Частицы

§65. Правописание не с именами существительными

1. Пишутся слитно с  не  имена существительные, которые без  не  не употребляются, например:  не вежда, неверие, невзгода.

2. Пишутся слитно с  не  существительные, которые в сочетании с  не  приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами  без не,  например:  не правда (ср.: ложь),  не приятель (ср.: враг),  не счастье (ср.: беда).

3. Пишутся слитно с  не  существительные, обозначающие лиц и выражающие качественный оттенок; в сочетании с  не  образуются слова со значением противопоставления. Например:  не демократ, нерусский, неспециалист. Ср.: Метафорами широко пользуются литераторы и нелитераторы (М. Исаковский); Речь идет о читателе  – неязыковеде, неэтимологе (Лев Успенский); Восстаньте же, замученные дети, среди людей ищите нелюдей (Евг. Евтушенко).

Примечание. У существительных с другим значением противопоставление выражается раздельно пишущейся частицей, а не приставкой  не,  например: Он готов писать все: стихи и не стихи, пьесы и не пьесы. Слитное написание встречается только в словах-терминах, например:  не металлы, неорганика.

4

Пишутся раздельно с  не  существительные, если имеется или подразумевается противопоставление, например:  Это не осторожность, а трусость; Нет, это не уверенность убежденного в своей правоте человека; Средние века не многим пополнили этот список металлов (прилагательное, перешедшее в разряд существительных)

5. Раздельно пишется  не  с существительным в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается, например: Разве неправда чувствуется в его словах?

Примечание. Если отрицание не подчеркивается, то употребляется слитное написание, например: Разве это неправда!  (возможна замена:  Разве это ложь! ).

Подписи к слайдам:

Урок русского языка, 3 класс УМК «Школа 2100» Правописание частицы НЕ с глаголами Патрушева Татьяна Сергеевна учитель начальных классов БМАОУ СОШ № 9 г. Берёзовский Свердловской области

Прочитайте стихотворение 2 Платье новое – Вполне Хорошо сидит на мне. Это платье мне идёт. А костюм – наоборот, Потому что плохо сшит, Он на вешалке висит

Запомни! 3 п л а ток

Придумай и запиши: 4 Прилагательное + платок Глагол + платок Платок + существительное

Часть речи? 5 Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят здание. Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

Проверим! 6 Приду ( буд. вр .) придёт (буд. вр .) летит (наст. вр .) строят (наст. вр .) цветут ( наст.вр .) растёт ( наст.вр . ).

Глагол 7 Обозначает действия предметов Изменяется по числам и временам Вопросы: что делать? что сделать? ?

Прочитайте стихотворение 8 Завести велели мне Я согласен даже не Новые привычки: Рисовать на карте! Никогда девчонок не И согласен даже не Дёргать за косички! Танцевать на парте! Никогда с братишкой не Но не смейте делать мне Драться за обедом! Никаких упрёков, На уроках больше не Если даже я и не Говорить с соседом! Выучу уроков.

Тема урока 9 Правописание частицы не с глаголами

Определяем проблему урока 10 Что такое «не»? К какой части речи относится? Как пишется не с глаголами?

Вывод: 11 Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению

Правило: 12 Отрицательная частица не с глаголами пишется раздельно : не _ читал, не _ прыгал. Раздельное написание частицы не с глаголами орфограмма-пробел .

Работа в группах На рабочем столе в папке «ОБМЕН» папка «К уроку русского языка», в ней вы найдете задание, которое нужно выполнить: Придумать и записать 3-5 глаголов с частицей не на определенную тему (тема указана в инструкции) Какие правила работы в группах вы знаете ? 13

У вас получилось так? Не _ хочу, не _ упаду, не _ отойду, не _ приеду, не _ приду, не _ услышу, не _ найду, не _ слезаю, не _ решу, не _ мечтаю, не _ молчу.

Как писать: «в отсутствии» или «в отсутствие»

Ирина Белкина, сайт kakprosto.ru

Довольно часто в русском языке встречаются спорные предлоги, правильное написание которых требует знаний, а не интуитивной расстановки букв. К таковым относятся устойчивый предлог «в отсутствие», который очень часто в письменной речи путают с существительным и предлогом «в отсутствии».

Инструкция
1
«В отсутствии» употребляется исключительно как свободное сочетание предлога «в» и существительного «отсутствие», поставленного в предложном падеже и имеющего окончание -и. Например: «Суд не усмотрел повода для прекращения заседания в отсутствии одного из свидетелей». Или: «В отсутствии на уроках школьника учитель не заподозрил ничего криминального». Здесь существительное с предлогом «в отсутствии» употребляется исключительно в значении «в том, что он отсутствовал».

2
Если вы используете в речи «в отсутствие» в качестве предлога, то выражение всегда пишется с буквой –е на конце. Более того, предлог «в отсутствие» можно проверить, заменив на словосочетание «при отсутствии кого-либо». Например: «В отсутствие родителей дети ведут себя слишком шумно». Или: «И в отсутствие актеров, играющих сказочных героев, новогодний праздник прошел феерично».

3
Не следует ориентироваться при проверке устойчивого сочетания «в отсутствие» на другое сочетание «в присутствии». Последнее всегда пишется с буквой –и на конце. Например: «В присутствии жены он становился робок и застенчив». Или: «Подростки в присутствии милиции становились грустными и хмурыми».

4
Запомните, что предлог «в отсутствие» употребляется только при ответе на вопрос «кого?» Ни в коем случае не «чего?» Именно поэтому словосочетания типа «в отсутствие ветра», «в отсутствие мнения», «в отсутствие электричества», «в отсутствие денег» и т.д. считаются некорректным. Такие слова «в присутствии» и «в отсутствие» употребляются только по отношению к людям. По отношению к неодушевленным предметам правильно говорить: «при наличии электричества», «при наличии ориентира», «при отсутствии денег», «при отсутствии мотива» и т.д.

Стихи про любовь короткие красивые до слез

Мой дорогой, единственный, желанный,
С тобой решила провести я жизнь свою,
Ты нежный, добрый, очень страстный,
С тобой мы создали счастливую семью.

Ты лучший друг, ты вдохновенье, чудо,
Ты мой защитник, ты поддержка и стена,
И без тебя мой мир, пустой бы оказался,
Как сильно я люблю мой дорогой тебя.

Как хорошо, что встретились с тобою,
С тобой как будто стали целым мы,
Я рада, что зовусь любимою женою,
Что ты исполнил все желанья и мечты!

Мы с тобой, как два крыла у птицы,
Делим счастье на двоих и радость.
Мы в едином целом две частицы,
Всё сбывается, о чём мечталось!

Будут ночи теплые вдали у моря,
На заре мы пробуждаться будем.
Смоет все следы волна прибоя,
Тех ночей любви мы не забудем!

Я хочу, чтоб счастье длилось вечно,
Впереди не будет расставаний.
И любовь продлится бесконечно,
Вот таков предел моих желаний.

Песенка про существительное

Т. Рик

Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ! 

§69. Правописание не с глаголами

1. Отрицание  не  с глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) пишется раздельно, например:  не  брать, небыл, не зная, не спеша.

Примечание 1. Пишутся слитно с  не  глаголы, которые без  не  не употребляются, например:  не годовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзвидеть света, невзлюбить падчерицу; что-то сегодня нездоровится (глагол здоровится имеет устарелый и разговорный характер и употребляется редко: Как вам здоровится? Не оченьздоровится); но в соответствии с общим правилом: не поздоровится.

Примечание 2. Глагол  хватать  в любом значении пишется раздельно с  не,  например:

1) Щенок подрос и больше не хватает хозяина за брюки;

2) В книге не хватает нескольких страниц.

Различается раздельное написание  не доставать  в значении  «не дотягиваться»  и слитное написание  недоставать  в значении  «быть в недостаточном количестве», «быть нужным»,  например:

1) не достает  рукой до форточки;

2) в кассе недостает двух рублей; недостает терпения; только этого недоставало.

Примечание 3. Частица  не  в сложных предлогах  несмотря на  и  невзирая на,  а также союзах  несмотря на то что, невзирая на то что  пишется слитно. Необходимо отличать деепричастие  смотря  в сочетании с частицей  не,  которая пишется раздельно, например: Отвечайте на вопрос, не смотря в учебник.

2. Пишутся слитно глаголы с составной приставкой  недо -,  придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке  пере-;  ср.:  недо выполнить  – перевыполнить,  недо солить  – пересолить ). Например:  недо брать тетрадей,недоварить картофель, недовернуть гайку, недовесить масла, недогрузить вагон, недооценить свои возможности, недополучить часть товара,недоедать, недосыпать, недосмотреть, недослышать, недоучесть.  То же самое касается и производных, например:  недо сол, недогляд, недовес.

Примечание. Следует различать глаголы с приставкой  недо-,  обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой  до-, которым предшествует отрицание  не  и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца. Ср.:  недосмотреть  за ребенком (допустить упущение при надзоре) –  не досмотреть  спектакль до конца (не окончить смотреть); безработные постоянно недоедали  – дети часто не доедали за обедом свой суп; всегданедоплачивали – никогда не доплачивали.

Ср. также раздельное написание на основании общего правила:  не добежать до финиша, не доводить до конца, не докончить письма, что-то не доделать, ни до чего не доспорились; Приводя эти факты, газета многого не досказала.

Зачем нужны частицы

Они привносят дополнительный смысл. Сравните: «Я сказал, чтобы ты был дома в десять!» – «Я же сказал, чтобы ты был дома в десять!». Частица «же» внесла в предложение какой-то оттенок раздражения. Человек как будто хочет сказать: «Ты что, глупый?! Ты меня не услышал?!»

Другой пример. «На улице очень холодно» – «На улице не очень холодно». Отрицание, которое выражено частицей «не» помогло говорящему точнее передать свою мысль. Получается как бы три возможных варианта: не очень холодно – холодно – очень холодно. Говорящий посчитал, что ему подойдет первый – то есть «холодно», но все-таки терпимо.

С помощью частиц можно задавать вопросы: «Ты ли это?». А еще можно задать вопрос и вместе с ним выразить какое-то чувство, например, отчаяние: «Неужели мы никогда больше не вернемся» – человек спрашивает как будто самого себя, сам не может поверить, что пути назад нет.

Частицы могут использоваться для образования форм слова. Например, чтобы получить глагол в сослагательном наклонении, мы используем частицу «бы»: «Я бы учился на пятерки … ».

Разряды частиц

В свя­зи со зна­че­ни­ем и функ­ци­ей в пред­ло­же­нии части­цы делят на три группы:

  • смыс­ло­вые (модаль­ные)
  • сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные
  • фор­мо­об­ра­зу­ю­щие.
Модальные (вно­сят раз­лич­ные смысло­вые оттен­ки, выра­жают чувства) Указательные вот, вон, это, вот и
Уточняющие имен­но, точ­но, под­лин­но, почти, как раз, ров­но, в точности
Усилительные лишь, ни, же, даже, уж, и, ведь, все-таки, про­сто, прямо
Выделительно-ограничительные толь­ко, лишь, все­го, хоть, все­го лишь, лишь толь­ко, хоть (бы),  исклю­чи­тель­но, единственно
Вопросительные раз­ве, неуже­ли, ли, а, что ли
Восклицательные как, что за, то-то, про­сто, ну и, пря­мо, еще бы, ишь
Утвердительные да, точ­но, так, ну да
Выражающие сомне­ние вряд ли, едва ли, навряд ли, авось
Выражающие смяг­че­ние требования -ка
Формообразующие Образующие услов­ное наклонение б, бы

Она хоте­ла бы напить­ся коло­дез­ной воды.

Образующие повели­тельное наклонение да, давай, давай­те, пусть, пус­кай Пусть радост­ным будет твой день!
Отрицательные
НЕ Полное отри­ца­ние при ска­зу­е­мом Ты не слы­шишь меня.
Частичное — при дру­гих чле­нах предложения Не вам судить об этом.
Утверждение в воскли­цательных и вопроси­тельных предложениях Чего толь­ко не уви­дишь здесь!

Кто не зна­ет Юрия Гагарина?

В устой­чи­вых сочетаниях едва не, чуть не, вовсе не
При двой­ном отрицании Не можем не сооб­щить об этом (= дол­жны сооб­щить, обя­за­тель­но сообщим)
НИ Усиление при отрица­нии с «не» Я не ска­жу боль­ше ни слова.
Усиление утвер­жде­ния в при­да­точ­ных с уступи­тельным оттенком Как ни труд­но, а выпол­ни это. (=хотя труд­но, выполни).

Формообразующие части­цы пусть, пус­кай, да, давай, давай­те, бы (б) упо­треб­ля­ют­ся при обра­зо­ва­нии форм пове­ли­тель­но­го и услов­но­го накло­не­ния глагола.

Словообразовательные части­цы -то, -либо, -нибудь, кое- обра­зу­ют неопре­де­лен­ные место­име­ния и наре­чия от слов этих же частей речи:

  • что → что-то;
  • кто → кто-либо;
  • поче­му → почему-то;
  • когда → когда-нибудь;
  • куда → куда-либо;
  • кто → кое-кто.

Частица «не» обра­зу­ет новые сло­ва с про­ти­во­по­лож­ным значением:

  • прав­да → неправ­да (ложь)
  • лег­кий → нелег­кий труд (тяже­лый)
  • гром­ко → негром­ко (тихо) петь.

Смысловые части­цы созда­ют допол­ни­тель­ные оттен­ки зна­че­ний у отдель­ных слов и у все­го пред­ло­же­ния цели­ком. Они могут выра­жать вос­хи­ще­ние, удив­ле­ние, сомне­ние, уточ­не­ние, отри­ца­ние и пр. эмо­ции говорящего.

Сравним:

Основные груп­пы смыс­ло­вых (модаль­ных) частиц
Отрицательные не, ни, вовсе не, дале­ко не, отнюдь не Я не герой.
Вопросительные неуже­ли, раз­ве, ли (ль) Разве я герой.
Указательные вот, вон, это Вот герой.
Уточняющие имен­но, как раз, пря­мо, под­лин­но, при­бли­зи­тель­но, точ­но, точь-в точь Именно я герой.
Ограничительно-выделительные толь­ко, лишь, исклю­чи­тель­но, почти, един­ствен­но, про­сто, хотя бы, -то Я почти герой.
Восклицательные что за, ну и, как, ведь Я ведь герой!
Усилительные даже, же, ни, ведь, уж, и, всё, всё же, всё-таки, ну Всё же я герой.
Со зна­че­ни­ем сомнения едва ли, вряд ли Вряд ли я герой.
Побудительные (модально-волевые) пусть, давай, дай, ну, а ну, -ка Вперед давай и побеждай!
Сравнительные буд­то, как буд­то, как бы, словно Я слов­но герой.
Утвердительные да, так, прав­да, конечно Я прав­да герой.

§70. Правописание не с причастиями

1. Пишется слитно  не  с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например:  невычитанная рукопись, незамеченные опечатки, непроверенные цитаты, непрекращающиеся боли.

2. Пишется раздельно  не  с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например:  не  возвращенная автору рукопись, незамеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

Примечание 1. Данное правило распространяется и на те случаи, когда причастие с пояснительными словами образует часть составного сказуемого, например: Многие письма писателя остались не опубликованными при его жизни; Бездарность сойдет со сцены не замеченной в искусстве. Ср. в другой синтаксической конструкции: Трудно представить себе его не участвующим активно в общественной жизни.

Этому также подчиняются причастия, употребляемые в роли существительных, например: В числе не явившихся на заседание были Петров и Сергеев. Но при субстантивации причастия (переходе в разряд существительных) используется слитное написание, например: число неуспевающих по русскому языку.

Примечание 2. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени  не  с причастиями пишется слитно (ср. §66, п. 6, примеч. 2), например: совершенноневычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдаетсяболее общему правилу и  не  пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

Примечание 3. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов  не  пишется слитно (ср. §66, п. 6), например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум  –  все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.:  неподходящие  для южных культур условия (т.е. малопригодные, в значении прилагательного) – написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) – рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.:  нетронутая  еда, нетронутая натура – в переносном значении) – рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта  (т.е. явна, очевидна, в значении прилагательного) – дверь не прикрыта  (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен  (прилагательное) – доклад не подготовлен  (причастие).

3. Пишется раздельно  не  с краткими причастиями, например:  рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена. 

4. Пишется раздельно  не  с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например:  не законченный, а только начатый рассказ.

Поздравления учителям физики

Как нелегка учителя работа!
А с физикой легко попасть впросак:
Ведь суть закона Бойля-Мариотта
Не разъяснил бы нам и Гей-Люссак!
Но Вам лишь удовольствие доставит
Нас лишний раз чему-то научить;
И мы сегодня Вас хотим поздравить
И то, что мы Вас любим, сообщить!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Наш учитель, зная время,
Искру высечет из кремня.
Чтобы цепь замкнулась в срок,
Посвятит он ей урок.

Физик наш, Вас поздравляем,
Опыт с Вами повторяем,
Учим силу притяженья.
Вы достойны уваженья.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Ваш предмет незаменим,
В нем — законы жизни мира.
Лирики не дружат с ним,
Им поэзия кумиром.
Но смогли вы научить
Всех нас физики законам.
Вас хотим благодарить
Низким мы сейчас поклоном.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Для жизни физика важна,
И каждый это знает,
Учитель физики нам все
Понятно объясняет,
И с днем учителя сейчас
Его мы поздравляем,
Не будет в жизни грусти пусть,
Успехов лишь желаем!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
С учителем по физике
Грызем гранит науки,
На уроках ваших
Мы не знаем скуки.
Хотим вам в День учителя
Удачи пожелать,
Чтобы успехи наши
Могли вас поражать.
Механика и оптика,
Чтоб нам легко давались,
В голове амперы
И вольты не мешались.
Знания отличные
Пусть вам подарком будут,
Пусть физику, как вы,
Ученики полюбят.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Вы учитель физики
Просто первоклассный,
С вами каждый нам процесс
И простой, и ясный.
В день учителя желаем
Счастья, радости, добра,
Интересных лишь уроков
И сердечного тепла.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
С вами изучаем
Мы физики законы,
И вам в День учителя
Шлем привет огромный.
Сила притяжения,
Оптика, механика,
Желаем, чтоб у нас
Не вызывали паники.
Желаем, чтобы стала
Нам физика понятна,
Чтоб у доски ответы
Звучали четко, внятно.
Желаем воспитать вам
Будущих Ньютонов,
Чтоб знали на «отлично»
Мы физики законы.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Электроны, нейтроны, протоны
Вызывают протяжные стоны,
Как в ответе нам не ошибиться,
Где летают какие частицы?
А вольтметр? А диффузия? Боже,
Как запомнить нам все это тоже?
Вам, учитель, мы б очень желали,
Чтобы все вокруг физику знали!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
От прямолинейного движения
Мы с ускореньем перешли к закону Ома.
Электричество, оптика, динамика,
Нам интересно все, и все нам ново!
Вы с энтузиазмом нас учили!
И с физикой сегодня мы на «ты»!
И в праздничные дни, что наступили,
Примите наши яркие цветы.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Законов физики не счесть!
Хвала Учитель, Вам, и честь!
За то, что трудный сей предмет
Преподаете много лет,
Вы так доступно и понятно,
Что вторим мы за Вами внятно.
Что нет в ответах наших «каши»,
Заслуга, между прочим, Ваша!

Корни с чередованием О — А

  • кос – кас: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: коснуться – касаться;
  •  лож – лаг: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: приложение – прилагать;
  •  клон – клан: в корне по ударением может быть как о так и а, но без ударения пишется только о. Например: поклон – кланяться;
  •  твор – твар: как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о и а, но без ударения только о. Например: творец – тварь;
  •  гор – гар: буква а бывает только под ударением, без ударения пишется о. Пример: гореть – загар;
  •  плав – плов: буква о пишется только в двух словах: пловец и пловчиха, в остальных словах пишется а. Пример: плавучий, сплавить;
  •  зар – зор: без ударения пишется только а. Пример: зарево – зори. Исключение: зорянка, зоревать;
  •  раст – рос: перед ст и щ в словах без ударения пишется а. Пример: расти – росло, возраст, взращённый; Перед с без последующего т пишется о. Пример: выросший, недоросль; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов, отрасль;
  •  равн – ровн: корень равн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравнить, равномерный. Корень ровн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровнять, ровнять;
  •  мак – мок: корень мак пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: макать, обмакнуть. Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мокнуть, намокать, промокнуть.

Короткие стихи и четверостишия про физику для детей

Солнца свет, мерцанье звёзд,
Радуги хрустальный мост –
Свет Божественный горит,
Он из квантов состоит.
Квант – частица и волна,
И фотоном названа.
Физику такую, дети,
Учат в университете!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Физика — какая емкость слова!
Физика — для нас не просто звук,
Физика — основа и опора
Всех без исключения наук!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
И на суше, и в воде,
На другой планете —
курсы физики везде
Изучайте, дети!
Ах, как физика сложна,
Не сказать словами!
Но зато всегда она
Будет рядом с вами.
Тихо смотрят сверху вниз
На портретах лица:
Ты старайся, не ленись,
В жизни пригодится!
Если пальцем проводок
Оголённый трону,
Сразу вспомню я про ток
И законы Ома,
Если влепится снаряд
Прямо мне в телегу,
Рассчитаю скорость я
И длину пробега!
Если с башни навернусь
Или с самолёта,
Свою скорость наизусть
Вычислю в полёте!
И на суше, и в воде,
На другой планете —
Курсы физики везде
Изучайте, дети!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Есть у папы в кабинете
СИНХРОФАЗОТРОН:
В нем различные частицы —
Атом и нейтрон.
Мне ужасно интересно,
Как устроен он.
Разобрал я в две минуты
СИНХРОФАЗОТРОН.
Ничего я не увидел,
Лишь пустой пенал…
Я его потрогал пальцем,
И опять собрал.
Только вышел почему-то
Не такой прибор:
Вместо СИНХРОФАЗОТРОНА —
СИНХРО-ФАЗОН-ТОР!
Я ничуть не огорчился.
Взялся еще раз…
Только снова получился
СИНХРО-ФРОНО-ТАЗ!
Я себя с трудом взял в руки,
Не считал ворон,
И собрал из этой штуки
СИНТРО-ФАЗО-ХРОН.
Вот беда! Вернется папа…
Что наделал сын?!
Я закрыл глаза… и сляпал
ФАЗО-ТРОН-ХРО-СИН!
Ничего! Его к рассвету
Снова соберу:
Я ведь точно помню эту…
СИНТРО-ФАЗОН-ХРУ!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Физика нужна!
Физика важна!
Без нее не сделать нам ни шагу!
Как из березы получить бумагу?
Как мобильный телефон превратить в магнитофон?
Как получить незатухающий костер?
Как сделать умный полотер?
Как увидеть микромир?
Как создать нам новый мир?
Как нано-технологии внедрить?
И параллельные миры заполучить?
Как заглянуть в другие времена?
Как в невесомости взрастить нам семена?
Ответ один: тут физика нужна!
Учи ее, и станешь умным ты,
Достигнешь с ней карьерной высоты!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Нас физика, увы, повсюду окружает.
Из дома в школу утром провожает.
Набраться бы ученикам терпения:
Подняться из постели тяготения,

Умыться, применяя силу трения,
В кабине лифта ощутить падение,
На тротуаре – сильное скольжение.
А вот и школа — вечное движение!

Всем физикам – почет и уважение!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Совершенно непонятно,
Почему вода течет
Сверху вниз,
А не обратно,
Так,
А не наоборот.

Совершенно непонятно,
Почему трава растет
Снизу вверх,
А не обратно,
Так,
А не наоборот.

Совершенно непонятно,
Что такое свет и тень.
В общем, есть о чем подумать.
Если
Думать вам не лень.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Знаете, как говорится в народе?
Физика — царица всех наук о природе!
Физика много разделов включает,
Каждый вопросы свои изучает.
Например, проводов всех «величество»
Изучает раздел «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО».
«МЕХАНИКА» все изучает движения,
Действия сил, точки их приложения,
Тепловых процессов динамику
Изучает «ТЕРМОДИНАМИКА».
Отражение света, его преломление,
Прямолинейное распространение,
Как изображение глаз получает —
Все это «ОПТИКА» изучает.
Что собой представляет ядро или атом
Мы из «АТОМНОЙ ФИЗИКИ» узнаем когда-то.
В каждом разделе много полезного,
Познавательного и интересного!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Физика вовсе не простой предмет,
И как его выучить – дам я совет.
Надо все формулы знать назубок,
И не пропускать без причины урок.
Правильно нужно задачи решать,
Чётко, как учат их оформлять.
Теорию нужно всем знать, да чтоб так,
Что рассказать её будет пустяк.
Контрольные надо писать лишь на пять.
Обязательно всем надо физику знать!
Знать про альфа — распады и громкость звука.
Физика, вовсе, скажу вам, не скука.
А опыты…Боже, это так интересно!
Их готова творить я везде, повсеместно.
В общем одно я хочу лишь сказать:
Физику надо учить всем и знать!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Любите физику, друзья,
Без космоса никак нельзя,
Без света не прожить и дня,
Как в древнем мире без огня.

Учёный сильно удивлён,
В магнитном поле электрон,
И лазер — квантовый прибор,
Идей талантливых простор.

Машина или самолёт,
Большой корабль колет лёд,
И атом служит нам сейчас,
Всё это физика для нас!

Без физики не только свет,
Компьютер или Интернет,
Мы не могли бы получить,
Давайте физику учить!

§72. Правописание ни

1. Частица  ни  (безударная) входит в состав отрицательных местоимений  никто, ничто, никакой  и др. (см. §47) и отрицательных наречий  нигде, никуда, никогда  и др.

Местоимения и наречия с частицей-приставкой  ни  употребляются в предложениях с отрицательным сказуемым (при сказуемом имеется отрицание  не ), а местоимения и наречия с частицей-приставкой не употребляются в безличных (инфинитивных) предложениях с утвердительным сказуемым. Ср.:  ни к кому  не обращался – не к кому обратиться, ни за чем туда не ходил – незачем туда ходить; нигде не гулял — негде погулять.Отступления встречаются в отдельных выражениях:  остаться ни с чем, остаться ни при чем, считать ни за что  и др. Ср. также:  спорить не к чему  (в значении «не для чего», «незачем») – лекарство уже ни к чему  (в значении «ненужно», в роли сказуемого).

Отрицательное сказуемое может отсутствовать в предложении, но подразумеваться, например: На небе ни месяца, ни звезд; Ни человеческогожилья, ни живой души вдали (Чехов).

Примечание. Различаются сочетания:  ни один (никто)  –  не один (много); ни разу (никогда)  –  не раз (часто).  Ср.:  ни один  из нас не струсил в минуту опасности  –  не одиниз нас готов на это, ни разу с ним не встречался  –  не раз с ним встречался. Сочетание с частицей  ни  всегда употребляется в связке с отрицательным сказуемым.

2. Частица  ни  пишется отдельно, за исключением отрицательных местоимений (без предлога) и отрицательных наречий. Ср.:  никого  – ни от кого  –ниоткуда. 

Примечание. Следует различать слитное написание отрицательных местоимений и наречий ( никто, нигде  и т.д.) и раздельное написание частицы  ни  с относительными местоименными словами ( ни кто, ни где  и т.д.) в придаточных предложениях, например: Я не знаю, ни кто вы, ни кто он (Тургенев); К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать, ни где был государь, ни где был Кутузов (Л. Толстой).

3. Повторяющаяся частица  ни  имеет значение соединительного союза, например:  По этой дороге ни проехать, ни пройти; Ни день, нимесяц от него не было вестей; Ни тихо, ни громко течет рассказ.  В этих сочетаниях  ни  по значению равно сочетанию  и не,  т.е. выступает вфункции отрицания. Ср. у писателей XIX в.:  Ворон ни жарят, ни варят  (Крылов);  Сам он ни богат, ни знатен, ни умен  (Тургенев);  Елисей был старичок ни богатый, ни бедный  (Л. Толстой).

Примечание. Употребление повторяющегося союза-частицы  ни  в значении  «и не»  делает лишним наличие перед ним союза  и.  Сочетание  и ни  (обычно передпоследним однородным членом предложения) встречается сравнительно редко, например: В данном случае не подходит ни то и ни другое; И стало мне легко и просто, хоть и нипросто, ни легко (здесь  и  примыкает к союзу  хоть ); Он плакал горестно, солдат, о девушке своей, ни муж, ни брат, ни кум, ни сват и ни любовник ей (Твардовский).

4. Одиночное или повторяющееся  ни  входит в состав устойчивых оборотов, например:  во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало, откуда ни возьмись, ни рыба ни мясо, ни жив ни мертв, ни два ни полтора, ни то ни сё, ни дать ни взять, ни много ни мало, ни больше ни меньше.

5. В независимых восклицательных и вопросительных предложениях (часто со словами  только, уж ) пишется отрицательная частица  не,  а в придаточных предложениях (с уступительным оттенком значения) для усиления утвердительного смысла – частица  ни.  Ср.: Куда только он необращался! (общий смысл: «обращался во многие места»). – Куда только он ни обращался, везде встречал равнодушное отношение; Что мать неделала для больного сына! – Чего мать ни делала для больного сына, как ни пыталась помочь ему, но спасти его не смогла. Ср. также: На какие только ухищрения не пускается маленький человек, чтобы не пропасть, добыть горсточку счастья, какие только профессии себе не придумывает, а удачи все нет и нет (при помощи союза  а  соединены независимые предложения, в первой части нет придаточного предложения с уступительным оттенком значения, поэтому пишется  не ). Чего только не дают, а он ни в какую (аналогичный случай).

Примечание 1. Следует различать в придаточных предложениях сочетания  кто бы ни, что бы ни, где бы ни  и т.п., в составе которых имеется частица  ни, примыкающая к относительному слову, и сочетания  кто бы не, что бы не, где бы не  и т.п., в составе которых имеется частица  не,  относящаяся к сказуемому. Ср. Он всем оказывал помощь советом, кто бы к нему ни обращался. – В нашей округе, пожалуй, нет никого, кто бы к нему не обращался за советом;  Где бы  вы ни были, помните о своих обязанностях. – В Белоруссии мало найдется семей, где бы не было жертв Великой Отечественной войны.

Примечание 2. В восклицательных предложениях с утвердительным смыслом возможно употребление частицы  ни  в сочетаниях со значением «все равно кто (что, какой и т.д.)», например: –  Кто вам это сказал?  –  А кто бы ни сказал!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: