Молчал, да вымолчал
Короткие скороговорки с буквой Ч для детей 1 класса.
***
Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи.
***
У нас в печурочке золотые чурочки.
***
На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.
***
Синичка, синичка — воробью сестричка.
***
Рябина-рябиночка, родима кровиночка.
***
Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
***
У барана рога кручены-перекручены верчены-переверчены
***
Ходит квочка около дворочка, водит деток — около клеток.
***
Точь и в точь, как мать в дочь.
***
Молчал, да вымолчал.
***
Пират чертёнка видит из бочонка.
***
Сетчатый сачок зацепился за сучок.
***
Человек часто смотрел на часы, стрелки часов показывали час.
***
Течёт речка,
Печёт печка.
***
На крючке – червячок,
Ловись плотвичка и судачок.
***
Скачут белочки-девчонки,
Скачут хвостики и чёлки.
***
В печи калачи, как огонь, горячи для кого печены?
Для Галочки калачи, для Галочки горячи.
***
Идёт по клеверу бычок.
Его бочок, как кабачок.
***
Вьётся недалечко реченька-река.
Маленькая речка — меньше ручейка.
***
Я ручку куплю у волшебника лично —
Такую, что пишет диктант на «отлично».
М. Пляцковский.
***
Чу! В чулане есть сверчок!
Чётко слышно: «Чок-чок-чок!»
***
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.
***
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
***
Галдят грачата на галчат,
Галдят галчата на грачат.
Посмотрите весёлое видео вместе с ребёнком. Вы услышите, как отрабатывать в речи звук «ч», с помощью известной скороговорки. Это небольшое стихотворение и спеть можно.
Упражнения на развитие дикции для взрослых и детей
Слушайте свою речь
Для того чтобы упражнения приносили как можно больше пользы, нужно знать, как звучит ваш голос. Для этого можно во время обычных бесед или во время чтения вслух записывать разговор на диктофон. А затем прослушивать свою речь и выяснять, над какими дефектами речи нужно начать работать в первую очередь. После определенного времени тренировок нужно снова сделать запись, чтобы оценить достигнутый результат. Запись нужно производить время от времени, до тех пор, пока вы не будете довольны звучанием своей речи.
Скороговорки для развития дикции
Скороговорки — это ритмические предложения, состоящие из набора слов, в которых часто встречаются определенная группа звуков или один звук. Многократное произношение скороговорок помогает научиться правильно произносить нужный нам звук.
Начинать тренировать дикцию следует с несложных скороговорок, постепенно переходя к более сложным. Вначале при произношении скороговорок следует научиться правильно и отчетливо выговаривать все слова и звуки. И только после этого можно начать работать над увеличением скорости произносимой речи.
«Классическое» упражнение для хорошей дикции
«Клаcсическое» упражнение является одним из самых эффективных, ведь не даром его используют со времен Демосфена и по сей день ораторы, студенты актерских училищ, дикторы, телеведущие и все, кто стремится сделать свою дикцию идеальной.
Суть данного упражнения заключается в следующем: в рот необходимо взять несколько небольших орехов и вместе с ними пытаться четко и выразительно произносить скороговорки, стихи или просто читать текст вслух. Вместо орехов можно использовать и другие преграды, например, пробку от вина, фасоль или вставить в рот горизонтально между зубами карандаш.
Если вы научитесь хорошо произносить речь с барьером во рту, то без него ваша дикция станет еще лучше.
Тренировка дыхания
Многие люди при длительном произношении речи сталкиваются с нехваткой дыхания и быстрой утомляемостью. От нехватки воздуха начинает ухудшаться качество речи, она становится прерывистой и не совсем четкой. Чтобы избавиться от этой проблемы, нужно тренировать диафрагму. В этом вам помогут следующие упражнения.
Тянуть гласные
Данное упражнение заключается в следующем. Нужно сделать глубокий вдох и на выдохе произносить непрерывно гласные звуки (ааа, ооо, ууу, эээ, иии), как можно дольше. Тренировать дыхание нужно до тех пор, пока не научитесь тянуть каждый гласный по 25 — 30 секунд.
33 Егорки
Чтобы выполнить этого упражнение, нужно набрать в легкие как можно больше воздуха и произносить следующую речь:
«На дворе, на пригорке стоят 33 Егорки». После чего начинаем перечислять Егорок: «Раз Егорка, два Егорка». И так, насколько у вас хватит дыхания.
Цель этого упражнения заключается в том, чтобы на одном дыхании добраться до 33-го Егорки.
Смотрите еще:
- Как побороть страх
- Как развить память
- Скороговорки для развития речи и дикции
И, конечно же, нужно помнить, что, для того чтобы улучшить дикцию и речь в целом, нужно заниматься регулярными тренировками. Ведь наш голос, как и музыкальный инструмент: для того чтобы он красиво звучал, на нем нужно научиться правильно играть, а на это у музыкантов уходит не мало времени.
Также для того, чтобы научиться красиво говорить, можете ознакомиться со статьей «Как развить свою речь».
Бонус: скороговорка для дикторов «Лигурия»
В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: «Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придёт бомбардир из Брандебурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!»
Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но грех — не смех, не уложить в орех. О Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей.
Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошёл, саше на шоссе Саша нашёл.
Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа — ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всём о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра — констатировал: «Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка».
Полезные советы:
- Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами.
- Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звуков « Р», «РЬ» в слогах, словах. Учим малышей выделять данные звуки в начале, середине и конце слов.
- Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
- Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
- Далее переходим к изолированному «рычанию», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
- Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
На сайте размещена только часть мнемодорожек со скороговорками. Чтобы получить весь комплекс, а это 70 ярких иллюстрированных карточек, напишите на почту [email protected]