Ставка на атомный подводный флот
Технология атомной энергетики слишком заманчива, чтобы не использовать ее в военных целях. Я даже не говорю об атомной бомбе, принцип действия которой тоже основан на цепной реакции деления атомов и выделении энергии. Просто в случае с бомбой, в отличии от энергетической установки, деление атомов бесконтрольное.
В дальнем автономном плавании и на боевом дежурстве атомные лодки хороши тем, что не вырабатывают столько шума, сколько дизельные, имеют больший размер и могут месяцами находиться на дежурстве в любой части мирового океана.
В начале 70-х годов основными игроками на рынке атомных субмарин были, как не сложно догадаться, СССР и США. Именно они сделали ставку на развитие атомного флота и немало преуспели в этом. Особенно, всем хотелось иметь больше лодок, способных нести баллистические ракеты.
Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами.
Размеры лодок постепенно росли и в результате титул самой большой подводной лодки в мире переходил от одной страны к другой. Один из самых знаменитых американских проектов получил название ”Огайо”. Эти лодки были способны нести до 24 межконтинентальных баллистических ракет. Ответом СССР была подводная лодка проекта 941. Условное название лодки было ”Акула”, но более известна она под именем ”Тайфун”. Про нее мы сегодня и поговорим.
Загадки про водных обитателей – об акуле
Загадки про акулу
Её боятся моряки, Проклятья шлют ей рыбаки. Пловцов как будто ветром сдуло. Тревожно всем: плывёт… (Акула)
Видя над водой плавник, Поднимают люди крик! И от страха сводят скулы. Дети, это кто? (Акула)
Зубы – сразу в три ряда. Попадёте в пасть – беда! Этот хищник знаменит Тем, что он – “морской бандит”. Очень хищная натура. Берегитесь встреч с … (Акулой)
У рыбы этой огромная пасть, Зубы остры, как ножи, В эту пасть боятся попасть Осьминоги, тюлени, моржи.
Рыба хищная и злая, В океане обитая, Всех стремится съесть она. Зубов острых пасть полна. Вот она хвостом вильнула. Угадайте, кто? (Акула)
Но всё же, самыми крупными жителями вод являются киты. Синий кит – наибольший из всех существующих ныне водных животных. Он достигает 30 метров в длину и весит около 150 тонн – это как 45 школьных автобусов. В пасти этого кита может поместиться даже слон. Интересно, что такое огромное животное, как кит, не имеет зубов, поэтому питается исключительно планктоном – мелкими водорослями и рачками, которые плавают близко к поверхности океана. Кстати, в нашем сайте можешь прочесть интересную сказку П. Ершова “Конёк-горбунок”, в которой вспоминается и чудо-юдо рыба-кит, на котором стояла целая деревня и в ней жили люди. Конечно, такое может произойти только в сказке. А вот загадки про водных обитателей с ответами позволят тебе узнать некоторые характерные особенности настоящего хозяина океанов
Давайте же отгадаем их! Если возникнут трудности, обратите внимание на то, что эти загадки – с ответами!
ТТХ подводной лодки ”Тайфун”
По максимальной подводной скорости лодки разной конструкции отличались не очень сильно и все они были способны передвигаться со скоростью примерно 25 узлов (около 45 км/ч). Зато советский великан мог нести боевое дежурство на протяжении полугода и погружаться на глубину до 400 метров, имея в резерве дополнительные 100 метров.
В носовой части располагались горизонтальные складывающиеся рули, а привод осуществлялся за счет двух семилопастных винтов, каждый из которых оснащался 190-мегаваттным ядерным реактором и турбиной мощностью 50 000 лошадиных сил.
Отдыхаешь себе, а мимо тебя проплывает ЭТО…
Экипаж этого монстра состоял из 160 человек, более трети из которых были офицерами. Условия размещения на борту были очень комфортными, если можно так говорить о подводной лодке. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Для матросов и старшин были предусмотрены маломестные кубрики, в которых были установлены умывальники и телевизоры.
Помимо этого, во все помещения подавался кондиционированный воздух, а в свободное от дежурства время экипаж мог посещать бассейн, спортзал, сауну и даже ”живой” уголок. Не боевая машина, а санаторий. Расскажите в нашем Telegram-чате, что думаете по этому поводу.
Хотя, боевого потенциала лодке тоже хватает. В случае ядерного конфликта ”Тайфун” может одновременно разрядить по противнику ”обойму” из 20 ядерных ракет (Р-39), каждая из которых будет оснащена десятью 200-киллотонными разделяющимися боеголовками. Этого достаточно, чтобы на долгие годы сделать необитаемой территорию, равную по размеру восточному побережью США.
Так устроена АПЛ «Тайфун» изнутри.
А это еще не все. Кроме мощного вооружения, на борту есть более двадцати обычных и реактивных торпед, а еще ПЗРК ”Игла”. Для того, чтобы ”заряжать” лодку, специально был создан корабль ”Александр Бракин”, рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок).
На данный момент в строю три атомные подводные лодки ”Тайфун”. Две из них в резерве, а одна используется для испытаний ракетного комплекса ”Булава”. Всего же с 1976 по 1989 со стапелей завода ”Севмаш” было спущено шесть лодок этого типа.
Популярные статьи
- Лучшие фильмы 2021 уже вышедшие в хорошем качестве
- 32 лучших триллера 2020-2021 — Новинки!
- Какие эротические фильмы стоит посмотреть?
- 20 китайских романтических сериалов-дорам
- 15 лучших скандинавских детективных сериалов
- Рейтинг секс-сцен из «Игры престолов»
- 20 лучших аниме о видеоиграх и геймерах
- Как бесплатно скачать платные приложения на iOS без джейлбрейка
- Лучшие игровые телефоны 2021 года
- Лучшие аниме с сильными главными героями
- Самые ожидаемые игры 2021 года для PC
- 44 мультсериала детства. Лучшие старые, но не забытые мультики 1990-2000
- Лучшие бесплатные игры для iPhone 2021 года
- 24 лучших аниме про волшебство и магию
- 20 лучших аниме про азартные игры
Как устроена подводная лодка ”Тайфун”
Лодка имеет просто огромные размеры. Длина ее составляет 173 метра, а ширина 23 метра. При этом полное водоизмещение составляет почти 50 тысяч тонн (втрое больше, чем у американского ”аналога”). Конструкция сделана немного нестандартной и вместо обычного параллельного расположения двух прочных корпусов, она имеет герметичные отсеки капсульного типа. Они созданы для торпедного отсека и центрального поста, а также примыкающего к нему отсека радиотехнического вооружения.
«Акула» отдыхает в порту.
Всего в лодке 19 отсеков, которые соединены между собой, а на случай всплытия из-под тощи льда носовая часть рубки была значительно усилены. Вокруг рубки предусмотрены специальные листы для того, чтобы ей не угрожал даже толстый слой льда.
Сложные загадки для взрослых
В случае если среди ваших друзей будут те, кому по вкусу больше сложные загадки, попытайтесь озадачить их сложными и нестандартными ребусами.
- Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит ее нарезать, но не поперек, а вдоль. Продавщица спрашивает: «Вы пожарник?» — «Да». Как она догадалась? (Ответ — мужчина был в форме)
- Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Ответ — пять минут)
- Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? (Ответ — время, температура)
- Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Ответ — нет, так как через 72 часа будет ночь)
- Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 час 40 минут, а другой — за 100 минут. Как это может быть? (Ответ — 100 минут – это и есть 1 час 40 минут)
- Какой возраст у ребенка самый хороший? (Ответ — когда вы уже не водите его за руку, а он еще не водит вас за нос)
- Что может путешествовать по миру, оставаясь в одном и том же углу? (Ответ — почтовая марка на конверте)
- На дереве сидело 10 птиц. Пришел охотник и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (Ответ — ни одной, остальные испугались выстрела и улетели)
- Что это, две руки, два крыла, два хвоста, три головы, три туловища и восемь ног? (Ответ — всадник, держащий в руках курицу)
- Вы проехали на машине две трети пути. В начале пути бензобак машины был полон, а сейчас он заполнен на одну четверть. Хватит ли бензина до конца пути, при аналогичном расходе? (Ответ — нет, так как 1/4 <1/3)
- Товар сначала подорожал на 10%, а потом подешевел на 10%. Какова его стоимость сейчас относительно первоначальной? (Ответ — 99%: после подорожания к 100% прибавили 10% — получилось 110%; 10% от 110% = 11%; затем от 110% отнимаем 11% и получаем 99%)
