Краткое содержание сказки
Натанаэль в детстве боялся Песочного человека, которым взрослые пугали маленьких детей, чтобы те быстрее засыпали. Мальчик связал образ Песочного человека с адвокатом Коппелиусом, страшным другом своего отца, который приходил по вечерам в их дом. Любопытный мальчик подсмотрел, как отец с другом проводят тайные занятия алхимией. Увидев Натанаэля, Коппелиус пытался вырвать у него глаза. Поведение ночного гостя настолько напугало ребенка, что он проболел несколько недель. Спустя какое-то время Коппелиус опять вечером появился в их доме и закрылся с отцом в кабинете. Услышав взрыв, мальчик поспешил в кабинет и застал отца мертвым. Коппелиус исчез из города. Юноша Натанаэль встречает продавца барометров Копполу. Он считает, что это мерзкий колдун Коппелиус, убийца его отца, и хочет с ним поквитаться. Друзья Натанаэля Лотар и Клара своими убедительными доводами пытаются вернуть юношу в реальный мир. Натанаэль успокаивается. Он даже посещает лекции знаменитого профессора Спаланцани и увлекается физикой. Но темные силы не отпускают сознание Натанаэля. Увидев прекрасную дочь профессора, юноша потерял покой. Он совсем забыл о возлюбленной Кларе и стал ухаживать за профессорской дочкой, считая ее идеалом женской красоты. Выяснилось, что странная Олимпия — механическая кукла, творение профессора и Копполы. Натанаэль снова теряет рассудок. Преданная Клара вернула возлюбленного к жизни. Все следы помешательства исчезли. Никто не напоминал Натанаэлю о его болезни. Случайно Натанаэль наткнулся на подзорную трубку, купленную когда-то у Копполы, навел ее на Клару и снова потерял рассудок. Безумец схватил девушку и пытался выбросить ее из окна башни. Лотар спас сестру. На вопли безумного сбежался народ. В толпе Натанаэль заметил и Коппелиуса. С пронзительным криком Натанаэль бросился вниз. Увидев на мостовой обезображенное тело юноши, колдун скрылся в толпе. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Карикатурные портреты
Впервые оторванный от родственников, Эрнст Гофман, биография которого подробно описана в этой статье, занялся тем творчеством, которое в то время считалось развратным. Занятие это было шутливое. Так, в 1802 году будущий писатель Гофман увлекся карикатурными портретами. Он часто ездил на балы, где от скуки рисовал шуточные портреты прусских офицеров.
Юноша сам не заметил, как его портреты расходились между гостями, а когда стал известен автор карикатур, на него посыпался шквал жалоб. Но власти Берлина были хорошо знакомы с родом Гофмана и не решались как-либо наказать Эрнста, поэтому его сослали в Плоцк. Но даже такое наказание негативно сказалось на психическом здоровье будущего писателя. Он продолжал рисовать карикатуры, но только уже на самого себя, изображая себя тонущим в грязи. Везде на его карикатурных рисунках было и изображение необразованных сельчан.
В чем идея произведения
Сама идея мистической новеллы о заводном манекене-кукле и влюбленном в нее студенте Натанаэле возникла у Гофмана совсем не случайно. На протяжении 18 и 19 столетий в Европе были очень распространены красочные представления с показом различных механических моделей. Одним из характерных примеров такого представления являлся показ автоматов Вокансона, хорошо имитировавших движения человека. Удивленный всем уведенным в своих путешествиях и пораженный правдоподобностью кукольных механизмов, автор садится за написание своего «Песочного человека».
Мотив человеческого автомата, представленного в новелле, по ходу повествования появляется еще до знакомства молодого героя с Олимпией. «Ты бездушный, проклятый автомат!» – такие гневные слова бросает он в адрес Клары, упрекая ту в непонимании его стихов. Одновременно с этим только кукла воспринимается им в качестве благодарного слушателя, способного понять все его душевные терзания. Так происходит проникновение реального мира живых переживаний в мистическое воображение больного сознания.
