Ноты

Как писать: «в отсутствии» или «в отсутствие»

Ирина Белкина, сайт kakprosto.ru

Довольно часто в русском языке встречаются спорные предлоги, правильное написание которых требует знаний, а не интуитивной расстановки букв. К таковым относятся устойчивый предлог «в отсутствие», который очень часто в письменной речи путают с существительным и предлогом «в отсутствии».

Инструкция
1
«В отсутствии» употребляется исключительно как свободное сочетание предлога «в» и существительного «отсутствие», поставленного в предложном падеже и имеющего окончание -и. Например: «Суд не усмотрел повода для прекращения заседания в отсутствии одного из свидетелей». Или: «В отсутствии на уроках школьника учитель не заподозрил ничего криминального». Здесь существительное с предлогом «в отсутствии» употребляется исключительно в значении «в том, что он отсутствовал».

2
Если вы используете в речи «в отсутствие» в качестве предлога, то выражение всегда пишется с буквой –е на конце. Более того, предлог «в отсутствие» можно проверить, заменив на словосочетание «при отсутствии кого-либо». Например: «В отсутствие родителей дети ведут себя слишком шумно». Или: «И в отсутствие актеров, играющих сказочных героев, новогодний праздник прошел феерично».

3
Не следует ориентироваться при проверке устойчивого сочетания «в отсутствие» на другое сочетание «в присутствии». Последнее всегда пишется с буквой –и на конце. Например: «В присутствии жены он становился робок и застенчив». Или: «Подростки в присутствии милиции становились грустными и хмурыми».

4
Запомните, что предлог «в отсутствие» употребляется только при ответе на вопрос «кого?» Ни в коем случае не «чего?» Именно поэтому словосочетания типа «в отсутствие ветра», «в отсутствие мнения», «в отсутствие электричества», «в отсутствие денег» и т.д. считаются некорректным. Такие слова «в присутствии» и «в отсутствие» употребляются только по отношению к людям. По отношению к неодушевленным предметам правильно говорить: «при наличии электричества», «при наличии ориентира», «при отсутствии денег», «при отсутствии мотива» и т.д.

Приемы игры

Приемы игры — специальные методы исполнения нотной записи: легато, стаккато, арпеджио и глиссандо.

Легато — подразумевает под собой связное исполнение нотной записи, звучание нот согласовано и перетекает из одной в другую, обозначается специальной линией в виде дуги.

Стаккато — короткое отрывистое исполнение нот, указывается точкой над или под нотой. Стаккатиссимо — наиболее острое отрывистое исполнение нот, обозначается перевернутым треугольником.

Арпеджиато — быстрое исполнение нот аккорда снизу вверх или в обратном порядке, обозначается вертикальной волнистой линией.

Глиссандо, слайд — прием скольжения от одной ноты к другой.

Оды гениальным композиторам

Ритмика истинной поэзии и народного фольклора напоминает музыкальный строй. Поэтому неудивительно, что музыкантам, композиторам, руководителям хоров и другим людям, связанным с этим видом искусства, посвящено много замечательных стихотворений, не утративших своей актуальности и по сей день.

Легендарная поэтесса Марина Ивановна Цветаева боготворила музыку, называя ее голосом души, сравнивая с внутренним естеством. Поэзия, литература и музыка всегда идут рука об руку. Даже в греческой мифологии из девяти покровительниц искусств большая часть относится к музыкальному жанру. Стихотворения и мелодии неразрывны между собой и в этом пантеоне стоят рядом.

У каждого известного поэта есть свои предпочтения в музыке. В зависимости от этого они посвящают написанные строки любимому композитору. Игорь Северянин писал стихи в память о Бизе и Григе. А также у него много в творческой биографии произведений, преисполненных ностальгии

. Борис Пастернак написал прекрасные строчки, обращенные к величайшему композитору Фредерику Шопену:

Стихи Игоря Северянина:

Вольфгангу Моцарту

Еще один гениальный композитор, чаще всего прославляемый поэтами — это Вольфганг Амадей Моцарт. В ходе исследований, проведенных специалистами, выяснилось, что моцартовские мелодии положительно влияют на организм ребенка и взрослого человека, особенно на сосудисто-кровяную систему, сердечный ритм и ментальность.

Ученые доказали, что левое и правое полушария головного мозга работают по-разному. Если одно развито значительно лучше, чем другое, то могут наблюдаться серьезные психологические расстройства, происходит разрыв нейронных связей, мыслительные процессы значительно замедляются, ухудшается память.

Короткий стих про Моцарта:

Чайковскому и Бетховену

Людвиг ван Бетховен — прославленный дирижер, композитор, виртуозный пианист, ярчайший представитель эпохи «венского классицизма». Он жил и творил в XVIII веке, но его музыкальное наследие сохранилось и по сей день. Бетховен внес бесценный вклад в развитие музыкального искусства, поэтому его неоднократно увековечивали в стихотворениях:

«Лунная соната»:

Петр Ильич Чайковский — русский гений, талантливейший драматург-психолог в музыке, один из ярчайших представителей эпохи романтизма. Его произведения наполнены чувствами, душевностью, экспрессивностью, поэтому они «задевают за живое», заставляют задуматься о главных жизненных ценностях и развивают эстетический вкус еще с детского возраста.

Известным творцам

Ни один, даже самый дорогой и идеально настроенный музыкальный инструмент, будь то рояль, скрипка, виолончель, саксофон, контрабас или даже самый обычный колокольчик, не подарит миру прекрасных звуков без талантливого исполнителя. Он не сможет вызвать эмоции, не рассмешит до слез и не тронет до глубины души, пока его не коснется рука музыканта. Волшебники звукоизвлечения, гениальные солисты, вокалисты, авторы проникновенных композиций. Перед ними преклоняются великие писатели, а стихи известных поэтов о музыке обращены именно к известным творцам мира сего.

Строчки, принадлежащие перу Михаила Юрьевича Лермонтова, родились у русского прозаика, поэта и драматурга после того, как он услышал звучание гитары в руках у М. Т. Высотского.

Имя Валентина Иосифовича Гафта многим знакомо из искрометных русских комедий, в которых он играл в главных ролях, а также бьющим прямо в цель эпиграммам. Гафт-лирик, глубоко мыслящий философ, мудрый мыслитель, увы, знаком лишь единицам. Мало кто знает, что Валентин Иосифович не только блестящий актер, но еще и тонкий ценитель искусств. У него есть прекрасное стихотворение, навеянное чарующей музыкой дирижера и потрясающего пианиста Евгения Светланова:

Длительности нот

Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать

Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.

Как считать длительности:

1

Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2

Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3

Четвертная – тянется на «раз и».
4

Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5

Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».

Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.

Длительности (обозначения):

  • Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
  • Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
  • Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
  • Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
  • Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
  • Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
  • Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.

Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.

Объединение нот в группу:

  • 1 ребро – восьмые.
  • 2 ребра – шестнадцатые.
  • 3 ребра – тридцать вторые.
  • 4 ребра – шестьдесят четвертые.

Вот как это выглядит:

Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

Направление штиля:

  • Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
  • Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.

Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки .

И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

Вместе с дочкой чаще пойте (Е. Раннева)

Научилась Маша петь
И поёт с утра до ночи.
Ну, куда певунью деть?
Маша — маленькая дочка.

И поёт девчушка песни
Про корову, про слона,
С песней Маше интересней,
Песня очень ей нужна.

Если спетых песен мало,
Начинает всё сначала:
Про слона и про корову,
А потом продолжит снова:
Про корову и слона.
Песня девочке нужна.

Дочь поёт с утра до ночи,
А когда закроет очи,
Песни бабушка поёт —
До рассвета не уснёт.

Покупали Маше книжки,
Приносили в дом мартышку.
Дед аквариум принёс,
В дом вселился рыжий пёс.

Папа Машу развлекает
И от пенья отвлекает,
Дед шумит, как самолёт,
Ну, а Машенька поёт.

Мы врача позвали к Маше:
— Помогите дочке нашей,
Целый день дитя поёт,
Нам покоя не даёт.

Врач сказал: — Не беспокойтесь.
Он совет нам дал такой:
— Вместе с дочкой чаще пойте —
И в семью придёт покой.

Барабан (Ю. Владимиров)

Кто продырявил барабан, барабан?
Кто продырявил старый барабан?
Барабанил в барабан барабанщик наш,
Барабанил в барабан тарабарский марш.
Барабанил в барабан барабанщик Адриан.
Барабанил, барабанил, бросил барабан.
Пришёл баран, прибежал баран,
Прободал барабан, и пропал барабан.
Сел барабанщик на шарабан,
Торопился в Ленинград поправлять барабан.
— Вот, гражданин, с барабаном несчастье.
Где тут проживает барабанный мастер?
— Мастер барабанный —
На углу Караванной.
— Здравствуй, здравствуй, барабанный мастер!
Вот с барабаном — посмотри — несчастье.
Я Адриан — барабанщик Адриан,
Я барабанил в старый барабан,
Барабанил, барабанил, бросил барабан.
Пришёл баран, прибежал баран,
Прободал барабан, и пропал барабан.
Мастер барабанный сел на чурбан,
Мастер барабанный поправлял барабан.
Поправлял барабан, драный барабан,
И поправил барабан, старый барабан.
Барабанщик Адриан забрал барабан,
Забрал Адриан барабан в шарабан.
Пo дороге — шарабан,
В шарабане — Адриан.
Барабанит в шарабане барабанщик наш,
Барабанит, барабанит тарабарский марш!

Буквы и природа

М. Яснов  

Все буквы на страницах книг
Живут, как им велит язык.
Но в мире шумном, заоконном,
Живут по собственным законам.

Пройдись на луг, спустись по горке –
Для жителей дупла и норки
Звук «Б» – порой любимый звук:
Бобр, белка, бурундук, барсук.

У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила!

А вот у многих нам знакомых
Не столь приятных насекомых
Ты «мягкий знак» в конце найдёшь:
Слепень и трутень, шершень, вошь!

Домашний скот узнать легко –
В начале слов поставим «КО»:
Корова, конь, коза, кобыла
И кот (не скот, но тоже мило).

У букв – особенные лица,
И если хочешь подразниться,
Поставь в конце ударный «Я»:
Червяк! Хомяк! Змея! Свинья!

А тех, кого боимся мы,
Нередко пишем через «Ы»:
Рысь, выдра, крыса, мышь и бык…
Какой хитрющий наш язык!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: