Рќрѕрірѕрірѕрґрѕрёрµ с€сѓс‚рѕс‡рѕс‹рµ сѓс‚рёс…рё, рѕрµр±с‹р»рёс†с‹, рісђсѓс€рєрё

Главные отличия небылиц от путаниц

Основное определение, которое дает множество словарей, говорит о том, что небылица – это прибауточное повествование сказочной истории с невероятными происшествиями.

Одним из популярных видов такого жанра являются путаницы или перевертыши.

Чтобы различать два этих понятия, выделим их основные отличия:

  • Небылица способна создать ирреальный мир бытия, показать настоящие события, которые были ранее в другом порядке. Путаница же расскажет про упорядоченные события, однако перестроит их, изменит, будет с ними играть.
  • Принцип, по которому строится путаница, основан на переворачивании и искажении действительности: в небылицах же не применяются столь радикальные приемы.
  • Авторы склонны приписывать животным несуществующие черты: они могут издавать «неправильные» звуки или жить неестественным образом. Например, в перевертыше четко будет видно, как медведь не впадает в спячку, а целую зиму охотится за зайцами.
  • Небылицы часто пишутся в лицах, то же самое можно сказать про путаницы, но есть отличие. Перевертыши основаны на игре детской фантазии и не всегда необходим персонаж, чтобы это продемонстрировать.

Небылица похожа на путаницу, однако является главенствующей в системе жанров фантазийного фольклора народного творчества.

Придумать такое произведение можно самостоятельно: подберите несколько синонимов к словам, означающим смешные действия, после чего распишите историю с использованием небывалых сюжетов.

Важно! Некоторые путаницы могут быть мрачными, они также полезны для развития фантазии и мышления ребенка. Взрослые также могут сочинить оригинальные рассказы и несуществующие истории с описыванием комичных, неестественных сюжетов

Взрослые также могут сочинить оригинальные рассказы и несуществующие истории с описыванием комичных, неестественных сюжетов.

Небылицы для детей

Что такое небылицы? Это нелепицы, перевертыши, путаницы, это стишки или рассказы, в которых повествуется о чем-то таком, чего не может быть на самом деле. Они помогают оценить образное и логическое представление ребенка об окружающем мире. Небылицы были придуманы очень давно. Их сочиняли для праздников и просто так, чтобы развеселить детей и взрослых. Ни одно гулянье не обходилось без этих забавных стишков.

Мамонт и папонт гуляли на речке, Бабант и дедант лежали на печке. А внучок сидел на крылечке И сворачивал хобот в колечки.

***

Жучка булку не доела – Неохота, надоело. На островок налетел ураган. На пальме остался последний баран.

***

Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки. З. Александрова

*** Дождик греет, солнце льётся. Мельник мелет воду в колодце. Прачка на печке стирает корыто. Бабушка в речке поджарила сито.

***

Утром был я очень рад, С крана лился лимонад! Пил до вечера, устал, В школу чуть не опоздал.

***

Мимо нашего квартала Бабка в ступе пролетала. Курс взяла, наверняка, В Сочи бабушка Яга!

***

К нам влетело НЛО Весом целых сто кило! Выгонял я весь обед Неопознанный объект!

***

Плыл я как-то на полене По реке широкой Лене. Оттого, что был рассеян Очутился в Енисее!

***

На березе сидит заяц, Книжку вслух читает. Прилетел к нему медведь, Слушает, вздыхает.

***

Рано утром, вечерком, Поздно, на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете.

***

Гром гремит по улице. Едет поп на курице! Тимошка на кошке по кривой дорожке! Сел задом наперед и поехал в огород!

***

Злой кабан сидел на ветке И чирикал со своей соседкой Как вчера он у болота Встретил синего бегемота Тот взобрался на сосну И хотел поймать лису.

***

Ложка прыгнула в тарелку А тарелка побежала И упала с самовара В самоваре был чаек Он разлился на полок.

***

Плыли по реке Тигры в дуршлаке, А за ними слон На коне верхом.

***

Сейчас теплое лето Все люди в шубы одеты, На снегу цветут цветы, Греются на травке Тюлени и моржи.

***

Ванюша-простота Купил лошадь без хвоста. Поехал жениться, Привязал корытце. Корытце ломается, Жена улыбается.

***

Пошел зайка в магазин Он купил там лимузин И катает он в лесу Волка, белку и лису!

***

Вы послушайте ребята, расскажу я вам секрет. У меня живет дракончик, ему целых 10 лет! Мы с ним ходим на прогулку, Мы с ним ходим на обед. Любит он с вареньем булку Заедать мешком конфет.

***

Мурзик вылепил из снега Двухколёсную телегу. Запряглись в нее собачки, Повезли кота на скачки.

***

Лошадка травку ела, ела, И ей травка надоела. В магазин пришла Лошадка И купила шоколадку.

***

Лает кошка из лукошка, На сосне растёт картошка, Море по небу летит, Волки съели аппетит. Звонко квакают утята, Тонко квакают котята. Проползла змеёю луковица, Получилась перепутаница. В. Бурыкина

***

Волк работал пастухом На «Дошкольной ферме». Ездил с огненным кнутом На корове вредной. Пас детишек-непосед На конфетном поле. Им рассказывал секрет, Как учиться в школе. А ребята-сорванцы В поле рвали огурцы, Угощали пастуха И смеялись: «Ха-ха-ха!»

***

Ехала деревня Мимо мужика. Вдруг из-под собаки Лают ворота. Он схватил дубинку Разрубил топор. А по нашей кошке Пробежал забор.

***

Жили-были Дед да баба С маленькою внучкой, Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А хохлаткою они Звали жеребёнка, А ещё была у них Курица Бурёнка. А ещё у них была Собачонка Мурка, А ещё – Два козла: Сивка да Бурка! Ю.Чёрных

***

Два весёлых карапуза, На печи усевшись ловко, Рвали с яблони арбузы, В море дёргали морковку. На ветвях созрели раки, Семь селёдок и ерши. Все окрестные собаки Ели брюкву от души

***

Едет на лисе Курица верхом, Бежит кочан капустный С зайцем кувырком. Ловит щука в море Сетью рыбака, Плавает корова В крынке молока. Зернышко пшеницы Воробья клюет, А червяк ворону В коробочке несет.

***

Как-то летом на опушке Куковали три лягушки. К ним зайчонок прибежал, Клюв открыл и замычал. Пролетал над ними лось. (Лосю что-то не спалось.) Крикнул громко лось с небес: — Тише, братцы, это лес!

***

Вот послушайте, ребята, Нескладуху буду петь, Летит бык на аэроплане, Петух пашет на свинье. Летит боров на заборе, Листья мерит на аршин, На иголку собирает, Чтобы не было морщин. Лежит корова на канаве, Опоясавшись квашнёй, Тесто месит и взбивает, Заправляет лебедой.

***

Повар готовил обед, А тут отключили свет. Повар леща берет И опускает в компот. Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье. Мешает суп кочережкой, Угли бьет поварешкой. Сахар сьплет в бульон, И очень доволен он. То-то был винегрет, Когда починили свет.

Читать другие небылицыПословицы для детей 1 и 2 класса

Как придумать короткую небылицу для детей 2 класса?

Мы долго думали, и вот, что получилось:

У нас за окошком на высокой банановой пальме живет очень симпатичный толстенький бегемот. Он построил себе уютное гнездышко, где есть не только телевизор, но даже холодильник. А недавно туда провели интернет. По выходным бегемот летает к своим друзьям, которые живут неподалеку за городом в деревне на крышах домов. Местные жители их очень любят, даже иногда подкармливают с ладошки печенками.

Вот такая абракадабра. Но нам за это сочинение даже поставили «Умничку», так как оценок во втором классе пока нет.

Ребенок даже дополнил небылицу рисунком, примерно таким:

Жил-был котенок, у которого не было дома и который всегда хотел есть. Однажды его посетила гениальная мысль: а почему бы не поселиться в скворечнике? Недолго думая, котенок стал проживать в нем: ему было теперь тепло и сытно, да так хорошо, что даже на улицу выходить не хотелось.

Так и жил котенок, так и стал он однажды котом, который теперь и не смог бы выйти на улицу, ибо не пролез бы через отверстие в скворечнике.

Однажды ему стало там настолько тесно, что он принялся истошно орать. Мы с ребятами залезли на дерево, сняли скворечник и разобрали его по доскам. В конце концов мы спасли совершенно кубического кота, который живет теперь у меня в доме. Он милый и хороший, но очень любит есть (особенно арбузы необычной формы). Назвали мы его Кубиком.