Другим проходящим через всю новеллу мотивом являются человеческие глаза. Именно светлый цвет глаз своей возлюбленной Клары описывает Натанаэль, когда упоминает о них во втором письме к Лотару. Именно на глаза покушается вымышленный Песочный человек; на них же посягает и адвокат Коппелиус, неожиданно заставший героя в отцовском кабинете
Глаза – это то, что в первую очередь отражает душу любого человека, поэтому и привлекают внимание юноши в понравившейся ему Олимпии
Нашему герою кажется, что они излучают чудное «влажное лунное сияние». Увидев эти органы уже не живыми, а брошенными злодеями на пол, Натаниэль не может смириться с тем, что его новая любимая – заводная кукла. В заключение отметим, что именно глаза Натанаэля, смотревшие через подаренную Копполой подзорную трубу, становятся причиной страшной смерти героя
Наряду с мистическим образом Коппелиуса и детскими страхами юноши этот символ становится композиционным центром новеллы, на котором концентрируется внимание читателя
Пересказ в тезисах
Основные тезисы, кратко передающие суть изложения:
- В детстве героя часто пугали вымышленным страшилищем, которое похищает непослушных детишек и забирает у них глаза.
- К его отцу для занятий алхимией приходит странный адвокат Коппелиус, вызывающих у детей отвращение.
- Со временем у них в сознании закрепляется устойчивая ассоциация с этим страшилищем.
- Она укрепляется после случайно подсмотренной картины занятия Каппелиуса и отца алхимическими опытами.
- Повзрослев, герой уезжает учиться в другой город и там случайно под видом продавца барометров встречает похожего на Коппелиуса человека.
- После этого детские страхи вновь «просыпаются» в его сознании, и он хочет отмстить адвокату за прежние переживания.
Далее события развиваются стремительно, захватывая знакомство Натанаэля с профессором физики Спаланцани, у которого есть прекрасная дочь. Ученый убеждает его, что он ошибся с продавцом барометров и что тот ему известен как Коппола, не имеющий отношения к Коппелиусу. Следующую за этим череду происшествий можно описать так:
- Натанаэль едет домой и там ведет себя странно, едва не доводя ситуацию до дуэли с Лотаром (из-за оскорбления Клары).
- После этого он возвращается к учебе и сближается с Спаланцани, а затем влюбляется в его дочь Олимпию.
- Приглашенный на бал наш герой знакомится с ней ближе и поражается ее совершенству.
- Случайно Натанаэль обнаруживает как профессор и Коппелиус (сейчас он видит, что это действительно он) разрывают Олимпию на части и вырывают глаза.
Коппелиус лишает глаз куклу автомат
- Девушка оказывается автоматом, изобретенным доктором и оживленным алхимиком, после чего пораженный Натанаэль попадает в сумасшедший дом.
- Оправившись, он прерывает учебу и возвращается домой, где вскоре собирается сыграть свадьбу со своей Кларой.
- Но во время одной прогулки с ним случается приступ безумия, во время которого герой падает с башни и разбивается.
В дальнейшем Клара выходит замуж за другого человека и благополучно растит детей.
Сказка Песочный человек – Амадей Гофман
Сказочная новелла Гофмана Песочный человек – самое известное и популярное произведение автора. Историю Песочный человек читать рекомендовано взрослым и детям старше 14 лет.
Не стоит буквально воспринимать все рассуждения Гофмана в лице главного героя Натанаэля, присмотритесь внимательнее и вы увидите в них много скрытого смысла, живой энергии; сможете прочувствовать, насколько детские психические травмы способны укрепляться в сознании человека и преследовать его всю жизнь.
Песочный человек. Краткое содержание
Сказочная новелла Песочный человек разделена на четыре части. Первые три – это письма главного героя Натанаэля его другу Лотару и ответ девушки Клары – Натанаэлю. Четвертая часть – непосредственно сама история.
Первое письмо (Натанаэль – Лотару). Краткое содержание
В своем первом письме Натанаэль рассказывает историю детства о Песочном человеке, которым его пугали перед сном, о смерти отца и о его страшном друге отца Коппелиусе, в котором мальчик видел зло и воплощение Песочного человека. Также описывается случай о продавце барометров.
Второе письмо (Клара – Натанаэлю.) Краткое содержание
Возлюбленная Натанаэля Клара совершенно случайно прочитала письмо, адресованное её брату Лотару, и высказывает свою точку зрения на переживания молодого человека, показывая ему, что все страхи и ужасы не реальны.
Третье письмо (Натанаэль – Лотару). Краткое содержание
Натанаэль рассказывает о том, как он живет, о своем преподавателе физике Спаланцани и о его загадочной дочери Олимпии.
Краткое содержание истории Песочный человек
Побывав в гостях у Клары и Лотара, молодой человек возвращается на учебу в город и видит, что его квартира сгорела. Переехав в другой дом, он с удивлением замечает, что живет прямо напротив профессора физики.
Купив подзорную трубу, он целые дни проводит, наблюдая за Олимпией и на празднике у Спаланцани знакомится с ней, влюбляясь до беспамятства.
Лучший друг Натанаэля пытается помочь, рассказывая, что Олимпия очень странная и что у неё безжизненные глаза, но тот не слушает, забывая о Лотаре и невесте Кларе.
Побывав в сумасшедшем доме и вернувшись на родину, к матери и друзьям, он излечивается и планирует спокойную, размеренную жизнь вместе с Кларой. Однако этому не суждено сбыться. История заканчивается самоубийством Натанаэля, очередной раз помешавшимся на Песочном человеке.
Сказка Песочный человек скачать:
Читательский дневник по новелле «Песочный человек» Эрнста Гофмана
Название: «Песочный человек».
Число страниц: 36.
Жанр: мистическая новелла.
Главные герои: Натанаэль, Клара, Коппелиус, Спаланцани, Олимпия.
Второстепенные герои: Лотар.
Характеристика главных героев:
Натанаэль — мнительный, нервный молодой человек.
Клара — его невеста. Добрая и снисходительная.
Коппелиус — чернокнижник, злой и жестокий.
Спаланцани — учёный, изобретатель.
Олимпия — механическая кукла, робот.
Характеристика второстепенных героев:
Лотар — брат Клары.
Краткое содержание сказки «Песочный человек»
В детстве Натанаэля пугали рассказы о человеке из песка, приходящим к непослушным детям. Ему казалось, что этот человек ходит по дому.
Он спрятался в кабинете отца и видел, как тот с Коппелиусом проводили магические обряды. Позднее, при одном из обрядов отец погиб, и мальчик винил в том песочника.
Став взрослым Натанаэль вновь встретил Коппелиуса. Тот продал юноше подзорную трубу, через которую молодой человек следил за Олимпией.
Он танцевал с девушкой и влюбился в неё. Но однажды узнал, что Олимпия всего лишь кукла, оживлённая волшебством.
Натанаэль сошёл с ума и некоторое время провёл в сумасшедшем доме.
Когда он выздоровел, они с Кларой поселились за городом и готовились пожениться. Но юноша едва не убил невесту и сам сбросился с крыши.
План сказки:
- Воспоминания детства.
- Смерть отца.
- Снова песочник.
- Дуэль с Лотаром.
- Подзорная труба.
- Танцы.
- Механическая кукла.
- Сумасшествие.
- Невеста и жених.
- Смерть Натанаэля.
Основная мысль произведения «Песочный человек»
Главная мысль сказки в том, что нельзя поддаваться суевериям.
Основная идея новеллы в том, что в каждом человеке живёт свой кошмар.
Чему учит сказка
Учит быть рациональными и не верить в чудеса.
Учит хранить верность и быть честным с самим собой.
Учит спокойно относиться к тому, чего не понимаешь.
Краткий отзыв по рассказу «Песочный человек» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что вокруг нас много странного и непонятного.
Но это не значит, что этому нет научного объяснения.
Это интересная и немного страшная сказка.
Автору удалось показать, что человек может сам довести себя до безумия.
Мне понравилась Клара, добрая и чуткая девушка, которая до конца боролась за свою любовь. Мне не понравился Натанаэль, слабый и бесхарактерный юноша.
Я всем советую прочитать эту новеллу и подумать о том, что самое страшное чудовище всегда находится внутри нас и надо уметь его усмирять.
Пословицы к произведению:
- Всех чертей знаю, одного Сатану не знаю.
- У страха глаза велики.
- У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки.
- Смерти бояться — на свете не жить.
- Сон разума порождает чудовищ.
Словарь неизвестных слов
- Кобольд — мистическое существо, живущее под землёй.
- Стезя — путь, дорога.
- Фантом — призрачное создание.
- Фатум — неумолимый рок, судьба.
- Фейхтмейстер — учитель фехтования.
Библиотека произведений автора пополняется.
Главные герои и другие персонажи
Главными героями этой новеллы являются:
- Натанаэль – студент.
- Клара – его возлюбленная и невеста.
- Лотар – хороший друг, брат Клары.
- Коппелиус – главный злодей или «Песочный Человек».
К второстепенным действующим лицам относятся отец и мать героя, а также встречающиеся на его пути персонажи. Это профессор физики Спаланцани и похожий на Коппелиуса продавец барометров Коппола.
Главный герой новеллы – Натанаэль, который к моменту развития основных событий был молодым студентом. Из его первого письма видно, что юноша с детства рос впечатлительным ребенком, восприимчивым ко всему мистическому. Он не готов принимать окружающую реальность в обыденном виде, как это делается большинством людей.
Детские страхи Натанаэля
Гофман с иронией описывает романтичность молодого человека, воображающего себе то, чего не существует в реальности. Именно поэтому повзрослевший Натанаэль не способен отличить истинные чувства от механических действий куклы.
Его возлюбленная Клара – добрая и очень рассудительная для своего возраста девушка. Она не одобряет поэтические опыты жениха, на что он несправедливо обвиняет девушку в бесчувственности и непонимании. Но только она одна способна осознать, в какой опасной форме могут проявиться так далеко зашедшие фантазии Натанаэля.
Самый сложный и спорный персонаж новеллы – адвокат Коппелиус. Если смотреть на развитие событий глазами Натанаэля – этот символ зла предстает сразу в 3-х ипостасях: собственно злодея, продавца Коппола и символичного человека из детских страхов. При рассудительном подходе к событиям (как это делает Клара) придется согласиться с ней, что Коппола и Коппелиус – всего лишь созвучные имена, оживившие в герое его детские страхи. Вслед за представлением основных действующих лиц можно ознакомиться с пересказом новеллы Гофмана «Песочный человек» и кратким содержанием этого увлекательного произведения.
Смерть писателя
Известный писатель Эрнст Гофман с трудом справлялся с жизненными сложностями. Его здоровье было подорвано уже в сорок три года. В 1819 году сложно было представить в Гофмане литератора и композитора, так как он просто превратился в пьяницу. Кроме того, заболевание сифилисом вызвало ослабление сначала конечностей, а затем уже в 1822 году у него произошел паралич шеи. Но Гофман продолжал писать. И хотя руки его не слушались, он постоянно диктовал тексты своему секретарю или жене.
Страдая от болезни, ему приходилось еще и бороться с судебной несправедливостью, так как в своем последнем романе «Повелитель блох» он создал карикатуру на комиссара Кампца. А когда тот стал у власти, то решил отомстить писателю и арестовать его. Но король написал выговор автору, а его роман подвергся жесточайшей цензуре. А двадцать пятого июня 1822 года Эрнст Гофман умер от сифилиса. Ему было всего сорок шесть лет. Могила находится на Иерусалимском кладбище Берлина.
Двоемирие Гофмана: буйство фантазии и «суетня жизни»
Каждый истинный художник воплощает своё время и ситуацию человека в этом времени на художественном языке эпохи. Художественный язык гофмановского времени – романтизм. Разрыв между мечтой и действительностью составляет основу романтического миросозерцания. «Тьмы низких истин мне дороже/ Нас возвышающий обман» – эти слова Пушкина можно поставить эпиграфом к творчеству немецких романтиков
Но если предшественники, возводя свои воздушные замки, уносились прочь от земного в идеализированное Средневековье или в романтизированную Элладу, то Гофман отважно погружался в современную реальность Германии. При этом он как никто до него смог выразить тревожность, зыбкость, изломанность эпохи и самого человека
По мысли Гофмана, не только общество поделено на части, каждый человек, его сознание раздвоено, разорвано. Личность утрачивает свою определённость, цельность, отсюда мотив двойничества и безумия, столь характерный для Гофмана. Мир неустойчив, и человеческая личность распадается. Борьба между отчаянием и надеждой, между мраком и светом ведётся почти во всех его произведениях. Не дать тёмным силам места в своей душе – вот что волнует писателя.
При внимательном чтении даже в самых фантастических вещах Гофмана, таких как «Золотой горшок», «Песочный человек», можно обнаружить весьма глубокие наблюдения над реальной жизнью. Он сам признался: «Во мне слишком сильно чувство реальности». Выражая не столько гармонию мира, сколько жизненный диссонанс, Гофман передавал его с помощью романтической иронии и гротеска. В его произведениях полным полно всяческих духов и призраков, происходят вещи невероятные: кот сочиняет стихи, министр тонет в ночном горшке, у дрезденского архивариуса брат – дракон, а дочери – змейки и прочее и прочее, тем не менее, он писал о современности, о последствиях революции, об эпохе наполеоновских смут, которые многое перевернули в сонном укладе трёхсот немецких государств-княжеств.
Он заметил, что вещи стали властвовать над человеком, жизнь механизируется, автоматы, бездушные куклы берут верх над человеком, индивидуальное тонет в стандартном. Он задумывался над таинственным феноменом претворения всех ценностей в меновую стоимость, прозревал новую силу денег.
Что позволяет ничтожному Цахесу превратиться в могущественного министра Циннобера? Три золотых волоска, которыми наделила его сострадательная фея, имеют чудодейственную силу. Это отнюдь ещё не бальзаковское понимание беспощадных законов нового времени. Бальзак был доктором социальных наук, а Гофман – провидец, которому фантастика помогала обнажать прозу жизни и строить гениальные догадки о будущем. Показательно, что сказки, где он давал волю безудержной фантазии, имеют подзаголовки – «Сказки из новых времён». Он не просто судил современную действительность как бездуховное царство «прозы», он сделал её предметом изображения. «Опьянённый фантазиями Гофман,– как писал о нём выдающийся германист Альберт Карельский, – на поверку обескураживающе трезв».
Уходя из жизни, в последнем рассказе «Угловое окно» Гофман поделился своей тайной: «Ты, чего доброго, думаешь, что я уже поправляюсь? Отнюдь нет… Но вот это окно – утешение для меня: здесь мне снова явилась жизнь во всей своей пестроте, и я чувствую, как мне близка её никогда не прекращающаяся суетня».
Берлинский дом Гофмана с угловым окном и его могилу на иерусалимском кладбище «подарили» мне Мина Полянская и Борис Антипов из породы энтузиастов, столь чтимой нашим юбиляром.
Приёмники инфразвука. (часть вторая)
Опубликовано: 08.11.2018
Информационные(энергетические) приёмники Информационные инфразвуковые волновые приёмники предназначены для приёма энергии передаваемой по инфразвуковому интерфейсу. Работают они по принципу резонаторов, которые позволяют усиливать сигнал принятый антеннами. С помощью вторичного резонатора инфразвуковой сигнал преобразуют в заданный звуковой диапазон. По типу используемых антенн их разбивают на две большие группы: –Объёмные резонаторы с монолитными скальными антеннами: В качестве антенны обычно используют естественный скальный монолит, расположенный определённым образом к передатчику инфразвука. На этом монолите строят объёмный резонатор, с помощью которого принимают данные от вибрации монолита. –Объёмные резонаторы с камертонными антеннами: Второй вид антенн, это камертонные Читать дальше …
«Золотой горшок»
Первая сказка Гофмана. Она стала его отдушиной в военное время. В центре сюжета – студент Ансельм. Он отправляется в Дрезден, чтобы найти работу. Но в первые же минуты, проведенные в городе, несчастья обрушиваются на юношу. Он рассыпает корзину яблок старухи, за что та его проклинает. Затем юноше мерещатся странные золотые змейки. Вскоре он узнает, что это заколдованные принцессы. Одна из них влюбляется в него и просит помочь освободить их и вернуть в волшебную страну Атлантиду.
Почему не просто детская сказка?
Вся сказка пропитана противопоставлениями: мифический мир и бытовая повседневность Дрездена начала ХIХ века, поэтическая мечта Ансельма и бездуховные желания местных вельмож, саламандры и драконы… Реальность и выдумка ведут борьбу за место в сердце главного героя и в сердце сказки. И побеждает быт. Автор приводит нас к мысли, как бы не была привлекательна страна грез, мир реальный обладает своими достоинствами. Да, он банален, но он человечен. Гофман как художник видит красоту реальности в её неидеальности и пытается передать это читателю. Ироничный конец, где сказочная Атлантида становится лишь «поэтическим достоянием ума», Ансельм просто поэтом, а не правителем волшебной страны, намекает на то, что в итоге романтический идеал не достижим, взрослый человек в отличие от ребенка должен жить в реальности, пытаясь сделать её лучше.
Песочный человек
Сказка про особо впечатлительных
Когда я в первый раз читала это произведение, то «Песочный человек» показался мне архаичной нудятиной. Это было давно, когда после школьной обязательной программы по литературе хочется чего-то абсолютно другого: интересного, динамичного, современного. Или хотя бы старенького, но чтоб прям вот дух захватило и унесло. А тут всё размерено. Но, надо признаться, что впечатление жутковатое эта сказочка Гофмана тогда все же оставила. Заинтересовавшись новым изданием, я его приобрела и, заодно, решила перечитать. Впечатление абсолютно иные. Эта сказка сейчас показалась не страшилкой, а завуалированной сатирой на людей восторженных и не умеющих унять своё буйное воображение. Ведь по большому счету вся история сводится к тому, как молодой человек сам сводит себя с ума, веря в то, что фантомы из детства существуют на самом деле. Он умудряется увидеть Сатану в обычном, хоть и крайне неприятном, человеке. Он уверен, что его преследует зло. Он умудряется влюбиться в куклу. Он до безобразия глух к доводам своей невесты и своих друзей. Его воображение напрочь подчинено им же созданным жутким монстрам. Сказка то сказка, но её концовка отлично демонстрирует, куда может привести чересчур бурная фантазия, болезненная впечатлительность и абсолютная слепота по отношению к здравому смыслу. Печальный итог.
Что касается других сторон, то в этот раз этот архаичный язык, эта демонстрация эмоций Натаниэля в его письмах со всеми «охами» и «ахами», этот восторженный слог влюбленного, который несёт возвышенные, но лишенные смысла речи, когда обращается к своей возлюбленной показались как раз уместным. Как и эпистолярный жанр в начале, когда главные персонажи пишут друг другу письма. Манера письма, употребляемые обороты речи, передающиеся через слова эмоции неплохо характеризуют героев. Уже в письмах виден этот надрыв в Натаниэле, его впечатлительность и его подчиненность своим мистическим фантазиям. Клара же предстает разумной, спокойной и веселой девушкой, которая ко всему прочему ещё и добра, так как те выражения, в которых она пытается убедить своего жениха всё же внять голосу разума, а страшные фантазии оставить в детстве, не высмеивают, а успокаивают и убеждают. Лотар же, брат Клары и близкий друг Натаниэля, дальше выступает в роли рассказчика. Он пытается передать печальную историю не предвзято, но периодически сквозь текст угадывается некоторое недоумение, что появляется у рассказчика, когда он ведёт своё повествование о том, что и как случилось. Например, те эпизоды, где друг влюбленного Натаниэля пытается раскрыть ему глаза на предмет этой самой любви.
В конце Гофман акцентирует внимание на Кларе и на том, что она обрела своё счастье, которое » никогда не смог бы дать ей Натаниэль с его вечным душевным разладом». Получается, что концовка-то счастливая
Для всех, кроме главного персонажа этой старой и жутковатой сказочки. Да, то жутковатое ощущение всё равно остаётся. Уж больно красочно и поэтично Гофман описывает все страхи своего героя. И да, особенно впечатлительным детям лучше не рассказывать страшилки про Песочного человека, охотящегося за глазами. А то вон что вышло…
«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»
В маленьком королевстве после смерти правителя Деметрия начинаются гонения на фей и колдунов. Жившие когда-то в полной свободе, теперь они вынуждены скрываться в тени. Однажды одна из фей встречает на лугу крестьянку Лизу. Она зачаровывает её уродливого сына, который теперь кажется всем невероятно умным и красивым юношей. Постепенно он входит в высший свет. Вскоре Цахес заключает помолвку с красавицей Кандидой, дочкой местного ученого. Но возлюбленный девушки, Бальтазар, не намерен отдавать её заколдованному коротышке.
Почему не просто детская сказка?
В центре внимания Гофмана не привычная борьба добра со злом, а общественно-политические вопросы. Через кривое зеркало сатиры автор показывает истинное лицо эпохи: уродство абсолютизма, глупость верноподданничества, торжество беззакония и лакейскую роль официальной науки. Ещё до появления «Цахеса» в печати по Берлину поползли слухи, что в сказке содержится политическая сатира, поговаривали даже о ее запрете. Достается от Гофмана и главному герою. Образ Бальтазара ироничен, теперь это не истинный поэт, как было в ранних сказках, а просто юноша, увлекающийся поэзией. Да, и злом здесь предстает не Цахес, фея или маг, они, скорее, смешны и нелепы, а само общество и реальность. Они настолько извращены и исковерканы в отношении простых моральных устоев, что становится страшно за существование человека.
О «Житейских воззрениях кота Мурра»
Книга задумывалась как итоговая, в ней сплелись все темы и особенности манеры Гофмана. Здесь трагедия соединилась с гротеском, хотя они обратны друг другу. Сама композиция тому способствовала: биографические записки учёного кота прослаиваются страницами из дневника гениального композитора Иоганна Крейслера, которые Мурр использовал вместо промокашек. Так и напечатал рукопись незадачливый издатель, помечая «вкрапления» гениального Крейслера как «Мак. л.» (макулатурные листы). Кому нужны страдания и печали любимца Гофмана, его alter ego? На что они годятся? Разве что на просушку графоманских упражнений учёного кота!
Иоганн Крейслер, дитя бедных и невежественных родителей, познавший нужду и все превратности судьбы, – странствующий музыкант-энтузиаст. Это – любимец Гофмана, он действует во многих его произведениях. Энтузиасту чуждо всё, что имеет вес в обществе, потому его ждут непонимание и трагическое одиночество. В музыке и любви уносится Крейслер далеко, далеко в светлые миры, известные ему одному. Но тем безумнее для него возврат с этой высоты на землю, в суету и грязь маленького города, в круг низменных интересов и мелких страстей. Натура неуравновешенная, постоянно раздираемая сомнениями в людях, в мире, в собственном творчестве. От восторженного экстаза он легко переходит к раздражительности или к полной мизантропии по самому незначительному поводу. Фальшивый аккорд вызывает у него приступ отчаяния. «Крейслер нелеп, почти смешон, он постоянно шокирует респектабельность. Эта неконтактность с миром отражает полное неприятие окружающей жизни, её тупости, невежества, бездумия и пошлости… Крейслер восстаёт один против целого мира, и он обречён. Мятежный дух его гибнет в душевной болезни» (И.Гарин).
Но ведь не он, а учёный кот Мурр претендует на роль романтического «сына века». Да и роман пишется от его имени. Перед нами не просто двухярусная книга: «Крейслериана» и животный эпос «Мурриана». Новое здесь – линия Мурра. Мурр не просто филистер. Он пытается предстать энтузиастом, мечтателем. Романтический гений в образе кота – смешная идея. Вслушайтесь в его романтические тирады: «… я знаю твёрдо: моя родина – чердак!. Климат отчизны, её нравы, обычаи – как неугасимы эти впечатления… Откуда во мне такой возвышенный образ мыслей, такое неодолимое стремление в высшие сферы? Откуда такой редкостный дар мигом возноситься вверх, такие достойные зависти отважные, гениальнейшие прыжки? О, сладкое томление наполняет грудь мою! Тоска по родному чердаку поднимается во мне мощной волной! Тебе я посвящаю эти слёзы, о прекрасная родина…» Что это как не убийственная пародия на романтические эмпиреи йенских романтиков, но ещё больше – на германофильство гейдельбергцев?!
Писатель создал грандиозную пародию на само романтическое мировоззрение, зафиксировав симптомы кризиса романтизма. Именно сплетение, единство двух линий, сталкивание пародии с высоким романтическим стилем рождает нечто новое, неповторимое.
«Что за истинно зрелый юмор, какая сила действительности, какая злость, какие типы и портреты и рядом – какая жажда красоты, какой светлый идеал!» Достоевский так оценил «Кота Мурра», но это достойная оценка творчества Гофмана в целом.
Персонажи
- Натаниэль— главный персонаж.
- Клара— невеста Натаниэля и сестра Лотара, имеет миролюбивый, спокойный, рассудительный характер.
- Лотар— брат Клары, друг Натаниэля.
- Отец Натаниэля— алхимик, имел дело с Коппелиусом, что привело к его смерти.
- Коппелиус— уродливый человек, портящий Натаниэлю жизнь, причастен к смерти отца Натаниэля.
- Джузеппе Коппола— итальянский механик, продавец барометров, в котором Натаниэль узнаёт Коппелиуса.
- Спаланцани— профессор физики, учащий Натаниэля, создатель автомата Олимпии.
- Олимпия— «дочь» профессора Спаланцани, автомат.
- Зигмунд— друг Натаниэля, пытавшийся спасти его от безумия.
«Повелитель блох»
Главный герой последней сказки Гофмана странный молодой человек Перегринус Тис, который сторонится женщин и не хочет заниматься ничем, кроме оккультизма. Однажды он случайно дает кров повелителю блох. В награду правитель берет молодого человека в путешествие по волшебной стране. Вскоре Тису придется спасти королевство и побороться за сердце настоящей принцессы.
Почему не просто детская сказка?
С «Повелителем блох» произошел совершенно небывалый случай для того времени. Сказка вышла из печати в сильно изуродовано виде. Цензоры увидели в ней крайне едкую сатиру на судопроизводство Прусии. Кроме того, сказочник едва ли не впервые в литературе изобразил охоту на отличные от общей идеологии «мысли». Гофману самому грозил суд, от которого его спасла смерть. Кроме нового уровня сатиры, которая стала совершенно открытой, автор усложнил главного героя. Помимо психологической определенности, в его образе появилась социальная, что было настоящим прорывом для литературы того времени, когда современники сказочника уходили от реальности, он пытался привнести её в мир волшебный. Да и финал, в котором главный герой отказывается от волшебной принцессы и выбирает обычную девушку, совсем не в духе сказки, окончательно разрушает горизонт читательских ожиданий.
А также подпишитесь на нас в VK, Instagram
и . Это поможет нам стать ещё лучше!