж запоминающийся, колоритный. Эту книгу ещё долго будут читать наши дети. Она понравится всем.
Источник — «»
История создания
В основу сценария для первой серии мультфильма «Дом для Кузьки» легла повесть-сказка Татьяны Александровой «Кузька в новой квартире», выпущенная издательством «Детская литература» в 1977 году. Отрывок из этой сказки под названием «Кузька в новом доме» был напечатан в газете «Неделя» на год раньше, а саму повесть Татьяна Ивановна начала писать осенью 1972 года в усадьбе художника Василия Поленова, там, где когда-то Сергей Прокофьев сочинил музыку к балету «Ромео и Джульетта».
Известна даже точная дата рождения персонажа — это 8 октября 1972 года. Именно в этот день в усадьбе Поленово принято отмечать День рождения домовёнка Кузи. Тогда же писательницей, которая по образованию была ещё и художником (отделение мультипликации ВГИК), были сделаны и первые рисунки к книге, определившие во многом окончательный образ персонажей на экране.
Писательница Татьяна Александрова
Но к иллюстрированию своей первой книги писательницу не допустили, сославшись на то, что она не является членом Союза художников. В итоге рисунки, вошедшие в книгу, оказались далёкими от тех образов, которые задумывала сама Александрова, а остальные две части трилогии так и не увидели свет до её смерти.
Муж писательницы, поэт Валентин Берестов, тяжело переживал гибель своей супруги, и после её смерти поставил перед собой цель добиться опубликования всех частей повести. В это же время ему поступил заказ от студии «Мульттелефильм» (подразделение творческого объединения «Экран») на создание сценария по мотивам уже вышедшей книги «Кузька в новой квартире». Валентин Дмитриевич принялся за работу, и уже на следующий год мультфильм вышел на экраны и сразу же приобрёл огромную популярность.
Продолжение не заставило себя долго ждать, и в 1985 году вышла вторая серия «Приключения домовёнка», сценарий для которой был написан по мотивам ещё не опубликованных частей повести — «Кузька в лесу» и «Кузька у Бабы-Яги». Стараниями Валентина Дмитриевича, они всё-таки увидели свет в 1986 году. В этом же году вышла третья серия мультфильма, а через год и последняя.
Надо отметить, что сюжетная линия этих последних трёх серий слабо пересекалась с оригинальным текстом. Так как сама повесть, а особенно её последние две части являлись довольно своеобразными, и напрямую отобразить их содержание на экране, не нарушая идеи первого мультфильма, было невозможно, Марине Вишневецкой, которая была автором сценария последних трёх серий, пришлось писать сценарий для «Приключений домовёнка» практически с нуля, а в основу последних двух серий и вовсе был положен оригинальный сценарий, ничего общего не имеющий с книгой.
Изначально, при создании первой серии мультфильма, его продолжения не планировалось. Поэтому не были учтены некоторые сюжетные моменты книги, связывавшие первую часть повести с остальными, и в результате возникла хронологическая несостыковка, когда серия «Дом для Кузьки», вышедшая первой по времени, по сюжету оказалась лишь второй. Всё дело в том, что первая часть книжной трилогии заканчивается тем, что Кузька, освоившись в новой квартире, решил рассказать Наташе о своём прошлом, и всё, что идёт далее в последующих частях повести, — это его воспоминания.
В мультфильме же этот момент пропущен, и поэтому зрители воспринимают данную непоследовательность как ляп. Тем не менее, по замыслу авторов, серии должны показываться именно в порядке развития сюжета, а не их создания, однако на практике это почти никогда не соблюдается.
Электронный читательский дневник Марины Зеньковой/МК Сетевые акции
Ключевым персонажем произведения является маленький домовенок по имени Кузька, семи веков от роду, представленный писателем в образе светловолосого существа с солнечной рожицей. Характерными чертами Кузьки являются его домовитость, аккуратность, фантастическое обаяние, невероятная харизма, а также колоритная речь, насыщенная старорусскими фразами и выражениями.
Одевается домовенок в рубаху красного цвета и лапти из соломы. Являясь примерным хозяином дома, часто домовенку приходится быть лохматым, чумазым, пыльным существом, поскольку он любитель забираться в самые дальние места дома.
Девочка семи лет Наташа переезжает с родителями в новую квартиру, в которой за старым веником на кухне обнаруживает домовенка Кузьку, испугавшегося поначалу незнакомую девочку, а затем подружившись с ней.
Кузя остается жить в Наташином ящике для игрушек, где прячет свой сундучок, умеющий рассказывать сказки о прошлых приключениях домовенка.
Ранее Кузька, потерев при пожаре дом, оказывается в лесу, где знакомится со многими его обитателями, в том числе с внуком Лешего Лешиком, кикиморами, водяным, русалочками. В лесу ему приходится зимовать в доме Бабе-Яги, которая задабривает домовенка разными вкусностями, желая, чтобы он навсегда остался в ее доме. Однако Кузька очень скучает по прежней жизни и стремится всеми силами вернуться домой, в чем ему помогает Лешик, спасая домовенка неоднократно от преследований Бабы-Яги.
Живя в доме у Бабы-Яги на полном обеспечении, домовенок ощущает себя не очень хорошо, поскольку Кузька тоскует без работы, а в избе хозяйки даже мусор выметается сам по себе. Кроме того, Баба-Яга относится к Кузьке как к малому ребенку, пеленая его, укачивая и кормя с ложечки пищей в виде пюре. Обладая командирскими наклонностями, домовенок не может смириться с таким отношением к себе.
Убежав с помощью Лешика из избушки Бабы-Яги, Кузька теряет свой сундучок, которые оказывается у кикимор, не желающих его отдавать. Попытки русалочек, водяного, медведя помочь домовенку обрести любимую вещь оказываются безуспешными. Тогда в дело вступает хитрая лиса, обманувшая кикимор и вернувшая Кузьке сундучок.
Сюжет мультфильма » Домовенок Кузя»
Сюжет мультфильма » Домовенок Кузя»
Литература, Книги, Культура, Искусство, Философия, Кино |
ГЛАВНАЯ
ОБО МНЕ | СТАТЬИ | ТВОРЧЕСТВО | КНИГИ | КОНТАКТЫ |
Среда, 3 октября 2021 г. |
Рубрика: Прочее |
Метки: квартира, девочка, Баба Яга |
Автор статьи: gecter |
Наташа не хочет убираться в своей комнате и следить за своими игрушками
Однажды в дом приходят взрослые гости, которые восхищаются девочкой и в это время в доме у девочки появляется странная старинная шкатулка, которая привлекает внимание взрослых. Но как выяснилось попозже, у шкатулки был и хозяин
Домовенок поселился в комнате Наташи среди игрушек и очень быстро понравился девочке. Он ходил по комнате, разговаривал с девочкой, учил ее быть бережливой и хозяйственной и переживал по поводу каждой выброшенной вещи. Но вот стоило только кому-то из взрослых зайти в комнату, то он прятался или превращался в одну из игрушек. Каждый день домовенок проверял кухню, и ему не нравилось, как живут его новые хозяева, что у них нет набитого холодильника и простой еды. Но еще сложнее ему найти в этой квартире уголок для себя, где он мог бы разложить свое имущество и никто и некогда его не побеспокоил бы. Так, мама Наташи, найдя у дочери, пока та спала, старинную шкатулку Кузи, решила поставить ее в шкаф, но это новому жильцу квартиры совсем не нравится. Но пока Кузя обучает Наташу никогда не выбрасывать хлеб, об его местонахождении узнает Баба Яга, которая желает его похитить. Пока никого взрослых не было в доме, Наташи и Кузя планировали свое новое жилье. Домовенок рассказывал девочке, что раньше он жил в большом деревянном доме, где ему всегда находилось местечко, и он мог спокойно разложить все, что ему хотелось и как хотелось. Мирно ему жилось раньше, но набеги Бабы Яги ему мешали и прежде. Но потом вокруг стали строить большие дома, а его маленький деревянный дом стал мешать новостройкам. Вскоре снесли и этот домик, и остался так Кузя на улице. Но однажды он случайно попадает в Бабе Яге, но жить он у нее не может, так как он должен приносит в дом радость и счастье, но это не должно было быть у такой нечистой силы. Поэтому, как только получилось у домовенка, то он сбегает от нее. Но страшная старуха со своим здоровым котом отправляются за ними в погоню. Первый раз они его поймали, и в кладовку страшную посадили, но и во второй раз он смог убежать и спрятаться. Страшно ему было жить одному в темном лесу, да еще старая ведьма со своим огромным котом постоянно над деревьями летала, да огромный кот все время его пытался поймать. А он так облизывался, что Кузе касалось, что этот кот только и мечтает его съесть. Поэтому он и пошел к людям. Но домиков у людей совсем не осталось, а в квартирах и разместиться ему негде свое небольшое хозяйство. И вот случайно он попал в квартиру, где жила девочка Наташа. Малышка ему показалась смышленой и разумной девочкой, которая к нему очень хорошо отнеслась. И хорошо жилось Кузе в этой квартире, если бы только не страх, что его может найти Баба Яга, поэтому так он боялся этих стуков в дверь и в окно. И он не ошибся, старуха его все-таки нашла и даже попыталась похитить. Она даже смогла переодеться и зайти в квартиру, представляясь знакомой. Девочка не сразу поняла, кто она такая. Но Наташа спасла своего друга. И Кузя опять вернулся в ее квартиру и стал жить в ее комнате.
Подписаться на новые статьи |
Оставьте комментарий!
12-10-2018 | Фильмы, спорт, кино, футбол, баскетбол |
Фильмы про спорт |
Статья про фильмы о спорте |
12-10-2018 | Третий, лишний, комедия, Тед |
Третий лишний |
«Третий лишний» — одна из комедий, которая способна держать зрителя у экранов на протяжении всего фильма, от начала и до конца |
12-10-2018 | Проект, дорвались, комедия, молодежь |
Проект Х: Дорвались |
«Проект Х: Дорвались» — молодежная комедия, которая придется по душе всем подросткам |
12-10-2018 | Время, фантастика, боевик |
Время |
Фильм «Время» придется по душе всем любителям фантастики. Это действительно интересное кино, которое обладает какой-то своей, удивительной атмосферой |
Культура | ||||||
Книги и Литература | ||||||
Интернет | ||||||
Финансы | ||||||
Спорт | ||||||
Туризм | ||||||
Товары | ||||||
История | ||||||
Мистика | ||||||
Отношения | ||||||
Семья | ||||||
Ремонт | ||||||
Игры | ||||||
Мода | ||||||
Медицина | ||||||
Кулинария | ||||||
Государство | ||||||
Авто | ||||||
Увлечения | ||||||
Психология | ||||||
Дизайн | ||||||
Разное | ||||||
Наука | ||||||
Образование | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Может заинтересовать
Восемь отличий искусственного и натурального меха |
Тургенев Записки охотника |
Как выбрать декоративную штукатурку? |
Летняя рыбалка. Полезные рекомендации рыбаку |
Статистика
gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2021
ОСЕННИЙ ПРАЗДНИК
Маленький домовёнок дождался лесного праздника. Ну-ка посмотрим, как пляшут в лесу, что поют, чем угощаются!
– Кто с нами, кто с нами петь и плясать? Кто с нами, кто с нами в игры играть? – завопил домовёнок, выскочив из берлоги.
Дед Диадох остановил его: осенний праздник начинается тихо, любуйся красотой, да так, чтоб ни один золотой или красный листик не упал с ветки.
Такого синего неба и летом не увидишь День радовался солнцу, солнцевсякому зверю и птице. Береза Кургузенькая сияла такой красотой, что все деревья кругом восхищённо шелестели. Осина Трясушка в красной одежде была так хороша, что с её красотой могло поспорить лишь её отражение в большой луже.
Всяк хотел оставить о себе добрую память на долгую зиму.
Тихо вышли на поляну к Красной сосне лесные звери. Кузька оглянулся, а рядом – лось. И не слышно, как подошёл. То ли дело корова или лошадь! То-то было бы треску, мычания, ржания. А вот из кустов вышли тихие, серые, как туман, глаза горят, собаки не собаки, сели на поляне, подняли морды.
– Не бойся! – сказал Лешик. – Сегодня они никого не тронут.
– Волков бояться – в лес не ходить! – произнёс Кузька.
– Вот как у вас сказывают! – рассмеялся дед Диадох.
Как же испугался домовёнок, когда узнал, что это и вправду волки. Хорошо, что старый леший увёл его на другой конец поляны зайцев считать. А Медведя и Лисы что-то не было.
Красивый праздник, да больно тихий. И угощать никого не угощают.
– А потому и праздник, что нет угощения, – сказал дед Диадох. – А то волки зайцами угостятся, куницы – белками, и вместо праздника выйдет одно горе.
Звери подходили, рассаживались на поляне, чего-то ждали. И тут на середину круга вышли дед с внуком. Лешик свистнул, дед хлопнул в ладоши, аукаются, ухают, хохочут. Потом запели без слов – залаяли с подвыванием, а звери им подтягивали. Вдруг старый леший пропал, вместо него среди поляны появился корявый пень, а вместо Лешика – зелёный кустик. Пень превратился в старого серого волка, кустик – в весёлого волчонка. Подбежал волчонок к Кузьке, хвать за рубаху. Кузька обмер, а волчонок завизжал и превратился в Лешика.
Старый седой волк снова сделался добрым дедом Диадохом. Вот это был праздник!
Вдруг верхушки деревьев зашумели, побежали. Листья заплясали в воздухе.
Летят, как изукрашенные грамоты неведомо от кого неведомо кому. Вот зелёный лист с пурпурным узором, вот пурпурный с золотым. Который краше? Оба хороши! Вот на листе жар-птица с жар-птенчиком, вот богатырский конь с огненной гривой.
«И кто так прекрасно разрисовал осенние листья? – думал Кузька. – Летят и летят… А может, который из них видел маленькую деревеньку над небольшой речкой?»
Тут большущий кленовый лист опустился прямо в руки к деду Диадоху. Дед повертел его, ничего не понял. Зато Кузька сразу разглядел на листе свою деревеньку. Каждая избушка не крупнее божьей коровки, дерево ниже травинки, речка тоньше былинки.
– Глядите-поглядите! – кричал домовёнок. – Даже трубы на крышах нарисованы.
Дым бежит в гости к тучам и облакам. Цела моя деревенька!
Пока разглядывали лист, ахали, радовались, в лесу стало темно, показалась луна – медвежье солнышко. Вдруг листья полетели, будто их метлой метут.
Словно летит кто-то, метлою машет, гудит: «Унесу-у-у!» Звери в испуге разбежались. Осенний праздник кончился.
– Теперь знаем, куда идти, – сказал домовёнок. – Выспимся, и проводите меня из лесу.
– И верно, – зевнул старый леший. – Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.
Никогда не видел Кузька, чтобы лешие спать ложились. В лесу ночью ещё больше жизни, чем днём: звери рыскают, совы кружатся, ночные цветы цветут, светляки и гнилушки светят, много у леших забот. А сейчас домовёнок из своего короба слышал, как не спеша укладываются лешие, старый да малый, как желают ему и друг другу приятных снов.
– Нам с вами зима, – зевнул дед Диадох, – одна ночь. Закроешь глаза, наглядишься снов, откроешь – и весна!
Бедный домовёнок спросонья не понял, что значат эти слова.
БЕЗДОМНЫЙ ДОМОВОЙ
Маленький домовёнок ждать не умел. Сундучок в руки – и к Могучему дубу.
Если уж ноги сами принесли его в лес, то пусть сами и уносят отсюда. Долго ли бежал, коротко ли, вдруг слышит: собаки лают. Значит, деревня рядом.
Кузька, откуда силы взялись, продирается сквозь кусты. Выскочил на поляну, а там дед Диадох с Лешиком деревца пересаживают и поют. Песни у леших без слов, похожи на собачий лай с подвыванием.
– Молодо-зелено! – показал дед Кузьке на тонкие рябинки. – Теснятся, глупые, подрастут – и ветку вытянуть некуда.
Утром Кузька с сундучком – опять из лесу. Но уже не туда, куда ноги несут, а куда глаза глядят. Бежал, бежал, слышит стук топора. «Ну, – думает, – пристроюсь под телегой, люди и не заметят, кого с дровами везут».
А это не топор стучит. Дед с Лешиком сухостой валят.
– Сами не свалим, – объяснил Лешик, – от ветра упадёт на кого и придавит.
– Дело не медведь, само в берлогу не уляжется. – Старый леший тюкал ладонью, как топором, по чахлым деревцам. – Вот мы и управляемся, старый да малый. И не в лад, да ладно. И не хитро, да кстати.
На другой день подул ветер, верхушки деревьев кланялись ему вдогонку. «С родной стороны!» – обрадовался Кузька, побежал против ветра. Бежит, бежит, слышит щёлканье кнута. Скорей к пастуху со стадом! А это дед Диадох стучит в ладоши. А над ним по веткам мчится стадо, да только беличье, перегоняют его лесовики из ельника в орешник.
– Кузя! – кричит Лешик. – Ветер прилетал, весточки не принёс. Нету вон в той стороне твоей деревеньки!
Несколько дней собирал Кузька с белками орехи, лучшие клал в кузовок – гостинец из леса для друзей-домовят. А потом с сундуком да с гостинцем бежал, бежал, а кругом один лес – тоска зелёная. Со злости начал грибы сшибать лаптями. Вдруг слышит:
– Пошёл, нашёл, потерял! Потерял, нашёл, пошёл!
Люди ходят, грибы ищут! Надо пойти за ними потихоньку, да ещё в корзины грибов подложить незаметно. Глядь, а это и не люди вовсе. Дед Диадох и Лешик собирают под ёлками какие-то красные ягоды. Съел одну – невкусно.
– Семена ландышей, – сказал старый леший. – Птицы отнесут их в Обгорелый лес. Печален лес без ландышей… Пошёл, нашёл, потерял!
– Потерял, пошёл, нашёл! – отозвался Лешик. – Поговорка у нас такая.
Повторяй за мной, Кузя!
– Пошёл, нашёл, потерял! – нехотя подтянул Кузька.
– Потерял, пошёл, нашёл! – И дед Диадох вручил домовёнку сверкающий сундучок – сокровище домовых.
Как это Кузька потерял его в лесу? Лучше самому пропасть, чем вернуться домой без сундучка! Никуда он больше не бегал. Сидит на пне, ждёт, не побегут ли от ветра верхи деревьев. Пять ветров прилетали, никаких вестей с родной сторонки, все стороны чужие. И всё кругом домовёнка – чужое. Цветы не те: горошек мышиный, лён кукушкин, капуста заячья, всё не на грядке, а в беспорядке. Сколько ни дёргай, ни тебе красной морковки, ни жёлтой репки.
Даже лопухов нет. И птицы не те: никто не кукарекнет, не закудахчет. Гуси и утки только в небе гогочут, пролетая стаями. Чего они в небе не видали?
Чириканья много, а воробья ни одного. Мыши и те другие: про кошек слыхом не слыхали, домовых не дразнят Лиса с медведем куда-то пропали, поговорить не с кем.
– Дед, а дед, – говорил Лешик, – этак Кузя у нас зачахнет, на корню высохнет. Давай сведём его домой!
– Беда! – тихо, как сухие листья шуршат, отвечал дед. – Всяк кулик на своём болоте велик. Давно б вывели его из леса, да ведь не знаем, цела его деревенька или нет. Каково ему будет одному на пепелище в чистом поле, да ещё зимой? Будем ждать, не тот ветер, так другой принесёт весточку.
Чего-чего, а ждать лешие умеют. Дождись-ка, пока из жёлудя ещё один Могучий дуб вырастет. А лешим хоть бы что, ждут себе, поджидают.
– Не умею я ждать, – горевал Кузька. – Мы, домовые, только праздники умеем ждать, тут уж ничего не поделаешь.
– Вот и хорошо, – сказал дед Диадох. – У нас в лесу скоро праздник. Гостем будешь. А зимой такие гости придут, что и хозяевам воли не дадут: мороз-трескун да вьюга-метелица. Ну да темна ночь не навек…
Дом для плохого настроения
Посреди поляны переступала с ноги на ногу избушка на курьих ножках, без окон, без трубы. У Кузьки в деревне были похожие избы, только не на курьих ножках. Там топили печки по-чёрному, дым выпускали через дверь и через узенькие оконца под крышей. У хозяев этаких домов глаза всегда были красные. И у домовых — тоже.
У избы Бабы-Яги крыша надвинута чуть не до порога. Перед избой на привязи у собачьей конуры сидел тощий серый кот. Кот не собака, гостей пугать — не его забота. Увидев Кузьку с Лешиком, он удалился в конуру и принялся мыть серой лапой серую мордочку — дело, достойное кота.— Избушка, избушка! — позвал Лешик. — Стань к лесу задом, к нам передом!Избушка стоит, как стояла. Вдруг из лесу, из-за оврага, прилетел дятел и застучал по крыше. Изба неохотно повернулась грязной трухлявой дверью. Друзья потянули за сучок, который был вместо ручки, вбежали внутрь. Дверь сзади так наподдала Кузьке, что он плюхнулся на пол, но не ушибся. Пол был мягкий от пыли.— Сей же час подмету! — обрадовался домовёнок. — Вот и метла!— Ох, не мети! Улетишь ты на этой метле неведомо куда. Яга то в ступе летает, то верхом на этой метле! — испугался Лешик.
Ну и дом! Пыль, паутина по всем углам. На печи драные подушки, одеяла — заплатка на заплатке. А мышей — видимо-невидимо!Чугуны, горшки были такие грязные, закопчённые, что Кузька понял: домовых в этом доме нет. Ни один уважающий себя домовой такого безобразия не потерпит.
— Тут мыши вместо домовых, что ли? — сказал Кузька. — Беда хозяевам, у кого они домовые. Уж я-то наведу здесь порядок!— Что ты, Кузя! — испугался Лешик. — Баба-Яга тебя за это съест. Тут у неё Дом для плохого настроения. Сердится она, когда нарушают её порядки или беспорядки.— У-у-у! Лечу-у-у! — послышалось вдруг.
Страницы: 1
История создания
«Мамой» любимого мультяшного героя стала писательница и мультипликатор Татьяна Александрова. Домовенок Кузя родился 8 октября 1972 года. Теперь эта дата с почестями празднуется в усадьбе художника Василия Поленова – там, где на автора персонажа снизошло вдохновение. Кстати, на этой же даче композитор Сергей Прокофьев писал музыку для великого балета «Ромео и Джульетта».
Писательница Татьяна Александрова
Лохматый герой, поселившийся в городской квартире девочки Наташи, явился из детства Татьяны Александровой. Родители будущей писательницы были крайне занятыми людьми, поэтому за их дочерьми-двойняшками присматривала няня Матрена. Селянка знала кучу сказок и быличек, где фигурировали лешие, ведьмы, Баба-Яга и домовые. Мотивы русского фольклора стали основой для создания цикла историй о Кузеньке и рассказов из сборника «Сказки старой тряпичной куклы».
Домовенок Кузя в книгах
Написав первую повесть «Кузька в новой квартире», Татьяна решила применить и навыки художника, нарисовав иллюстрации. Однако в опубликованном рассказе 1977 года картинки так и не появились, потому как автор не входила в ряды Союза художников. Позже из-под пера Александровой вышли еще два произведения, только вот напечатанными писательница их не застала – скончалась в 1983 году.
Экранизация сказки
Мультфильм про Кузю впервые вышел на экраны в 1984 году и сразу же стал популярным на советском телевидении. Он состоит из четырех частей:
- Первый выпуск называется «Дом для Кузьки», и в нем вы можете познакомиться с самим главным героем: домовенок Кузькой и девочкой Наташей.
- Продолжение мультфильма вышло через год, серия рассказывала о приключениях домовенка в лесу. Сценарий взяли с еще не опубликованных частей повести «Кузька лесу» и «Кузька у Бабы-яги».
- Вслед за ней вышла еще часть, а через год и последняя (в 1988 году).
Сам сюжет мультфильма плохо пересекается с оригинальным содержанием книги. Из-за своеобразности текста Марине Вишневецкой (главный сценарист) пришлось заново практически с нуля писать сценарий, поэтому хронология нарушилась. Многие читатели, посмотрев мультфильм, решили, что это обычный ляп.
Песни для первых серий написал муж Татьяны Александровой. Интересный факт: роль Кузьки озвучивал известный отечественный актер театра и кино Георгий Вицин, а Баба-яга говорит голосом заслуженной артистки России Татьяны Пельтцер.
Об авторе книги
Татьяна Ивановна Александрова. 10 января 1929г — 22 декабря 1983г. Русская советская детская писательница, художник. Татьяна Александрова родилась в Казани, но детство её прошло в Москве. Отец — инженер по лесоповалу, часто бывший в командировках. Мать — врач, часто остававшаяся на ночные дежурства, и поэтому домашнее хозяйство ложилось на неё и старшую сестру Наташу. Во время войны, в эвакуации, работала воспитательницей в детском саду, и тогда в первые стала сочинять сказки и истории. После окончания школы поступила в Институт кинематографии. Студенткой института кинематографии Татьяна Ивановна часто выезжала на этюды под Тарусу и в Поленово, писала окрестности Оки: леса, поля, деревни, интерьеры крестьянских изб, портреты деревенских детей, которым она рассказывала сказки, а они ей в ответ — свои былички про домовых.
Образ и сюжет
Домовенка постигла незавидная участь – ветхий дом Кузи снесли, поэтому герою пришлось поселиться в квартире соседней многоэтажки, где жила девочка по имени Наташа. Она спрятала гостя в собственной комнате среди игрушек и обещала не выдавать родителям. Персонаж рассказал новой хозяйке о предшествующих событиях.
Домовенок Кузя и Наташа
Поздней осенью вздумала Баба-Яга поселить в своей «отбившейся от рук» избушке домового, чтобы тот привел в порядок хозяйство. Старуха украла домовенка Кузю и притащила в лес. Дух жилища справился с задачей превосходно, но так и не сумел привыкнуть к жизни в новом доме, мечтая весной вернуться в родные пенаты.
Пока избушка и лешие пытались помочь домовенку в этом нелегком деле, Кузя угодил в когти Вороны и оказался в гнезде высоко на дереве. Оттуда увидел, что дом его сносят. Примчавшись на развалины, обнаружил сундук с запиской от старого мудрого наставника Нафани – мол, заселяйся в соседний 16-этажный дом.
Домовенок Кузя и Нафаня
Герои сказки один колоритнее другого. Чего только стоит толстый и любящий поговорить кот Бабы-Яги, который бесстрашно летал с хозяйкой по небу. Да и сама жительница леса – дама харизматичная, прирожденная актриса, умеющая из злючки преображаться в саму доброту.
Во время знакомства с Наташей Кузя признается, сколько ему лет:
Домовенок отличается страстью к экономии, воспринимает выброшенные вещи как трагедию и учит девочку беречь хлеб. В мультфильме даже нашлось место эпизоду, когда Кузя и Нафаня сокрушаются, как неэкономно стали коротать свой век люди.
Баба-Яга
Главная мысль, которую хотели донести авторы до читателей и любителей мультиков, кроется в ценности дружбы, взаимовыручки, доброго отношения к близкому, даже если это не родное существо.
Интересные темы
- Линдгрен — Пеппи длинный чулок Это история о жизнерадостной девочке, целеустремленной, с сильным характером. На краю одного из городов Швеции в старой усадьбе под названием «Курица» поселилась девочка с рыжими волосами
- Лесков — Левша В центре события, русский император Александр Павлович, который во время визита по Европе посещает Англию, там ему показывают изделие английских оружейников, крошечную стальную блоху. Он поку
- Пришвин — Изобретатель Произведение по жанру является коротким рассказом для детской читательской аудитории, повествующим об окружающей природе.
- Сказка Морозко Авторство детской сказки Морозко, принадлежит народу, варианты могут отличаться полнотой сюжетной линии, но мораль и смысл остаются неизменными.