- Один глухонемой человек зашел в магазин канцтоваров, чтобы купить точилку для карандашей. Он воткнул себе палец в левое ухо и кулаком другой руки сделал вращательное движение около своего правого уха. Продавец сразу понял, о чем его просят. Потом в тот же магазин вошел слепой человек. Как он объяснил продавцу, что хочет купить ножницы? (Ответ — просто сказал, он ведь слепой, а не немой)
- Один студент рассказывает другому: «Вчера баскетбольная команда нашего колледжа выиграла встречу по баскетболу со счетом 76:40. При этом ни один баскетболист в этом матче не забросил ни одного мяча. (Ответ — играли женские команды)
- В подъезд одновременно зашли 2 человека. У одного квартира на 3-м этаже, у другого — на 9-м. Во сколько раз первый человек доедет быстрее второго? Примечание: они одновременно нажали кнопки в 2 лифтах, движущихся с одинаковой скоростью. (Ответ — обычный ответ: в 3 раза. Правильный ответ: в 4 раза. Лифты обычно ездят с 1-го этажа. Первый проедет 3-1=2 этажа, а второй 9-1=8 этажей, т.е. в 4 раза больше)
- На одной одесской улице было три портняжные мастерские. Первый портной рекламировал себя так: «Лучшая мастерская в Одессе!» Второй — «Лучшая мастерская в мире!» Третий «переплюнул» их обоих. (Ответ — «Лучшая мастерская на этой улице!»)
Сбиваем с толку:
Воробей может съесть горсточку зерна, а лошадь не может. Почему? (Воробей слишком маленький, чтобы съесть лошадь)
Перед каким простым смертным даже президент снимает шапку? (Парикмахер)
Какое слово самое длинное в русском языке? («Слово о полку Игореве»)
Подъём с глубины (1998)
Когда новый круизный лайнер отталкивается, пассажиры не подозревают об опасности. Мало того, что вор мирового класса (Фамке Янссен) пытается ограбить всех на борту вслепую, но когда чудовищное морское существо с щупальцами сталкивается с кораблем и оставляет его мертвым в воде, начинается паника. И это еще до начала кровопролития.
Стивен Соммерс («Мумия» ) написал и снял этот фильм о попкорне конца 90-х, который после выпуска оказался серьезным критическим и коммерческим провалом. Тем не менее, те немногие, кто видел Deep Rising, упали на него, и за последние пару десятилетий он получил статус культовой классики.
Когда появились подводные лодки
Первые подводные лодки появились еще в позапрошлом веке, но толку от них было не так много, и по сути они были нужны только для демонстрации технологий. Уже позже они стали настоящей боевой единицей. Сначала дизельные, потом атомные, но все равно очень опасные. Были даже случаи, когда они применялись не только в военных целях. Например, в первой половине прошлого века они применялись германской армией для того, чтобы топить мирные британские суда. Нельзя не отметить, что целью были именно суда, а не люди, которым давали покинуть корабль, но факт остается фактом.
Первым идею подводных лодок предложил Леонардо да Винчи, но позже он уничтожил свои чертежи, опасаясь ”подводной войны”. Тем не менее, уже в 1578 году англичанин Уильям Боурн описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур со шноркелем (вытяжная труба), воевавшую в Черном море.
Первые подводные лодки были примерно такими.
В России первые подводные лодки разрабатывались еще при Петре Великом, но их конструкции тоже были далеки от совершенства. А в первый раз в бою подводная лодка применялась в войне за независимость США (1775-1783 гг.) и называлась ”Черепаха”. Правда, она так и не смогла причинить вреда атакуемому судну. Она должна была закрепить мину на днище, но была обнаружена и пришлось взорвать ее просто так, чтобы скрыться.
Вплоть до 1944 года подводные лодки были в основном надводными кораблями. Из-за несовершенства конструкции они не могли надолго уходить под воду и использовали погружение только для того, чтобы пройти опасный участок или подготовить нападение. Уже позже они постепенно начали переходить на более долгое нахождение под водой, а сейчас это вообще не является проблемой, так как запас провизии на борту большой, системы жизнеобеспечения (кислород, переработка и так далее) хорошие, а запаса ядерного топлива хватает на месяцы автономного плавания.
Рискнули бы погрузиться под воду в такой «кастрюле»?
Загадки с подвохом — на логику с ответами
Заставьте сосредоточиться компанию или ребенка, максимально заинтриговав их следующими загадками на логику.
- Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Ответ — якорь)
- Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдет. Где он сидит? (Ответ — на ваших коленях)
- Росло 3 березы. На каждой березе по 7 больших веток. На каждой большой ветке по 7 маленьких веток. На каждой маленькой ветке – по 3 яблока. Сколько всего яблок росло на дереве? (Ответ — ни одного. Яблоки на березах не растут)
- Она может постареть всего за пару часов. Она приносит людям пользу, убивая при этом себя. Ветер и вода могут спасти ее от гибели. Что это такое? (Ответ — свечка)
- Когда барану исполнится восьмой год, что будет происходить дальше? (Ответ — пойдет девятый)
- Дикий кабан залез на сосну с четырьмя лапами, а спустился с тремя. Как такое может быть? (Ответ — кабаны не могут лазать по деревьям)
- Готовится новогодний ужин. Хозяйка подготавливает продукты. Что она бросает в кастрюлю, прежде чем закинуть туда продукты? (Ответ — свой взгляд)
- Представьте, что вы плывете по морю в лодке. Вдруг лодка начинает тонуть, вы оказываетесь в воде, к вам подплывают акулы. Что сделать, чтобы спастись от акул? (Ответ — перестать представлять это)
- Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (Ответ — веревка не была ни к чему привязана)
- Как 2 литра молока поместить в литровую банку? (Ответ — превратить его в творог)
- Какой болезнью на земле никто не болел? (Ответ — морской)
- Бочка с водой весит 50 килограмм, что нужно добавить, чтобы она стала весить 15 килограмм? (Ответ — дырку)
- На футбольный матч всегда приходил один и тот же человек. До начала игры он угадывал счет. Как он это делал? (Ответ — до начала игры счет всегда 0:0)
- Что поднимает вас наверх и опускает вниз, при этом постоянно находясь на одном и том же месте? (Ответ — эскалатор)
- В одной руке мальчик нес один килограмм железа, а в другой столько же пуха. Что было тяжелее нести? (Ответ — одинаково)
Загадки для детей про водных обитателей с ответами
Загадки о рыбах
Есть крылья, а не птица,
Нет ног, а не догонишь. (Рыба)
В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт. (Рыба)
Ты подумай над вопросом:
Кто совсем не дышит носом,
Ни на суше, ни в воде –
Нигде. (Рыба)
У маленькой скотинки
Сто серебряных монеток в спинке. (Рыба)
Не хожу и не летаю,
Хоть и перья на груди.
Я бываю золотая –
В сказку Пушкина гляди. (Рыба)
Она и сёмга, и треска,
И дикая пиранья…
Плывут, плывут –
А я никак
Не вспомню все названья.
Уплыла в дальние моря,
Ни слова мне не говоря… (Рыба)
Звал меня царь,
Звал государь
К ужину, к обеду:
Но я в море живу,
По земле не хожу,
На небо не гляжу,
Звёзд не считаю,
Людей не знаю. (Рыба)
Говорят, что ловля рыбы – очень интересное и полезное занятие. Более того, мясо рыбы является одним из самых полезных продуктов питания. И если ты хотя бы раз побывал на рыбалке, то с лёгкостью разгадаешь следующие загадки. Хотя все загадки с ответами, постарайся сразу в них не заглядывать.
Глубокое синее море (1999)
Пытаясь найти лекарство от болезни Альцгеймера, доктор Сьюзан Макалестер (Шафран Берроуз) экспериментирует с тканями мозга генетически измененных акул мако на удаленной исследовательской станции. Когда исполнительный спонсор (Сэмюэл Л. Джексон ) приезжает на экскурсию по объекту, что-то идет не так, и мутировавшие акулы начинают атаковать ученых. В меньшинстве из-за гиперинтеллектуальных акул, Макалестер и команда оказываются в отчаянной битве, чтобы помешать им вырваться в открытое море и захватить планету.
Этот явно нелепый шарнир Ренни Харлина (Крепкий орешек 2 ) — это своего рода тупой, концептуальный объект создания, который, к сожалению, вышел из моды.
матрос, капитан, адмирал, кок, бескозырка, бушлат, китель, перископ, якорь, маяк, парус, флаг, танкер, лоцман, сухогруз, китобой, ледокол, мель, водолаз, аквалангист, непун, шторм, озеро, леска, поплавок, удочка, бычок, байдарка
1. Он, как рядовой в пехоте,
Служит рядовым в Морфлоте.
Не привык он вешать нос!
Он в тельняшке! Он — …
2. Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль …
3. Он на мостике стоит
И в бинокль морской глядит,
Не страшит девятый вал —
Крепко держит он штурвал.
Он на судне — царь и пан.
Кто же это? …
4. Закрепляют ловко тросы,
Драят палубу матросы —
На борту у них аврал!
— Моряки, вы гостя ждёте?
— Да! Главнейшего на флоте!
Едет в гости …
5. Он и повар, и моряк.
Звать его скажите как?
Всё по-флотски, кашу, сок
Приготовит вкусно …
6. Кто готовит всё по-флотски:
Макароны, борщ и клёцки,
Кашу, блинчики, компот,
Кухню камбузом зовёт?
Приготовит пищу в срок
Корабельный повар — …
7. Если этот флот военный,
То тогда уж непременно
На судах его матросы
С ленточками это носят.
8. Куртки моряков из ваты
Называются …
9
Носит офицер-моряк
Строгий, форменный пиджак,
И не важно звание.
Как пиджака название?
10. Капитан, на парад
Белый надевай наряд.
Будний день наступит, так
Чёрный ты надень пиджак.
У пиджаков название
Одно
Не важно звание.
11. Под водой подлодка ходит.
Что на море происходит?
Капитану и со дна
Даль морская вся видна
В глаз, что поднят над волной.
Как зовут прибор такой?
12. Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
Cудно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
13. Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
14. Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
15. Я — верёвка для причала,
Завершение начала,
Делу всякому венец,
А зовут меня …
16. Чьи на море корабли?
Из какой страны они?
Чтобы это знать могли
Капитаны, боцманы,
Эти разные квадраты
Прицепляют на канаты
И на мачтах поднимают.
Семь ветров их раздувают.
17. Если входят корабли
В порта акваторию,
Нужно, чтоб их провели
Водной территорией,
Ведь фарватер, как река.
Как зовут проводника?
18. Это судно у причала
В трюмы нефти накачало.
Трюм побольше бака в танке.
И зовётся судно …
19. Поднимает якоря,
Возит грузы за моря,
Только лишь сухие грузы:
Бочки ящики, арбузы…
Не берёт он жидкий груз.
Это судно — …
20. Оснащён он гарпунами,
Ходит в море за китами
И везёт китов домой.
Это судно — …
21. Разбивая толстый лёд,
Он один вперёд идёт,
А уже за ним потом
Корабли идут гуськом.
22. За борт глянь, не видно дна.
Вот так моря глубина!
Дно всё ближе, ближе, ближе…
Ой! На что мы сели днищем?
23. Кто скафандр надевает,
Кто на глубину ныряет
И в ботинках со свинцом
Ходит там по дну пешком?
24. Как у гуся ласты на его ногах,
Он обычно в маске или же в очках,
Сзади — два баллона, в баллонах — кислород,
Он как будто рыбка, под водой плывёт.
25. Он морских просторов царь,
Океанов государь,
Он русалок повелитель,
Он морских глубин хранитель,
Бухт спокойных и лагун.
Это — грозный царь …
26. Зол Нептун! С русалкой в ссоре,
Если так бушует море.
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …
27. Туч нагнал сердитый ветер.
Небо в тучах, нет просвета,
И разбушевалось море
Всем судам морским на горе.
Ночь настала прямо днём.
Как мы это назовём?
28. Меньше, чем море,
Больше, чем пруд.
Как водоём
Этот средний зовут?
29. Нужна мне для рыбалки нить.
Хотел у продавца спросить,
Мол, есть она ль в продаже тут,
Да позабыл, как нить зовут.
Вспотел мой нос до блеска.
Я вспомнил! Это — …
30. Клюнет рыба червячка,
Что на острие крючка,
И тогда предмет, как мячик,
По волне морской заскачет.
Рыба сделает рывок —
Под волною …
31. Взял мальчишка хворостинку,
Прицепил к ней паутинку.
Маленький крючочек,
Красный поплавочек
И свинцовое грузило
К хворостинке прицепил он —
Вот и весь набор снастей.
Чем он ловит карасей?
32. Он — рыбёшка, потому
Никогда не скажет «му».
Но малёк иль старичок,
Всё равно зовут …
33. В походы ходят водные туристы
Не по тропинкам, а по речкам чистым.
Скользит плавсредство, рассекая носом гладь,
Туристы как ту лодку будут называть?ОТВЕТЫ:
1. МАТРОС. 2. КАПИТАН. 3. КАПИТАН. 4. АДМИРАЛ. 5. КОК. 6. КОК. 7. БЕСКОЗЫРКА. 8. БУШЛАТЫ. 9. КИТЕЛЬ. 10. КИТЕЛЬ. 11. ПЕРИСКОП. 12. ЯКОРЬ. 13. МАЯК. 14. ПАРУС. 15. КОНЕЦ. 16. ФЛАГИ. 17. ЛОЦМАН. 18. ТАНКЕР. 19. СУХОГРУЗ. 20. КИТОБОЙ. 21. ЛЕДОКОЛ. 22. МЕЛЬ. 23. ВОДОЛАЗ. 24. АКВАЛАНГИСТ. 25. НЕПТУН. 26. ШТОРМ. 27. ШТОРМ. 28. ОЗЕРО. 29. ЛЕСКА. 30. ПОПЛАВОК. 31. УДОЧКА. 32. БЫЧОК. 33. БАЙДАРКА.
Автор загадок и рисунка: Валентина Черняева,
специально для детского портала «Солнышко»
Опубликовано 25 января 2013 года.
Архив комментариев к публикацииМорские загадки28.01.2013, 02:08Ирина31.01.2013, 09:06катя04.02.2013, 19:25Виноградинка11.02.2013, 20:13Ксюша17.02.2013, 09:10Светлана16.05.2013, 07:27Катя02.11.2015, 23:48Валентина Черняева
Логические загадки с подвохом
Короткие логические загадки с подвохом могут быть интересны как для детей, так и для умственной разминки взрослых.
- Могут ли на яблоне быть яйца? (Ответ — да, в птичьем гнезде)
- Можно ли зажечь обычную спичку под водой, чтобы она догорела до конца? (Ответ — да, в подводной лодке)
- Что в огне не горит и в воде не тонет? (Ответ — лед)
- Где вода стоит столбом? (Ответ — в стакане)
- Какой ключ не может ни отомкнуть, ни бить? (Ответ — нотный)
- У тридцати двух воинов один командир. (Ответ — зубы и язык)
- Что не может увеличить лупа в треугольнике? (Ответ — углы)
- Где впервые был обнаружен картофель? (Ответ — земле)
- Чтобы начать его использовать, его необходимо разбить. (Ответ — яйцо. Его используют для приготовления пищи)
- Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Ответ — из пустой)
- Как найти прошлогодний снег? (Ответ — выйти на улицу сразу после начала Нового года)
- Что своим детям всегда дает только отец, и что никогда им не сможет дать мать? (Ответ — отчество)
- Какое самое длинное слово на русском языке? (Ответ — Слово о полку Игореве)
- Чем можно поделиться только один раз? (Ответ — секретом)
- Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (Ответ — яма)
Загадки про водных обитателей – о ките
Загадки про кита
По просторам океана
Проплыла гора с фонтаном,
Развела хвостом волну,
А затем ушла ко дну.
Но, смотри – опять плывёт,
На спине фонтанчик бьёт.
Всех, конечно удивит
Чудо-юдо рыба…(Кит)
Через море-океан
Плывёт чудо -великан,
А ус во рту прячет. (Кит)
Через море-океан
Плывёт чудо-великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит)
Крупнее, чем индийский слон,
Живёт в воде, там ест и спит.
Как рыба, но не рыба он,
Гигант морской зовётся… (Кит)
Через океан
Плывёт великан,
Никого не боится,
А ус во рту прячет. (Кит)
Плывёт огромная гора,
От неё идёт волна.
На её спине есть кран –
В небо бьёт большой фонтан. (Кит)
Ест он только лишь планктон,
Весит очень много тонн.
Вверх воды фонтан летит,
Большой имеет аппетит.
Кто же это, дети? (Кит)
Через море-океан
К нам плывёт живой фонтан. (Кит)
Помимо кита, усы есть и у сома, который живёт в пресных водах. Голова у сома большая и приплюснутая, рот огромный с мелкими зубами, на верхней челюсти – два длинных усика и несколько усиков – на нижней. Но сом, хоть и большая рыба, но намного меньше кита. Сом весит до 50 килограммов, а в длину может достигать более двух метров. Сом предпочитает жить в омутах и ямах на дне водоёма, а ночью выходит на охоту. Давайте же начнём разгадывать загадки про сома!
Неакустика: от магнитометров к обнаружению с помощью РЛС
Кроме акустических способов обнаружения, всё большую роль играют неакустические. Главной проблемой подлодок здесь является авиация. С авиацией имеет место следующая картина.
Когда-то, во время Битвы за Атлантику, основным средством поиска подлодок американскими и британскими патрульными самолётами была РЛС – немецкие лодки, до изобретения шнорхеля, вынуждены были двигаться в надводном положении.
Тем не менее потребность обнаруживать лодки в подводном положении тоже существовала. И ещё в ходе Второй мировой в ВМС США появились первые летательные аппараты, оснащённые магнитометром – патрульные дирижабли. С этих летательных аппаратов магнитометры и перекочевали на самолёты.
После Второй мировой войны, когда у советских ДЭПЛ уже были устройства РДП (работа дизеля под водой), магнитометр стал одним из главных инструментов американской патрульной авиации. Долгое время патрульные летающие лодки Martin P5M Marlin летали на поиск советских подлодок в свои длительные 10–12 часовые вылеты, буквально пропалывая океанские просторы магнитометром, дальность обнаружения которого в те годы исчислялась сотнями метров.
«Марлин» мог также обнаруживать устройства РДП с помощью РЛС, но дальность такого обнаружения не превышала 10 миль. И только обнаружив подлодку с помощью РЛС или магнитометра, экипаж «Марлина» применял радиогидроакустические буи. Чуть позже к акустическим средствам добавились взрывные источники звука (ВИЗы), которые «подсвечивали» лодку-цель ударной (низкочастотной) волной. Это подняло дальность обнаружения лодки буями. А к неакустическим средствам добавились детекторы отработавших газов дизельного двигателя, позволявшие засечь работу дизеля.
В 70-х, уже на «Орионах», появились первые системы инфракрасного обнаружения.
Левиафан (1989)
Когда генеральный директор крупной корпорации (Мэг Фостер) нанимает геолога Стивена Бека (Питер Веллер) для наблюдения за подводной добычей полезных ископаемых, он вместе со своей командой направляется в глубины океана. На дне моря команда натыкается на затонувший корабль и исследует его, только чтобы вернуть вредную форму жизни к себе. Поскольку существо убивает членов экипажа и заставляет их гротескно мутировать, Бек должен спасти всех, кого может, и вернуться на поверхность, прежде чем судно будет настигнуто.
Беззастенчиво копируя элементы из фильмов Джона Карпентера « Нечто» (1982) и «Чужой» (1979), Левиафан — тупое, отвратительное развлечение, такое же заразительное, как и его центральный мягкий зверь.
Попытка прорыва
Для окончательного раскрытия темы покажем, как сложно будет прорваться нашей подлодке или группе подлодок через развёрнутую на ТВД систему противолодочной борьбы, на примере Северного флота.
В реальности рубеж ПЛО НАТО начинался от наших баз еще в 80-х гг. Есть известный пример норвежских ПЛ, еще старых «Коббенов», осуществлявших боевые службы путем лежки на грунте возле наших баз (где поразить их могли только морские тральщики ВМФ с высокочастотными ГАС и РБУ, но и то – только с «пистолетных дистанций»).
Далее шли позиции ПЛА ВМС США, а в Норвежском море начинался SOSUS и самолеты БПА.
Мало? Однако, если мы добавим «подсвет», а первый факт его применения был зафиксирован еще в середине 80-х гг., то фактор малошумности новых АПЛ ВМФ просто «обнуляется».
К этому добавим возможности РЛС самолетов ПЛО противника и малые глубины Баренцева моря, крайне затрудняющие скрытное развертывание наших АПЛ в условиях противодействия самолетов (и спутников) со специальными РЛС.
В таких условиях и сбалансированному флоту было бы непросто обеспечить развёртывание своих ПЛ, что уж говорить о несбалансированном с «креном» в сторону подплава.
Представим себе, однако, подобную ситуацию.
Итак, у нас есть недофлот из сил ОВР (тральщики, малые корветы), корветов размером побольше, способных искать подводные лодки на большом удалении от берега, на аэродромах дежурит истребительная авиация, чтобы прикрыть корабли по запросу, есть и ударная авиация, способная в теории наносить удары по надводным кораблям. А вот «плавучих мишеней» – авианосцев, ударных ракетных кораблей дальней морской зоны, у нас нет.
Каким будет первый итог? Первый итог будет такой: за пределами дальности обнаружения загоризонтных РЛС надводные силы противника будут действовать свободно. Это касается и кораблей, выполняющих противолодочные задачи, и защищающих их от удара с воздуха ракетных кораблей. При этом противник вынужден будет опасаться только авиаудара с берега. Но нам надо будет сначала найти его корабли, которые не заходят в полосы пролёта наших спутников, а авиаразведчиков сразу же сбивают. Вот примерно как это будет выглядеть.
При этом тральщики не помогают, их просто уничтожают с воздуха проскакивающие на малой высоте палубные самолёты, стартующие с авианосца восточнее Нордкапа, где-то во фьордах, где без своего флота мы его не можем ни найти (и гипотетические ракетоносные самолёты с «земли» никуда не летят), ни, соответственно, уничтожить. В итоге лодки попадают под многочисленные удары в нескольких милях от берега, и больше их противник не отпускает.
Смотрим примерно разницу в условиях, когда «тяжёлый флот есть.
Здесь наши «тяжёлые» силы есть и действуют. В чёрном круге – зона оспариваемого господства – там наши фрегаты, БПК, крейсера и, в правильном варианте, авианосцы, вместе с противолодочной и ударной (штурмовой или ракетоносной) авиацией с «земли» ведут встречное сражение с противником, обеспечивая в своём тылу зону господства и возможность лодкам развернуться на ТВД.
Теперь противник не может использовать корабли гидроакустической разведки также свободно, как и раньше. Их будут искать и уничтожать. Вести в Баренцевом море противолодочную борьбу на системной основе противник не сможет вообще. В Норвежском – сможет, только преодолев противодействие ВМФ. Конечно, тральщики с современными (в том числе высокочастотными) ГАС и НПА, способные не только обнаруживать мины, но и донные гидрофоны противника, оказались бы очень кстати. Их, к сожалению, сегодня нет (в том числе на Северном флоте с основной группировкой МСЯС – ни одного). Но факт в том, что нам нужны далеко не только они и корветы с базовой авиацией.
Донные системы освещения подводной обстановки в наше время
Речь идет о быстроразвертываемых (с ПЛ и самолетов) системах. Ключевой их проблемой в прошлом была классификация. В SOSUS задача решалась на берегу, что требовало дорогостоящих высокотехнологичных кабелей от антенн до береговых центров.
Примером автономного выставляемого обнаружителя является наш буй МГС-407. Однако обнаружение целей производилось в диапазоне средних частот, а классификация была самая примитивная – по превышению порогового уровня. Соответственно дальности обнаружения таких буев были очень малы.
Использование низких частот (и ДС «портрета цели») приводило не только к резкому увеличению стоимости, но и необходимости загрузки фактически секретных разведданных, что при условии выставления их в водах противника было прямой предпосылкой для их раскрытия противнику.
Переход с пассивного обнаружения на «подсвет» позволил решить эту проблему. В «мозг» выставляемого буя загружается минимальная информация, обеспечивающая только работу (синхронизацию) с «подсветом».
Таким образом, противник получил возможность развертывания стационарной сети обнаружения вблизи наших баз. И, более того – интегрирования их развернутыми там же минами (пример – Hammerhead не убийца «Посейдонов», он убийца их носителей).
Таковы составляющие системы противолодочной борьбы на ТВД, организованной по американским стандартам. Будь у нас конфликт отдельно с Японией или Турцией, США, даже не участвуя в войне против нас напрямую (как, скорее всего, и будет), обеспечат любого нашего противника всей имеющейся информацией о подводной обстановке на ТВД. А где-то и лодку «втихую» потопят, если потом всё можно будет отрицать.
Стоит рассмотреть реальный и свежий пример того, как это работает.