Небылица может быть такая:

Наконец наступили выходные дни. Коля и Саша взяли лыжи и пошли в лес кататься. Было снежно. Накатавшись вволю, мальчики решили слепить снеговика. Слепили большой снежный ком, затем поменьше, наконец, самый маленький. Поставили их друг на дружку, из веток сделали глаза, нос и рот, а также руки.

Усталые, но довольные своей прогулкой, мальчики решили вернуться домой. Дома они решили нарисовать снеговика, которого они слепили в лесу. Вдруг снеговик улыбнулся и подмигнул им.

Мальчики решили повесить рисунок в рамку. Получилось очень красиво.

Перед сном снеговик пожелал мальчикам спокойной ночи и сказал, что завтра они снова обязательно увидятся.

Что бы придумать небылицу нужно иметь хорошую фантазию.

Можно придумать что-то вроде:

Мой кот, когда вчера пошел выгуливать собаку на поводке встретил старого друга воробья и тот рассказал ему увлекательную историю о далеком острове. На этом острове растут пальмы на которых вместо плодов шоколадки и конфеты. И когда воробей полетит зимовать в теплые края, он обязательно возьмет с собой своего друга кота.

Небылицы примечательны тем, что никто не поверит тому что произошло это. Например:

Ходили вчера с родителями на грибы и увидели динозавра. Он был совсем мирный, жевал траву. Мы угостили его грибами забрали его домой. Теперь у нас есть домашний динозавр.

Вот неплохая небылица, как раз для ребенка.

Купили мне сотовый телефон, а смотрю а оказывается там можно позвонить супергероям из комиксов. Поболтали мы с ними неплохо. Железный человек обещал подарить мне ноутбук, а человек паук покатать на себе.

Для начала немного разберемся в терминологии. Небылица — это рассказ о том, чего не было или чего вообще не может быть. Значит полет фантазии ограничен только детским восприятием. Итак, попробуем:

«Как-то раз мама наругала меня за разбитую вазу, а разбил я ее совсем нехотя, и запретила мне идти гулять. Сидел я у окна, смотрел на птичек и думал: вот бы стать представителем пернатых, парить себе по облакам, разбивать сколько угодно ваз и ничего за это не получать.

Не знаю как, но одна птичка отозвалась мне — начала чирикать на своем птичьем и предложила на время стать ею. Я не поверил, но решил последовать ее совету: она сказал, что если глаза открыть, то можно взлететь.

И вы знаете что? Я закрыл глаза, мое тело стало легче раз в 100, ноги не ощущали стула. еще секунда и. я снова разбил вазу.

Зато мама, как увидел осколки двух ее любимых ваз, отпустила меня с дома со словами «Там ты хоть вазу не разобьешь!». Так я последовал совету птички и стал свободным, как мне и обещали!»

Какая пословица или поговорка понравилась тебе больше всех. Объясни ее смысл.

Все пословицы и поговорки отображают большую мудрость народа.

Мне понравилась пословица «Цыплят по осени считают».

Это значит, что главное – конечный результат.

Именно он является показателем всех проделанных дел.

Не нужно делать выводы о каком-либо событии, явлении, деле, пока не дождешься результатов.

Произошла эта поговорка в процессе наблюдений наших предков за окружающим миром.

Они заметили, что многие из цыплят, которые родились летом, часто до осени не доживали.

Причиной этого могли быть, как болезни, так и зловещие хищники.

Эта пословица и сегодня популярна, как в литературе, так и в устной речи.

Разные детские небылицы для школьников 1, 2, 3, класса

 
Небылицы это забавные стихотворения, в которых правда искусно переплетена с выдумкой. Часто в них описываются события, которые в реальной жизни никак невозможны

Для чего же нужны небылицы, и почему они так нравятся детям? Эти, на первый взгляд нелепые и легкомысленные стишки невероятно полезны! Они развивают детскую фантазию, чувство юмора, способствуют расширению кругозора, тренируют память и внимание, оттачивают логическое мышление.
 
Судя по тому, что такой жанр, как небылицы или нелепицы придуман очень давно, наши предки прекрасно знали об их пользе. Свидетельство тому – множество сохранившихся народных небылиц

Ведь в такой игровой форме детям гораздо легче запоминать новую информацию и познавать закономерности окружающего мира.
 
Представляем вам подборку небылиц для детей разного возраста, коротких и длинных, попроще и посложнее. Они могут пригодиться для длинной дороги, беседы на прогулке, их можно использовать в различных конкурсах и викторинах, с ними можно просто весело и с пользой провести время.
 
Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.
 
***
 
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
И рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.
 
***
 
Небывалая сторонка
На сторонке той медведи
Грустно лапу не сосут.
Пчелы добрые соседи,
Им в подарок мед несут.
Волк живет там недалече,
Но его не слышен вой,
Он не трогает овечек,
Он питается травой.
Что там шапка-невидимка!
Здесь повсюду чудеса:
Подивись, как спят в обнимку
В норке зайчик и лиса.
Как же не мечтать об этом?
Все живут в согласье там?
Мыши ходят за советом
К добрым ласковым котам.
 
***
 
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сьплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.
 
***
 
Плыл по морю пароход,
Рыбы плавали в реке,
Кот мурлыкал на песке,
По тропинке пешеход
Шел с кошелкою в руке,
Шел, шел, шел …
Вдруг поднялся сильный ветер,
Перепутал всё на свете,
И на том же самом месте:
Плыл по морю пешеход,
Кот барахтался в реке,
Рыбы грелись на песке,
По тропинке пароход
Шёл с кошёлкою в руке.
Вот!
Р. Фархади
 
***
 
С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землей арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
-Я горчица, я лимон!
Я закрылся на ремонт!
Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!
 
***
 
Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.
 
Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.
 
Волк за облаком летит,
Пляшут мыши в кружке.
А на дне реки сидит
Под зонтом лягушка.
 
Над веселой небылицей
Солнце синее резвится.
А в зеленых облаках
Слоник ездит на коньках.
Ирина Гурина
 
***
 
Я, ребята, как-то раз
Подружился с карасём.
Приходил ко мне карась
Поболтать о том о сем.
Он умел плясать гопак,
Песни пел народные
И готовить был мастак
Блюда превосходные.
Шил, вязал и вышивал —
Крестиком и гладью.
Как он это успевал —
Не могу понять я.
Был во всех делах он смел
За любое брался…
Только плавать не умел
И воды боялся.
 
***
 
Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!
 
***
 
Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка.
 
***
 
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка ,
А ещё была у них
курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё —
два козла:Сивка да Бурка!
Юрий Чёрных
 
***
 
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидьши росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
 

Короткие небылицы для детей

Дед кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.

***

У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

***

Как по речке по Волжанке
Соловей плывёт на палке.
Сел на доску тонкую —
Развёл гармошку звонкую.

***

Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж!

Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается,
Агафон на печи обувается.

***

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

***

Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.

***

Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.

***

В новой-то деревне
Дивное диво:
Утка-то в юбке,
В синем полушубке.
Корова в рогоже —
нет её дороже.
Петушок в сапожках,
Курочка в серёжках.
***

Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

***

Чепуха, чепуха,
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.

***

Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.

***

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В это воскресенье.

***

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

***

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

***

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

***

Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
— Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

***

По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

***

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.

***

Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Небылицы, придуманные детьми

Цель: придумывание небылиц самими детьми

После непродолжительного знакомства с «перепутаницами» полезно предложить ребятам придумать небылицы. У некоторых получаются очень интересные, смешные и понятные другим детям короткие тексты, как, например, сочинил семилетний мальчик.

Небылица про картошку с глазами.

Жила-была картошка с глазами. Картошка по сторонам все разглядывала, а потом другим картошкам рассказывала. Потом ей надоело это.

Какие вы глупые. Скучно мне с вами. Пойду я мир посмотреть

Выпрыгнула из мешка и пошла гулять по кухне. А хозяйка была колдунья. И у неё был день рождения.

Ты чего тут под ногами путаешься, — спросила она картошку

Но картошка загордилась и не стала отвечать. Тогда хозяйка превратила гордую картошку в пирожное «картошку» и подала гостям к чаю. А они её и съели с удовольствием. (Кирилл Тихонов, 7 лет)

Небылицы помогают понять скрытый смысл текста. Смешные короткие тексты также хороши для развития воображения дошкольников. Играя с небылицами, ребёнок начинает прислушиваться к слову, что способствует интуиции.

Злой кабан сидел на ветке, пароход томился в клетке.

Соловей точил клыки, дикобраз давал гудки.

Кошка физику учила, а Маша хвостик свой ловила.

Буратино сшил себе штаны, а портной съел все блины.

Еж накрыт к обеду был, а чиж усами шевелил.

Рак летал под облаками, стол гонялся за мышами.

Чайник прыгал во дворе, чайник булькал на костре.

Дело было в январе первого апреля

Небылицы для детей 3-4 класса

***

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
Л. Станичев

***

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?
Э. Успенский

***

Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!

***

Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка.

***

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

***

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
Д.Хармс

***

Да и где же это виданное,
Да и где же это слыханное,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес.
На высокую поличку взнес,
А безрукий клеть обокрал,
Голопузому за пазуху поклал,
А безногий вперед побежал,
Безголосый караул закричал,
Да и где же это виданное,
Да и где же это слыханное?

***

Уж ты, бабушка Еленка,
Ты такая рукоделенка,
Топором сено кашивала,
Решетом воду нашивала,
Уж такая была вежливая,
На свинье к обедне езживала,
Подъезжала к золотым воротам.
Увидала мужиков с бородам…
У ворот, у ворот веселится народ,
Мухи музыку играют,
А коровы припевают,
Утки – в дудки,
Сверчки – в толчки,
Комары в топоры
Тараканы в барабаны…

***

Новый трюк! Смертельный номер!
Бегемот – на голове! Лев стоял на бегемоте!
Крокодил стоял на льве! Волк стоял на крокодиле!
И вдобавок на носу двухметрового удава…
Волк держал как колбасу…
Все кричали: Браво! Браво!
Вдруг – немыслимое дело! На удава муха села…
И удав, отпрянув вправо, поскользнулся на носу…
Волк качнулся – и удава
Проглотил как колбасу.
Рот открыв от удивленья,
Волка слопал крокодил.
Но и сам через мгновенье
Льву в желудок угодил.
Зашатался лев – и прямо
Рухнул в пасть гиппопотаму.

***

На поляне жили звери, чай любили, песни пели.
Строили себе дома, выжимали облака,
А водой из облаков умывались по утрам,
Чтобы шерстка у зверей становилась красивей.
А Потапыч на поляне развлекал друзей стихами.
Конечно медом угощал, никого не забывал.
В общем быт был там налажен: добывали сок из скважен.
В реках водится кокос, ананас и абрикос.
На поляне хорошо!
Приглашаем вас еще!

***

Ох, случилась беда:
Загорелась вода.
Проходил стороной
Солдат отставной.
Отставной солдат Тарас
От пожара речку спас,
Огонь затушил,
Себе славу заслужил:
«Тарас седой
Тушил воду бородой!»
Танцевала репка с маком,
А петрушка с пастернаком,
Кукуруза с чесноком,
Наша Таня с казаком.
А морковка не хотела
Танцевать, танцевать,
Потому что не умела
Танцевать, танцевать.
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Малых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят.

Функции небылиц

В детском возрасте первыми логическими упражнениями являются разделение функций предмета, наделение его несвойственными признаками. Дети придумывают перевертыши и небылицы сами. Корней Чуковский писал, что польза таких сказок и стихов очевидна: любое отступление от нормы укрепляет ребенка в ней, он оценивает все выше твердую ориентацию в этом мире. Ребенок своим умственным силам как будто делает экзамен и выдерживает его, что поднимает уверенность в интеллекте, уважение к себе, столь необходимые детям, чтобы не потеряться в нашем хаотическом мире.

Небылицы для взрослого являются словесными абракадабрами, нелепицами, а для ребенка — забавными историями о том, чего на самом деле быть не может. Отметим, что с незапамятных времен в народе существует этот вид фольклора, а ведь устное народное творчество сохраняет лишь самое лучшее, отсеивая бесполезное. Ребенок, постепенно открывая закономерности этого мира, делая новые соображения, начинает постепенно играть различными понятиями, так как лишь посредством игры маленькому человеку можно понять структуру мироздания.

Дети, перевертывая различные явления, вкладывая новый смысл в известное, учатся пользоваться и лучше управлять различными понятиями, формируют фантазию, свободу мышления, благодаря чему начинают чувствовать и понимать юмор.

Мы рассмотрели, что такое небылицы. Определение, виды, функции их также были нами изучены. Как видите, жанр этот довольно интересен и полезен. Потешки и небылицы — это не просто развлекательные истории, они служат вполне определенным, серьезным целям, помогая формировать личность ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: